БкЮ-100, ПНБ-100, ЭБ-100_Психология

Основная литература

1. Гуревич, П. С. Психология: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич.– М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН">пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. — СПб. [и др.] : Питер, 2009, 2010. — 582 с. : ил.

3. Немов, Р.С. Психология: учебник для бакалавров /Р. С. Немов. – М.: Юрайт, 2013. – 639 с.

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская.– М.: Юрайт, 2011.– 575 с.

5. Психология: учебник для бакалавров / отв. ред. Б. А. Сосновский. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 799 с.

 

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник / Г. С. Абрамова .- М. : Юрайт , 2010 .- 811 с.

2. Абульханова, К.А. Сознание как жизненная способность личности / К.А. Абульханова // Психологический журнал.— 2009 .— Т.30,№ 1. — С. 32-43. Абульханова, К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода / К.А. Абульханова // Мир психологии .— 2011 .— N 1. — С.22-32.

3. Абульханова, К.А. Философско-психологическое наследие С.Л.Рубинштейна / К.А. Абульханова // Психологический журнал.— 2009 .— Т.30,N 5. — С.26-45. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев .— [СПб.] : Изд-во С.-Петерб. ун-та, Т.2: Развитие и воспитание личности .— 2007 .— 548 с.

4. Асмолов, А.Г. Историко-эволюционая парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование : проблемы и перспективы развития культурно-деятельностной психологии / А.Г. Асмолов // Вопр.психологии .— 2008 .— N 5. — С.3-12.

5. Бодалев, А. А., Васина, Н. В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А. А. Бодалев, Н. В. Васина .- СПб. : Речь , 2010 .- 223 с.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных ...

... Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 161-168. Учебник по психологии Методические рекомендации: По 1 вопросу рассмотреть характеристику структуры личности (по С.Л. Рубинштейну, ...

6. Болотова А.К. Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. — М.: Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2012. — 528 с.

7. Военная акмеология: Учебник / Под ред. В.Г. Михайловского. М.: ВА РВСН, 2010. — 459 с.

8. Гаврилина, Л. К., Бызова, В. М. Кризисы взрослой жизни. Моменты роста / Л. К. Гаврилина, В. М. Бызова .- СПб. : Речь , 2010 .- 220 с.

9. Гусельцева, М.С. Парадигмы развития в психологии / М.С. Гусельцева, А.Г. Асмолов // Мир психологии [Текст] .— 2007 .— N 2. — С. 18-31.

10. Жданова, Л. Г. Индивидуально-психологическая актуализация эмпатийного потенциала будущего профессионала [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Жданова Лора Геннадьевна ; РГСУ. — М. : [б. и.], 2010. — 25 с.

11. Зобков, А. В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук: (19.00.13) / Зобков Александр Валерьевич ; Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова .— Кострома, 2013 .— 50 с.

12. Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография / под. ред. И. С. Морозовой. – Кемерово, 2010. – 489 с.

13. Козубовский, В. М. Общая психология : учеб. пособие для студ. спец. «Психология» учреждений, обеспечивающих получение высш. обр. / В. М. Козубовский ; рец. : И. А. Фурманов, В. А. Янчук. — 3-е изд. — Минск : Амалфея, 2008. — 367 с. : ил.

14. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2012. — 944 с.

15. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития : пер. с англ. / Г. Крайг, Д. Бокум .- 9-е изд. .- СПб. : Питер , 2011 .- 939 с.

16. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий .- М. : Академический Проект : Трикста , 2011 .- 420 с.

17. Марцинковская, Т.Д. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. — М. : Академия, 2010. — 382 с.

18. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник / В. С. Мухина .- 13-е изд., перераб. и доп. .- М. : Академия , 2011 .- 656 с.

19. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студ. вузов, обуч. по непсих. спец. / Р. С. Немов. — М. : Юрайт, 2008, 2009, 2011. — 639 с. : ил.

20. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова .— М. : ЮРАЙТ : МГППУ, 2011 .— 460 с.

21. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова .— М. : ЮРАЙТ : МГППУ, 2011 .— 460 с.

22. Общая психология : в 7 т. : учеб. для студ. вузов. Т. 1 : Е. Е. Соколова. Введение в психологию / под ред. Б. С. Братуся ; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии ; рец. : В. А. Лекторский, В. И. Слободчиков. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2008. — 352 с. : ил.

23. Общая психология : учеб. для студ. вузов : в 7 т. Т. 4 : М. В. Фаликман. Внимание / под ред. Б. С. Братуся ; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2010. — 476 с.

24. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. Е. И. Рогова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д : Феникс : МарТ, 2010. — 557 с.

16 стр., 7589 слов

Попова м.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-методич. ...

... правлении как бы три вида «психологии в школе», которые, на наш взгляд, являются типичными и могут характеризовать тенденции и перспективы развития указанной проблемы в разви­тых ... месяцев), имеющих совершенно определенные задачи и прагматически ориентированную идеологию. Второе направление — объемные учеб­ные курсы, включающие целый спектр самоподготовки ребен­ка к самостоятельной жизни (эти ...

25. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / [Л. А. Головей др.] ; под ред.:Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб. : Речь, 2010. — 693 с.

26. Психологические факторы самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности / Кемеровский гос. ун-т ; [ред. И. С. Морозова]. — Кемерово : [б. и.], 2011. — 346 с.

27. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / Ин-т психологии РАН ; отв. ред. К.А. Абульханова .— М. : Ин-т психологии РАН, 2011 .— 430 с.

28. Холодцева, Е.Л., Портнова, А. Г.а Акмеология субъекта профессиональной деятельности : учеб. пособие / Е. Л. Холодцева, А. Г. Портнова ; Кемеровскийгос. ун-т .- Кемерово , 2010 .- 191 с.

29. Штейнмец, А. Э.Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов / А. Э. Штейнмец. — 2-е изд., перераб. — М. : Академия, 2010. — 284 с.

Интернет-ресурсы

1. URL: онлайн библиотека

2. URL: http://www.psy.msu.ru/links/liter.html-библиотека статей. книг, монографий по психологии

3. URL:http://student.psi911.com/list.htm-рефераты, статьи, учебники и публикации по психологии для студентов

4. URL: http://psyche.biznet.ru/forum27.html-библиотека психолога

5. URL: http://www.aonb.ru – полнотекстовые электронные библиотеки

6. URL: http://www.classes.ru – онлайн библиотеки

7. URL: http://www/mirpravo.ru – онлайн библиотека

8. URL:http://univertv.ru/video/psihologiya — научно-популярные фильмы по психологии

БкЮ-100, ПНБ-100, ЭБ-100_Психология. План семинарских занятий

План семинарских занятий

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы (2 часа)

1. Психология как наука. Классификация психических явлений: психические про­цессы, психические состояния, психические свойства.

2. Основные методы психологических исследований.

3. Идеалистические и материалистиче­ские воззрения античных философов. Основные психологические теории.

4. Взаимосвязь психологии, истории, медицинских, биологических и технических наук.

5. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

 

Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции (2 часа)

1. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Природа и механизмы психических явлений.

2. Сознание как высший уровень психического отражения. «Я-концепиия» и критичность человека, их роль в формировании поведения человека.

3. Основ­ные функции психики. Общие проблемы происхождения психики человека.

4. Развитие психики животных. Инстинктивное поведение животных и стадия элементарного поведения.

5. Учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлек­сах. Основные особенности стадии интеллектуального поведения.

6. Концепция Леонтьева-Фабри. Идеалистические воззрения П. Шардена на проблему развития психики жи­вотных.

 

Тема 3. Происхождение и развитие сознания человека (2 часа)

1. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уро­вень саморегуляции. Активность и интенционалыюсть — основные характеристики сознания.

2. Культурно-историческая концепция развития психики человека. Противоборство «биоло­гического» и «идеального» подходов к решению проблемы происхождения сознания человека.

4 стр., 1656 слов

Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

... минимум двух сенсорных систем. Например, возникновение зрительного образа восприятия у взрослого человека связано с интеграцией информации, поступающей от зрительной сенсорной системы, и ... расчлененных образов отдельных вещей». Кроме указанной причины предпосылками для появления перцептивной психики в ходе филогенетического развития животных были следующие. Во-первых, этоувеличение многообразия ...

3. Развитие психики человека. Возрастная классификация А. Н. Леонтьева и Б.Г.Ананьева.

4. Общие характеристики стадий развития психики человека: новорожденный, ранний младенче­ский возраст, поздний младенческий возраст, преддошкольный возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и начало юности, акмеологическнй период, период геронтогенеза.

5. Строение нервной системы человека. Строе­ние головного мозга.

 

Тема 4. Характеристика познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение) (2 часа)

1. Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека.

2. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Свойства ощущений: качество, интенсив­ность, длительность, пространственная локализация. Пороги ощущений.

3. Восприятие как целостное отражение предметов. Основные свойства восприятия: предметность, це­лостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность.

4. Внимание как психический феномен. Непроизвольное внимание и осо­бенности произвольного внимания.

5. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. Основные виды памяти.

6. Воображе­ние как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Классификация воображения.

 

Тема 5. Характеристика познавательных процессов (мышление, речь, представление) (2 часа)

1. Природа и характеристики основных видов и форм мышления. Класси­фикация мышления.

2. Мышление, речь и язык. Развитие речи в филогенезе: комплексная кине­тическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.

3. Представление как психи­ческий процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент.

4. Типы представлений: представления памяти, представления воображения.

5. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Классификация представлений.

 

Тема 6. Эмоционально-волевые процессы (2 часа)

1. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Характеристики волевых действий.

2. Апраксия и абулия. Роль потребностей, эмоций, интересов и миро­воззрения в формировании волевых действий.

3. Структура волевых действий. Компоненты волевых действий. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения.

4. Основные качества воли. Самоконтроль и само­оценка.

5. Виды эмоций и их общая характеристика. Соотношение по­нятий «эмоции» и «чувства».

6. Закономерно­сти формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения

Тема 7. Психические свойства личности (2 часа)

1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направ­ленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.

2. Психологические теории мотивации. Основные закономерности развития мотивационной сферы.

13 стр., 6120 слов

Ема 2. Методы психологии (2 часа).

... Можно ли утверждать, что основной задачей психологии как науки является становление ... некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком. 7. Чем объяснить, что слепорожденные, ... 3. Методологические принципы изучения психики. 4. Методы психологии. Практическое задание 1. ... занятие № 2. ема 2. Методы психологии (2 часа). Цель:формировать умение планировать и организовывать психологическое ...

3. Общая характеристика способностей человека. Определение спо­собностей по Б. М. Теплову. Классификация способностей.

4. Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхоличе­ский, флегматический.

5. Понятие о характере. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера.

6. Формирование характера. Трансформация характера в течение жизни.

 

Тема 8. Психические состояния и их регуляция (2 часа)

1. Понятие об адаптации человека. Особенности взаимодействия человека с окружающей сре­дой. Понятие гомеостаза.

2. Работы К. Бернара и У. Кэннона. Уровни адап­тации: физиологический, психический, социальный.

3. Стресс как неспецифическая реакция организма. Ос­новные стадии стресса по Г. Селье. Классификация психического стресса.

4. Регуляция эмоциональных состояний. Механизмы регуляции психических состояний по Ф.Б.Березину.

5. Функции психологической защиты и классификация видов психологической защиты.

6. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Потребности и их роль в раз­витии стресса.