Дневник инструктивной практики

 

студента ______курса________группы

Педагогического института БГУ

 

________________________________________________

 

_____________________

Фамилия, имя, отчество

 

 

Место прохождения практики_____________________________________

Телефон ОУ____________________________________________________

Факультетский руководитель________________к.п.н., доцент С.А. Павлова

Групповой руководитель (специалист ОУ) ___________________________

________________________________________________________________

Телефон _________________44-51-89, кафедра ПНДО___________________

Директор ПИ БГУ _______Нина Жамсуевна Дагбаева, проф., д.п.н.______

Продолжительность практики ________1 рабочая неделя_________________

 

 

Оценка:__________

 

 

Улан-Удэ

2014 г.

Задачи практики:

1. Ознакомление с современным образовательным процессом, его особенностями и противоречиями.

2. Актуализация и углубление теоретических знаний и их адаптация к конкретной ситуации в детском пришкольном лагере.

3. Выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности.

4. Овладение приемами обработки полученных результатов психолого-педагогического исследования.

Во время практики студенты учатся:

1. Наблюдать воспитательный процесс в разных формах и направлениях.

2. Анализировать отдельные формы и методы воспитательной работы в практике учителя, руководителя детского пришкольного лагеря.

3. Проводить воспитательные дела разного характера.

4. Вступать во взаимодействие и сотрудничать с педагогическим и детским коллективами.

5. Выполнить первичный психодиагностический запрос: использовать методы и методики психолого-педагогического изучения личности и коллектива учащихся и обрабатывать полученные результаты.

 

Содержание практики студентов 3 курса (бакалавры)

1. Ознакомление с воспитательной работой в детском пришкольном лагере:

— беседа с завучем по воспитательной работе, с руководителем детского пришкольного лагеря о состоянии воспитательной работы в школе (вопросы для беседы прилагаются);

-ознакомление с материально-техническим и дидактическим оборудованием школы, кабинетов, с режимом работы школы, библиотекой.

12 стр., 5762 слов

Особенности психолого-педагогической работы с детьми «группы риска»

Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и науки Республики Татарстан ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж» Кафедра педагогики и психологии КУРСОВАЯ РАБОТА Специальность 050709 Преподавание в начальных классах Студентка педагогического отделения 3 курса, группы П-91 ____________ Э.Р. Латыпова (подпись) Научный руководитель Преподаватель ...

2. Изучение:

-плана работы руководителя группы, класса.

3. Проведение воспитательной работы:

-подготовка и проведение творческого дела с учащимися (по запросу);

— при необходимости проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися, оказание помощи ученику во внеучебной деятельности;

— участие в других воспитательных делах школы, в том числе в организации дежурства по классу (школе), в подготовке и проведении собраний, классных часов, деловых игр, бесед, школьных и классных праздников.

4. Выполнение исследовательской работы:

работа (по запросу) образовательного учреждения (исследование психолого-педагогических аспектов воспитательной деятельности: мотивации поведения учащегося, взаимоотношения учителей и учащихся, особенности познавательной и творческой деятельности учащихся, др.);

— анализ урока в исследуемом классе (группе);

— анализ воспитательного мероприятия;

— накопление эмпирического материала для курсовой и выпускной работы.

Индивидуальный план работы

Дата Тема, содержание и объем выполненной работы, ответственный (е) Количество часов Оценка работы Подпись группового руководителя
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Итого:        

Отзыв группового руководителя (специалиста ОУ)

 

Наименование образовательного учреждения______________________________________

Ф.И.О. студента ______________________________________________________________


Сроки прохождения практики___________________________________________________

Оценка в пятибалльной системе учебно-профессиональных компетенций студента

№ п/п Учебно-профессиональные компетенции студента Оценка (пятибалльная система)
1. Мотивация студента — интерес к данному конкретному виду практики и его соответствие желанию студента, интерес к работе данного конкретного учреждения.  
2. Активность студента. Отношение студента к практике. Соблюдение этических норм.  
3. Индивидуальные особенности студента — уверенность, открытость, готовность обсуждать возникающие проблемы, стиль общения с ребенком и коллегами, готовность придти на помощь.  
4. Организация рабочего дня.  
5. Достижение целей практики и выполнение задач практики.  
6. Качество выполнения заданий.  
7. Уровень сформированности профессиональных умений при анализе воспитательного мероприятия.  
8. Практическая помощь, оказанная студентом во время практики.  
9. Оценка за практику.  

Укажите, в какой помощи со стороны вуза Вы нуждаетесь как руководитель практики ________________________________________________________________________

Ваши предложения по улучшению организации практики.______________________________________________________________________

 

Подпись Дата

МП

 

 

Приложения

Психолого-педагогический анализ внеклассного мероприятия

Тема воспитательного мероприятия____________________________________________________

Форма его проведения_______________________________________________________________

Класс_____________Школа______________Место проведения_____________________________

I. Цели проведения мероприятия:

а) воспитывающая;

б) развивающая;

в) образовательная;

1. Анализ цели мероприятия

1. Установить соответствие целей внеклассного мероприятия:

а) по общим целям воспитания;

б) по возрасту учащихся;

в) их потребностям и интересам;

г) особенности данного коллектива.

II. Характеристика основных этапов проведения внеклассного мероприятия

1. Подготовительный период

Проанализировать способ извещения о предстоящем мероприятии и отметить, как это сказалось на отношении к нему; возможно ли было спрогнозировать степень заинтересованности ребятами и меру их активности. Что можно было изменить уже на данном этапе? Кем и каким образом были распределены обязанности в период подготовки? Повлияло ли это на инициативу ребят? Побудило ли их к действию?

Кем и как продумано оформление помещения? На что было рассчитано использование внешних эффектов, технических средств? Оправдалось ли это на деле?

Создались ли инициативные группы, ответственные за свой участок работы? Были ли они осведомлены о задачах других групп? Как это влияло на создание атмосферы творчества, нетерпеливого ожидания предстоящего? Учитывались ли при этом возрастные и индивидуальные особенности ребят?

2. Начало мероприятия

Удачно ли и своевременно было начало? Соответствовал ли избранный прием созданию необходимого настроя на происходящее? В чьих руках находилась инициатива и к чему это привело в дальнейшем? Возникали ли организацион-

ные или технические «накладки», в чем была их причина, каковы последствия для хода всего мероприятия? На какой психологический эффект было рассчитано данное начало?

Основная часть

Была ли выдержана основная цель мероприятия? Какими средствами и чьими усилиями? Требовал ли материал занятия и форма его проведения соединения совместных действий и коллективных настроений в единый порыв? Не было ли содержание встречи перенасыщено информацией, снижающей эмоциональную окраску всего происходящего? Что явилось кульминационным моментом всего мероприятия? Насколько сильно он подействовал на большинство ребят? Оставил ли кого-то равнодушным? Как это можно было исправить здесь же или потом?

Заключение

Согласовалась концовка занятия со всем его ходом? Была ли логическим продолжением его или просто формальным итогом? Как ребята отнеслись к завершению мероприятия? О чем это говорит? Удалось ли сохранить положительную атмосферу общего эмоционального настроя или устранить возникающие в ней сбои? Каково общее отношение ребят к затронутым вопросам? Чем это вызвано?

 

 

Беседа с заместителем директора по воспитательной работе

и классным руководителем.

Краткая история школы и ее современное состояние.

Характеристика педагогического и детского коллективов школы и микроокружения (шефы, производственные объединения, культурные учреждения, другие учреждения, предприятия).

Основные задачи и направления в работе школы на учебный год.

Пути решения выдвинутых задач.

Учебно-воспитательный процесс.

Профориентационная работа в школе.

Школа и семья.

ученическое самоуправление.

Методическая работа в школе.

 

Методика 1 Изучение эмоционального состояния ученика на уроке.

Примерная схема наблюдения..

Части мероприятия (их краткое содержание); Время в минутах Содержание деятельности ученика Эмоции (в баллах)

Для оценки эмоциональных проявлений используйте шкалу:

5 баллов — положительная эмоция большой интенсивности;

4 балла — положительная эмоция средней интенсивности;

3 балла — обычное ровное эмоциональное состояние;

2 балла — отрицательная эмоция средней интенсивности;

1 балл — отрицательная эмоция большой интенсивности.

По результатам наблюдения:

а) проведите беседу с учеником с целью уточнения его эмоцио­нальных состояний и их причин;

б) определите факторы, повлиявшие на эмоциональное состояние ученика.

 

Методика 2 Изучение познавательных интересов ученика

Примерная схема наблюдения

Проявление Особенности познавательного интереса ученика
познавательного на уроках
интереса          
1.Эмоциональный          
отклик (на что)          
2.Сосредоточенность, увлеченность процессом деятельности (отвлечения, когда …)          
3.Стремление по собственному желанию принять участие в обсуждении вопросов          
4. Активность в течение всего мероприятия          
5. Обращение с вопросами к учителю и товарищам          
6. Стремление выполнить дополнительные задания          

Дополните наблюдения беседой с учеником о его интересах.

 

Методика 3. Изучение особенностей внимания ученика

1. Примерная схема наблюдения динамики внимания

Таблица

Части мероприятия (их краткое содержание)   Время в минутах   Содержание деятельности ученика   Оценка уровня внимания (в баллах)  

Для оценки проявлений внимания используйте следующую шкалу:

5 баллов — в высшей степени внимателен, дисциплинирован:

4 балла — внимателен, редко отвлекается, добросовестно вы­полняет требования учителя;

3 балла — внимание удовлетворительно;

2 балла — недостаточно внимателен, часто отвлекается, нару­шает порядок;

1 балл — внимание отсутствует, занят другим делом (плохо ориентируется в происходящем на уроке).

По результатам наблюдения:

а) определите средний показатель уровня внимания;

б) дайте обоснование полученных результатов.

 

Методика 4.ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Предлагаем Вам ответить на десять вопросов. Отвечать на них следует однозначно: «Да» — «Нет». Условимся: «Да» отмечаем кре­стиком (+), ответ «Нет» — знаком «минус» (-).

1 . Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я бы, пожалуй, мог при случае «свалять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер,

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю, что-то более глу­боко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто ве­ду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 1 0. Я всегда такой, каким кажусь.

Ключ к тесту

1(-), 2(+), 3(+), 4(+), 5(-), 6(+), 7(-), 8(+), 9(+), 10(+)

 

Начислите себе по одному баллу за ответы, совпадающие с «ключом». Подсчитайте сумму баллов. Если Вы отвечали искренне, то о Вас, по-видимому, можно сказать следующее:

0-3 балла. У Вас низкий коммуникативный контроль. Вы не счи­таете нужным изменять свое поведение в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в диалоге. Некоторые считают Вас «не очень удобным» в общении из-за излишней прямо­линейности.

4-6 баллов. У Вас средний коммуникативный контроль. Вы ис­кренни, но сдержанны в своих эмоциональных проявлениях. Следует больше считаться в поведении с теми, с кем контактируете.

7-10 баллов. У Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите на окружающих Вас людей.

 

Методика 5.Тест-опросник для оценки межличностных отношений

Учебно-методическое и информационное обеспечение инструктивной практики

а) основная литература:

1. Артюхова И.С.Воспитательная работа с подростками: 7-11 кл.: занятия, игры, тесты / И. С. Артюхова. – 2-е изд. – М.: Первое сентября, 2005. – 205 с.

2. Дереклеева Н.И.Классный руководитель: Основные направления деятельности / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001. – 61 с.

3. Колесникова Ирина Аполлоновна. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов по спец. : 031000- Педагогика и психология, 031300- Социальная педагогика, 033400-Педагогика/ И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская ; [под ред. И. А. Колесниковой]. — М.: Академия, 2005. – 282 с.

4. Мухина С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении: учеб. пособие для сред. проф. заведений/ С. А. Мухина, А. А. Соловьева.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.– 344 с.

5. Колеченко Александр Кузьмич. Энциклопедия педагогических технологий: материала для специалиста образовательного учреждения/ А. К. Колеченко.- СПб.: КАРО, 2006. – 366 с.

6. Гнитецкая Татьяна Николаевна. Современные образовательные технологии/ Т. Н. Гнитецкая. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 253 с.

б) дополнительная литература:

1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие / А. Г. Лидерс. – М.: Academia, 2001. – 256 с.

2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / [Т. В. Азарова и др.]; под общ. ред. М. Р. Битяновой. — СПб. [и др.]: Питер, 2007. — 303 с.

3. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов по спец. «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / [Л. С. Подымова [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 221 с.

4. Хозиев, Вадим Борисович. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] : учеб. пособие для вузов по напр. и спец. психологии / В. Б. Хозиев. — М.: Академия, 2002. — 265 с. — (Высшее образование).

5. Смирнова Л. А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников [Текст] / Л. А. Смирнова. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 158 с.

6. Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения для усиления концентрации внимания, увеличения объема памяти, развития пространственного воображения, повышения скорости мышления, расширения творческого потенциала [Текст] / Т. Вьюжек ; пер. с англ. — М. : ЭКСМО, 2003. — 294 с.

7. Поляков с.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод.пособие / С. Д. Поляков. — М. : ВЛАДОС, 2002 – 234 с.

8. Марасанов, Герман Игоревич. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. — , 4-е изд., испр. и доп. — М.: Когито-Центр, 2001. – 218 с.

9. Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков. — М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. — 640 с.

10. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И. В. Вачков. -[2-е изд.,перераб.и доп. — М.: Ось-89, 2001. — 219 с.

11. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи…: метод. разработки социально-психол. тренингов / А. С. Прутченков. — М.: Новая школа, 1996. — 143 с.

12. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. — СПб. и др.: Питер , 2007. — 270 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: программы для статистической обработки и анализа математических данных, аудио- видео- и мультимедийные материалы по отдельным направлениям психологии, электронные базы данных по психологии, специализированные сайты сети Интернет.

Дополнительная литература.

Периодические издания:

Научная электронная библиотека Elibrary (http://elibrary.ru)- крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 12 млн научных статей и публикаций. На платформе elibrary.ru доступны электронные версии более 1400 российских научно-технических журналов, в том числе более 500 журналов в открытом доступе.

1. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования [Электронный ресурс] – М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2008-2010. — Системные требования: Браузер класса Internet Explorer 6.0 и выше, Adobe Reader 6.0 и выше. – Режим доступа: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=28258

2. Социальная педагогика [Электронный ресурс] – М.: изд-во «Научно-исследовательский институт школьных технологий», 2001-2010. — Системные требования: Браузер класса Internet Explorer 6.0 и выше, Adobe Reader 6.0 и выше. – Режим доступа: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=30802

3. Научные исследования в образовании [Электронный ресурс] – М.: Изд-во «Академия профессионального образования», 2006-2010. — Системные требования: Браузер класса Internet Explorer 6.0 и выше, Adobe Reader 6.0 и выше. – Режим доступа: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=30221