- Определение психологии как науки
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche «душа»,logos «понятие», «учение»).
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в.
Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо знаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом,психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности .Область знаний о внутреннем психическом мире человека.
Любая самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый
предмет. В качестве предмета в психологии выступает психика человека.
Психика — объект:
- познавательный процесс
-ощущение
-восприятие
-память
-мышдение
-воображение
2. общение
3.деятельность
-теоретическая
-практическая
-творческая
-перцептивная
4. психические состояния и свойства личности
-по потребности
-мативы
-цели
-интересы
-воля
-чувства
-эмоции
-склонности
-знания
- Основные этапы исторического развития психологической науки
Психология и очень старая, и совсем молодая на ука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. В целом и общем наука психология по развитию как науки можно разделить на 4 этапа:
1) психология как наука о душе (более 2 тыс. лет назад)
Одним из главных вопросов, который волновал философов, размышлявших над сущностью человека, была проблема связи души и тела. Очень долго господствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот.
2) психология как наука о сознании (17 век)
Психология стала наукой о сознании. Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания — все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.
Психология пожилого человека
... действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом возрасте, направлены на то, чтобы ... существования. И.С. Конв качестве критерия для выделения социально-психологических типов пожилого человека использует направленность деятельности. . Позитивные, психологически благополучные типы старения: продолжение после ...
3) психология как наука о поведении (20 век)
4) психология — современный этап
Предмет психологии — психика, психические явления (2 половина 20 века)
- Направления в психологии
Психоанализ психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце ХIХ в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный.
Генетическая психология (от греч. Происхождение) отрасль психологии изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменения различных психических процессов в антогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных; развитие психики ребёнка, условия возникновения сознания человека.
Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, психическое здоровье, межличностное общение. К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др.
Когнетивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.
Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Это направление разрабатывало целостный подход к психике, особенно к процессам мышления и восприятия. Гештальт выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.
Индивидуальная психология — направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. В названии этого направления, производного от латинского |individuum», что означает неделимый, выражается его кредо исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное.
- Междисциплинарные связи психологии
Технические науки предоставляют различные аппаратные средства для изучения психических явлений и их закономерностей посредствам фиксации различных физиологических показателей. Медицина представляет богатый клинический материал для изучения патологического функционирования познавательного процесса, как изменяется личность человека при различного типа заболеваний. Психология помогает медицине в раскрытии внутреннего строения болезни, предоставляет техники, методики работы с пациентами в рамках терапевтического исследования. Решающее значение для психологии имеет её связь собщественными науками. К общественным наукам относятся:история — помогает раскрыть особенности становления исторических знаний;социология (первоначально) разрабатывается на теоретическом уровне, ряд проблем которые применительно к конкретному человеку могут быть исследованы только в рамках социальной психологии. . Именно для доказательств новых понятий и категорий в психологии используются достижения вфилософии.Педагогика представляет практические данные об особенностях развития обучения и воспитании современных детей. И психология илогика изучают мышление, логика изучает результативную сторону общения, а психология процессуальную и структурную. Математика оперирует числовыми отношениями, таким образом, возникает у человека понятие числа и пространства, сенсорные эталоны. Математика обеспечивает психологию методами и средствами для доказанности истинности/ложности гипотез.Сестествознанием — углубляет представление о психике как о результате и факторе эволюции. Обеспечивает изучения её механизмов на физиологическом, нейрофизиологическом и биофизическом уровне.
Психология человека в Исламе
... Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, отличными от христианских, уложениями (не имеются в виду Символ веры и Заповеди), обычаями, законами и принципами, ... уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А ... мусульманина, и не существует ничего помимо верующего человека и данного материального мира. И даже то ...
- Структура психологической науки. Отрасли психологии.
? состоит из:
Общая психология- изучает основные формы психической деятельности и составляет стержень всей системы психологических дисциплин.
Детская ( гештальтпсихология)-изучает формирование психической деятельности в процессе развития ребёнка и позволяет проследить, как складываются сложные психические процессы и какие этапы они проходят в своём развитии.
Задачи психолингвистики — проследить основные законы речевой деятельности как средства общения, процессов кодирования и декодирования речевой информации и тех психологических процессов, которые опираются на коды языка и воплощаются в речевой деятельности человека.
Социальная психология — изучает психологические законы общения людей между собой.
В настоящее время возникают различные отрасли психологии. Базовыми считаются: общая психология и история психологии.
Общая психология имеет знания о психических явлениях, их взаимосвязи, структуре и закономерностях.
История психологии рассматривается, как изменялись представления о психике при смене культурных и исторических эпох.
Отрасли психологии:историческая ?,? взрослого человека, ? личности, возрастная ?, герантопсихология (? пожилого человека), ? творчества, дифференциальная ?, психофизиология, этнопсихология, ? культуры, социальная ? , ? труда, экономическая ?, политическая ? , ? религии, юридическая ? , ? управления, ? научного творчества, педагогическая ? , ? одарённости, медицинская психология: нейропсихология, психофармакология, клиническая ? , психогигиена и психопрофилактика; ? аномального развития, радиоэкологическая ? , ? деятельности в особенных условиях: космическая, авиационная, военная ?, ? спорта, ? социальной работы, консультативная ?, психодиагностика, психологическая ориентация.
- Методологические принципы психологии
Принцип отражения- все объекты, явления, события отражаются не как в зеркале, а преломляются в соответствии с мыслями и с поставленными задачами, целями в жизни человека.
Что знает наука о мозге
... направление деятельности института: фундаментальные исследования организации мозга человека и его сложных психических функций — речи, эмоций, внимания, памяти. Но не только. Одновременно учёные должны вести поиск методов ... доктора и медсёстры. Без этого нельзя — ведь мы на переднем крае науки, и нужна высочайшая квалификация, чтобы реализовать новые методики. Практически каждая лаборатория института ...
Принцип развития —говорит о том, что психика всё время развивается. Она не стоит на месте. Даже при старении она функционирует. Просто работает немного медленнее чем например у молодого организма и все функции сохраняются до самой смерти.
И если у человека с детства по мере взросления были заложены какие то задатки или предпосылки, то далее психика будет формироваться посредством саморазвития и самовоспитания.
Принцип единства — наше сознание (психика) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое целое, и является как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояние, навыки, привычки и т. д.) деятельности.
Системный принцип — этот принцип применяется для анализа каких то психических явлений, и рассматривает это явление как одну систему, одно целое, обладающее своей определённой структурой.
Принцип детерменизма —согласно этому принципу все явления, которые мы наблюдаем не случайны, а имеют определённую причину. Состояние психики и поведения индивида обусловлено какими то событиями, которые произошли в его жизни ранее, а всё многообразие наблюдаемых феноменов человеческой жизнедеятельности определяется взаимодействием некоторых факторов: наследственность и биосоциальная среда.
7.Методологические проблемы современной психологии
Анализ исторического пути становления психологической науки показывает, что ее настоящее состояние имеет аналогии в прошлом, и многие методологические проблемы психологии связаны с ее собственной логикой развития. Применительно к отечественной психологии настоящая ситуация во многом совпадает с той, что сложилась в начале ХХ века. Кризис начала ХХ века вытекал из требования (постулируемого практически всеми учеными того времени) — построения позитивной психологии, перестройки классической науки на основе новой методологии и поиска нового, объективного метода исследования психики. Похожую ситуацию испытывает и современная психология, хотя сегодня сложилась обратная ситуация — необходимость модификации естественнонаучной, позитивной психологии, которая не в состоянии решить всех проблем, встающих перед ней.
- Проблема определения понятия «психика» в современной психологии
Любой учебник по основам какой-либо науки начинается обычно с определения ее предмета. Но по отношению к психологической науке дать такое определение крайне сложно по следующим причинам.
Во-первых,предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако в отличие от многих иных дисциплин так и не достигла стадии более или менее общепринятого решения этого вопроса. Одни психологи на вопрос о предмете психологии отвечают, что это душа, другие говорят, что психология изучает явления и функции (акты) сознания, третьи поведение, четвертые деятельность и т.д.
Во-вторых, психологическая наука одна из самых сложных наук вообще. Предмет психологии самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению;
В-третьих, психология находится в тесной взаимосвязи едва ли не со всеми иными науками о природе, обществе и человеке.
2. Методы исследования в психологии. Классификация методов исследования. ...
... аспектов профессиональной деятельности. Психология профессионального образования использует в своем арсенале те же методы, что и ... срез» во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух ... Самонаблюдение (интроспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение человека за собственными ...
Впоследствии новых определений предмета психологии было много, но неизменным оставалось одно название науки, которое фиксировало преемственность в развитии научно-психологического знания.
- Основные проблемы психологии
Психофизиологическая проблема— об отношении психики к её телесному субстрату.
Психосоциальная проблема— о зависимости психики от социальных процессов и её активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами.
Психопрактическая проблема — о формировании психики в процессе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от образов, мотивов, личностных свойств.
Психогностическая проблема — об отношении чувственных и умственных образов к отображаемой реальности.
Александр Романович Лурия (1902-1977) установил, что для осуществления психической деятельности необходимо взаимодействие трех основных блоков (аппаратов) человеческого мозга.
Первый блок— энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы коры больших полушарий головного мозга.
Второй блок— приема, переработки и хранения информации. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определенного типа информации: затылочная — зрительной, височная — слуховой и теменная — общечувствительной.
Третий блок— блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.
Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения.
12. Проблема отношения психических процессов и мозга
Вопрос о том, как относятся психические процессы к мозгу и каковы принципы работы мозга как материального субстрата психической деятельности, в разные периоды развития науки решался по разному. Характер решения этого вопроса во многом зависел от того, как понимались психические процессы человека и как подходили к их мозговым основам.
Еще в Средние века в философии и связанной с нею психологии сложилось представление, согласно которому психические процессы являются специальными формами существования духа или «способностями», которые несводимы к каким нибудь более элементарным составным частям.
Установилось мнение, что можно выделить по крайней мере три основные «способности»:
1) способность восприятия или воображения;
2) способность рассуждения;
3) способность памяти.
Мыслители, искавшие их материальную основу, высказали предположение, что эти три «способности» локализованы в жидкости, заполняющей три «мозговых желудочка», и считали, что в переднем желудочке помещена «способность восприятия или воображения», в среднем «способность рассуждения», а в заднем «способность памяти».
Мысль о том, что психические процессы, являющиеся далее неделимыми «способностями», могут быть непосредственно «локализованы» в определенных образованиях мозга, сохранилась на многие столетия.
Экспериментальное исследование особенностей процессов запоминания ...
... то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, в процессе решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные ... цели определяются следующие задачи: 1)рассмотреть основные понятия, связанные с объектом и предметом исследования 2) сформировать выборки испытуемых, в соответствии с выделенными критериями; ) создать ...
13.Основные методы исследования в психологии
В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):
I группа— организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).
II группа— эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.
III группа— методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV группа— интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.
14. Научный метод: сущность, структура и использование
Наука это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый, а точнее,это профессионал, который строит своею деятельность, руководствуясь критерием «истинность ложность».
Кроме того, термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.
Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается открытие законов теоретическое объяснение действительности.
Наука как система знании и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как человеческая деятельность прежде всего характеризуется методом.
Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:
1. Выдвижение гипотезы (гипотез).
2. Планирование исследования.
3. Проведение исследования.
4. Интерпретация данных.
5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).
6. В случае опровержения старой формулирование новой гипотезы.
15. Общая методика психологического исследования
Методика каждого конкретного психологического исследования уникальна.
Методики исследования различны не только в разных исследованиях. Они меняются, развиваются и в процессе конкретного исследования: каждый исследователь вносит в методику нечто новое, идущее от его понимания проблемы, его исследовательских задач.
В ходе исследования психолог составляет программу. В программе исследования должно быть отражено, какое психологическое явление исследуется, какие критерии при этом выбираются, по каким показателям будет проводиться оценка, какие методы исследования используются.
Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву
... психики человека.Хотя возникновениечеловеческой психики является частью развития животного мира, психика человекасущественно отличается от психики животного. Ведущую роль в развитиичеловеческой психики ... инстинкты. Инстинкт- автоматическое поведение, целесообразное в определ ... животные действуют подобным образом не толькона экспериментах, но и в их естественных условиях Леонтьевназвал такую деятельность ...
Таким образом, методика исследования — это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Естественно, чем точнее и детальнее эта модель отражает действительность, тем результативнее будет и само исследование.
На выбор методики влияет много факторов, и прежде всего предмет, цели и задачи исследования. Психолог должен ясно представлять, что ему предстоит изучить, выявить. Но, даже зная свою цель, он испытывает серьезные затруднения при разработке методики.
Методика психологического исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основные элементы:
— теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;
— исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;
— субординационные и координационные связи и зависимости между ними;
— совокупность применяемых методов;
— порядок применения методов и методических приемов;
— последовательность и техника обобщения результатов исследования;
— состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла.
16. Проблема возникновения психики в эволюции
Зоопсихология изучает эволюцию психики, начиная с ее зачаточных форм, возникших у примитивных организмов из элементарной формы отражения — «раздражимости», до сложно организованной психики высших животных.
Раздражимость — это способность живой материи отвечать избирательно и специфическим образом на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ. Простая раздражимость свойственна простым организмам с примитивной организацией обмена веществ и энергии между внутренней и внешней средой.
Биологическая эволюция приводит к усложнению обмена веществ. В следствие этого, возникает большое разнообразие видов раздражимости. По мере усложнения организации живого происходит интеграция клеток, тканей и органов в организм, формируется центральная нервная система, которая способствует организации реагирования организма как единого целого. Происходит переход количественного накопления вариантов раздражимости в разных тканях организма животного на качественно новый уровень, при этом возникает качественно новая форма раздражимости — чувствительность.
Чувствительность — это элементарное психическое явление, характеризующееся способностью организма к ощущению, то есть к отражению предметов объективного мира, возникающему при их непосредственном воздействии на организм.
С возникновением центральной нервной системы и специализацией ее отделов, организм приобретает способность раздражаться (реагировать) в ответ на такие воздействия, которые сами по себе не в состоянии изменить характер обмена веществ с внешней средой.
Итак, на основе раздражимости формируется элементарное психическое явление — чувствительность, которая опосредует деятельность организма, направленную на поддержание жизни. В результате этого наступает как бы раздвоение прежде единого процесса взаимодействия организма со средой. С одной стороны, выделяются процессы, непосредственно связанные с поддержанием и сохранением жизни, регулируемые на основе раздражимости, а с другой стороны, выделяются процессы, связанные с функциями поддержания жизни опосредованно.
Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...
... психологии выделяют три стадии развития психики животных: стадия элементарной чувствительности (животные реагируют только на отдельные ... при этом наблюдается активная ориентировочная деятельность, включающая анализ ситуации (Толмен), т.е. ... животных к среде (формы поведения), а именно: инстинкты, навыки или индивидуально-изменчивое поведение, интеллектуальное поведение. Инстинктивное поведение ...
Такое раздвоение деятельности организма приводит к формированию психики как нового вида внешней активности. Оно становится возможным лишь у животных, достигших определенной степени развития мышечной и нервной системы. По мере усложнения организации животных усложняется и их психика.
Психика человека, развившаяся из психики животных и имеющая с ней много общего, отличается качественно за счет того, что человек способен отражать объективную реальность в двух планах — чувственном и понятийном, то есть абстрактно-логическом.
17. Проблема развития психики. Леонтьев а. Н.
Итак, наличие нервной системы не является исходным условием развития психики, что, следовательно, психическая деятельность появилась раньше нервной деятельности. Очевидно, последняя возникла на таком уровне жизнедеятельности, когда осуществление жизненных функций стало уже настолько сложным, что возникла необходимость в таком специальном регуляторном аппарате, каковым и является нервная система. Затем же, уже в качестве органа психического отражения, нервная система (точнее, высшие отделы центральной нервной системы) стала необходимой основой и предпосылкой для дальнейшего развития психики. Отметим лишь, что формирование нервной системы определялось решающими функциональными изменениями (коренными изменениями в жизнедеятельности организмов), т.е. имел место примат функции перед формой.
Важно отметить и указание А. Н. Леонтьева на то, что «если бы не существовало перехода животных к более сложным формам жизни, то не существовало бы и психики, ибо психика есть именно продукт усложнения жизни»,что характер психического отражения «зависит от объективного строения деятельности животных, практически связывающей животное с окружающим его миром. Отвечая изменению условий существования, деятельность животных имеет свое строение, свою, так сказать, «анатомию». Это и создает необходимость такого изменения органов и их функций, которое приводит к возникновению более высокой формы психического отражения». Как мы видим, A. Н. Леонтьев отчетливо отстаивал положение о примате функции в эволюции психики: изменившиеся условия адаптации к окружающей среде обусловливают изменение строения деятельности животных, вследствие чего меняется строение органов и их функционирование, что в свою очередь приводит к прогрессивному развитию психического отражения. Другими словами, А.Н.Леонтьев положил в основу своей концепции развития психики положение о том, что сущность этого процесса, его первопричина и движущая сила есть взаимодействие, представляющее собой материальный жизненный процесс, процесс установления связей между организмом и средой. Тем самым А. Н. Леонтьев распространил на сферу психического отражения известное положение марксистской философии о том, что всякое свойство раскрывает себя в определенной форме взаимодействия.
18. Психика и отражение
Будучи свойством, продуктом мозговой деятельности, психика по своему содержанию является субъективным отражением объективного мира. Психические процессы существуют лишь постольку, поскольку в них отражается внешний мир; первично и независимо от сознания существует объективный мир и лишь вторично, производно от него, субъективные психические процессы как отражение этого мира.
Роль игровой деятельности в развитии животных
... Таким образом, Леруа являлся одним из первых исследователей развития умственных способностей животных. [1,6] 3. Игровое поведение у животных По поводу игровой деятельности животных существует несколько гипотез, но нет ни одной ...
Психика является не простым, а сложным и многообразным субъективным отражением объективного мира. Различают психические процессы, связанные с познавательной деятельностью, чувства, в которых выражается отношение человека к окружающим явлениям, и процессы, связанные с волевыми действиями, которые он совершает.Человек ощущает зеленый цвет листьев дерева, отражая в этом ощущении присущее листьям качество цвета. Сами листья, ствол, дерево в целом он воспринимает, отражая их в своем сознании в виде конкретного образа данного дерева, например березы, которую он видит. В своей памяти он может воспроизвести полученные в прежних восприятиях образы деревьев, в том числе и в виде общих представлений, являющихся отражением не какого-либо определенного когда-то им виденного единичного предмета, а совокупности черт и особенностей, общих всем сходным деревьям данного вида. В своем воображении, пользуясь сохранившимися в памяти представлениями и творчески преобразуя их, он может построить образ нового, не виденного им раньше дерева. В своих взаимосвязях с окружающей средой человек не только воспринимает, мыслит и чувствует. Он вносит определенные изменения в окружающий мир, совершая различные действия для удовлетворения своих многообразных потребностей действительности.
19. Деятельностная природа психики
Более конкретно психика в школе А.Н.Леонтьева определяется как ориентировочная функция деятельности. Уже говорилось, что одна и та же деятельность субъекта может решать (и решает) как задачи ориентировки, так и задачи исполнения. При этом, делая что-то (раскалывая орех, решая в уме математическую проблему и т.п.), субъект не просто решает какую-то значимую для себя задачу, а одновременно познает мир и себя в нем.
Так, раскалывая орехи разной степени твердости, субъект (особенно если это ребенок и он впервые решает подобную задачу самостоятельно) на собственном опыте, буквально «в действии», узнает свойства орехов разного вида, как нужно держать молоток, чтобы попасть им по ореху, а не по пальцам, и, может быть, даже собственные черты характера насколько долго я могу выполнять эту довольно нудную работу и т.п.
Таким образом, психика как ориентировочная «часть» деятельности абсолютно неотделима от нее, даже когда приобретает, казалось бы, самостоятельное существование. Ориентировка в мире инициирована мотивом соответствующей деятельности, образ мира строится субъектом, ставящим перед собой конкретную цель, при этом могут быть использованы исследовательские операции, которые уже доказали свою применимость при решении аналогичных задач другим человеком. Общий вывод таков: психическое отражение мира имеет деятельностную природу.
20. Психика как образ и как процесс
В деятельностной психологии сохраняется различие психики как процесса и психики как образа, однако обе имеют деятельностную природу и рассматриваются в единстве. Психика, таким образом, представляет собой неразрывное единство психики как процесса (т.е. активного отражения мира посредством различных форм внешней и внутренней деятельности субъекта) и психики как образа (представляющего собой «накопленное движение», «свернутую деятельность», т.е. накопленный опыт ориентировки и деятельности субъекта в мире).
Психика появляется одновременно с деятельностью и субъектом как носителем этой деятельности. В этом смысле нельзя говорить, что психика порождается деятельностью она сама есть сторона этой деятельности. А вот образ мира действительно рождается в процессе решения задач ориентировки субъектом, т.е. является результатом психики как процесса, в свою очередь, неотделимого от конкретной деятельности субъекта. При этом, даже существуя как ориентировочная часть внутренней, скрытой, свернутой формы деятельности (т.е. деятельности во внутреннем плане), психика не теряет своего внешне-предметного характера. Поэтому единственный путь изучения психики изучение деятельности субъекта в ее особой (ориентировочной) функции.
21. Этапы развития поведения в филогенезе. Инстинктивное поведения
Стадия перцептивной психики (предпологается целостное восприятие)
Имеет 3 уровня (низший, высший и наивысший)
К низшему относятся: рыбы, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые. Они демонстрируют развитые двигательные навыки (летают, ныряют, прыгают +), регидные генетически запрограммированные компоненты поведения — инстинкты. Способны к приспособительному поведению в виде изменчивых двигательных и поведенческих навыков.
Инстинктивное поведение — это врождённая форма поведения в виде цепи стереотипных заложенных генетически и не изменяющихся реакций, возникающих в ответ на раздражитель.
Черты инстинктивного поведения:
-целесообразность
-стереотипность (шаблонность)
-автоматичность
Все инстинкты можно разделить на 7 групп:
1. связана с добычей пищи
2. связана со строительством жилья
3. связана с миграцией
4. связана с защитой от врагов
5. связана со сбором информации
6. связана с размножением
7. связана с выращиванием потомства
Механизм инстинктивного поведения близок к механизму безусловного рефлекса (стимул реакции).
Для запуска инстинктивного поведения необходимо определить состояние апперцепция и действие нужного раздражителя (эвокатора).
22.Этапы развития поведения в филогенезе. Научение как форма поведения.
Стадия перцептивной психики (предполагается целостное восприятие)
Имеет 3 уровня (низший, высший и наивысший)
К низшему относится инстинктивное поведение
К высшему относится научение как форма поведения
Механизм научения близок к механизму условному рефлексу
Виды научения:
1. импринтинг (запечатление)
Результаты его несут необратимый характер, то есть переучить нельзя. Синзитивным периодом как правило является первые минуты, часы, дни жизни.
2. облигаторное или обейзательное
Освоение приобретения тех навыков, которые ему необходимы для дальнейшей жизнедеятельности.
3. подражание
Состоит в том, что животные перенимают, копируют поведение других животных.
4. латентное (скрытое)
Навык вырабатывается в зависимости от потребности животного, носит скрытый и внезапный характер.
5. пространственный
Это умение ориентироваться в пространстве.
Навык в отличие от инстинкта по наследству не передаётся. Если исчезает в нём необходимость и подкрепление, то навык тоже постепенно исчезнет. Формирование навыка осуществляется путём проб и ошибок. Научить животное можно лишь тому (тем навыкам), прототипы которых заложены генетически.
23. Этапы развития поведения в филогенезе. Интеллектуальное поведение
Стадия перцептивной психики (предполагается целостное восприятие)
Имеет 3 уровня (низший, высший и наивысший)
К низшему относится инстинктивное поведение
К высшему относится научение как форма поведения
Наивысший уровень:Относятся собаки, обезьяны и дельфины. Характерно развитие исследовательского, то естьинтеллектуального поведения с использованием ранее приобретённых умений и навыков, появляется свой особенный язык. Формируется интеллектуальное поведение, идёт видимо через механизм переноса и подражания. Характерными чертами интеллектуального поведения являются:
- двухфазность деятельности, в которой выделяют фазу подготовки и выполнения действия
- решение приходит внезапно, в результате инсайта (длит. время)
- животное соотносит категории больше — меньше, уже — шире.
- при использовании одних и тех же предметов в разных ситуациях, акцент делается не на похожести предметов, а на сходство их фуекций
- экстропаляция
- сложные действия проходят как один единый акт
Несмотря на всю целесообразность и разущность интеллектуальное поведение некоторая шаблонность в действиях животного данного уровня конечно же наблюдается.
24. Видовое и индивидуально приобретённое поведение
25.Изменчивое поведение, его преимущества и границы проявления
Индивидуально изменчивое приспособительное поведение высших позвоночных может достигать достаточно сложных форм.
Проанализируя поведение животных можно определить основные черты.
Первая особенностьговорит о том, что любое, даже самое сложное, индивидуально изменчивое поведение животного сохраняет свою связь с биологическими мотивами, но не переходит за границы. Потребность пищи, самосохранение, половая потребность (потребности, биологические влечения) — все это лежит в основе любого поведения животного. После присоединяется потребность ориентировки, которую И.П. Павлов назвал ориентировочным рефлексом.
Вторая особенность, которая характеризует поведение любого животного заключается в том, что оно всегда определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или «внешним полем» либо следами прежнего опыта и не может протекать, отвлекаясь от них или же вступая в конфликт с ними.
Поведение животного всегда направляется непосредственным или прошлым опытом, и оно никогда не может затормозить реакцию на ранее подкрепляемое и направиться к ранее не подкрепленному месту.
Третья особенностьповедения животного заключается в ограниченности источников этого поведения.
Источником поведении животного могут быть программы, либо заложенные в его видовом опыте, которые передаются в наследственных кодах («инстинктивное» поведение), либо формируемые в непосредственном опыте данной особи.
26. Социальные формы поведения животных и социальная коммуникация у животных
Когда животные держатся вместе, неизбежно проявляются чисто социальные формы поведения, поскольку эффективное функционирование группы без них невозможно. К важнейшим типам социального поведения относятся следующие.
Контагиозное поведение.Как следует из названия, контагиозное (буквально — заразное) поведение инициируется одним членом группы и быстро охватывает всю группу, приводя к координированным действиям.
Агонистические реакции.Агонистические типы социального поведения животных включают широкий диапазон реакций от нападения-угрозы на одном полюсе до избегания-страха на другом. Чтобы такое поведение было эффективным, отдельные особи должны как минимум уметь отличать своих сородичей от представителей других видов. Кроме того, полезно распознавать пол других особей и знать всех членов своей социальной группы. Только при таких условиях возможно формирование эффективных общественных взаимоотношений, основанных на социальном доминировании.
Репродуктивное поведение.Наиболее сложный и важный тип социального поведения животных связан с размножением. В самом деле, выживание вида зависит именно от успешного воспроизведения его особей, и, чтобы обеспечить этот процесс, в ходе эволюции сформировались многие поведенческие адаптации.
Сложность репродуктивного поведения у того или иного вида коррелирует с потребностью детенышей в родительской заботе. Птицам и другим животным, образующим устойчивые «супружеские пары», необходимы поведенческие адаптации, удовлетворяющие как минимум трем важнейшим требованиям. Во-первых, это узнавание особей своего вида (видовая идентификация).
Во-вторых, самцы должны каким-то образом продемонстрировать свою принадлежность именно к мужскому полу, обычно — с помощью особенностей окраски и ухаживания. Наконец, у видов, образующих устойчивые пары, особям необходимы индивидуальные внешние или поведенческие черты, позволяющие узнавать друг друга.
Кроме выполнения этих трех основных функций, репродуктивное поведение может способствовать синхронизации внутренних репродуктивных циклов или, в случае колониальных видов, сексуальной активности всех членов группы.
30. Природа человеческого сознания
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности.
Первая психологическая характеристика сознаниячеловека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем.
Мысленное представление и воображение действительности вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Другое свойство сознаниясостоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, Т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Третья характеристика человеческого сознанияэто его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
27 И 28. Общая характеристика деятельности и психического отражения на сенсорной стадии (на перцептивной стадии) развития психики
По мнению Леонтьева в процессе эволюции психики наиболее существенное отличие наблюдается между элементарной сенсорной и перцептивной психикой. Элементарную сенсорную психику Леонтьев определял как стадию, на которой деятельность животных «отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам, форму элементарного ощущения». Стадия перцептивной психики, по Леонтьеву, «характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей». Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде. Фабри, при рассмотрении формирования психики в процессе эволюции, предложил в каждой стадии развития психики выделять низший и высший уровни, и допускал при этом существование промежуточных уровней. Характеризуя эволюцию психики необходимо отметить следующие особенности: 1. Между психологической и зоологической классификациями уровня эволюционного развития животных существуют значительные расхождения. Это связано с тем, зоологическая классификация основана на морфологических признаках, а психологическая — на степени развития психической деятельности, которая отражает не столько форму эффекторных органов, сколько их функцию. Животное с более примитивными рабочими органами может решать задачу более разнообразными способами и проявлять более высокий уровень психического развития, чем животное с более совершенными эффекторами, но с однообразным их использованием. 2. Качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне и у некоторых животных трудно определить уровень развития психической деятельности. Это приводит к тому, что в пределах крупных таксонов (типов или подтипов) всегда имеются животные, стоящие на смежных уровнях психического развития. 3. Приспособление к меняющимся условиям обитания осуществляется за счёт изменений в эффекторной, сенсорной сферах и в центральной нервной системе. Обычно при появлении нового фактора среды сначала изменяется функция рабочих органов, то есть поведение, а затем, медленно, на основе мутаций и естественного отбора, происходит изменение морфологии этих органов. Однако функциональные изменения не всегда влекут за собой морфологические. Более того, у высших животных часто вполне достаточными, а иногда даже наиболее результативными являются чисто функциональные, адаптивные изменения поведения без морфологических перестроек (А.Н.Северцов).
Поэтому сложное поведение, (инстинктивные и приобретённые компоненты), в сочетании с многофункциональностью эффекторных органов обеспечивают высшим животным наиболее гибкую адаптацию к новым условиям жизни.
31. Происхождение и развитие человека в антропогенезе
Антропогенез — процесс происхождения человека. Основными предпосылками А. послужили такие отличительные признаки обезьян, как высокое развитие обоих основных проявлений двигательной активности; предельная в животном мире подвижность кистей, особенно пальцев передних конечностей, и способность к выполнению сложных хватательных движений; бинокулярное зрение; высокоразвитые формы группового поведения и коммуникации. Приматы — предки человека перешли к наземному образу жизни и двуногому хождению. В результате этого передние конечности освободились от функции передвижения и основной функцией стало манипулирование, что обеспечило мощное развитие орудийных действий и дальнейшее повышение уровня психической деятельности. На этой основе зародились первые — хотя и примитивные, но уже специфически человеческие — трудовые действия. Совместный труд породил первые общественные отношения, а затем членораздельную речь и сознание. А. характеризуется глубочайшими качественными изменениями поведения и психики и установления принципиально новых отношений к окружающему миру. А. представляет собой небывалый в истории органического мира скачок из биологической сферы развития в социальную.
32. Предпосылки и условия возникновения сознания. Трудовая деятельность. Язык и речь.
Предпосылки развития сознания:
1) анатомо — физиологическая
2) трудовая деятельность, совместная деятельность
3) усложнение коммуникаций
4)формирование специфичных законов существования в обществе
Вопрос о происхождении и сущности сознания связывается с рассмотрением материи, которая способна к самодвижению и саморазвитию. Последнее определило возможность понимать природу сознания как свойство высокоорганизованной материи, как высшую форму ее атрибутивной свойственности — отображения.
Слово и речь являются важнейшимисодержательными и структурными компонентами психики. Слово связано со всеми проявлениями психики человека.Язык объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяют как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.
Речь процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь, а не язык.
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внутренняя речь — разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь.
34. Культурно — историческая теория Выготского
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20 30 гг. XX в.
Одной из первых публикаций была статья Проблема культурного развития ребенка в журнале Педология в 1928 г.
В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии.
Первая следует путем естественного созревания.
Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления.
Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).
Опосредованность развития человеческой психики психологическими орудиями характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.
Это превращение проходит несколько стадий.
Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка.
Между этими двумя выходами лежит процесс интериоризации, вращивания функции вовнутрь. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс процесс экстериоризации. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми.
В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке.
Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием.
Развиваясь, человек осваивает собственное поведение.
Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности.
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу.
Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка.
Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности.
Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность.
Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации.
Третичные функции составляют основу самосознания.
Появление К.-и. т. Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
36. Сознание как реальность. Феноменология сознания
Сознание высшая форма психического отражения мира не только по отношению к животной психике, но и по отношению к иным формам психического отражения у человека.
Кроме того, не следует смешивать понятия «сознание» и «осознание». Не все, что даже в данный момент входит в мой сознательный образ мира, является осознанным. Осознание означает, что в данный момент жизни я отдаю себе отчет, скажем, в том предложении, которое я сейчас пишу.
Таким образом, объем понятия «сознание» включает в себя то, что З.Фрейд называл собственно сознанием, и то, что он же называл предсознательным (предсознательное это неосознаваемое в данный момент, но потенциально могущее быть осознанным).
Различая понятия «сознание» и «осознание», мы тем не менее чаще будем использовать термин «сознание», так как этот термин более устоялся.
Функция сознаниязаключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.А так же:
-отражательная,
-порождающая (творчески-креативная),
-регулятивно-оценочная,
-рефлексивная функция — основная функция, характеризует сущность сознания.
Выделяют следующие свойства сознания:построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.
Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
37. Сознание как функциональный орган человеческой деятельности
Сознание выступает как важный функциональный орган. Свойствами сознания как функционального органа являются: 1) реактивность (способность к реагированию); 2) чувствительность (способность чувствовать и сочувствовать); 3) диалогизм (способность к восприятию себе подобных, а также самосознание как возможность вести внутренний диалог с собой); 4) полифоничность (множественность протекания психических процессов одновременно); 5) спонтанность развития (сознание каждого человека уникально, его развитие в онтогенезе не может жестко обусловливаться ни индивидными качествами, ни воздействием социальной среды — вмешивается нечто, не поддающееся контролю и классификациям, и именно это составляет загадку человека, над которой бьются психологи и философы, богословы и антропологи).
38. Сознание как образ
Всё что человек осознаёт и совершает в процессе своей жизнедеятельности, воспринимается, позиционируется им как образ сознания. Образы сознания подразделяются на внутренние (о себе) — непосредственные, и внешние (об окружающем мире) — опосредованные, но всякий образ сознания проходит (или проходил ранее) через непосредственную обработку органами чувств, прежде чем закрепиться в сознании как образ.
Формирование образов сознания проходит в несколько этапов:
1. Ощущения — восприятия органов чувств.
2. Отражение внешнего мира — первичной работой сознания, (так называемая работа ума), сопоставление образов.
3. Чувственное познание и абстрактное мышление — это выработка нервной системой эмоций второго порядка — так называемых сентенций.
4. Формирование обобщенного и опосредованного восприятия, выработка результирующей эмоции с привлечением генетических эмоций первого порядка — так называемой интенции.
5. Отражение взаимодействия внутреннего и внешнего мира мышлением, поступательная и реверсивная циклическая работа аппарата мышления, вторичная генерация сентенций и интенций, принятие решений, формирование образов сознания.
6. Непосредственное и опосредованное отражение действительности, реализация принятых решений, действия в материальном мире, работа исполнительных систем организма.
39. Значение. В психологической традиции этот термин в од них случаях употребляется как значение слова, в других как значения, как содержания общественного сознания, усваивае мые индивидом. Значение рас сматривается как форма сознания, т. е. осознания человеком своего человеческого бытия. Оно же рассматривалось и как реальная психологическая «единица сознания», и как факт индивидуального сознания.
Имеются различные классификации видов значения. Одна из них особенно важна: операциональные, предметные, вер бальные. Операциональные свя зывают значение с биодинамической тканью, предметные с чувственной, вербальные преимущественно со смыслом.
Смысл. Понятие смысла в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное, что сознание есть не только знание, но и отношение.
Исследователи, предлагающие различные варианты функ циональных моделей восприятия, действия, кратковременной памяти и т. п., испытывают большие трудности в локализации блоков смысловой обработки информации, так как они посто янно сталкиваются со случаями, когда смысл извлекается из ситуации не только до кропотливого анализа значений, но даже и до сколько-нибудь отчетливого ее восприятия.
Смыслы, как и значения, связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отношения между значениями и смыслами, существующие в рефлексивней слое сознания. Заслуживают детального изучения процессы взаимной трансформации значений и смыслов. Это процессы означения смыслов и осмысления значений. Они замечательны тем, что составляют самое существо диалога, выступают средством, обеспечивающим взаимопонимание.
40.Движение и действие имеют вне шнюю и внутреннюю форму. Биодинамическая тканьэто наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого дви жения, рассматривавшегося Н. А. Бернштейном как функцио нальный орган индивида. Использованием для его характе ристики термина «ткань» подчеркивается, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения, формирования все более сложной становится внутренняя форма, внутренняя картина таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Не подвижное существо не могло бы построить геометрию, писал А. Пуанкаре. А. А. Ухтомский утверждал наличие осязатель ной геометрии. Подлинная целесообразность и произвольность движений и. действий возможна тогда, когда слово входит в качестве составляющей во внутреннюю форму или картину живого движения. Чистую, лишенную внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать при моторных пер северациях, в квазимимике, в хаотических движениях младен ца и т. п. Биодинамическая ткань избыточна по отношению к освоенным скупым, экономным движениям, действиям, жестам.
Как биодинамическая, так и чувственная ткань, составля ющие «материю» движения и образа, обладают свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости.
43. Неосознаваемые процессы в психике человека
Неосознаваемая сфера психики — это глубинные психические процессы, которые сформировались в процессе эволюции человека. В данную сферу входят: сноведения, интуиция, аффект, паника, гипноз, вера, различные парапсихические явления (ясновидение, телепатия, экстрасенсорные феномены), фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие.
Существует три взаимосвязанных уровня психической деятельности человека: бессознательный, подсознательный и сознательный.Все эти три уровня действуют одновременно. При этом бессознательный и подсознательный уровни можно отнести к неосознаваемым психическим процессам.
На бессознательном уровнерегулируются поведенческие акты, управляемые неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).
Конечно, данный процесс находится под контролем других более высоких и более совершенных мозговых структур. Однако, в критических ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции.
Следующим уровнем неосознаваемых психических процессов можно считать подсознательный уровеньпсихической деятельности — обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития.При этом подсознание, имеет многоуровневую структур: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем.Автоматизмы подсознательного уровня — это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы).
В подсознание выделяются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, Высшая сфера подсознания —интуиция (называя иногда даже сверхсознанием) — это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, возникновения неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта.
Единство сознательного и бессознательного проявляется в установках— готовности человека воспринимать действительность и действовать определенным образом.
При этом бессознательное и подсознательное относится к неосознаваемым психическим процессам, которые отвечают за сферу чувственного и неотделимы от сознательных процессов, сливаясь в мыслях, понятиях, знаниях, опыте, мудрости и пр.
44. Классификации бессознательных явлений в психологии
Классификации бессознательных (неосознаваемых) процессов А. Г. Асмолова:
1. В первую группу попадают надындивидуальные подсознательные явления,
Таким образом, надындивидуальные надсознательные явления, присутствуя в психике субъекта, имеют социокультурное происхождение. Несмотря на то что их влияние на деятельность субъекта не осознается и не контролируется последним, они играют огромную роль в упорядочивании сознательных явлений и организации опыта субъекта. Формой, в которой эти образцы существуют объективно, выступает, по мнению А. Г. Асмолова, «система значений».
2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности).
Данные бессознательные явления побуждают человека к деятельности, придают ей смысл, при отсутствии условий для немедленного осуществления деятельности обеспечивают постоянную готовность к совершению соответствующих действий, придают личностный смысл важным событиям в жизни человека, меняют пространственные и временные характеристики образов того или иного объекта или ситуации и др.
3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы).
Эти бессознательные регуляторы, обеспечивающие автоматическое выполнение осуществляемых действий (операций), часто называются автоматизмами.
Принято выделять два класса автоматизмов, называемых первичными и вторичными. Первичные автоматизмы не осознавались с самого начала их возникновения. К таковым, например, относится ходьба, формирующаяся у детей, как правило, к возрасту около года, когда у них еще нет сознания3. Вторичные автоматизмы происходят из вполне сознательных действий, которые для своего построения и осуществления требуют вначале сознательного контроля, однако по мере «отработки» данного действия оно преобразуется в навык, контроль за которым осуществляется уже на бессознательном уровне.
45. Изменённые состояния сознания
Термин измененное состояние сознания (ИСС) исходит из убеждения в том, что существуют различные уровни, или состояния сознания. Состояние сознания можно изменять искусственно (например, с помощью гипноза) или естественным образом (во время сна).
Измененное сознание (ИС) — особое состояние сознания, существенно отличающееся от того его состояния, которое считается для человека нормальным. Существует впечатляющее разнообразие состояний ИС.
Известно значительное количество факторов, вызывающих состояния И.С, например, сон как особое состояние организма, равно как и длительное лишение сна, сенсорная депривация, наркотики, алкоголь, повышение или понижение давления, психическая травма и др.
Основные признаки изменённых состояний сознания:
-Изменения в мышлении
-Нарушение чувства времени
-Потеря контроля.
-Изменения в эмоциональном выражении
-Изменение образа тела. При ИСС у людей распространена склонность испытывать разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной. Также может не только показаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид, но и появиться спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущения покалывания тела.
-Искажения восприятия
Представляет либо скрытые желания и фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов, либо простые явления незначительной важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний.
-Изменения смысла или значения
-Чувство невыразимости.
-Чувства возрождения.
-Многие, выйдя из некоторых состояний глубокого изменения сознания заявляют о переживании нового чувства надежды, возрождения или перерождения.
-Гипервнушаемость