Федеральное государственное бюджетное 9

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" РОСТОВСКИЙ (Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ)

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 30 900 — ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) — БАКАЛАВР

КАФЕДРА уголовного процесса и криминалистики

СУДЕБНАЯ психиатрия

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2014

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" РОСТОВСКИЙ (Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ)

Утверждаю

Заместитель директора РЮИ РПА Минюста России,

Председатель методического совета РЮИ РПА Минюста России

________________________ А.Р. Саруханян

СУДЕБНАЯ психиатрия

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2014

Автор-составитель:

Каргин М.В., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Ростовского юридического института РПА Минюста России, кандидат медицинских наук;

12 стр., 5936 слов

Институт дополнительного профессионального образования

... февраль. Зырянов И.А. Педагогическая мастерская // Вестник Саратовского юридического института МВД России. 2008. апрель. Инновационная деятельность педагога – Режим электронного доступа: ... «Общественный контроль»: www.ozpp.ru Инновационная деятельность // Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Методический центр ...

Крючкова М.Н., преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Ростовского юридического института РПА Минюста России.

Рецензенты:

Деркунский Д. В., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института, кандидат юридических наук, доцент;

Сорокин И. О., заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Ростовского юридического института РПА Минюста России, кандидат юридических наук.

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Судебная психиатрия» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 30 900 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Ростовского юридического института РПА Минюста России, обучающихся по программе подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен кафедрой уголовного процесса и криминалистики Ростовского юридического института РПА Минюста России.

© РЮИ РПА Минюста России, 2014.

Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Судебная психиатрия» — это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

— целевую установку;

— содержание учебной дисциплины;

15 стр., 7002 слов

По дисциплине «Учебная и производственная практики»

... государственного педагогического университета. Рабочий телефон: 235-76-31 Рабочая учебная программа по дисциплине «Учебная и производственная практики» для ООП «050700.62 – Специальное (дефектологическое ... семестр Дифф. зачет --- 6,8 семестр Екатеринбург 2012 Рабочая учебная программа по дисциплине «Учебная и производственная практики» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет ...

— учебно-методическое обеспечение дисциплины;

— требования к уровню освоения программы и формы промежуточного контроля.

Целевая установка

Целью изучения дисциплины «Судебная психиатрия» является формирование у студентов целостного представления о методологии экспертных исследований в судебной психиатрии, основных методах, используемых врачами — судебно-психиатрическими экспертами при производстве всех видов судебно-психиатрических экспертиз, допустимости применения этих методов в профессиональной деятельности судебно-психиатрического эксперта, средствах и приемах, используемых в экспертной практике.

Задачами преподавания дисциплины являются:

  • изучение методологических основ судебно-психиатрической экспертной деятельности, основных методов собирания и исследования доказательств при производстве судебно-психиатрических экспертиз;
  • изучение современных экспертных технологий, используемых в судебно-экспертной деятельности;
  • приобретение практических навыков по оценке и использованию результатов судебно-психиатрического экспертного заключения.

Содержание обучения в РЮИ РПА Минюста России по дисциплине «Судебная психиатрия» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра юриспруденции:

  • а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);
  • б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);
  • в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);
  • г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);
  • д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений, осуществление правового воспитания).

Содержание учебной дисциплины

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ

16 стр., 7688 слов

Лекция XX. Судебно-психиатрические аспекты детско-подростковой психиатрии

... ди­агностические и экспертные вопросы или выносится обосно­ванное заключение о необходимости проведения стационарной экспертизы. Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза (АСПЭ) несовер­шеннолетних ... уголовной ответственности является «вменяемость». «Вменяемость-невменяемость» — это юридические понятия, позволяющие отграничить преступления (которые влекут уголовную ответственность и наказание) ...

Раздел 1. Организационные и правовые аспекты

судебно-психиатрической экспертизы

Тема 1. Организационные вопросы судебно-психиатрической экспертизы

Предмет и задачи судебно-психиатрической экспертизы. Права и обязанности врача — судебно-психиатрического эксперта. Порядок назначения и проведения экспертизы. Оценка судебно-психиатрического заключения следствием и судом.

Виды судебно-психиатрических экспертиз.

Тема 2. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе

Формула невменяемости. Медицинский и юридический критерий формулы невменяемости. Интеллектуальный и волевой компоненты юридического критерия невменяемости. Юридическое следствие признания лица невменяемым. Компетентность суда при вынесении вопроса о невменяемости. Презумпция вменяемости. Соотношение вменяемости и вины. Статья 22 УК РФ. Каким образом суд может учитывать факт наличия у обвиняемого психического расстройства, которое лишало его в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими при совершении правонарушения. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц, заболевших психическим заболеванием после совершения правонарушения, но до вынесения приговора.

Тема 3. Принудительное лечение

Статьи Уголовного кодекса, регламентирующие порядок назначения принудительных мер медицинского характера. Формы и виды принудительных мер медицинского характера. Процедура и критерии назначения принудительного лечения и выбора его формы. Социальная опасность лица. Критерии социальной опасности лица с психическим расстройством. Отмена принудительного лечения. Недобровольная госпитализация больных с психическими расстройствами.

Тема 4. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе

Правоспособность, дееспособность, недееспособность. Медицинский и юридический критерии недееспособности. Соотношение медицинского и юридического критерия в формуле недееспособности и в формуле невменяемости. Юридическое следствие признания лица недееспособным. Ограниченная дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Виды судебно-психиатрических экспертиз в гражданском процессе. Сделкоспособность, статья 177 ГК РФ. Недействительные и ничтожные сделки. Проверка дееспособности гражданина нотариусом при заключении юридической сделки.

Тема 5. Вопросы пенитенциарной психиатрии

Вопросы, подлежащие разрешению при судебно-психиатрической экспертизе осужденных. Процедура направления осужденного на судебно-психиатрическую экспертизу. Оказание осужденным медицинской психиатрической помощи. Освобождение осужденных от дальнейшего отбывания наказания в связи с наличием у них психического расстройства.

Тема 6. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших

Вопросы, решаемые судебно-психиатрическими экспертами в отношении свидетелей и потерпевших. Понятие беспомощного состояния.

Тема 7. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Основные психические расстройства детского и подросткового возраста. Вопросы, подлежащие разрешению судебно-психиатрическими экспертами в отношении несовершеннолетних. Статья 20 УК РФ.

Раздел 2. Судебно-психиатрическая экспертиза

лиц с психическими расстройствами

Тема 8. Формы психических заболеваний. Основные симптомы психических заболеваний

Понятие нормы и патологии в биологии и медицине. Основные критерии нормы в биологии, медицине и психиатрии. Классификация психических расстройств. Этиология психических заболеваний. Понятие симптома и синдрома. Расстройства восприятия. Нарушения мышления, бред. Расстройство аффективной сферы. Сенсопатии. Нарушения сознания.

