Тема 1. Введение. Предмет и история социальной психологии

7

Не стоит жить, если не изучать жизнь.

Сократ

План лекции

  1. Социальная психология в системе научного знания.
  2. Объект, предмет и задачи социальной психологии. Основное содержание курса «Социальная психология»
  3. Предмет социальной психологии и его историческое изменение
  4. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе развития общества. Направления прикладных соци­ально-психологических исследований.

  1. Социальная психология в системе научного знания.

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психических явлений, поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Социальная психология находится на стыке социологии и психологии. Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако, в отличие от социологии, которая изучает различные по численности группы в деятельностном, операционально-статистическом аспекте, социальная психология изучает личностей, индивидуумов, их поведение и то, как они влияют, взаимодействуют, относятся друг к другу. При этом изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.

Методы социологии и социальной психологии часто совпадают, однако социальная психология больше опирается на эксперименты, в которых возможна манипуляция каким-либо фактором.

Возникнув на стыке наук (психологии и социологии), социальная психология до сих пор сохраняет особый статус, который приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин включает ее в свой состав. Одна из причин такого положения – история развития социальной психологии, которая складывалась в недрах этих наук. Другой причиной неоднозначности положения научной дисциплины является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Любое социальное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, в которой обнаруживаются психологические феномены. В ситуациях совместной деятельности людей также возникают совершенно особые типы связей общения и взаимодействия между ними, анализ которых невозможен вне системы социологического знания.

13 стр., 6175 слов

Структура выпускной квалификационной работы. Кафедра социальной ...

... квалификационных (дипломных) работ и магистерских диссертаций для направления «Психология» всех форм обучения................................................................. 32 Приложение Б Порядок нормоконтроля курсовых ... работе. Пособие предназначено для студентов направления «Психология» Факультета управления и психологии Кубанского государственного университета. 1 Общие требования к ...

Вопрос о разграничении очень сложен, само понятие «границы» весьма условно и зависит от понимания предметов, как психологии, так и социологии. Место социальной психологии можно стремиться отыскивать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними.

Взаимосвязи социальной психоло­гии с другими отраслями научных знаний

Взаимосвязи социальной психоло­гии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны.

Философия, социология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методоло­гически точно и теоретически пра­вильно подходить к пониманию сущ­ности социально-психологических явлений и процессов и специфики об­щественного сознания, их происхож­дения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

Социальная психология, изучая условия и специ­фику формирования, развития и функ­ционирования общественной психики и сознания людей, позволяет есте­ственным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения общественным сознанием объективной действи­тельности, экономических и соци­альных отношений.

Исследуя закономерности формиро­вания и развития социально-психоло­гических явлений и процессов в свое­образных общественно-исторических условиях, социальная психология ока­зывает определенную помощь и исто­рическим, экономическим и полити­ческим наукам.

Особое значение имеет социальная психология для педагогических наук, так как знание закономерностей функ­ционирования социально-психологи­ческих особенностей людей служит те­оретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов их обучения и воспитания.

  1. Объект, предмет и задачи социальной психологии. Основное содержание курса «Социальной психологии»

Объект социальной психологии

Конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди)

Предмет социальной психологии

Закономерности возникновения и функционирования общественно-психо­логических явлений, обусловленные принадлежностью людей к различным социальным общностям.

Например, верна пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму» (эффект первичности).

Задачи

  1. Изучение и осмысление социально-психологических явлений и процессов
  2. Выявление закономерностей проявления социально-психологических явлений и процессов в различных условиях
  3. Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства и общества на основе учета социально-психологических закономерностей

Основное содержание курса

3 стр., 1118 слов

Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека

... 32 1. Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека» Объект дисциплины «Этика и психология делового человека» – идеальная психическая реальность. ... сомнения, уверенность, убежденность и т.д.). Основная категория «Этики и психология делового человека» - психология личности, т.е. совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, ...

