Организация досуга подростков в условиях средней школы

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Исполнитель:

студентка 211 группы

Тимофеева Виолетта Александровна

Минск 2014

Оглавление

Введение

. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

. Познавательные потребности подростков в сфере досуга

. Анализ деятельности Шумилинской средней школы № 1 по организации познавательного досуга подростков

Заключение

Список использованных источников

Введение

Динамика исторических, экономических, политических и социокультурных процессов, в которых развивается современное общество, диктует частую смену условий его развития и качества жизни, типов взаимоотношений, норм, правил и ориентаций.

Умение приспосабливаться к сложившимся экономико-политическим и социально-культурным условиям жизни и развития необходимо в любом сознательном возрасте. Возрастные особенности подростков, молодых людей в возрасте от 11−12 до 17−19 лет, обуславливают возникновение трудностей при адаптации к различным социальным переменам.

Современный этап становления нашего общества характеризуется прогрессом научного знания и ускоренным темпом развития инновационных технологий, что обуславливает возникновение психологических и физиологических новообразований в развитии подростков, вызванные изменениями условий окружающей среды, появлением новых интересов, установок и потребностей молодых людей. «Переходный возраст», рассматриваемый такими науками, как психология и педагогика, описывается как наиболее трудно поддаваемый для изучения и установления закономерностей в функционировании и развитии.

23 стр., 11089 слов

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

... , декорациями (реквизит), мизансценой и т.д. Задачи театрализованной деятельности по развитию речи. Средняя группа. Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать умение определять ... на начальном этапе, используются различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, ...

Потребности в постоянном получении новых знаний, расширении кругозора, личностном и интеллектуальном развитии и самовыражении являются приоритетными в подростковом периоде. Такие потребности называют познавательными [17; 47].

Подростки, обучаясь в школе, в первую очередь, удовлетворяют свои познавательные потребности через их основу — интерес — определённо сформированную направленность к постижению и усвоению новых знаний, подсознательное стремление к усвоению социальных и культурных норм, правил и установок [14].

Досуговая сфера, являясь автономной от школьных занятий средой, позволяет через ряд грамотно организованных культурно-досуговых мероприятий обеспечить успешную социализацию и инкультурацию личности подростка. Именно в досуговом пространстве подросток ищет себя, самосовершенствуется и самовыражается, у него появляется хобби и формируются устойчивые интересы.

Так, на базе общеобразовательных средних школ для учащихся создаются благоприятные условия для развития познавательного интереса, удовлетворения познавательных потребностей и, таким образом, эффективного проведения внеурочного времени, когда моральная и физическая разрядка сочетаются с интеллектуальным развитием и беспрерывной включенностью в коммуникационный процесс.

Целью курсовой работы является: раскрытие специфики организации досуга подростков в условиях средней школы.

Задачи:

·раскрыть психолого-педагогические особенности подросткового возраста;

·выявить познавательные потребности подростков в сфере досуга;

·проанализировать характер деятельности средней школы по организации познавательного досуга подростков.

7 стр., 3426 слов

Психология развития. Младенческий возраст

... . 2. ПРАКТИЧЕКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Цель исследования: Проследить проявление механизмов психического развития ребенка в младенческом возрасте. Задачи исследования: Получить эмпирические данные в ходе наблюдения ... которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к ...

Объект исследования: подростки.

Предмет исследования: познавательный досуг подростков.

Методы исследования: общетеоретические (сравнение, анализ и синтез), культурологические (структурно-функциональный, системный метод), а также невключенное наблюдение.

База исследования: ГУО «Шумилинская средняя школа № 1».

1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Сложнейшие, трудно прогнозируемые, социальные, экономические и общественно-нравственные условия развития современного этапа нашего общества обострили проблему воспитания и становления молодых людей, так как они оказались наиболее чувствительны к социальным и психологическим переменам.

На сегодняшний день произошло немало переосмыслений того, что представляет собой подростковый период развития человека. Характеристика переходного возраста занимает значительное место в любом учебном пособии, психологическом исследовании по возрастной психологии (Л. Сенюк «Хрестоматия по возрастной психологии» [34], А. Абрамова «Возрастная психология» [1], О. Шапатина и Е. Павлова «Психология развития и возрастная психология» [43], М. Гамезо и М. Матюхина «Возрастная и педагогическая психология» [13] и др.).

Основу нашего исследования составили работы российских психологов И. Кулагиной [23], В. Мухиной [26], А. Кошанской [21], украинских исследователей О. и В. Бедлинских [8], учёных из Америки: Ф. Райса и К. Долджина [32] и С. Холла [41], а также из Швейцарии: Ж. Пиаже. Современный белорусский автор, литературу которого мы использовали при описании психолого-педагогических характеристик подросткового возраста — И. Смаргович «Основы культурно-досуговой деятельности» [36].

Следует отметить, что не существует единого подхода к определению подросткового возраста. Так, доцент кафедры возрастной психологии Московского университета И. Шаповаленко в своём учебнике «Возрастная психология», определяя возрастные границы подростков от 10−11 до 14−15, называет этот период развития отрочеством [44]. Такое же определение переходному периоду даёт российский исследователь Е. Агафонова [2]. Психолог Ю. Александрова в своей работе «Возрастная психология: характеристика психологических особенностей подростков и юношей» называет этот возраст пубертатным периодом [4]. Исследователь Е. Емельянова называет молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет тинейджерами в авторской книге «Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге» [17].