Тема 9. Судебно-психиатрическая оценка шизофрении и аффективных расстройств

Этиология шизофрении. Формы шизофрении. Феноменология шизофрении. Типы течения. Принципы судебно-психиатрической оценки больных шизофренией.

Этиология, патогенез и клиника маниакально-депрессивного психоза. Типы течения маниакально-депрессивного психоза. Циклотимия. Шизоаффективные психозы. Судебно-психиатрическая оценка больных с аффективными расстройствами.

Тема 10. Судебно-психиатрическая оценка расстройства личности

Понятие расстройства зрелой личности (психопатии).

Типы психопатии. Декомпенсация и компенсация психопатии. Психопатические реакции. Принципы судебно-психиатрической оценки психопатических личностей.

Тема 11. Зависимость от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомании, алкогольные психозы)

Понятие психоактивного вещества, наркотического вещества и токсикоманического средства. Юридическая и медицинская классификация психоактивных веществ. Основные стадии развития зависимости от психоактивных веществ. Понятие психической и физической зависимости. Изменение толерантности. Клинические особенности алкоголизма, героиновой и кокаиновой наркомании, зависимости от каннабиноидов. Алкогольный делирий. Алкогольный галлюциноз. Бредовые алкогольные психозы. Принципы судебно-психиатрической оценки лиц с зависимостью от психоактивных веществ и больных алкогольными психозами.

Тема 12. Реактивные состояния. Симуляция

Понятие психической травмы. Острые и пролонгированные реактивные состояния. Посттравматическое стрессовое расстройство. Судебно-психиатрическая экспертиза больных с реактивными состояниями.

Основные формы симуляции. Метасимуляция. Сюрсимуляция. Диссимуляция.

Тема 13. Судебно-психиатрическая оценка органического психического расстройства и олигофренией

Этиология и патогенез органического психического расстройства. Когнитивные расстройства. Психоорганический синдром. Деменция. Принципы судебно-психиатрической оценки больных с органическим психическим расстройством и деменцией.

Понятие и этиология олигофрений. Формы олигофрений. Судебно-психиатрическая оценка лиц с различными формами олигофрении.

Тема 14. Судебно-психиатрическая оценка исключительных состояний

Синдромология исключительных состояний. Патологическое опьянение. Патологический аффект. Патологическое просоночное состояние. Судебно-психиатрическая оценка исключительных состояний.

Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий

Тематический план учебной дисциплины

для очной формы обучения

Разделы и темы дисциплины

Количество часов

всего

лекции

практические занятия

самостоя-тельная работа

1

2

3

4

5

8 — й семестр

Раздел 1. Организационные и правовые аспекты

Тема 1.Организационные вопросы судебно-психиатрической экспертизы

4

1

1

2

Тема 2.Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.

4

1

2*1

1

Тема 3.Принудительное лечение.

4

1

2*

1

Тема 4. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе.

4

1

2*

1

Тема 5Вопросы пенитенциарной психиатрии

4

1

2*

1

Тема 6. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших.

4

1

1*

2

Тема 7. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних.

4

1

2*

1

Раздел 2. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц с психическими расстройствами

Тема 8. Формы психических заболеваний.

Основные симптомы психических заболеваний.

4

1

2*

1

Тема 9. Судебно-психиатрическая оценка шизофрении.

4

1

1*

2

Тема 10. Судебно-психиатрическая оценка расстройства личности

4

1

1*

2

Тема 11. Зависимость от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, алкогольные психозы).

4

1

1*

2

Тема 12.Реактивные состояния.

4

1

1*

2

Тема 13. Судебно-психиатрическая оценка органического психического расстройства.

4

-

1*

3

Тема 14. Судебно-психиатрическая оценка исключительных состояний.

4

-

1*

3

Тема 15. Судебно-психиатрическая оценка болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ.

4

-

1*

3

Тема 16. Судебно-психиатрическая оценка олигофрений.

4

-

1*

3

Тема 17. Судебно-психиатрическая оценка аффективных расстройств.

4

-

1*

3

Тема 18. Симуляция.

4

-

1*

3

Зачет

-

-

-

-

Итого за семестр (2 зачетные единицы)

72

12

24

36

Итого по дисциплине (2 зачетные единицы)

72

12

24

36

Тематический план учебной дисциплины для заочной формы обучения

Разделы и темы дисциплины

Количество часов

всего

лекции

практические занятия

самостоя-тельная работа

1

2

3

4

5

8 — й семестр

Раздел 1. Организационные и правовые аспекты

Тема 1.Организационные вопросы судебно-психиатрической экспертизы

4

-

-

4

Тема 2.Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.

4

-

2*

2

Тема 3.Принудительное лечение.

4

-

2*

2

Тема 4. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе.

6

-

-

6

Тема 5Вопросы пенитенциарной психиатрии

4

2

-

2

Тема 6. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших.

4

-

-

4

Тема 7. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних.

4

-

-

4

Раздел 2. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц с психическими расстройствами

Тема 8. Формы психических заболеваний.

Основные симптомы психических заболеваний.

5

-

-

5

Тема 9. Судебно-психиатрическая оценка шизофрении.

4

-

-

4

Тема 10. Судебно-психиатрическая оценка расстройства личности

5

-

-

5

Тема 11. Зависимость от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания, алкогольные психозы).

4

-

-

4

Тема 12.Реактивные состояния.

5

-

-

5

Тема 13. Судебно-психиатрическая оценка органического психического расстройства.

4

-

2

2

Тема 14. Судебно-психиатрическая оценка исключительных состояний.

4

-

-

4

Тема 15. Судебно-психиатрическая оценка болезней, связанных с зависимостью от психоактивных веществ.

4

-

-

4

Тема 16. Судебно-психиатрическая оценка олигофрений.

5

-

-

4

Тема 17. Судебно-психиатрическая оценка аффективных расстройств.

5

-

-

4

Тема 18. Симуляция.

4

2

-

2

Зачет

-

-

-

-

Итого за семестр

72

2

6

64

Итого по дисциплине

72

2

6

64

Учебно-методическое обеспечение дисциплины Методические рекомендации для преподавателя

Дисциплина «Судебная психиатрия» преподается студентам четвертого или пятого курсов.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

Для достижения указанных целей необходимо использовать интерактивные формы обучения.

Цель интерактивных форм обучения — повышение эффективности образовательного процесса, в создании комфортных условий обучения на практических и им равных занятиях, при которых обучающиеся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивные формы проведения занятий предполагают демократизацию образовательного процесса. Все участники образовательного процесса (преподаватель и обучающиеся) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют служебные ситуации и действуют как равноправные партнеры.

Суть использования интерактивных форм проведения состоит в погружении обучающихся в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, для оптимальной выработки знаний, умений и компетенций будущего специалиста.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных (служебных) ситуаций, использование ролевых (деловых) игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия обучающийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

При изучении дисциплины возможно применение таких интерактивных методов обучения, как публичная презентация проекта, тематическая дискуссия, коллоквиум, творческое задание, деловая игра, круглый стол, дискуссия и другие.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы.

Практическое занятие включает в себя также элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить план работы по изучению данной учебной дисциплины.

Методические указания для студентов

Приступая к изучению курса «Судебной психиатрии», студент должен предварительно ознакомиться с программой, чтобы получить правильное представление о курсе в целом: его системе, тематическом содержании, круге вопросов по каждой теме, последовательности изложения материала. Программа ориентирует в изучаемом материале, содержит перечень литературы по темам.

Приобретаемые теоретические знания необходимо усваивать не отвлеченно, а в неразрывной связи с изучением практики использования положений естественных наук в правоприменительной деятельности.

Успех изучения курса во многом зависит от того, насколько систематически и регулярно студент работает над учебным материалом.

В курс судебной психиатрии включено изучение тем, по большинству из которых предусмотрено чтение лекций. По многим темам запланированы практические занятия, целью которых является проверка, углубление и закрепление теоретических знаний студентов по соответствующим вопросам. Некоторые лекции и практические занятия сопровождаются использованием наглядных пособий, просмотром видеофильмов.

Изучение каждой темы курса рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

  • прослушать лекцию по теме;
  • изучить соответствующие разделы рекомендуемой литературы;
  • повторить материал по конспекту лекции, доработать по возможности материалы лекции — сделать необходимые выписки по конкретным вопросам;
  • если по теме лекция не предусмотрена, студентам предлагается законспектировать в соответствии с положениями программы по данной теме рекомендованную литературу или сделать необходимые выписки по отдельным вопросам;
  • проверить усвоенные знания в форме самоконтроля с использованием вопросов, приведенных для каждой темы в методических материалах;
  • на основе изученного материала темы подготовиться к диалоговой беседе на практическких и практических занятиях. В связи с этим необходимо быть готовыми высказывать свои мысли и суждения, последовательно и системно излагать материал по указанным вопросам, приводить необходимые примеры, факты из практики.

При затруднениях в том или ином вопросе или по теме в целом студент может обратиться за консультацией к преподавателям кафедры.

Студент, отсутствовавший по каким-либо причинам на лекциях и практических занятиях, обязан изучить соответствующую тему самостоятельно.

Контроль над усвоением знаний осуществляется во время собеседований и принятия курсового зачета.

Основными видами аудиторской работы студентов являются лекции и практические занятия. Студенты не имеют права пропускать занятия без уважительных причин, в противном случае они могут быть не допущены к зачету.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе. Обязанность студентов — внимательно слушать и конспектировать лекционный материал, в конспекте рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы над темой.

Изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины завершают практические занятия, которые обеспечивают: контроль преподавателем подготовленности студентов; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений.

Практическое занятие начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем с активным участием студентов обсуждаются намеченные для практического занятия вопросы. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы.

Практическое занятие включает в себя также элементы собеседования. Преподаватель может осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, знакомиться с конспектами их лекций, оценивать выполнение индивидуальных заданий, изучать личностные особенности студентов, давать рекомендации, в случае необходимости помогать составить индивидуальный план работы над курсом.

В процессе подготовки к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Примерная тематика докладов, сообщений, вопросов для обсуждения приведена в настоящих рекомендациях.

Практические занятия могут проводиться также в форме учебных конференций, которые включают в себя выступления студентов с заранее подготовленными докладами по определенной тематике. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя в рабочий журнал текущие оценки; студент имеет право ознакомиться с ними.

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение лекционного материала, учебников, учебных пособий, первоисточников, подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя.

Для студентов всех форм обучения предусмотрено выполнение домашнего контрольного задания по темам раздела I.

Планы практических занятий

Раздел 1. Организационные и правовые аспекты

Практическое занятие 1. Организационные вопросы судебно-психиатрической экспертизы

Вопросы для рассмотрения:

— изучение предмета, цели и задачи судебно-психиатрической экспертизы;

— права и обязанности врача — судебно-психиатрического эксперта;

— виды судебно-психиатрических экспертиз;

— порядок назначения судебно-психиатрической экспертизы;

— оценка судом заключения судебно-психиатрической экспертизы.

Основная литература:

Электронные ресурсы удаленного доступа:

ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/

  1. Горшков А.В. Судебная психиатрия: учеб. пос. / А.В. Горшков, Г. Р. Колоколов — Саратов: Научная книга, 2012.
  2. Березанцев А.Ю. Судебная психиатрия: учебник для бакалавров — А.Ю. Березанцев — М: Юрайт, 2013 г

ЭБС Юрайт http://www.biblio-online.ru/

  1. Клименко Т.В. Судебная психиатрия: учебник для бакалавров / Т.В. Клименко — М: Юрайт, 2013.

ЭБ Либэр (собственные ресурсы) http://liber.rpa-mjust.ru

  1. Крючкова М.Н. Судебная психиатрия: учеб.-метод. комплекс / М.В. Каргин, М.Н. Крючкова — Ростов-на-Дону: РЮИ РПА Минюста России, 2013.

Дополнительная литература

  1. Волков, В. Н. Судебная психиатрия: учебник / В. Н. Волков. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юнити: Закон и право, 2007. -- 368 с.
  2. Георгадзе, З. О. Судебная психиатрия: учебник / З. О. Георгадзе, А. В. Датий, Э. Б. Царгасова. -- 3-е изд., стереотип. -- М.: Юнити, 2008. -- 224 с.
  3. Жариков, Н. М. Судебная психиатрия: учебник / Н. М. Жариков, Г. В. Морозов, Д. Ф. Хритинин. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Норма, 2008. -- 549 с.

Практическое занятие 2. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе

Вопросы для рассмотрения:

— формула невменяемости, ее основные составляющие;

— понятие вменяемости, презумпции вменяемости;

— статья 22 УК РФ;

— оценка заключения судебно-психиатрических экспертов следователем и

судом;

— процессуальное значение судебно-психиатрического заключения;

— организационные формы судебно-психиатрической экспертизы, виды судебно-психиатрических экспертиз;

— принудительное лечение, его основные формы;

— процедура выбора принудительной меры медицинского характера;

— особенности судебно-психиатрической экспертизы осужденных;

— особенности судебно-психиатрической оценки лиц, заболевших психическим расстройством после совершения инкриминируемого им деяния.

Применяемые методы обучения:

Тематическая дискуссия. Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор обсуждаемых вопросов, связанных с темой занятия. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Практическое занятие 3. Принудительное лечение

Вопросы для рассмотрения:

— недобровольное лечение лиц с психическими расстройствами и наркологическими заболеваниями;

— основные формы недобровольного лечения;

— понятие принудительного лечения;

— основные виды и формы принудительного лечения;

— процедура выбора принудительной меры медицинского характера.