Раздел 1. Предмет и история социальной психологии

Раздел 2. Социальная психология личности.

Раздел 3. Социальная психология групп.

Раздел 4. Психология общения и межличностных отношений

Основные этапы развития социальной психологии как науки

Интерес к человеческому поведению, к взаимовлиянию людей в обществе пробудился очень рано. Наблюдения за фактами взаимодействия между индивидами, зафиксированные в трудах мыслителей многих веков, были той основой, на которой в дальнейшем возникла социальная психология. В течение длительного периода социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы социальной психологии складывались и внутри конкретных наук – в психологии, социологии, антропологии, этнографии, криминологии, языкознании.

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода:

I период – период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI в. До н. Э. – середина XIX в.).

Родоначальниками накоп­ления социально-психологических зна­ний считаются китайские и греческие ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппок­рат, Демокрит, Платон, Суньцзы, Уцзы, Конфуций и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанав­ливали определенные психологические закономерности социального поведе­ния индивидов, выявляли мотивы объе­динения их в группы и т.д.

Например, Конфуций. Существуют записи его изречений «Беседы и суждения». Он был обеспокоен разложением общества и предлагал сосредоточить внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу. Конфуций рассматривал человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению этой функции. Конфуцианство стала доктриной жизни китайцев: плюс в том, что такое положение вещей ведет к упорядочиванию жизни в аграрном Китае, придает некую социально- экономическую стабильность, но минус — редуцирование индивидуальной жизни человека, т.к. на первом плане – социум.

В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н.Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Толквиль, Н.Я. Дани­левский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоот­ношениями и традициями, накаплива­ли и обобщали результаты немногочис­ленных исследований закономерностей уке известных социально-психологи­ческих явлений и процессов— обще­ния и взаимодействия представителей различных общностей.

Например. Как вы думаете, человек от природы агрессивен или миролюбив? Шарль Луи Монтескье (1689-1755), франц. философ (основная работа «О духе законов»).

10 стр., 4861 слов

Методы социальной психологии в современных социально-психологических ...

... Опросы -- весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях ... само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на ...

Он так отвечает на этот вопрос – миролюбив, т.к. «в происходном естественном состоянии каждый чувствует себя неполноценным, едва ли кто чувствует себя равным другому. Поэтому никто не стремится нападать на другого; мир был, поэтому, первым естественным законом». До Монтескье Томас Гоббс (англ. философ) заявил, что первичное состояние человечества – «война всех против всех».

II период – период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50-60-е годы XIX в. – 20-е годы XX в.)

В середине XIX века за рубежом появились три социально-пси­хологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психоло­гии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Лебон), «инстинктов социального по­ведения» (В. Макдаугалл), — которые послужили предпосылкой для превра­щения социальной психологии в самостоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка и методологических и теоретических основ социальной психологии. На это перенацеливаются усилия представи­телей основных школ психологичес­кой науки на Западе: сначала бихевио­ризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когнитивизма и интеракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.

Огромный импульс развитию соци­ально-психологических исследований и применению их результатов на прак­тике придавали войны и военные кон­фликты, которыми изобиловал XX век и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с пред­отвращением и профилактикой отри­цательных социально-психологических явлений и процессов (страха, паники, снижения сплоченности населения и военнослужащих в группах, социаль­ной дезорганизации и дезинтеграции, социальных конфликтов и т.д.), затра­гивающих все стороны жизни и деятельности людей.

Началом существования социальной психологии как особой дисциплины считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях, которых содержался термин «социальная психология».

III период – период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX в.) и ее современного развития.

В 20-40-е годы XX века социальная психология постепенно на­чинает превращаться в сугубо экспе­риментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и раз­рабатывающую специфические мето­дики изучения социально-психологи­ческих феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и дея­тельности людей.

В конце 50-х – начале 60-х годов начались дискуссии о судьбах социальной психологии. Основная полемика касалась двух вопросов:

1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач;

2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социологией – с другой.

