Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты коррекции межличностных отношений
в подростковом классе…………………………………стр.
1.1.Педагогическое управление подростковым классом.
1.2.Регулятивно-коррекционная функция педагогического управления.
1.3.Коррекция межличностных отношений в подростковом классе как направление работы педагогов.
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по коррекции межличностных отношений в подростковом классе.
2.1.Содержание и организация опытно-экспериментальной работы.
2.2.Реализация программы коррекции межличностных отношений в подростковом классе. Результаты опытно-экспериментальной работы
Заключение.
Список использованной литературы
Введение
Актуальность рассматриваемой темы: «Коррекция межличностных отношений в подростковом классе» представляется очевидной.
Эта тема часто поднималась и поднимается различными авторами, как в прошлом, так и в современной педагогике. Необходимость коррекции межличностных отношений в подростковом классе в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги, и общественные деятели.
Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский: « должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально»*. Также он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности.
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрывала теоретические основы и показала конкретные пути формирования дружного детского коллектива. Н.К.Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. «Тщательную теоретическую разработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним, прежде всего, относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений, связь детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличностных отношений, самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации».**
Специфика социально–психологического климата подросткового класса сельской школы
... так же черты сходства микроклимата подросткового класса сельской школы и городской. Цель данной курсовой работы - изучение взаимоотношений в подростковом классном коллективе. Первостепенное значение будет ... активность личности, является важнейшим звеном в системе взаимоотношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - ...
__________
* Луначарский А.В. О народном образовании. – М., 1958. – с. 445.
* *Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений : в 2 ч., Ч.2. — М.: ВЛАДОС, 2002. – с. 99.
Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ руководил С.Т. Щацкий.
Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей перспективы для широкого и всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективной системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.
Особо весомый вклад в разработку данной темы внес А.С.Макаренко в своих трудах. Он доказал, что « никакой метод не может быть выведен из общего представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива»*. Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения отечественной зависимости, принцип гласности и другие принципы были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом.
В.А.Сухомлинский в основу своей воспитательной системы творческого
_____________
* Макаренко А.С. Соч.: в 7 т. – М., 1958. – Т. 5. с. 353.
развития личности положил идею направленного развития у ребенка субъективной позиции.
Тема, исследуемая в данной дипломной работе, разрабатывалась также многими авторами, например — в трудах Ольшанского В.Б. «Межличностные отношения. Социальная психология», Подласого И.П. «Педагогика», Гонеева А.Д. «Основы коррекционной педагогики».
Все названные источники (а также и многие другие, не упоминавшиеся выше ввиду их многочисленности) составили теоретическую основу данного дипломного исследования.
Курсовая работа — Межличностные отношения дошкольников
... в том, что систематизирован материал по проблемам межличностных отношений дошкольников. Получены экспериментальные данные о межличностных отношениях дошкольного возраста, позволяющие организовывать дальнейшую коррекционную работу с дошкольниками Структура работы: работа состоит из ...
Цель настоящей работы – систематизировать представления о необходимости коррекции межличностных отношений в подростковом классе в условиях учебно-воспитательной работы педагога.
Индивид становится личностью благодаря коллективу, где он общается в среде себе подобных. Общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. Наилучшие условия для общения создает коллектив, как высшая форма социальной организации, основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудничества и взаимной помощи. Именно в коллективе личность развивается наиболее полно и проявляет себя наиболее ярко. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизм, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения.
Но, случается и так, что между учениками возникают конфликтные ситуации, недопонимания. И задача педагога помочь исправить эту сложившуюся ситуацию. Научить ребят уважать друг друга и ценить отношения между собой. В этом и состоит цель моей работы, показать, как построить педагогический процесс, чтобы в подростковом классе межличностные отношения были коллективными, товарищеские.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• изложение теоретических аспектов коррекции межличностных отношений в подростковом классе;
• описание практической части работы по коррекции межличностных отношений в подростковом классе, а конкретно – опытно-экспериментальная работа, её содержание и организация.
• реализация программы коррекции межличностных отношений в подростковом классе;
• обработка результатов, подведение итогов проведенной опытно-экспериментальной работы
В этом дипломном исследовании я сделала попытку раскрыть тему «Коррекция межличностных отношений в подростковом классе», опираясь на опыт и разработки авторов прошлого и современного времени. Думаю мне это удалось………
Список использованной литературы:
1.А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева «Основы коррекционной педагогики». — М., 2002г.
2.Коррекционная педагогика. М.,1999г.
3.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. — М., 2002г.
4.Ольшанский В.Б. Межличностные отношения. Социальная психология. — М.: Политиздат, 1975г.
5.Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. – Белгород, 1995г.
6.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на — Дону: Феникс, 2002г.
7.Классный руководитель. — Журнал №4, 2005г.
8.Р.С.Немов. Психология. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2002г
9.Выгодтский Л.С. Педагогическая психология. — М. 1991г.
10.Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте. — М. 1972г.
11.Конфликты в школьном возрасте.- М., 1986г.
12.Асеев В.Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989г.
13.Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Книга для учителей о психологии ученического коллектива.- М., 1988г.
14.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1987г.
15.Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1989г.
16.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.- М., 1989г.
17.Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом.- М., 1982г.
Межличностные отношения в коллективе
... межличностных отношений в коллективе. Объект исследования: Межличностные отношения в коллективе. Предмет исследования: влияние деятельности психолога на межличностные отношения в коллективе. Гипотеза: Работа психолога в коллективе способствует преодолению трудностей общения школьников и формирует межличностные отношения в классе. ... процесса, потребность учащихся подросткового и старшего школьного ...
18.Мелибруда Е. Я – Ты – Мы.- М., 1986г.
19.Бабанский Ю.К. Педагогика. — М., 1988г.
20.Гончаров Н.К. Основы педагогики.- М.,1947г.
21.Харламов И.Ф. Педагогика.- М., 1990г.
22.В мире подростка./ Под ред. А.А.Бодапева. — М., 1980г.
23.Управление развитием школы./ Под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева. — М., 1995г.
24.Симонов В.П. Педагогический менежмент.- М.,1997г.
15.Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.- М., 1998г.
26.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.- М., 1984г.
27.Подласый И.П. Педагогика. — М., 2001г.
28.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987г.
29.Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. — М.,1987г.
30.Баранов С.П. Принципы обучения. — М.,1975г.
31.Маргулис Е.Д. Коллективная деятельность учащихся. Киев, 1990г.
32.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989г.
33.Иванов И.П. Воспитать коллективистов. — М., 1982г.
34.Макаренко А.С. Пед. Соч. — М., 1985-1986гг.
35.Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики./ Под ред. Т.И. Шамовой. — М., 1991г.
36.Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления, — М.; Белгород, 1997г.
37.Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менежмент.- М., 1993г.
38.Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. — М., 2001г.
39.Рожков М.И., Байбородова Л.В.Организация воспитательного процесса в школе.- М., 2000г.
40.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.- М.,2000г.
41.Бойко В.В., Ковалев А.Т., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М., 1984г.
42.Денисенкова Н.С. Педагогический коллектив школы.- М., 1984г.
43.О психологическом климате в коллективе.- М.; «Просвещение», 1983г.
44.Социальная психология коллектива. А.В.Петровский, В.В.Шпалинский. -М. «Просвещение», 1978г.
45.Коломинский Я.Л. Человек среди людей. Минск «Народная асвета» 1987г.
46.Эльконин Б.Д. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина-Давыдова. Вопросы образования. – 2003г. — №3.
47.Лубовский Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет. //Воспитание школьников. – 1997г. — №2.
48.Григорьев Д. Педагогика.- М., 2000г.
49.Школьный психолог.- М., 2003г. — №11.
50.С.Д. Поляков. Воспитательные технологии. -М., 2003г.