Применяемые методы обучения:

Тематическая дискуссия. Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор обсуждаемых вопросов, связанных с темой занятия. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Практическое занятие 4. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе

Вопросы для рассмотрения:

— понятие правоспособности, дееспособности, недееспособности;

— медицинский и юридический критерии недееспособности;

— опека и попечительство;

— признание сделки недействительной в соответствии со ст. 177 ГК РФ;

— ограниченная дееспособность;

— оценка дееспособности гражданина нотариусом при оформлении юридической сделки;

— права и обязанности эксперта.

Применяемые методы обучения.

Творческое задание. Является содержанием (основой) любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческого задания требует от обучающегося воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем:

подборка примеров из практики (опыта);

подборка материала по определенной проблеме (ситуации);

участие в ролевой (ситуационной) игре и т. п.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Практическое занятие 5. Вопросы пенитенциарной психиатрии

Вопросы для рассмотрения:

— понятие уголовно-процессуальной дееспособности;

— основные вопросы, стоящие перед судебно-психиатрической экспертизой осужденных;

— формы оказания медицинской помощи осужденным с психическими расстройствами;

— процедура и законные основания освобождения от отбывания наказания осужденных с психическими расстройствами.

Применяемые методы обучения.

Творческое задание. Является содержанием (основой) любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческого задания требует от обучающегося воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем:

подборка примеров из практики (опыта);

подборка материала по определенной проблеме (ситуации);

участие в ролевой (ситуационной) игре и т. п.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Практическое занятие 6. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших

Вопросы для рассмотрения:

— особенности психических расстройств у свидетелей и потерпевших;

— законные основания оказания психиатрической помощи свидетелям и потерпевшим;

— вопросы, подлежащие рассмотрению при судебно-психиатрической экспертизе свидетелей;

— вопросы, подлежащие рассмотрению при судебно-психиатрической экспертизе потерпевших;

— показания по уголовному и гражданскому делу, полученные от лиц с выраженными психическими расстройствами.

Применяемые методы обучения.

Творческое задание. Является содержанием (основой) любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческого задания требует от обучающегося воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем:

подборка примеров из практики (опыта);

подборка материала по определенной проблеме (ситуации);

участие в ролевой (ситуационной) игре и т. п.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Практическое занятие 7. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Вопросы для рассмотрения:

— особенности психических расстройств у лиц детского и подросткового возраста;

— вопросы, подлежащие рассмотрению при судебно-психиатрической экспертизе несовершеннолетних в уголовном процессе;

— вопросы, подлежащие рассмотрению при судебно-психиатрической экспертизе несовершеннолетних в гражданском процессе;

— особенности судебно-психиатрической экспертизы малолетних свидетелей;

— соотношение фактического и паспортного возраста при решении вопросов судебно-психиатрической экспертизы.

Применяемые методы обучения:

Тематическая дискуссия. Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор обсуждаемых вопросов, связанных с темой занятия. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Раздел 2. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц с психическими расстройствами

Практическое занятие 8. Формы психических заболеваний. Основные симптомы психических заболеваний

Вопросы для рассмотрения:

  • Понятие нормы и патологии в биологии и медицине.
  • Основные критерии нормы в биологии, медицине и психиатрии.
  • Классификация психических расстройств.
  • Этиология психических заболеваний. Понятие симптома и синдрома. Расстройства восприятия. Нарушения мышления, бред. Расстройство аффективной сферы. Сенсопатии. Нарушения сознания.

Применяемые методы обучения:

Тематическая дискуссия. Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор обсуждаемых вопросов, связанных с темой занятия. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Практическое занятие 9. Судебно-психиатрическая оценка шизофрении и аффективных расстройств

Вопросы для рассмотрения:

  • Этиология шизофрении. Формы шизофрении. Феноменология шизофрении. Типы течения. Принципы судебно-психиатрической оценки больных шизофренией.
  • Этиология, патогенез и клиника маниакально-депрессивного психоза. Типы течения маниакально-депрессивного психоза. Циклотимия. Шизоаффективные психозы. Судебно-психиатрическая оценка больных с аффективными расстройствами.

Применяемые методы обучения:

Тематическая дискуссия. Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор обсуждаемых вопросов, связанных с темой занятия. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Практическое занятие 10. Судебно-психиатрическая оценка расстройства личности

Вопросы для рассмотрения:

  • Понятие расстройства зрелой личности (психопатии).
  • Типы психопатии. Декомпенсация и компенсация психопатии. Психопатические реакции.
  • Принципы судебно-психиатрической оценки психопатических личностей.

Применяемые методы обучения.

Творческое задание. Является содержанием (основой) любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческого задания требует от обучающегося воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем:

подборка примеров из практики (опыта);

подборка материала по определенной проблеме (ситуации);

участие в ролевой (ситуационной) игре и т. п.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Практическое занятие 11. Зависимость от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомании, алкогольные психозы)

Вопросы для рассмотрения:

Понятие психоактивного вещества, наркотического вещества и токсикоманического средства.

  • Юридическая и медицинская классификация психоактивных веществ. Основные стадии развития зависимости от психоактивных веществ.
  • Понятие психической и физической зависимости. Изменение толерантности.
  • Клинические особенности алкоголизма, героиновой и кокаиновой наркомании, зависимости от каннабиноидов. Алкогольный делирий. Алкогольный галлюциноз. Бредовые алкогольные психозы.
  • Принципы судебно-психиатрической оценки лиц с зависимостью от психоактивных веществ и больных алкогольными психозами.

Применяемые методы обучения.

Творческое задание. Является содержанием (основой) любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческого задания требует от обучающегося воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем:

подборка примеров из практики (опыта);

подборка материала по определенной проблеме (ситуации);

участие в ролевой (ситуационной) игре и т. п.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Практическое занятие 12. Реактивные состояния. Симуляция

Вопросы для рассмотрения:

  • Понятие психической травмы. Острые и пролонгированные реактивные состояния.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство.
  • Судебно-психиатрическая экспертиза больных с реактивными состояниями.
  • Основные формы симуляции. Метасимуляция. Сюрсимуляция. Диссимуляция.

Применяемые методы обучения.

Творческое задание. Является содержанием (основой) любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческого задания требует от обучающегося воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем:

подборка примеров из практики (опыта);

подборка материала по определенной проблеме (ситуации);

участие в ролевой (ситуационной) игре и т. п.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Практическое занятие 13. Судебно-психиатрическая оценка органического психического расстройства и олигофренией

Вопросы для рассмотрения:

  • Этиология и патогенез органического психического расстройства.
  • Когнитивные расстройства.
  • Психоорганический синдром.
  • Деменция. Принципы судебно-психиатрической оценки больных с органическим психическим расстройством и деменцией.
  • Понятие и этиология олигофрений. Формы олигофрений. Судебно-психиатрическая оценка лиц с различными формами олигофрении.

Применяемые методы обучения.

