Требования к современному педагогу

Общая характеристика педагогической профессии

Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что …

она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер

Возрастные особенности развития личности служат основанием для выделения следующих педагогических специальностей …

воспитатель дошкольного учреждения; учитель основной школы, преподаватель вуза, педагог-андрагог

В древности раб, сопровождавший ребенка в школу и обратно, назывался …

педагогом

Уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач определяется как педагогическая …

квалификация

Определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности называется педагогическим (-ой) …

специализацией

Педагогическая профессия представляет собой …

профессиональную деятельность по управлению процессом развития человека

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были …

жрецы

Особенности психофизиологического и социального развития личности служат основанием для выделения следующих педагогических специальностей …

логопед, сурдопедагог, тифлопедагог

 

 

Мастерство педагогического общения

 

Передача дополнительной информации педагогом через изменение звучания голоса называется ________ общением.

паралингвистическим

В реализации технологий управления на основе диалога педагогу следует …

соблюдать такт, корректность по отношению к собеседнику

Умение слушать и слышать собеседника, умение задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных ситуациях общения, умение видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умение проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться – все это компоненты …

культуры педагогического общения

Владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств, относится к …

невербальным средствам общения

Внутренняя деятельность педагога, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний, называется …

рефлексией

Способность преподавателя видеть все, что происходит вокруг него, заниматься сразу несколькими видами деятельности называется …

распределенностью внимания

27 стр., 13144 слов

Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие ...

... по организации руководства групповыми играми. 5. Определить эффективные психолого-педагогические методы развития навыков общения у детей дошкольного возраста. 5. Проанализировать результаты опытно- ... актуальность темы исследования, определяются его объект и предмет, формулируются методологические основания, цель, гипотезы и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая значимость ...

По составу участников общение может быть …

межличностным, личностно-групповым, межгрупповым

 

Психология малых групп и коллективов

Группы людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях, носят название _________ групп.

первичных

Анализ сплоченности малой группы на основе частоты и прочности коммуникативных связей в группе предложил …

Л. Фестингер

Отличительной чертой малой группы является …

проявление чувства принадлежности к группе

Опровержение индивидом мнения большинства обозначается понятием …

нонконформизма

Видимая часть устремлений человека в конфликте называется …

позицией

Сфера руководства включает в себя …

принятие решений

Устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы называется …

коллективом

 

Требования к современному педагогу

К перцептивным способностям педагога относятся …

профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция

Сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности, определяется как педагогическая (-ое) …

мастерство

Приобретение, перерабатывание и использование педагогом информации называется _______ способностями.

гностическими

Самоотверженность является высшим проявлением …

педагогического долга

 

Включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество

педагогическое новаторство

Основу педагогического образования составляет …

базовое высшее образование

Педагогическую культуру не рассматривают на __________ уровне.

синергетическом

Система доминирующих ценностно-смысловых отношений педагога к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности называется …

профессионально-личностной позицией

Креативность педагога характеризуется …

способностью к творчеству, быстротой реакции в нестандартных ситуациях, артистизмом, способностью увлекать, реагировать с юмором

Компетентность становится фактором, обеспечивающим результативность деятельности благодаря …

ее волевому компоненту

Интерес к профессии учителя, выражающийся в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями, является основой …

педагогической направленности

 

 

Внимание

Сосредоточению внимания способствуют …

организация рабочего места

напоминание себе о цели деятельности

Распределение внимания – это возможность человека …

иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов

10 стр., 4892 слов

§ 3. Особенности восприятия информации обучающимися

... победите самую ленивую память»13. На самом деле учитель в практической деятельности крайне редко учитывает особенности восприятия информации учениками, поэтому одно его воздействие и приводит к разным результатам. ... представители этой группы скорее «знают» что-либо, чем «обдумывают» это. Кинестетическая память – это память мышечная. Кинестеты могут увлекаться тем, что делают в данный момент, их ...

выполнять деятельность, состоящую из множества одновременных операций

К характеристикам произвольного внимания относятся …

целенаправленность

повышенная устойчивость

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием …

отсутствия волевого усилия

отсутствия интереса к объекту или деятельности

Условиями возникновения непроизвольного внимания являются _____, _____ объектов.

