Тема 1. Признаки в популяциях
Задача 1-1
Как примерно должно выглядеть популяционное распределение по признаку правшества-левшества а) при простом опросе населения (типа «Вы правша или левша?») и б) при измерении признака с помощью тестов или опросников?
Задача 1-2
Как примерно должно выглядеть распределение населения США по интенсивности пигментации кожи?
Задача 1-3
Диабет относится к признакам с пороговым эффектом. Как может выглядеть распределение по этому признаку в популяции?
Задача 1-4
Как примерно должно выглядеть популяционное распределение по признакам: а)экстраверсии-интроверсии, б)интеллекта?
Задача 1-5
Студенты проводят измерения экстраверсии-интроверсии. Один из них проводил опросы на дискотеке, а другой — в научной библиотеке. Попробуйте сравнить полученные распределения.
Задача 1-6
Попробуйте определить, к какой из групп признаков (качественные, количественные, пороговые) относятся следующие признаки: артериальное давление, резус-фактор крови, острота зрения, цвет глаз, цвет волос, острота слуха, цвет кожи, частота сердечных сокращений, специфический рисунок ЭЭГ, интеллект, темперамент, бронхиальная астма, вкусовая чувствительность, цветовая слепота, умственная отсталость, глухота, артериальная гипертония, депрессия?
Задача 1-7
В связи с ухудшением экологической обстановки в некоторых регионах России возрастает число умственно отсталых детей. Изобразите тенденцию графически, пользуясь популяционным распределением по коэффициенту интеллекта. Какие статистические характеристики распределения будут меняться?
Задача 1-8
В связи с ухудшением социально-экономической обстановки возросла эмиграция за рубеж умственно одаренной молодежи. Изобразите тенденцию графически, пользуясь популяционным распределением по коэффициенту интеллекта. Какие статистические характеристики распределения будут меняться?
Задача 1-9
В одном из штатов Америки белое население составляет около 80%, а черное — около 20%. При измерении IQ(коэффициент интеллекта) среди белого и черного населения были обнаружены межрасовые различия: средняя величинаIQдля белого населения была на 5 единиц выше, чем для черного. Изобразите примерные распределения поIQдля популяций белого и черного населения и для всей популяции штата, считая, что разбросы значений вокруг среднего для белого и черного населения примерно одинаковы.
Тема № : «Психозы позднего возраста». Задача №1
... расстройства?Генетическая предрасположенность. Каковы лечебные рекомендации?Компенсирующая, защитная, противовоспалительная и поведенческая терапия. Задача №3 Больная Т. Заболела в возрасте 48 лет. Наблюдалось ... адаптации. Каков прогноз расстройства?Сомнительный. Рекомендуемое лечение.Вазобрал, актовегин, пиразидол, психотерапия. Задача №9 Больной 55 лет за последние годы стал придирчив, ...
Задача 1-10
В популяции циркулируют 4 аллеля (АВСD), которые определяют некий количественный признак и относятся к одному локусу.
а) Сколько генотипов и какие встречаются в популяции?
б) Нарисовать примерные распределения по каждому из генотипов, если интенсивность признака нарастает от А до D, гетерозиготы занимают строго промежуточное положение между гомозиготами, чувствительность гетерозиготных генотипов к среде примерно в 2 раза выше, чем гомозиготных, а частоты встречаемости генотипов примерно одинаковы.
Тема 2. Законы Менделя
Задача 2-1
Правшество неполностью доминирует над левшеством. Карие глаза доминируют над голубыми. Родители — кареглазые амбидекстры. Сын — голубоглазый левша. Какие фенотипы возможны у других детей от этого брака, и в каком соотношении?
Задача 2-2
У человека имеется два вида слепоты и каждая определяется своим рецессивным аутосомным геном. Гены находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения слепого ребенка, если:
а) Родители страдают одним и тем же видом наследственной слепоты, а по другой паре генов нормальны?
б) Родители страдают разными формами наследственной слепоты?
в) Родители зрячие, а обе бабушки страдают одним и тем же видом наследственной слепоты, а по другой — нормальны и гомозиготны. В родословной дедушек слепоты не было.
Задача 2-3
Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой были голубые глаза, а у матери — карие. У этих супругов родился голубоглазый ребенок. Определите: 1) какой из генов (кареглазости или голубоглазости) является доминантным; 2) генотипы всех упомянутых лиц; 3) вероятность рождения у этих супругов кареглазого сына.
Задача 2-4
Способность сворачивать язык трубочкой и свободная (несросшаяся) мочка уха контролируются различными несцепленными доминантными аллелями А и В. Определите генотипы родителей и ребенка, если известно, что мать может сворачивать язык трубочкой и имеет свободную мочку уха, отец и ребенок не могут сворачивать язык трубочкой и имеют сросшуюся мочку уха. Какова вероятность рождения у этих супругов ребенка, имеющего свободную мочку уха и неумеющего сворачивать язык трубочкой.
Задача 2-5
Гемофилия является заболеванием, сцепленным с полом. Мужчина, страдающий гемофилией, женился на носительнице этого заболевания. Какова вероятность рождения у этих супругов: а) дочери, страдающей гемофилией; б) дочери — носительницы гена гемофилии?
Ситуационные задачи, последняя версия, 2005 год
... лет и 15 лет), с этого времени испытывает страхи в отношениях с мужчинами. Супруга характеризует как ласкового, нежного, терпеливого, но при близости у неё возникает ...
Задача 2-6
У женщины, имеющий группу крови А МN, родился ребенок с группой крови 0N. Кто из двух мужчин является предполагаемым отцом ребенка: мужчина 1, имеющий группу крови А М, или мужчина 2, имеющий группу крови 0N?
Задача 2-7
У женщины, имеющей группу крови 0 МNRh+, родился ребенок с группой крови 0MNRh-. Кто из двух мужчин является предполагаемым отцом ребенка: мужчина 1, имеющий группу крови АВNRh+, или мужчина 2 с группой крови 0 МNRh-?
Задача 2-8
Мужчина, страдающий нейрофиброматозом 1-го типа (аутосомное доминантное заболевание) женился на фенотипически нормальной женщине. Если у них родится трое детей, то какова вероятность, что ни один из детей не будет страдать нейрофиброматозом?
Тема 3. Норма реакции. Диапазон реакции
Задача 3-1
Изобразить поверхность фенотипов для количественного признака, если известно, что зависимость фенотипа от среды носит логарифмический характер, а зависимость фенотипа от числа генов-усилителей — линейный характер.
Задача 3-2
Популяция состоит из представителей четырех генотипов. Средние значения количественного признака в среде Х для этих генотипов составляют G1=50,G2=30,G3=20,G4=30 единиц, а в средеY, соответственно,G1=60,G2=10,G3=40,G4=50. Изобразить графики нормы реакции и распределения фенотипов для каждого генотипа и популяции в целом.
Задача 3-3 (Графики и условия зависят от рисунка)
Популяция состоит из представителей двух генотипов (G1иG2).
Графики нормы реакции для этих генотипов выглядят таким образом:
а) Что можно сказать о чувствительности G1 иG2 к среде в диапазонах от ….. до ….. и от ….. до…..?
б) Нарисуйте распределения для диапазонов от ….. до….. и от…..до….. . в) Что можно сказать о коэффициентах наследуемости в этих диапазонах?
Задача 3-4
Риск правонарушения у подростков повышается при сочетании генетической предрасположенности к асоциальному поведению с низким социо-экономическим статусом семьи. Изобразить поверхность фенотипов в трехмерном пространстве, считая, что зависимости фенотипа от генотипа и от среды носят линейный характер. В какой части поверхности будут концентрироваться подростки-правонарушители?
Тема 4. Коэффициент наследуемости и его особенности
Задача 4-1
В популяции ведется психогенетическое исследование интеллекта. Используется тест, предназначенный для работы в условиях ограниченного времени. Получен коэффициент наследуемости h2=0,7. Другая группа исследователей на той же популяции применила тот же тест в условиях неограниченного времени и получилаh2 =0,3. Как объяснить расхождения в результатах?
Задача 4-2
Некий количественный признак определяется аддитивным взаимодействием нескольких генов. В определенный момент времени в популяции произвели измерение коэффициента наследуемости и получили значение h2=0,6.
Повторное измерение коэффициента наследуемости произвели спустя длительный промежуток времени, достаточный для смены поколений. Получили значение h2=0,3. Чем можно объяснить расхождение в результатах?
Задача 4-3
Как правило, в экстремальных ситуациях (на пределах скорости или чувствительности, в условиях стресса, при дефиците времени и т.п.) коэффициенты наследуемости оказываются более высокими, чем в обычных (средних) условиях. Как это можно объяснить?
Задача 4-4
Решение легких математических задач, как правило, не вызывает трудностей у большинства школьников. С усложнением задач увеличиваются индивидуальные различия между учащимися по скорости и успешности решения. Как можно проинтерпретировать этот результат с позиций психогенетики? Как вы думаете, при решении каких задач будет выше коэффициент наследуемости?
Задача 4-5
В популяции, находящейся в благоприятной среде, коэффициент наследуемости интеллекта выше, чем в популяции, находящейся в неблагоприятной среде. Как это объяснить?
Задача 4-6
Показатели наследуемости интеллекта, полученные в лабораторных условиях, оказались выше полученных в естественных условиях. Чем это объясняется?
Тема 5. Генотип-средовое взаимодействие
Задача 5-1
В экспериментальном исследовании факторов риска для развития депрессии было обнаружено, что близнецы — члены генетически отягощенных пар более чувствительны к средовым факторам риска, чем члены неотягощенных пар.
О чем это свидетельствует? Попробуйте объяснить это с точки зрения закономерностей наследования признаков с пороговым эффектом (изобразите графически).
Задача 5-2
В экспериментальном исследовании было показано, что коэффициент наследуемости алкоголизма выше у незамужних женщин, чем у замужних. Как объяснить этот результат? Как можно представить ситуацию графически?
Задача 5-3
В экспериментальном исследовании приемных детей было показано, что различия между детьми от высокоактивных и низкоактивных биологических матерей наблюдаются только в тех приемных семьях, где матери-усыновители также обладают высокой активностью. При низкой активности матерей-усыновителей различий между детьми не выявлено. О чем это свидетельствует? Изобразите результаты графически.
Тема 6. Генотип-средовая ковариация
Задача 6-1
Френсис Гальтон по настоянию отца длительное время обучался медицине (в госпитале, медицинской школе, Кембриджском университете).
После смерти отца он перестал заниматься медициной и проявил незаурядные способности в целом ряде других областей науки, но не в медицине. Как можно проинтерпретировать это с позиций психогенетики?
Задача 6-2
Юноша в старших классах школы проявил незаурядные способности в естественных науках (физике, химии, биологии).
В то же время ему с трудом давалась литература. За сочинения учитель ставил ему оценки не выше 3-4.
Тот же юноша, получив высшее образование, стал прекрасным биохимиком и популяризатором науки. Ему легко давалось написание научных и научно-популярных текстов.
Может быть, учитель литературы в школе был неправ? Как можно объяснить ситуацию с позиций психогенетики?
Задача 6-3
В семье воспитываются двое детей. Один унаследовал хорошие умственные способности. Обучение дается ему легко. Способности второго ребенка хуже. Родители прикладывают дополнительные усилия для развития второго ребенка и гораздо меньше внимания уделяют первому. Что можно сказать о генотип-средовой ковариации?
Задача 6-4
К внимательным и усидчивым ученикам учителя относятся более благожелательно, чем к несобранным детям. Если указанные особенности детей испытывают генетические влияния, то о каком явлении может идти речь в указанной ситуации?
Задача 6-5
В исследовании приемных детей было выявлено, что склонность к асоциальному поведению коррелирует с асоциальностью их биологических родителей. Вместе с тем оказалось, что родители-усыновители таких детей чаще оказываются непоследовательными в их воспитании, неоправданно строгими и не проявляющими теплых чувств. Как объяснить такое поведение родителей-усыновителей, если известно, что распределение детей по семьям-усыновителям происходило абсолютно случайно?
Задача 6-6
Родители более сходно относятся к МЗ близнецам, чем к ДЗ близнецам. Объясните это с позиций психогенетики. С каким явлением мы здесь сталкиваемся?
Задача 6-7
В психогенетических работах при опросе близнецов можно получать количественные оценки особенностей среды и коррелировать их таким же образом, как и показатели фенотипа. Средовые оценки МЗ близнецов оказались внутрипарно более похожими, чем оценки ДЗ близнецов. Объясните этот результат.
Задача 6-8
Чем больше генетическое сходство между родственниками, тем более похожим образом они оценивают условия, в которых они живут. Почему?
Задача 6-9
Показатели наследуемости среды, полученные по оценкам детей, оказываются несколько выше, чем показатели наследуемости, полученные по оценкам родителей. Как это объяснить?
Задача 6-10
Генетические различия между людьми могут влиять на особенности их среды. Чем это объясняется?
Тема 7. Методы психогенетики
Задача 7-1
Для изучения наследуемости личностных характеристик применяется метод близнецов. При изучении особенностей внутрипарных отношений во многих парах МЗ близнецов были выявлены отношения типа «лидер-ведомый», для пар ДЗ это оказалось нехарактерным. Повлияет ли это на коэффициент наследуемости и каким образом?
Задача 7-2
Схемы каких методов психогенетики изображены на рисунках?
Задача 7-3
В таблице приведены данные о величине некоторого количественного признака, полученные в исследовании приемных детей?
-
№ семьи
Биологический отец
Ребенок
Отец-усыновитель
1
41
34
33
2
46
39
35
3
43
36
32
4
40
33
37
5
45
38
38
6
41
34
36
7
44
37
31
8
42
35
34
Какие выводы может сделать генетик и психолог?
Задача 7-4
У 100 пар МЗ близнецов и 100 пар ДЗ близнецов регистрировали предпочтение руки (правша-левша).
Результаты оказались следующими.
МЗ близнецы: оба правши — 80 пар; оба левши — 7 пар; один правша, другой левша — 13 пар.
ДЗ близнецы: оба правши — 83 пары; оба левши — 6 пар; один правша, другой левша — 11 пар.
Вычислите коэффициенты конкордантности и наследуемости. Какой вывод можно сделать по результатам исследования?
Задача 7-5
В близнецовом исследовании получены коэффициенты корреляции: Rмз=0,83,Rдз=0,61. Вычислите значенияh2,c2,e2.
Задача 7-6
В исследовании разлученных МЗ близнецов коэффициент корреляции оказался равным Rмз=0,73. Как приближенно оценить коэффициент наследуемости?
Задача 7-7
Перед Вами поставлена задача провести исследование наследуемости интеллекта с помощью классического близнецового метода (метода приемных детей).
Спланируйте исследование. Как примерно должен выглядеть протокол эксперимента, какие результаты необходимо получить, чтобы сделать соответствующие выводы?
Задача 7-8
Можно ли использовать близнецовый метод для изучения наследуемости веса при рождении, если известно, что близнецы статистически достоверно отличаются от остальной популяции меньшим весом?
Тема 8. Особенности развития близнецов. Консультирование семей с близнецами
Задача 8-1
В семье родились МЗ близнецы с большой разницей в весе? Чем это можно объяснить? Какие психологические последствия это может вызвать?
Задача 8-2
У близнецов 5 лет было обнаружено отставание в речевом развитии (обедненная речь, неправильное произношение многих слов и другие нарушения).
С чем это может быть связано? Что посоветовать родителям?
Тема 9. Комплексные задачи
Задача 9-1
Популяция состоит из 5 генотипов. Средние значения количественного признака в средах XиYприведены в таблице.
а) Что можно предположить относительно величин коэффициента наследуемости в среде Xи в средеY?
б) Изобразите графически нормы реакции, считая, что имеет место линейная зависимость, и примерные распределения для каждого генотипа и популяции в целом.
в) Что можно сказать о компоненте генотип-средового взаимодействия?
-
-
-
-
-
-
X
Y
G1
15
5
G2
30
45
G3
10
60
G4
25
75
G5
5
20
-
-
-
-
-
Задача 9-2
В популяции лабораторных животных в течение ряда лет велась направленная селекция по скорости решения задач в лабиринте. В результате были получены две генетические линии “умных” и “глупых” животных (быстро обучающиеся, медленно обучающиеся).
Потомство линейных животных выращивали в трех различных средах. X- условия депривации,Y- обычные условия,Z- обогащенная среда.
Выросшее потомство тестировали в том же лабиринте. Животные, выросшие в условиях депривации, обучались одинаково медленно. Животные, выросшие в обогащенной среде, обучались одинаково быстро. Животные, выросшие в обычных условиях, различались по скорости обучения. “Умные” обучались быстро, “глупые” — медленно.
а) О чем говорит успешность селекции?
б) Как можно представить себе вид популяционного распределения до и после селекции?
в) Изобразите графически результаты эксперимента с потомством.
г) В какой среде (X,Y,Z), по-вашему, будет выше коэффициент наследуемости и почему?
Задача 9-3
В семье с отягощенной наследственностью по шизофрении 4 девочки — МЗ близнецы. В подростковом возрасте все девочки заболели шизофренией, но тяжесть протекания болезни была различной. С чем это может быть связано?
Задача 9-4
Количественный признак нормально распределен в популяции. Зависимость фенотипа от качества среды (плохая-хорошая) носит прямопропорциональный характер. Что будет происходить с популяционным распределением при ухудшении среды, если популяция состоит из генотипов, которые а) одинаково реагируют на среду и б) по-разному реагируют на среду.
Задача 9-5
Во многих психогенетических исследованиях показано, что вклад общей среды в изменчивость ряда психологических характеристик весьма невелик, несмотря на то, что сравниваемые родственники проживают в одной семье. С чем это связано?
Задача 9-6
Отбор детей в математические школы осуществляется, как правило, не ранее 8 класса. Как объяснить это с позиций психогенетики? Какое явление имеет место в результате отбора.