1. Дневник учебно-ознакомительной практики

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО Пермский государственный научно-исследовательский университет

Индивидуальный отчет по учебно-ознакомительной практике

студентки 4 курса, заочной формы обучения

философско-социологического факультета

Е.Н. Черновой

специальности Психология

Руководитель

Е.А. Стерлигова

Пермь 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

1. Дневник учебно-ознакомительной практики……………………………….

2. Программа психологического тренинга и план лекционно-практического занятия………………………………………………………………………………

3. Рефлексивный отчет…………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Введение

Учебно-ознакомительная практика была пройдена мной в ПГНИУ в Школе юного психолога, в рамках учебного процесса старшеклассников. Мной было проведены две лекции на темы: Профессиональное Самоопределение и Возрастные особенности старшеклассников. В качестве практического занятия был проведен тренинг развития коммуникативных умений и навыков. Каждое занятие по временному интервалу составило 3 часа.

Школу юного психолога в Пермском государственном научно-исследовательском университете посещают школьники, учащиеся девятых, десятых и одиннадцатых классов различных школ города Перми. Слушатели Школы юного психолога получают представление об истории психологии, о её современном состоянии, о том, что изучается на отделении «психология» философско-социологического факультета. Занятия могут помочь школьникам правильно организовать научно-исследовательскую работу по психологии, лучше узнать себя, найти новых друзей на долгие годы. Занятия со школьниками проводятся раз в неделю по понедельникам с 17.00 до 20.00, тренинги проводятся в субботу с 16.00. до 19.00.

За год обучения ребята овладевают необходимыми знаниями и практическими навыками в области различных психологических направлений, например, психологии внимания, памяти, общения. В конце обучения учащиеся могут принять обоснованное решение о том, стоит ли им поступать на отделение «психология».

13 стр., 6462 слов

Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами ...

... результатов или заканчивают занятия спортом, едва достигнув 20 – 22лет. Это объясняется, в первую очередь, большой загруженностью юных атлетов соревнованиями ... (этап начальной спортивной специализации) жестко регламентирован: 1-й год обучения - 12 лет, 2-й - 13 , 3-й - ... особенностям подростков и юношей. Выполнение таких нагрузок требует ежедневных занятий, включающих пробегание 15 – 20 км. В связи ...

Лекции и тренинги в школе юного психолога проводят преподаватели университета и студенты. Студенту необходимо наиболее полно и доступно осветить выбранную тему. Цель научно-ознакомительной практики – познакомиться с одним из направлений деятельности психолога — просветительской работой со старшеклассниками.

Задачи:

  1. Провести занятие со школьниками старших классов по темам: профессиональная ориентация, возрастные особенности старшеклассников, тренинг – развитие коммуникативных умений и навыков.
  2. Подготовить учебно-методический и наглядный материал в рамках темы, с учётом возрастных особенностей слушателей.
  3. Составление презентации.

дата

вид деятельности

затраченное время в часах

описание вида деятельности

19.10.

ознакомление с опытом проведения занятий путем просмотра группы Школа юного психолога 2011-2012 в социальной сети «Вконтакте»

2

уточнение расписание, просмотр необходимой информации в группе

20.10.

анализ темы лекции Профессиональная ориентация старшеклассников

3

уточнение темы лекции, выбор необходимых глав – структурных единиц будущей презентации

21.10

просмотр учебной литературы по теме Профессиональная ориентация старшеклассников

5

выбор учебной литературы, с наиболее полными, удовлетворяющими требованиям, данными

23.10

обзор исследований, которые проводились в данной области в отечественной и зарубежной психологии

5

выбор наиболее интересных исследований, с целью ознакомления учащихся с практической работой психолога в данной области

24.10

обзор методических материалов

5

выбор методики, с целью тестирования учащихся, определения их типа предпочтительной профессиональной деятельности

25.10

просмотр наглядных материалов по заданной теме

2

выбор наиболее интересных схем и таблиц, для дальнейшего размещения их в презентации

27.10

составление презентации

5

создание слайдов с необходимой информацией, вставка картинок и наглядных материалов

28.10

составление презентации

4

доработка структуры презентации, согласно плану лекции

29.10

разделение презентации с коллегой-студентом

3

достижение договоренности о ведение лекции

30.10

консультация с руководителем проекта

2

проверка презентации руководителем проекта, исправление неточностей, консультация по ведению лекции

31.10

проведение лекции

3

проведение лекции в школе юного психолога

20.11

обзор литературы по теоретическому материалу темы развития коммуникативных умений и навыков

4

подготовка литературы для работы с ребятами

22.11

составление обзора упражнений

5

выбор наиболее подходящих упражнений, исходя из возрастных особенностей слушателей

23.11

составление плана тренинга

3

выстраивание упражнений и обсуждений в необходимом порядке

24.11

обсуждение программы тренинга со студентами-коллегами

3

распределение упражнений, обсуждение программы

25.11

консультация с руководителем проекта

2

доработка программы тренинга

26.11

проведение тренинга

3

проведение тренинга в школе юного психолога

28.11.

анализ темы лекции Возрастные особенности старшеклассников

3

уточнение темы лекции, выбор необходимых глав – структурных единиц будущей презентации

29.11

просмотр учебной литературы по теме

Возрастные особенности старшеклассников

5

выбор учебной литературы, с наиболее полными, удовлетворяющими требованиям, данными

30.11

обзор исследований, которые проводились в данной области в отечественной и зарубежной психологии

4

выбор наиболее интересных исследований, с целью ознакомления учащихся с практической работой психолога в данной области

1.12

обзор методических материалов

5

выбор методики, с целью тестирования учащихся, определения их типа предпочтительной профессиональной деятельности

2.12

просмотр наглядных материалов по заданной теме

2

выбор наиболее интересных схем и таблиц, для дальнейшего размещения их в презентации

3.12

составление презентации

5

создание слайдов с необходимой информацией, вставка картинок и наглядных материалов

3.12

составление презентации

4

доработка структуры презентации, согласно плану лекции

4.12

разделение презентации с коллегой-студентом

3

достижение договоренности о ведение лекции

4.12

консультация с руководителем проекта

2

проверка презентации руководителем проекта, исправление неточностей, консультация по ведению лекции

5.12

проведение лекции

3

проведение лекции в школе юного психолога

9.12

оформление индивидуального отчета

8

сдача отчета по учебно-ознакомительной практике

2. Программа психологического тренинга и план лекционно-практического занятия

Тренинг развитие коммуникативных умений и навыков.

Образовательная цель тренинга — сформировать коммуникативные умения и навыки поведения старшеклассников в группе. Количество участников тренинга – 15 человек. Тренинг проводили три человека: Наварич Олеся, Овчинникова Надежда, Чернова Елена.

Знакомство: ребята и тренеры представились с помощью интервью.

Упражнение 1. Друг для друга. Ведущий Чернова Елена 30 минут

Ведущий: Люди рождены друг для друга. Это сегодня уже аксиома, т.е. утверждение, которое не требует доказательств. Хотя если у кого-то из вас есть желание, мы можем обсудить это утверждение.

Описание упражнения: Основная задача этого этюда подумать над тем, где и чем может быть полезен вам каждый член группы. Например, вы написали тренинговое имя «Игорь» и напротив него сделали запись: «с ним можно начать бизнес, пойти в категорийный туристский поход и поговорить о футболе». Напротив имени «Оля» вы написали: «с ней можно создать хорошую семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии, и конечно, о кулинарных рецептах». Таким образом, вам нужно проанализировать список всех членов группы. А затем мы объединимся в большой круг и выслушаем друг друга. Думаю, что это будет интересно всем узнать ответ на вопрос: «На что же я сгожусь?»

Обсуждение упражнения.

Упражнение 2. Неожиданная встреча. Ведущий Наварич Олеся 20 минут

Ведущий: Часто в жизни нам приходится реагировать на неожиданные ситуации. Например, вы входите в комнату, а там… человек, которого вы не видели уже пять лет и даже забыли о том, что он есть на этом свете. Как вы себя будете вести? Сделаете вид, что не помните? Или скажете ему о своем сожалении по поводу столь долгой разлуки? Что вы будете делать?

Это очень важное умение вступать в разговор в самой неожиданной ситуации, устанавливать доброжелательный контакт, показывая тем самым человеку, что вы готовы общаться с ним. Но человек не рождается с этим умением, оно — результат длительной и настойчивой работы над собой. Именно этим мы сейчас и займемся. Проведем серию неожиданных встреч с разными людьми. Вы, используя уже освоенные приемы и способы общения, в том числе и те, которые отработали на этих занятиях, должны легко и свободно войти в контакт с партнером, начать разговор или поддержать его, также приятно расстаться с ним.

Описание упражнения:Члены группа встают (садятся) по ‘ принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположишь лицом к центру круга).

По вашему сигналу все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задает ведущий.

Примеры ситуаций «встреча»:

1).

«Перед вами человек, которого вы видели последний раз, когда учились вместе в первом классе, причем вы не сразу узнали его. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему…»

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 мин. Затем вы даете сигнал, участники должны в течение 30 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации.

2).

«В компании сверстников вы встречаете своего знакомого, который на целых два года уезжал за границу, и вы были уверены, что он еще до сих пор там.» Роль человека, приехавшего из заграницы играют участники, сидящие во внутреннем круге.

3)Вы давно не видели своего дядю (тетю) и даже забыли, что они есть. И вдруг однажды утром он (она) приехал (а) к вам в гости. Вот он (она) стоит на пороге вашей квартиры. Нужно что-то говорить. Роль родственника играют ребята из внутреннего круга.»

Обсуждение упражнения: какие чувства пережили участники при смене ситуации, в какой ситуации вам было наиболее комфортно.

Упражнение 3. Кошки-мышки. Ведущий Овчинникова Надежда 20 минут.

Ведущий: сейчас мы с вами, взявшись за руки, образуем макси­мально широкий круг, а затем выберем кошку и мышку.

Описание упражнения: В игре два водящих, один играет роль кошки, другой – мышки. Они выходят в центр круга. Задача кошки – поймать мышку. Глаза кошки завязаны. Она ловит мышку вслепую, по издаваемым той звукам. У участника, игра­ющего роль мышки, глаза открыты, и он может свободно пере­мещаться, но обязан не реже, чем каждые 3 секунды, издавать писк, ориентируясь на который кошка его и ловит. Выходить за пределы круга участникам нельзя, задача стоящих в кругу участников – предостеречь кошку от этого. Когда она подходит слишком близко к кому-либо из стоящих в кругу участников, тот начинает издавать предостерегающее шипение. Если этого оказывается недостаточно и кошка все равно движется за пре­делы круга, то ее можно «вручную» развернуть обратно и ле­гонько подтолкнуть в направлении центра круга.

Обсуждение: сначала «Кошки» и «Мышки» обмениваются впечатле­ниями, возникшими по ходу игры, и соображениями о том, чем предопределяется успех в этой игре и какие качества она позволяет развивать. Потом слово предоставляется тем участ­никам, которые образовывали круг; они делятся своими на­блюдениями о том, какие моменты игры показались им наи­более интересными и поучительными, чем именно.

Упражнение 4. Вопросы. Ведущий Чернова Елена, примерное время 20 минут.

Описание упражнения: Участники сидят в кругу, водящий – в центре. Он задает другим участникам любые вопросы одного из двух типов:

Закрытые: подразумевающие короткий, односложный ответ («Да», «Нет», «Не знаю») или ссылку на какой-то конк­ретный, однозначный факт. Примеры подобных вопросов: «Ты был в кино в последний месяц?», «В каком году началась Великая отечественная война?».

Открытые: подразумевающие развернутый, много­словный ответ. Примеры: «Какие фильмы ты предпочитаешь?», «Каковы причины начала Великой Отечественной войны?».

Каждый заданный вопрос адресован кому-то конкретно, но отвечает на него не тот, кому он задан, а его соседи: если задан закрытый вопрос, то правый сосед, а если открытый, то левый. Кто ошибается — сам становится водящим.

Обсуждение упражнения: Какие вопросы было легче формулировать – открытые или закрытые? А на что отвечать? В каких ситуациях общения более уместны открытые воп­росы, а в каких закрытые?

Упражнение 5.Завтрак с героем. Ведущий Наварич Олеся, примерное время 30 минут.

Ведущий: Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты. Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты. Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя. А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Обсуждение: Почему остался именно этот герой? Легко было уступать и почему вы уступали?

Упражнение 6. Два подсказчика. Ведущий Овчинникова Надежда, примерное время 20 минут.

Описание упражнения: водящему завязывают глаза и прячут в помещении ка­кой-либо небольшой предмет, который ему необходимо най­ти. В этом ему помогают два подсказчика, которые знают, где спрятан предмет, и говорят ему, куда двигаться. Один из них действительно помогает, направляя водящего в верном направ­лении, а второй, наоборот, всячески стремится сбить с пути, послать в неверном направлении. Водящий, естественно, не знает, кто из двоих ему действительно помогает, а кто мешает. Его задача – разобраться в этом самостоятельно и в итоге найти спрятанный предмет. Остальные участники в это время находятся в роли наблю­дателей, их задача – поста­раться заметить, как во внешности водящего про­является то, в какой мо­мент какому из подсказчи­ков он доверяет.

Обсуждение: какие эмоции возникали у каждого из участников в ходе игры? По каким признакам водящий судил, кто из партнеров говорит верную информацию, а кто сбивает его с толку? Ока­залось ли верным первое впечатление на этот счет, или по ходу игры его пришлось менять?

Упражнение 7. Угадай рифму. Ведущий Чернова Елена, примерное время 15 минут.

Описание упражнения: Участники делятся на две команды. Ведущий произносит слово из числа распространенных в русском языке, к которо­му легко подобрать множество рифм (например, можно ис­пользовать такие слова: дом, нос, день, суп, лед, гол, май).

Одна команда придумывает к нему три рифмы. Их задача – проде­монстрировать эти рифмы другой команде таким образом, что­бы те смогли угадать их. При этом говорить или показывать на окружающие предметы нельзя, нужно продемонстрировать слова только с помощью мимики и жестов. Потом ведущий произносит следующее слово, команды меняются ролями и игра повторяется (общая длительность 4 – 6 раундов).

Фор­мального определения победителей в этой игре не предусмот­рено, однако игрокам можно пояснить, что более эффективна та команда, которая тратит меньше времени на подбор рифм и придумывание того, как их продемонстрировать, а также те, чьи рифмы быстрее отгадываются соперниками (т. е. они де­монстрируют их более понятно).

Обсуждение: кому больше понравилась роль придумывающего и де­монстрирующего рифмы, а кому отгадывающего, чем именно? Какие варианты предложенных рифм и способы их демонст­рации запомнились, показались наиболее интересными, чем именно? Для чего важно уметь передавать определенную ин­формацию без помощи слов, а также понимать такую инфор­мацию, передаваемую другими людьми?

Упражнение 8. Ведущий Наварич Олеся, примерное время 20 минут.

Описание упражнения: сначала каждый участник придумывает, с каким челове­ком ему было бы интересно познакомиться – какого он пола и возраста, какими качествами обладает, чем занимается и т. п. (3 – 5 мин).

Это должен быть именно обобщенный образ того, с кем интересно завести знакомство, но не конкретный персо­наж типа эстрадной звезды и т. п. А потом нужно предложить и записать как можно больше мест, где есть шанс встретить такого человека. Это должны быть реальные места, куда участ­ники могут попасть, а не нечто из области фантастики. Упраж­нение завершается тем, что участники представляют свои пред­положения о местах встречи.

Обсуждение: очевидно, что для того, чтобы встретить интересных лю­дей, нужно бывать в местах, где бывают такие люди. Что же побуждает некоторых людей вместо этого пассив­но ждать, когда в их поле зрения такие собеседники окажутся сами? В какое из мест, предложенных вами, вы действитель­но пойдете, когда именно? «Хочешь отыскать гриб – значит, сначала найди лес, где водятся грибы, а там он сам найдется. А хочешь познакомить­ся с интересными людьми – найди места, где «водятся» такие люди!».

Упражнение 9. У кого предмет? Ведущий Овчинникова Надежда, примерное время 20 минут.

Описание упражнения: Участники стоят в плотном кругу лицом внутрь, сложив руки за спиной ладонями наружу. Водящий находится в цен­тре круга. Ведущий обходит круг снаружи и по возможности незаметно кладет кому-то из участников в ладошки неболь­шой предмет (спичечный коробок и т. п.).

Тот, кому достался предмет, может оставить его у себя, а может передать соседу справа или слева, те, соответственно, тоже могут оставить его, а могут передать дальше. Через 10 – 15 секунд после того, как предмет был вручен первому игроку, ведущий подает коман­ду «замри», после которой передавать предмет запрещено, он остается в руках у того, у кого находился в этот момент. Зада­ча водящего – внимательно наблюдая за участниками, опреде­лить, у кого же находится предмет. Ему дается три попытки. Если он угадывает, то тот, у кого был предмет, становится новым водящим, если не угадывает – игра повторяется.

Обсуждение: По каким именно признакам водящие судили, у кого на­ходится предмет? Что оказалось для них самым информативным? В каких ситуациях, связанных с общением, важна наблю­дательность, умение замечать даже небольшие движения чело­века, изменения его позы или выражения лица?

Завершение тренинга. Обсуждение результатов.

Упражнения для тренинга взяты из пособия А.Г. Грецова Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации, 2006.

План лекции (тема)

Краткий конспект лекции с указание подразделов (подзаголовком лекции)

Список литературы

  1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. — С.-Пб.: Эконом. шк., 1993. — 352с.
  2. Алешина Ю.Е., Петровская Л.А. Психология общения: психологическая компетентность пропагандиста. — М.: Знание, 1989. — 210 с.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: Юнити, 1999. — 551с.
  4. Атватер И. Я вас слушаю. — М.: Экономика, 1988. — 110с.
  5. Борисова А.А.Проницательность как проблема психологии общения.// Вопр. психол. — 1990. — №4. — С. 117-125.
  6. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психол. — 1992. — № 3-4. — С. 24-33.
  7. Братченко С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Л.: ЛГУ, 1987. — 16с.
  8. Брикман Р., Кершнер Р. Гений общения. — С.-Пб.: Питер Пресс, 1997. — 256с.
  9. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. — 1987. — №1. — С. 111-117.
  10. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
  11. Головей Л.А. и др. Первичная психологическая профконсультация. Врачебная профконсультация. — Л., 1988.
  12. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2007. — 216 с.
  13. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  14. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
  15. Кон И.С.1970 Общение и самосознание.// Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми. Тезисы Всесоюзного симпозиума. Л-д: Пединститут им. Герцена
  16. Кон И.С.1973 а Психология юношеской дружбы. М.: Знание.
  17. Кон И.С.1973 б Дружба. Историко-психологический этюд.// Новый мир, # 7.
  18. Кон И.С.1974 Понятие дружбы в Древней Греции. // Вестник древней истории, 1974, N 3, c.135–149
  19. Кон И.С.1989 Психология ранней юности. М., Просвещение.
  20. Кон И.С.2001-а Подростковая сексуальность на пороге ХXI века. Дубна: Феникс+
  21. Крягжде С. Психология формирования профессиональных интересов. — Вильнюс: Мокслас, 1981.
  22. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
  23. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: МГУ, 1982. — 168 с.
  24. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики. Учебное пособие. — М.: Профцентр, 1993.
  25. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: ИПП, Воронеж: МОДЭК, 1996. — 246 с.
  26. Пряжников Н.С. Профориентационные игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 87 с.
  27. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. — М.: ИПП, Воронеж: МОДЭК, 1997. — 352 с.
  28. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. — М.: МГППИ, 1999. — 108 с.
  29. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие. — М.: МПСИ, 2004. — 600 с.

3. Рефлексивный отчет

За время прохождения практики мной получен новый опыт в проведении лекций и тренингов. Получен новый опыт в подборе и проведений психодиагностических процедур.

Работа преподавателя школы юного психолога мне очень понравилась, особенно ценным, на мой взгляд, является общение с ребятами, учащимися, которые посещают школу юного психолога. С ними очень интересно общаться, хочется дать им много новых знаний, учащиеся любознательные и дружелюбные. Очень интересно наблюдать за поведением ребят, их общением, наблюдать как постепенно они становятся друзьями. Был получен новый опыт во взаимодействии с другими студентами как с преподавателями школы юного психолога.

Уверена, что полученный мной опыт пригодится мне в профессиональной деятельности.

Заключение

Пишется по поставленным задачам, оцениваем как справились, насколько успешно провели занятия.

Характеристика

Черновой Елены Николаевны

студентки 4 курса заочного отделения философско-социологического факультета специальности «психология»

Елена Николаевна проходила научно-ознакомительную практику в «Школе юных психологов» Пермского государственного университета в период с 08.11.2010 по 20.12.2010. В «Школе юных психологов» занимается 25 учащихся старших классов Пермского городского университетского округа. Цель занятий – профориентационная работа со школьниками по психологии, знакомство школьников с особенностями юношеского возраста.

Во время подготовки к занятию Елена Николаевна применила свои умения и навыки в подборе литературы к лекционному и семинарскому занятиям. Проявила активность, ответственность, добросовестность.

Учащиеся проявили интерес к данной теме, задавали вопросы, активно включались в учебную деятельность. Во время проведения занятия были практические задания, методики на умственный и социальный интеллект. Учащиеся активно включались в практическую деятельность, проявляли интерес к полученным знаниям.

Доцент кафедры психологии развития Е.А. Стерлигова