ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ |
|
Психолого-педагогическая характеристика на тему: «Трудный подросток» |
|
Студентки 3 курса группы «А» Черн ышовой Виктории Научный руководитель: Плотников П.В. д.п.н., д.ф., проф., професор кафедры педагогики, Академик МАНПО |
|
ДОНЕЦК, 2010 |
Содержание:
1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового периода…..3
2. Характеристика подростка………………………………………………………………..8
3. Выводы…………………………………………………………………………………………..10
4. Система мероприятий по исправлению недостатков………………………..12
5. Список использованной литературы……………………………………………….14
Психолого-педагогическая характеристика подросткового периода
а) Психологические особенности детей 10 — 15 лет
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили свое название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения — «пубертатного криза».
Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самодостаточностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правила и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухими мудрствованием [2, 27]..
Реакция эмансипации
Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Термин «реакция эмансипации», нам представляется, более точно отражает суть явления, чем «кризис авторитетов».
Проявление реакции эмансипации может быть весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему» и «самостоятельно».
Реакция эмансипации может быть продиктовано поступление на учебу или работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей. Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью».
Дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают играть не с ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных времен [4, 73].
Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими).
В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера» — физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп из других групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму — условные знаки, свои клички, свои обряды, — например, обряд «братания кровью». Подобные группы обычно образуют только из подростков мужского пола.
Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований необходимых для входа в неё.
По-видимому, существуют и промежуточные, и иные типы подростковых групп.
В закрытых заведениях для подростков (спортивные лагеря, интернаты и т.д.) реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно-педагогической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка.
Реакцией группирования может быть объяснен тот известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. В группе сверстников, как правило, подросток приучается к курению, алкоголю или, что самое ужасное, может начать принимать наркотические препараты. Впоследствии от наркотической или алкогольной зависимости избавиться без помощи врача почти невозможно.
б) Противоречия подросткового возраста
Собственно подростковый возраст начинается с 11-12 лет. В этом возрасте можно выделить две фазы — 10-12 лет и 12-15 лет.
Первая фаза часто бывает связана с резкими изменениями в характере человека. Некоторые черты и качества обостряются, а значит, становятся резко выраженными и порой отталкивающими. У подростка — бурная эмоциональная жизнь. И эмоции могут быть такими разнонаправленными, такими противоречивыми, что даже не верится, что они могут сосуществовать.
В двенадцать-тринадцать лет бывает очень нелегко пережить физиологическую бурю в организме и эмоциональную бурю в душе. Ведь в эти годы просыпается интерес к представителям противоположного пола, возникают первые влюбленности… Именно в подростковом возрасте начинается мучительный поиск ответов на очень непростые, «взрослые» вопросы: «какой я?», «каким я должен быть?», «как меня воспринимают другие люди?». Как сказал один остроумный психолог, подросток спрашивает себя со страхом: «Неужели я такой же, как все?» — и тут же ужасается: «Неужели я не такой, как все?» [4, 152].
С какой страстностью доказывают подростки родителям: «Я имею право! Ничего я не должен!», но случается, что стремление вырвать свои права сочетается с абсолютным нежеланием нести ответственность за то, что сделано — и в этом тоже парадокс возраста. Это не вина подростка, просто этому ему еще предстоит научиться.
Желание стать и выглядеть взрослым отражается и в стремлении быть современным. Порою это стремление оборачивается безоглядной борьбой со старым — и тогда в мусорную корзину летят прошлогодние джинсы «немодного покроя», а о романах Тургенева звучит презрительное: «Кто же это сейчас читает!». Категоричность суждений, критичность и свержение авторитетов и в то же время фанатичное поклонение избранным кумирам, например, звездам рок- или поп-музыки, и полнейшее игнорирование их недостатков — одно из ярких противоречий подросткового возраста.
С одной стороны, подросток стремится отделиться от взрослого, добиться автономности, а с другой — чрезвычайно нуждается в добром, спокойном и умном старшем друге, который без назидательности и занудства сумел бы помочь. Помочь в поиске и освоении общих способов решения самых разнообразных задач, которые предлагает жизнь — логических, этических, социальных, личностных.
Если такого старшего (взрослого) друга не находится, то подросток устремляется на поиски решений в «свободном плавании». И его команда — сверстники. Одной из самых важных черт возраста является стремление к общению, группированию со сверстниками. Ведь именно там можно найти то, чего не хватает порой в общении с родителями — признание твоей взрослости и твоего права на независимость. И здесь мы снова встречаем парадокс — подросток очень высоко ценит независимость, но оказывается чрезвычайно зависим от мнения сверстников, своей кампании. Он желает одеваться так, чтобы не быть похожим на других, и в то же время — часто одежда ребят из одной кампании совершенно неотличима. Они похожи, как горошины из одного стручка.
В группе сверстников подросток получает те знания, ту информацию о жизни, которую по каким-то причинам он не может получить дома или в школе от учителей. И это совершенно нормально. Важно только, чтобы эта информация оценивалась подростками критически, поскольку во взаимном общении отроков порой возникают совершенно фантастические мифы — особенно о такой деликатной сфере, как отношения между полами [5, 52].
в) Проблемы развития Я
Развитие Я подростка происходит по очень замысловатой траектории. Это не прямой и равномерный путь — это скачки и откаты, это взлеты и падения. Вопросы о самом себе, попытки проанализировать себя как личность — это специфические черты именно подростков. Семилетний ребенок не терзает себя размышлениями «что я за человек?». Самосознание же подростка изменяется не столько количественно, сколько качественно, причем иногда очень быстро, резко, неожиданно.
Сначала подросток осознает отдельные свои поступки, обучается анализировать их, давать им оценку, потом он становится способен оценить свое поведение в целом. От анализа поведения он переходит к анализу и оценке своих нравственных качеств, характера, способностей. Для развития самосознания подростка особое значение имеют оценки и суждения о нем со стороны родителей, учителей, друзей. Ему очень нужны эти «живые зеркала», особенно в младшем подростковом возрасте, потому что они помогают ему разобраться в своей личности, в ее особенностях.
Интересно, что нравственные принципы и идеалы подростков бывают очень своеобразны и порой сильно отличаются от нравственных ценностей взрослых. Скажем, явно или неявно может провозглашаться такой постулат: «жалость — свойство слабых». Или: «Лучше оказаться дураком, чем трусом».
Идеи, подобные последней, реализуются иногда в совершенно бессмысленных испытаниях храбрости: ревущие двигатели мотоциклов, несущихся навстречу друг другу на пустынном ночном шоссе — кто свернет первым? Или хождение по перилам балкона на девятом этаже. Не показать свой страх другим — это главное. К сожалению, последствия такой демонстрации храбрости оказываются порой весьма трагичными.
«Я» подростка отражается в его увлечениях. Именно здесь оно находит наиболее яркое воплощение. Увлечения подростков весьма разнообразны: кто-то конструирует модели самолетов или кораблей, кто-то коллекционирует марки, кто-то активно занимается спортом, кто-то шьет, играет на гитаре или гоняет на картингах. Но в настоящее время есть два наиболее явно выраженных увлечения, объединяющих подавляющее большинство подростков: это современная музыка и компьютеры. Сами по себе эти увлечения не являются плохими или хорошими. Проблема возникает тогда, когда «одна, но пламенная страсть» заменяет собой все другие и заслоняет разнообразные богатства жизни.…
Вторая фаза подросткового возраста. Человеческое Я проходит непростой путь. К 15-16 годам многое в человеке меняется. Между ним и двенадцатилетним — огромная разница. Сглаживаются резкие поведенческие проявления, уравновешиваются эмоции, более сдержанными становятся суждения, меньше — конфликтность.
В этом возрасте у человека появляются новые психологические особенности: самосовершенствование и самоопределение, которые связаны со стремлением стать интересным, умным, ярким, разносторонним; повышение значимости собственных ценностей; превращение частных самооценок отдельных личностных качеств в общее, целостное самоотношение.
Если раньше подросток достаточно обще оценивал себя по шкале «хороший — плохой», то теперь оценки осуществляются в разных направлениях для разных свойств и черт. Пятнадцатилетний человек в большей степени ориентируется при оценке себя на свое собственное мнение и анализ своих поступков, чем на мнения окружающих и поэтому порой ошибается — со стороны-то виднее.
Наше Я в это время открывает глубины собственного внутреннего мира. Мы вдруг понимаем, что мир внешний, реальный — это только один из возможных миров, а наше внутреннее содержание предоставляет нам неисчислимые богатства. Поэтому порой хочется побыть одному, поразмышлять, почитать «умные», философские книги. А отсюда — уменьшение количества друзей (при возрастании количества приятелей).
Но и требования к друзьям высокие. Друг должен уметь выслушать все то сокровенное, чем хочется поделиться, уметь понять и принять мое самораскрытие.
Изменяется и отношение к взрослым. Они уже не противники, у которых надо отвоевать право на свободу и независимость. Умный взрослый — это замечательный собеседник, с которым можно построить доверительные отношения. Полного самораскрытия со стороны подростка, конечно же, взрослому ожидать нечего. Зато, если он покажется достойным, то может стать примером для подражания, имеющим какие-то черты, которые являются эталоном. Для старшего подростка идеальных взрослых нет. Но у одного взрослого имеется одна привлекательная черта, у другого — другая. Так, составив набор эталонов, можно смоделировать такой образ, по которому и можно начать целенаправленно строить свое Я [5, 90].
Характеристика подростка
Третьяков Андрей родился 17 августа 1997 года. С 3 до 6 лет посещал детский сад посещал. В 2003 году поступил в 1 класс общеобразовательной школы №** г. Енакиева. На второй год не оставался, сейчас учится в 8 классе. В дошкольном возрасте Андрей часто болел простудными заболеваниями, травм не было.
Состав семьи. Отец – Третьяков Артур Геннадьевич, мать – Третьякова Татьяна Сергеевна.
Отец работает бригадиром на заводе. Проблемами сына не интересуется.
Мать работает бухгалтером на частном предприятии.
Жилищно-бытовые условия семьи хорошие. Семья проживает в частном доме г. Енакиева. В семье созданы все условия для проживання и развития ребенка
У Андрея есть отдельная комната, которая оснащенна всем необходимым. У мальчика есть место для игр и выполнения домашний заданий.
Физическое развитие соответствует норме, однако у ребенка имеются проблемы со зрением.. Хронические заболевания у подростка отсутствуют.
Состояние моторики в норме. Координация движений не нарушена. Уровень речевого развития довольно высок, имеет хороший темп и отработанный ритм речи. Никаких дефектов речи не имеет. Голос громкий и несколько басистый Речь эмоционально оснащена. Запас слов достаточно высок. Грамматически правильно строит свою речь.
Андрей зарекомендовал себя как умный, способный, но недисциплинированный ученик. Учебным материалом владеет на достаточном уровне, но учиться Андрей не в полную меру своих сил. Обладает устойчивым вниманием от природы. Легко переключается с одного объекта на другой. Легко дается восприятие нового материала, однако особого рвения к учебе не наблюдается. Длительное зрительное восприятие имеет преимущество перед тактильным и слуховым восприятием. Запоминание материала происходит быстро, но не на продолжительное время. Никакие способы запоминания не использует. Легче и продуктивнее запоминает цифровой и фактический материал, чем словесный и описательный. Проявляет логическое мышление. . Имеет способности к изучению таких предметов, как алгебра, геометрия, физика, т.е к естественным наукам. На уроках недисциплинирован, грубит учителям, всячески показывает негативное отношение к изучению материала, преподаваемого в школе, но при этом мальчик очень эрудирован. Много читает, при этом отдает предпочтение технической литературе.
К выполнению общественных поручений относится безответственно. Но при этом принимает активное участие в спортивной жизни школы и класса. Был участником областных соревнований по легкой атлетике, награжден золотой медалью. Веселый, самостоятельный, не поддается чужому влиянию. Яркая личность, которой присущи оригинальность и нестандартность мышления. Имеет авторитет среди товарищей, но при этом у него мало друзей. Имеет напряженные отношения с отцом, а к матери относится с глубоким уважением.
В семье часто бывают конфликты между родителями, что негативно сказывается на ребенке. Отец не принимает участия в воспитании сына, не интересуется его проблемами. Мать уделяет достаточно внимания его воспитанию, всячески старается оградить его от семейных проблем, помогает стать мальчику всесторонне развитой личностью.
Выводы
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.» [3.c.7]
По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:
В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности.
В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения.
Говоря о конкретном подростке, в данном рассматриваемом случае – Андрея, можно сделать вывод , что устойчивая тенденция к асоциальному поведению, по моему мнению, обусловлена проблемами семейного воспитания, повышенной эмоциональностью.
Помочь Андрею в сложившейся ситуации можно только путем комплексного влияния семьи (в частности отца), школьных педагогов и психолога. Причем роль семьи в исправлении Андрея наиболее велика. Отцу следует больше обращать внимания на проблемы сына, окружить его заботой и поддержкой. Поскольку именно отец служит примером для сына, то ему следует больше времени проводить с семьей.
В следствии напряженных отношений между родителями, ребенок часто бывает замкнут, проявляет агрессию по отношению к сверстникам. И в комплексе с психологическими особенностями подросткового периода, Андрей всячески проявляет свою «взрослость», демонстрируя безответственное отношение к общественным поручениям, неуважение к педагогам, и негативное отношение к учебе.
Таким образом, только с комплексной поддержкой родителей, педагогов и психологов Андрей сможет выйти из сложившейся ситуации, преодолеть подростковый кризис.
Система мероприятий по исправлению недостатков
№ п/п | Проблема | Причины возникновения | Система методов по исправлению | Сроки реали -зации | Ответст -венный | Ожидаемый результат |
1. | Отсутствие доверительных отношений с отцом | Отсутствие интереса отца к жизни сына, конфликты в семье | Изучение поведения ребенка в семье. Беседы школьного психолога с отцом с целью повышения его ответственности за воспитание сына. | 6 меся-цев | Родители, школьный психолог | Установление доверительных отношений в семье, повышение авторитета отца у сына. |
2. |
Недисциплинированность |
Отсутствие внимания со стороны родителей, Недоработки педагогов, эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение |
Изучение уровня разития познавательных возможностей и способностей ученика, его потребностей и интересов, изучение уровня сознательного отношения к обучению, поручение ребенку выполнение ответственных заданий. | 8 месяцев | Дисциплинированность на уроках, внимательное изучение учебного материала. | |
3. | Безответственное отношение к общественной деятельности | Отсутствие внимания со стороны родителей и классного руководителя, | Изучения интереса к выполнению поручений, развитие организаторских способностей. | 5 месяцев | Школьный психолог, классный руководитель | Проявление ответственности к выполнению общественных поручений, вовлечение ученика в активную общественную жизнь. |
4. | Неуважительное отношение к педагогам | Недостаточное воспитание в семье. | Изучение замечаний реагирования родителей на них. Изучение моральных качеств и черт характера ребенка | 4 месяца | Школьный психолог, родители, кл. руковоитель | Повышение авторитета педагогов у ребенка, уважительное отношение к учителям |
5. | Агрессивное отношения к одноклассникам | Частые конфликты в семье, недостаточное внимание со стороны классного руководителя к проблемам класса | Изучение положения ученика в системе межличностных отношений, которые сложились в коллективе класса; изучение уровня товарищества учеников, их отношений друг с другом | 2 месяца | Школьный психолог, кл. руководитель | Доброжелательное отношения к одноклассникам, толерантность во взаимоотношения, уважение чужого мнения. |
Список литературы
1. Плотников П.В. О проблемных детях и их «трудных» воспитателях: Учб. Пособие для вузов. – Донецк.: ДонНУ,2008. – 327с.
2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2003. — 496 с.
3. Кочетов А.И. , Вертинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.
4. Немов Р.С. Общая психология. — М.: Просвещение — ВЛАДОС, 1995. — 576 с
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: ВЕЧЕ, 1998. — 428 с.
6. Еремин В.А. Улица – подросток – воспитатель. – М.: Просвещение, 1992.