Душа как философская категория

Институт Управления и Информатики Р е ф е р а т Тема Душа Факультет Связи с общественностью Дисциплина Философия 3 курс студент Гришин Д.Ю. Москва 2006 Содержание Введение 1. Общее представление о душе 2. Душа и тело 3. Душа как едино цельный феномен 4. Душа и проблема единства духовного и материального. 5. Представление о душе в Древнем Египте. 6. Месторасположение души 12 Заключение 15 Список использованной литературы 16 Введение Итак, душа. Если заглянуть в любой из учебников по философии, то при упоминании этого слова там написано примерно следующее душа — есть нечто едино-цельное представляющее духовный мир человека.

И, будучи единым целым, это нечто можно описать такими характеристиками как ум, воля, характер, темперамент, память, мир эмоций и др. Впрочем, до последнего времени этот термин находился под своеобразным идеологическим запретом.

Считалось, что это религиозно-идеалистическое понятие, пришедшее к нам из темного прошлого, а само это слово осталось лишь на бытовом уровне заменившись суррогатными понятиями психика и сознание. Но несмотря ни на что спор есть ли у человека душа или нет, как стоял перед любым человеком, так и стоит. Именно поэтому я для своего реферата выбрал именно эту тему. Она мне попросту интересна. Плюс есть вероятность убедить самого себя в некоторых вещах, о которых иногда думаешь и очень часто сомневаешься.

Часть 1.

Общее представление о душе

Человек издавна задумывался над тайной своего сознания. Все началось еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания не умолкали горячие споры. Достижения человечества — искусство, религия, литература, философия, история — все это соединяется, чтобы бросить луч света на тайну души, сознания и разума. В своих попытках объяснить, что же такое душа одни исследователи исходили из е познаваемости, другие утверждали, что понять себя, а как следствие и свою душу есть примерно, то же самое, что стремление увидеть самого себя идущим по улице.

Одни — отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, другие верят тому, что мир есть движущаяся материя, а душа — выдумка идеалистов и богословов. Однако во все времена и у всех народов термин душа занимал свое место в картине окружающего мира. И никто из великих мыслителей не обошел этой темы в своих исканиях — будь то психологических, нравственных, эстетических.

2 стр., 788 слов

4573 психология. Определение сознания. Современные представления ...

... и чувства, функции и структура эмоций. 1.Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого сознания. Свойства и функции сознания. Сознание человека в психологии — это врождённая высшая ... как наука о душе. В данной работе внимание уделено рассмотрению таких вопросов, как сознание, его структура и современные представления о сознании; особенности регуляции деятельности, ...

Я думаю здесь более всего уместно привести слова Аристотеля Признавая познание прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, сто оно — знание о более высоком и возвышенном, было бы правильно по той или иной причине отвести исследованию души одно из первых мест. Думается познание души много соответствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ.

Итак, что же такое душа. Кант в своем ответе на этот вопрос утверждает, что душа представляет из себя простую субстанцию. Но означает ли это, что она занимает какое-то место в пространстве, и если это так и есть можно ли е измерить И в каком месте человека она расположена Или возможно что душа бестелесна, либо обладает своим собственным органическим телом Как иначе она может присутствовать и действовать во Вселенной — ведь существует же сила гравитации — вполне материальная, сравнительно измеримая, но невидимая.

И еще проблема — сохраняет ли душа свое бытие после смерти тела В общем одни вопросы. И прав А. Бергсон, говоря та психология, по которой душа определяется симпатией, отвращением или ненавистью, т.е. различными силами, из которых каждая тянет е свою сторону грубая психология, продукт обмана языка. На известной глубине каждое из этих чувств представляет собой всю душу в том смысле, что в каждом из них отражается все содержание души как едино-цельного феномена.

Поскольку духовный мир человека — прежде всего единое целое и просто проявляет себя по-разному — интеллектуально, эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно и т.п. Впрочем, кое в чем все философы сходились. К примеру, в том, что душа приобретает форму индивидуального объекта. Иными словами — душа есть духовное лицо человека. При этом индивидуальные души отличаются друг от друга и параметров, по которым они отличаются — бесконечное множество. От природных качеств души ребенка следует отличать то, чем стал человек в результате воспитания и образования.

Вообще, природные качества человека — это скорее возможности, дающие лишь направление развития. Воспитание и обучение совершенствуют эти качества, придавая им широту и более или менее глубокое понимание сути вещей в различных областях знания, тем самым, шлифуя природные способности, поднимая их н более высокий уровень. Душа в процессе этого совершенствуется, обретая объем и духовную силу. Так что я думаю, можно сказать, что душа каждого человека — сугубо индивидуальный феномен, выражающий и составляющий уникальный опыт данной личности.

И чем больше человек занимается своим образованием и накапливает опыт, тем более уникальной личностью он становиться. В этом и выражается духовная определенность каждой индивидуальности. Индивидуальная особенность души, разумеется, являясь носителем и общих для человека свойств, существует как модус различного темперамента, характера, меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения того, как человек смеется и т.п. Впрочем, не исключено, что человеческая душа всего лишь сказка, миф. Но эта сказка прекрасна и удивительна.

12 стр., 5802 слов

Башляр научное призвание и душа человека

... говоря о духовных реальностях, выделяет четыре мира, среди которых человек рассматривается как четвер­тый мир, помимо трех остальных: ... обстоятельство. Пока мы не признаем, что в глубинах человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы ... показать, что их восприятие предполагает, несомнен­но, расширение человеческой души. Говоря о недоверии к науке и обесценении научно­ ...

И с ней не сравнятся никакие богатства в мире. Часть2.

Душа и тело

Исходя из определения выше — душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее наоборот, это — нечто беспокойное, деятельное. Можно даже сказать, что душа в каждое мгновение есть нечто само от себя отличающееся. Душа — это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как говорил Гегель, за горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого само обнаружения.

Душа — не только как полагала психология некоторая душа-вещь, стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но и нечто внутреннее связанное с телом, образующее с ним нечто единое-цельное — живой организм человека. Тело являет собой ту же жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать различными. Душа без тела не была бы живой, также и наоборот.

Тело само по себе не имеет самодостаточной силы жизни оно получает е силой животворящей души. Но в то же время, бесспорно, что душа находиться в теле, она в нем живет и тело есть е среда обитания. Без души вообще не существовало бы никакого организованного живого тела когда тело лишается души, оно оказывается не живым, а мертвым. Как следствие наличие у человека души есть абсолютное условие нашего бытия и неотъемлемый принцип нашей жизни.

И в этом смысле знаменитый принцип Декарта Я мыслю — значит — я существую является совершенно неоспоримым, поскольку достаточно секундной потери сознания, и человек падает в обморок. Должен заметить, что при рассмотрении термина души вообще сложно обойтись без упоминания о теле. Духовное начало, согласно и философии, и психологии вообще не существует вне телесного. Даже если оставить в стороне вопрос о теле человека и обратиться к искусству, то станет ясно, что всегда присутствует своего рода носитель.

Рассматриваем ли мы картину или слушаем музыку — носитель присутствует всегда. Просто в одном случае это полотно, а в другом акустическая волна. Я уж и не упоминаю о том, что всегда существует некто, некий творец который создал тот или иной шедевр. Здесь вообще разговор особый и в рамках данного реферата он вряд ли будет рассмотрен. Возвращаясь к тому с чего я начал можно с некоторой долей уверенности утверждать, что душа, таким образом, физически организованного человека, т.е. его определенной телесности в т.ч. работе мозга выражает себя в его реальном облике.

Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное психофизическое существо, или иначе человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа. Делая вывод из вышесказанного можно сказать, что душа приобретает форму индивидуального субъекта, что выражается в его особенностях темперамента, характера, таланта и иных предрасположенностей.

Души людей отличаются друг от друга бесконечным количеством модификаций. Своеобразие душевного склада человека имеет неповторимые черты, чем и определяется уникальность личности. Часть 3. Душа как едино-цельный феномен. Душа, проявляя себя как бесконечную множественность чувств, эмоций, мыслей, желаний, волевых устремлений и целеполаганий, тем не менее, всегда остается сама собой, и характер своего духовного единства сообщает всей этой множественности проявлений, делая е своей, одному человеку принадлежащей.

10 стр., 4644 слов

Проблема взаимодействия души и тела в философии Р. Декарта

... мыслящая? Это нечто сомневающееся, понимающее, утверждающее, отрицающее, желающее, не желающее, а также обладающее воображением и чувствами» Получается что душа и мышление понятия тождественные, пока есть душа, человек мыслит. ... только с телом человека, тем самым наполняя его сознание мышлением. "Под словом мышление - пишет Декарт, - я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы ...

Несомненно, душа есть мышление, замечаемые и не замечаемые ощущения, представления, волнения и составляемые понятия, суждения, умозаключения, решения, волевые акты и другие духовные феномены. В психологии они как правило рассматриваются отдельно, но в своей сущности душа есть нечто неделимо-целое. Какие факты говорят о том, что душа, сознание есть функция человеческого мозга А те, что душа, различные е свойства развиваются именно с развитием человека.

К примеру, мозг первобытного человека был слабо развит и мог служить лишь органом сравнительно примитивного сознания. Когда и в какой именно момент произошел переход к более высокоразвитому сознанию, позволившему человеку подняться на ту ступень развития, на которой он находиться в настоящий момент — остается загадкой, но как я предполагаю, это произошло тогда же, когда одна ветвь эволюции сменилась другой. Как известно, переходной звено от неандертальцев к кроманьонцам так и не было найдено и будет ли оно найдено — большой вопрос.

Хотя лично у меня теория развития Дарвина вызывает больше вопросов, чем ответов. Да и было ли оно на самом деле Возвращаясь к поставленному вопросу можно отметить, что сознание ребенка развивается в единстве с формированием его мозга и процессом усложнения различных видов детского, а после подросткового поведения, воспитания и образования. Когда же нарушается в силу тех или иных заболеваний функционирование мозга, в той или иной степени нарушается и сознание.

Кроме того, известно как деформируется духовный мир личности при систематическом отравлении алкоголем, наркотиками и тому подобными вещами, что ведет зачастую к полной деградации личности. Другими словами, любой ребенок рождается с определенными анатомо физиологическими задатками, которые являются продуктом длительной биологической эволюции, отложившейся в наследственно закрепленных кодах. Но сами эти задатки не могут привести к возникновению сложных психологических способностей.

Биологическая наследственность вручает ребенку способность мыслить и познавать окружающий мир, которая не просто проявляется в процессе индивидуального развития человека, а формируется. Ребенок учиться быть человеком в общении с другими людьми. Он вводится в мир посредством воспитания и обучения. Делая вывод можно сказать, что человеческий мозг — поразительно сложный мир. Это тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую форму организованной материи и известной нам части вселенной.

И душа напрямую связана с этим аппаратом в единое неразделимое целое. Часть 4.

Душа и проблема единства духовного и материального

В науке долгое время широкое мнение имело дуалистическое представление о сознании и мозге. Сознание рассматривалось как нечто над физическое, лежащее поверх мозга или в его порах, подобно туману над поверхностью земли или меду в сотах. Сознание мыслилось как некое активное существо, пользующееся мозгом как орудием для реализации своих целей.

Оно как бы персонифицировал ось и мыслилось как человек в человеке. Считалось, что между духовным и материальным лежит пропасть, для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев. Мысль неотделима от мыслящей материи и является е продуктом. Если это так, то не есть ли она разновидностью материи. Не буду вдаваться в рефлекторную природу психофизических процессов — данный реферат несколько о другом, но замечу, что без физиологических, биологических, биоэлектрических, биохимических и биополевых процессов в мозгу невозможно возникновение ни одного ощущения, ни одного самого примитивного чувства и побуждения.

10 стр., 4629 слов

История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика

... организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета. 1. История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика 1.1. Учения о душе Интерес ... и управляемый таким же материальным началом—духом (разумом). Утверждалось, что атомы души живут вполне самостоятельной жизнью, могут проникать в тела и покидать их. Динамикой движения атомов ...

Все эти процессы — есть необходимые механизмы психической деятельности человека. И как следствие — развития его души. Впрочем, психическая деятельность характеризуется не только е физическим механизмом, но и е содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Отражение вещей, их свойств, и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в мозгу.

Скажем, когда я вижу березу за окном, то в моем мозгу нет ни самой березы, ни е физического отпечатка. НО ведь я что-то чувствую. Красоту ли дерева, или нечто иное — но я чувствую. И мой мозг при этом не деформируется, не синеет, не холодеет. Переживаемый мой образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное, духовное он не сводим ни к самому объекту, находящемуся за окном, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят у меня в голове и порождают этот образ точно также как образ огня — не жжет меня, а образ камня — лишен веса и твердости.

Вот если этот камень свалиться мне на ногу — тогда другое дело. Мне будет больно. Но, пока он просто лежит на обочине — мы с ним никак не взаимодействуем. Известно также, что духовный мир человека, то есть его душу, нельзя ни осязать, ни обнаружить физическими приборами или химическими реактивами. Хотя с последним утверждением современная наука успешно борется.

Например, недавно был разработан прибор измеряющие ауру человека оно же энергетическое поле и как показали дальнейшие эксперименты это самое энергетическое поле отнюдь не исчезает с наступлением физической смерти человека, а наоборот, довольно активно реагирует на происходящие вокруг процессы. Разумеется, этот прибор не более чем инструмент, фиксирующий присутствие, а отнюдь не способный точно ответить нам вопрос есть ли у этого самого поля мысли, чувства или осознает ли это поле самое себя — но прогресс как говориться налицо.

Возвращаясь к реферату надо отметить, что когда мы говорим, что содержание наших ощущений и восприятий объективно, то мы имеем в виду что это содержание более или менее верно отражает предмет. Мысль об объекте никогда не исчерпывает всего богатств его свойств и отношений с другими объектами оригинал всегда богаче своей копии. Другими словами — вещь в голове это образ, а реальная вещь — е прообраз. И субъективность образа, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания.

Именно это обеспечивает возможность познания человеком объективного мира — то есть ведет его по пути совершенствования своей души. Образы вещей могут быть чувственными, наглядными визуально сходными с оригиналом, но могут быть и понятийными, так что сходство носит уже не внешний, а внутренний характер сходство по содержанию, по типу связи компонентов. При этом человеческий мозг строит этот образ путем физиологических процессов, но не является им на самом деле. Но мысль при этом материальна доказано наукой и раз уж она возникла, то она обязательно несет в себе нечто.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и более сложное деление ... попыток было сделано, чтобы расчленить существо человека на части и понять их взаимосвязь. Делили на тело и на душу, на дух, душу и тело, на животного и ...

Мысли не о чем при этом не может быть в принципе. Тоже доказано. И пусть подавляющее большинство осознает вещи, себя, свои мысли — абсолютно при этом не подозревая, что твориться у него в мозгу — это еще ни о чем не говорит. Раз мысль материальна, значит, у человека есть шанс на многое из того, что в настоящее время считается сказкой.

Я имею в виду такие малоизученные в настоящее время явления как телепатия, телекинез и им подобные свойства. Ведь вполне вероятно, что все это вполне доступно среднему человеку, просто он не владеет на сознательном уровне необходимым аппаратом и соответствующей методикой. И вот здесь-то на помощь человеку должна прийти наука. Как современная, с е математическим аппаратом и научными гипотезами, так и та, которую человек имел дело на протяжении тысячелетий.

Говоря здесь о знаниях прошлого, я отнюдь не впадаю в детство, отнюдь. Скажем, если взять за отправную точку достижения современной цивилизации и сравнить их с тем, чего достигли люди в Древнем Шумере и Вавилоне станет вполне ясно, что эти уровни познания не так уж и сильно отличаются. И в Шумере существовали школы, суды и водопровод. В конечном итоге единственное, что изменилось с тех пор так это то, что людей на планете стало гораздо больше, да и то, что разделяющие людей расстояния стало возможным преодолевать гораздо быстрее.

Вот и вся разница. Так стоит ли с ходу отбрасывать в сторону достижения древних цивилизаций. Подробнее об этом будет в следующей части данного реферата, а пока я вернусь к вопросу души. Раз уж современная философия ставит знак равенства между такими терминами как душа и сознание, то можно уверенностью сказать, что все, что нас окружает и все то, с чем мы взаимодействуем в реальности путем осмысления и сознательного восприятия есть часть нашей души. Или вернее может стать е частью.

Мысль действительна. И для всякого другого человека мое сознание и моя душа существует как реальность, которую он воспринимает через чувственные формы е обнаружения поступки, слова, жесты, мимику. Но единственный ли это способ передавать информацию от одного человека к другому Отнюдь. Человек ведь общается с другими людьми на сразу нескольких уровнях сознания. В данном случае я думаю, будет уместно данные из учебника по психологии, в котором все это вполне четко расписано.

Помимо личного расстояния до 40 см от тела, там еще употребляются термины средней дистанции — до 1.5 м и большой дистанции — свыше 3 метров. И данные показатели я думаю, вполне верны — я уж не говорю об эффекты толпы, возьмем гораздо более распространенный случай. Скажем, вам навстречу идет некто, кто вам по каким-то причинам не очень нравиться. Причина этой неприязни может быть любой — оправданной ли, неоправданной — дело другое, но стоит ему приблизиться к вам на определенную дистанцию, как с вашим сознанием начинают происходить вещи довольно странные.

Пока этот человек далеко все в принципе нормально, стоит ему приблизится на расстояние вытянутой руки — и вы начинаете испытывать определенный дискомфорт и неприятие, а уж если по какой-то причине вы будете вынуждены, не дай бог, провести в его компании некоторое время, и головная боль вам обеспечена. Причем головная боль — это еще цветочки — помимо этого вы также будете испытывать дискомфорт, озлобленность и прочие неприятные ощущения.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

Вы кстати, можете с ним и не заговорить, но это вовсе не означает, что вам от этого станет легче. А все почему — а потому, что человек это сложный механизм, умеющий помимо вербально-невербальных способов общения использовать еще и кое-что помимо этого. Просто, как правило, это не задействуется в повседневной жизни, и мы зачастую узнаем о такого рода контактах только придя с работы в состоянии плохого настроения и общей физической усталости.

И никакого разумного объяснения такому настроению у человека, как правило, нет. Еще бы. Пусть разум современного человека и хитер и могуществен. Но в основном его хитрость состоит в том, чтобы путем технических изобретений заставить предметы природы взаимодействовать, осуществляя при этом свою собственную цель. И силы природы он превращает в средства реализации своей цели. Все же, что, так или иначе, относиться к духовной сфере человек сваливает на такие понятия как культура и религия.

Допуская, правда что душа, будучи связанной, с деятельностью человеческого мозга, имеет вместе с тем и свое специфическое материальное облачение в тончайшую ткань биополя, ауры, что и придает е относительно самостоятельное бытие, на чем издревле и строиться допущение бессмертия души. Аура обычно мыслиться неким подобием эфира — тончайшего вида материи. Что же и это вполне нормальное объяснение, но достаточно ли его Боюсь, нет. И связано это с тем, что еще никто не смог точно определить сохраняет ли биополе человека всю информацию об этом самом человеке, после того как того не станет. Мистики утверждают что да, ученые затрудняются ответить, а нам остается надеяться на лучшее и теребить институты занимающие данной проблемой чтобы они нам дали точный ответ — есть ли жизнь после смерти или нет. Часть 5.

Представление о душе в Древнем Египте

Прежде чем рассказать о том, как представляли себе душу, жители Древнего Египта позволю себе пару слов о том, почему я вообще упомянул Древний Египет в этом реферате. Главную роль в этом моем выборе сыграл тот факт что Египет и египетская цивилизация гораздо старше как греческой, так и любой другой известной нам цивилизации.

