Билет№1 вопрос 2. Каковы основные цели и задачи педагогики? (выбранный ответ обосновать) г) Дать необходимые знания о принципах, формах, методах и средствах обучения и воспитания.
Билет№2 вопрос 1. . Охарактеризовать методы научно-педагогического исследования. Методы педагогического исследования –способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все многообразиеметодов педагогического исследованияможно разделить на три группы: Методы теоретического исследования(необходимы для изучения и сопоставления различных литературных источников по исследуемому вопросу, определения проблем исследования, формулирования гипотез, оценки собранных фактов): теоретический анализ(мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений); —равнение(установление сходства и различий между рассматриваемыми педагогическими явлениями); —обобщение(выделение в процессах и явлениях общих черт); —моделирование(исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей); —индукция(движение мысли от частных суждений к общему выводу); —дедукция (от общего суждения к частному выводу).
Методы эмпирического исследования(необходимы для изучения реального опыта организации педагогического процесса): -педагогическое наблюдение(целенаправленное, непосредственное восприятие педагогического явления в естественных условиях с соответствующей фиксацией результатов наблюдения); -методы опроса–беседа(получение информации из ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем; проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения),анкетирование(метод массового сбора материала с помощью специально разработанной анкеты),интервьюирование(исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности; открыто записывает ответы); -тестирование (целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики); -рейтинговые методы(оценка и самооценка); -изучение творчества учащихся(метод позволят выявить особенности развития учащихся, уровень их теоретической и практической подготовленности); -изучение педагогической документации(личных дел учащихся, классных журналов и др.; метод позволяет собрать фактический материал, освещающий состояние педагогического процесса, как в прошлом, так и в настоящем); -педагогический эксперимент(специально организованная проверка того или иного метода, приема (методики) работы для выявления его педагогической эффективности).
Методы педагогического исследования 3
Методы педагогического исследования. Методы исследования – это способы решения научно-исследовательских задач. К ним относятся следующие: Педагогическое наблюдение: Изучение педагогических явлений требует от исследователя их ... массового изучения тех или иных вопросов правомерно провести анкетирование и предложить школьникам ответить на несколько специально подобранных вопросов. Таким ...
Математические и статистические методы исследования(применяются для обработки полученных данных и установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями).
Выбор методов педагогического исследованияопределяется конкретными задачами научной работы и основан на необходимости объективного рассмотрения педагогических явлений в совокупности разнообразных связей, отношений к другим явлениям.
Билет№2 вопрос 2. От чего, главным образом, зависит развитие способностей, интересов и дарований школьников? (обосновать правильный ответ).
а) от организации и осуществления целенаправленного учебно-воспитательного процесса;
Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, девиантное поведение, конфликтные ситуации. Особенности учебной и трудовой деятельности
Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Этот возраст в развитии подростка обычно принято считать самым трудным как для родителей, педагогов, так и для самого подростка. Подростковый период охватывает возраст от 10 до 15 лет. Характеризуется, как начало перестройки организма подростка: ускоренное физическое развитие, половое созревание. Особенность подросткового возраста в том и есть, что внешне он взрослеет, а по внутренним особенностям и возможностям остается ребенком, которому необходима ласка, внимание, игры и т.п. В подростковом возрасте пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство достоинства, осознание половой принадлежности. Начинается переоценка давно знакомого и привычного, формируется свое мнение и нередко очень прямолинейное, категоричное и бескомпромиссное . В работе Л.С. Выготского, подростковый возраст представляется как совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов.
Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявление недоверия или неуважения к нему. В концепции Д.Б. Эльконина, подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Социальная ситуация развития – это особое положение подростка в системе принятых в данном обществе отношений. И в подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение, в ходе которого происходит полноценное развитие личности подростка. Вхождение подростка в активную общественную или социальную жизнь общества сопровождается обильным потоком информации, жизненные впечатления становятся разнообразнее, темп жизни ускоряется, а образование становится более сложным. Развитие познавательных процессов зависит от усложнения учебных программ по мере взросления. Подросток приобретает взрослую логику мышления, у него отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память.
Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся
... школьников применяется в целях поддержания и развития, хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. В учебном процессе — это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. ... наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по ...
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Память – это процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. В подростковом возрасте осваиваются разные виды памяти: словесно-логическая, произвольная, механическая, логическая. Таким образом, ознакомившись с психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста, мы выяснили, что этот возраст в развитии подростка принято считать трудным, так как в этом возрасте подросток начинает остро реагировать на ситуации критического характера. Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболееважных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а такжесопровождающееся социальной дезадаптацией.«Конфликтная ситуация –это ситуация, в которойучастники (оппоненты)отстаивают свои, не совпадающие с другими, цели и интересы, касающиеся объектаконфликта». Исследователи выделяют 5 основных стилей поведения с ситуациях разногласия: 1. Сотрудничество, 2. Компромисс. 3. Избегание (уклонение, уход).
4. Приспособление. 5. Соперничество (конкуренция).2. Учебная деятельность. На определенном этапе развития в возрасте шести-семи лет у ребенка возникает особый вид деятельности — учебная деятельность. Учебная деятельность — это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений. Учебная деятельность включает в себя усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимых для успешной организации тех или иных видов практической деятельности (продукт этого процесса — знания); освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса — навыки); овладение способами использования указанной информации для осуществления правильного выбора и контроля приемов и операций (продукт этого процесса — умения).Трудовая деятельность — это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Трудовая деятельность — ведущая, главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.
Коррекционное обучение как тип дифференцированного учебного процесса
... системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. - 1998. - № 5. 44. Шибаева Л. В. Программа психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. - М., 1996. ... дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1991. 17. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Новгороде. - М., 1995. 18. ...
Билет№5 вопрос 1. Учебные программы. Принципы их построения. Педагогические требования к учебным программам школы.
Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время в российских школах используются два вида учебных программ: ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ и РАБОЧИЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. На их основе составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.
Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический.Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.
Реализация принципов русской орфографии в процессе обучения младших ...
... решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками. 3. Как показывает практика, учебный материал по орфографии ... центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических ...
Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения.Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.Общие требования к учебным программам:2. Единство теоретических основ их построения.3. Совокупность отражения программами содержания образования в целом.4. Взаимосвязь программ всех предметов, факультативов и т.п.5. Полнота раскрытия целей обучения.6. Конкретность и процессуальность содержания образования.
Билет№5 вопрос 2. Что такое коллектив? (Аргументировать правильный ответ) А) совокупность людей, которые стремятся к совместной деятельности, преследуя достижение общих целей;
Билет№7 вопрос 1. . Методы и средства обучения в школе. Классификация методов обучения.
Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает: Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи; Специфику их работы по достижению различных целей обучения. Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. В качестве средств обучения- используется конкретные предметы: учебники, справочники, пособия, ИКТ .Требования к методам обучения: 1)научность метода-обеспечивает правельное понимание закономерности окружающего мира. 2)доступность метода и его соответствие к психолого-педагогическим возможностям развития школьника 3)результативность метода обучения и его направленность на прочное овладение учебным материалом 4)Необходимость системат. Изучать и использовать в своей работе передовые методы. 5)Воспитывающий характер- метод должен не только вести к усвоению знаний но и реализовывать воспитывающие возможности обучения.
6)сочетание теоретического и практического- теоретические положения должны быть практически обоснованы. Классификация методов обучения: Словесные методы обучения-эти методы требуют от учителя логической последовательности и доказательности в объяснении, образности и эмоциональности изложения литературно правельной четкой речи. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, лекция. Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.Объяснение.Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.Беседа.Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.Лекция.
Кейс № 36 Индивидуальные психологические особенности ребенка ...
... относится коллектив к данному ученику. Материалы кейса 1.Критерии индивидуализации. Статья «Индивидуализация обучения: формы и методы» Автор ... · Обучающая- углублять и расширять знания учащихся, повышать уровень их знаний, умений и навыков, исходя из интересов ... психологические критерии можно использовать при организации индивидуальной работы с учащимися? 1. Учет познавательных особенностей. Внимание: ...
Лекция — монологический способ изложения объемного материала — используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Практические методыЭти методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. методы проверки оценки знаний.
