«Основы психологии при возникновении чрезвычайных ситуаций»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Утверждено

приказом министерства здравоохранения Иркутской области

от « » 2009 г. №

ПРОГРАММА

профессиональной подготовки

«Основы психологии

при возникновении чрезвычайных ситуаций»

УЧЕБНОГО ЦЕНТРА

по обучению приемам оказания первой помощи

государственного учреждения здравоохранения

«Территориальный центр медицины катастроф Иркутской области»

Иркутск 2009 г.

Задачи обучения:

— знать психологические требования к профессии спасателя; свои индивидуально-психологические особенности; особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях; механизмы развития паники; методы и приёмы управления собственным состоянием; принципы оказания первой психологической помощи при острой психической травме; принципы оказания первой психологической помощи при попытке суицида; принципы информационной психотерапии, её роль в поддержании жизни пострадавших при ЧС; основы психологической и психофизиологической реабилитации.

— уметь учитывать свои индивидуальные психологические особенности при ведении спасательных работ и корректировать их; учитывать психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях; применять на практике знания, умения и навыки в поддержании психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях; контролировать свое психическое состояние и применять приемы управления им; развивать способности к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия; оказывать психологическую поддержку и первую психологическую помощь; оказывать первую помощь при острой психической травме.

Методические указания

В рамках программы проводится психофизиологическое тестирование, на основе которого делаются выводы об индивидуально-психологических особенностях спасателя.

10 стр., 4744 слов

Гендерные особенности реагирования на фрустрирующую ситуацию

... использованных источников, приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА ФРУСТРИРУЮЩУЮ СИТУАЦИЮ 1. 1. Фрустрация как состояние Обращаясь к ... другой клинической среде Павлов говорил, что «трудные жизненные положения вызывают то чрезвычайное возбуждение, то депрессию» [ 1 ] Проблему фрустрации исследовали множество как ...

Психологическая подготовка спасателей осуществляется в строгом соответствии с требованиями директивных и нормативных документов министерств и ведомств Российской Федерации по данному вопросу.

К проведению занятий привлекаются прошедшие соответствующую подготовку психологи, медицинские психологи, медицинские работники, преподаватели, командно-начальствующий состав аварийно-спасательных служб.

Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке в соответствующих учебных центрах создается современная учебная база, которая включает:

— специальные классы (кабинеты), оснащенные современными техническими средствами обучения и контроля знаний, аппаратурой контроля психологического состояния обучаемых, специально оборудованные участки психологической подготовки, тренажеры, имитаторы аварийных ситуаций;

— аудио и видеоаппаратуру, комплекты учебно-тематических планов, учебных пособий, методических материалов, видеофильмов, плакатов, слайдов, тестов для оценки качеств, важных для профессии спасателя.

По окончании обучения проводится зачёт.

По окончании цикла подготовки курсантам (слушателям) выдаётся удостоверение, психофизиологическое заключение о профессиональной пригодности.

Тематический расчет часов

№ темы

Тема

Обучение

в Учебном центре

№ занятия

Кол-во часов

1

2

3

4

1.

Актуальные проблемы психологической подготовки спасателей.

1-2

4

2.

Морально-психологические основы профессиональной деятельности спасателя

1-2

8

3.

Профессионально важные качества спасателя

1-3

8

4.

Психологические особенности поведения населения в чрезвычайной ситуации

1-2

10

5.

Первая психологическая помощь в очаге чрезвычайной ситуации

1-2

5

6.

Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в чрезвычайных ситуациях

1-2

6

7.

Основы психологической и психофизиологической саморегуляции и реабилитации спасателей

1-4

16

8.

Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях

1-2

10

9.

Групповое обсуждение результатов подготовки. Психотерпевтическая беседа

1

5

Итого

72

Тема 1. Актуальные проблемы психологической подготовки спасателей.

Занятие 1. Теоретическое – 1 часа.

Анализ ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории России.

Занятие 2. Теоретическое – 3 часа.

Психология, основные понятия, определения, методы.

Тема 2. Морально-психологические основы профессиональной деятельности спасателя

Занятие 1. Теоретическое – 4 часа.

Спасение людей – смыслообразующая основа жизни спасателя, доминирующий мотив профессии. Проблематизация профессиональной деятельности спасателя. Характеристика личности спасателя.

Профессиональное становление спасателя. Роль морального фактора, примеры самоотверженных действий спасателей в чрезвычайных ситуациях.

История спасательного дела в России, профессиональные традиции, их роль в формировании личностных качеств спасателей. Демонстрация документальных кинофильмов.

Возрастание социальной значимости профессии спасателя в связи с ростом в современных условиях числа аварий и катастроф техногенного и природного характера.

Занятие 2. Практическое – 4 часа.

Проведение тестирования с целью выявления особенностей мотивации поведения обучаемых.

Тема 3. Профессионально важные качества спасателя

Занятие 1. Теоретическое – 2 часа.

Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности спасателя.

Психологические особенности спасателя, требуемые для профессиональной деятельности:

— личностные характеристики: эмоциональная устойчивость в экстремальных условиях, стиль взаимоотношений в отряде, готовность к риску, дисциплинированность, настойчивость и целеустремленность при проведении спасательных работ;

— статистические и динамические характеристики психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования;

— способности к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности.

Занятие 2. Практическое – 2 часа.

Проведение тестирования обучаемых с целью выявления степени развития необходимых профессионально-важных качеств, умений и навыков.

Занятие 3. Практическое – 4 часа.

Беседа и обсуждение результатов тестирования в рамках индивидуальной психологической консультации. Ознакомление обучаемых с их индивидуальными особенностями, рекомендации по их коррекции и учету.

Тема 4. Психологические особенности поведения населения в чрезвычайной ситуации

Занятие 1. Групповое – 5 часов.

Психологическое воздействие обстановки при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека: масштаб события, скорость его развития, опасность для жизни, потеря близких, утрата материальных ценностей, резкое изменение жизненного уклада, наличие массовых жертв, дефицит информации, потеря управления.

Демонстрация документальных кинофильмов, комментарии и беседа по результатам их просмотра.

Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию: сохранении самообладания, способности к активной деятельности; кратковременных изменениях психического состояния; патологических нарушениях психической деятельности.

Занятие 2. Групповое – 5 часов.

Практическое ознакомление с клинической картиной, психогенных расстройств, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Демонстрация учебных фильмов для подготовки врачей-психиатров (психотерапевтов).

Индивидуальные и коллективные формы панических реакций в чрезвычайных ситуациях. Условия их возникновения, методы предупреждения и пресечения паники при ведении спасательных работ. Поведение спасателя среди паникующей и социально напряженной толпы, в условиях боевых действий, терроризма, уголовной среде.

Массовое помешательство при галлюцинации. Приемы противодействия слухам. Разбор конкретных ситуаций из практики ведения спасательных работ.

Тема 5. Первая психологическая помощь в очаге чрезвычайной ситуации

Занятие 1. Теоретическое – 1 час.

Способы и приемы оказания психологической поддержки (первой психологической помощи).

Этические нормы поведения при оказании помощи.

Модели общения: спасатель – спасатель, спасатель – пострадавший, спасатель – участник чрезвычайной ситуации без видимых поражений.

Занятие 2. Практическое – 2 часа.

Отработка навыков в общении в чрезвычайной ситуации.

Занятие 3. Практическое – 2 часа.

Отработка приемов первой психологической помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации методом решения ситуационных задач (деловая игра).

Тема 6. Методы управления психическим состоянием спасателя при действиях в чрезвычайных ситуациях

Занятие 1. Теоретическое – 2 часа.

Стресс, напряжение, утомление, переутомление, нервный срыв, депрессия. Методики восстановления. Отдых. Лечение. Профилактические мероприятия: питание, аутогенная тренировка, активный отдых, функциональный покой, функциональная музыка. Основы восстановления работоспособности. Патологические и непатологические изменения в организме.

Занятие 2. Групповое – 4 часа.

Психологическая подготовленность, опыт действий в чрезвычайных ситуациях, индивидуальные особенности – факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя.

Изменение текущего состояния спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределенности, лимита времени, длительных и интенсивных физических нагрузок, острых эмоциональных воздействий (работа с ранеными, погибшими).

Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности. Страх, его проявления.

Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации. Управление состоянием спасателя и повышение эффективности спасательных работ, сохранение здоровья спасателя.

Тема 7. Основы психологической и психофизиологической саморегуляции и реабилитации спасателей

Занятие 1. Групповое – 4 часа.

Методы управления состоянием. Дыхательные и физические упражнения. Приемы психической саморегуляции. Способы вывода пострадавшего из обморочного состояния.

Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении работ.

Занятие 2. Практическое – 4 часа.

Освоение методик определения состояния человека. Формирование практических навыков по быстрому восстановлению, снятию усталости и боли.

Занятие 3. Практическое – 4 часа.

Аутогенная тренировка, техника ее проведения. Обучение упражнениям для проведения аутогенной тренировки.

Занятие 4. Практическое – 4 часа.

Освоение методик проведения аутогенной тренировки, формирование практических навыков тренировки.

Тема 8. Психологическая подготовка спасателя к действиям в ЧС

Занятие 1. Групповое – 5 часов.

Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях, создание моделей чрезвычайных ситуаций, проведение тренировок в экстремальных погодных и климатических условиях, на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ; создание трудных ситуаций по спасению пострадавших (манекенов) из-под завалов при наличии загораний, тушение загораний на манекенах, преодоление водных преград в специальном снаряжении.

Занятие 2. Групповое – 5 часов.

Тренировки по решению задач с применением видеокомпьютерных имитаторов ситуаций аварий на химически и радиационно опасных объектах, принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки; психологическая закалка, посещение морга, демонстрация учебных фильмов по подготовке врачей-травматологов.

Тема 8. Групповое обсуждение результатов подготовки. Психотерпевтическая беседа.

Занятие 1. Теоретическое – 5 часов.

Итоги динамического наблюдения за показателями устойчивости к стрессу, эффективности работы в группе.

Ключевые проблемы психологической подготовки данной группы.

Определение плана дальнейшей подготовки группы и каждого спасателя в условиях аварийно-спасательного формирования.

Список использованной литературы

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М. Медицина, 1993.

2. Александровский Ю.А., Лобастов ОС, Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогении в экстремальных ситуациях. М., Медицина, 199L

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Изд-ва МГУ, 1980.

4. Анохин П.К. Избранные труды. М., Наука, 1978.

5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., Наука, 1988.

6. Величковский Б.Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье // Медицина катастроф, № 3-4, с. 45-46.

7. Вильяме Ксандрия. Тренинг по управлению стрессом. 2002.

8. Гельб Г., Зигель П. Обезболивание без лекарств. Стресс жизни СПб., сб. 1994.

9. Гурович И.Я., Сторожакова Я.А. Психосоциальная реабилитация в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии // Социальная и клиническая психиатрия. — 2001. Т. 11, № 3.

10. Ларцев М.А., Багдасарова М.Г., Рудовский А.А., Акулова В.В. М., Психологическая подготовка участников ликвидации чрезвычайных ситуаций. Пособие для врачей ВЦМК «Защита» МЗ РФ, 2000.

11. Лобзин B.C., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.

12. Менделевич В.Д. Клиническая медицинская психология. М., 1999.

13. Методические рекомендации. Психофизиологическая экспертиза членов АСФ. ВЦМК «Защита» МЗ РФ, 2000.

14. Приемы психической саморегуляции Практическое пособие. М., ПАВС, 1992.

15. Психофизиологическое обеспечение профессиональных контингентов, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сборник нормативных и методических документов. М., 2003.

16. Пушкарев А.Л., Доморачкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. М., 2000.

17. Рейнуотер Д. Это в Ваших силах Как стать собственным психотерапевтом. 1989.

18. Решетников М.М. и др. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийных бедствий. Психологический журнал. М., 1989, Т. 10, № 4.

19. Решетников М.М. и др. Уфимская катастрофа: особенности состояния поведения и деятельности людей. Психологический журнал. М., 1990. Т. 11.№1.

20. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. С-П6, 2004.

21. Селье Г. Стресс без дистресса. Пер. с англ. М. Прогресс, 1979.

22. Смирнов Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. — К.: Олимпийская литература, 1998.

23. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 2003.

24. Социальная психология. М., Политиздат, 1975.

25. Стресс жизни. Понять, противостоять и управлять им. Сб., 1994.

26. Учебник под редакцией Кармина А.С. Конфликтология. СПб, 1999.

27. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. СПб., 1992.

28. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. М., 1995.

Директор ГУЗ «Территориальный центр

медицины катастроф Иркутской области» В.С. Бучинский