Культурология : сущность, предмет, объект

ЛЕКЦИЯ 1. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

1. Культурология : сущность, предмет, объект.

2. Определение культуры и её функции.

3. Типология культуры.

 

Культурология : сущность, предмет, объект

Культурология — это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

Культурология изучает:

— предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей;

— культурология исследует участие людей в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей;

— культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно — исторических типов.

Важнейшая задача культурологов — анализ процессов и тенденций со-цио-кулыурной среды современности.

Одна из основных проблем культурологической науки — вопросы теории и истории мировой культуры.

Предмет культурологи:

— объективные закономерности культурного процесса, как мирового, так и национального;

— памятники и явления материальной и духовной культуры;

— факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формиро ванием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Объектом культурологии являются:

— культурные аспекты различных областей общественной жизни;

— выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов;

— анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

Задача культурологии — построить “генетику” культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы проигнорировать этот процесс, в перспективе — управлять им.

Выделяют следующие периоды становления культурологии:

— этнографический(1800-1860)

— эволюционистский (1860-1895)

— исторический (1895 — 1925)

В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования носили в основном академический характер. Но со второй половины XX века ситуация изменилась. Стала очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начали востребоваться и применяться в самых различных сферах — в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле.

10 стр., 4747 слов

Картина мира : «Духовная культура человека и ее основные компоненты»

... духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Цель работы – изучить духовную культуру человека и ее основные компоненты., Задачи работы: Теоретической основой работы является литература следующих авторов: Ермишина Н. Д. Культурология, ...

Вклады различных научных направлений:

1) в развитие культурологических теорий вносят свой вклад научные направления: антропология, социология, психология, философия, история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними;

2) культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии;

3) от естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам;

4) если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю — как теорию о событийно-деятельстном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно — историческими формами общественного бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы культурно-истрического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих это типы систем ценностей и технологий деятельности.

Методы культурологических исследований:

Культурология использует все методы социогуманитарного познания.

Прежде всего используется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне — противоречивого многостороннего явления, требующего конкретного изучения.

Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент. Структурно — функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента функционирования. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры в ходе её “диалога” с другими культурами делает необходимым использование компаративного метода — сравнения культур по какому — либо основанию, признаку. Если такое сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных “организмов”, то речь идет о типологическом методе.

Кроме использования указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры могут дополнительно применяться и особенные методы, которые по своей сути совпадают с той или иной концепцией понимания сущности культуры. Так, если культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку, то для её изучения используется культурантропологический метод. Трактовка культуры как формы общения людей посредством прежде всего языка делает востребованным семиотический метод. Символически -знаковая концепция культуры предполагает для ее исследования герменевтический метод.

Изучение культуры как характеристики человека, как меры человеческого в человеке предполагает опору на биографический метод.

Большую роль в культурологии играют такие общенаучные методы, как исторический метод исследования (анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого) в единстве с логическим (выявление законов движения этого целого с учетом логики самого исследователя).

11 стр., 5212 слов

Культурология Программа курса

... другие методы в культурологии. Раздел 2. Проблема происхождения культуры Тема 2.1. Современные представления об антропогенезе и становлении различных элементов ранней культуры: основные факторы расселения архаического человека, формирования многоязычия и культурных ...

В процессе культурологического анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии, такие как методы полевой этнографии — описание, классификация, наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие как, например, сравнительно -исторический анализ текстов, и т.п.

Определенная трансформация дисциплинарных методов, применяемых в культурологических исследованиях, обусловлена возможностью разделения в них объекта и субъекта анализа. Первым обратил внимание на эту специфику М. Вебер. С его точки зрения, науки об обществе и о культуре должны использоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Понимание — метод, исходящий из особенностей культурологии как “науки о духе”, в которой познание направлено не на выявление причинных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление индивидом собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Поэтому интуицию также можно рассматривать в качестве метода культурологических исследований.