Творческое задание. Является содержанием (основой) любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческого задания требует от обучающегося воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем:

подборка примеров из практики (опыта);

подборка материала по определенной проблеме (ситуации);

участие в ролевой (ситуационной) игре и т. п.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Практическое занятие 14. Судебно-психиатрическая оценка исключительных состояний

Вопросы для рассмотрения:

  • Синдромология исключительных состояний.
  • Патологическое опьянение.
  • Патологический аффект.
  • Патологическое просоночное состояние.
  • Судебно-психиатрическая оценка исключительных состояний.

Применяемые методы обучения.

Творческое задание. Является содержанием (основой) любой интерактивной формы проведения занятия. Выполнение творческого задания требует от обучающегося воспроизведения полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем:

подборка примеров из практики (опыта);

подборка материала по определенной проблеме (ситуации);

участие в ролевой (ситуационной) игре и т. п.

Основная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Дополнительная литература:

Смотри соответствующий раздел к практическому занятию 1.

Примерные темы рефератов

  1. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.

  2. Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе.
  3. Принудительное лечение лиц с психическими расстройствами.
  4. Оказание медицинской помощи психически больным на принципах недобровольности.
  5. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
  6. Пенитенциарная психиатрия.
  7. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц с психическими расстройствами.
  8. Судебно-психиатрическая экспертиза лиц с болезнями зависимости.

Примерные темы домашних контрольных заданий

  1. Основные принципы проведения судебно-психиатрической экспертизы.

  2. Права и обязанности судебно-психиатрического эксперта.
  3. Особенности проведения судебно-психиатрической экспертизы в других странах.
  4. Зарубежный опыт недобровольного лечения лиц с алкогольной и наркотической зависимостью.
  5. Ограниченная вменяемость в российском и зарубежном праве.
  6. Формула невменяемости в российском и зарубежном праве.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

Электронные ресурсы удаленного доступа:

ЭБС IPRbooks //www.iprbookshop.ru/

  1. Горшков А.В. Судебная психиатрия: учеб. пос. / А.В. Горшков, Г. Р. Колоколов — Саратов: Научная книга, 2012.
  2. Березанцев А.Ю. Судебная психиатрия: учебник для бакалавров — А.Ю. Березанцев — М: Юрайт, 2013 г

ЭБС Юрайт http://www.biblio-online.ru/

  1. Клименко Т.В. Судебная психиатрия: учебник для бакалавров / Т.В. Клименко — М: Юрайт, 2013.

Дополнительная литература

  1. Волков, В. Н. Судебная психиатрия: учебник / В. Н. Волков. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юнити: Закон и право, 2007. -- 368 с.
  2. Георгадзе, З. О. Судебная психиатрия: учебник / З. О. Георгадзе, А. В. Датий, Э. Б. Царгасова. -- 3-е изд., стереотип. -- М.: Юнити, 2008. -- 224 с.
  3. Жариков, Н. М. Судебная психиатрия: учебник / Н. М. Жариков, Г. В. Морозов, Д. Ф. Хритинин. -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Норма, 2008. -- 549 с.

Требования к уровню освоения основной образовательной программы. Формы промежуточного и итогового контроля

В результате изучения дисциплины «Судебная психиатрия» студенты должны:

знать:

  • место и процессуальное значение заключения судебно-психиатрических экспертов в уголовном и гражданском процессе;
  • основные виды судебно-психиатрических экспертиз;
  • структуру акта судебно-психиатрического освидетельствования, его основные разделы;
  • особенности судебно-психиатрической экспертизы лиц, заболевших психическим расстройством после совершения правонарушения;
  • содержание ст. 22 УК РФ;
  • особенности психиатрического освидетельствования осужденных;
  • порядок досрочного освобождения лиц с психическими заболеваниями от дальнейшего отбывания наказания;
  • виды принудительных мер медицинского характера, критерии их выбора, порядок назначения и прекращения принудительного лечения;
  • мероприятия медицинских и правоохранительных органов и учреждений по предупреждению общественно опасных действий психически больных;
  • особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, судебно-психиатрическую оценку психических нарушений в подростковом возрасте;
  • понятие правоспособности, дееспособности и недееспособности;
  • вопросы, подлежащие разрешению судебно-психиатрической экспертизой в гражданском процессе;
  • процедуру признания сделки недействительной;
  • понятие ограниченной дееспособности;
  • в каких случаях назначается судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших, основные вопросы, подлежащие разрешению при судебно-психиатрической экспертизе свидетелей и потерпевших;

уметь:

  • обосновать необходимость проведения судебно-психиатрической экспертизы в отношении обвиняемых, свидетелей и потерпевших в уголовном процессе, а также истцов и ответчиков в гражданском процессе;
  • определить и грамотно обосновать показания к проведению того или иного вида судебно-психиатрического освидетельствования;
  • сформулировать основные вопросы, которые ставят судебно-следственные органы перед врачами — судебно-психиатрическими экспертами;
  • грамотно оценить представленное врачами — судебно-психиатрическими экспертами заключение о психическом состоянии и вменяемости-невменяемости, дееспособности-недееспособности подэкспертного;
  • сформулировать обоснованный вывод о вменяемости-невменяемости, дееспособности-недееспособности лица с учетом заключения врачей — судебно-психиатрических экспертов в его сопоставлении с другими доказательствами по делу (гражданскому или уголовному), не выходя за пределы своей компетентности;
  • обосновать судебное решение о признании гражданина ограниченно дееспособным;

быть ознакомлены:

  • с организацией судебно-психиатрической экспертизы в других странах;
  • с историей формирования понятия невменяемости и недееспособности;
  • с процедурой применения категории невменяемости в других странах;
  • с особенностями судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе в других странах;
  • с организацией пенитенциарной системы за рубежом;
  • с особенностями и формами недобровольного (принудительного) лечения лиц с психическими и наркологическими заболеваниями в других странах;

иметь представление:

  • о причинах развития психических заболеваний;
  • о классификации психических болезней;
  • о методах обследования подэкспертных;
  • об основных клинических проявлениях психических заболеваний;
  • об особенностях развития психических заболеваний у несовершеннолетних;
  • о понятиях симуляции, метасимуляции, сюрсимуляции;
  • об основных принципах судебно-психиатрического освидетельствования в зарубежных странах;
  • об истории развития судебно-психиатрической экспертизы в России;
  • об этике и деонтологии судебно-психиатрической экспертизы;
  • о правовых основах оказания лечебной помощи в условиях судебно-психиатрического освидетельствования.

обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
  • способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
  • культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
  • культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
  • иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
  • стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
  • способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

  • способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

  • способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
  • способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
  • способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
  • способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

— готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

  • способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
  • способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК — 10);
  • способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
  • способностью выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
  • способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

в экспертно-консультационной:

  • способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Промежуточный контроль по дисциплине «Судебная психиатрия» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, утвержденному приказом института.

В соответствии с учебным планом института промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме зачета.

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Предмет и задачи судебной психиатрии.

  2. Организация судебно-психиатрической экспертизы.
  3. Законодательное регулирование проведения судебно-психиатрической экспертизы.
  4. Назначение и проведение судебно-психиатрической экспертизы.
  5. Показания для назначения судебно-психиатрической экспертизы.
  6. Показания для назначения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетним.
  7. Квалифицированность направления на судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних.
  8. Выбор вида судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
  9. Виды судебно-психиатрических экспертиз.
  10. Повторные и дополнительные судебно-психиатрические экспертизы.
  11. Однородные и комплексные судебно-психиатрические экспертизы.
  12. Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
  13. Вопросы, задаваемые при назначении судебно-психиатрической экспертизы.
  14. Требования, предъявляемые к акту судебно-психиатрической экспертизы.
  15. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы.
  16. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.
  17. Комплексная сексолога — психиатрическая экспертиза.
  18. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы несовершеннолетних.
  19. Пределы компетенции врачей разных специальностей при проведении судебно-психиатрической экспертизы.
  20. Посмертные судебно-психиатрические экспертизы.
  21. Права и обязанности судебно-психиатрического эксперта.
  22. Оценка судебно-психиатрического заключения следователем и судом.
  23. Организация психиатрической помощи осужденным.
  24. Освобождение от отбывания наказания осужденных, заболевших тяжелым психическим расстройством.
  25. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших.
  26. Судебно-психиатрическая экспертиза свидетелей.
  27. Судебно-психиатрическая экспертиза малолетних.
  28. Вопросы, подлежащие разрешению при установлении беспомощного состояния потерпевшего.
  29. Особенности судебно-психиатрической экспертизы по уголовным делам.
  30. Особенности судебно-психиатрической экспертизы по гражданским делам.
  31. Независимость судебно-психиатрического эксперта.
  32. Организация судебно-психиатрической службы в РФ.
  33. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  34. Государственная и негосударственная судебно-психиатрическая экспертиза.
  35. Анализ следователем и судом описательной и мотивировочной части акта судебно-психиатрической экспертизы.
  36. Материалы, предоставляемые судебно-психиатрическому эксперту для проведения судебно-психиатрической экспертизы.
  37. Презумпция вменяемости.
  38. Юридический критерий невменяемости.
  39. Медицинский критерий невменяемости.
  40. Понятие невменяемости в зарубежных законодательствах.
  41. Статья 20 УК РФ.
  42. Формула невменяемости в УК РФ.
  43. Статья 22 УК РФ.
  44. Правоспособность и дееспособность гражданина.
  45. Понятие ограниченной вменяемости в зарубежных законодательствах.
  46. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних.
  47. Ограниченная дееспособность.
  48. Соотношение медицинского и юридического критериев в формуле невменяемости и недееспособности.
  49. Признание сделки ничтожной.
  50. Констатация нотариусом дееспособности при оформлении юридических сделок.
  51. Презумпция вменяемости в уголовном процессе.
  52. Понятие недееспособности.
  53. Статья 177 ГК РФ.
  54. Виды принудительных мер медицинского характера.
  55. Особенности и организация амбулаторного принудительного лечения.
  56. Правовые последствия признания лица невменяемым.
  57. Правовые последствия признания лица недееспособным.
  58. Установление опеки над психически больным.
  59. Показания и назначению принудительных мер медицинского характера.
  60. Процессуальная дееспособность лиц с психическими расстройствами.
  61. Законодательное регулирование назначения и проведения принудительных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами.
  62. Формы принудительного лечения.
  63. Общественная опасность лица с психическими расстройствами.
  64. Критерии выбора меры медицинского характера.
  65. Непринудительные меры медицинского характера.
  66. Принудительное лечение, соединенное с исполнением наказания.
  67. Назначение и прекращение принудительного лечения.
  68. Принудительное лечение несовершеннолетних.
  69. Критерии выбора меры медицинского характера в отношении несовершеннолетнего.
  70. Критерии назначения принудительного лечения в отношении невменяемого, совершившего инкриминируемое ему деяние в состоянии временного психического расстройства.
  71. Формула невменяемости.
  72. Виды медицинского критерия невменяемости и их соотношение с периодом совершения правонарушения.
  73. Соотношение преступления и общественно-опасного деяния.
  74. Соотношение юридического критерия в формуле невменяемости и недееспособности.
  75. Виды судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе.
  76. Порядок признания гражданина недееспособным.
  77. Решение Конституционного Суда РФ о добросовестности приобретателя.

Глоссарий дисциплины

Судебная психиатрия — самостоятельный раздел психиатрии, изучающий проблемы этой дисциплины в специальном отношении к нормам уголовного и гражданского права, правовое положение психически больных, а также разрабатывающий критерии невменяемости и недееспособности, систему оказания помощи психически больным, признанным неспособными нести ответственность за совершенные ими деяния и осуществлять свои права и обязанности.

Судебно-психиатрическая экспертиза (СПЭ) — частный случай судебно-экспертной деятельности, система действий, осуществляемой в процессе судопроизводства в целях установления обстоятельств по конкретному уголовному или гражданскому делу, когда требуются специальные познания в области психиатрии (закон РФ о судебной экспертизе).

Эксперт — незаинтересованное в результатах СПЭ лицо, имеющее звание врача, прошедшее специализацию и имеющее сертификат по психиатрии.

Правоспособность гражданина — способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она признается в равной мере за всеми гражданами.

Дееспособность гражданина — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Симптом — строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией.

Синдром — формализованное описание закономерного сочетания симптомов, которые связаны между собой общим патогенезом (механизмом развития).

Психические функции человека — восприятие, память, мышление, эмоции, воля, внимание, сознание.

Восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств и качеств.

Симптомы патологии восприятия:

Сенестопатии — неопределенные, трудно локализуемые, мигрирующие неприятные, беспредметные крайне тягостные ощущения. Пациенты нередко прибегают к их образному сравнению со «стягиванием», «жжением», «разливанием».

Психосенсорные расстройства — искаженное восприятие с сохранением узнавания воспринимаемого объекта;

Иллюзии — извращенные восприятия, при которых идентификация реального объекта восприятия нарушена;

Галлюцинации — чувственно яркие представления, доведенные патологическим процессом до степени восприятия реальных предметов

Память — психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта.

Симптомы патологии памяти:

Гипермнезия — непроизвольное оживление памяти, повышение способности воспроизведения, вспоминания давно забытых событий прошлого, что сочетается с ослаблением запоминания текущей информации;

Гипомнезия — частичное выпадение из памяти событий, фактов, явлений;

Амнезия — полное выпадение из памяти событий, фактов, явлений;

Псевдореминисценции — ошибочные воспоминания, «иллюзии памяти», когда воспоминания о действительно имевших место событиях переносятся больным в иной временной отрезок;

Конфабуляции — яркие образные ложные воспоминания с патологической убежденностью в их истинности;

Криптомнезии — искажение памяти, при котором происходит отчуждение или присвоение воспоминаний.

