Потребности и способности человека

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1.Отличие от животных:

— внешний вид: прямохождение, развитая кисть руки, преобразует природу, не приспособление

— внутренняя сущность: человек – существо общественное, т.е. лишь в обществе, в общении между людьми труд повлек за собой формирование новых, человеческих качеств: речь, способность мыслить…, умение трудиться, обладает сознанием ,потребности растут, у животных нет,; развивается по двум программам: биологической и социально-культурной.,

У животных: только физиолог.потребности. изменяет мир только по потребностям своего вида, существование направляется только инстинктом.

2. Биосоциальное существо. Биологическое проявляется в анатомии и физиологии человека, тело человека, биологические потребности: дышать, питаться, спать, он нуждается в определенной тепловой среде, голосовой аппарат, инстинкт самосохранения, человеческий мозг

Социальное: членораздельная речь, мышление, социальные и духовные потребности, умение накапливать знания, создавать мысленные конструкции.

Значит человек- существо биосоциальное, обладающее речью, мозгом, умеющее делать и использовать орудия труда.

Человек только в обществе становиться человеком. Человек – субъект общест.-исторической деятельности.

3.Индивид – отдельный человек, обладающий типичными чертами представителя человеческого рода.

Индивидуальность – характеристика человека с точки зрения отличительных черт конкретно этого человека (внутренние и внешние).

Неповторимость, уникальность.

Индивидуальность биологическая: специфические черты, присущие опред.особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

Индивидуальность психологическая: целостная хар-ка опред.человека через его темперамент, характер. Интересы, интеллект, потребности и способности.

Индивидуальность социальная: отношение к собственности, место в соц.структуре.

Бытие человека

Бытие -1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.

7 стр., 3187 слов

Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность

... группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане ... человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – часть природы. Человек – живое существо, и как всякое животное ...

Бытие – всеохватывающая реальность: природа, очеловеченная природа, человечество, духовный мир

Потребности и способности человека

Потребности – осознаваемая нужда человека в чем-либо,…

Виды потребностей :

1) материальные (биологические), социальные, духовные (идеальные)

2) Иерархическая теория потребностей А.Маслоу (пирамида):

Первичные, врожденные :1.физиол. 2.экзистенциальные (в безопасности)

Вторичные. Приобретенные: 3. социальные (общение, дружба, любовь, семья, забота)

4. престижные (в уважении, высоком статусе)

5.духовные (в познании, самореализация, в создании и потреблении дух.ценностей, в красоте)

Побудительной силой обладают неудовлетворенные потребности; высший уровень в иерархии потребностей – это потребность индивида стать личностью; чем выше уровень потребностей, тем труднее их удовлетворить. Удовлетворить духовные потребности – значит обрести основной смысл жизни, предпочесть добро злу,

Роль потребностей в жизни человека. Мнимые потребности: алкоголь, курение

Низшие потребности- всем людям в равной мере, высшие – нет. Высшие поддаются сознательному регулированию.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Способности ординарные (память, мышление, интеллект, внимание)

Выдающиеся (специальные: художественные, музыкальные, математические, спортивные, литературные)

Степени развития способностей: талант, гениальность

Талант – это высокая степень развития способностей

Гениальность –это высшая ….

Возможности – условия, благоприятные для чего-либо, обстоятельства, способствующие чему-либо.

Характер- совокупность психологических особенностей человека.

Темперамент – индив-психологические особенности личности. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Сила воли – способность человека, добиваться поставленных целей.

4. Деятельность человека, ее основные виды – активность, в ходе которой происходит изменение окр.среды

Структура: цель-средства-действия-результат

Структура: субъект; объект

Мотив – побуждение к деятельности (неудовлетворенные потребности, убеждения, интересы, социальные установки (семья))

Основные виды: игра, учеба, труд (+ высшая нервная (размышление), досуговая, творческая, рекреационная, познавательная)

Особенности: игра — двухплановая деятельность -условный характер и реальность; воображаемая обстановка, роли, более важен процесс, а не результат

Учеба – новое

Особенности труда: результат, получает новые знания, Полезность, умения, мастерство

Созидательная и разрушительная

Виды деятельности: практическая (материально-производственная, социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная)

7 стр., 3155 слов

Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной ...

... между ребенком и родителями. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение охватывает все основные биологические ... Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности ...

Материально-производственная деятельность: материальное произ-во (производство мат.благ, произво мат.услуг(транспорт, связь)) и непроизводственная сфера (оказание нематериальных услуг, создание нематер.услуг (обр-е, здравоох-е, страх-е))

Роль деятельности: формируется, развивается личность, социализация, самореализация, удовлетворение потребностей, изменения в общ-ве.

Отличие деятельности человека от поведения животных: Ч: не приспособление, а преобразование, использование орудий труда, созданных человеком, целесообразна, целеполагание, способность выходить за рамки опыта. Ж: целесообразно, но направляется инстинктом.(биологическая программа поведения)

Трудовая деятельность: цель труда – предмет труда(материал) – средства труда(чем) – технология – трудовые операции — результат

Труд –целесообразная деятельность человека, первое и основное условие человеческого существования. Труд.деятельность отличается творческим характером, но есть и монотонный труд

последствия НТП: новые требования к работнику – профессионализм, дисциплина, инициативность, быстрота реакции, скорость принятия решений; гуманизация труда – учет человеческого фактора (дегуманизация труда)

Общение –вид деятельности, отличительной чертой является активное участие обеих сторон в обмене информацией. Коммуникация – передача информации субъектом объекту, нет обратной связи(телефонистка – объект).

Формы: Диалог, монолог, реплики

Виды общения: между реальными субъектами; с реальным субъектом и иллюзорным партнером (с животным); реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний голос); воображаемых партнеров (актеры)

Общение – обмен между людьми результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями.

Функции общения: обслуживает предметную деятельность. Общение с другом, приобщение партнера к своему опыту.

Роль: важнейшая потребность человека: через общение человек получает знания, передача опыта, усвоение культурных, нравственных ценностей, люди учатся оценивать поступки; самоорганизация людей, управление группой людей, организация взаимодействия. Проявляются и формируются качества человека – принципиальность, отзывчивость, честность, доброта.

Виды общения:

— деловое: построенное на убеждающей информации, используется профессиональная лексика;

— повседневное (бытовое) :

— ритуальное: соблюдение предписанного поведения( рукопожатие, аплодисменты, представление своих спутников, говорить не перебивая)

Формы общения: речевое и неречевое (невербальное, т.е. с помощью жестов, мимики)

Культура общения (для полноценного, доброжелательного общения):

— доверие к тому с кем общаешься, уважение;

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

— учитывать интерес другого;

— уступчивость, не навязывание своей точки зрения.(не обязательно знать имя собеседника)

 

Деятельность и творчество

Творчество – деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей.

Виды творчества: ТВ-во изобретателя, ТВ-во организатора. Научное тво-во, худож.тв-во

В основе ТВ-ва – интеллект. + воображение, мастерство, подсознание, интуиция, фантазия.

Духовная деятельность человека:

Духовно-теоретическая (создание идей, норм, теорий, идеалов, образов научных и худ.произ-й)

Дух.произ-во – произ-во дух.ценностей; сочинение музыки, поэмы, написание картины, научное открытие. Удовл-ет дух.потребности, способствует самореализации творч.личности.

Носители дух.произ-ва – актеры, художники…

Особенности дух.произ-ва: — духовное произ-во связано с материальным;

— осуществляется и профессионалами и «любителями»;

-не только для удовлетворения дух.потребностей общества, но и для самореализации создающего;

— часто есть разрыв м/у моментом создания и раскрытия значения для людей;

Духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распространение, освоение, потребление созданных духовных ценностей другими людьми)

Дух.потребление : чтение книг, слушание музыки, знакомство с творчеством художника…

удовлетв-е дух.потребностей (в познании, эстетические, самовыражение)

Особенности дух.потребления: многократное использование не ведет к износу, а наоборот, всеобщий характер потребления ; обогащается дух.мир человека; дух.потреб-е есть одновременное дух.произ-во; направленность потребления определяется общественными условиями и дух.запросами человека; необходимы материальные возможности, умения, знания;