Психическое – душа: индивидуальная и коллективная

Лекция 4. Понятие личности в аналитической психологии К.Г.Юнга.

Аналитическая психология Г.Юнг. Бессознательное. Архетип. Интроверсия и экстраверсия. Функции: мышление, чувства, ощущения, интуиция. Понятие «Эго». Персона. Тень. Анима и Анимус. Самость. Психологический рост: индивидуация

 

Методические рекомендации к изучению темы:При изучении темы следует помнить об основных положениях аналитической психологии К.Г.Юнга:

Теория К.Г. Юнга базируется на допущении о трансформационных процессах индивидуации, которые разворачиваются в каждом человеке по путям, заложенным в уникальном потенциале Самости. «Я» как носитель дифференцированного сознания — более поздний продукт в развитии человека. Центром души является Самость. Понятие бессознательного у К.Г. Юнга включает сферу личного бессознательного, производного от впечатлений детства и сферу коллективного бессознательного — источника уникального созидательного потенциала, обеспечивающего доступ к психологическому наследию человеческого опыта с первобытных времен. Хотя Самость и несет в себе центральный организующий принцип души, она всеобъемлюща для непосредственных встреч с «Я», и потому контакты с архетипическим миром осуществляются в основном через «персону», «тень», «аниму» или «анимус». Персона и тень составляют пару противоположностей. Персона развивается ближе к сознанию, чем другие архетипические силы. Это социальная маска, соответствующая социальным ролям. В оппозиции к «персоне» находится «тень», составленная из личных качеств, вытесненных из сознания в процессе формирования комплексов, в сочетании с архетипическими ядрами, несущими в себе как темноту всемирного «зла», так и творческий потенциал порождающей энергии. Мужской принцип в душе женщины обозначен термином «анимус», а женский принцип в душе мужчины — термином «анима».

При изучении материала следует знать основные категории:индивидуальное и коллективное бессознательное, архетипы, эго-ориентации и психические функции, типы личности, архетипы личности, индивидуация

 

Психическое – душа: индивидуальная и коллективная

Термин «психическое» К.Г.Юнг использует как эквивалент термина «душа», и оба термина в своих работах он использует как взаимозаменяемые. Понятие душа описывает более широкий спектр явлений и дает больше ассоциаций. Юнг выделяет индивидуальную душу с ее конфликтами, противоречиями, уникальностью и коллективную душу – чувство общности, разделяемой с другими людьми, проявление божественного разума, выходящего за пределы человеческого понимания.

7 стр., 3450 слов

1.Понятие сознательного и бессознательного в психологии

... ставится под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего ... и политических проблем. Юнг заявлял: "Моя жизнь пронизана одной идеей и сосредоточена на одной цели, а именно: на проникновении в тайну личности. Все может быть ...

Бессознательное: личное и коллективное

Бессознательное как целое представлено двумя частями: личным бессознательным и коллективным бессознательным.

Личное бессознательное (субъективная психика) — поверхностный слой психики содержит содержания, которые могут стать осознанными. Это – бывшие содержания сознания, подпогроговые впечатления, различные комбинации слабы и неясных представлений. Если эти содержания реализуются в сознании, они переживаются как принадлежащие «Я».

«Наши бессознательные желания подобно нашему телу, являются кладовой обломков и воспоминаний прошлого» К.Г.Юнг

Коллективное бессознательное (объективная психика) складывается из «содержаний», которые не могут быть ассимилированы индивидуальным «Я». Такое содержание принадлежит всему человечеству, этносу, народу, группе. Коллективное (трансперсональное) бессознательное с ядром всего психического материала не проходит через личный опыт. Его составляющие и образы появляются, распределяясь между людьми всех временных периодов и всех культур. Некоторые психологи, например Б. Скиннер, безоговорочно приняли, что каждый человек рождается как «чистая доска», «tabula rasa»; следовательно, психическое развитие возможно только через их личный опыт. К.Г.Юнг постулирует, что психика новорожденного ребенка уже хранит структуру, определяющую и каналы всего дальнейшего развития, и способы взаимодействия со средой. Эта базовая структура является, по существу, одинаковой у всех детей. Согласно Юнгу, люди рождаются с психологическим наследством, так же как с биологическим. Хотя далее оно развивается по-разному и приобретает уникальность.

«Оно [коллективное бессознательное] больше похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на что-либо, найденное внутри нас. Это просто неизвестная величина» К.Г.Юнг

 

«Как человеческое тело представляет целый музей органов, каждый с долгим эволюционным периодом, так и психика, по нашему предположению, организована подобным образом. Она может быть продуктом без историй не больше, чем тело, в котором она существует» К.Г.Юнг

 

Архетип

Архетипы — это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами. Они являются изначальными образами, воспоминаниями об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного.

«Изначальный означает «первый» или «исходный»; следовательно, первый образ относится к самому раннему развитию психики. Человек наследует эти образы из прошлого своих предков, прошлого, которое включает всех человеческих предков, так же как и дочеловеческих, и животных» К.Г.Юнг

К.Г. Юнг постулировал идею архетипа, изучив рассказы своих пациентов. Ряд пациентов Юнга описывали сны и фантазии, включавшие удивительные идеи и образы, содержание которых не могло быть прослежено из прошлого опыта. К.Г. Юнг предположил, что в коллективном бессознательном есть уровень образности. Он также открыл тесную связь между содержанием снов пациентов и мифическими и религиозными темами, найденными им в разных культурах. Согласно К.Г. Юнгу, архетипы являются структурно-формирующими элементами внутри бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы, которые доминируют и в существовании личных фантазий, и в мифологиях всей культуры. Архетипы обнажают «готовность продуцировать вновь и вновь одинаковые или сходные мифические идеи». Они имеют тенденцию появляться как основные паттерны — повторяющиеся ситуации и персонажи. Архетипические ситуации включают поиск, который осуществляет герой, путешествие по ночному морю и битву за освобождение от матери и пр. Архетипические фигуры — это божественный ребенок, двойник, старый мудрец и предвечная мать. Каждая из главных черт личности является архетипом. Эти структуры включают также эго, персону, тень, аниму (у мужчин), анимус (у женщин) и самость.

Персона

Посредник между «эго» и внешним миром. Это общественное лицо, принятое человеком по отношению к другим людям. Персона состоит из элементов, частично базирующихся на личных пристрастиях человека, и также на базе социальных ожиданий. Персона выступает, как своеобразная «кожа», оберегающая внутреннее «личное» от посторонних взглядов. Термин персона пришел из латыни, означая «маска», или «фальшивое лицо». Масканадевалась актерами в Древнем Риме. Чтобы социально функционировать, человек играет роль, используя приемы, свойственные этой роли. Даже тогда, когда он не может приспособиться к чему-либо, роли продолжают работать. Персона имеет негативные и позитивные аспекты. Негативный аспект состоит в том, что доминирующая персона может подавить человека. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей. Юнг назвал персону «архетипом конформности». Как часть своей позитивной функции, она ограждает Эго и психику от различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Персона является также ценным инструментом для общения. Персона может быть символически выражена через объекты, которые используются, чтобы закрыть свое тело (одежда или покрывало), и через инструменты (лопата или портфель).

Таким образом, обычные предметы становятся символами идентификации человека. Термин символ статуса (машина, дом или диплом) выражает понимание обществом важности имиджа. Все эти символы могут быть найдены в сновидениях, как репрезентации персоны. Например, как отражение сильной персоной персонаж сновидения слишком нарядно одет или стеснен большим количеством одежды. Отражение слабой персоны – образ голого человека или в открытой одежде. Одним из возможных выражений неадекватной персоны может быть фигура, не имеющая кожи.

Понятие «Эго»

«Эго» – это знак личности, место пребывания индивидуальности и всех психических содержаний, которые осознаются. Бессознательное включает все психические элементы, которые выходят за пределы сознательного представления, и с «эго» не связаны. «Эго» – это комплекс, или чувственно окрашенная группа представлений о себе, имеющая сознательные и бессознательные аспекты, одновременно личная и коллективная структура. «Эго» – это то, как человек видит и понимает себя, наряду с сознательными и бессознательными чувствами, сопровождающими это видение и понимание. «Эго» – это с таким трудом завоеванное самосознание, которое «из человека делает человека». «Эго» – это комплекс, который имеет недавнюю историю, и потому он является достаточно хрупким. Сущность человека укорена в универсуме, который гораздо больше, чем мимолетный образ себя и сознательное представление о себе. Когда «эго» теряет контакт с самостью, то человек испытывает тревожное чувство отчуждения или психотическое настроение (депрессию, чувство одиночества и пр.) Когда эго слишком тесно связано с самостью, без всяких на то оснований, человек ведет себя помпезно, выступает как образец всемогущества.

Функции Эго: мышление, чувства, ощущения, интуиция

К.Г. Юнг идентифицировал четыре фундаментальные психологические функции: мышление, чувства, ощущения, интуицию.

Рисунок: Функции над горизонтальной линией лучше развиты, более осознанны, те, что ниже линии,— менее развиты, менее осознанны. В данном примере, ведущая функция – интуиция, вспомогательная функция – чувство, подчиненная функция – ощущения.

Мышление и чувства являются альтернативными способами формирования мнения, принятия решений и развития различных отношений. Это функции рациональные, поскольку мышление оценивает с позиций «истина-ложь», а чувства с – позиций «приемлемо- неприемлемо».

Ø Мышление – есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. Мышление отвечает на вопросы: «Что есть данная вещь?». Дает имя вещи и вводит понятие. Для него очень ценны содержание и общие принципы.

Ø Чувства – функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Ценность включает в себя измерения – «хорошо и плохо», «верно и неверно». Чувства отвечают на вопрос: «Насколько это ценно?» и часто противопоставлены логическим основаниям.

Ощущения и интуиция — способы сбора информации. Функции ощущения и интуиции считаются иррациональными – внешним и внутренним восприятием, не зависящим от каких либо оценок.

Ø Ощущения информирует о том, что нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют в действительности, сами по себе. Они опираются на чувственный опыт восприятия деталей и конкретных фактов: зрением, осязанием, обонянием. Ощущение задает вопрос: «Что я воспринимаю?». Интуиция – восприятие через бессознательное, этопостижение информации в терминах возможностей, прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов. Интуиция задает вопрос: «Что могло бы случиться?». Люди с сильной интуицией очень быстро продуцируют смыслы и часто не могут отделить собственные интерпретации от необработанных сенсорных данных. Интуитивисты быстро интегрируют новую информацию, автоматически связывая с новую информацию с прошлым опытом.

У каждого человека имеются все четыре функции. Одна из них является обычно более развитой, чем остальные. Юнг назвал эту функцию ведущей. Еще одна функция ( как правило из другой пары) может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей, ее называют вспомогательная. Функция, которая развита меньше остальных, пребывает в бессознательном, и оказывается подчиненной.Она является менее осознанной, наиболее примитивной и недифференцированной. Для некоторых людей она может представлять что-то вроде демонического влияния, потому что они могут лишь в очень малой степени понять ее и совсем не могут контролировать. Например, выраженный интуитивный тип, который не соприкасается со своей функцией восприятия, может расценить опыт сексуальных импульсов как таинственный или даже опасный. Менее представленная в сознании низшая функция может служить проводником в бессознательное.

«Чтобы сориентироваться, мы должны иметь функцию, которая удостоверяет, что что-то находится здесь (восприятие); вторую функцию, которая устанавливает, что именно есть (мышление); третью, устанавливающую, подходит это нам или нет, хотим мы принять это или нет (чувство); и четвертую функцию, которая указывает, откуда это пришло и в каком направлении будет развиваться (интуиция)» (Юнг, 1942,).

Любая из функций существует также в интровертной или экстравертной форме.

Интроверсия и экстраверсия

Интроверсия и экстраверсия – это эго ориентации. Интроверту комфортнее с внутренним миром мыслей и чувств, тогда как экстраверт чувствует себя «в своей тарелке» в мире объектов и других людей. Нет чистых интровертов или чистых экстравертов. Юнг сравнивал эти два способа поведения с сердцебиением: есть ритмическое чередование между циклами сокращения (интроверсия) и циклами расширения (экстраверсия).

Тем не менее, каждый индивид предпочитает один или другой аттитюд и чаще действует в ключе предпочитаемого аттитюда. Эти же качества определяют баланс между сознанием и бессознательным:

«В случае экстраверта вы обнаружите, что его бессознательное имеет интровертные черты, потому что все экстравертные проявлены в его сознании, а интровертные оставлены в бессознательном» (К.Г.Юнг).

В одних случаях более уместна интроверсия, в других — экстраверсия.

То и другое взаимно исключается; вы не можете в один и тот же момент вести себя и как интроверт, и как экстраверт. У каждого способа свои преимущества. Самое лучшее — быть гибким и использовать более подходящий к ситуации аттитюд, то есть действовать в ключе динамического баланса между ними и не развивать фиксированные, ригидные способы ответа миру.

Интроверты интересуются в основном своими мыслями и чувствами и, находясь в своем внутреннем мире, могут потерять соприкосновение с миром внешним. Экстраверты активно включены в мир людей и вещей; они, как правило, более социальны и более осведомлены о том, что происходит в окружающем мире. Они нуждаются в том, чтобы защищать других, доминируя благодаря внешним обстоятельствам. Но от внутреннего мира они отчуждены. Жестко себя ведущие представители деловых кругов, не понимающие человеческих чувств и отношений, являются классическим примером несбалансированной экстраверсии. Интроверты видят мир в том ключе, в каком он влияет на них, тогда как экстраверты больше связаны со своим воздействием на мир.

Функциональные типы – разнообразие психической структуры

Мыслительный тип

Чаще встречается у мужчин. Ментальная жизнь сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке жизненного опыта под эти формулы. Мыслительные типы — прекрасные составители планов; они стремятся следовать своим планам и абстрактным теориям даже тогда, когда те опровергаются жизнью. Чувства оказываются подчиненной функцией, поэтому человеческие отношения сохраняются и поддерживаются до тех пор, пока они служат управляющим интеллектуальным формулам, во всех остальных случаях они приносятся в жертву.

Чувственный тип

Чаще встречается у женщин. Главной целью является утверждение и развитие отношений партнерства. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других людей, переживания эмоционального контакта с ними – основная черта этого типа. В отношении личных дел других людей может проявляться чрезмерное любопытство, нездоровый интерес. Поскольку мыслительная функция является подчиненной, способность к абстрактному суждению не велика. Мышление используется в той степени, в какой оно обслуживает интересы чувственных взаимоотношений.

Сенсорный (ощущающий) тип

Характеризуется умением приспосабливаться к реальности «здесь и сейчас», реагирует на непосредственную ситуацию, Он работает с инструментами и материалами лучше, чем это делает любой другой тип, без излишних размышлений и туманного воображения. Фактически подавляет все интуитивные фантазии как нереалистические.

Интуитивный тип

Мотивирован потоком видений, предчувствий, он как бы развернут во времени в прошлое или будущее. Находит связи между вещами, которые для других кажутся не связанными. Его разум работает скачкообразно и трудно проследить его действия. В реальной жизни такой человек часто непонятен окружающим.

Функциональные типы в реальной жизни в чистом виде встречаются редко. Обычно развитие вспомогательных функций сглаживает остроту проявлений. Каждая из функций может быть ориентирована либо экстравертно, либо интровертно. В результате К.Г.Юнг описал восемь типов в труде « Психологические типы».

Таблица: Психологические типы К. Г. Юнга

  Рациональные Иррациональные
Экстраверты Экстравертный мыслительный тип Экстравертный чувствующий тип Экстравертный ощущающий тип Экстравертный интуитивный тип
Интроверты Интровертный мыслительный тип Интровертный чувствующий тип Интровертный ощущающий тип Интровертный интуитивный тип

 

Тень

Тень находит свое место между «эго» и внутренним миром бессознательного. Тень — это сплав личностных характеристик и психических потенций, о которых индивид не имеет никакого представления, которые не осознает. Он включает в себя материал, подавленный сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты. Будучи вытесняемой или отрицаемой тень продолжает работать за сценой, вызывая всевозможные виды невротического и навязчивого поведения.

 

«Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому» (К.Г.Юнг).

В сновидениях фигура тени может появиться как животное, карлик, бродяга или любая другая подчиненная фигура. Подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго. Тень часто является в опыте снов как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Тень наиболее опасна, когда неузнана. В этом случае человек проецирует свои нежелательные черты на других или подавляется тенью, не понимая этого. Но тень является интегральной частью нашей природы и никогда не может быть полностью уничтожена. Личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующую во всех нас. Тень — кладовая значительной инстинктивной энергии, спонтанной и жизненной — является главным источником творческой энергии. Подобно всем архетипам, тень уходит корнями в коллективное бессознательное, и это может открыть доступ к множеству ценного бессознательного материала, отвергаемого эго и персоной. Установление контакта с тенью — пожизненный процесс всматривания и правдивого отражения того, что мы видим. Надо только удержаться в нашем основном, аутентичном ядре, нашей сокровенной самости (Франц, 1995).

Анима и Анимус

Анима представляет собой автономное психическое содержание в мужской личности, которое условно можно назвать «внутренней женщиной». Анима психически воспроизводит женское начало у мужчины и символически представлена женской фигурой – галереей образов от проститутки – совратительницы до мудрой святой, духовной наставницы. Мужская влюбленность как состояние есть проекция Анимы.

«Каждый мужчина несет внутри себя вечный образ женщины, не образ той или другой конкретной женщины, но определенный феминный образ. Этот образ является… отпечатком или «архетипом» опыта всех женских предков, хранилищем, так сказать, всех впечатлений, когда-либо приобретенных женщинами.…Так как этот образ является неосознанным, он всегда бессознательно проецируется на любимого человека, и это одна из главных причин для страстного влечения или отвращения» (К.Г.Юнг).

Анимус представляет мужские психические элементы в психологии женщины. Символически это выражено рядом мужских фигур, начиная от страшного насильника до святого, пронизанного светом и добротой. Если анима представляет собой эмоциональное начало, то анимус представляет собой начало рациональное. Согласно Юнгу, родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на развитие анимы или анимуса ребенка. Все связи с объектами противоположного пола, включая родителей, подвержены сильному воздействию фантазий анимы или анимуса. Этот архетип является одним из наиболее влиятельных регуляторов поведения. Он проявляется в снах и фантазиях как персонажи противоположного пола и функционирует в качестве важнейшего посредника между процессами сознания и бессознательного. Он ориентирован преимущественно на внутренние процессы, так же как персона ориентирована на внешние процессы.

Самость

Самость — наиболее важный и трудный для понимания архетип. Юнг назвал самость главным архетипом, архетипом психологического строя и целостности личности. Самость — «архетип центрированности». Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость определяет функционирование целостной психики методом интеграции. Согласно Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и является самостью» (К.Г.Юнг).

Самость изображается в снах и образах или безлично (как круг, мандала, кристалл, камень), или персонифицированно (как королевская чета, божественный ребенок или другие символы божественности).

Великие духовные учителя, такие, как Христос, Магомет и Будда, являются также и символами самости. Это символы целостности, единства, примирения противоположностей и динамического равновесия — целей процесса индивидуации .

Психологический рост: индивидуация

У каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, что психика имеет врожденное стремление к целостности. Эта идея подобна понятию самореализации А. Маслоу, но базируется на более сложной теории психики, чем концепция последнего.

«Индивидуация означает становление единого, цельного существа, и так как „индивидуальность“ содержит в себе нашу сокровенную, совершенную и несравненную уникальность, индивидуация означает еще и ожидание нашей собственной самости. Мы, следовательно, могли бы интерпретировать индивидуацию как „путь к личности“ или „самореализацию“» К.Г.Юнг

Индивидуация — естественный, органичный процесс. Подобно любому естественному процессу, индивидуация может чем-то блокироваться или ей могут мешать. Индивидуация — процесс достижения целостности и, таким образом, стремление к большей свободе. Этот процесс включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. Когда люди становятся более интегрированными, они начинают выражать эти архетипы более тонкими и сложными способами. С точки зрения эго рост и развитие включают интегрирование в сознание нового материала, это процесс приобретения знаний о мире и о себе. Рост для эго — лишь возрастание осведомленности сознания. Индивидуация, напротив, является развитием самости, а с точки зрения самости целью является единство сознания и бессознательного.

Вопросы для самопроверки:

1.Согласно теории Юнга, описанные им «экстраверсия и интроверсия»:

а) Являются чертами характера

б) Представляют собой мировоззренческие установки

в) Являются сознательными эго – образующими

г) Являются эго ориентациями (аттитюдами) личности

Ответ: г) Являются эго ориентациями (аттитюдами) личности

 

2.Выделенные Юнгом восемь типов личности представляют собой:

а) Сочетание эго – ориентации и ведущей, осознаваемой психической функции

б) Архетипические аллегории

в) Интуитивные представления

г) Результаты ассоциативного эксперимента

Ответ: а) Сочетание эго – ориентации и ведущей, осознаваемой психической функции

 

3. Юнг, в отличие от Фрейда, считал, что:

а) Сознание вытекает из психического бессознательного

б) Бессознательное есть продукт сознания

в) Содержание бессознательного определяется сознанием

г) Сознание и бессознательное являются ортогональными измерениями психического

Ответ: а) Сознание вытекает из психического бессознательного

 

4. Какое из утверждений лучше передает содержание понятия «архетип»:

а) Включающее мифологическое по форме и содержанию образование архаического мышления

б) Передаваемые от поколения к поколению семейные мифы

в) Эндо- и эктопсихические примитивные представления об устройстве мира

г) Глубоко укорененная в сознании система предрассудков и суеверий

д) Единица архивации данных индивидуального опыта

Ответ: а) Включающее мифологическое по форме и содержанию образование архаического мышления

Дополнительная литература:

1. К.Г.Юнг. Собрание сочинений. Психология бессознательного – Канон + РОИ «Реабилитация», 2015, — 320 с.

2. К.Г.Юнг. Тавистокские лекции, М.,- Асрер-Х, 2015, -122 с.

Глоссарий:

Аналитическая психология.Теория личности Юнга, рассматривающая противоборствующие силы внутри личности и стремление к обретению целостности посредством процесса индивидуации.

Анима —архетип фемининных качествмужчины.

Анимус —архетипмаскулинных качеств женщины.

Архетипы —универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном; предрасполагают испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации .

Душа —термин, обозначающий структуру личности (включая эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное).

Индивидуация —процесс интеграции противоположно направленных элементов личности на пути к преобразованию ее в единое целое.

Интроверсия —Эго-ориентация, характеризующаяся созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей.

Коллективное бессознательное —самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от человеческих и человекообразных предков.

Личное бессознательное —состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании.

Персона — архетип, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих; «публичное лицо» человека, которое видят окружающие.

Психологические функции.Четыре функции, входящие в структуру личности. Мышление и чувство — это рациональные функции, они позволяют формировать суждения о жизненном опыте. Ощущение и интуиция — это иррациональные функции, так как осуществляют пассивное «схватывание» жизненного опыта.

Самость —архетип, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индивидуации.

Тень — архетип, представляющий собой подавленную темную, животную сторону личности человека.

Экстраверсия —эго-ориентация, характеризующаяся вовлеченностью и интересом к миру людей и вещей — внешнему, по отношению к «Я».

 

 

Презентация:

Взгляды З.Фрейда, А.Адлера и К.Г.Юнга ( сравнительный анализ)

 

 

 

Общая схема психики

Общая схема психики. Из «Я и Не-Я» М. Е. Harding, 1965. © 1965 Bollingen. «Эго всегда хочет все объяснить и утвердить свое собственное существование» (Jung, 1973, р. 427).