Мышление — психический процесс опосредованного и обобщенного отражения существенных сторон предметов и явлений объективного мира и их внутренних взаимосвязей.

Симптомы патологии мышления:

Навязчивые идеи — непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации, что правильно понимается и критически оценивается пациентом, контролирующим свое поведение. Возникновение навязчивостей не зависит от желания больного и происходит помимо его воли. Эти мысли носят неотступный характер, от них невозможно произвольно освободиться.

Сверхценные идеи — продуктивные расстройства мышления, при которых возникает логически обоснованное убеждение, тесно связанное с особенностями личности, базирующееся на реальной ситуации, и обладающее большим эмоциональным зарядом.

Бредовые идеи — продуктивные идеи, при которых возникают непоколебимые суждения и умозаключения, не соответствующие объективной реальности, не поддающиеся коррекции и нарушающие адаптацию больного в биологической и социальной среде. Бред является формальным признаком психоза. Различают следующие основные формы бреда: бред с пониженной самооценкой (ипохондрический, самообвинения, самоуничижения, бред физического недостатка), бред с повышенной самооценкой (бред мессианства, высокого происхождения, изобретательства, реформаторства, величия), персекуторный бред (сопровождающийся убежденностью об угрозе или вреде физическому или психическому «Я» больных — бред воздействия, преследования, отравления, превращения).

Эмоции — психический процесс, отражающий субъективное отношение человека к действительности и самому себе.

Симптомы патологии эмоций:

Гипотимия — тоска, страх, тревога, растерянность

Гипертимия — эйфория, экстаз, благодушие, гневливость

Паратимия — амбивалентность — одновременное сосуществование двух противоположных эмоций, эмоциональная неадекватность, симптом «стекла и дерева» — сочетание эмоционального притупления с повышенной ранимостью, душевной хрупкостью

Нарушения динамики эмоций — эмоциональная лабильность, тугоподвижность эмоций, слабодушие

Воля — психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, произвольной, активной психической деятельности, которая связана с преодолением препятствий и направлена на удовлетворение потребностей (достижение целей или удержание от активности)

Симптомы патологии воли:

Угнетение мотивов к деятельности — (анорексия — исчезновение аппетита; снижение либидо — угнетение полового влечения; торможение оборонительных реакций; гипобулия — снижение всех мотивов к деятельности, абулия — отсутствие побуждения к деятельности);

Усиление мотивов к деятельности — (булимия — резкое усиление пищевого инстинкта; гиперсексуальность — резкое усиление полового влечения; гипербулия — патологическое усиление всех мотивов к деятельности);

Извращение мотивов к деятельности (дромомания — патологическое влечение к постоянной перемене места обитания, бродяжничеству; пиромания — влечение к поджогам; клептомания — патологическое влечение к кражам; гомоцидомания — влечение к убийству людей без ситуационно-психологической обусловленности; суицидомания — болезненное влечение к самоубийству; ониомания — непреодолимое желание совершать покупки; дипсомания — периодически возникающее стремление к употреблению спиртных напитков; копрофагия — патологическое влечение к поеданию несъедобного; сексуальные перверзии — различные формы извращения полового влечения (онанизм, нарциссизм, мазохизм, садизм, фетишизм, эксгибиционизм, трансвестизм, визионизм, гомосексуализм, педофилия, геронтофилия, зоофилия, некрофилия, пигмалионизм);

Все варианты извращения влечений имеют три клинические формы: навязчивые влечения (появляются помимо воли, сопровождаются борьбой мотивов), компульсивные (возникают подобно витальным, жизненно необходимым, быстро приобретают характер доминирующего мотива), импульсивные (возникают остро, сразу реализуются).

Амбитендентность — одновременное сосуществование двух противоположных мотивов и целей деятельности;

Компульсивные действия — реализованные компульсивные влечения;

Насильственные действия — безмотивно, непроизвольно возникающие движения на фоне ясного сознания. Их проявления задержать не удается, они исчезают во время сна и усиливаются при волнении;

Импульсивные действия — сложные двигательные акты, которые возникают внезапно, без борьбы мотивов и часто сопровождаются агрессивными или разрушительными тенденциями без ситуационно-психологической обусловленности;

Гипокинезия (двигательное торможение) — замедление темпа произвольных движений;

Гипомимия — уменьшение интенсивности, объема и экспрессивности мимических движений или полное их отсуствие (амимия);

Эхопраксия — нелепое, часто зеркальное повторение жестов мимики, поз окружающих;

Эхолалия — нелепое, часто дословное повторение отдельных слов, словосочетаний, фраз, услышанных больным от окружающих;

Речевые стереотипии — однообразное, монотонное повторение одних и тех же слов или словосочетаний в спонтанной или ответной речи;

Двигательные стереотипии — однообразное, неадекватное повторение нелепых движений и поз;

Негативизм — немотивированное отрицательное отношение больного, которое проявляется отказом, сопротивлением, противодействием всякому воздействию из вне (активный, пассивный);

Восковая гибкость — длительное сохранение больным приданной ему позы, иногда неудобной и требующей значительного мышечного напряжения;

Пассивная подчиняемость — патологическая готовность к выполнению любого указания, даже неприятного для больного, и его исполнение без предварительного осмысления.

Внимание — это состояние психических процессов, сознания, которое заключается в их целенаправленности на определенные объекты и явления, имеющие для личности известную значимость в момент деятельности.

Симптомы нарушения внимания:

Рассеянность внимания — нарушение способности длительно сохранять его направленность. При этом страдает сосредоточение;

Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы при изначально достаточно высокой способности к сосредоточению;

Тугоподвижность внимания — патологическая его фиксация, инертность, затруднение его переключения с одного объекта на другой;

Отвлекаемость внимания — патологическая его подвижность, проявляющаяся частыми, ни ситуационно, ни мотивационно не обоснованным изменением направленности, сосредоточения и интенсивности внимания.

Сознание — высший интегративный психический процесс. Оно осуществляет в бодрствующем состоянии познавательное отражение объективного мира и самого себя, способствует адаптации субъекта в окружающей его природной и социальной среде и позволяет изменять ее в соответствии со своими потребностями

Синдромы выключенного сознания:

Ступор (оглушение) - значительно затруднены восприятие и переработка впечатлений, ориентировка неполная или отсутству­ет.

Сопор — более глубокая степень, когда психические функции исчезают полностью, сохра­няется тактильная, болевая чувствительность.

Кома - самая глубокая сте­пень, при ней сохраняются только жизненные функции, которые регулируются на уровне безусловных рефлексов (сердечная, дыхательная деятельность).

Синдромы помраченного сознания:

Делирий — помрачение сознания с наличием истинных зри­тельных галлюцинаций. Во время делирия всегда нарушена ориен­тировка в окружающем при сохранности ориентировки в соб­ственной личности.

Онейроид — онейроидное (сновидное) помрачнение сознания. Онейрос — бог сна. Сновидное, грезоподобное помрачнение сознания. Больной как будто видит сон наяву. Переживания больных фантастические, необычные. Характерна дезориентировка в пространстве и времени. Наплыв панорамических зрительных галлюцинаций.

Аменция (острое бессмыслие) — помрачение сознания с преобладанием бессвязного, речедвигательного возбуждения на фоне растерянности.

Сумеречное помрачнение сознания — развивается и прекращается внезапно, имеет четкое начало и конец, характеризуется грубой де­зориентировкой в месте и времени. В целом поведение боль­ного в сумеречном состоянии сознания подчинено бредовым пере­живаниям, галлюцинациям, аффекту страха, злобы, тоски. Неред­ким является психомоторное возбуждение импульсивного характе­ра с агрессивно-разрушительными действиями. После выхода из сумеречного расстройства сознания воспо­минания о болезненном периоде, как правило, отсутствуют.

Фуга, транс — варианты сумеречного помрачения со­знания, проявляющиеся непроизвольным блужданием в состоянии измененного сознания. Внешне больные про­изводят впечатление погруженных в свои мысли людей.

Сомнамбулизм (снохождение, лунатизм) — амбулатор­ный автоматизм, наступающий во время сна.

Шизофрения («шизо» по-гречески «расщепляю», «френ» — «диафрагма, разум»).) — прогрессирующее психическое за­болевание с тенденцией к длительному непре­рывному волнообразному или приступообразному течению, приводящее к изме­нениям личности в виде утраты единства психических процес­сов (рассогласование и дисгармо­ничность) в эмоционально-волевой сфере и мышлении (шизофренический дефект личности).

Интеллект (лат. Intellectus — понимание, познание) — комплексное, синтетическое понятие, объединяющее способность человека к восприятию, суждению, умозаключению, накоплению знаний и их практическому применению, адаптации к новой ситуации.

Л о г и ч н о с т ь — свойство ума, заключающееся в умении строить умозаключения в соответствии с законами логики, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами.

Д о к, а з, а т е л ь н о с т ь — свойство ума, отражающее способность последовательно обосновать свое мнение и решение так, чтобы оно было принято собеседником.

Т е м п — свойство ума, определяемое качеством ассоциаций в единицу времени.

Ц е л е н, а п р, а в л е н о с т ь — свойство ума сохранять в течении определенного времени подчиненность мыслительного процесса определенной задаче. Прямо противоположное качество — растекаемость. Начинают с проработки одной мысли, а потом, не приняв никакого решения, не сделав вывода и даже не заметив, переходят к обсуждению другого вопроса.

Г и б к о с т ь и п о д в и ж н о с т ь — свойство ума, выражающееся в умении быстро отказаться от ранее принятых решений, если они перестали удовлетворять изменившейся ситуации, условиям, или найти новые.

Э к о н о м и ч н о с т ь — свойство ума, отражающее способность выполнения определенной мыслительной задачи с помощью наименьшего количества слов, суждений и умозаключений. Экономичное мышление приобретает такое качество, как ясность. В речи экономичное мышление выражается лаконичностью, когда «словам тесно, а мыслям просторно».

Ш и р о т, а — свойство ума, определяющее кругозор, способность использовать при мыслительном процессе круг разнообразных фактов и знаний и умение внести в них важное и новое.

Г л у б и н, а — свойство ума, отражающее способность вникать в суть явлений, искать их причину, не ограничиваясь констатацией лежащих на поверхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям.

К р и т и ч н о с т ь — свойство ума, отражающее умение адекватно оценивать результаты собственной мыслительной деятельности. При наличии этого свойства человек видит недостатки своих собственных суждений и их причину. В таком случае его идеи продолжают развиваться.

С, а м о с т о я т е л ь н о с т ь — свойство ума, отражающее способность наметить требующий решения вопрос и независимо от мнения окружающих найти на него ответ правильный ответ. Противоположное самостоятельности качество — внушаемость. Внушаемые люди под влиянием сильных личностей легко меняют одни суждения на другие, при этом иным становится и стиль поведения.

Л ю б о з н, а т е л ь н о с т ь — свойство ума, отражающее стремление узнать новое, что встречается в жизни.

П ы т л и в о с т ь — свойство ума, отражающее стремление дознаться до основных причин наблюдаемых явлений, хорошая союзница глубины ума.

Н, а х о д ч и в о с т ь — свойство ума, заключающееся в умении быстро найти способ решения мыслительной задачи. Занятие логикой способствуют развитию этого свойства.

О с т р о у м и е — свойство ума, отражающее способность к неожиданным, нешаблонным решениям и умозаключениям, которые возникают на основе скрытых от других смысловых связей. Его следует отличать от острословия, где в основном ассоциации бывают поверхностными и основаны на игре слов.

О р и г и н, а л ь н о с т ь — свойство ума, отражающее способность прийти к правильным выводам нешаблонным путем.

П р о д у к т и в н о с т ь — итоговое свойство ума, отражающее количество выработанных идей и их адекватность существенным сторонам объективного мира и внутренним взаимосвязям.

Деменция — (слабоумие) —приобретенное слабоумие, прогрессирующее состояние, возникающее в конеч­ных стадиях различных психических заболеваний. Происходит постепенное ухудшение памяти, расстраивается возможность со­средоточить внимание на каком-либо вопросе или действии, утра­чивается способность к элементарным умозаключениям, нарастает неспособность пользоваться усвоенными прежде знаниями и навы­ками.

Олигофрения — врожденное слабоумие, выражается в недоразвитии психических процессов, неспособности к усвоению знаний, аб­страктному мышлению, недостаточной памяти, скудном запасе знаний и представлений, бедности и неадекватности эмоций, ино­гда сводящихся к удовлетворению лишь физиологических потреб­ностей.

Эпилепсия (священная болезнь, падучая болезнь) — это психическое заболевание, проявля­ющееся разнообразными судорожными припадками или бессудорож­ными припадочными состояниями (пароксизмами), психозами и специфическими изменениями личности.

Исключительные состояния — это кратковременные расстройства психической деятельности, которые воз­никают внезапно и сопровождаются помрачением созна­ния (сумеречное нарушение сознания), двигательным воз­буждением, полной амнезией переживаний периода на­рушенного сознания. Прекращаются так же внезапно, как и начались.

Содержание

Дополнительная литература 17

Дополнительная литература 29

КАРГИН М.В.

КРЮЧКОВА М.Н.

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ»

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 30 900 — ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) — БАКАЛАВР

Сдано в набор 00.00.2013 г. Подписано в печать 00.00.2013 г.

Формат 60×84 1/16. Бумага газетная. Усл. печ. л. 1,7. Тираж 100 экз.

Издательство Ростовского юридического института РПА Минюста России г. Ростов-на-Дону, 14 линия, 50, тел. (863) 283−11−85

1* Занятия в интерактивной форме.

48

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector