2.Формы поведения животных

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ.

  1. Стадии развития психики.
  2. Формы поведения животных.
  3. Сознание человека.
  4. Понятие о бессознательном.

Психика является функцией высокоорганизованной материи—мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Основным условием существования любого живого организма есть уравновешивание его с окружающей средой. Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что на любое жизненно важное изменение в окружающей обстановке организм отвечает какой-то целесообразной приспособительной реакцией. Т.е., большое значение имеют безусловные и условные рефлексы. Рефлексы—это ответ организма на воздействие внешней среды, который совершается посредством нервной системы. А какова психика живых существ, не имеющих нервной системы? Чтобы рассмотреть этот вопрос, необходимо вспомнить, что существуют филогенез—историческое развитие, которое охватывает миллионы лет эволюции, и онтогенез—история развития психики того или иного живого существа от рождения до конца жизни. Необходимо рассмотреть основные ступени развития психики( по А.Н.Леонтьеву и К.Э.Фабри) Сх.5.2

  1. Стадия элементарной сенсорной психики.

Низший уровень: Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются раздражимостью—способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды. Для этого не нужна нервная система. Амеба, инфузория изменяют свое движение и состояние под воздействием света, химический веществ.

Высший уровень. Узловая или ганглиозная нервная система. Паук реагирует на вибрацию. Он опутывает и муху, и любой другой не нужный ему предмет.

  1. Стадия перцептивной психики (воспринимающей).

Животные, которые находятся на этой стадии, отражают окружающий мир не в форме отдельных элементарных ощущений, а в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень требует новой стадии развития нервной системы—центральной нервной системы.

Т.е. изменяются условия жизни —изменяется поведение животных, а это приводит к развитию нервной системы. Нервная система, которая развивается, обусловливает усложнение приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.

13 стр., 6091 слов

Контрольная работа по анатомии- Нейрон — структурно — ...

... мышцы, клетки железы или др.). Образование нейрона происходит  при  эмбриональном развитии нервной системы: на   стадии нервной трубки развиваются нейробласты, которые затем дифференцируются   в нейрон (рис. ... химической формы в электрическую. Синапсы - удобный объект регулирования потоков информации. Уровень усиления сигнала при его передаче через синапс можно легко увеличить или ...

В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три формы поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального поведения.

Инстинкты—это врожденные, наследственно закрепленные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности.

Инстинктивное поведение проявляется на всех ступенях эволюционной лестницы—от низших животных (насекомых) до человека. Основные инстинкты—самосохранения, пищевой и сексуальный. Но чем выше на ступени этой лестницы находится живое существо, тем меньшую роль в его повседневной жизни играет инстинктивное поведение.

Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов.

Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития (инстинкт размножения).

Выразительный пример: незадолго до того, как цыплята появятся из яйца, они издают писк. Если подражать крику коршуна—цыплята затихают, если курице—можно добиться оживленного писка. Но ведь цыплята еще не знают ни коршуна, ни своей матери.

Вырабатываются инстинкты из поколения в поколение в ходе естественного отбора. Это очень жестко закрепленная форма поведения. Но они не остаются совершенно неизменными. Среда медленно, но непрерывно меняется. Соответственно медленно, на протяжении многих поколений перестраиваются инстинкты, а некоторые, которые перестали быть биологически целесообразными—отмирают (курица не летает).

Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможность выживания с самых первых моментов жизни.

Примеры инстинктивного поведения: постройка гнезд, нор, перелеты птиц, запасание пищи на зиму, построение сот, плотин.

Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удовлетворить необходимые потребности и становится неадекватным.

Н-р, если в сотах проколоть дно, пчела все равно будет носить мед, хоть он вытекает. Бобры строят плотины в зоопарке. Гусенок следует за первым движущимся объектом, даже за заводной игрушкой. Интересно поведение земляной осы-сфекса, которая охотиться за сверчком. Сфекс несколько раз вкалывает жало в тело сверчка. Сначала под шею, затем в часть переднегруди, затем у основания брюшка. В этих трех ударах кинжалом и обнаруживается все великолепие и непогрешимость инстинкта. Сфекс не убивает жертву, а только парализует ее ударами в нервные узлы. Затем за усики втягивает сверчка в нору. Этими живыми консервами питаются его личинки. Но если обрезать усики сверчку, то оса бросает уже парализованного ее сверчка и отправляется за новой жертвой. Почему бы осе не ухватиться за одну из шести ног сверчка? Потому что инстинкт— это жесткая программа, которая срабатывает только тогда, когда все внешние условия строго соблюдены. Недаром говорят, что инстинкт слеп. Таким образом, инстинкты целесообразны в стереотипных условиях и нецелесообразны в постоянно изменяющейся среде. Они производятся автоматически без какого-либо признака разума. Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... не соответствующих установленным  в обществе нормам и принципам, образуют девиантное поведение. В реальной жизни нередко также могут возникать ситуации, когда удовлетворение той ... проявлением его внутренних желаний и стремлений – это поведение добровольное. С примерами вынужденного поведения мы часто сталкиваемся в повседневной жизни – обстоятельства требуют от человека ...

Навыки —способы поведения, приобретенные в индивидуальной жизни путем научения и закрепленные в результате упражнений и повторений.

В основе навыка лежит система условных рефлексов.

Навыки проявляются на более высоком уровне развития животного мира. Чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения, но более гибкая, пластичная, следовательно, более совершенная. Животное получает возможность в соответствии с изменениями среды сравнительно быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы.

Навыки бывают двух типов. При навыке первого типа новое, не закрепленное в инстинктах действие с самого начала выполняется автоматически и закрепляется путем повторения. Известны два основных механизма его реализации—условный рефлекс и оперантное реагирование.

Условный рефлекс —реакция на раздражитель, который был нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раздражителю. Такие навыки можно сформировать у существ с относительно простым строением нервной системы. Н-р, пчел научили отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета. Обезьяны—более высшие животные и у них можно выработать боле сложные навыки. В Сингапуре обезьяны помогали биологам. Животные усвоили команды и приносили с высоких деревьев листья, цветы, которые без достать было бы очень сложно.

Оперантное обусловливание—это механизм реализации навыка. В процессе приспособления к условиям жизни какие-то действия оказываются более эффективными, какие-то менее. В результате закрепляются действия, которые более полезны: помогают удовлетворить потребность, избегать опасность. Такой вид выработки навыка и называют оперантным ( с лат.—действие) научением. Никто не показывает, животное само действует. Н-р, крысу поместили в клетку с рычагом. Нажимая рычаг, она могла получать пищу. Вначале крыса случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, потом научилась использовать рычаг по назначению. Крыса самостоятельно приобрела навык. (Опыт американского психолога Б.Скиннера).

Навык второго типа обеспечивается сознательной выработкой способа поведения путем учебы, автоматизацией первоначально сознательно осуществляемых и контролируемых действий. Характерно только для человека (навык письма, чтения).

Выработка навыка у животных—очень длительный процесс проб и ошибок. А в природе не всегда есть такая возможность как пройти курс обучения. Кроме того, при каком-либо изменении надо обучаться заново. Не успеешь—смерть.

8 стр., 3527 слов

Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. ...

... тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. 3) Высокоорганизованная материя (мозг человека) – отражение в форме сознания. Св-ва отражения: а) Отражение наряду с чувственно ... Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью функция мозга, ...

Следующая форма поведения—интеллектуальное поведение. Интеллектуальное поведение—простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связи между предметами.

Т.е. животное может «придумать» новый способ решения и более того—перенести этот способ на другую задачу, иногда довольно сложную. Н-р, в лаборатории И.Павлова проводили эксперимент. Шимпанзе Рафаэля обучали заливать водой огонь. В кормушку клали банан, а перед ней зажигали огонь. Достать банан Рафаэль мог, только загасив огонь. Шимпанзе научили это делать это, набирая из бачка воду кружкой. Когда он это научился делать, задачу усложнили. На озере поставили плоты. На одном был Рафаэль и кормушка, перед которой горел огонь. Бачок был на другом плоту. Оба плота соединены мостиком. Рафаэль не брал воду из озера, а шел за водой к бочку. Позднее эксперимент проводили с другими обезьянами. Одна из них не стала переходить по мосту, а зачерпнула воду из озера.

Животные часто действует чаще всего методом проб и ошибок. У них нет второй сигнальной системы, поэтому они не могут обдумывать свои действия, не способны к абстракции, обобщению. Их «разумное» поведение направлено гл.обр. на решение задач, определяемых биологической целесообразностью, удовлетворением биологически значимых потребностей. Оно носит конкретно чувственно-двигательный характер. Для того, чтобы установить связь между предметами, животным необходимо, чтобы эти предметы, явления воспринимались наглядно и одновременно.

Но опыты немецкого психолога В.Келера показали, что иногда обезьяны быстро находили решение и не путем проб и ошибок, а благодаря «схватыванию». Н-р, на некотором расстоянии от клетки обезьяны помещали банан. В клетку клали короткую палку, а чуть подальше, чтобы не достала лапой, длинную палку. Однако ее длины было достаточно, чтобы достать банан. Обезьяны использовали короткую палку для того, чтобы достать длинную, а потом с ее помощью достать банан. Келер назвал это явление «инсайтом»—озарением. Все происходит внезапно, без опоры на прошлый опыт. Исключительное значение имеет то, что обезьяны используют предметы для достижения своей цели. Им надо обнаружить связь предметов, их отношение друг к другу, надо предвидеть результаты своих действий. Но даже высшие животные не способны к пониманию скрытых от непосредственного восприятия причинно-следственных связей. Это становится возможным лишь на следующей ступени развития психики—сознании человека.

3 Сознание человека

Сознание—это высшая форма отражения объектов действительности с помощью речи, языка. Особая форма сознания—самосознание. Оно позволяет человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.

Сознание с т.зр. психологии и естествоведческих наук есть результат длительной эволюции психики.

Условия, необходимые для формирования сознания:

  1. социальное бытие человека
  2. трудовая деятельность
  3. членораздельная речь
  4. общественно-историческая деятельность человечества ( т.е. обусловлено отношениями, складывающимися в процессе производства)

Трудовая деятельность человека отличается от деятельности животных

9 стр., 4430 слов

Самооценка подростков и уровень их ситуативной тревожности

... № 20 г. Череповца, перед ситуацией деятельности по решению анаграмм на время. Предмет - взаимосвязь присутствия наблюдателей и уровня самооценки с уровнем ситуативной тревожности у подростков. Реализация цели ... защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается ...

  1. употреблением и изготовлением орудий труда
  2. общественным характером (коллективно, сообща работают).

Сознание—высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

А.Н.Леонтьев выделил 3 составляющие сознания:

Чувственную ткань сознания—переживания, чувства реальности. Благодаря ей мы воспринимаем мир как реально существующий.

Значения—это то общее содержание слов, схем, карт и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке. Значения важны, т.к. в них обобщается и сохраняется опыт человечества.

Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом (добро, зло для каждого имеет разный смысл).

Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера»(ввела психолог Л.Славина).

И. Дубровина Психология с.85-87.

Основные характеристики сознания:

Активность—при сознательном отражении действительности человек выступает в качестве активного начала, что выражается в выделении наиболее значимого, в способности определять приоритеты своей деятельности и поведения.

Интенциональность —сознание человека всегда направлено на какой-либо объект. Благодаря этому свойству сознания человек различает субъект и объект,т.е. что принадлежит «Я» человека и его «не Я».

Рефлексивность—способность человека направлять сознание на свой внутренний мир и вследствие этого познавать себя. Человек накапливает информацию о своих качествах, состояниях, сравнивает ее со своим опытом, идеалами, с опытом других людей.

Мотивационно-ценностная природа — сознательное отражение действительности пристрастно. Пристрастность определяется доминирующими мотивами и личными ценностями конкретного человека.

Уровень ясности—степень осознания человеком отражаемых в данный момент объектов.

Зинченко В.П. выделил два слоя сознания:

Бытийное сознание, включающее а) биодинамические свойства движений, опыт действий; б) чувственные образы;

Рефлексивное сознание, включающее а) значение; б) смысл.

Функции сознания:

  1. отражательная
  2. порождающая (творчески-креативная)
  3. регулятивно-оценочная
  4. рефлексивная

В качестве объекта рефлексии может выступать

2 стр., 797 слов

Тема: «Полустандартизированная беседа (на материале изучения ...

... самооценку испытуемого в достаточно общем виде на основе анализа ... здоровье, характере и уме, о самом себе. Самооценка понимается как восприятие субъектом своей ценности по сравнению с другими людьми. Предлагаемая в данном случае процедура позволяет описать ...

  1. отражение мира
  2. мышление о нем
  3. способы регуляции человеком своего поведения
  4. сами процессы рефлексии
  5. свое личное сознание

Таким образом можно так определить сознание:

Сознание—высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как социальному существу.

Самосознание—высший уровень развития психики человека, связанный с осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей.

Функции самосознания:

  • формирование себя как личности (самоопределение)
  • сохранение устойчивости «Я» при негативных воздействиях внешних факторов (самозащита)

В самосознании выделяют 3 взаимосвязанных компонента:

  1. познавательный (когнитивный)—образ своих познавательных и личностных свойств, внешности и т.п.
  2. эмоциональный— самоуважение, самолюбие, самокритичность
  3. поведенческий (волевой)— стремление быть понятым, завоевать симпатии, скрыть свои недостатки, повысить личностный статус и др.

В развитии самосознания В.Мерлин выделил этапы:

  1. осознание отличия себя от остального мира
  2. осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности
  3. осознание своих психических свойств
  4. Формирование социально-нравственной самооценки, развитие самоуважения.

Самооценка—оценка личностью своих качеств и возможностей, определяющая ее поведение.

Самооценка— оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

С помощью самооценки осуществляется регуляция поведения личности.

Как происходит самооценка личностью себя?