Внутри социальной психологии начи­нают зарождаться и в 60-90-е годы наи­более продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, по­литическая психология, психология уп­равления, конфликтология и др. Социальная психология как предмет была введена в программы обучения в вузах. К сожа­лению, в СССР социальная психология в 30-50-е годы по политическим причи­нам практически не развивалась.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

Противоречия разреша­ются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, «кризисные» 1 явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, — и болезненные ее нарушения, психо­неврозы (Мясищев, 1960). Диалектический ...

  1. Предмет социальной психологии и его историческое изменение

Дискуссия о предмете

В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 1920-е годы и конец 1950-х начало 1960-х годов.

1 этап. В 1920-е годы, т.е. в первые годы Советской власти.

Идейная борьба развернулась в те годы между материалисти­ческой и идеалистической психологией, когда вся психология как наука переживала период острой ломки своих философских, методо­логических оснований. Для судьбы социальной психологии особое зна­чение имела точка зрения Г. И. Челпанова, который, защищая пози­ции идеалистической психологии, предложил разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию.

Социальная пси­хология, по его мнению, может разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой, не зависимой от философии вообще и от марксистской философии в частности. Такая точка зрения формально означала признание права социальной психологии на существование, однако, ценой создания марксистской социальной психологии (идеологической науки).

Возраже­ния Челпанову приняли различные формы.

1) Будучи интерпретирована с точки зрения марксистской философии, вся пси­хология становится социальной, нет необходимости выделять еще какую-то специальную социальную психологию: просто единая пси­хология должна быть подразделена на психологию индивида и психо­логию коллектива.

2) К. Н. Корнилов и реактология: коллектив понимался лишь как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей социальной психологии было изме­рение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций. 

3) П. П. Блонский один из пер­вых поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной сре­ды при характеристике психики человека. «Социальность» рассматри­валась им как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Под такое понимание социальности подходила и «деятельность» жи­вотных. Поэтому предложение Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем.

4) В. М. Бехтерева, физиолог. Выступал с предложением создать особую науку — рефлексологию. Эту отрасль Бехтерев назвал «коллективной рефлексологией» и считал, что ее предмет — это поведение коллекти­вов, поведение личности в коллективе, условия возникновения соци­альных объединений, особенности их деятельности, взаимоотноше­ния их членов. Для Бехтерева такое понимание коллективной рефлек­сологии представлялось преодолением субъективистской социальной психологии.

Хотя отпор точке зрения Челпанова и был дан достаточно решительно, ключевые методологические про­блемы психологии не были решены.

5 стр., 2376 слов

Методика проведения социального мониторинга: прогнозирование ...

... научной и практической деятельности. Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы комплексной социальной Реабилитации - одна из главных и ответственных ... и ухода; - в-третьих, потребностью выявления существующих проблем в области повышения эффективности проведения социально-реабилитационных мероприятий. Для достижения поставленной цели необходимо решение ...

Результатом этой борьбы мнений явился тот факт, что лишь пер­вая из обозначенных трактовок предмета социальной психологии получила права гражданства — как учение о социальной детерминации психики. Социология же в эти годы вообще оказалась под ударом, поэтому о существовании социальной психологии в ее рамках вопрос вообще не поднимался. Более того, тот факт, что социальная психология в то же время продолжала развиваться на Западе, притом в рамках немарксист­ской традиции, привел некоторых психологов к отождествлению со­циальной психологии вообще лишь с ее «буржуазным» вариантом, исключив саму возможность существования социальной психологии в нашей стране. Само понятие «социальная психология» стало интер­претироваться как синоним реакционной дисциплины, как атрибут лишь буржуазного мировоззрения.

Именно в этом смысле говорят о наступившем на длительный период «перерыве» в развитии социальной психологии. Действительно, имел место перерыв в самостоятельном существова­нии социальной психологии в нашей стране, что не исключало ре­ального существования отдельных исследований, являющихся по сво­ему предмету строго социально-психологическими. Эти исследования были продиктованы потребностями общественной практики, прежде всего педагогической. Так, изучение вопросов коллектива было скон­центрировано в сфере педагогической науки, где работы А. С. Мака­ренко, А. С. Залужного имели отнюдь не только чисто педагогическое значение. Точно так же ряд проблем социальной психологии продол­жал разрабатываться в рамках философии, в частности проблемы об­щественной психологии классов и групп.

Важнейшую роль здесь сыграли исследования Л. С. Выготского. Можно выделить два круга вопросов в работах Выготского, которые имеют непосредственное отношение к развитию социальной психологии.

С одной стороны, это учение Выготского о высших психических функциях, которое в зна­чительной степени решало задачу выявления социальной детермина­ции психики (т. е., выражаясь языком дискуссии 1920-х годов, «дела­ло всю психологию социальной»).

Усвоение обще­ственного опыта изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов, которые прини­мают вид высших психических функций, отличающих человека от животных.

Две известные гипотезы Выготского (об опосредо­ванном характере психических функций человека и о происхождении внутренних психических процессов из деятельности, первоначально «интерпсихической») позволяли сделать вывод, что главный меха­низм развития психики — это механизм усвоения социально-истори­ческих форм деятельности.

С другой стороны, в работах Выготского решались и в более не­посредственной форме социально-психологические вопросы, в част­ности высказывалось специфическое понимание предмета социаль­ной психологии.

Социальная психология, или «психология народов», как ее понимал Вундт, рассматривала в качестве своего предмета язык, мифы, обычаи, искусство, религию, которые Выготский назвал «сгустками идеологии», «кристаллами». По его же мнению, задача психолога заключается не в том, чтобы изучать эти «кристаллы», а в том, чтобы изучить сам «раствор». Но «раствор» нельзя изучить, выводя коллективную психику из индивидуальной.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... проблем самой Пс. Вывод: кризис привел к краху(крушен.) сложивш. Основных направлений психологии.В следствии появились новые направления Пс:Геншталь Пс., психоонализ. 3.Место психологии в системе наук. Основные категории психологии. ...

Выготский не соглашается с той точкой зрения, что дело социальной психологии — изучение психики избирательной личности. Психика отдельного лица тоже социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В этом смысле социальная психология отличается от коллективной психологии: предмет социальной психологии — психика отдельного человека.

Поэтому можно по праву утверждать, что идеи Выготского, выс­казанные им в 1920-е годы и позже, в 1930-е годы, явились необходи­мой предпосылкой, сформировавшейся внутри психологической на­уки, для того чтобы впоследствии наиболее точно определить пред­мет социальной психологии.

2 этап. В конце 1950-х — начале 1960-х годов развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы. Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение ос­новных экономических, социальных и политических проблем позво­нило более пристально анализировать психологическую сторону раз­личных проявлений общественной жизни. Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, пре­вратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалифи­кация исследователей, как в содержательном, так и в методологическом плане.

К этому же времени произошли изменения в общей духовной жизни общества, связанные с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью», что позволило обсуждать судьбу со­циальной психологии не в качестве «буржуазной науки», а по существу. Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпо­сылки для возрождения полемики о социальной психологии, о ее пред­мете, задачах, методах, а также месте в системе наук.

Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.

Первый из них, получивший преимущественное распрос­транение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода раз­ные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это: иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах общественной психологии групп, как тради­ции, нравы, обычаи и пр.

В других случаях большее внимание уделя­лось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхо­да почти все единодушно говорили о необходимости изучения кол­лективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психоло­гия» — уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» — наука об этой общественной психологии).

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. ... тип Y. Тип X стремится прежде всего развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Придерживается гибкой программы, не замыкается на содержании ...

Второй подход, напротив, видит главным предметом исследова­ния социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С од­ной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, вы­делялись такие проблемы, как положение личности в группе, меж­личностные отношения, вся система общения. Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психоло­гичен», что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.

Наконец, в ходе дискуссии обозначился и третий подход к воп­росу. В каком-то смысле с его помощью пытались синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как на­ука, изучающая и массовые психические процессы, и положение лич­ности в группе. В этом случае, естественно, проблематика социальной психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психо­логии, включался тем самым в ее предмет.

Предмет социальной психологии доста­точно широк и можно с двух сторон двигаться к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений.

  1. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе развития общества. Направления прикладных соци­ально-психологических исследований.

Запросы на социально-психоло­гические исследования в условиях современного этапа развития об­щества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области производ­ства, управления, различных сфер воспитания, системы массовой ин­формации, области демографической политики, спорта, сферы об­служивания, борьбы с антиобщественным поведением и т.д.

Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социаль­ной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубля­ется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории суще­ствования советской социальной психологии как самостоятельной на­уки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х — начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по свое­му существу является наукой, стоящей весьма близко к острым соци­альным и политическим проблемам, а потому принципиально воз­можно использование ее результатов различными общественными силами.

7 стр., 3354 слов

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

... научения» (1977) и «Социальные основы мышления и поведения» (1986)Бандура — обзор современных теоретических и экспериментальных достижений,касающихся социально-познавательной модели личности.                 Заслуги Бандурыв области развития психологии были высоко оценены. ...

Структура современной социальной психологии

Структура социальной психологии определяется прежде всего объек­тамисферами человеческой деятельности и методами исследования. В соответствии с основными объектами исследования в соци­альной психологии выделяются такие разделы, как:

социальная психология личности — в рамках этого раздела изучаются проблемы социализации личности, социально-пси­хологической регуляции ее поведения, социальных установок личности и т. д.;

психология межличностного взаимодействия (общения и отно­шений) — в этом разделе изучаются структуры и функции об­щения, проблемы межличностного познания, невербального общения, динамики развития межличностных отношений, психологического воздействия, влияния межличностных отно­шений на процесс общения и результативность группы и т. д.;

психология малых групп — в этом разделе изучаются процессы групповой динамики, социально-психологические проблемы референтности, лидерства, групповой сплоченности, взаимо­действия индивида и малой группы, внутригрупповых конфликтов и т. п.;

психология межгруппового взаимодействия — в этом разделе изучаются процессы межгрупповой дифференциации и инте­грации, факторы детерминации межгрупповых отношений, проблемы межгрупповых конфликтов и т. д.;

психология больших социальных групп и массовых явлений — в этом разделе изучаются факторы психологической общности групп, динамика развития больших социальных групп, специфика внутригруппового и межгруппового общения, проблемы внутри- и межгрупповых конфликтов, психология слухов, пси­хология толпы и т.п.

Основные направления прикладных соци­ально-психологических исследований.

Промышленное производство.

История исследования психологических проблем промышленного производства в отечественной и зарубежной социальной психологии. Доктрина «человеческих отношений».

Проблемы формирования производственного коллектива. Значение межличностных отношений в производственном коллективе. Социально-психологические аспекты производственных конфликтов.

Социально-психологический климат промышленного предприятия. Основные «составляющие» социально-психологического климата. Методики его исследования. Проблема адаптации нового члена производственного коллектива. Отношение к труду и исследование структуры мотивов трудовой деятельности.

Управление.

Традиции социальной психологии в анализе проблем управления. Качества руководителя, подбор персонала, его аттестация.

Соотношение стиля руководства и эффективности групповой деятельности. Проблема разрешения конфликтов в сфере управления. Выявление роли «обратной связи» для оптимизации деятельности руководителя. Восприятие нововведений.

Методы исследования психологии управления. Групповые дискуссии. Ролевые игры. Видеотренинг.

Развитие организации.

Относительная новизна блока проблем, связанных с организационным развитием, и их большая популярность в современных условиях.

Роль психолога в создании «культуры организации»: оптимального использования технологий, развития сетей коммуникаций, разрешения конфликтов, повышения возможностей организации в адаптации к изменяющимся условиям.

Работа с персоналом организации: умножение возможностей каждого члена организации в принятии решения.

Психолог в организации «как агент изменений».

Школа.

Сотрудничество социального психолога со специалистами по возрастной и педагогической психологии при исследовании проблем школы.

Задачи школьного психолога: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция. Работа с различным контингентом: учащимися, учителями, родителями. Акцент на профилактику неблагополучного поведения. Контроль над переломными моментами процессов социализации. Сочетание индивидуального и группового консультирования.

Массовая коммуникация и реклама.

Понятие массовая коммуникация. Специфика коммуникативного процесса при использовании средств массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации и ее эффективность.

Исследование основных компонентов процессов массовой коммуникации. Отношение коммуникатора и аудитории. Роль социальных установок в восприятии аудиторией сообщения, переданного через средства массовой коммуникации. Психологические механизмы, обеспечивающие избирательность восприятия, внимания, запоминания материала и его интерпретации. Методы анализа содержания массовой коммуникации.

Изучение и оценка пропагандистского воздействия средств массовой коммуникации. Специфика социально-психологических исследований пропаганды и рекламы.

Социально-психологические особенности устного выступления перед аудиторией. Использование исследовательских методов и научных рекомендаций социальной психологии в организации психологического воздействия.

Борьба с противоправным поведением.

Проблемы сотрудничества социальной психологии и криминологии.

Понятие личности преступника. Значение исследований личности преступника для раскрытия преступления и для определения наказания.

Использование понятия референтной группы в анализе противоправного поведения. Роль групповых норм в освоении личностью социальных ценностей. Проблема конфликта групповых норм и норм общества. Значение исследования конкретных жизненных ситуаций для понимания выбора преступником линии поведения.

Специфика постановки вопроса о социальном контроле в связи с противоправным поведением. Социально-психологическая обусловленность уголовного закона и его обратного влияния на сознание и поведение людей.

Служба семьи.

Специфика семьи как малой группы. Социально-психологическая характеристика внутрисемейных отношений. Проблема семейных ролей и их изменения в ходе общественного развития. Значение эмоциональных характеристик во внутрисемейных отношениях. Факторы удовлетворенности браком. Психологические причины разводов.

Необходимость подготовки молодежи к вступлению в брак. Роль социальной психологии в программах семейного воспитания. Психологические предпосылки организации службы содействия одиноким людям для вступления в брак. Функции службы знакомств.

Основное содержание семейного консультирования. Способы оптимизации внутрисемейных отношений между супругами, между родителями и детьми в целях преодоления внутрисемейных конфликтов, формирование сходных установок по важнейшим проблемам функционирования семьи и т. д. Психологические аспекты проблемы репродуктивного поведения. Этическая сторона прикладных исследований в области психологии семьи.

Наука.

Специфика развития науки на современном этапе. Научный коллектив как особый тип трудового коллектива. Особенности совместной творческой деятельности. Роль общения в научном коллективе. Многообразие индивидуальных вкладов в совместную творческую деятельность. Специфика конфликтов в научном коллективе.

Программно-ролевой подход к изучению социальной психологии научного коллектива (М.Г. Ярошевский).

Понятие «научная роль» и ее основные виды. Оптимальная комбинация научных ролей как фактор повышения эффективности деятельности научного коллектива. Значение и типы научно-исследовательских программ, их влияние на характер межличностных отношений в научном коллективе.

Политика.

Особенности прикладных исследований в области политической психологии. Условия успешной деятельности психолога-практика в сфере политики: желание и возможности клиента для организации психологического консультирования, его готовность принять данные научных исследований о состоянии общественного мнения и осуществить корректировку своего поведения. Роль психолога-практика в период избирательных кампаний: роль в качестве «имиджмейкера», создание психологических портретов оппонентов и др.