Тема 1: Культура, субкультура и контркультура: основные понятия (2 часа)
1. Субкультура в междисциплинарном поле. Концепция социального взаимодействия Г. Зиммеля и др..
2. Психология субкультуры.
3. Подростковая субкультура и субкультура возрастных когорт.
4. Субкультура и идентичность.
5. Индивидуальное пространство субкультуры подростков.
Литература:
Марцинковская Т.Д. Психология субкультуры // Вестник РГНФ. 2014. №4. с. 116-125;
Костяк Т.В. Индивидуальное пространство субкультуры подростков // … с. 35-45
Вабищевич А.Н., Лишай А.В. Субкультура как фактор социализации подростков // … с. 117-122.
Тема 2: Социальные и индивидуальные механизмы развития и бытия личности (2 часа)
1. Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности.
4. Внутренняя позиция и развитие личности.
5. Социальная единица и уникальность личности.
6. Фактор места как условие развития личности.
Литература:
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2006., с. 99, 100, 101-105, 107; 114-115, 117-118, 122-138; 138-146.
Тема 3: Культура детства и возрастной символизм (2 часа)
1. Культура детства. Теория У. Бронфенбреннера об экологии детского развития.
3. Возрастной символизм и образы детства.
4. Детское сообщество. Социализация детей в современном мире.
Литература:
Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003, — 336 с.
(а) Культура детства (с. 62-65); теория У. Бронфенбреннера «Экология человеческого развития» (с.69-71);
(б) Возрастной символизм культуры (с. 103-109)
(в) Детское сообщество (с. 175-177); Социализация детей в современном мире (с. 182-185)
Возрастной символизм и образы детства // Глава из книги: Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. — М., 1989. (с. 422-426; 436-440)
Развитие личности донаучн. период
... 4) возмужалость — от 18 до 24 лет. Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения и их исполнительными органами ... этапов и, в частности, такого своеобразного периода, как детство, привело к необходимости научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности воспитания, следования всеобщим законам природы, ...
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
Тема 4: Детская субкультура: содержание, функции значение в культуре (2 часа)
1. Детская субкультура и ее содержание.
2. Детская группа как носитель детской субкультуры.
3. Основные функции детской субкультуры.
4. Детская субкультура как зона вариативного развития ребенка.
5. Детский фольклор: для детей и фольклор детей. Классификация Г.С. Виноградова..
Литература:
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с. (с. 109 — 138).
Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. — М.: «Проспект», 1999. — 584 с. (с. 274 — 282).
Белоусов А.Ф. и др. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения //?
Капица О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры: Изучение, собирание, обзор материала. — Ленинград: «Прибой», 1928 г. — 222 с.
Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследование и тексты. — Петрозаводск: КГПУ, 2001. — 296.
Тема 5: Культура и преемственность (2 часа)
1. Культура и преемственность.
2. Типы культур, характерные особенности.
3. Конфликт между поколениями и типы культур.
Литература:
Mud M. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С. 209-235
Тема 6: Психология подростковой субкультуры (4 часа)
1. Социопсихологические особенности и поведенческие реакции подростков (Личко):
(а) реакция эмансипации;
(б) реакция группирования со сверстниками;
(в) реакция увлечения — хобби-реакция;
(г) детские поведенческие реакции в подростковом возрасте;
(д) критерии распознания патологических поведенческих реакций.
2.Проявления спутанной идентичности на этапе юношества (Э. Эриксон).
3. Индивидуальное пространство субкультуры подростков.
Литература:
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с. (с. 244-263).
Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).
— Изд. 2 — е., доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1985. — 416 с. (с. 20-32).
Марцинковская Т.Д. Психология культуры. // Вестник РГНФ. 2014. № 4. с. 116 -125
Костяк Т.В. Индивидуальное пространство субкультуры подростков // Научно — практический журнал «Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования». НОУ ВПО «МПСУ». М., 2012, № 4, с. 35-45
Тема 7: Символические и коммуникативные составляющие молодежной субкультуры (4 часа)
1. Межгрупповые отношения в субкультуре: силовые столкновения; надгрупповые общности, объединяющие различные тусовки (с. 47-50).
2. Невербальные культурные коды (с. 59-)
(а) пространственный код;
(б) временной код;
Проблема субкультуры в детской психологии
... Особенности и значение детской субкультуры. – М., 2007. 11. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Мн.: ... культуру речи ребенка. Именно поэтому влияние детской субкультуры на развитие личности нельзя недооценивать. В научной литературе проблема детской субкультуры ... детского сообщества и т.д. Детская субкультура в старший дошкольный возрастной период обычно выражена в традициях, фольклоре, ...
(в) предметный код;
(г) телесный код.
3. Вербальные стереотипы:
(а) сленг;
(б) телега;
(в) смеховые жаргоны (стеб-культура);
(г) мистические жанры;
(д) принципы интерпретации.
4. Модель приобщения к субкультуре (обряды посвящения).
(а) обретение символа;
(б) ядро структуры;
(в) кристаллизация норм;
(г) ритуалы трассы.
5. Коды коммуникативной структуры.