Общая характеристика педагогической профессии
Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что …
она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер
Возрастные особенности развития личности служат основанием для выделения следующих педагогических специальностей …
воспитатель дошкольного учреждения; учитель основной школы, преподаватель вуза, педагог-андрагог
В древности раб, сопровождавший ребенка в школу и обратно, назывался …
педагогом
Уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач определяется как педагогическая …
квалификация
Определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности называется педагогическим (-ой) …
специализацией
Педагогическая профессия представляет собой …
профессиональную деятельность по управлению процессом развития человека
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были …
жрецы
Особенности психофизиологического и социального развития личности служат основанием для выделения следующих педагогических специальностей …
логопед, сурдопедагог, тифлопедагог
Мастерство педагогического общения
Передача дополнительной информации педагогом через изменение звучания голоса называется ________ общением.
паралингвистическим
В реализации технологий управления на основе диалога педагогу следует …
соблюдать такт, корректность по отношению к собеседнику
Умение слушать и слышать собеседника, умение задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных ситуациях общения, умение видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умение проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться – все это компоненты …
культуры педагогического общения
Владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств, относится к …
невербальным средствам общения
Внутренняя деятельность педагога, ориентированная на самопознание, осмысление своих действий и состояний, называется …
рефлексией
Способность преподавателя видеть все, что происходит вокруг него, заниматься сразу несколькими видами деятельности называется …
распределенностью внимания
Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие ...
... по организации руководства групповыми играми. 5. Определить эффективные психолого-педагогические методы развития навыков общения у детей дошкольного возраста. 5. Проанализировать результаты опытно- ... актуальность темы исследования, определяются его объект и предмет, формулируются методологические основания, цель, гипотезы и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая значимость ...
По составу участников общение может быть …
межличностным, личностно-групповым, межгрупповым
Психология малых групп и коллективов
Группы людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на их индивидуальных особенностях, носят название _________ групп.
первичных
Анализ сплоченности малой группы на основе частоты и прочности коммуникативных связей в группе предложил …
Л. Фестингер
Отличительной чертой малой группы является …
проявление чувства принадлежности к группе
Опровержение индивидом мнения большинства обозначается понятием …
нонконформизма
Видимая часть устремлений человека в конфликте называется …
позицией
Сфера руководства включает в себя …
принятие решений
Устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы называется …
коллективом
Требования к современному педагогу
К перцептивным способностям педагога относятся …
профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция
Сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности, определяется как педагогическая (-ое) …
мастерство
Приобретение, перерабатывание и использование педагогом информации называется _______ способностями.
гностическими
Самоотверженность является высшим проявлением …
педагогического долга
Включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество
педагогическое новаторство
Основу педагогического образования составляет …
базовое высшее образование
Педагогическую культуру не рассматривают на __________ уровне.
синергетическом
Система доминирующих ценностно-смысловых отношений педагога к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности называется …
профессионально-личностной позицией
Креативность педагога характеризуется …
способностью к творчеству, быстротой реакции в нестандартных ситуациях, артистизмом, способностью увлекать, реагировать с юмором
Компетентность становится фактором, обеспечивающим результативность деятельности благодаря …
ее волевому компоненту
Интерес к профессии учителя, выражающийся в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями, является основой …
педагогической направленности
Внимание
Сосредоточению внимания способствуют …
организация рабочего места
напоминание себе о цели деятельности
Распределение внимания – это возможность человека …
иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов
§ 3. Особенности восприятия информации обучающимися
... победите самую ленивую память»13. На самом деле учитель в практической деятельности крайне редко учитывает особенности восприятия информации учениками, поэтому одно его воздействие и приводит к разным результатам. ... представители этой группы скорее «знают» что-либо, чем «обдумывают» это. Кинестетическая память – это память мышечная. Кинестеты могут увлекаться тем, что делают в данный момент, их ...
выполнять деятельность, состоящую из множества одновременных операций
К характеристикам произвольного внимания относятся …
целенаправленность
повышенная устойчивость
Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием …
отсутствия волевого усилия
отсутствия интереса к объекту или деятельности
Условиями возникновения непроизвольного внимания являются _____, _____ объектов.
новизна
необычность
К характеристикам непроизвольного внимания относятся …
наличие интереса
отсутствие волевых усилий
Внимание, соответствующее ______ и ______, но уже не требующее волевых усилий и ограниченное во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма, называется послепроизвольным.
направленности деятельности
сознательно поставленным целям
Механизмом непроизвольного внимания является ______ или _______.
ориентировочный рефлекс
доминанта
Память
К причинам забывания относятся …
недостаточное количество повторений
интерференция
Словесно-логическая память – это память на …
логику и смысл изложения
соответствие между элементами получаемой в словесной форме информации
По характеру психической активности выделяют ______ и _____ память.
словесно-логическую
эмоциональную
К характеристикам продуктивности памяти относятся …
объем
точность
Произвольная память предполагает …
наличие цели
использование мнемотехнических приемов
По длительности сохранения информации выделяют ______ , _____ память.
кратковременную
долговременную
К процессам памяти относятся …
запоминание
сохранение
Индивидуальные особенности памяти проявляются в ________, ______ ранее усвоенной информации.
скорости запоминания и забывания
длительности сохранения
Восприятие
В восприятии движений участвуют _______, _______, вестибулярный, слуховой и другие анализаторы.
зрительный
двигательный
Восприятие времени – это отражение объективной _______________ и последовательности явлений действительности.
длительности
скорости
К восприятию движения относятся восприятие _________________движения.
скорости
направления
Наблюдение – это _____ и _____ восприятие предметов и явлений окружающего мира.
целенаправленное
планомерное
Субъективная продолжительность времени зависит …
от того, чем оно заполнено
от возраста
Восприятие ритма – это отражение _____ и ______стимулов при воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств.
равномерного чередования
размеренности
Апперцепция проявляется в зависимости восприятия от ________ и ________ человека.
установки
психического состояния
К зрительным иллюзиям относятся …
переоценка вертикальных линий
неправильное восприятие величины предмета
Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...
... речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической речи детей ... необходимо учитывать конкретную наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится речь. Смысл речевого высказывания понятен лишь исходя из ситуации общения. Исследования ...
Мышление и интеллект
Абстрагирование – это мыслительная операция, основанная на …
отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений
выделении основных, главных признаков предметов, явлений
По степени новизны и оригинальности найденного способа решения задач выделяют ______ и ______ мышление.
репродуктивное
продуктивное
Суждения могут быть _____ и ______.
истинными
ложными
К этапам решения мыслительных задач относятся …
формулировка вопроса
выдвижение гипотез
Понятия могут быть ______ и ______.
общими
единичными
По степени развернутости выделяют _______________ мышление.
интуитивное
дискурсивное
Существуют классификации видов мышления по _____ и _____.
степени развернутости
форме
В понятиях отражаются ______ и ______ свойства предметов и явлений.
общие
существенные
Воображение и творчество
Воображение тесно взаимосвязано с _____ и ______.
восприятием
памятью
Образы воображения отличаются между собой по ______ и ______.
степени яркости
соотношению образов с действительностью
С репродуктивным воображением соотносятся такие направления в искусстве как …
натурализм
реализм
Воссоздающее воображение – это воображение на основе …
прочитанного
услышанного
Произвольное воображение иначе обозначают термином …
активное
преднамеренное
К этапам творческого воображения относятся ______и ______.
возникновение творческой идеи
«вынашивание» замысла
К функциям воображения относятся …
планирование и программирование деятельности человека
регулирование эмоциональных состояний
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями …
ярким, живым, конкретным характером
слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению
Непроизвольное воображение иначе обозначают термином «__________».
пассивное
непреднамеренное
Гиперболизация предполагает …
изменение величины объектов в сторону преувеличения
увеличение количества деталей объектов
Ощущения
К свойствам ощущений относятся …
длительность
интенсивность
Чувствительность анализатора ограничивается _____ и _____ абсолютным порогом.
верхним
нижним
Существуют классификации видов ощущений по _____ и _____.
контакту с раздражителем
месту расположения рецепторов
По контакту с раздражителем выделяют _____ и _____ ощущения.
экстероцептивные
интероцептивные
Интенсивность ощущений зависит от _____ и ______.
силы действующего раздражителя
возраста человека
К экстероцептивным ощущениям относятся ощущения …
зрительные
температурные
К качествам ощущений равновесия относятся …
сила тяжести
вращение
Влияние личности педагога на развитие воспитания ребёнка
... тенденция к его толкованию качества образования через такие понятия как воспитание, развитие нравственных качеств Человека, его гражданская социализация. Однако, для большинства учителей и руководителей разного ... духовном здоровье детей. К этому побуждают негативные явления в детской и подростковой среде, связанные с отсутствием воспитания и усилением асоциального поведения. Не может быть ...
Целеполагание в педагогике. Общегосударственная цель образования
Общегосударственная цель образования …
является социальным заказом в системе общего среднего образования
сформулирована в государственном общеобразовательном стандарте
На постановку общих целей воспитания влияют …
потребности общества
идеология и политика государства
Целеполагание – это выстраивание педагогом своей профессиональной концепции, которая содержит осознание …
целей и задач воспитания и обучения в общем
целей и задач данного учебного заведения
К целям воспитания, характерным для философской концепции прагматизма, относятся …
сближение воспитания с жизнью
достижение цели воспитания путем практической деятельности
К определяющим факторам, влияющим на постановку целей воспитания, относятся …
идеология государства
политика государства
Традиционными составными частями воспитания называют …
трудовое
нравственное
С возникновением частной собственности главной целью воспитания являлось формирование …
хорошего хозяина
наследника
Естественно-культурные задачи социализации связаны с (со) _____ и _____, соответствующими определенному возрастному этапу.
определенным уровнем физического развития личности
определенным уровнем сексуального развития личности
Методы педагогических исследований
Анкеты бывают …
открытые
закрытые
К методам изучения педагогического опыта относятся …
наблюдение
изучение школьной документации
К методам сбора и накопления данных относят …
наблюдение
анкетирование
В зависимости от характера решаемых исследовательских задач педагогический эксперимент может быть …
формирующим
констатирующим
Для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями применяются …
математические методы
статистические методы
К математическим методам исследования относятся …
регистрация
шкалирование
Методами опроса «лицом к лицу» являются …
беседа
интервью
По конечным целям эксперимент делится на …
констатирующий
преобразующий
Недостатками наблюдения как метода педагогического исследования являются …
большое количество времени
вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя
Педагогика как наука
Педагогика как наука отличается от житейского педагогического опыта тем, что …
систематизирует и обобщает разрозненные факты
Внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции соответствует ______________________ педагогики.
преобразовательному уровню технологической функции
Воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс является ______ педагогики.
объектом
Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека
... и выбора эффективных средств и методов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека В литературе можно встретить различные мнения по поводу факторов, ... преимущественно определяющих развитие силы мышц человека. Считается, что для увеличения мышечной силы более важными являются нервные факторы, ...
Отрасль педагогики, изучающая специфику и закономерности народного воспитания, называется …
этнопедагогикой
Объектом исследования педагогики является …
система педагогических явлений
К появлению коррекционной педагогики привела связь педагогики с …
медициной
Образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах является ______ педагогики.
предметом
Дефектология из своей структуры исключает …
исправительно-трудовую педагогику
Сознание человека
К характеристикам человеческого сознания относятся …
способность к коммуникации
мысленное представление и воображение действительности
Сознание управляет самыми сложными формами поведения в следующих случаях …
когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные сложные проблемы, не имеющие очевидного решения
когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации
Условиями возникновения индивидуального сознания являются …
совместная деятельность
активное общение взрослого с ребенком
Сознание управляет самыми сложными формами поведения в следующих случаях …
когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные сложные проблемы, не имеющие очевидного решения
когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации
Сознание выполняет следующие функции …
регулятивно-оценочную
порождающую (творчески-креативную)
Развитие сознания человека предполагает появление способности к ______ и ______.
познанию к окружающей действительности
творчеству
К частным характеристикам сознания относятся …
связь сознания с мышлением и речью
отражение в сознании сущностных характеристик предметов и явлений
Самосознание предполагает …
самооценку
самоконтроль
Личностные проявления бессознательного представлены в …
непроизвольных реакциях
психических явлениях
К высшей стадии психического отражения относятся …
сознание
самосознание
Развитие психики человека
На перцептивной стадии развития психики появляется _____ и _____.
сложная нервная система
предметно-образное отражение действительности
Л. С. Выготский выделял две зоны психического развития:
зону ближайшего развития
зону актуального развития
К симптомам кризиса трех лет относят …
негативизм
упрямство
Л. С. Выготский сформулировал следующие законы психического развития ребенка:
закон метаморфозы
закон неравномерности
Протекание возрастных кризисов зависит от __________ личности.
темперамента
характера
К симптомам подросткового кризиса относятся …
конфликтность
взрыв непослушания, грубость
Д. Б. Эльконин в основу возрастной периодизации положил следующие критерии …
социальная ситуация развития
ведущий тип деятельности
К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся _____ и _____.
темп возрастного развития
длительность периода
Интеллектуальные действия животных ______ и _______.
имеют примитивный характер
Механизм развития алкогольного поражения центральной нервной ...
... коре больших полушарий мозга, т. е. там, где сосредоточено все, что делает человека человеком. Свидетельство этого — резкое возбуждение, "бунт" подкорки, ведающей инстинктами, а также ... окружающей обстановки. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) установила: признаки расстройства деятельности центральной нервной системы возникают уже при концентрации алкоголя в крови, равной 0,05%. При ...
не являются следствием знания объективных законов природы
История развития научной психологии. По мнению _______, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от нее идеальна
По мнению _______, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от нее идеальна.
Платона
Анализом детских неврозов занимался …
З. Фрейд
Первые представления о психике, согласно которым каждый предмет наделен душой, имели ____________ характер.
анимистический
Утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.
Гуманистическая психология
Российская психологическая наука придерживается __________ взгляда на происхождение психики.
диалектико-материалистического
Душа является(-лась) предметом изучения психологии на _______ этапе.
первом
Направление в западной психологии, предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур, называется …
гештальтпсихологией
Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшим в 60-е годы XX века и противопоставляющим себя психоанализу и бихевиоризму, является …
гуманистическая психология
Психика и организм
Основной структурной и функциональной единицей нервной системы является …
нейрон
Часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов, называется ______ нервной системой.
вегетативной
Координация и регуляция всей психической деятельности является функцией ______ нервной системы.
центральной
Способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому называется …
иррадиацией
Передача раздражений внешней среды в центральную нервную систему и ответных команд из последней является функцией ______ нервной системы.
периферической
Теория функциональных систем создана …
П. К. Анохиным
Понятие динамического стереотипа введено в психологию …
И. П. Павловым
Активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение, называется …
торможением
Дуга состоит из рецептора, афферентного нерва, центрального звена, эфферентного звена и эффектора (мышцы или железы).
Рефлекторная
Предмет и методы психологии
Наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека, – это психические …
свойства
К основным методам психологии относятся …
наблюдение и эксперимент
Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира, называется …
психикой
Устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных, называются …
научными
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc
... благодаря первой сигнальной системе. Временная связь — важнейшее физиологическое, а вместе с тем и психическое явление, то, что в психологии называется ассоциацией. В результате ... системы из очень большого количества нейронов. Адекватное взаимодействие человека с окружающей средой и соответствующая ей деятельность могут происходить лишь при условии, что органы чувств снабжают центральную нервную ...
Метод _________________ предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.
независимых характеристик
Психические _________ имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
процессы
Наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает.
Включенное
К характеристике совершенства методов относится …
валидность
Научные знания характеризуются …
обобщенностью
Метод опосредованного изучения психологических явлений по результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности людей, называется методом …
анализа результатов деятельности
Психология личности
Система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества проявляется в …
ценностных ориентациях
Сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей, называют …
индивидуальностью
Социальная типология характера, предложенная Э. Фроммом, основана на отношении человека к ______ и _______.
нравственным ценностям
жизни, обществу
Личностный смысл понимается как ________ отношение личности к явлениям объективной действительности.
субъективное
Автором типологии личности по типам акцентуации характера является …
К. Леонгард
Сторонниками типологического направления в исследовании личности являются …
К. Хорни
Ведущим компонентом в структуре личности является …
направленность
Подход к определению личности, базирующийся на взаимодействии внутренних и внешних факторов, а также собственной активности субъекта, называется …
интерактивным
Система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества проявляется в …
ценностных ориентациях
Главным в характеристике личности является ее _____ сущность.
общественная
Интересы – это эмоциональные проявления ________ потребностей человека.
познавательных
Когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели свидетельствует о …
завышенном уровне притязаний