2 стр., 915 слов

ВОПРОС ╣ 25 Общение со сверстниками ведущий вид деятельности в подростковом возраст

... сверстниками ведущий вид деятельности в подростковом возрасте Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Это ... всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно ... подростковых объединениях формируется или заимствуется своеобразный сленг – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами ...

В своей работе «Детская (возрастная) психология Л. Обухова относит подростковый период к одному из этапов детства, выражая мнение о том, что детство продолжается вплоть до полной социальной и финансовой независимости человека от родителей [27].

В своей статье «Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста» российский исследователь И. Челышева выделяет три основных этапа, которые определяют хронологические рамки подросткового возраста:

·Младший этап (11−14 лет).

Это конец периода раннего детства, когда мозг способен принимать большой поток информации, но психологически и физически они только начинают развиваться.

·Средний этап (14−17 лет).

Расширяются как обязанности подростков, так и их потребности, что требует большего эмоционального напряжения. Физическое и психологическое состояния говорят о том, что подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый.

·Старший этап (17−21 год).

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... деятельность недостаточно сформирована в этом оценочном звене, а подростки, ориентируясь больше на мнение сверстников, не прини­мают ... своя особая мотивационная система. К концу младшего школьного возраста у части детей отношение к учению изменяется, ... спосо­бами ученик это запомнил. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции ...

Это переход во взрослую жизнь. Зрелое эмоциональное состояние позволяет принять на себя груз новых проблем и обязанностей [42].

Американские учёные-исследователи Ф. Райс и К. Долджин выделяют несколько уровней изучения подросткового возраста:

Биологический. Рассматривает процессы сексуального созревания и физических изменений, происходящих во время полового созревания.

Когнитивный. Рассматривает два аспекта: 1) качественные изменения, которые касаются способа мышления подростков; 2) Количественные изменения, которые касаются интеллекта и обработки информации.

Психосексуальный. Изучает развитие эмоций и функционирование Я, включающего Я-концепцию, самооценку, гендерную принадлежность и идентичность, также здоровье и влияние стресса на подростка [32, с.1−2].

Психологически этот возраст противоречив, характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его — чувство взрослости. Об этом в своих трудах пишут российские психологи В. Мухина «Возрастная психология: феноменологическое развитие, детство, отрочество» [26], Е. Агафонова «Психология развития и возрастная психология» [2], В. Казанская «Подросток. Трудности взросления» [20]. Выражается оно в том, по мнению Агафоновой, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг. На этой почве у подростков возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой.

Подростковый возраст — это период завершения детства и начала «вырастания» из него. Продолжительность переходного возраста зависит от конкретных условий воспитания детей, от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку и взрослому. В частности, переход от детства к взрослому состоянию у первобытных народов, в отличие от современного общества, происходил довольно резко, обычно через ритуалы инициации. В средние века возникновение юношеской стадии зависело от социального положения человека, так, жизнь низших слоёв общества не предопределяла места для детского или подросткового периода развития [35].

15 стр., 7401 слов

Общение в подростковом возрасте

... отношений, их знака. 2. Особенности общения детей подросткового возраста 2.1 Социальная ситуация развития подростка Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления многообразных прямых и ... его избирательность, потребность в уединении. «Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике восьмиклассница - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное, была ...

Современное общество требует от ребенка послушания, а от взрослого − инициативы и самостоятельности. Контрастность детства и зрелости, между которыми находится подросток, затрудняет усвоение им взрослых ролей и ведёт к возникновению внешних конфликтов [20, с.161].

Психолог В. Казанская отмечает, что «первый источник чувства взрослости — это когда еще задолго до физических трансформаций подросток выполняет „взрослые“ обязанности, и тогда в социальную взрослость начинает „входить“ взрослость психологическая. Вторым является вхождение ребенка в неформальные разновозрастные группы, где инициатива общения принадлежит старшим по возрасту» [20, с.55].

Исследователь И. Челышева пишет: «в современной психологической науке общепринято мнение о том, что подростковый возраст относится к критическим периодам жизни человека» [42, с.1].

В. Мухина в своей книге «Возрастная психология» говорит об ускоренном росте организма подростка и, в связи с этим, многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, становятся нервозными и раздражительными. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически, что обуславливает критичность подросткового периода [26, с.160].

Подростковый возраст − период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики [29].

5 стр., 2257 слов

§ 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте

... этого было установлено, что для младшего и среднего подросткового возраста характерен наименьший среди подростков и юношей уровень выраженности эколо­гических установок прагматического типа ... у них декларируемым природоохранным мотивам. Для старшего подросткового возраста характерна и мак­симальная среди подростков и юношей склонность к вы­бору прагматического типа ...

«Подростковый возраст является наиболее сложным в развитии человека», − считает И. Смаргович. В качестве основных психологических характеристик автор выделяет неустойчивость настроения и поведения, тревожность, а также колебание самооценки. Формирование определённых взглядов, установок и убеждений становится особенно важным в подростковый период развития, так как именно в этом возрасте происходят углубленная социализация и инкультурация человека [36, с.79].

Российский исследователь А. Папура также пишет о сложности и критичности подросткового этапа развития. Именно в этом возрасте, по мнению автора, формирующееся самосознание делает подростков чувствительными к критике окружающих, эмоционально неуравновешенными и неуверенными в себе [28].

Эмоциональные, как и личностные особенности подростков, по мнению российского автора А. Кошанской, способствуют успешной адаптации, самореализации и становления личности. А. Кошанская отмечает, что: «С одной стороны, формирование собственной активности и ответственной позиции является для подростка важнейшей задачей возраста, а с другой — за ним еще закреплен социальный статус „ребенка“, ограничивающий проявление самостоятельности» [21, c.1].