новизна

необычность

 

К характеристикам непроизвольного внимания относятся …

наличие интереса

отсутствие волевых усилий

Внимание, соответствующее ______ и ______, но уже не требующее волевых усилий и ограниченное во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма, называется послепроизвольным.

направленности деятельности

сознательно поставленным целям

Механизмом непроизвольного внимания является ______ или _______.

ориентировочный рефлекс

доминанта

 

Память

К причинам забывания относятся …

недостаточное количество повторений

интерференция

Словесно-логическая память – это память на …

логику и смысл изложения

соответствие между элементами получаемой в словесной форме информации

По характеру психической активности выделяют ______ и _____ память.

словесно-логическую

эмоциональную

К характеристикам продуктивности памяти относятся …

объем

точность

Произвольная память предполагает …

наличие цели

использование мнемотехнических приемов

По длительности сохранения информации выделяют ______ , _____ память.

кратковременную

долговременную

К процессам памяти относятся …

запоминание

сохранение

Индивидуальные особенности памяти проявляются в ________, ______ ранее усвоенной информации.

скорости запоминания и забывания

длительности сохранения

 

Восприятие

В восприятии движений участвуют _______, _______, вестибулярный, слуховой и другие анализаторы.

зрительный

двигательный

Восприятие времени – это отражение объективной _______________ и последовательности явлений действительности.

длительности

скорости

К восприятию движения относятся восприятие _________________движения.

скорости

направления

Наблюдение – это _____ и _____ восприятие предметов и явлений окружающего мира.

целенаправленное

планомерное

Субъективная продолжительность времени зависит …

от того, чем оно заполнено

от возраста

Восприятие ритма – это отражение _____ и ______стимулов при воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств.

равномерного чередования

размеренности

Апперцепция проявляется в зависимости восприятия от ________ и ________ человека.

установки

психического состояния

К зрительным иллюзиям относятся …

переоценка вертикальных линий

неправильное восприятие величины предмета

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей ... необходимо учитывать конкретную наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится речь. Смысл речевого высказывания понятен лишь исходя из ситуации общения. Исследования ...

 

Мышление и интеллект

Абстрагирование – это мыслительная операция, основанная на …

отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений

выделении основных, главных признаков предметов, явлений

По степени новизны и оригинальности найденного способа решения задач выделяют ______ и ______ мышление.

репродуктивное

продуктивное

Суждения могут быть _____ и ______.

истинными

ложными

 

К этапам решения мыслительных задач относятся …

формулировка вопроса

выдвижение гипотез

Понятия могут быть ______ и ______.

общими

единичными

По степени развернутости выделяют _______________ мышление.

интуитивное

дискурсивное

Существуют классификации видов мышления по _____ и _____.

степени развернутости

форме

В понятиях отражаются ______ и ______ свойства предметов и явлений.

общие

существенные

 

Воображение и творчество

Воображение тесно взаимосвязано с _____ и ______.

восприятием

памятью

Образы воображения отличаются между собой по ______ и ______.

степени яркости

соотношению образов с действительностью

С репродуктивным воображением соотносятся такие направления в искусстве как …

натурализм

реализм

Воссоздающее воображение – это воображение на основе …

прочитанного

услышанного

Произвольное воображение иначе обозначают термином …

активное

преднамеренное

К этапам творческого воображения относятся ______и ______.

возникновение творческой идеи

«вынашивание» замысла

К функциям воображения относятся …

планирование и программирование деятельности человека

регулирование эмоциональных состояний

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями …

ярким, живым, конкретным характером

слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению

Непроизвольное воображение иначе обозначают термином «__________».

пассивное

непреднамеренное

Гиперболизация предполагает …

изменение величины объектов в сторону преувеличения

увеличение количества деталей объектов

 

Ощущения

К свойствам ощущений относятся …

длительность

интенсивность

Чувствительность анализатора ограничивается _____ и _____ абсолютным порогом.

верхним

нижним

Существуют классификации видов ощущений по _____ и _____.

контакту с раздражителем

месту расположения рецепторов

По контакту с раздражителем выделяют _____ и _____ ощущения.

экстероцептивные

интероцептивные

Интенсивность ощущений зависит от _____ и ______.