 

Определение культуры и её функции

По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, с 1871 по 1919 гг. было дано 7 определений культуры. Одним из первых они считают определение английского историка XIX в. Эдуарда Бернетта Тайлора в его книге “Первобытная культура”. С 1920 по 1950 гг. появилось еще 157 определений этого понятия. Сейчас, по некоторым оценкам, существует уже более 500 определений культуры…Термин “культура” восходит к латинскому слову cultura, которое означало возделывание почвы, ее культивирование изменение ее в природ, объекте под воздействием человека, его употребляли в трактатах и письмах Древнего Рима. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил важную особенность — единство культуры, человека и его деятельности.

— в средние века понятие “культура” концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил;

— путь от варварства к культуре, отождествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества к полной христианизации человечества;

— в значении самостоятельного понятие “культура” появилось в трудах немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632 — 1694): он употреблял его для обозначения результатов деятельности общественного человека. Культура была им противопоставлена природному, или естественному, состоянию человека. Она понималась как противостояние человека и его деятельности дикой стихии природы, ее темным и необузданным силам;

— по сей день в понятии “культура” сохранился этот смысл чего-то развитого и специально поддерживаемого. Рождение понятия “культура” не случайно совпало по времени с появлением и развитием новых отношений в обществе к человеку и природе;

— ныне понятие “культура” все чаще употребляется в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека.

В филосовско-энциклопедическом словаре (М., 1983.- с. 292-293) “кльтура” означает историческо-определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материалах и духовных ценностях.

11 стр., 5064 слов

Характер и особенности деятельности человека

... устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но ... все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у ...

Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет. Человек овладевает культурой в процессе своего обучения и воспитания, т.е. в процессе передачи культур, опыта от одного поколения к другому. Овладение культурой осуществляется в форме межличностных отношений (в ДОУ, школе, ВУЗе, предприятии, фирме, путешествии, семье); через самообразование (чтение, посещение музея без сопровождения и т.п.); через средства массовой информации -радио, телевидение, печать.

Процесс социализации — это процесс непрерывный, процесс овладения культурой и вместе с тем процесс индивидуализации личности, т.к. ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент, менталитет.

Культура — это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия своего мира: В чем они проявляются ?

1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой — стремится сохранить свою индивидуальность.

2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую предоставляет человеку. Норма и свобода — два полюса, два борющихся начала.

3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

Эти противоречия являются сущностью культуры и ее источником развития.

В культуре существуют собственные законы функционирования, которые помогают объяснить изменения, происходящие в ней, что помогает вьщелять в культуре определенные этапы, периоды, эпохи. Например, эпоха античной культуры и Возрождения. В истории России выделяются культура Киевской Руси, Московской Руси и золотой век русской культуры XIX столетия, серебряный век поэзии XX в. и др.

Функции культуры.

1-я классификация:

1. Преобразование мира — с появлением в мире человека появляется и особый фактор изменения и преобразования мира. Этот процесс невозможен без появления материальных результатов человеческой деятельности.

2. Познание мира — познание окружающего мира означает познание человеком самого себя. Человек не может жить в мире, не зная его строения и законов функционирования. Результаты познания и самопознания передаются с помощью особых символов от одного поколения к другому и от одного народа ко всем другим народам.

3. Обеспечение условий общения- культура не может существовать, если отсутствует общение в его различных формах. Благодаря общению достигаются необходимая организованность, согласованность и единство действий отдельных людей, социальных групп и культур, их взаимопонимание и сплоченность, общность мыслей, воли, чувств, настроений;

— ни одна культура не существует изолированно, всегда так или иначе взаимодействует с другими культурами, воспринимая опыт других людей, других поколений и культур, находящихся в других областях пространства и в будущем времени;

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

— реальные посредники всех форм общения — это элементы не только духовной культуры (идеи, ценности, нормы), но и материальные предметы , средства и продукты труда. Передача социального опыта путем общения сквозь пространства и времена не делает различия между материальными и духовными посредниками этого общения.

4. Регулирование деятельности и поведения — ни одна человеческая общность не существует без тех или иных ценностей в качестве побудительного мотива и нормы деятельности и поведения. Благодаря культуре обеспечивается следование определенным образцам деятельности и поведения — регулирование деятельности и поведения;

— передача культурой социального опыта предполагает создание средств и способов, которые приходят на смену традиционным формам преемственности — интуитивному подражанию в процессе обучения или в процессе самой деятельности;

— единство и взаимопонимание, то есть обеспечение условий совместной жизни людей, предполагают наличие определенных социальных норм, “отсекающих” вредные и разрушительные для культуры формы деятельности и поведения;

— при регулировании поведения возникают особые социальные институты, которые должны не только следить за соблюдением определенных норм поведения, но и карать за их нарушение, — судебные и карательные органы.