Определённую роль в эмоциональном состоянии подростков играет переход на новую ступень общешкольного образования. После относительно спокойного младшего школьного возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Психолог С. Холл называет его периодом «бури и натиска» [41, с.217].

Основным видом деятельности подростка, как представителя среднего школьного возраста, является учёба в общеобразовательных заведениях. Для школьника среднего возраста учебные занятия становятся привычным делом. К подростку предъявляются более высокие требования, а это приводит к изменению отношения к учёбе. Нередко наблюдается снижение успеваемости, ведь то, что побуждало к активной учебной деятельности младшего школьника, уже не имеет значимости в среднем школьном, а новые перспективы на будущее зачастую формируются не сразу [19].

Во взаимоотношениях со взрослыми подросток, по мнению Е. Емельяновой, стремится расширить свою свободу, отделиться от семьи. Ребёнок бунтует против своих родителей, их установок и правил, хотя реально его зависимость от семьи ещё велика. Поступки в подростковом возрасте совершаются не осмысленно, а как противоречие. Зачастую подростки действуют по формуле: «Я сам знаю, что мне делать, и никто мне не указ!» [17].

В. Мухина пишет про стремление отрока обрести себя как личность, что порождает потребность отчуждения от всех, кто обычно был рядом и оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к семье. Подростки отстраняют предложения, суждения и чувства родителей, таким образом, выражая своё собственное «Я» [26].

И. Челышева «отделение от семьи» называет важной предпосылкой достижения подростком самостоятельности и возможность принимать ответственность за свою жизнь и самого себя. «Итогом является установление новых партнёрских взаимоотношений, в которых семья и подросток способствуют развитию друг друга», − считает автор [42, с.3].

Иное значение подростки предопределяют взаимоотношениям со сверстниками. «Дружить для них — значит иметь партнёров для рассуждений», − говорит Ж. Пиаже [30, с.111]. В отличие от противоречий, которые возникают в переходном периоде развития у детей и их родителей, между собой подростки способны найти общий язык и интересы. Об этом пишут И. Кулагина [23], В. Мухина [26], Ю. Александрова [4], В. Казанская [20].

«Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками», − пишет И. Кулагина [23, с.118]. В этот возрастной период детей тянет друг к другу, их общение очень интенсивно, а мнения обеих сторон становятся приоритетными.

В. Мухина также выражает мнение о том, что в подростковом возрасте человек особенно начинает ценить общение с теми, кто обладает таким же жизненным опытом, как и у него, то есть со сверстниками. «Дружба в отрочестве через доверительные отношения даёт возможность отроку глубже познать самого себя, расширить круг своих взаимодействий», − пишет автор [26, с.140].

Ю. Александрова говорит о крайней избирательности подростков в дружбе. В этом возрасте расширяется круг общения молодых людей, у них образуются свои компании и неформальные группы, где подростки объединяются в соответствии со своими интересами и увлечениями [4].

Результаты исследования ценностно-смысловых ориентаций подростков — представителей неформальных молодёжных объединений, проведенных российскими педагогами М. Ивановой и Н. Калининой в 2009 г., позволяют сделать выводы о том, что самореализация и развитие подростков в неформальных объединениях могут выступить одним из факторов, способствующих их социальной адаптации и субъективному благополучию в обществе [18].

Российские учёные М. Морев, В. Попова и украинский преподаватель Е. Васильчук в исследовании «Распространение социокультурных движений как результат социальной разобщённости в социокультурной среде» [10] рассматривают неформальные объединения как результат отчуждения от традиционных институтов социализации и негативный метод консолидации молодых людей. По мнению авторов, частые столкновения интересов и обострение противоречий подростков являются последствием их объединения в неформальные группы. Исследователи делают вывод, что «в настоящее время необходима работа по укреплению статуса основных институтов социализации, являющихся носителями правил и норм традиционной культуры» [10, с.133].

Таким образом, подростковый период является своего рода феноменом для ряда дисциплин, занимающихся вопросами изучения переходного возраста. В своей работе мы обратились к отдельным разделам психологии и педагогики (возрастная психология, общая и школьная педагогика и др.).

Представляя собой переходный от детского ко взрослому, подростковый возраст сочетает в себе трудно поддаваемые для изучения и описания свойства и закономерности жизни и развития.

Социально-культурные, экономические и политические изменения в обществе влияют на характер нравственного и культурного воспитания и образования личности. Новая эпоха формирует новые потребности, обуславливает необходимость способности творчески познавать и преобразовывать окружающую действительность, обладать должным мировоззренческим кругозором, нравственным сознанием, которое готово без особых трудностей адаптироваться к системе новых социальных и производственных отношений [6].

Мы приходим к выводу о том, что умение приспосабливаться к условиям окружающей среды необходимо человеку в любом возрасте. Возрастные особенности подростка, такие как неустойчивость настроения и поведения, колебание самооценки, низкая стрессоустойчивость [36], часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Дети «переходного возраста» оказываются не способными к быстрой адаптации к социальным переменам.

«Досуг является сферой жизнедеятельности, в пространстве которой видны изменения всей системы ценностных ориентаций, норм, правил и установок», − пишет в своей исследовательской работе «Педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере досуга» А. Юдина, директор института социально-культурных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств [46, с.1].

Исследователь Г. Пруденский под досугом подразумевает «свободное от работы время, предназначенное для физического и интеллектуального развития и отдыха» [31, с.251].

Его коллега Р. Азарова, рассматривая деятельностный аспект понятия «досуг», пишет, что «досуг — это объективно существующая часть времени, в середине которого пересекаются разные виды деятельности, та часть, которая субъективно оценивается человеком как принадлежащая ему и которая наполняется целенаправленной полезной деятельностью» [3, с.28].

Белорусский исследователь И. Смаргович в своей книге «Основы культурно-досуговой деятельности» досуг подростков определяет как время, где наиболее полно раскрываются потребности в самоутверждении, независимой от взрослых деятельности, возможность в полной мере выразить своё творческое отношение к миру[36].

Профессоры Я. Григорович и А. Смолик определяют досуг как «время в жизни человека, когда он может жить свободно, без забот [16, с.131].

Одни авторы (С. Литвинова «Методическое пособие для педагогов и родителей: организация досуга детей и подростков» [24], К. Строков «Приоритеты молодёжи в проведении свободного времени» [38]) называют подростковый досуг особой формой жизнедеятельности, представленной совокупностью интересов, увлечений и хобби детей. Другие (В. Мижериков «Психолого-педагогический словарь: для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений» [25], Л. Яшина «О творчестве и досуге» [47]) — сферой, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, ребёнок раскрывает естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Российский исследователь Б. Титов предлагает следующую характеристику досуга подростков:

·Формирование и развитие личности;

·Свобода выбора действий, что способствует самовыражению, самоутверждению и развитию личности;

·Раскрытие природных талантов и приобретение новых умений и навыков;

·Досуг как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;

·Формирование позитивной «Я-концепции»;

·Самовоспитание личности [39, с.28].

Белорусский автор Т. Синькевич даёт следующие характеристики досуга подростков:

·Активизация развития природных дарований подростков

·Обеспечение наполнения жизни ребёнка позитивными впечатлениями

·Обогащение опытом эстетических впечатлений и чувств

·Заинтересованность в эстетических ценностях: красоты и гармонии [35].

По мнению А. Юдиной, организованный досуг позитивно влияет на социализацию молодых людей. Грамотное использование свободного времени формирует у подростков систему ценностей и взглядов, способствующих его становлению как полноценного участника социума [46].

Также исследователь В. Мижериков относит подростковый досуг к одной из форм социализации, которая отражает уровень его интеллектуального и духовного развития [25].

Обращаются к теме успешной социализации в сфере досуга исследователи О. Вовденко [11], В. Гатальский [14], Г. Головина [15], подчёркивая, что одним из главных социальных институтов современного общества является школа − место интеллектуального развития и становления личности подрастающего поколения.

Мы соглашаемся с мнением о том, что в сфере досуга подросток становится полноценным участником процесса социализации через удовлетворение своих социальных потребностей в независимом от взрослых общении, самостоятельном объединении по интересам, раскрытии творческого потенциала. На наш взгляд, именно школа призвана осуществлять грамотно и эффективно организованный досуг подрастающего поколения.

Досуг — это наше личное время, которое остаётся у нас после основной деятельности. У подростков свободное время начинается после школьных занятий, важно, чтобы их досуг нёс не только развлекательный характер, но и познавательный. Исследование свободного времени учащихся обусловлено требованиями общества в становлении гармонично развитой личности. Именно в свободное время реализуются многие социокультурные потребности, которое формируют духовный образ молодого человека [3].

Досуг учащихся подросткового возраста существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ему социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную и физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость [35].

Наиболее привлекательными для подростков формами развлечения являются информационно-дискуссионные программы, игры-зрелища, КВН, экскурсии, тематические дискотеки, видео и музыкальные викторины, конкурсы, филармонии, салоны, интерактивные программы с применением мультимедиа средств и т. д. [35].

Ведущее направление в досуге подростков занимают общение с друзьями, увлечение компьютерными и интернет-технологиями, прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач, что свидетельствует о приоритете для них развлекательного досуга [36].

Однако рост значимости научного знания, его плавный переход в главную производственную силу общества делает необходимым наличие у специалистов таких качеств личности, как стремление к постоянному пополнению знаний и творческому их применению в профессиональной деятельности. В связи с этим, возрастает необходимость формирования у учащихся познавательных потребностей, служащих реальной основой адаптации к социально-экономическим условиям и являющихся базой для подготовки к последующей профессиональной деятельности [6].

Начальный уровень познавательной потребности − это потребность во впечатлениях. Следующий уровень − потребность в знаниях, или любознательность. Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т. д. Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам [45].

В ходе исследования в 2009 г. преподавателей Южно-Казахстанского государственного университета [6], установлена структура познавательных потребностей школьников, которая включает в себя следующие компоненты: представления об образе ученика (представления об его обязанностях и долге, понимание необходимости выполнять обязанности ученика); познавательный интерес (характер отношения к учёбе, предпочтения школьников, связанные с учением); познавательная установка (проявление готовности выполнять классные и домашние задания, наличие личностных свойств: ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, настойчивости при выполнении учебных заданий и познавательной активности); познавательные ценности (понимание важности учения как ценности для себя и для общества, принятие учеником познания нового как значимого события своей жизни, рассматриваемого как ценность).

О. Шапатина пишет о двух формах познавательных потребностей − это усвоение готовых знаний, их интеграция, систематизация и потребность в их накоплении. В качестве второй формы выступают исследование действительности с целью получения нового знания, анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям, стремление к целенаправленной творческой деятельности [43].

