Дошкольный возраст — 3−6(7) лет.

ТЕМА: РОСТ И РАЗВИТИЕ. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

Вопросы

Рост и развитие. 3

Возраст. 9

Потребности. 11

Основные потребности. 11

Факторы, оказывающие воздействие на потребности. 14

Рост и развитие

Человек растет и развивается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до наступления биологической смерти. Эти процесс, являясь общебиологическими свойствами живой материи, характеризуются рядом универсальных закономерностей.

1. Генетическая детерминированность — заложенность программы роста и развития индивидуума с момента зачатия.

2. Стадийность — последовательность изменений организма человека в течение, жизни, которая также генетически заложена в наследственном материале. Однако временные границы отдельных стадий могут варьировать; при этом активность процесса роста и развития различна на разных стадиях жизни. На каждой стадии происходят количественные и качественные изменения, что обуславливает необратимость процесса. Для роста и развития человека характерно сочетание постепенности и скачкообразности в динамике процессов.

3. Гетерахромия — разновременность как в созревании разных систем организма (или тканей), так и в формировании разных признаков в пределах одной системы.

Концепция системогенеза П.К. Анохина. В процессе развития человека опережающими темпами созревают жизненно важные функции, обеспечивающие первоочередное формирование комплексных адаптивных реакций, специфических для каждого конкретного этапа взаимодействия организма с внешней средой. При этом отмечается значительное индивидуальное разнообразие возрастной динамики в пределах выделенных этапов онтогенеза, которое в определенной степени зависит от уникальной наследственной программы.

4. Характерные морфофизиологические особенности, проявляющиеся в каждый период онтогенеза, т. е. возрастные особенности в строении или деятельности тех или иных систем. Эти особенности ни в коей мере не являются (не могут являться) свидетельством неполноценности организма ребенка и взрослого на отдельных этапах онтогенеза, Наоборот, именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или иной возраст,

6 стр., 2985 слов

Диапазон потребностей человека приводящих его в ресторан среднего уровня

... сходить в ресторан. Удовлетворение потребности - процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Сходив в ресторан, человек насыщает потребность - снимает напряжение. ... группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой ...

5. Дифференциация и интеграция частей и функций организма, автономизация развития, возрастающая в ходе филогенеза человека.

6. Диалектическое единство непрерывного и прерывистого, постепенность и цикличность; переход количественных изменений в качественные.

Например: у детей вначале отмечается высокая скорость процессов роста и развития, затем отмечается их.замедление. В пубертатный период происходит так называемый спурт- скачок к ускорению, а затем скорость процессов роста и развития снижается ниже уровня до пубертатного периода и в дальнейшем затормаживается (в качестве иллюстрации можно вспомнить, что человек перестает расти в длину после 21 года).

При этом необходимо отметить, что если развитие всегда идет по нарастающей, то рост — это изменение, а не приращение; его фундаментальное свойство — обновление, т. е, утрата одних (отдельных) частей (и функций) и добавление других.

Таким образом, развитие в широком смысле — процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, которые приводят к повышению уровня сложности организации органов и тканей при взаимодействии всех его систем. Следовательно, развитие включает три основных процесса:

• рост;

• дифференцировку органов и тканей;

• формообразование (т.е. приобретение организмом характерных, присущих ему форм).

Все три процесса находятся в тесной взаимосвязи и постоянно взаимозависимы.

У детей развитие — это прежде всего количественный процесс (т.е. непрерывное повышение массы органов, сопровождающееся увеличением числа их клеток или их размеров); хотя и здесь сохраняются закономерности:

• неравномерности и непрерывности;

• гетерохронии развития.

Периодизации возрастов человека была впервые принята в 1965 г. на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии:

I. Пренатальный этап:

а) эмбриональный период (первые 8 недель гестации);

б) фетальный период (с 8 полных недель до 40−42 нед.);

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации ... среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и ... цели организации, цели подразделений. По периоду установления: стратегические (3-5 лет); краткосрочные (до 1 г.); тактические ...

II. Постнатальный этап:

а) период новорожденности (10 дней);

б) период грудного возраста (до 12 мес.);

в) период раннего детства (от 1 до 3 лет);

г) период 1-го детства (от 4 до 7 лет);

д) период 2-го детства (мальчики — 8−12 лет); (девочки — 8-ll лет);

е) подростковый возраст, или период полового созревания (мальчики-13−16 лет); (девочки-12−15 лет);

ж) юношеский возраст (мальчики — 17−21 год) (девочки — 16−20 лет);

з) зрелый возраст (21−44 года — ранняя зрелость; 44−59 лет — поздняя зрелость;

и) 60−69 — период пожилого возраста;

к) 7- 79 — период ранней старости;

л) 80 и выше — период глубокой старости).

Данная классификация впоследствии подвергалась уточнениям и дополнениям, о которых мы поговорим при изучении последующих тем. Кроме приведённой классификации имеется много других вариантов, в которых были использованы самые разные критерии. Рассмотрим некоторые из них.

1. Классификация Рене Заззо;в основу положены системы воспитания и обучения, в основном совпадающие с этапами детства:

· 3 года — раннее детство;

· 3−5 лет — дошкольный возраст;

· 6−12 лет — начальное школьное образование;

· 12−16 лет-обучение в средней школе;

· 17 и старше — обучение в средних и высших учебных заведениях.

2. Классификация П.П. Блонского; в основу положен объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смена зубов:

0−8 мес. — 2,5 года — беззубое детство;

2,5 года — 6,5 лет — детство молочных зубов;

6,5 лет и старше — детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

3. Классификация Зигмунда Фрейда; в основу положены этапы развития эрогенных зон и типы сексуальности, так как главным источником, двигателем человеческого поведения З. Фрейд считает бессознательное, насыщенное сексуальной энергией (детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т. д.):

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... периодов развития мышления наиболее важно в исследовании умственного развития ребенка 4-6 лет. Переходные периоды — узловые пункты в развитии мыслительной деятельности детей ... или отдельно усмотренное отношение, но каждая классификация в своей целостности, каждая серия объектов, ... Такое сличение осуществляется в значительной мере на основе внутренних, психических процессов. Учет направленных изменений ...

· 1 год — оральная стадия (эрогенная зона- слизистая рта и губ).

Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши — собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я».

· 1−3 года — анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника).

Формируются опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «Сверх- Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.

• 3−5 лет — фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности).

Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность ко взрослым людям, мальчики — к матери (Эдипов комплекс), девочки — к отцу (комплекс Электры).

это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».

• 5−12 лет — латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.

• 12−18 лет — генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

3 стр., 1303 слов

Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познав

... план занятий по курсу Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.   Месяц Класс Содержание мероприятия ... Возрастные особенности общения и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития познавательных процессов.   I четверть 5 ...

4. Классификация Колберга; в основу положены стадии развития органов чувств, типа мышления, т. е -, интеллекта. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально-логических операций. Основной критерий — интеллект:

• от 0 до 1,5−2 лет — сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения. (отсюда и название «сенсомоторный»);

• от 2 до 7 лет — дооперациональная стадия — мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья);

• от 7 до 12 лет — стадия конкретных операций — возникновение элементарного логического рассуждения;

• от 12 лет и старше — стадия формальных операций формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

5. Классификация Жоржа Пиаже;в основу положены уровни морального развития человека. Выявленные в исследованиях три уровня и шесть ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека. на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

4 стр., 1739 слов

Мотивация деятельности человека 2

... достигаются лишь психологически зрелыми людьми, обеспечившими себя удовлетворением потребностей нижних уровней. Возникающие в результате деятельности человека новые потребности являются доминантным стимулом развития личности и, как следствие ...

I уровень: страх наказания (до 7 лет).

1. Страх перед правом силы.

2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: стыд перед окружающими людьми (13 лет).

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: совесть (после 16 лет).

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

6. Классификация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина;в основу положены три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития — это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие «ведущая деятельность» было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование — те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период:

Младенчество — 0−1 год.

Ведущая деятельность и новообразование: эмоциональное общение ребенка со взрослым, ходьба, первое слово.

Социальная ситуация: освоение норм отношений между людьми.

Ранний возраст-I-3 года.

Ведущая деятельность и новообразование: предметная деятельность, «внешнее Я сам».

Социальная ситуация: усвоение способов деятельности с предметами.

Дошкольный возраст — 3−6(7) лет.

Ведущая деятельность и новообразование: ролевая игра, произвольность поведения

Социальная ситуация: освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми.

Младший школьный возраст — 6(7)-10(11) лет.

Ведущая деятельность и новообразование: учебная деятельность, произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта.

Социальная ситуация: освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.

Средний школьный возраст, подросток — 10(11)-14(15) лет. Ведущая деятельность и новообразование: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство «взрослости», возникновение представления о себе «не как о ребенке».

Социальная ситуация: освоение норм и отношений между людьми.

Старший школьник (ранняя юность) — 14(15)-16(17) лет. Ведущая деятельность и новообразование: учебно-профессиональная деятельность, профессиональное и личностное самоопределение.

Социальная ситуация: освоение профессиональных знаний, умений.

Поздняя юность или ранняя зрелость — 18−25 лет. Ведущая деятельность и новообразование: трудовая деятельность, профессиональная учеба.

Социальная ситуация: освоение профессионально-трудовых умений .

Зрелость — после 25 лет.

Ведущая деятельность и новообразование: 20−50 лет зрелость, 50−75 — поздняя зрелость, 75 — старость.

Возраст

Понятие «возраст» не только календарное (т.е. по количеству прожитых дней, месяцев или лет от дня рождения), но и биологическое, психологическое и юридическое.

Паспортный возраст — это время от момента рождения, определяемое количеством прожитых лет, месяцев, дней

Биологический возраст — степень морфологического и физиологического развития' организма (истинная степень старения организма}. Расхождение между хронологическим (календарным, паспортным) и биологическим возрастом позволяет оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида в разные фазы старения. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регулярных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений. Биологический возраст человека зависит:

— от наследственности;

— от условий внешней среды;

— от образа жизни.

Основные проявления биологического возраста при старении — нарушение важнейших жизненных функций, сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и повышение вероятности смерти или понижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из этих проявлений отражает течение биологического времени и связанное с ним повышение биологического возраста.

Критерии определения биологического возраста:

1) половая зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

2) скелетная зрелость (по срокам и степени окостенения скелета);

3) зубная зрелость (по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);

4) наследственность (по анамнезу семьи);

5) конституция (соотношение частей и пропорций тела);

6) интеллектуальная зрелость (уровень развития человека как личности).

у женщин отмечается генетически большая жизнеспособность на протяжении всей жизни, т. е. меньший биологический возраст, чем у мужчин.

Факторы долголетия:

— у женщин: удовлетворенность сексуальной жизнью, наличием семьи и детей;

— у мужчин — удовлетворенность карьерой.

Психологический возраст — уровень умственного и личностного развития человека, выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень. Психологический возраст определяет, кем и как человек себя ощущает на данный момент, т. е. отражает самоощущение и психологический тонус человека. Фактически психологический возраст — это физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития и поведения. иначе говоря, психологический возраст — специфическое сочетание психики и поведения человека. Психологический возраст — определенный уровень развития психики. который включает:

а) умственный возраст — определяется с помощью теста Векслера, содержащего вербальные и наглядные задания, по сумме которых получают «общий интеллектуальный показатель» у детей 4−16 лет. Психолог может ориентировочно определять IQ (Ай-Кью, или интеллектуальный коэффициент);

б) социальную зрелость (SQ-Социальный коэффициент) — оценивают по адаптированности человека к социальной среде, которая его окружает. Иногда специалисты оценивают социальный (гражданский) возраст, т. е. уровень усвоения человеком социальных ролей и норм;

в) эмоциональную зрелость, под которой понимают произвольность эмоций, уравновешенность, личную зрелость. Точных критериев для оценки эмоциональной зрелости нет, однако возможны искажения психологического возраста (ощущение себя моложе или старше календарного возраста).

Считают, что в 25 лет оценка паспортного и самооценка субъективного возраста совпадают, тогда как молодежь и подростки стремятся к «взрослению» по отношению к реальному возрасту, а люди старше 25 лет _ наоборот, уменьшают его по своим субъективным ощущениям (отставание в среднем на 5 лет за каждое последующее десятилетие).

Специалисты с помощью особых методов могут определить, не выходят ли эти искажения за рамки так называемые нормы. Изучением этих проблем занимается наука возрастная психология:

Важно, что психологический и хронологический возраст не должны быть слишком далеки друг от друга (разрыв не должен превышать 3−4 года).

И если в юности более естественно чувствовать себя немного старше, а в пожилом возрасте немного моложе, то в зрелом возрасте важна гармония перспективы и опыта.

Психологический возраст определяется путем сопоставления уровня психологического развития человека с соответствующим среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.

Юридический возраст — возраст наступления конкретных прав и обязанностей гражданина, утвержденный законом, например:

• возраст совершеннолетия (18);

• возраст наступления уголовной ответственности (с 16 лет, а по ряду тяжких и особо тяжких преступлений — с 14 лет);

• брачный возраст (в РФ — с 18 лет);

• возраст сексуального согласия (16 лет);

• призывной возраст (18−27 лет);

• трудоспособный возраст (мужчины — 16−59 лет; женщины-16−54года);

• пенсионный возраст (мужчины — с 60 лет, женщины с 55 лет) и т. д;

Потребности

(англ. needs) — форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности).

Потребности как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. В своих первичных биологических формах потребности выступают как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности

Движущие силы развития человека — это противоречие между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека (как физическими, материальными, так и духовными) и средствами и возможностями для их удовлетворения. Потребности создают мотивы поведения, того или иного вида деятельности, направленных на их удовлетворение; т. е. побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

Теорию мотивации, или теорию (иерархию) потребностей человека, предложил Абрахам Харольд Маслоу, американский психолог и учёный (1908−1970), в своей книге «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 году. В ней он говорит о том, что множество потребностей человека можно разделить на пять основных категорий в направлении от простого к сложному.

Основные потребности

1) Физиологические потребности (голод, жажда, отдых, половое влечение и т. д.).

2) Экзистенциальные потребности (потребность в безопасности существования, в комфорте, постоянстве условий жизни, в чувстве уверенности, избавления от страхов и неудач).

З) Социальные потребности (в социальных связях, в общении,, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, в совместной деятельности, т. е. потребность в любви).

4) Престижные потребности, или потребности в уважении (в самоуважении, уважении со стороны других, в признании, в достижении успеха и высокой оценки со стороны других людей, в служебном росте, в одобрении, признании).

5) Духовные потребности (в познании, в самоактуализации, в самовыражении и самоидентификации. Если уточнить содержание данной группы, то их можно разбить ещё на три категории, и тогда общее количество уровней увеличится до семи:

5-й уровень — познавательные потребности (знать, уметь и исследовать);

6-й уровень — эстетические потребности (гармония, порядок, красота);

7-й уровень (высший) — потребности в самоактуализации (в реализации своих целей, способностей, в развитии собственной личности).

По мере удовлетворения низких потребностей все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Такие потребности не находятся в неразрывной последовательности: и не имеют фиксированного положения. Такая иерархия наиболее устойчива, но у разных людей взаимное расположение потребностей — может варьировать. Бывает, что потребность, например, в самоуважении более насущна, чем потребность в любви. Таким образом, возникновение (актуализация) следующих потребностей процесс постепенный, с медленным пробуждением и активизацией. Если базовые потребности удовлетворены совсем незначительно, то потребностей более высокого уровня может не возникнуть вовсе.

Интересно то, что понятие «пирамида потребностей» у Маслоу отсутствует. Он предлагает для иллюстрации не пирамиду, а спираль, что, по его мнению, более точно отражает теорию мотивации. Суть дела состоит в том, что представленная иерархия содержит потребности универсальные и располагает их по принципу насущности их удовлетворения.

Маслоу соглашается, что иерархия потребностей может зависеть от условий, в которых находится личность, у некоторых людей потребности высокого порядка могут вообще не возникать (в скромных условиях существования достаточного требуемого количества пищи).

Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь / Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация.
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» — в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу
Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности Эстетические потребности: гармония, порядок, красота Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать Потребность в уважении (почитании): компетентность, достижение успеха, одобрение, признание Потребность в принадлежности и любви: принадлежать к общности, быть принятым, любить и быть любимым Потребность в безопасности: чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение

Факторы, оказывающие воздействие на потребности

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человек должен адекватно удовлетворять свои потребности: вести ЗОЖ, повышать свой материальный, познавательный и духовный уровень, заниматься самоусовершенствованием. Регулируя потребности, необходимо учитывать внешние факторы: окружающую среду (можно изменять), наследственность, пол и возраст (невозможно изменить).

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове­ку надо удовлетворять свои потребности: соблюдать здоровый образ жизни; жить в гармонии со своим окружением; повышать материальный и духовный уровень.

Потребности в действиях или поступки сопровождаются изменением в психоэмоциональной, познавательной, психомоторной сфере человека и зависят от свойств личности, возраста человека, уровня его образо­вания и способности осознать дефицит чего-либо.

Потребности влияют на переживания, волю человека. Человек со­знательно регулирует потребности и этим отличается от животных.

Регулируя потребности, необходимо учитывать внешние факторы.

К внешним факторам, от которых зависит степень удов­летворения потребностей, относятся условия окружающей среды.

К факторам, которые изменить нельзя, относятся воз­раст, пол человека, наследственность.

Факторы риска, влияющие на образ жизни человека, могут привести к нарушению удовлетворения потребнос­тей. К ним относятся — плохая экология, гиподинамия, избыточ­ный вес, вредные привычки, стрессовые ситуации.

Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Медицинс­кая сестра должна активно привлекать пациента, членов его семьи в удовлетворении потребностей в самоуходе, помогая ему сохранить свою самостоятельность, независи­мость.

Термин «самоуход» употребляется, когда речь идет о деятельности служб здравоохранения, участии членов се­мьи пациента, его друзей, групп самопомощи и взаимопо­мощи. Самоуход предполагает участие самого пациента, на­правленное на удовлетворение его жизненно важных пот­ребностей, в результате чего обеспечивается достаточный для него уровень здоровья.

Новая программа ВОЗ «Здоровье для всех в 21-м·столетии» направлена на укрепление и охрану здоровья людей на протяжении всей жизни. Первоочередная задача мед. сестры, как носителя специальной информации — это санитарно-просветительная деятельность, обучение населения правилам и приемам ЗОЖ; демонстрация последствий влияния вредных факторов на здоровье и качество жизни, т. е. профилактическая работа с целью оздоровления людей.

Именно этой цели служит изучение дисциплины «Здоровый человек и его окружение» как составляющего элемента, участвующего в освоении профессионального модуля «Профилактическая деятельность». И именно аспектами этой проблемы мы будем заниматься в процессе изучения вышеназванной дисциплины.

Вопросы по теме:

Ø Закономерности роста человека

Ø Периодизации возрастов человека Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии

Ø Периодизации возрастов человека Рене Заззо по этапа детства

Ø Периодизации возрастов человека П.П. Блонского по особенностями конституции растущего организма признак — появление и смена зубов:

Ø Периодизации возрастов человека Зигмунда Фрейда по этапам развития эрогенных зон и типы сексуальности

Ø Периодизации возрастов человека Колбергапо стадии развития органов чувств, типа мышления, т. е -, интеллекта

Ø Периодизации возрастов человека Жоржа Пиаже по уровню морального развития человека.

Ø Периодизации возрастов человека по Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

Ø Понятие «возраст».

Ø Хронологический или паспортный возраст

Ø Биологический возраст

Ø Психологический

Ø Юридический

Ø Понятие потребности Основные потребности

Ø Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу

Ø «Спираль потребностей» Маслоу

Ø Факторы, оказывающие воздействие на потребности

Ø Задача мед. сестры, в формировании ЗОЖ

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector