Проблема субкультуры в детской психологии

Проблема субкультуры в детской психологии

Содержание

Введение 3

1. Психологические особенности детей в возрасте 5-7 лет 5

2. Особенности общения детей со сверстниками

в старшем дошкольном возрасте 15

3. Проявления детской субкультуры в старшем дошкольном

возрасте 24

Заключение 38

Литература 40

Введение

Развитие ребенка, его социализация происходят в рамках взаимодействия нескольких социальных институтов, таких как семья, коллектив в детском саду, дворовая компания и т.д. В последнее время возрос интерес исследователей к влиянию неформальных групп сверстников, объединяющихся в особое общество, имеющих свою специфическую детскую субкультуру на развитие личности ребенка.

Разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей» определяется в соответствии с социально-психологическими потребностями, которые дети стремятся удовлетворить в общении со сверстниками.

Социальная значимость изучения проблемы субкультуры в дошкольной психологии обусловлена тем, что именно различные формы и виды этой субкультуры являются наиболее простыми и доступными средствами приобщения детей к культуре. Практически с первых дней жизни в воспитании детей используются разнообразные формы детской субкультуры (например, фольклорные традиции), воспитывающие социально одобряемые морально-этические качества, способствующие осознанию национального своеобразия, развивающие культуру речи ребенка. Именно поэтому влияние детской субкультуры на развитие личности нельзя недооценивать.

В научной литературе проблема детской субкультуры рассматривается уже достаточно давно. Так в отечественных исследованиях эту тематику исследуют Н.Я. Большунова, Н.В. Ивановой, Я.Л. Коломинский, С.Н. Майрова-Щегловой, М.В. Осориной и многих других. Однако в работах этих и других авторов, прежде всего, рассматриваются особенности детской субкультуры школьников. Изучение же проблемы детской субкультуры у дошкольников практически не анализируется, что и определяет научную значимость данной работы.

Цель работы — изучение проблемы субкультуры в детской психологии.

Объект исследования – личность детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Предмет исследования — влияние детской субкультуры на развития личности ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику психологическим особенностям детей в возрасте 5-7 лет.

2. Проанализировать особенности общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

11 стр., 5433 слов

Дошкольный возраст, характерные особенности психического развития в нем

... ДОУ и ЛПУ. I. Закономерности развития детей в дошкольном возрасте 1.1 Особенности общего развития в дошкольном возрасте Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В ... приходит другой, более активный метод, позволяющий исследователю вызывать интересующие его проявления детской психики. Эксперимент. Исследователь непременно создает и видоизменяет условия, в которых протекает ...

3. Рассмотреть особенности проявления детской субкультуры в старшем дошкольном возрасте.

1. Психологические особенности детей в возрасте 5-7 лет

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие [11]. Данный возраст стал центральной проблемой в исследованиях целого ряда авторов (Божович Л.И., Славина Л.С., Морозова Н.Г., Якобсон П.М., Мухина В.С. и др.).

Данные исследований этих и многих других ученых (исследователей данной проблемы) и составили информационный материал этого параграфа.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три – четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относиться к возрасту около пяти-шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка………….

Заключение

Итак, обобщая полученные в ходе теоретического анализа данные, мы можем сделать следующие выводы.

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Старший дошкольный возраст – это период развития от 5 до 7 лет.

В старший дошкольный период заканчивается формирование основных коммуникативных, познавательных, и личностных, характерологических качеств. В основе развития ребенка в этот период лежат его отношения со взрослыми и сверстниками. Развитие мотивации к достижению успеха и избеганию неудач, успехи в различных сферах детской деятельности происходят на фоне постоянной оценки действий ребенка со стороны ближайшего окружения, прежде всего, взрослого.

Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте является важным фактором развития личности ребенка. У детей 5 лет преобладает ситуативно-деловая форма общения, а у ребят 6-7 лет — внеситуативно-деловая.

В процессе развития ребенка-дошкольника происходит смена директивно-распорядительного способа (при которой во взаимодействии преобладают команды и распоряжения) взаимодействия в группе сверстников на распорядительно-исполнительный способ (при котором субъект общения становится ориентированным на продуктивное сотрудничество и в интересах дела способен как отдавать свои распоряжения, так и исполнять чужие).

В научной литературе понятие «детская субкультура» трактуется как совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Детская субкульутра представляет собой неинституционализированную форму социального образования – детства, регулирующую социальные взаимодействия детей внутри своей группы, на уровне возрастных подгрупп в ходе удовлетворения ими своих потребностей в процессе различных видов деятельности, но, прежде всего игровой и учебной.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... количествен­ные изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное ... родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­ ... жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый: 1) детство ...

В старшем дошкольном возрасте детская субкультура служит выполнению важных функций: изоляция от взрослых; близость, интимность за пределами семьи; самостоятельность; отстранение от групп ровесников, чуждых по духу, интересам; участие в социальных изменениях; интеграция детей в детское сообщество путем представления неформальных правил поведения; удовлетворение потребности в признании, завоевании статуса; социальный контроль самого детского сообщества и т.д.

Детская субкультура в старший дошкольный возрастной период обычно выражена в традициях, фольклоре, считалочках, сюжетно-ролевых и деловых играх, отговорках, шалостях и других формах, усвоение которых служит успешной адаптации дошкольника в группе сверстников.

В заключение данной работы следует отметить, что проблема субкультуры в детской дошкольной психологии требует своего дальнейшего теоретического и, особенно, практического изучения.

Литература

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1998.

3. Большунова Н.Я. Сказка как средство образования дошкольников в формах детской субкультуры// Журнал практического психолога. 2004. № 5.

4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. Ин-тов/Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. -288 с.

5. Воспитание дошкольников в игре/Сост. А.Е.Бондаренко, А.И. Матусик. — М.: Просвещение, 2003.

6. Детская психология: Учеб. Пособие/ Под ред. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.– Мн.: Университетское, 1988. -399 с.

7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учеб. Пособие / Под ред. Я.Л. Коменский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др. – МН.:УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997. – 237 с.

8. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.

9. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: МПСИ, 1998.

10. Иванова Н.В. Особенности и значение детской субкультуры. – М., 2007.

11. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Мн.: Университетская, 2004.

12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников – Мн., 1997.

13. Кондратенко Т.Л, Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение стар-ших дошкольников. – Киев: Ника-Центр, 2006.

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...

... в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства отечественных ...

14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.:МПСИ, 1997.

15. Лисина М.И., Силвестру А.И. Самопознание у дошкольников. – Кишинев, 1989.

16. Майорова-Щеглова С.Н. Детская субкультура – неиституционализированный сектор детства. – Мн.: Тетра Систем, 2004.

17. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005.

18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: ВЛАДОС, 2006.

19. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.

20. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 2004. – 188 с.

21. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 350 с.

22. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2000.

23. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 208 с.

24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия. 1997. – 332 с.

25. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 1998. – 312 с.

26. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: — М.: Педагогическое общество России, 1998.- 255 с.

27. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 2000 – 456 с.

28. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. – М.: Инфра-М, 1997. – 216 с.