5. Установление и поддержание системы ценностей — все окружающее человека может рассматриваться как ценность, то есть оцениваться в плане добра и зла, допустимого или запретного и т.д. Ценности служат для ориентации предпочтений и интересов как отдельных людей, так и социальных групп.

2-я классификация:

1. Защитная — при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы.

2. Креативная, т.е. преобразование и освоение мира (лат лат. creatio — созидание).

— исследуя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания; проявляется его любознательность, а не желание защищаться (овладение силами внешней природы идет параллельно с овладением внутренними силами психики).

3. Коммуникативная

— включает передачу информации: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств и т.п.

4. Сигнификативная (тесно связана с коммуникативной), от англ. sign — знак,

— буквально — функция приписывания значений и ценностей;

— расширяя среду культурного освоения мира, человек одновре

менно расширяет область обозначенных предметов и этот предмет приобретает иное значение и смысл.

5. Нормативная

— создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы; из этого строится право, мораль, идеология.

6 стр., 2991 слов

Основные положения концепции культуры и психологии искусства ...

... поведения, значении детского эмоционального опыта в душевной жизни взрослого нашли широкое распространение в современной культуре. Цель работы - выявить основные положения концепции культуры и психологии искусства ... Исходя из вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что механизм действия искусства совершенно напоминает механизм действия фантазии. Обычно фантазия активизируется сильным, настоящим ...

(З.Фрейд разработал теорию, согласно которой культура — это нечто репрессивное, насильственное, т.к. нормы и правила подавляют наши желания, а всякое подавление связано с неудовлетворением, напряжением)

6. Релаксационная функция (от лат. Relaxation — ослабление) — искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки -индивидуальные — смех. Плач. Приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь, а также есть стилизованные формы снятия напряжения, увеселения, праздники, фестивали, ритуалы. Посещение театров, музеев, созерцание природы, отдых на природе, -приобщение человека к высокому искусству оказывает на личность созидающее влияние — катарсис — очищение (от греч. katharsis) — возвышение духа.

 

З. Типология культуры

Культура как многоуровневая система

Принято подразделять культуру по ее носителю. И прежде всего выделяют мировую и национальную культуру.

Мировая культура — это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура — синтез культур различных классов. Социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие которой проявляется в духовной сфере: язык, литература, музыка, живопись, религия; в материальной сфере: особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры сообщественностей: классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная; культура семьи; культура отдельного человека.

Структура культуры:

Материальная — включает в себя объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое другое.

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Духовная — её образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции.

Это тоже результат деятельности людей, но не руками, а разумом.

Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Таким образом, под материальной культурой понимают средства производства, орудия труда, продукты труда, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления.

Под духовной культурой понимаются деятельность, направленная га духовное развитие человека и общества, а также (результаты) продукты этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые знания, духовные ценности.

Составляющие духовной культуры:

— политическая культура;

— правовая;

— эстетическая;

— этическая (нравственная);

— религиозная.

Субкультура и контркультура.

Субкультура (от лат. Sub — под)- это в чем-то ограниченная культура определенной социальной общности, ограниченность которой обусловлена бедностью ее социальных связей, затрудненностью доступа к культуре в целом или сознательной самоизоляцией

11 стр., 5061 слов

Вопрос 31 Эстетическое как Ценность

... в человеческой душе. На уровне культурной ценности — это ценности прекрасного, воплощенные в искусстве, воспроизводящем внешний мир (изобразительное искусство), раскрывающем связи между людьми (поэзия), ... их содержание всегда является социально-историческим. Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою ...

Характерные черты:

— “стиль”, предполагающий создание и поддержание определенного образа (костюм, прическа и т.д.).

Задача стиля состоит в том, чтобы отделить заново субкультуру от остальных субкультур, и культуры в целом;

— манеры поведения (походку, мимика, своеобразная жестикуляция и т.д.);

— жаргон.