Формой познавательных потребностей на первом уровне является усвоение готовых знаний, а на втором — склонность к их накоплению и интеграции. «Основу потребностей составляют интересы», − пишет российский педагог Ю. Круглова[22, с.42].

Проблема развития познавательного интереса детей является одной из весьма актуальных тем современных социально-педагогических исследований (И. Бочкова «Развитие познавательных интересов подростков — участников интеллектуального клуба» [9]).

Под познавательным интересом понимается положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания, проявляющееся в познавательной деятельности и являющееся её мотивом. Сформированный познавательный интерес и навыки познавательной деятельности являются необходимым этапом становления личности, приобретения новых качеств [9].

Понятия «познавательные потребности и познавательный интерес» являются составляющими творческой самостоятельности личности. Проблему формирования творческой самостоятельности рассматривают в контексте реальных способностей растущего человека, формирующихся и воплощающихся в различных видах познавательной и созидательной деятельности. Результат такой деятельности не всегда обладает очевидной ценностью, но само участие в процессе важно для подростка, так как проявляются его инициатива, самостоятельность и творческий потенциал [22].

Интерес выступает в качестве доминирующего мотива досуговой деятельности, которая также диктуется личностными мотивами. Культурно-досуговая деятельность для подростка — это вид деятельности, который выбирается по собственному желанию и в соответствии с личными предпочтениями [36].

На наш взгляд, одним из главных преимуществ сферы досуга является предоставление возможности раскрытия творческого потенциала подростка вне зависимости от уровня интеллектуального развития и проявления своих умственных способностей на школьных занятиях.

Формирование познавательных интересов — необходимое условие развития подростка, так как именно в этом неоднозначном, как по эмоциональному, так и по физическому состоянию, возрасте складываются важнейшие установки, ценности и ориентиры ребёнка. Важно, чтобы интересы были устойчивыми и созидательными, направленными на приобретение новых знаний и расширение кругозора.

Однако современная социокультурная ситуация: ускоренный темп развития инновационных технологий и научный прогресс, позволяют ребёнку с ранних лет обретать мнимую независимость и иметь широкий спектр интересов, однако довольно неоднозначных и сомнительных.

Главным социальным институтом подростков, где и происходит удовлетворение познавательных потребностей подрастающего поколения, − это школа, а её приоритетное направление — эффективное преподнесение учащимся новых знаний. Мы отмечаем необходимость обращения к проведению свободного времени подростков, их интересам и увлечениям. Сфера досуга — среда свободного развития подрастающего поколения, раскрытия их творческого потенциала, укрепление морального духа; среда, где наиболее эффективно происходит усвоение социальных и культурных норм, правил, ценностей и моделей поведения.

. Анализ характера деятельности средней школы по организации познавательного досуга подростков

Удовлетворение познавательных потребностей подростков в сфере досуга обуславливает успешную социализацию и инкультурацию молодого человека, становление его как личности, интеллектуальное развитие, сплочение его с коллективом, повышение морального духа.

На базе общеобразовательных средних школ для учащихся созданы благоприятные условия для развития познавательного интереса и эффективного проведения внеурочного времени. Воспитательно-педагогический состав школы планирует и осуществляет различного рода конкурсы, фестивали, брейн-ринги, тематические вечера и пр. Подростки вовлекаются в процесс организации культурно-досуговых мероприятий в соответствии с их интересами и предпочтениями.

Мы проанализировали организацию культурно-досуговой деятельности подростков в Шумилиснкой средней школе № 1. Массовое проведение в школе развивающих и развлекательных мероприятий продиктовано широкими познавательными потребностями учащихся, выраженных в стремлении приобретения новых знаний, расширении круга общения и кругозора.

Воспитательная работа − это целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самосознания учащегося, его нравственной позиции и её закреплению в поведении. Позитивные чувства формируют позитивное воспитательное пространство. Поэтому все элементы воспитательной работы школы должны работать на то, чтобы каждый ребёнок в течение года испытал чувство успеха, а именно, победы над самим собой.

Воспитательная работа, сформированная педагогическим коллективом, включает в себя следующее:

. Формирование информационно-коммуникативных компетенций у учащихся через воспитательную систему класса и школы.

. Совершенствование работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.

. Создание условий сохранения и укрепления здоровья учащихся через эффективное применение имеющихся ресурсов и внедрение новых технологий.

. Способствование развитию творческой активности учащихся.

. Совершенствование работы школьного самоуправления.

Целью организованной воспитательной работы является создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой, инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения личности, умеющей выбирать профессиональный путь и готовой обучаться в течение всей жизни, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.

В соответствии с учебно-воспитательным планом развития учащихся Шумилинской средней школы на 2013/2014 г., еженедельно в школе проводился ряд культурно-досуговых мероприятий, обусловленных тематикой текущей недели.

Традиционными в школе стали: День Знаний; День Учителя; День матери; акция «Помогите птицам»; благотворительная акция «Милосердие»; новогодние праздники; вечера встречи выпускников; 23 февраля; 8 марта; 9 мая; «Последний звонок» и пр.

Первая неделя сентября, встречающая ребят по окончании летних каникул, имела патриотическую направленность, начинаясь с занятия «Як ты сэрцу майму міла, дарагая Беларусь!» Его проведение отводилось классным руководителем, социальным педагогам и педагогам-организаторам.

Одним из наиболее привлекательных для подростков способов проведения досуга является занятие спортом. Школа же обеспечивает эффективные для развития учащихся направления спортивных игр и соревнований. Это турниры по волейболу между учениками и учителями, легкоатлетические эстафеты с интеллектуальными заданиями «Играй и побеждай», «Познавательное путешествие», пионерские слёты и спортландии с участием детей и родителей.

Таким образом, «неделя здоровья» является эффективной как для поддержания физического духа, так и для беспрерывного процесса развития познавательных интересов подростков.

В начале учебного года проводится общешкольная конференция, где происходит выбор «актива школы» среди учащихся. Следовательно, создаётся независимое внутришкольное управление. Зачастую, подростки охотнее принимают авторитет сверстников по некоторым вопросам. Как итог — ребята объединяются по интересам в стенах школы, а школа, в свою очередь, обеспечивает широкую альтернативу кружков и внеклассных занятий.

Так, на базе школы действуют следующие кружки и клубы по интересам: «Юные инспектора дорожного движения»; «Дружина юных пожарных»; Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»; футбольная, волейбольная и баскетбольная секции; пионерский отряд «Тимуровцы»; вокально-инструментальная группа «Asfodel» и др.

Посещение кружков и активное участие в школьных мероприятиях стимулируется также конкурсами не только общешкольного и районного уровня, но и областного и республиканского. Вокалисты, спортсмены и пионеры из Шумилинской СШ № 1 за 2013/2014 г. завоевали десятки побед и наград на соревнованиях и конкурсах различного уровня. Таким образом, формирование интереса познавательного возможно через возникновение у подростков интереса «спортивного».

Подведение итогов творческого и интеллектуального развития учащихся происходит на тематических неделях поэзии, творчества и тематических брейн-рингах. Это общешкольные конкурсы «И у песни есть душа», «Весенние ритмы», «Волшебный мир поэзии», «Интеллектуальный марафон».

Неделя «Безопасности дорожного движения» является одной из самых ожидаемых. В течение полугода команда «Юных инспекторов» готовится к состязаниям, подготовленным инспекторами из ГАИ. Участники кружка изучают правила дорожного движения, азы медицинской подготовки, оттачивают езду на велосипеде с препятствиями, также готовят агитбригаду и рисуют стенгазету. Делаем вывод, что данный конкурс направлен как на интеллектуальное, так и на творческое и физическое развитие подростков.

Одно из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы — патриотическое и гражданственное воспитание учащихся. Эти направления находят отражение в «Неделе Памяти» и «Неделе правовых знаний». В течение таких недель школьники принимают участие в выставке рисунков и декоративно-прикладных работ, встречаются с ветеранами, посещают историко-краеведческий музей, а также для них устраивают кинопросмотр документальных сюжетов.

Для подростков же приоритетным является развлекательный досуг, поэтому в актовом зале школы устраиваются тематические дискотеки, сопровождающиеся играми-конкурсами.

Подростки активно приобщаются к благотворительным акциям: вместе с классным руководителем учащиеся посещают детские дома и интернаты. Там, школьники среднего и старшего звена самостоятельно проводят коллективно разработанные познавательные мероприятия для других детей, таким образом, включаясь в процесс усвоения знаний через игры и в качестве организаторов программы.

В качестве организаторов учебной деятельности учащиеся могут проявить себя на «Дне самоуправления». Старшеклассники примеряют на себя роль педагогов, самостоятельно прорабатывая план проведения урока, таким образом, удовлетворяется такая познавательная потребность подростков, как самовыражение. Новоизбранные преподаватели, безусловно, прилагают максимум усилий, чтобы их информация была познавательна и интересна. Как правило, при проведении таких занятий, раскрывается творческий потенциал учащихся, наблюдается высокая степень любознательности и умения креативно мыслить.

Ежегодные интеллектуальные марафоны как нельзя лучше способствуют умственному развитию подростков, мотивируют на усвоение новых знаний, возникновению интереса к принципиально новой области науки, техники или искусства. Это «Неделя физики, математики и информатики», «Неделя русской и белорусской культур», «Неделя иностранных языков», «Неделя народного творчества» и др.

В течение «Недели краеведения» проводится ряд просветительских мероприятий, посвящённых истории и развитию района, а также конкурсы-выставки «Родны кут у часы ВАВ» и «Даражэй за ўсё куточак мой».

Также в школьном «Музее Героев» проходят информационные часы и тематические вечера, посвящённые «Памяти дней ушедших». Формирование интересов патриотического направления — важнейшая установка не только школы, но и всего государства.

Команда «Пожарных», «Тимуровцы» и актив БРСМ также ведут активную внеклассную жизнь в стенах школы, но при таких условиях, когда культурно-досуговая среда может выполнять одну из своих главных функций — быть независимым пространством подростков.

Таким образом, изучив материалы учебно-воспитательной работы Шумилинской средней школы № 1, мы пришли к выводу, что для подростков, учащихся средних и старших классов, создаются все необходимые условия для активной познавательной деятельности через удовлетворение их познавательных потребностей в постоянном притоке новых знаний, творческой и личностной самореализации, получении новых впечатлений.

Находясь в переходном возрасте, учащиеся склонны к резкой смене интересов и предпочтений, поэтому, предлагаемые им виды активной деятельности должны иметь эмоциональную окраску. Отсутствие новых впечатлений вызывает у подростков чувство неудовлетворительное, и они уже вряд ли снова обратятся к разочаровавшему их занятию, притом, что наличие у ребёнка таланта к заброшенному делу никто не отменял.

Так, педагоги школы также стараются принимать активное участие в организации досуга подростков, участвуя вместе с ними в творческих и познавательных мероприятиях (Общешкольные «Турниры знатоков», «Олимпийские игры» «КВН), таким образом, позволяя в досуговой среде чувствовать учащихся равными как среди сверстников, так и среди учителей.

Ю. Бабанский пишет, что «средством удовлетворения познавательной потребности всегда является новое знание, новая информация» [7, с. 1]. Многочисленные интеллектуальные конкурсы, наподобие тематических брейн-рингов, посвящённых неделе физики, математики и информатики или краеведению, или конкурсов художественной самодеятельности («Конкурс танца», «Вставка рисунков», «Вечер поэзии»), несут новые знания в области техники и науки, новую интересную информацию о флоре и фауне, раскрытие принципиально новых граней литературы и художественного ремесла.

Все мероприятия, информационные часы, смотры-конкурсы и игры, проводимые в Шумилинской средней школе № 1, направлены на удовлетворение познавательных потребностей подрастающего поколения через расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей подростков посредством их активной деятельности в организованной для них учебно-воспитательной программе. Досуговая сфера — это среда осуществления целей и задачи этой программы, среда, в который раскрывается творческий и личностный потенциал подростков, выявляются их социальные и культурные потребности в общении, самовыражении и самореализации.

Заключение

В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:

. Подростковый возраст — это период завершения детства и начала «вырастания» из него. Определение хронологических рамок варьируется в пределах от 11−12 до 17−19 лет, в зависимости от действующих исторических и социальных условий. Психологически этот возраст противоречив, характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Подросткам присуще неустойчивость настроения и поведения, тревожность, а также колебание самооценки, формирующееся самосознание делает подростков чувствительными к критике окружающих, эмоционально неуравновешенными и неуверенными в себе. Общение со взрослыми и сверстниками приобретает новый характер: подростки стремятся к самостоятельности и независимости от родителей и нуждаются в общении с теми людьми, которые находятся в такой же жизненной ситуации, как и они сами, то есть со сверстниками.

. Познавательных потребности подростков выражаются в необходимости притока новых знаний, впечатлений, саморазвитии и самостоятельных целенаправленных действий, возникающих через формирование познавательных интересов посредством грамотно организованных внеклассных мероприятий и поддержку творческого и интеллектуального потенциала учащихся среднего звена. К основополагающим познавательным интересам следует отнести активную творческую деятельность, стремление приобретения новых знаний и умений, расширение кругозора, социально обусловленная необходимость в личностном становлении и потребность в впечатлениях и самовыражении,

. Деятельность учебно-воспитательного отдела Шумилинской средней школы № 1 нацелена на создание необходимых условий для активной познавательной деятельности подростков, учащихся средних и старших классов через удовлетворение их познавательных потребностей. Все мероприятия, информационные часы, смотры-конкурсы и игры, проводимые в школе, направлены на расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей подростков посредством их активной деятельности в организованной для них учебно-воспитательной программе. Досуговая сфера — это среда осуществления целей и задачи этой программы, среда, в который раскрывается творческий и личностный потенциал подростков, выявляются их социальные и культурные потребности в общении, самовыражении и самореализации.

познавательный досуг подросток культурный

Список использованных источников

1.Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие / Г. С. Абрамова. — М.: Изд. центр Академия: Раритет, 1997. — 702 с.

2.Агафонова Е.Б. Психология развития и возрастная психология хрестоматия / Е.Б. Агафонова. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. — 188 с.

.Азарова Р.Н. Досуг современной молодёжи / Р.Н. Азарова // Внешкольник. — 2003. — № 10. — С. 19−21.

.Александрова Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей / Ю.В. Александрова. — М.: Изд-во Совр. гум. ун-т, −1999. — 66 с.

.Арутюнян А.Ю. Теоретические основания изучения познавательного интереса в контексте некоторых исследовательских направлений / А.Ю. Арутюнян // Мир науки, культуры, образования. — 2010. − № 6. − С. 19−23.

.Асылбаева Ж. У Формирование познавательных потребностей у младших школьников / Ж.У. Асылбаева, М.Б. Кудайбергенова, Т.И. Балыкбаева, М.Р. Мурзабекова // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. − № 1. − С. 18−23.

.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод. основы / Ю.К. Бабанский. − М.: Просвещение, 1982. − 192 с.

.Бедлинский О.И. Психологические особенности организации проведения деятельности подростков: науч. пособ. / О.И. Бедлинский, В.О. Бедлинский. — Сумы: Изд-во СумГПУ им. А. С. Макаренко, 2011. − 136 с.

.Бочкова И.А. Развитие познавательных интересов подростков − участников интеллектуального клуба / И.А. Бочкова // Культура: открытый формат − 2013 (библиотековедение, библиографоведение и книговедение, искусствоведение, культурология, музееведение, социокультурная деятельность): сб. науч. статей / Белорус. гос. ун-т культуры и искусств; ред. совет: В.Р. Языкович (пред.) [и др.]; сост.: Т.Н. Бабич, Ю.А. Переверзева, Е.Н. Шаройко. − Минск, 2013. − С. 337−340.

.Васильчук Е.О. Распространение социокультурных движений как результат социальной разобщённости в социокультурной среде / Е. О. Васильчук, В. И. Попова, М. В. Морев // Эконом. и соц. перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. — № 4. − С. 32−36.

.Вовденко О.В. Психологические нарушения социализации подростков и их классификация / О.В. Вовденко // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: межвуз. сб. науч. и науч.-метод. трудов / Под ред. проф. В.В. Рыжкова. — Вып. 15. — М.: Изд-во Русско-американского института, 2010. — С. 37−48.

.Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. — М.: Пед. о-во России, 2001. — 156 с.

.Гамезо М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е. А Петрова, Л.М. Орлова; Под общ. Ред. М.В. Гамезо. — Москва: Пед. о-во России, 2003. — 508 с.

.Гатальский В.Д. Социально-педагогические предпосылки профилактики девиантного поведения молодёжи / В. Д. Гатальский // Известия Росс. гос. пед. ун-та. — 2009. − № 102. − С. 43−50.

.Головина Г. В. Культура досуга как условие адекватного развития личности / Г. В. Головина // Аналитика культурологии. — 2001. − № 19. − С. 18−26.

.Грыгаровіч Я.Д. Прыкладная культуралогія / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. — Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2005. — 215 с.

.Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е.В. Емельянова. — СПб: Речь, 2008. — 336 с.

.Иванова М.А. Ценностно-смысловые ориентации подростков — представителей неформальных молодёжных объединений // М.А. Иванова, Н.В. Калинина // Совр. проблемы науки и культуры. — 2012. − № 6. − С. 25−29.

.Изенкова А.Н. Возрастные особенности современных школьников / А.Н. Изенкова // Информационный бюллетень № 2 методического кабинета ГОУ СОШ № 867 за октябрь 2010

.Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация: психологам, педагогам, родителям / В.Г. Казанская. — СПб.: Питер: Мир книг, 2011. — 286 с.

.Кошанская А.Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями / А.Г. Кошанская // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. − 2011. − № 3. − С. 172−175.

.Круглова Л.Ю. Развитие познавательных потребностей личности в творческой деятельности / Л.Ю. Круглова // Вестн. Оренбургс. гос. ун-та. — 2006. − № 5. − С. 26−31.

.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. — М.: Изд-во УРАО, 1999. − 176 с.

.Литвинова С.Н. Организация досуга детей и подростков: метод. пособие / С.Н. Литвинова // Дополнительное образование: информ. портал

.Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь: для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В.А. Мижериков. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 554 с.

.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменологическое развитие, детство, отрочество / В.С. Мухина. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. − 456с.

.Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учеб. пособие / Л.Ф. Обухова. − М.: Рос. педагогич. агентство, 1996. — 374 с.

.Папура А.А. Формирование уверенности в себе у подростков / А.А. Папура // Вестн. Томс. гос. пед. ун-та. − Вып. 5(95).

— 2010. — С. 110−114.

.Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения / Д.Ф. Петрусевич // Вестн. Томск. пед. ун-та. — Вып. № 6 − 2011. — С. 195−198.

.Пиаже Ж. Психология интеллекта / Пиаже Ж. — СПб Изд-во Питер, 2003. − 192 с.

.Пруденский Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени / Г. А. Пруденский. — М.: Наука, 1972. — 223 с.

.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ. под научн. ред. Е.И. Николаевой. — 12-е изд. — СПб.: Питер: Мир книг, 2012. — 812 с.

.Рачковская Н.А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника / Н.А. Рачковская // Вестн. МГОУ. − Сер. «Педагогика». — 2014. − № 2. − С. 34−42.

.Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие / Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Институт практической психологии, − 1996. − 304 с.

.Синькевич Т.Е. Культурно-досуговая деятельность как средство формирования эстетических потребностей подростков / Т.Е. Синькевич // Белорусская национальная культура и личность: сб. материалов XXXVIII итоговой научн. конф. студентов, магистрантов, аспирантов, Минск, 19 апр. 2013 г. / Белорус. гос. ун-т культуры и искусств; редкол.: В.Р. Языкович (председ.) [и др.]. − Минск, 2013. − С. 605−610.

.Смаргович И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. — Минск: БГУКИ, 2013. — 174 с.

.Солодилова О.П. Возрастная психология / О.П. Солодилова. − М.: ТК Велби, 2005. — 56 с.

.Строков К.В. Приоритеты молодежи в проведении свободного времени / К. В. Строков // Вестн. Тамб. ун-та. — 2013. — № 2. − С. 18−23.

.Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. — СПб.: СПбГАК, 1997. — 225 с.

.Фалькович Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8−11 классы / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова. — М.: Изд-во ВАКО. — 2006. − 256 с.

.Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте / С. Холл. — СПб.: Изд-во газ. «Школа», 1993. — 90 с.

.Челышева И.Б. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста / И.Б. Челышева // Научный поиск. — 2012. − № 2. − С. 28−31.

.Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология: учеб.-метод. комплекс / О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. — Самара: Изд-во Универс-групп, 2007. − 204 с.

.Шаповаленко И.В. Возрастная психология: психология развития и возрастная психология: учебник / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2004. — 349 с.

.Шык К.І. Вольны час і асаблівасці яго выкарыстання навучэнцамі ў сучасный сацыякультурнай сітуацыі / К.І. Шык // Сучасны культурны працэс: праблемы, перспектывы, метады даследавання: зб. навук. артыкулаў XXXVII навук. канф. студэнтаў, магістрантаў і аспірантаў Беларус. дзярж. ун-та культуры і мастацтваў, Мінск, 18−19 крас. 2012 г. / Беларус. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў; рэдкал.: − Мінск, 2012. − С. 237−241.

.Юдина А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере жосуга / А.И. Юдина // Мир науки, культуры, образования. −2013. −№ 4 (41).

— C. 11−15.

.Яшина Л.О. О досуге и творчестве / Л.О. Яшина // Вестн. психофизиологии Санктпетербург. ун-та. − № 4. − 2013. — С. 5−6.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector