2,2 5.4. Воспитание личности в коллективе

2,1 познавательной деятельности обучающихся.

1. Работа учителя по организации коллективной познавательной деятельности учащихся.

Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися.

Ценность такой формы – она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям.

Недостатки – требует много времени и усилий учителя, не способствует развитию коммуникативных качеств личности.

2. Фронтальная форма познавательной деятельности.

Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Характерные черты:

— Учитель ведёт работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса: рассказывает, объясняет, показывает и т.д. Всё, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех.

Происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся, которое должно пробудить у них ответные мысли, чувства, переживания.

— Каждый ученик «потребляет» информацию, передаваемую учителем.

— Общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого ученика.

— Эффективность этой формы зависит от умения учитель заранее спроектировать, а затем и создать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале — обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников, вызвать интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создаёт на нём и контрольную ситуацию. Эффективность фронтальной формы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения всех учащихся класса, обеспечивать активную работу каждого из них, поддерживать внимание и рабочую дисциплину.

3 стр., 1416 слов

Особенности развития познавательных интересов учащихся к изучению географии в малочисленной сель

... , что учащихся всех без исключения школ привлекают экскурсии, однако учителя этой форме развития познавательного интереса не уделяют должного внимания. В 8-9-м классах количество ... книги по географии и охране природы имеются у 83,3% учащихся. Многие ученики назвали 5 и более книг. И здесь выявлена определённая ...

— Если данная форма осуществляется на такой активной основе, то, участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска, разделяет успех общих достижений, проявляет определённую творческую активность.

— Если же эта форма основывается на элементарной, сухой передаче учебной информации, то тогда начинают проявляться её негативные стороны: утрачивается обратная связь с классом, отсутствует взаимопомощь и сотрудничество учащихся, снижается их социальная активность.

— Существенный недостаток: резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности учащихся в процессе их обучения, ибо учитель обучает всех.

— Для фронтальной работы обязательной является общая оценка её результатов, ибо она в определённой степени способствует становлению коллективных интересов.

3. Групповая форма организации познавательной деятельности.

При такой форме организации единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Составляющие групповой деятельности учащихся на уроке:

— Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

— Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определения способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

— Работа по выполнению учебного задания.

— Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

— Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

— Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя, формулировка окончательных выводов.

3 стр., 1261 слов

Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………..………………3 1.Теоретические аспекты исследования особенности восприятия речи учителя, учащимися с репрезентативными системами разного типа…....5 1.1 Репрезентативные системы человека……………………….……..………...5 1.2 Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа …………………………………………………...…....14 Заключение ...

— Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

— Успех работы зависит от тщательности подготовки учителя и его умения уделять внимание каждой группе.

— При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

4. Коллективная форма познавательной деятельности.

Сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и КАЖДЫЙ обучает всех. При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, — то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, всё, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого.

Признаки коллективной познавательной деятельности:

— наличие у всех участников общей цели;

— между участниками имеет место разделение труда, функций и обязанностей;

— работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;

— участники работы привлекаются к учёту и контролю за её выполнением;

— работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость;

— равенство объективных условий для каждого участника;

— деятельность каждого является общественно полезной;

— всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях.

Работа в парах.

1. Статическая пара – для работы объединяются учащиеся, сидящие за одной партой.

2. Динамическая пара – для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами.

3. Вариационная пара – в группе из 4-х человек каждый работает то с одним, то с другим, при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.

Формам организации познавательной деятельности принадлежит особое место в реализации воспитательной функции урока. Главный источник их воспитательной

   В современных концепциях развития отечественного образования все отчетливее оформляется понимание значения образования как механизма, поддерживающего проявление индивидуальности личности в социальной системе.    Ребенок в коллективной деятельности и общении выражает себя в двух ипостасях: как личность (социальный человек, осознающий свою позицию в обществе) и как индивидуальность (как уникальная и самобытная личность).

24 стр., 11807 слов

Особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности и коллектива, личности и группы

... основная цель данной работы раскрыть особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности и коллектива, личности и группы. ... в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности. Социально-психологическая адаптация личности -- это ... по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают ...

Воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. На первом этапе развития коллектива решение этой задачи невозможно, так как коллектив еще не оформился во всех своих воспитательных механизмах и функциях, на втором этапе возможность проявить свою индивидуальность на пользу коллектива получают, главным образом, члены актива, отдельные яркие индивидуальности. И только на третьем этапе зрелый коллектив обладает необычайной человеческой привлекательностью для каждого его члена: в нем «легко дышится», в нем увлекательно действовать и интересно общаться., В нем царит свобода морального выбора и личной ответственности, вера в свои силы и уважение к товарищам и воспитателям.    В педагогическом сознании до сих пор живучи убеждения, что коллектив — форма достижения тоталитарных целей коммунистического воспитания, что коллектив нивелирует личность, манипулирует ее сознанием, подавляет особенно яркие индивидуальности, добиваясь их «усреднения». Большим педагогическим заблуждением является и стремление противопоставлять «коллективизм» и «индивидуализм», считать, что быть коллективистом — хорошо, а быть индивидуалистом — плохо (или наоборот).

   В. М. Бехтереву (1857-1927), великому русскому психофизиологу и автору работы «Коллективная рефлексология», принадлежит утверждение, что индивиду чаще, чем группе, мы обязаны инициативой и изобретениями, но нельзя при этом не замечать, что индивидуальный гений — продукт общества, олицетворяющий собой синтез коллективной работы. Индивидуальность личности без коллектива состояться не может!    Для воспитания личности в коллективе воспитателю необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников:    1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;    2) освоении взрослых форм общения и деятельности;    3) открытии себя как личности и индивидуальности.    1. Личностное самоутверждение в коллективной деятельности и общении    Коллектив и личность взаимодействуют, неизбежно испытывая противоречия. Именно эти противоречия становятся движущей силой взаимного развития. Например, важным способом организации коллективной деятельности является поручение, которое дает и контролирует воспитатель или актив. Но индивидуальность воспитанника всегда проявляется в стремлении к творческой инициативе при выполнении поручения.    Развитие коллектива должно сохранять и оберегать внутреннюю свободу личности, ее право на инициативу: без этого невозможно осуществление нравственного выбора, а значит, и самоопределения. Природа коллективного воспитания в том и состоит, чтобы совершенно разные дети, разные индивидуальности нашли в совместной деятельности общие ценности, настроились на общие цели и добровольно, искренне объединили свои силы, способности, индивидуальные достижения и личностные ресурсы.    Коллектив помогает каждому воспитаннику найти свой собственный путь в жизни, самоопределиться. Человек способен вступать в контакт с обществом, то есть проявлять себя как личность, не только адаптируясь к его требованиям, но и сопротивляясь им, преобразуя обстоятельства и себя.    В процессе гармонизации отношений личности и коллектива происходит развитие индивидуальности. Эта возможность возникает, когда в формальной структуре коллектива воспитателем выстроена такая система отношений, которая создает условия для самоопределения и самосовершенствования членов коллектива. Тогда воспитанник осознает себя субъектом коллективной деятельности: он живет с убеждением, что здесь всем необходим, и осознает ценность коллективной деятельности для самого себя.

3 стр., 1073 слов

Психологическое консультирование родителей детей с суицидальными наклонностями

Содержание: стр. Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты процесса консультирования 5 1.1. Общее представление о консультировании как процессе 5 1.2. Структура процесса консультирования 8 Глава II. Исследование психоэмоционального состояния родителей детей, склонных к суицидальному поведению 12 2.1.Обоснование выбора объекта и метода исследования 12 2.2. Анализ результатов исследования 17 2.3. ...

2,3 Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в

том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, в

раскрытии и развитии лучших качеств и свойств.

13 стр., 6137 слов

Особенности обучения и воспитания одаренных детей

... помощь.По мнению исследователей поведение учителя для одаренных детей в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристиками: он разрабатывает гибкие, ... и родителей в аспекте индивидуальной траектории развития личности ребенка. Цель данной работы – охарактеризовать особенности обучения и воспитания одаренных детей в условиях дополнительного образования детей. ...

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей м.б. успешной,

если все положительно настроены на совместную работу действуют сообща,

осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и

организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с

помощью специальных методик и составления про грамм его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть

дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковое, надо

ориентироваться на потребности, особенности родителей, особенности

семейно го воспитания.

Основными формами работы классного руководителя с семьёй являются

групповые и индивидуальные.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

К индивидуальным формам работы с семьёй можно отнести такие, как:

– беседа;

– консультация;

– посещение семьи.

Классный руководитель должен помнить, что к любой беседе,

консультации (которые должны быть заранее обговорены и спланированы)

нужно готовиться.

Посещение семьи как форма работы с родителями на сегодня в

педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт

условия, в которых живёт ребёнок а с другой эту форму работы можно

рассматривать как вторжение в частную жизнь семьи, что ведёт несомненно к

осложнению взаимоотношений классного руководителя с родителями.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий,

особенности и специфики ситуации.

Используя эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать

следующие правила:

1. Не приходить в семью без предупреждения.

2. Не планировать свой визит более чем на 5 – 10 минут, дабы не

обременять своим присутствием.

3. Не вести беседу стоя у входа в верхней одежде. Если родители

растерялись, нужно прийти им на помощь: «Разрешите раздеться» или

«Где у вас можно присесть и поговорить».

4. Нельзя вести беседу в агрессивном тоне.

5. Не поучайте родителей, а советуйте им.

6. Желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму

и содержание. Если беседа проходит без ребёнка, то зачастую родители,

пересказывая беседу, искажают её с умыслом.

3 стр., 1040 слов

Актуальные проблемы обучения и воспитания умственно отсталых детей в современных условиях

Содержание Введение …………………………………………………………………………...3 Глава 1. Психолого – педагогические аспекты проблемы умственно-отсталых детей 1.1 . Ретроспективный анализ проблемы обучения и воспитания умственно-отсталых детей……………………………………….…………………………5 1.2.Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости ...

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ

К групповым формам работы можно отнести:

1.Родительское собрание.

Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские

собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании.

Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения

педагога на родительских собраниях. Монолог учителя на родительском

собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого

происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения

возникших или возникающих проблем.

Активными формами взаимодействия могут быть:

2.Конференция.

3.Вечер вопросов и ответов.

4.Диспут.

5.Встреча (с учителями, администрацией, специалистами: медиками,

психологами, юристами).

6.Вовлечение в работу школы и класса.

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой

школы и к организации деятельности классов, что предполагает:

– обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей. Жизни

школы;

– участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в

подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий,

выходов в театр, музеи;

– помощь в оформлении;

– ремонт кабинета;

– ведение кружков;

– создание органов самоуправления (родительский комитет, советы дел,

проблемные группы).

Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе

планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного

года. Одна из главных задач классного руководителя – способствовать

единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и

детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию

навыков их совместной деятельности и общения.

С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи»,

конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и

дочерей, отцов и сыновей, праздник близнецов, выставки семейных

творческих работ.

Классный руководитель стимулирует создание семейных клубов,

привлекает родителей к организации кружков и других объединений по

интересам.

Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного

отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:

– поздравления с праздником, днём рождения;

– сочинения, тематика которых связана с рассказом о профессиях своих

родителей;

– творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям__

2.4Цель, задачи, принципы и правила воспитания

Воспитание – это намеренное воздействие на воспитанника с определенной целью[14]. В семье – это воздействие родителей, других членов семьи и семейного уклада.

Цель воспитания детей в семье совпадает с целью жизни человека и заключается в «нравственном совершенствовании и вечном спасении»[15]. Известный публицист, Глинский старец, иеромонах Порфирий (Левашов) считает также прямой целью православного воспитания благочестие[16]. «Признак благочестия – не только знать, но и жить по заповедям»[17]. Святитель Василий Великий также наставляет: «…Учить не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтоб и жили сообразно с учением»[18].

Основываясь на учении святителя Тихона Задон-ского, схиархимандрит Иоанн Маслов формулирует цель жизни, а значит, и цель воспитания следующим образом: кроме спасения души «развить все свои ду-ховные силы… »[19], «изменить качества своей души, духовно переродиться»[20].

Задачи воспитания детей в семье:

– Создать в семье наилучшие условия для развития всех духовных сил ребенка и его физического развития[21].

– Помочь ребенку познать самого себя, свои недостатки, и пробудить недовольство собой[22].

– Вызвать желание совершенствоваться, стать лучше, поскольку это желание является стимулом духовного роста[23].

В практическом плане две последние задачи реализуются в виде создания условий для формирования добродетелей и искоренения пороков[24].

– Учить ребенка следовать нравственным нормам в повседневной жизни[25].

– Передать благочестивые семейные традиции[26].

– Научить детей полезным навыкам[27] и умениям (в том числе и прикладным), направленным на самообслуживание и помощь близким.

Таким образом, основные задачи воспитания вытекают из его цели и кратко формулируются следующим образом: восстановление в человеке тех нравственных норм и принципов, которые были в душе первых людей до грехопадения[28]. В качестве обобщения сказанного можно привести слова святителя Иоанна Златоуста применительно к задачам воспитания: искоренить в душе ребенка все плохое и насадить все доброе[29].

Конкретизировать некоторые из перечисленных задач можно следующими практическими направлениями в воспитательной деятельности семьи:

– формирование у детей высоких нравственных качеств: любви к Богу, к Родине, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к своим обязанностям, бережного отношения к вещам, трудолюбия, любви к природе и умения воспринимать её красоту и т. п.;

– постоянное направление деятельности ребёнка (игровой, учебной, трудовой (участия в домашних делах) и т. д.);

– организация свободного времени ребенка для развития различных его сил (в т.ч. привлечение к делам помощи ближним);

– ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства;

– формирование правильной картины окружающего мира (православного мировоззрения); серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений и понятий, о которых ребёнку следует знать.

Цель и методы семейного воспитания

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

2,5 Сущность процесса обучения.

В процессе обучения взаимодействуют: деятельность преподавания и

деятельность учения. Такое отношение двух основных деятельностей

является условием функционирования учебного процесса. Поставленная

учебная задача и познавательная деятельность учащихся создают логику и

обеспечивают самодвижение процессуальной стороны обучения.

Зависимость учебного процесса от общих закономерностей человеческого

познания выражает сущность самого процесса обучения.

Познание, являясь отражающей деятельностью, может воспроизводить

окружающий мир в сознании человека с различной степенью адекватности.

Это вырабатывает способность человеческого организма отвечать на любое

воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям

источника.

В такой отражательной деятельности присутствует два

противоположных процесса: процесс интериоризации (формирование

внутренних структур человеческой психики в результате усвоения структур

внешней социальной деятельности) и процесс экстериоризации (процесс

перехода внутренних психологических структур во внешнюю социальную

деятельность человека).

Эти два процесса составляют основу человеческого познания. А

поскольку сущность процесса обучения вытекает из общего хода процесса

познания и определяется его общими закономерностями, связанными с

отражением окружающего мира в познавательной деятельности человека,

постольку целью учебного процесса является выработка у учащихся

механизма в переходе психологических структур из внешнего плана во

внутренний план и наоборот, т.е. формирование, отработка и развитие

системного свойства сознания в активном отражении объективного

мира, в построении этого мира и саморегуляция на этой основе своего

поведения и деятельности.

Системой условий для функционирования учебного процесса становятся

все составляющие его компоненты (цель, содержание, методы, средства,

организационные формы, деятельности преподавания и учения, результат).

Общим результатом процесса обучения выступают психические

новообразования в любой сфере жизнедеятельности человека —

познавательной, личностной, предметной, деятельностной.

5. Функции процесса обучения.

Процесс обучения осуществляет образовательную, воспитательную и

развивающую функции. Обучение, развитие и воспитание тесно связаны

между собой. Подобно тому, как личность целостна и едина, так и процесс ее

обучения целостен и един. Формировать всесторонне развитую личность —

значит обучать основам наук, общим методам познания, творческому

мышлению и рациональному использованию знаний на практике,

эмоциональному восприятию окружающей действительности. Процесс

обучения предполагает и овладение учащимися специальными умениями и

навыками.

Сложен вопрос о соотношении обучения и развития. Развитие, являясь

результатом обучения, выступает как готовность личности к

самостоятельной организации своей умственной деятельности в соответствии

с возникшими или поставленными задачами разного уровня сложности.

Признаками развития можно считать: дисциплинированность мышления,

способность продуктивно усваивать новое, системность знаний, умение

применять их в разнообразных условиях, способность переносить приемы

умственной деятельности в новые условия, познание сущности явлений,

теоретическое мышление и способность организовать свои действия. По ходу

обучения необходимо развивать у учащихся восприятие, память,

наблюдательность, мышление, речь, воображение. Эти качества личности

формируются в процессе такого обучения, которое вовлекает учащихся в

творческую систематическую самостоятельную работу.

12

Обучение выполняет и воспитывающую функцию. Воспитание

осуществляется через содержание, формы и методы обучения. Огромное

влияние на учащихся оказывает личность учителя. На каждом уроке

решаются такие воспитательные задачи: формируются мировоззрение,

нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды,

поведение и деятельность в обществе, система идеалов и потребностей.

Решение этих задач невозможно без усвоения знаний, определенных

понятий, соблюдения требований, норм, традиций. Реализация

воспитательной функции обучения и состоит в том, что оно придает

формированию новых положительных качеств личности целенаправленный

характер.

Системный подход является методологическим направлением научных

исследований, ориентирующих ученых на изучение сложных систем не

только как целостных объектов, но и отдельных элементов в их взаимосвязях

и отношениях. В учебно-воспитательном процессе внутри одной учебной

дисциплины также возможен системный подход.

В педагогике таким целостным объектом исследования является

единство обучения, воспитания и развития учащихся. Имея данные о

результатах системного исследования соответствующих объектов, учитель

может успешно применять системный подход к учебно-воспитательному

процессу.

6. Цели обучения.

Одним из определяющих компонентов процесса обучения является его

цель. Цель обучения связывает воедино все основные компоненты процесса

обучения, определяет его направление и в значительной степени

13

детерминирует общий результат, эффективность педагогических

воздействий.

В педагогической литературе отмечается многоуровневый характер

педагогических целей. Так, Т.И.Ильина предложила три уровня

педагогических целей:

1) цель, задающая общее направление деятельности всех учебно-

воспитательных учреждений общества и определяющая характер

педагогического воздействия; она соответствует представлению общества об

идеале человеческой личности, выражает требования общества к человеку;

2) педагогические цели на определенном уровне формирования

личности;

3) оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного

занятия или какого-то иного мероприятия.

Реализация целей образования невозможна без постановки и решения

главных и соответствующих частных целей. При определении конкретных

целей обучения важно установить не только то, что должны, но и что реально

могут достичь обучаемые. Четкая научная организация учебно-

познавательной деятельности учащихся и предполагает осмысление

конкретных целей и задач урока, которые ими будут решаться сознательно и

последовательно в течение всего занятия.

Образовательные цели и задачи воспитания

Общие цели образования, воспитания и развития перед школой

выдвигаются обществом и отражаются в государственных документах

(Стандарт образования).

Затем они конкретизируются в программах по

отдельным учебным предметам, учебниках, методических пособиях для

учителей, дидактических материалах для учащихся. Кроме общих целей и

задач, к каждому занятию учитель формирует частные. Четкая постановка

перед учащимися целей и задач обучения особенно важна в современной

школе в связи с широким привлечением учащихся к самостоятельному

приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому

применению их на практике. Так как обеспечить достижение этих целей и

задач должен учитель, образовательная цель формулируется для него и

учащихся. Образовательная цель определяет, какого учебного результата

следует добиться школьникам под руководством учителя, каким объемом

знаний, навыков и умений овладеть и на каком уровне (репродуктивном,

творческом) их применять, какие требования будут предъявляться детям по

окончании занятия.

2,6 Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называютсядидактическими принципами. В обучении ИЯ следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:

  1. принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
  2. принцип систематичности и последовательности;
  3. принцип наглядности;
  4. принцип доступности и посильности;
  5. принцип учета возрастных особенностях обучаемых;

2,7 Содержание образования

Содержание образования — один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек — это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляет свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз, вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся. Часто за счет углубления изучения различных предметов предполагается подготовить “исследователя-энциклопедиста”, “широкообразованного естественника”, “гуманитария-краеведа”. Поэтому содержание образования то отстает от современного состояния науки, то оказывается перегруженным, то искажает характер формирования школьника.

процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Установлена (И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:

— знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

— опыт осуществления известных способов деятельности;

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия организационные формы обучения. Форма (от лат. forma) — наружный вид, внешнее очертание, определенный, установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние. Существуют различные определения организационных форм обучения, которые содержат те или иные отличительные признаки формы. Как правило, перечисляемые признаки организационных форм обучения совпадают. По мнению М. А. Молчановой, наиболее плодотворным подходом к определению категории «организационные формы обучения» является диалектическое единство содержания и формы. Содержание и форма — это философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.

Как указывает И.М.Чередов, формы организации обучения выполняют интегративную функцию, поскольку в них в упорядоченном виде входят все основные элементы процесса обучения. Форма организации в данном случае рассматривается как специальная конструкция, которая характеризует «внешнюю» сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом. Именно форма определяет, каким образом должен быть организован учебный процесс.

Анализируя данный педагогический феномен, И.Ф.Харламов, например, считает, что понятие формы организации обучения «не имеет в дидактике достаточно четкого определения… Многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории» [12, с. 231 —232]. Так, Ю. К. Бабанский под формой организации обучения понимает внешнее выражение какого-либо содержания, отмечая, что формы организации обучения входят в операционно-деятельностный компонент процесса обучения и представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Поэтому термин «форма» употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, таким образом, с понятием «структура».

Б.Т.Лихачев рассматривает форму обучения как «целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся» [3, с. 406]. С. А. Смирнов под формой обучения понимает «способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения» [7, с. 281 ].

В учебных пособиях Н. А. Сорокина, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера под формой обучения понимается определенный порядок и установленный режим совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

В.И.Андреев, в свою очередь, выдвигает следующее, более полное определение: «Форма организации обучения — это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения» [1, с. 307].

Форма обучения, отмечает Б.Т.Лихачев, реализуется как органическое единство содержания, обучающих средств и методов, так как единичная и изолированная форма обучения имеет лишь частное обучающе-воспитательное значение.

 

Одновременно эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами, а их продуманной, взаимосвязанной системой, выполняющей функции:

обучающе-образовательные, позволяющие конструировать и использовать данные формы для создания наиболее эффективных условий передачи детям знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и развития способностей;

воспитательные, обеспечивающие последовательное введение учеников в разнообразные виды деятельности. В результате происходит развитие интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и физических качеств личности;

организационные, требующие четкой методической проработки и инструментовки образовательного процесса;

психологические, предполагающие оптимальное развитие у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;

развивающие, связанные с созданием многообразия условий для полноценной интеллектуальной деятельности;

систематизирующие и структурирующие, обеспечивающие научную последовательность и логичность передачи информационного учебного материала;

комплексирующие и координирующие, представляющие взаимосвязь самих форм обучения с целью повышения эффективности образовательного процесса;

стимулирующие, проявляющиеся в учете возрастных особенностей учащихся.

2,9 Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников.

Основной формой обучения в мире является классно урочная форма обучения.

Уроки даже по одному предмету мало похожи друг на друга. Для урока характерны специфические признаки:

1.Постоянная группа учащихся.

2.Руководство учителем, деятельности школьников с учётом индивидуальных особенностей каждого из них.

3.Овладение основным изученным материалом на уроке.

Структура урока и методика его проведения зависят от дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов).

ВИД УРОКА = ФОРМА УРОКА

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Первым этой проблемой занимался К. Д. Ушинский.

Типы и структура уроков

Структура урока – совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.

Структурные элементы урока.

I.Организация начала урока (2 минуты).

Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты).

Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).

Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут).

Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов урока (2 минуты).

Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем задании (3 минуты).

Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Типы.

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

5.Комбинированный или смешанный урок.

1 тип: Изучение нового материала.

Вид урока:   — лекция,

 — урок с элементами беседы,

 — лекция с элементами презентации,

— урок конференция,

— экскурсия,

— исследовательская работа.

Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Структура урока:

I.Организация начала урока (2 минуты).

Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты).

Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).

Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут).

Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов урока (2 минуты).

Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем задании (3 минуты).

Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока:   — практикум,

                      — экскурсия,

                      — лабораторная работа,

                      — деловая игра,

 — урок дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Структура урока:

I.Организация начала урока (2 минуты).

Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты).

Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.

III.Эта часть меняется.

IV.Контроль и самопроверка знаний учащихся.

V.Подведение итогов урока (2 минуты).

Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем задании (3 минуты).

Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока:   — семинары,

 — конференция,

 — обобщённый урок,

 — урок собеседование,

 — урок дискуссия, диспут.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.

Структура урока:

I.Организация начала урока (2 минуты).

Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).

Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III.Контроль и самопроверка знаний учащихся.

IV.Подведение итогов урока (2 минуты).

Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

V.Информация о домашнем задании (3 минуты).

Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)

4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Вид урока:   — зачёт,

 — экзамен,

 — контрольная работа,

Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.

Структура урока:

I.Организация начала урока (2 минуты).

Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).

Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

III.Подведение итогов урока (2 минуты).

Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

IV.Рефлексия.

5 тип: Комбинированный или смешанный урок.

Вид урока:  — практикум,

                    — конференция,

                    — семинар,

                    — контрольная работа,

                    — лекция,

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Структура урока.

I.Организация начала урока (2 минуты).

Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты).

Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).

Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут).

Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов урока (2 минуты).

Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем задании (3 минуты).

Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

У традиционных уроков есть «+» и «-»:

«+»

«-»

1.      Организационная чёткость педагогического процесса.

2.      Системный характер обучения.

3.      Эмоциональное воздействие учителя на учащихся.

4.      Обилие информации, использование ТСО и наглядностей.

1.      Учитель ограничен временными рамками.

2.      Трудно осуществлять индивидуальный подход при большой наполняемости класса

3.      Больше внимания уделяется на передачу ЗУНов, а меньше на развитие познавательной сферы.

3. Современные требования к уроку

Современные требования к уроку бывают трёх видов:

1. Дидактические

— чёткое определение места урока среди других уроков,

— соответствие содержания урока учебной программе с учётом подготовки учащихся,

— учёт принципов целостного педагогического процесса,

— выбор методов и более эффективных средств и приёмов обучения,

— наличие межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие методы.

— формирование памяти, внимания и мышления школьников,

— воспитание нравственных качеств личности,

— развитие познавательного интереса и мотивов,

— соблюдение учителем педагогического такта, выдержки и терпения,

— развитие творческих способностей,

— создание проблемной ситуации.

3. Организационные требования к уроку.

— наличие продуманного плана проведения урока,

— чёткость проведения урока (в соответствии со структурой урока),

— создание рабочеё дисциплины,

— использование средств обучения и информационных технологий,

— завершённость урока, его гибкость и подвижность.

Планирование учебного процесса и подготовка учителя к уроку.

В практике школы сложились два основных вида планирования:

1.      календарно — тематическое,

2.      поурочное.

В календарно — тематическом планировании указывается:

1.      темы и разделы курса,

2.      количество учебных часов для каждой

2,10 Подготовка учителя к уроку

 

Подготовка к уроку — это постоянный необходимый элемент профессиональной деятельности учителя.

Учитель должен хорошо представлять содержание всех преподаваемых в школе предметов, последовательность их изучения, так как только при этом условии можно осуществлять межпредметные связи, практическую направленность обучения, что особенно важно в условиях вспомогательной школы.

Планирование урока

Один из этапов подготовки учителя к уроку — тематическое планирование. Краткое содержание учебных тем дается в программе предмета. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уроков. Намечает последовательность изучения темы по урокам. Определяет цели и задачи каждого урока, его примерное содержание и предполагаемые методы работы. При тематическом планировании в содержании темы нужно определить наиболее общие и главные задачи, выделить теоретические и практические положения, найти наиболее адекватные методы закрепления знаний, умений и навыков. На этой основе распределяется материал темы по урокам. Учителю должно быть заранее известно, какой урок имеет более выраженное теоретическое содержание, на каком уроке лучше провести самостоятельную работу или упражнения, какой урок посвятить отработке определенных навыков и т. д.

Тематическое планирование обычно включает следующие пункты: название темы каждого урока; образовательные, воспитательные и коррекционные цели и задачи; основное содержание материала; способы изложения; возможные наблюдения; использование наглядных пособий, технических средств обучения; предполагаемые формы контроля усвоения материала; календарные сроки проведения уроков.

Тематическое планирование создает возможность комплексного подхода к изучению учебных предметов, помогает и облегчает подготовку учителя к каждому уроку.

Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока. В поурочном планировании прежде всего уточняется тема и содержание материала; ставятся конкретные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи; определяется тип и структура урока. Ход урока планируется исходя из его этапов и структурных элементов. План урока включает следующие пункты: дата, название темы; цели и задачи урока; оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами обучения; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока); анализ результатов урока (итоги, выводы, возможные проверочные); задание на дом.

2,11 Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого — своя цель. В науке различают событийный, содержательный, понятийный и феноменологический, элементарный, причинный, логический, структурно-функциональный и т.д. виды анализа. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких-либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо.  Анализ — логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств. Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, в которой он осуществляет свою деятельность.  Но именно в связи с этим наступает период сомнений и смятений: главная гуманистическая ценность — возможность выбирать — оборачивается необходимостью размышлять, к чему наши учителя не предрасположены. У них нет времени и нет желания выбирать, поскольку основания для выбора — это уже методология, которая в педагогической подготовке учителя занимает крайне незначительное место. Тем не менее, у методологически грамотного учителя такая возможность присутствует в виде преддеятельности педагогического сознания, которая «настраивает» мышление и «подсказывает» экономный, быстрый и точный выбор.  Для такого выбора схемы анализа урока достаточно знать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями смыслопоисковой деятельности по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, перестройки имеющихся знаний, конструирования культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Но это — особая тема, речь о которой может вестись с учителями, самостоятельно выбравшими личностно ориентированную парадигму образования. Этому посвящен и особый раздел нашего пособия.

2,12 Внутришкольный контроль — всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу Методы контроля: анкетирование, тестирование, социальный опрос, мониторинг, письменный и устный опросы, контрольная работа, комбинированная проверка, наблюдение, изучение документации, анализ самоанализа уроков, беседа о деятельности обучающегося, хронометраж, результаты учебной деятельности обучающихся.

Основания для организации внутришкольного контроля: — Закон РФ «Об образовании» — Типовое положение об общеобразовательном учреждении — Письмо Министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» -Устав ОУ -Правила внутреннего распорядка для работников школы -Положение о ВШК (локальный акт ОУ)

Контроль должен быть: Многоцелевой – то есть направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, научно – исследовательская и экспериментальная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и др.); Многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т.п.); Многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями управления (например, работу учителя в ходе образовательного процесса контролирует директор, заместители директора, председатели методических объединений и т.д.).

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются: Наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать); Анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития); Беседа (деловой разговор на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями); Изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо); Анкетирование (способ исследования путем опроса); Хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций); Устная или письменная проверка знаний (испытание для выявления уровня обученности).