Тема: Основные виды нарушений речи у детей и подростков

Контрольные работы для студентов заочной формы обучения по дисциплине Основы специальной педагогики и психологии

Вариант 1

Тема:История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный аспект)

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте определения понятий «аномалия», «нарушенное развитие», «физический и психический недостатки».

2. Перечислите причины врожденных и приобретенных нарушений в развитии человека.

3. Дайте определение понятиям специальной (коррекционной) педагогики.

4. Проанализируйте классификации нарушений в развитии человека.

5. Представьте статистические сведения о детях с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.

 

Рекомендуемая литература:

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.

4. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1999.

5. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Б.П. Пузанова – М., 1998.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П., Основы дефектологии: Учеб. пособие. – М., 1990.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

8. Проект Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (специальном образовании)». – М., 1999.

9. Специальная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

10. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

Вариант 2

Тема: Психолого-педагогическая характеристика лиц с сенсорными нарушениями : психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями слуха

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Представьте определения понятий «глухие», «слабослышащие», «позднооглохшие».

2. Перечислите основные причины нарушения слуха.

3. Какие критерии используют при определении степени нарушения слуха?

4. Составьте таблицу «Особенности речи глухих и слабослышащих детей».

Рекомендуемая литература:

1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Книга для учителя. – М., 1988.

4 стр., 1950 слов

Я группа — новорождённые с риском развития трофических ...

... в 3-месячном возрасте. 3-я группа - новорождённые с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий Факторы риска: экстрагенитальная патология матери (сахарный диабет, гипотиреоз, ожирение, гипертоническая ... детях из данной группы риска. Консультации ассистентов кафедры медицинской академии. Санитарно-просветительная работа с семьёй. Не выкладывать ребёнка спать на живот. Не применять ...

2. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. – М., 1992.

3. Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. – М., 1987.

4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие. – М., 1990.

5. Специальная педагогика: Учеб. пособие /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

6. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Книга для воспитателей. – М., 1995.

 

Вариант 3

Тема: Психолого-педагогическая характеристика лиц с сенсорными нарушениями: психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушениями зрения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы причины нарушения зрительной функции?

2. Проанализируйте классификацию лиц с нарушением зрения.

3. Составьте таблицу психолого-педагогической характеристики слепых детей.

4. Ставьте таблицу психолого-педагогической характеристики слабовидящих детей.

Рекомендуемая литература:

1. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.

3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.

4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

5. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.

 

Вариант 4

Тема: Основные виды нарушений речи у детей и подростков

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Составьте терминологический словарь, используя «Большую медицинскую энциклопедию», «Педагогический словарь», «Дефектологический словарь» и др.:

— аглоссия; — прикус;

— гнусавость (ринолалия); — псевдоголос;

— ларингит; — уранопластика;

— леворукость; — хитизм;

— мутация голоса; — эхолалия.

— абтураторы;

2. Перечислите причины нарушения речи: органические и функциональные.

3. Нарушения чтения. Причины. Проявления. Коррекция.

4. Нарушения голоса. Причины. Проявления. Коррекция.

5. Нарушения темпа и ритма речи. Причины. Проявления. Коррекция.

6. Мутизм. Профилактика и преодоление.

 

Рекомендуемая литература:

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. Заикание. – М., 1998.

2. Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

3. Расстройства речи у детей и подростков/ Под. ред.С.С. Ляпидевского. – М., 1969.

4. Филичева Т.Б., Чебелева Н.А., Черкина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

5. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 1996.

5 стр., 2480 слов

Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений письма и ...

... нарушений (устной речи, чтения и письма). Патогенетический принцип предполагает учёт механизмов нарушения чтения и письма. Во многих случаях сходные симптомы нарушений чтения и письма обусловлены различными причинами. ... интериорезируется. Поэтапное формирование умственных действий особенно важно в работе с детьми, отстающими в развитии, вследствие недоразвития у них мыслительной деятельности. ...

 

 

Вариант 5

Тема: Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое синдром раннего детского аутизма (РДА)? Каковы основные характеристики этого синдрома?

2. Почему возникает РДА? Дайте характеристику современных представлений по этому вопросу (наследственность, органическое поражение головного мозга, психогенные факторы).

3. Охарактеризуйте основные клинические проявления синдрома РДА. Каковы современные представления об основном дефекте при РДА? Какие нарушения можно отнести к вторичным, третичным?

4. Каковы возможности социализации для лиц с аутизмом? От каких факторов и условий зависит процесс социализации?

5. Как развивалась система помощи аутичным детям, подросткам и взрослым в России и за рубежом? Дайте общую характеристику основных зарубежных и отечественных подходов к коррекции РДА.

Рекомендуемая литература:

1. Аутичный ребенок: проблемы в быту/ Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998.

2. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л., 1981.

3. Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. – СПб., 1996.

4. Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения. – М., 1989.

5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего аутизма. – М., 1991.

6. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. – 1997. — № 1.

7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1977.

 

Вариант 6

Тема:Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Разработайте и оформите таблицу «История становления специального образования в России».

2. Когда в истории образования началась подготовка педагогов-дефектологов? Для работы с какими детьми подготавливали сначала педагогов-дефектологов? Почему?

3. Какими личностными профессионально значимыми качествами должен обладать педагог-дефектолог?

4. Чем вызвана необходимость создания в России единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии?

Рекомендуемая литература:

1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. – Новосибирск, 1999.

2. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.

3. Кожевникова Н.В., Мухамедрахимов Р.Ж., Чистович Л.А. Санкт-Петербургская программа «Абилитации младенцев» — первая в России программа раннего вмешательства// Педиатрия. – 1955. — № 4.

4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

5. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенка// Проблемы младенчества: нейропсихолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно-практической конференции. – М., 1999.

9 стр., 4263 слов

Отношение молодых людей к проблеме раннего материнства

... проблеме. Объектом исследования в курсовой работе выступает проблема «раннего материнства». Предметом - отношение молодых людей к проблеме «раннего материнства». Цель курсовой работы - изучить отношение молодых людей к проблеме «раннего ... воспитание и образование. В современном мировоззрении необходимость полового воспитания, то есть системы мер, направленных на формирование у детей, подростков и ...

6. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб., 1999.

7. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. – М., 1992.

8. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. – СПб., 1997.

9. Проект Федерального Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (Специальном образовании)».– М., 1999.

10. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод. рекомендации. Ч. 1// Дефектология.–1998.-№ 1.

11. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод. рекомендации. Ч. 2// Дефектология.–1998.-№ 2.

12. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации// Дефектология. – 1998. — № 3.

13. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Вариант 7