Потребности и способности человека

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

1.Отличие от животных:

— внешний вид: прямохождение, развитая кисть руки, преобразует природу, не приспособление

— внутренняя сущность: человек — существо общественное, т. е. лишь в обществе, в общении между людьми труд повлек за собой формирование новых, человеческих качеств: речь, способность мыслить…, умение трудиться, обладает сознанием, потребности растут, у животных нет,; развивается по двум программам: биологической и социально-культурной.,

У животных: только физиолог.потребности. изменяет мир только по потребностям своего вида, существование направляется только инстинктом.

2. Биосоциальное существо. Биологическое проявляется в анатомии и физиологии человека, тело человека, биологические потребности: дышать, питаться, спать, он нуждается в определенной тепловой среде, голосовой аппарат, инстинкт самосохранения, человеческий мозг

Социальное: членораздельная речь, мышление, социальные и духовные потребности, умение накапливать знания, создавать мысленные конструкции.

Значит человек- существо биосоциальное, обладающее речью, мозгом, умеющее делать и использовать орудия труда.

Человек только в обществе становиться человеком. Человек — субъект общест.-исторической деятельности.

3.Индивид — отдельный человек, обладающий типичными чертами представителя человеческого рода.

Индивидуальность — характеристика человека с точки зрения отличительных черт конкретно этого человека (внутренние и внешние).

Неповторимость, уникальность.

Индивидуальность биологическая: специфические черты, присущие опред. особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

Индивидуальность психологическая: целостная хар-ка опред. человека через его темперамент, характер. Интересы, интеллект, потребности и способности.

Индивидуальность социальная: отношение к собственности, место в соц.структуре.

7 стр., 3187 слов

Каково соотношение понятий человек, индивид, индивидуальность, личность

... общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане ... чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов. Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть ... , членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, ...

Бытие человека

Бытие -1) существование человека во всем многообразии его проявлений; 2) реальный процесс жизни, деятельности, общения.

Бытие — всеохватывающая реальность: природа, очеловеченная природа, человечество, духовный мир

Потребности и способности человека

Потребности — осознаваемая нужда человека в чем-либо,…

Виды потребностей :

1) материальные (биологические), социальные, духовные (идеальные)

2) Иерархическая теория потребностей А. Маслоу (пирамида):

Первичные, врожденные :1.физиол. 2.экзистенциальные (в безопасности)

Вторичные. Приобретенные: 3. социальные (общение, дружба, любовь, семья, забота)

4. престижные (в уважении, высоком статусе)

5.духовные (в познании, самореализация, в создании и потреблении дух. ценностей, в красоте)

Побудительной силой обладают неудовлетворенные потребности; высший уровень в иерархии потребностей — это потребность индивида стать личностью; чем выше уровень потребностей, тем труднее их удовлетворить. Удовлетворить духовные потребности — значит обрести основной смысл жизни, предпочесть добро злу,

Роль потребностей в жизни человека. Мнимые потребности: алкоголь, курение

Низшие потребности- всем людям в равной мере, высшие — нет. Высшие поддаются сознательному регулированию.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Способности ординарные (память, мышление, интеллект, внимание)

9 стр., 4098 слов

Конституциональные типы человека в трудах отдельных ученых XX века

... конститу­ции человека явились сформулированные И.П. Павло­вым (1849—1936) представления о типах высшей нервной деятельности, которые ... функциональных приз­наках. Развитие учения о конституции человека про­должалось в трудах ученых различных эпох и стран мира. Так ... обсуждении этой актуальной проблемы. Таблица 1 Конституциональные типы человека в трудах отдельных ученых XX века   Авторы   ...

Выдающиеся (специальные: художественные, музыкальные, математические, спортивные, литературные)

Степени развития способностей: талант, гениальность

Талант — это высокая степень развития способностей

Гениальность -это высшая …

Возможности — условия, благоприятные для чего-либо, обстоятельства, способствующие чему-либо.

Характер- совокупность психологических особенностей человека.

Темперамент — индив-психологические особенности личности. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Сила воли — способность человека, добиваться поставленных целей.

4. Деятельность человека, ее основные виды — активность, в ходе которой происходит изменение окр. среды

Структура: цель-средства-действия-результат

Структура: субъект; объект

Мотив — побуждение к деятельности (неудовлетворенные потребности, убеждения, интересы, социальные установки (семья))

Основные виды: игра, учеба, труд (+ высшая нервная (размышление), досуговая, творческая, рекреационная, познавательная)

Особенности: игра — двухплановая деятельность -условный характер и реальность; воображаемая обстановка, роли, более важен процесс, а не результат

Учеба — новое

Особенности труда: результат, получает новые знания, Полезность, умения, мастерство

Созидательная и разрушительная

Виды деятельности: практическая (материально-производственная, социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная)

Материально-производственная деятельность: материальное произ-во (производство мат. благ, произво мат. услуг (транспорт, связь)) и непроизводственная сфера (оказание нематериальных услуг, создание нематер. услуг (обр-е, здравоох-е, страх-е))

Роль деятельности: формируется, развивается личность, социализация, самореализация, удовлетворение потребностей, изменения в общ-ве.

5 стр., 2173 слов

Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления

... другие направления развития человека как субъекта труда: -формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности “здесь мы имеем в виду то, что ... минувшее столетие изменилось понимание механизма адаптации человека к профессиональной деятельности. Если первоначально в системе «субъект - объект труда» ставились задачи подбора стандартных или «идеальных ...

Отличие деятельности человека от поведения животных: Ч: не приспособление, а преобразование, использование орудий труда, созданных человеком, целесообразна, целеполагание, способность выходить за рамки опыта. Ж: целесообразно, но направляется инстинктом.(биологическая программа поведения)

Трудовая деятельность: цель труда — предмет труда (материал) — средства труда (чем) — технология — трудовые операции — результат

Труд -целесообразная деятельность человека, первое и основное условие человеческого существования. Труд. деятельность отличается творческим характером, но есть и монотонный труд

последствия НТП: новые требования к работнику — профессионализм, дисциплина, инициативность, быстрота реакции, скорость принятия решений; гуманизация труда — учет человеческого фактора (дегуманизация труда)

Общение -вид деятельности, отличительной чертой является активное участие обеих сторон в обмене информацией. Коммуникация — передача информации субъектом объекту, нет обратной связи (телефонистка — объект).

Формы: Диалог, монолог, реплики

Виды общения: между реальными субъектами; с реальным субъектом и иллюзорным партнером (с животным); реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний голос); воображаемых партнеров (актеры)

Общение — обмен между людьми результатами их психической деятельности: усвоенной информацией, мыслями.

Функции общения: обслуживает предметную деятельность. Общение с другом, приобщение партнера к своему опыту.

Роль: важнейшая потребность человека: через общение человек получает знания, передача опыта, усвоение культурных, нравственных ценностей, люди учатся оценивать поступки; самоорганизация людей, управление группой людей, организация взаимодействия. Проявляются и формируются качества человека — принципиальность, отзывчивость, честность, доброта.

Виды общения:

4 стр., 1554 слов

индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском.

... психических нагрузок. Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях ... ситуации важно, чтобы человек нашел выход из такой ситуации, сохранил высокий уровень и эффективность деятельности, несмотря на усложнение обстановки труда и возникновение больших ...

— деловое: построенное на убеждающей информации, используется профессиональная лексика;

— повседневное (бытовое) :

— ритуальное: соблюдение предписанного поведения (рукопожатие, аплодисменты, представление своих спутников, говорить не перебивая)

Формы общения: речевое и неречевое (невербальное, т. е. с помощью жестов, мимики)

Культура общения (для полноценного, доброжелательного общения):

— доверие к тому с кем общаешься, уважение;

— учитывать интерес другого;

— уступчивость, не навязывание своей точки зрения.(не обязательно знать имя собеседника)

Деятельность и творчество

Творчество — деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей.

Виды творчества: ТВ-во изобретателя, ТВ-во организатора. Научное тво-во, худож. тв-во

В основе ТВ-ва — интеллект. + воображение, мастерство, подсознание, интуиция, фантазия.

Духовная деятельность человека:

Духовно-теоретическая (создание идей, норм, теорий, идеалов, образов научных и худ. произ-й)

Дух.произ-во — произ-во дух. ценностей; сочинение музыки, поэмы, написание картины, научное открытие. Удовл-ет дух. потребности, способствует самореализации творч.личности.

Носители дух. произ-ва — актеры, художники…

Особенности дух. произ-ва: — духовное произ-во связано с материальным;

— осуществляется и профессионалами и «любителями»;

-не только для удовлетворения дух. потребностей общества, но и для самореализации создающего;

— часто есть разрыв м/у моментом создания и раскрытия значения для людей;

Духовно-практическая (сохранение, воспроизведение, распространение, освоение, потребление созданных духовных ценностей другими людьми)

Дух.потребление: чтение книг, слушание музыки, знакомство с творчеством художника…

удовлетв-е дух. потребностей (в познании, эстетические, самовыражение)

Особенности дух. потребления: многократное использование не ведет к износу, а наоборот, всеобщий характер потребления; обогащается дух. мир человека; дух. потреб-е есть одновременное дух. произ-во; направленность потребления определяется общественными условиями и дух. запросами человека; необходимы материальные возможности, умения, знания;

4 стр., 1737 слов

По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития

...   МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками ...   МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками ... 18. Семья 19. Школа, школьные принадлежности 20. Профессии людей 21. Зима, Новый год 22. День защитника Отечества 23 ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector