Вопрос: Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Содержание государственного экзамена по педагогике.

Вопрос: Педагогическая деятельность как специфическое общественное явление. Профессиональные функции и профессиональные роли педагога. Профессионально-педагогическая направленность личности педагога. Педагогические способности (структура и развитие).

Cущность педагогической деятельности, ее структура, цель, основные виды (воспитательная работа, преподавание), критерии эффективности деятельности педагога. Учитель как субъект деятельности, социальная позиция педагога, профессионально обусловленные требования к личности педагога (профессиональная готовность, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость и др.); профессиональные знания и умения, мотивы выбора профессии учителя.

 

Вопрос: Педагогика как наука. Ее социальные функции. Объект, предмет и задачи педагогики. Понятийно-категориальный аппарат педагогики. Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли.

Общие представления о педагогике как о науке. Историческое развитие научно-педагогического знания. Педагогика — наука о воспитании. Теоретическая и технологическая функции педагогики. Описательный, диагностический и прогностический уровни теоретической функции педагогики. Проективный, преобразовательный и рефлексивно-корректировочный уровни технологической функции педагогики. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура.

 

Вопрос: Научное исследование в педагогике. Логика педагогического исследования. Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.

Методология педагогики, философские основания педагогики, методологические принципы педагогических исследований, виды педагогических исследований (фундаментальные, прикладные и разработки).

Понятие методов педагогического исследования, система методов (методы изучения педагогического опыта, теоретического исследования).

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... педагогики или предлагают модели развития педагогических систем. Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки – исследования, ... и формирования и педагогов-практиков установок на понимание и принятие иной точки зрения. Исследование – совокупность ...

Логика педагогического исследования.

 

Вопрос: Система образования в современной России. Основные принципы государственной политики в области образования. Виды образовательных учреждений. Образовательные программы. Непрерывное, дополнительное образование.

Основные направления, общие закономерности, специфические особенности развития советско-российской школы в истории. Вопросы развития школы в программных документах: ФЗ «Об образовании», инициатива «Наша новая школа», проект «Образование — 2020». Проблема создания системы непрерывного образования. Сущность современной системы образования. Структура системы образования страны и управление ею. Виды образовательных учреждений общего, профессионального, дополнительного образования. Принципы управления образованием, требования к образовательным программам общего образования.

 

Вопрос: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Обучение как способ организации педагогического процесса, функции обучения (образовательная, развивающая и воспитательная), методологические основы обучения, материалистическая теория познания. Противоречия как движущие силы процесса обучения, деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения: чувственное познание, абстрактное мышление, применение полученных знаний. Виды обучения и их характеристика: догматическое, объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное обучение и т.д..

 

Вопрос: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Федеральный государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Сущность содержания образования и его исторический характер, теории формирования содержания образования: материальная и формальная. Критика К.Д. Ушинским теорий формирования содержания образования. Факторы, детерминирующие содержание образования, принципы и критерии его отбора. Государственный образовательный стандарт, его компоненты. Отличия государственного образовательного стандарта второго поколения. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего образования: учебный план, учебная программа, учебная литература.

 

Вопрос: Понятие методов обучения. Классификации методов обучения в дидактике и методике преподавания школьного предмета. Критерии выбора методов обучения в связи с целями. Дидактические условия эффективности методов обучения.

Понятие и сущность метода обучения. Различные подходы к определению и классификации методов обучения. Связь методов с другими структурными компонентами процесса обучения (цель, деятельность учителя и учащихся, содержание, организационные формы, средства).

Дидактические, методические, психологические условия выбора методов обучения.

3 стр., 1295 слов

Коррекционное обучение как тип дифференцированного учебного процесса

... Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., 1999. 36. Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1993. ... образовательных учреждений I-VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997. ... Т.Х. Школьная дезадаптация: Психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999. №4. С. 21-28. 12. ...

 

Вопрос: Формы организации процесса обучения. Общая характеристика классно-урочной системы обучения. Типы уроков и их характеристика в дидактике и методике преподавания школьного предмета.

Понятие о формах организации обучения и основная их классификация. Развитие форм организации обучения (индивидуальная, индивидуально-групповая, массовые формы).

Преимущества и недостатки различных форм обучения. Урок как целостная система. Типология и структура уроков. Организация деятельности учащихся на уроке. Требования к уроку с точки зрения дидактики и методики преподавания школьного предмета. Анализ урока.

 

Вопрос: Педагогические концепции и технологии как категории педагогической науки. Виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Педагогические технологии и педагогические задачи. Обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач.

Современные теории обучения (дидактические концепции).

Развивающее обучение. Опыт педагогов-новаторов. Теория проблемного обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий. Технология обучения (постановка диагностических целей обучения, обучающий цикл, обратная связь, объективный контроль знаний).

Сущность педагогической технологии, ее признаки. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач и их характеристика: стратегические, дидактические, воспитательные. Этапы решения педагогической задачи (постановка, конструирование способа педагогического взаимодействия, процесс решения, анализ результатов).

Проявление мастерства учителя в решении педагогических задач.

 

Вопрос: Контроль, оценка и учет результатов обучения в дидактике и методике преподавания школьного предмета. Методы контроля и нормы оценки знаний, умений и навыков в области школьного предмета.

Контроль и оценка знаний, умений и навыков как педагогическая проблема. Функции и принципы контроля. Виды, формы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков. Компетентностный подход в контроле и оценке результатов обучения: предметные знаний, надпредметные знания и умения, опыт творческой деятельности. Компетенция и компетентность как результаты обучения. Психологические особенности применения различных видов оценки, содержательного оценивания.

 

вопрос: Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Деятельность как средство развития личности, ее структура. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся как дидактическое явление. Основные требования к организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке. Формы и виды организации самостоятельной работы учащихся. Уровни самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. Самостоятельная исследовательская и проектная деятельность школьников. Ценности самостоятельной познавательной деятельности.

 

Вопрос: Дифференциация и индивидуализация обучения в современной школе.

Дифференцированный подход, дифференциация и индивидуализация обучения. Внешняя (структурно-предметная) и внутренняя (внутриклассная) дифференциация. Виды и формы дифференциации (по способностям и не способностям, по интересам и склонностям, по проектируемой профессии, по темпу обучения, по степени оказываемой помощи и т.д.).

2 стр., 751 слов

Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. ...

... недоразвитием ее регулятивной функции. Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к ... нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый ...

Индивидуальность совокупность психических свойств, особенностей и опыта каждого человека, отличающих его от других; своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальный подход в образовательном процессе, ориентация на поиск индивидуальных технологий обучения, позволяющих использовать и развивать внутренние возможности конкретного учащегося, учитывая его интересы, потребности.

 

Вопрос: Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Цель и задачи воспитания как педагогического процесса.

Сущность образования как системы и целостного явления. Понятие целостности образовательного процесса (в содержательном, организационном плане).

Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Проблема цели и задач воспитания в теории и практике гуманистического воспитания. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания, интериоризация общественных норм, идеалов и ценностей в процессе воспитания.

 

Вопрос: Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания. Понятие цели воспитания. Иерархия целей воспитания и образования. Задачи воспитания.

Теории возникновения воспитания. Особенности воспитания как основной категории педагогики в ее общекультурной, социальной трактовке. Социальные функции воспитания. Современные подходы к воспитанию. Цель воспитания как социальное явление. Приоритеты современного воспитания. Диалектика цели воспитания. Уровни целеполагания: идеал воспитания, уровень воспитательных устремлений и задач воспитания, уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации. Различные подходы к определению задач воспитания.

 

Вопрос: Принципы целостного педагогического процесса как отражение его основных закономерностей. Единство и взаимосвязь принципов в целостном педагогическом процессе. Гуманизм как основа принципов.

Закономерности целостного педагогического процесса. Принципы педагогического процесса: гуманизация, демократизация, природосообразность, культуросообразность, единство воздействий на воспитанников, научность, доступность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность, связь теории с практикой и жизнью, единство знаний и поведения, субъектность воспитанника в педагогическом процессе. Значение комплексной реализации принципов целостного педагогического процесса для эффективного обучения и воспитания.

 

Вопрос: Понятие о методах воспитания. Методы воспитания и их основные классификации. Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов воспитания.

Общее понятие. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, анализ воспитывающих ситуаций и др. Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников: упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций. Методы стимулирования деятельности и поведения: требование, поощрение, наказание, соревнование. Методы самовоспитания: рефлексия, самонаблюдение, самооценка, самоанализ и др. Методы контроля и самоконтроля в воспитании: педагогический консилиум, анализ результатов деятельности воспитанников, педагогическое наблюдение и др. Приемы воспитания. Взаимосвязь методов воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

8 стр., 3513 слов

Методы психолого-педагогических исследований

... и параметры. В системе методов научно-педагогического исследования принято выделять три группы: теоретические, эмпирические, методы математической и статистической обработки материалов. Вопрос 2. Теоретические методы исследования Теоретические методы исследования позволяют проникать ...

Вопрос: Образование и педагогическая мысль в Европе в XVII – XIX вв. Дидактическая система Я.А.Коменского.

Социально-педагогические идеалы Нового времени в Западной Европе: права человека и образование. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка. Французские философы-просветители (К.А.Гельвеций и Д.Дидро) о средствах реализации «естественных» прав человека. Просветительская философия Ж.Ж.Руссо. Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789 – 1794).

Идея психологизации обучения в педагогических теориях И.Г.Песталоцци и И.Ф.Гербарта. Развивающее обучение в школах Западной Европы. Система образования И.Ф.Гербарта. Идея общечеловеческого воспитания А.Дистервега. Педагогическая концепция Г.Спенсера. «Утопическая педагогика» Р.Оуэна.

Я.А. Коменский — основоположник научной педагогики. Гуманизм и пансофичность — основы системы Я.А.Коменского. Природосообразность воспитания. Возрастная периодизация, система и содержание образования. Классноурочная система. «Золотое правило» дидактики. Принципы обучения. Учитель и его подготовка. Значение деятельности педагогического творчества Я.А. Коменского в истории образования и педагогической мысли.

 

Вопрос: Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в. Дидактическая система К.Д.Ушинского.

Различные этапы в развитии русского государства, общества и культуры, их отражение в характере развития образования. Петр I, его просветительские реформы, формирование государственной школы. Ф. Прокопович, И.Г.Посошков, В.Н.Татищев. Эпоха дворцовых переворотов: формирование сословной школы. Частные пансионы, закрытые дворянские школы. М.В.Ломоносов — сторонник общего и бессословного образования. Первый русский университет. Екатерина Великая и ее попытка создания всесословной школы в России. Проекты И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича. Просветительская деятельность Н.И.Новикова, Е.Р.Дашковой. Устав учебных заведений 1804 г. Становление гимназического образования в России. Царскосельский лицей. Просветительские идеи декабристов. Значение образовательных реформ 60-х гг. XIX в.Борьба педагогических идей в XIX в.: теории формального и материального образования, выступления против авторитарной педагогики, идея общечеловеческого образования, народности воспитания. В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.И.Пирогов, В.Я.Стоюнин, Л.Н.Толстой, С.А.Рачинский, К.Д.Ушинский.

К.Д. Ушинский — основоположник отечественной научной педагогики. Педагогика в обширном и узком смысле; педагогика как наука и искусство. Преднамеренное и непреднамеренное воспитание. Задачи воспитания. Дидактика К.Д. Ушинского (содержание, пути, методы и приемы обучения).

Учитель и его подготовка. Значение деятельности К.Д. Ушинского в истории педагогической мысли.

 

24 вопрос: Роль и место контроля в управленческом цикле. Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.

Сущность внутришкольного контроля и руководства, его функции, принципы. Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. Социально- психологический климат в педагогическом коллективе, его основные составляющие. Стиль руководства и его эффективность. Кадровая политика. Руководство деятельностью педагогического коллектива. Виды и формы внутришкольного контроля.

2 стр., 889 слов

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе

... жизни. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, ... потребностей; - поощрять самовыражение и уверенность в себе; - введение в содержание образования изучение истории религии народов мира; - сконцентрировать внимание детей на содержании материала, ...

 

Вопрос: Повышение квалификации учителя. Аттестация в системе повышения квалификации учителя.

Федеральная программа развития образования, подпрограмма «Педагогические кадры России» предусматривает меры по повышению социального статуса и профессионализма учителей. Виды и формы повышения квалификации учителей. Аттестация педагогических кадров как комплексное оценивание и интегративная форма выявления подготовки педагога. Категории профессиональной подготовки, требования к ним. Этапы подготовки аттестации и ее содержание.