БкЮ-100, ПНБ-100, ЭБ-100_Психология

Основная литература

1. Гуревич, П. С. Психология: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич.– М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН">пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. — СПб. [и др.] : Питер, 2009, 2010. — 582 с. : ил.

3. Немов, Р.С. Психология: учебник для бакалавров /Р. С. Немов. – М.: Юрайт, 2013. – 639 с.

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская.– М.: Юрайт, 2011.– 575 с.

5. Психология: учебник для бакалавров / отв. ред. Б. А. Сосновский. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 799 с.

 

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник / Г. С. Абрамова .- М. : Юрайт , 2010 .- 811 с.

2. Абульханова, К.А. Сознание как жизненная способность личности / К.А. Абульханова // Психологический журнал.— 2009 .— Т.30,№ 1. — С. 32-43. Абульханова, К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода / К.А. Абульханова // Мир психологии .— 2011 .— N 1. — С.22-32.

3. Абульханова, К.А. Философско-психологическое наследие С.Л.Рубинштейна / К.А. Абульханова // Психологический журнал.— 2009 .— Т.30,N 5. — С.26-45. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев .— [СПб.] : Изд-во С.-Петерб. ун-та, Т.2: Развитие и воспитание личности .— 2007 .— 548 с.

4. Асмолов, А.Г. Историко-эволюционая парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование : проблемы и перспективы развития культурно-деятельностной психологии / А.Г. Асмолов // Вопр.психологии .— 2008 .— N 5. — С.3-12.

5. Бодалев, А. А., Васина, Н. В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А. А. Бодалев, Н. В. Васина .- СПб. : Речь , 2010 .- 223 с.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных ...

... Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 161-168. Учебник по психологии Методические рекомендации: По 1 вопросу рассмотреть характеристику структуры личности (по С.Л. Рубинштейну, ...

6. Болотова А.К. Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. — М.: Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2012. — 528 с.

7. Военная акмеология: Учебник / Под ред. В.Г. Михайловского. М.: ВА РВСН, 2010. — 459 с.

8. Гаврилина, Л. К., Бызова, В. М. Кризисы взрослой жизни. Моменты роста / Л. К. Гаврилина, В. М. Бызова .- СПб. : Речь , 2010 .- 220 с.

9. Гусельцева, М.С. Парадигмы развития в психологии / М.С. Гусельцева, А.Г. Асмолов // Мир психологии [Текст] .— 2007 .— N 2. — С. 18-31.

10. Жданова, Л. Г. Индивидуально-психологическая актуализация эмпатийного потенциала будущего профессионала [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Жданова Лора Геннадьевна ; РГСУ. — М. : [б. и.], 2010. — 25 с.

11. Зобков, А. В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра психол. наук: (19.00.13) / Зобков Александр Валерьевич ; Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова .— Кострома, 2013 .— 50 с.

12. Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография / под. ред. И. С. Морозовой. – Кемерово, 2010. – 489 с.

13. Козубовский, В. М. Общая психология : учеб. пособие для студ. спец. «Психология» учреждений, обеспечивающих получение высш. обр. / В. М. Козубовский ; рец. : И. А. Фурманов, В. А. Янчук. — 3-е изд. — Минск : Амалфея, 2008. — 367 с. : ил.

14. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2012. — 944 с.

15. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития : пер. с англ. / Г. Крайг, Д. Бокум .- 9-е изд. .- СПб. : Питер , 2011 .- 939 с.

16. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий .- М. : Академический Проект : Трикста , 2011 .- 420 с.

17. Марцинковская, Т.Д. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов / Т. Д. Марцинковская. — М. : Академия, 2010. — 382 с.

18. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник / В. С. Мухина .- 13-е изд., перераб. и доп. .- М. : Академия , 2011 .- 656 с.

19. Немов, Р.С. Психология : учеб. для студ. вузов, обуч. по непсих. спец. / Р. С. Немов. — М. : Юрайт, 2008, 2009, 2011. — 639 с. : ил.

20. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова .— М. : ЮРАЙТ : МГППУ, 2011 .— 460 с.

21. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова .— М. : ЮРАЙТ : МГППУ, 2011 .— 460 с.

22. Общая психология : в 7 т. : учеб. для студ. вузов. Т. 1 : Е. Е. Соколова. Введение в психологию / под ред. Б. С. Братуся ; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии ; рец. : В. А. Лекторский, В. И. Слободчиков. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2008. — 352 с. : ил.

23. Общая психология : учеб. для студ. вузов : в 7 т. Т. 4 : М. В. Фаликман. Внимание / под ред. Б. С. Братуся ; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2010. — 476 с.

24. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. Е. И. Рогова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д : Феникс : МарТ, 2010. — 557 с.

16 стр., 7589 слов

Попова м.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-методич. ...

... правлении как бы три вида «психологии в школе», которые, на наш взгляд, являются типичными и могут характеризовать тенденции и перспективы развития указанной проблемы в разви­тых ... месяцев), имеющих совершенно определенные задачи и прагматически ориентированную идеологию. Второе направление — объемные учеб­ные курсы, включающие целый спектр самоподготовки ребен­ка к самостоятельной жизни (эти ...

25. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / [Л. А. Головей др.] ; под ред.:Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб. : Речь, 2010. — 693 с.

26. Психологические факторы самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности / Кемеровский гос. ун-т ; [ред. И. С. Морозова]. — Кемерово : [б. и.], 2011. — 346 с.

27. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / Ин-т психологии РАН ; отв. ред. К.А. Абульханова .— М. : Ин-т психологии РАН, 2011 .— 430 с.

28. Холодцева, Е.Л., Портнова, А. Г.а Акмеология субъекта профессиональной деятельности : учеб. пособие / Е. Л. Холодцева, А. Г. Портнова ; Кемеровскийгос. ун-т .- Кемерово , 2010 .- 191 с.

29. Штейнмец, А. Э.Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов / А. Э. Штейнмец. — 2-е изд., перераб. — М. : Академия, 2010. — 284 с.

Интернет-ресурсы

1. URL: онлайн библиотека

2. URL: http://www.psy.msu.ru/links/liter.html-библиотека статей. книг, монографий по психологии

3. URL:http://student.psi911.com/list.htm-рефераты, статьи, учебники и публикации по психологии для студентов

4. URL: http://psyche.biznet.ru/forum27.html-библиотека психолога

5. URL: http://www.aonb.ru – полнотекстовые электронные библиотеки

6. URL: http://www.classes.ru – онлайн библиотеки

7. URL: http://www/mirpravo.ru – онлайн библиотека

8. URL:http://univertv.ru/video/psihologiya — научно-популярные фильмы по психологии

БкЮ-100, ПНБ-100, ЭБ-100_Психология. План семинарских занятий

План семинарских занятий

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы (2 часа)

1. Психология как наука. Классификация психических явлений: психические про­цессы, психические состояния, психические свойства.

2. Основные методы психологических исследований.

3. Идеалистические и материалистиче­ские воззрения античных философов. Основные психологические теории.

4. Взаимосвязь психологии, истории, медицинских, биологических и технических наук.

5. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

 

Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции (2 часа)

1. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Природа и механизмы психических явлений.

2. Сознание как высший уровень психического отражения. «Я-концепиия» и критичность человека, их роль в формировании поведения человека.

3. Основ­ные функции психики. Общие проблемы происхождения психики человека.

4. Развитие психики животных. Инстинктивное поведение животных и стадия элементарного поведения.

5. Учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлек­сах. Основные особенности стадии интеллектуального поведения.

6. Концепция Леонтьева-Фабри. Идеалистические воззрения П. Шардена на проблему развития психики жи­вотных.

 

Тема 3. Происхождение и развитие сознания человека (2 часа)

1. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уро­вень саморегуляции. Активность и интенционалыюсть — основные характеристики сознания.

2. Культурно-историческая концепция развития психики человека. Противоборство «биоло­гического» и «идеального» подходов к решению проблемы происхождения сознания человека.

4 стр., 1656 слов

Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

... минимум двух сенсорных систем. Например, возникновение зрительного образа восприятия у взрослого человека связано с интеграцией информации, поступающей от зрительной сенсорной системы, и ... расчлененных образов отдельных вещей». Кроме указанной причины предпосылками для появления перцептивной психики в ходе филогенетического развития животных были следующие. Во-первых, этоувеличение многообразия ...

3. Развитие психики человека. Возрастная классификация А. Н. Леонтьева и Б.Г.Ананьева.

4. Общие характеристики стадий развития психики человека: новорожденный, ранний младенче­ский возраст, поздний младенческий возраст, преддошкольный возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и начало юности, акмеологическнй период, период геронтогенеза.

5. Строение нервной системы человека. Строе­ние головного мозга.

 

Тема 4. Характеристика познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение) (2 часа)

1. Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека.

2. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Свойства ощущений: качество, интенсив­ность, длительность, пространственная локализация. Пороги ощущений.

3. Восприятие как целостное отражение предметов. Основные свойства восприятия: предметность, це­лостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность.

4. Внимание как психический феномен. Непроизвольное внимание и осо­бенности произвольного внимания.

5. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. Основные виды памяти.

6. Воображе­ние как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Классификация воображения.

 

Тема 5. Характеристика познавательных процессов (мышление, речь, представление) (2 часа)

1. Природа и характеристики основных видов и форм мышления. Класси­фикация мышления.

2. Мышление, речь и язык. Развитие речи в филогенезе: комплексная кине­тическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.

3. Представление как психи­ческий процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент.

4. Типы представлений: представления памяти, представления воображения.

5. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Классификация представлений.

 

Тема 6. Эмоционально-волевые процессы (2 часа)

1. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Характеристики волевых действий.

2. Апраксия и абулия. Роль потребностей, эмоций, интересов и миро­воззрения в формировании волевых действий.

3. Структура волевых действий. Компоненты волевых действий. Содержание, цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения.

4. Основные качества воли. Самоконтроль и само­оценка.

5. Виды эмоций и их общая характеристика. Соотношение по­нятий «эмоции» и «чувства».

6. Закономерно­сти формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведения

Тема 7. Психические свойства личности (2 часа)

1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направ­ленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.

2. Психологические теории мотивации. Основные закономерности развития мотивационной сферы.

3. Общая характеристика способностей человека. Определение спо­собностей по Б. М. Теплову. Классификация способностей.

1 стр., 499 слов

ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ...

... МОДУЛЬ 2 ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности ... (родительский тренинг): специфика и особенности проведения. Причины неадекватных детско-родительских отношений. Понятия «первичный запрос», «рабочий запрос», «контакт», «контракт», «обратная связь». Структура ...

4. Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхоличе­ский, флегматический.

5. Понятие о характере. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера.

6. Формирование характера. Трансформация характера в течение жизни.

 

Тема 8. Психические состояния и их регуляция (2 часа)

1. Понятие об адаптации человека. Особенности взаимодействия человека с окружающей сре­дой. Понятие гомеостаза.

2. Работы К. Бернара и У. Кэннона. Уровни адап­тации: физиологический, психический, социальный.

3. Стресс как неспецифическая реакция организма. Ос­новные стадии стресса по Г. Селье. Классификация психического стресса.

4. Регуляция эмоциональных состояний. Механизмы регуляции психических состояний по Ф.Б.Березину.

5. Функции психологической защиты и классификация видов психологической защиты.

6. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Потребности и их роль в раз­витии стресса.