За исключением Атлантиды, но в е существование я что-то не очень-то верю. И большинство накопленных учеными и жрецами Египта знаний впоследствии перешло в другие религии и философские течения. Именно в Древнем Египте мы сталкиваемся с формированием первых философских школ, которые начали вечный спор о том что первично дух или материальный мир. Древние египтяне считали, что у каждого человека существует некое Ка Ка — это дух Вселенной, или духовная субстанция, которая животворит любую сущность.

Тело — считали они — для земли, душа человека — для неба, а человеческая природа отождествляется с самосознанием. После земной смерти душа человека витает над мумией — это ее Ка, ее двойник до тех пор, пока душа не преобразуется в астральный дух, и оба — Ка и Ба божественная искра — одна из духовных характеристик данного индивидуума — не соединятся нитью Осириса с высшим разумом, чтобы образовать единый разум дух. И для этого духа начнется новая, лучшая жизнь.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... части содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения ... Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...

Многочисленные фрески с изображением бессмертия души и других религиозных сюжетов были обнаружены в кирпичных зданиях — жилищах фараонов. Все заупокойные храмы и гробницы расписаны сценами вечной загробной жизни, отсюда их название — дома вечности. Крест с петлей Анх также символизировал будущую жизнь с тремя ее атрибутами мир, блаженство и безмятежность.

Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском похоронном требнике. Эта священная книга, которая должна была находиться в каждом гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов. Глава вторая этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после смерти, а глава сорок четвертая ясно и определенно говорит о том, что эта новая жизнь будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами, обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для того, как говорит текст требника, чтобы душа могла вновь соединиться со своим телом.

На одном надгробном памятнике в виде столба стела в Булакском музее умерший, представ перед Верховным Судью, говорит следующее, как гласит надпись Я привязан к богу моей любовью, я накормил голодающего, подал воды жаждущему, одел лишенного одежды и приютил бесприютного. Бог Тот изображался всегда в сценах суда над душами и встречается очень часто на надгробных памятниках.

Он часто изображался с богиней Пахт, или Сехмет, богиней с львиной головой. Иногда, впрочем, она изображалась с головою кошки, потому что Пахт, богиня правосудия, становится злобной львицей для грешников, для праведных же она является такою же ласковою, как кошка. Душа умершего представала перед судьями, помощниками далекого Осириса они ее допрашивали затем на весах взвешивалось все добро и зло, содеянное этой душой.

Если вспомнить Библию, то и в ней описано нечто подобное, любопытное сходство, не правда ли Сердце умершего помещалось на одну чашу весов, на другой лежало перо — символ богини Маат. Если умерший совершил больше добра, чем зла, он становится праведником и мог стать частью мистического тела бога Осириса в противном случае его сердце пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем гиппопотама, и он терял всякую надежду на загробную жизнь. А праведный мог попасть в Ялу, то есть в Елисейские поля. Бог Тот записывал решение, а Осирис выносил приговор.

Иногда наказание состояло в том, что душа должна была воплотиться в тело какого- нибудь нечистого животного, например в свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже в образе животного на землю среди живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле. Прочие, более поздние религии списали данные постулаты египетской религии чуть ли не в формате один к одному.

Везде, во всех религиях кроме пожалуй буддизма человека ждет лучший мир и суд. Буддисты в этом плане пошли своим путем — создали учение о карме человека, т.е. о том, что каждый человек проходит все ступени развития от травы до человека, но в целом, повторюсь, большинство религий, как бы они не назывались схожи в большей части своих постулатов — всегда есть что-то, что делать можно, и что-то чего делать нельзя и что всегда есть некто кто будет судить человека исходя из того, что он сотворил за свою жизнь.

4 стр., 1886 слов

Взгляды различных философов о душе

... объяснение души как материального оживотворяющего тело органа, руководимого также материальным началом – духом, или, по другому говоря, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни. Душа человека, согласно ... форм своего необходимого самообнаружения». Душа есть нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним единое цельное – живой организм человека. Душа без тела не была бы живой ...

И неважно как зовутся эти боги — Христос, Аллах или еще кто-нибудь. Египтяне, кстати, и здесь оставили лазейку — если во всех крупных мировых религиях все что может сделать человек чтобы избежать худшего исхода так это положится на всепрощение бога, то в египетской религии монолатризм представшей перед судьями человеку достаточно было всего лишь правильно прочесть так называемую молитву отрицания — и все у вас будет хорошо.

Согласитесь, серьезное послабление по сравнению с тем выбором, что стоит сейчас перед человеком, ищущим для себя веру, которая бы ему подошла. Зачастую все именно так и происходит — человека просто выбирает для себя что попроще, а уж там дело за малым. Часть 6.

Месторасположение души

Подойдя к этой части, я, признаюсь, на секунду задумался. Вроде бы выше я уже рассказал обо всем что мог, и что лично я думаю по этому поводу. Но, почитав то, что получилось в результате я вдруг понял, что, возможно, все не так уж и просто. И действительно, непонятно, а где конкретно в теле человека находиться душа. Только ли в голове Или быть может, она равномерно рассредоточена по всему объему тела И какое отношение к душе имеет понятие духа. Вот иногда говорят — силен духом.

Вытекает ли из этого утверждения так же определение что у этого человека сильная душа Не уверен, но подозреваю, что это вещи абсолютно разные. Душа в моем понимании нечто заставляющее человека познавать мир, поступать, так или иначе.

А вот когда дело заходит о духе — такого сказать нельзя. Дух с моей точки зрения это нечто общее для определенного народа или определенной группы лиц объединенной общей целью. Нечто, что делает каждого члена этой группы гораздо сильнее. Душа же это нечто гораздо более тонкое, сложнее уловимое. И если дух это инструмент, позволяющий человеку идти к своей цели, то душа это некая живая вода из сказок делающая неживое — живым, грубое — привлекательным, а черно-белое — цветным.

Итак, где же все это расположено. Обратимся к восточным мудрецам. Подозреваю, что именно их мнение по данному вопросу гораздо ближе к истине. Китайские философы полагают, что душа довольно равномерно растворена в человеческом теле и лишь в семи точках этого самого тела так называемых чакрах е плотность несколько выше, чем в любом другом месте. Впрочем, столь же вероятен вариант, что душа расположена относительно тела в некоем четвертом измерении.

Тогда становиться понятно, почему тело, после того как душа его покидает — превращается в то, во что оно превращается. Оживляющая сила исчезает, а вместе с ней исчезает и жизнь. Кстати, что же такое представляет из себя так называемое время — никто точно не знает. Человек научился соотносить движение планет с происходящим на земле сменами света и дня, изобрел часы, но что конкретно такое — время он не знает. Подозреваю, что те, кого мы называем богами попросту способны частично существовать в этом самом четвертом измерении.

И если для нас время есть плоскость — мир вообще плоский, разве вы не в курсе — то для них это просто часть общего многомерного мира и таких плоскостей в их распоряжении много больше, чем мы можем себе представить. Для нас, живущих на листе дерева, трудно вообразить, что может быть на соседней ветке, а то и у корней этого самого мирового древа.

Заключение

В заключении мне хотелось бы обратится к словам одного известного персонажа из фильма Берегись автомобиля он сказал Одни люди верят, что бог есть, другие — что бога — нет. И то и другое — недоказуемо.

Боюсь, что и в вопросе существования души твориться такая же неразбериха и в конечном итоге каждый человек сам для себя решает — верить ему или не верить в существование души. Но верить хочется. А иначе к чему все это Хотя существование на свете таких необъяснимых вещей как полтергейст, призраки, НЛО, привидения и то, что видели те, кто пережил клиническую смерть дает надежду надеяться на лучшее.

Список использованной литературы

1. Кравченко А.И. Культурология М. 2005. 2. Спиркин А. Г. Философия М. 2005. 3. Аристотель. Собрание сочинений. Т.2. О душе. М. 1995. 4. Мифы в искусстве старом и новом. СПб 1993. 5. Культура и религия Древнего Египта. Реферат. Гришин Д.Ю. 2006 г.