Билет№7 вопрос 2. Почему в V – VI классах успеваемость и дисциплинированность школьников снижается? Обосновать верный ответ. г) всё дело в особенностях развития школьников этого возраста
Билет№8 вопрос 1. Формы организации учебной работы в школе. Понятие об уроке. Классификация уроков. практическая часть:
Формы организации учебной работы в школе – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания обучения. — это дидактическая категория, которая обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, определяющая количество учеников, место обучения, время, а также порядок его осуществления. Формы возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организация ФО классифицируется по различным признакам:1) По количеству охваченных учеников. Выделяют: индивидуальное, групповое, фронтальное обучение. о месту учёбы различают: школьные, внешкольные, экстернат. К школьным относятся уроки, работы на пришкольном участке, консультации, кружковые занятия ит.д. К внешкольным относятся: домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на природе и т.д. Экстернат – это особая форма, предполагающая самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов для получения свидетельства об образовании. 3) По длительности обучения различают: формы, регламентируемые родителями, педагогами, самими учениками.
14 стр., 6983 слов
Влияние наказания и поощрения на воспитание и обучение младших школьников
... педагог примет неправильные методы воспитания или обучения то это может ... вопрос, а как же воспитывать и обучать детей младшего дошкольного и школьного возраста. Тема моей работы «Влияние наказания и поощрения в воспитании и обучении ... обучении ребенка. В первую очередь меня это интересует как будущую маму, которой придется столкнуться с множеством проблем при воспитании ребенка. Так же мне этот вопрос ...
Среди форм, регламентируемых школой и педагогами – классический урок (45 мин), укороченное занятие (35 мин), а также уроки без звонков произвольной длительности. Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом, получила классно – урочная система обучения. Она возникла в школах Чехии, западной Беларуси и Украины в 16-17 вв. и развивается уже более 3-х столетий. Теоретические основания классно – урочной системы подвёл Я.А.Коменский. Урок — это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить. Урок является главной формой обучения, так как именно на уроке, а не на кружковом занятии, не на консультации или в домашней самостоятельной работе школьников учитель реализует требования учебного плана, выполняет учебную программу. Именно на уроке достигается обучение, развитие учеников. Другие формы только помогают уроку. Существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки (стороны) уроков берутся за основу, выделяются различные их типы. Одна из первых классификаций уроков принадлежит И.Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: содержанию и способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики расчленяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии, а внутри них в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д. По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков: 1) вводный, 2) первичного ознакомления с материалом, 3) усвоения новых знаний, 4) применения полученных знаний на практике, 5) формирования навыков, 6) закрепления, повторения и обобщения, 7) контрольный, 8) смешанный, или комбинированный. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются уроки: 1) комбинированные или смешанные; 2) изучения нового материала; 3) формирования новых умений; 4) закрепления знаний, умений; 5) обобщения и систематизации; 6) практического применения знаний, умений; 7) контроля и коррекции знаний, умений.
Билет№8 вопрос 2 Девиантное поведение б) система поступков отклоняющихся от общепринятой нормы;
Билет№9 вопрос 1 Личностные качества учителя: расположенность к детям, педагогический такт. Дидактические способности: академические, речевая культура, объем внимания, суггестивная способность
Усвоение знаний учащимися
... школьной же практике, внимание, главным образом акцентируется на осознании учащимися знаний. Это важно. Но, чтобы знания были осознанными, они должны быть адекватными изучаемым процессам, явлениям, ... радость, синий - тревога, голубой - грусть, фиолетовый - обида.Педагог считал, что "красота, лучший способ воспитания чувственности души. Я бы назвал красоту гимнастикой души - она выравнивает наш дух, ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ. Это чувство меры в поведении и обращении учителя к учащимся, способность находить наиболее педагогически целесообразные меры воздействия на учащихся; умелое сочетание уважения к личному достоинству и разумной требовательности к нему; доверия и систематического контроля, проверки; способность устанавливать деловой и психологический контакт с учащимися, чуткость и эмпатия, способность чувствовать боль другого человека, прийти ему на помощь и сделать это так, чтобы не задеть, не унизить, не обидеть его болезненного порой самолюбия. расположенность к детям — это сердечная привязанность к ним, желание с ними работать; чувство глубокого удовлетворения от общения с детьми, внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к ним).
Это единственная педагогическая способность, отсутствие которой у педагога ничем компенсировать нельзя. Маскировать её отсутствие, «притворяться», не удастся. Дети очень наблюдательны и чувствуют, искренне любит их педагог, любит свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность. Дидактические способности это умение подобрать и подготовить учебный материал, наглядные пособия, оборудование, доступно и ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и тому подобное. Дидактические способности: 1) АКАДЕМИЧЕСКИЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) СПОСОБНОСТИ. Под академическими (познавательными) способностями понимают потребность педагога в постоянном углублении и расширении своих знаний. Прежде всего, это касается знаний в области преподаваемого предмета, методической литературы, знакомства с опытом лучших учителей – новаторов. Учитель обязан постоянно расширять свой кругозор. При обучении в современных условиях, когда стремительно нарастает поток информации, школьники требуют от учителя не только знаний, значительно превосходящих по объему учебник, но и развития общих познавательных интересов, широкой эрудиции, разносторонних знаний в смежных областях науки.2) Суггестивные– это способности с помощью волевого, твердого слова добиваться нужного влияния, заставляющее учащихся согласиться с установкой педагога, принять ее. Суггестивные способности – это способности внушать, поэтому они тесно связаны с авторитетом, волевыми качествами личности учителя. 3) Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относятся к психологии труда к так называемым наблюдательным. Это диспетчеры, операторы аппаратуры и т.д. Высокая интенсивность концентрированного внимания для других групп профессий нужна лишь в отдельные моменты работы. 4) речевая культура- это умение выбрать стилистически верный способ подачи учебного материала, выразительно и доходчиво излагать свои мысли. В связи с этим педагог должен владеть нормами устной и письменной речи, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают речь как правильную или неправильную, а употребление выражений – как допустимое или недопустимое.
2,2 5.4. Воспитание личности в коллективе
... воспитания личности в коллективе воспитателю необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников: 1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности ... Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке: - Предварительная подготовка учащихся к ... интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо ...
Билет№9 вопрос 2 Что такое дидактика? (Выбранный ответ обосновать).
а) дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения;
Билет№10 вопрос 1 Закон РФ «Об образовании». Социальные права граждан на образование. Охрана здоровья обучающихся. Правовые отношения в системе образования.основополагающий документ, определяющий политику государств в области образования. Закон является федеральным, разграничивающим компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.Закон РФ «Об образовании»– принят в 1992 г., изменен и дополнен в 1996 г. Содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управления, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование, международной деятельности в сфере образования. В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников. Основные законодательные источники российского образовательного права — Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» — принимались в то время, когда образовательное право формировалось национальным законодателем самостоятельно, по собственному усмотрению, лишь учитывая тенденции развития международного права.
На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере общего образования, а также высшего и послевузовского профессионального образования представлена: 1) Конституцией РФ, статья 43 целиком посвящена образованию; 2) закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», регулирует систему общественных отношений в области образования, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». 3) Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятый через четыре года после появления «базового» закона «Об образовании», развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона РФ «Об образовании» применительно к сфере высшего и послевузовского образования. 4) иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования; могут находиться и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. 5) «непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования, эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского образования. Право на образование занимает свое особое место в системе прав человека и входит в международные (в частности, европейские) стандарты прав человека, что указано в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948), ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст. 2 Протокола №1 (1952) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000).
Право на образование — единственное социальное право, присутствующее в упомянутом Протоколе № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека, в отношении которого выстраивается целая система мер правозащиты. Такой факт подтверждает исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится в целом о таких важнейших аспектах данного права, как: а) всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве); б) обязанности государства в области образования и обучения; в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;2) организацию питания обучающихся;3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи. Правоотношение — следствие действия права как социального и государственного института, правоотношения — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. В деятельности системы образования образовательное право регулирует складывающиеся отношения: образовательные, трудовые, управленческие, имущественные и финансовые.
Билет№10 вопрос 2. В чём заключается методическая работа учителя? (аргументируйте верный ответ)
Билет№11 вопрос 1 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся. Дидактические требования к оцениванию знаний учащихся. Проверка — важное средство не только предупреждения забывания, но и более прочного усвоения знаний. В ходе проверки учитель стремится выяснить не только сам факт усвоения знаний детьми, но и насколько правильно воспринимают они материал, умеют ли мыслить, запоминать. Учитель устанавливает также отношение ученика к изучаемому материалу, влияющее на формирование его взглядов, убеждений. При правильной подходе к проверке и оценке знаний оценка может стать важным средством управления учебной деятельностью учащихся, интенсификации их развития и воспитания. Проверенные учителем знания должны быть оценены. В советской школе принята пятибалльная система оценки: «отлично» («5»), «хорошо» («4»), «посредственно» («3»), «плохо» («2») и «очень плохо» («1»).
Она является единой для всей страны. Важно иметь в виду, что один и тот же уровень знаний учащихся должен оцениваться одинаково во всех школах. Этого можно добиться в том случае, если учителя будут хорошо знать и соблюдать в своей работе требования к знаниям учащихся. Приведем наиболее важные из них.1. Ученик, изучая основы наук, должен знать факты, явления и быть в состоянии дать им правильное, научно достоверное объяснение.2. Ученик должен овладеть научными понятиями, законами, теоремами, правилами, уметь пользоваться ими при объяснении новых фактов, при решении различных вопросов и практических задач.3. В своих ответах ученик должен показать максимальную ясность, точность мысли, умение отстаивать свои взгляды, защищать их.4. Знания ученика должны иметь практическую значимость.5. Необходимо соблюдать требования к устной и письменной речи учащихся. Устные ответы должны быть полными, логичными, доказательными. Чтобы не допускать ошибок в оценке, нужно очень хорошо знать программу и объем требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся для каждого года обучения. С этими требованиями надо постоянно знакомить и учащихся. Критерии оценки разрабатываются для каждого предмета, исходя из его особенностей. Каждую оценку учитель сопровождает кратким, четким анализом ответа ученика: «Ты сегодня ответил очень хорошо, грамотно, очень хорошо знаешь правила, привел много интересных примеров, ставлю тебе «5», «Материал знаешь хорошо, грамотно и последовательно построил рассказ, но допустил некоторую неточность в определении. В дальнейшем будь внимательнее, ставлю тебе «4». Если ученику должна быть выставлена посредственная оценка, то учитель указывает на допущение неточности, например в формулировке правил, на книжные примеры, обращает внимание ученика на тот материал, который им слабо усвоен. Следует сделать несколько замечаний о выставлении итоговых оценок. Итоговая оценка за I четверть в I классе не выставляется. Четвертные оценки учитель выставляет с учетом уровня знаний учащихся. Так, если ученик все время повышал свои успехи в учебе, оценка выставляется по результатам IV четверти. Во всех случаях при выставлении итоговой оценки надо использовать не только полученные отметки, но и результаты наблюдений за работой ученика, качество его практических работ. В дидактике сформулированыправила оценки знаний, умений и навыков учащихся. Будущему учителю надо хорошо знать и научиться применять их в учебной работе.1. Следует рассказать учащимся о своих требованиях, показать на примере ответов учащихся, какие знания являются посредственными, хорошими, отличными.2. При оценке обязательным является анализ ответа ученика и указание, на что ему надо обратить внимание при повторении материала.3. Важно поощрять учащихся при оценке, но не следует поощрять одних и тех же. Приходится отмечать, что некоторые учителя, составив определенное мнение об учащихся, перестают быть объективными и нередко завышают оценки хорошим ученикам. Слабые же ученики у таких учителей, как правило, не получают хороших оценок. Дети очень быстро понимают, что учитель не объективен, и перестают старательно учиться.
Билет№11 вопрос 2 Молодая учительница испытывает трудности в классе. Она позвала опытную учительницу «на помощь», но та отказалась. Правильно ли она поступила? Совершенно правильно. Помогать молодой учительнице на глазах детей — это значит навязать ей роль «неумехи». Так делать нельзя.
Билет№12 вопрос 1 Охарактеризовать закономерности воспитания. Закономерности воспитания –это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и характером развития педагогической науки. Кроме того, на одном и том же историческом отрезке различные ученые могут трактовать их по-разному. Поэтому при анализе данной категории будем исходить из выделения внешних и внутренних закономерностей воспитательного процесса. Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности. Внутренние закономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:• воспитание всегда связано с обучением;• цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;• эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;• чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;• воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве. Объективный характер закономерностей как методологических основ воспитания выражается в том, что они присутствуют в воспитательном процессе всегда, независимо от того, известно ли о них педагогу, ориентируется ли он на них в ходе своей деятельности или нет. Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог, чтобы эффективно реализовывать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности, излагаются в принципах (правилах) воспитания – положениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Эти требования таковы:– обязательность, означающая, что, если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;– комплексность, выражающаяся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а в целостном и неразрывном единстве; – равнозначность, означающая, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.
Билет№12 вопрос 2 Учительница привела к директору ученика, который ей постоянно грубит на уроках; она просит принять меры к данному ученику. Правильно ли поступила учительница? (Аргументируйте свой ответ).
Такой случай действительно произошел с А. А. Макаренко. Вот как это было. Я посмотрел устало на Марусю и сказал без всякой фальши:- Ничего не выйдет. И черт будет, и дура, и идиотка. Маруся не уважает людей, и это так скоро не пройдет…- Я уважаю людей, — перебила меня Маруся.- Нет, ты никого не уважаешь. Но что же делать? Она наша воспитанница. Я считаю так, Екатерина Григорьевна: вы взрослый, умный и опытный человек, а Маруся девочка с плохим характером. Давайте не будем на нее обижаться. Дадим ей право: пусть она называет вас идиоткой и даже сволочью, ведь и такое бывало, а вы не обижайтесь. Это пройдет. Согласны? Екатерина Григорьевна, улыбаясь, посмотрела на Марусю и сказала просто:- Хорошо. Это верно. Согласна.(Педагогическая поэма, ч. II, гл. .)Как видите, Макаренко мастерски выбил Марусю из ее роли, дав ей понять, что она грубит потому, что не может владеть собой, а не потому, что ей так хочется.
Билет№13 вопрос 1 Роль воспитательного коллектива в развитии и формировании личности. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития. Структура воспитательного коллектива. Детский коллектив —основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Формирование личности это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, носовершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоенияпроисходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичьэтого простым усвоением невозможно это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новыепотребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании:этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда — эмоционально насыщенный, часто — субъективно творческий.Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus – собирательный.Таким образом, понятие
коллектива указывает на объединение людей, на их определенную совокупность, на существование между ними связующих отношений.Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков.Личные же отношения
и охватывают образом сферу узколичной деятельности. Коллектив – это органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище»1.
Таким образом, воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные
ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.В связи с этим обычно этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.В этом смысле первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся.Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый,второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддержать дисциплину.третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив.В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.Если формальные структуры коллектива (старосты, ученические комитеты, советы
кружков и т.д.) базируются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных «малых групп» и «лидерства» отдельных учащихся лежат отношения психологические – личная симпатия и антипатия, а также узко-групповые интересы и стремления.
Билет№13 вопрос 2. Можно ли поставить знак равенства между образованностью и нравственностью? (Аргументируйте свой ответ).
никак нельзя поставить равенство. Образование это наличие знаний в разных сферах жизни, а нравственность это понимание добра и зла, пользы и вреда
Билет№14 вопрос 1. Средства и методики организации и воспитания ученического коллектива в школе. Подходя к освещению этих вопросов, следует подчеркнуть, что коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда
следует два существенных вывода: а) в качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают:
учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся;б) в процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.Педагогическую основу этой методики составляют: – умелое предъявление требований к учащимся;
– организация ученического самоуправления и воспитание ученического актива; – организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности; – формирование здорового общественного мнения;– создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Билет№14 вопрос 2. В чём заключается методическая работа учителя? (аргументируйте верный ответ)
Билет№15 вопрос 1. Сущность и задачи нравственного воспитания. Структура нравственного сознания. Классификация нравственных качеств.Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения. Воспитание — это процедура целенаправленного развития и становления человека как личности. Именно поэтому воспитание нравственности и морали определяют как комплексный процесс становления: – нравственного облика (воспитание с младшего возраста терпеливости, гуманности, добродушия и сострадания к ближним); – нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим); – нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим); – нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).
Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А. Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм». Нравственное воспитание может происходить только как комплексная организация всей жизнедеятельности детей — их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности. Процесс воспитания нравственности включает в себя: – возникновение осознания своей взаимозависимости с обществом, важности согласования своих поступков с ценностями и интересами общества; – освоение и принятие нравственных идеалов и принципов общества, доказательство их здравости и законности; – создание системы нравственных убеждений посредством ознакомления с нравственными знаниями, и последующим их принятием; – выработка стойких нравственных чувств, воспитание в детях понимания того, что этика — главное составляющее взаимоуважения между людьми; – формирование устойчивых нравственных привычек. Одной из важнейших задач воспитания в ребёнке нравственности является формирование у него нравственных чувств, которые подразумевают под собой осмысление личностью своего отношения к общественным требованиям, а также к нравственным поступкам. Этика — это дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Этика изучает проблемы нравственного и безнравственного, нормы и правила, порожденные совместным общежитием, такие нравственные чувства как совесть, самопожертвование, солидарность, дружба, милосердие и т. Д. Нравственное сознание представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам. Оно включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный. Эмоционально-чувственный уровень нравственного сознания охватывает совокупность нравственных чувств и переживаний. На рациональном уровне нравственное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм и принципов. 1. Идейно-нравственные и морально-политические качества – сознательность и идейность, гражданственность, патриотизм и интернационализм.
2. Морально-деловые и морально-экономические качества – трудолюбие, дисциплинированность, обязательность, добросовестность, деловитость, организованность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, бережливость.3. Морально-прагматические качества: мудрость, воспитанность, вежливость, общительность, умеренность, способность на большое чувство любви. 1. Коллективистские качества – коллективизм, чувство солидарности и товарищества, сознание и чувство долга, развитое чувство ответственности. 2. Гуманистические качества: гуманность, благородство, доверие к людям, доброжелательность, чуткость, тактичность, чувство собственного достоинства, гордость, скромность, простота. 3. Комплексные качества, характеризующие осуществление личностью основных целей морального регулирования, – нравственная активность, включающая в себя способность к самоотверженности и готовность к подвигу во имя общего блага, справедливость, благодарность, бескорыстие, независтливость, чувство соревнования. 4. Качества, связанные с особенностями морального регулирования: чувство чести, честность, порядочность, искренность, прямота, правдивость, принципиальность, верность, развитая и чуткая совесть, моральная чистота.
Билет№15 вопрос 2. К Вам пришли родители обучающегося из 9 класса, которые недовольны выставленной Вами оценкой за полугодие. Они считают эту оценку несправедливой, обвиняют Вас в необъективности. Первые слова, которыми я всегда, практически в любой ситуации, встречаю родителей, это:»Как хорошо, что Вы пришли!» Вообще, в 99% случаях это помогает сразу же переломить ситуацию с негатива на позитив. Ведь учитель так же заинтересован в успехах ребенка. Это первое. Разговор должен идти в спокойном тоне (хотя некоторые родители часто пытаются перейти на ругань), не поддаваясь на провокацию. Это второе. Ну и третье, что бы я посоветовала — это ваш великий и могучий «талмуд» — такая ценная тетрадочка со всеми оценками, за какую работу, когда.
Билет№17 вопрос 1 Цели и задачи трудового воспитания. Основные виды трудовой деятельности учащихся. Педагогические условия эффективности детского труда.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Современная жизнь требует от коррекционной школы эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы к решению целей и задач трудового воспитания детей с ОВЗ. Внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы. Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи: 1) осознание целей и задач труда;2) воспитание мотивов трудовой деятельности; 3) формирование трудовых умений и навыков через практические занятия. Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности- способности к труду. Основными видами собственно трудовой деятельности школьников являются учебный (умственный и физический) труд, труд по бытовому самообслуживанию, в том числе домашний, общественно полезный труд, производительный труд. В этих видах трудовой деятельности при правильной их педагогической инструментовке воспитываются положительное отношение к труду, трудолюбие, ответственность, стремление качественно выполнить трудовые действия, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческий подход к трудовой деятельности, уважение к людям труда, бережливое отношение к результатам труда, взаимопомощь, коллективизм, умение организовать индивидуальную и совместную работу, навыки соблюдения техники безопасности и другие свойства личности. Важно сформировать готовность к длительному напряженному труду при разумном сочетании труда и отдыха, к целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта, воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей среды. Результатом трудового воспитания выступает трудолюбие. Критерии сформированной культуры труда:• готовность к самостоятельной трудовой жизни;• творческий подход к работе;• умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности;• качественное и ответственное выполнение работы;• навыки по технике безопасности труда. Чтобы воспитание в труде было полноценным, он должен отвечать ряду педагогических условий: чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание; трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость и нравственную основу; радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости и утомления. Легкий труд, не требующий ни физического, ни умственного, ни волевого напряжения, не оказывает положительного воспитательного эффекта; контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребенка в своих силах. Если ребенок после выполнения трудового задания переживает радость успеха, гордится тем, что он сделал, он мужает, растет как гражданин, начинает чувствовать себя счастливым человеком; труд должен сменяться отдыхом. Утомление снимается также чередованием видов труда; каждое трудовое задание, должно заканчиваться полезным и по возможности осязаемым результатом. Чем большее значение имеет этот результат для общества и самого работающего, тем сильнее воспитательное воздействие труда. А.С. Макаренко категорически возражал против такой работы, которая создает только ее видимость или занимает у детей время. процессе трудовой деятельности учащиеся должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.Перед началом работы ребята получают четкий инструктаж, где и как они будут работать, в чем состоит содержание их деятельности. Необходимой составной частью методики организации и проведения детского труда является подведение итогов, учет выполненной работы. При этом к оценке труда, его учету широко привлекаются сами школьники.
Билет№20 вопрос 1 Требования к учебникам школы. Дидактические функции учебника.
Школьный учебник является одним из важнейших дидактических средств обучения. Он должен отвечать основным требованиям и положениям дидактики, соответствовать целям обучения (образования и воспитания) в современной школе; содержанию обучения в целом и по конкретным дисциплинам, общепринятым принципам обучения, организационным формам обучения. Одним из основополагающих дидактических оснований для конструирования учебника является учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения, а также единство преподавания и учения. В связи с этим учебник выступает одновременно как носитель содержания образования и форм фиксации различных элементов содержания образования и как проект (модель) учебного процесса. К учебникам, используемым в общеобразовательной школе, применяются следующие требования:· соответствие целям воспитания учащихся; направленность на формирование основ диалектического мировоззрения;· методологическая состоятельность раскрытия основных понятий, фактов, законов, теорий; рассмотрение системы знаний в единстве с методами познания, с применением знаний на практике;· корректность введения научных понятий, общепринятость терминологии и символики, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки;· отражение эволюции научных идей, роли прогрессивных деятелей науки, вклад отечественных ученых в развитие науки; ознакомление с успехами и перспективами развития науки и техники;· соответствие учебной программе, целесообразность структуры учебника; прикладная, политехническая и профориентационная направленность материала учебника;· доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся определенного возраста, соответствие предыдущей подготовке и уровню развития школьников;· соответствие объема учебного материала нормам учебного времени; логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;· ясность, точность и лаконичность изложения материала; использование средств выразительности и образности языка для усиления эмоционального воздействия на сознание учащихся;· согласованность со смежными дисциплинами, использование межпредметных связей;· выделение основного теоретического и практического учебного материала; наличие обобщений, выводов;· пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения; направленность на развитие навыков самообразования;· использование средств мотивации обучения, развития интереса учащихся к предмету и его практическим приложениям;· направленность учебного материала на формирование научно-теоретического мышления, умений выразить свои суждения в устной и письменной форме; побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам; развитие воображения учащихся пространственных и временных представлений о мире, явлениях и событиях;· учет возможностей применения технических средств обучения в процессе преподавания; высокое качество иллюстративного материала; включение в учебник необходимых справочных материалов.Дидактические требования.Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Поэтому учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами. Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Билет№20 вопрос 2 Личность: а) человек с ярко выраженными индивидуальными свойствами;