Личность включается в деятельность и общение и там приобретает важные главные ориентиры для своих действий. Человек сравнивает то что он делает с тем, что ждут от него люди, с тем, как ведут себя другие люди в таких же обстоятельствах. Т.обр., познавая качества других людей, человек получает необходимые сведения, которые позволяют ему выработать собственную оценку. Человек знает о себе, присматривается к другим людям, сравнивает себя с ними и таким образом осуществляется самооценка. Понятно, что люди, с которыми личность себя сравнивает, являются для нее эталоном.

Сравнивая себя с каким-либо эталоном и в зависимости от результатов проверки, личность бывает довольна собой или нет.

Самооценка бывает адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка—когда оценка совпадает с реальностью. Дети активны, сообразительны, с чувством юмора, легко вступают в контакт, самостоятельны, верят в свои силы.

Дети с заниженной самооценкой неуверенны в себе, нерешительны, застенчивы, предъявляют к себе и к окружающим слишком большие требования. Надо больше хвалить т давать задания, с которыми они легко справляются и постепенно их усложнять, чтобы не развился комплекс неполноценности.

13 стр., 6306 слов

Сознание и бессознательное. 1. Определение что такое сознание и бессознательное

... и то, что сознание включает в себя и уровни: бессознательное, сознание, самосознание; и компоненты; перцептивные, мыслительные, эмоции, память, ... духовной реальности в жизни человека; это высшая из способностей личности. Сознание – это такое состояние человека, при котором он ... -либо сделать без четкого осознания цели этих действий. Так проявляется связь сознания и бессознательного и сегодня ни одно ...

При завышенной самооценке дети переоценивают свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества. Они выбирают тяжелые задачи, а если их не решают—берут легче. Игнорируют свои неудачи. Такие дети высокомерны, бестактны, чрезмерно самоуверенны. У них появляется комплекс превосходства. Этих детей надо оценивать адекватно, указывать на ошибки.

Кроме этих форм самооценки выделяют еще частную (порциальную) и целостную (глобальную) самооценки.

Частная самооценка—оценивают только отдельные стороны своей жизнедеятельности ( учебная деятельность, добрые поступки и т.п.)

Целостная самооценка— оценивает личность свою в целом. Для такой самооценки необходима способность к рефлексивной деятельности (способность познавать свои внутренние психические аспекты), что проявляется примерно к 4 классу, и наибольшего развития достигает в подростковом и юношеском возрасте.

При сильных отклонениях от адекватной оценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты, это приводит к моральным срывам.

Самооценка связана с уровнем притязаний.

Уровень притязаний—желаемый уровень самооценки личности, влияющий на степень трудности тех задач, которые личность ставит перед собой.

Учитель должен ставить задачу повышения уровня притязаний, если самооценка ученика занижена и понижать уровень притязаний, если самооценка завышена. Таким образом, личность оценивает себя двумя способами:

  1. сравнивая себя с другими людьми
  2. сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами своей деятельности.

Самооценка не является постоянной и носит субъективный характер. Ученик может сорваться на экзамене и у него пропадает уверенность в себе. Учитель должен помнить об этом и помогать уч-ся формировать адекватную самооценку.

4.Понятие о бессознательном

Сознание позволяет человеку выступать в качестве субъекта жизни, т.е. быть активным, деятельным. Поэтому иногда сознание определяют как высший уровень психической жизни человека, а в качестве низшего уровня выделяют бессознательное.

Бессознательное —это то, что не может быть осознано.

Открывший бессознательное австрийский психолог З.Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам. Осознание их могло нанести сильную травму. Поэтому психика строит защиту, барьер.

Сознательное и бессознательное по Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивированных» или ложно мотивированных поступках. Бессознательные влечения могут быть источником напряжения, внутренних конфликтов, неврозов, болезней (язва, астма).

4 стр., 1644 слов

Самосознание личности. «Я» – концепция. Образ «Я». Самооценка. ...

... частную самооценку. Первая – это оценка личности в целом, вторая – оценка отдельных аспектов деятельности или личности. Тесно взаимосвязан с самооценкой уровень притязаний. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки, т.е. ... в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. 2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень ...

Есть понятие предсознательное— это то, на что не направляется внимание. Н-р, человек пишет грамотно, не размышляя, автоматически.Однако если надо, он вспомнит правило. Т.е. какая-то часть действия может не контролироваться сознанием. И даже больше—иногда осознание может вести к ухудшению деятельности. Известна сказка о сороконожке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие—потом. Та задумалась, попыталась проследить и упала. Это явление получило название «эффект сороконожки». Мы поступаем так или иначе не задумываясь, но если задумываемся об этом, то можем объяснить причины своего поведения.

Между сознанием и бессознательным, считают многие ученые, нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими психики человека. Поэтому многие ученые рассматривают бессознательное как часть сознания.

И.Дубровина Психология с.76-89. В.Крутецкий Психология с.38-45.

Конспект лекций по психологии 73-82.