силы действующего раздражителя

возраста человека

К экстероцептивным ощущениям относятся ощущения …

зрительные

температурные

К качествам ощущений равновесия относятся …

сила тяжести

вращение

 

 

12 стр., 5556 слов

Влияние личности педагога на развитие воспитания ребёнка

... тенденция к его толкованию качества образования через такие понятия как воспитание, развитие нравственных качеств Человека, его гражданская социализация. Однако, для большинства учителей и руководителей разного ... духовном здоровье детей. К этому побуждают негативные явления в детской и подростковой среде, связанные с отсутствием воспитания и усилением асоциального поведения. Не может быть ...

Целеполагание в педагогике. Общегосударственная цель образования

Общегосударственная цель образования …

является социальным заказом в системе общего среднего образования

сформулирована в государственном общеобразовательном стандарте

На постановку общих целей воспитания влияют …

потребности общества

идеология и политика государства

Целеполагание – это выстраивание педагогом своей профессиональной концепции, которая содержит осознание …

целей и задач воспитания и обучения в общем

целей и задач данного учебного заведения

К целям воспитания, характерным для философской концепции прагматизма, относятся …

сближение воспитания с жизнью

достижение цели воспитания путем практической деятельности

К определяющим факторам, влияющим на постановку целей воспитания, относятся …

идеология государства

политика государства

Традиционными составными частями воспитания называют …

трудовое

нравственное

С возникновением частной собственности главной целью воспитания являлось формирование …

хорошего хозяина

наследника

Естественно-культурные задачи социализации связаны с (со) _____ и _____, соответствующими определенному возрастному этапу.

определенным уровнем физического развития личности

определенным уровнем сексуального развития личности

 

Методы педагогических исследований

Анкеты бывают …

открытые

закрытые

К методам изучения педагогического опыта относятся …

наблюдение

изучение школьной документации

К методам сбора и накопления данных относят …

наблюдение

анкетирование

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач педагогический эксперимент может быть …

формирующим

констатирующим

Для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями применяются …

математические методы

статистические методы

К математическим методам исследования относятся …

регистрация

шкалирование

Методами опроса «лицом к лицу» являются …

беседа

интервью

По конечным целям эксперимент делится на …

констатирующий

преобразующий

Недостатками наблюдения как метода педагогического исследования являются …

большое количество времени

вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя

 

Педагогика как наука

Педагогика как наука отличается от житейского педагогического опыта тем, что …

систематизирует и обобщает разрозненные факты

Внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции соответствует ______________________ педагогики.

преобразовательному уровню технологической функции

Воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс является ______ педагогики.

объектом

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

... и выбора эффективных средств и мето­дов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека   В литературе можно встретить различные мнения по поводу фак­торов, ... преимущественно определяющих развитие силы мышц человека. Считается, что для увеличения мышечной силы более важными являются нервные факторы, ...

Отрасль педагогики, изучающая специфику и закономерности народного воспитания, называется …

этнопедагогикой

Объектом исследования педагогики является …

система педагогических явлений

К появлению коррекционной педагогики привела связь педагогики с …

медициной

Образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах является ______ педагогики.

предметом

Дефектология из своей структуры исключает …

исправительно-трудовую педагогику

 

Сознание человека

К характеристикам человеческого сознания относятся …

способность к коммуникации

мысленное представление и воображение действительности

Сознание управляет самыми сложными формами поведения в следующих случаях …

когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные сложные проблемы, не имеющие очевидного решения

когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации

Условиями возникновения индивидуального сознания являются …

совместная деятельность

активное общение взрослого с ребенком

Сознание управляет самыми сложными формами поведения в следующих случаях …

когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные сложные проблемы, не имеющие очевидного решения

когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации

Сознание выполняет следующие функции …

регулятивно-оценочную

порождающую (творчески-креативную)

Развитие сознания человека предполагает появление способности к ______ и ______.

познанию к окружающей действительности

творчеству

К частным характеристикам сознания относятся …

связь сознания с мышлением и речью

отражение в сознании сущностных характеристик предметов и явлений

Самосознание предполагает …

самооценку

самоконтроль

Личностные проявления бессознательного представлены в …

непроизвольных реакциях

психических явлениях

К высшей стадии психического отражения относятся …

сознание

самосознание

 

Развитие психики человека

На перцептивной стадии развития психики появляется _____ и _____.

сложная нервная система

предметно-образное отражение действительности

Л. С. Выготский выделял две зоны психического развития:

зону ближайшего развития

зону актуального развития

К симптомам кризиса трех лет относят …

негативизм

упрямство

Л. С. Выготский сформулировал следующие законы психического развития ребенка:

закон метаморфозы

закон неравномерности

Протекание возрастных кризисов зависит от __________ личности.

темперамента

характера

К симптомам подросткового кризиса относятся …

конфликтность

взрыв непослушания, грубость

Д. Б. Эльконин в основу возрастной периодизации положил следующие критерии …

социальная ситуация развития

ведущий тип деятельности

К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся _____ и _____.

темп возрастного развития

длительность периода

Интеллектуальные действия животных ______ и _______.

имеют примитивный характер

8 стр., 3610 слов

Механизм развития алкогольного поражения центральной нервной ...

... коре больших полушарий мозга, т. е. там, где сосредоточено все, что делает человека человеком. Свидетельство этого — резкое возбуждение, "бунт" подкорки, ведающей инстинктами, а также ... окружающей обстановки. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) установила: признаки расстройства деятельности центральной нервной системы возникают уже при концентрации алкоголя в крови, равной 0,05%. При ...

не являются следствием знания объективных законов природы

 

История развития научной психологии. По мнению _______, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от нее идеальна

По мнению _______, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от нее идеальна.

Платона

Анализом детских неврозов занимался …

З. Фрейд

Первые представления о психике, согласно которым каждый предмет наделен душой, имели ____________ характер.

анимистический

Утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Гуманистическая психология

Российская психологическая наука придерживается __________ взгляда на происхождение психики.

диалектико-материалистического

Душа является(-лась) предметом изучения психологии на _______ этапе.

первом

Направление в западной психологии, предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур, называется …

гештальтпсихологией

Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшим в 60-е годы XX века и противопоставляющим себя психоанализу и бихевиоризму, является …

гуманистическая психология

 

 

Психика и организм

Основной структурной и функциональной единицей нервной системы является …

нейрон

Часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов, называется ______ нервной системой.

вегетативной

Координация и регуляция всей психической деятельности является функцией ______ нервной системы.

центральной

Способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому называется …

иррадиацией

Передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней является функцией ______ нервной системы.

периферической

Теория функциональных систем создана …

П. К. Анохиным

Понятие динамического стереотипа введено в психологию …

И. П. Павловым

Активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение, называется …

торможением

Дуга состоит из рецептора, афферентного нерва, центрального звена, эфферентного звена и эффектора (мышцы или железы).

Рефлекторная

 

Предмет и методы психологии

Наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека, – это психические …

свойства

К основным методам психологии относятся …

наблюдение и эксперимент

Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира, называется …

психикой

Устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных, называются …

научными

3 стр., 1170 слов

ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

... благодаря первой сигналь­ной системе. Временная связь — важнейшее физиологическое, а вместе с тем и психическое явление, то, что в психологии называется ассо­циацией. В результате ... системы из очень большого количества нейронов. Адекватное взаимодействие человека с окружающей средой и соответствующая ей деятельность могут происходить лишь при условии, что органы чувств снабжают центральную нервную ...

Метод _________________ предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

независимых характеристик

Психические _________ имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

процессы

Наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает.

Включенное

К характеристике совершенства методов относится …

валидность

Научные знания характеризуются …

обобщенностью

Метод опосредованного изучения психологических явлений по результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности людей, называется методом …

анализа результатов деятельности

 

Психология личности

Система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества проявляется в …

ценностных ориентациях

Сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей, называют …

индивидуальностью

Социальная типология характера, предложенная Э. Фроммом, основана на отношении человека к ______ и _______.

нравственным ценностям

жизни, обществу

Личностный смысл понимается как ________ отношение личности к явлениям объективной действительности.

субъективное

Автором типологии личности по типам акцентуации характера является …

К. Леонгард

Сторонниками типологического направления в исследовании личности являются …

К. Хорни

Ведущим компонентом в структуре личности является …

направленность

Подход к определению личности, базирующийся на взаимодействии внутренних и внешних факторов, а также собственной активности субъекта, называется …

интерактивным

Система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества проявляется в …

ценностных ориентациях

Главным в характеристике личности является ее _____ сущность.

общественная

Интересы – это эмоциональные проявления ________ потребностей человека.

познавательных

Когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели свидетельствует о …

завышенном уровне притязаний