Контркультура — при определенных условиях субкультура переходит в контркультуру (от лат. contra — против) — совокупность социально-культурных установок, крайне негативно ориентированных по отношению к ценностям господствующей культуры и даже противостоящих этой культуре. Сам термин введен в научный оборот американским социологом Т. Роззаком.

Основные элементы контркультуры:

— “наркотическая культура”;

— “восточная мистика”;

— “оккультизм”;

— “сексуально-революционная мистика тела”.

Формы культуры:

— элитарная (высокая);

— народная;

— массовая.

1. Элитарная культура

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Составные части элитарной культуры: изящное искусство; классическая музыка; классическая литература. Особенности — элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеоб-разованным человеком. Девиз элитарной культуры — “Искусство ради искусства”;

— типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции “чистого искусства” является деятельность художественного объединения “Мир искусства” (Россия, 10-е гг. XX в.).

2. Народная культура

В отличии от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную называют любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной.

Еще одно название народной культуры — фольклор.

Он всегда:

— локализован, так как связан с традициями данной местности;

— демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Народная культура включает:

— мифы;

— легенды;

— сказания;

— эпос;

— сказки;

— песни;

— танцы.

По своему исполнению элементы народной культуры могут быть:

— индивидуальными(изложение легенды);

— групповыми (исполнение песни, танца);

— массовыми (карнавальные шествия).

З. Понятие массовой культуры

— массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую очередь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а поэтому способна выступать средством манипулирования сознанием потребителя;

— массовая культура может стать и становится инструментом внедрения в массовое сознание желательных для определенных социальных групп стереотипов поведения, может стимулировать у “массы” новые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные стандарты эстетического вкуса;

10 стр., 4615 слов

Общечеловеческие ценности общества массового потребления

Ценностные ориентиры массовой культуры 3. Общество потребления Заключение Список использованной ... истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его ... прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ...

— истоки концепции массового общества и соответствующей ему массовой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных классов, которые в результате качественного капитализма при переходе к массовому производству утратили свои сословные привилегии, а потому идеализировали патриархальный уклад жизни;

— наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитившей будущую роль массы, которая преклоняется перед всем заурядным;

— подробный и блестящий по стилю анализ “массы”, массовой психологии и массовой культуры дал известный испанский философ X. Ортега и Гассет в книге “Восстание масс”. Основополагающие институты культуры:

— миф;

— религия;

— искусство;

— наука.

1. Миф — наиболее древняя система ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла и условности к знанию и к закону;

— фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В современной культуре миф создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею “героического”;

— миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, подчеркивать и даже выпячивать.

2. Религия — религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Главное в религии — это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом рациональным путем;

— ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу;

— культура модифицирует становление религии, но утвердившись религия начинает изменять культуру, так, что развитие культуры идет под значительным влиянием религии

3. Искусство — искусство в истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией;

— искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Его задача сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира;

— искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи;

— роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно одновременно конструктивно и деконструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот;

— в целом искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

4. Наука — один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение этого института быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки;

— духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяются специально разработанными средствами и способами. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и связывает их в целостное образование;

9 стр., 4384 слов

Культурология как наука 5

... освоения народным самосознанием категории «культура». В докладе«Пути культуры» он отмечал: «Понятие „культура“ отличаетсянеобыкновенной сложностью; легче определить понятие „наука“, „искусство“,»быт"; культура — цельность, органическое соединение многих ... как членом общества". В бывшем СССР культуру в течение долгого времени определяли как«совокупность материальных и духовных ценностей, созданных ч

— творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Наука обладает некоторой кулыуроген-ной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты;

— культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наука более отчуждена, более условна. В истории человечества наука действует как цивилизирую-щая сила, а культура — как одухотворяющая сила.

 

Глоссарий:

Культура обыденная — совокупность идей, принципов, процессов, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей.

Культура этническая — культура определенного этноса творческая форма его жизнедеятельности по воспроизведению и обновлению бытия.

Культурная картина мира — конкретно-историческая система миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира.

Культурные нормы — понятия, очерчивающие стандарты деятельности людей.

Культурные универсалии — понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших, отличающихся по этническим характеристикам.

Типология культур — классификация, упорядочение всех явлений выявленных в истории культур по какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам.