Экологическое воспитание: сущность, задачи, значение

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

— потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

— установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

— убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;

— потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний. Экологическое образование призвано формировать знания о природе, взаимодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере всегда сочетая обучение и воспитание, направлена на формирование экологической ответственности к окружающей среде.

Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только на экологические знания, но и осуществляется через его чувства — эмоциональную сферу, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей.

Экологическое воспитание есть составная часть общей системы воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы теории воспитания.

Основные направления в области экологического воспитания возможны только на основе учета современности в целом, выявлении основных целей, сущности и противоречий в нем, а также выводов педагогической науки о современном состоянии, направлений и подходов к воспитанию в настоящее время.

В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы — это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение — ценности — отношение — поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

9 стр., 4014 слов

Природа и сущность человека

21 Оглавление Оглавление 2 Введение 3 1.Человек как субъект предметно-практической деятельности 4 2.Соотношение природного и социального в человеке. Антропогенез и социогенез. 8 3.Возникновение сознания и языка 12 Заключение 19 Список использованной литературы: 21 Введение Хотя философская антропология в качестве самостоятельного раздела сформировалась только в 18 веке, проблема человека всегда ...

Отношение как элемент системы экологического воспитания характеризуется психологическими установками школьников к природному и социальному окружению. В них проявляется система ценностей, выражающих сформированное мировоззрение. Отношения отражают психологический строй школьников, особенности восприятий им экологических проблем. Экологическое воспитание должно порождать такую систему отношений, которая пронизана чувством глубокой ответственности за окружающую среду перед будущими поколениями и отражает гармоническое сочетание личных и общественных интересов.

Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука — экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

В связи с глобальным экологическим кризисом необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путем пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.

6 стр., 2994 слов

Лекция №1 Что такое педагогика:воспитание, образование, обучение.

1. Педагогика- наука, изучающая объективные законы развития человека в обществе, объясняющая поведение человека и дающая конкретные рекомендации по применению этих законов в различных условиях жизни и деятельности. Предмет исследования- процесс формирования личности Возникла 400 лет назад Основоположник Ян Амос Коменский - первым сформировал основные задачи педагогики - разработал принципы ...

Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитие убежденности, а не страха за возможное наказание — осуждение со стороны окружающих.

В соответствии с Программой мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ утвердили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания. Среди многочисленных проблем особое место занимают углубление и расширение комплексных экологических знаний среди школьников.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности — взаимосвязанный процесс обучения.

Характерной чертой отношений, выработавшихся в процессе экологического воспитания, является гармоничное сочетание долга и убеждений в решении задач по изучению и охране природы.

3 стр., 1234 слов

Педагогические системы специального образования слабослышащих людей

Понятие о педагогической системе специального образования. Отличительные свойства современных педагогических систем. Они включают в себя элементы для образования людей той или иной определенной категории ограничений возможностей жизнедеятельности, представляют специфическое социокультурное единство, но одновременно является подсистемой массового образования, обеспечивающей реализацию социально- ...

Ценности. Этот элемент экологического воспитания имеет целью создание ценностных ориентации, духовных, социальных, которые бы приобретали личностный характер, характер твердых убеждений в незыблемости принятых принципов и установок.

Воспитание таких ценностей, как лично значимых, формирует личность школьника.

Поведение — представляет в экологическом воспитании обобщающий элемент. Оно будет признано экологически грамотным, если соответствует сформировавшемуся мировоззрению, соответствующим ценностным ориентациям и отношению к своим поступкам, к природе. Поведение школьника, его поступки дают возможность реально судить об эффективности экологического воспитания.

Таким образом, экологическое воспитание осуществляется на основе личностного подхода и направляется во взаимодействие всех элементов, имеющих общую цель овладение экологической культурой, ценностностным и сознательно ответственным отношением к природе и человеку, которое должно выражаться в экологообразной деятельности.

3)——————-

 

 

Билет12

Общая характеристика потребностей

Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности.
Затем по мере роста производства и потребления товара потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства потребителей.
Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.
В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше чем он достиг.
Виды личных потребностей и их классификация
Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от характера, природы возникновения выделяют три их группы(класса):физические, социальные и интеллектуальные.
Физические потребности связанны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потребность в двигательной активности, в сне и т.д.
Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретный условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: степень их развития, формы проявления, способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений.
Например потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье и т. п.
Социальные потребности – возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т. д.
Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.
Интеллектуальные потребности – рождаются разумом человека и связанны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т. д.
Как и социальные, они являются потребностями, созданными обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека, как личности.
Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей – материальные и духовные.
Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т. п.)

2 стр., 906 слов

О качествах человека и качестве образования

В.А.Лавриненко Истинный показатель цивилизации -  не уровень богатства и не величина городов,  не обилие урожая, а облик человека,  воспитываемого страной.. Р.У.Эмерсон Опровергая миф о неизбежном и позитивном характере развития, ученые утверждают, что вопрос о будущем человечества является открытым, а история цивилизации зависит от качеств человека. В условиях глобального ...

6 стр., 2544 слов

Презентация на тему: Экологическая психология 3

Экологическая психология Елена Алексеевна Стерлигова Введение в экологическую психологию 1.Становление и развитие экологической психологии 2.Объект и предмет экологической психологии 3.Темы экопсихологических исследований Становления и развития экологической психологии Задание 1. Составьте и заполните таблицу «Становление и развитие экологической психологии» по следующим разделам: •Год или ...

 

2) Содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.

Содержание экологического образования учащихся представляет собой определенным образом структурированную систему, основными компонентами которой являются мировоззренческие (межпредметно-экологические) идеи, экологические и нравственно-экологические понятия, законы и закономерности, представления, умения и навыки, и опыт творческой деятельности. Эти компоненты выделены в соответствии с основными положениями современной дидактики и общей концепцией образования в современной общеобразовательной школе.

Между выделенными компонентами существует не только черты принципиальной общности, но и многие принципиально важные различия, проявляющиеся как в их психологических функциях, так и методике формирования.

 

Основные компоненты экологического образования рассматриваются через системные и функциональные показатели. К группе системных показателей относятся: проявление устойчивого отношения личности к природе; проявление нетерпимости к фактам экологической безответственности; нравственно-экологическая направленность личности; самовоспитание. К группе функциональных показателей, характеризующих отдельные компоненты, включаются: проявление интереса к вопросам экологических проблем; глубина и системность экологических и нравственно-экологических знаний; формирование природоохранительных умений и навыков; проявление нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности людей в природе.

11 стр., 5027 слов

Пути реализации программы духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста

... 9, 4]; Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение ... знаниями по предмету, но и формирует экологическое сознание, экологическое отношение к природе. На уроках математики ... ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший ...

Содержание экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

– заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;

– потребность общества в экологически грамотных гражданах;

– состояние и достижения экологической науки ;

– психологические закономерности умственной деятельности школьников;

– психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;

– общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и общества в целом.

 

Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости.

Основные компоненты экологического образования рассматриваются через системные и функциональные показатели. К группе системных показателей относятся: проявление устойчивого отношения личности к природе; проявление нетерпимости к фактам экологической безответственности; нравственно-экологическая направленность личности; самовоспитание. К группе функциональных показателей, характеризующих отдельные компоненты, включаются: проявление интереса к вопросам экологических проблем; глубина и системность экологических и нравственно-экологических знаний; формирование природоохранительных умений и навыков; проявление нравственно-экологической направленности в оценке результатов деятельности людей в природе.

Существенным недостатком современного экологического образования является слабое отражение вопросов экологической этики, общей и социальной экологии в содержании предметов естественного циклов.

 

3)————————-