Раздел: ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (тесты)
1.Как соотносятся такие виды речевой деятельности, как устная речь, чтение и письмо?
а) чтение и письмо не связаны с устной речью;
б) устная речь является основой для освоения чтения и письма;
в) чтение и письмо связаны только друг с другом.
2.Какие качества устной речи и общения являются составной частью психологической готовности к школе?
а) осознание собственного речевого поведения и речевых действий, произвольность и сознательность построения речевого высказывания;
б) овладение грамматической и звуковой стороной речи;
в) освоение связности и лексико-грамматической стороны речи.
3.Осознание собственного речевого поведения и речевых действий, чужой и своей речи – это…
а) эмпатия;
б) речевая рефлексия;
в) интериоризация.
4.Какие показатели характеризуют готовность ребенка к обучению грамоте?
а) умение вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться разговорными интонациями;
б) умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы, отбирать необходимое содержание, располагать его в нужной последовательности, пользоваться языковыми средствами, строить речь преднамеренно;
в) умение сосредоточивать внимание на вербальной задаче, произвольно строить свои высказывания, выбирать подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи, подбирать варианты ее решения, оценивать выполнение вербальной задачи.
5.Как рассматриваются в современной психологии механизмы чтения и письма?
а) механизмы кодирования и декодирования устной речи;
б) механизмы перехода громкой речи во внутреннюю речь и обратно;
в) механизмы перехода диалога в монолог и обратно.
6. Перевод буквенного кода в звучание слов называется …
а) говорением;
б) письмом;
в) чтением.
7.В чем суть психологического механизма чтения?
а) процесс различения звуков на слух;
б) процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической, буквенной модели;
в) процесс дифференциации звуковых оболочек слов на слух.
8.В чем суть звукового аналитико-синтетического метода обучения детей грамоте?
а) в основе лежит способность сосредоточиваться на решении вербальной задачи;
Механизм вероятностного прогнозирования в процессе аудирования
... на данных механизмах подробнее. Механизм восприятия является базовым механизмом аудирования и представляет собой сложный и неоднородный процесс. Процесс восприятия предполагает прием и последующую переработку речевого сообщения [5, ... литературе большое внимание уделяется трудностям, с которыми сталкивается ученик в процессе восприятия речи на слух. Так, Пассов Е.И. указывает на такие трудности ...
б) в основе лежит готовность произвольно и преднамеренно строить речевые высказывания;
в) в основе метода лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи.
9.Какой механизм обеспечивает широкую ориентировку детей в звуковой стороне речи?
а) фонематический слух;
б) речевой слух;
в) слуховое внимание.
10. Что понимается под фонематическим слухом?
а) способность узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с изменением эмоциональности речи;
б) способность к восприятию темпа и ритма речи;
в) способность воспринимать и дифференцировать звуки речи.
11.Какой механизм направлен на освоение чтения и письма?
а) звуковысотный слух;
б) фонематическое восприятие;
в) ритмический слух.
12. Что такое фонематическое восприятие?
а) умение производить анализ звуковой структуры слов;
б) умение выбирать наиболее подходящие языковые средства для решения вербальной задачи;
в) умение размышлять о возможных вариантах решения вербальной задачи и оценивать ее выполнение.
13. Как относится фонематический слух к фонематическому восприятию?
а) результат фонематического восприятия;
б) составная часть фонематического восприятия;
в) предпосылка к развитию фонематического восприятия.
14.Что включает специальная подготовка детей к обучению грамоте?
а) формирование всех сторон устной речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, связной речи);
б) формирование фонематического слуха, широкой звуковой ориентировки детей в речи, умений звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи;
в) освоение разных видов деятельности, присущих дошкольному возрасту.
15.В какой возрастной группе начинают знакомить детей с терминами «слово» и «звук»?
а) во 2 младшей группе;
б) средней группе;
в) старшей группе.
16. В какой возрастной группе детей обучают методу интонирования звуков?
а) в старшей группе;
б) 2 младшей группе;
в) средней группе.
17. В какой возрастной группе учат выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова?
а) в средней группе;
б) старшей группе;
в) подготовительной к школе группе.
18. Укажите задачи обучения детей в подготовительной к школе группе?
а) обучение полному звуковому анализу, ознакомление с характеристикой звуков, определение ударного гласного, слоговой анализ слов;
б) ознакомление со всеми звуками, обучение интонированию звуков и частичному звуковому анализу, развитие тонкой моторики рук;
в) анализ словесного состава предложения, знакомство с отдельными гласными и согласными буквами, составление слов из букв разрезной азбуки,
развитие графомоторных навыков.
19.Сколько этапов в формировании умственного действия выделил П. Я. Гальперин?
а) четыре;
б) три;
в) пять.
20.Как называется метод изображения звуковой структуры слов с помощью абстрактных единиц (фишек)?
а) интонирование;
б) моделирование;
в) рисование.
21.Назовите методы и приемы ознакомления со словом:
Значение дидактических игр для развития личности ребенка-дошкольника
... три группы: — игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), — самостоятельные игры (игры-экспериментирования, ... дидактическим играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей ... игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью для детей ...
а) упражнения на развитие грамматической стороны речи;
б) упражнения на развитие звуковой стороны речи;
в) речевые упражнения, использование художественной литературы, игры и игровые действия со словами, словарные упражнения и упражнения на словообразование.
22.Перечислите методы и приемы ознакомления с предложением:
а) составление рассказа по картине (игрушке, предмету) и выделение в нем предложений, графическое изображение предложения, придумывание предложения с заданным словом; предложения, которое начинается с определенного слова, по двум картинкам, по «живым сценкам»;
б) игры с игрушками, использование картинок, словесных дидактических игр и грамматических упражнений;
в) показ речевого образца, показ артикуляции звука, утрированное произнесение звука, упражнения, игровые приемы с элементами движений и звукоподражаниями.
23.Какие методы и приемы обеспечивают обучение анализу словесного состава предложения?
а) рассказы-драматизации с игрушками, игры с элементами движений и звукоподражаниями, дидактические игры и упражнения, чистоговорки и скороговорки, показ артикуляции и пояснения к ней;
б) игры-драматизации с игрушками, дидактические игры, образец трудной грамматической формы, упражнение детей в ее употреблении, отраженная и сопряженная речь;
в) выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет, пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (полосок, квадратиков, табло, счетной линейки), графическое изображение количества слов, дидактические игры, упражнения на анализ и синтез слов в предложениях.
24.В чем особенность обучения частичному звуковому анализу слов в средней группе?
а) игры-драматизации с игрушками, дидактические игры, образец трудной грамматической формы, упражнение детей в ее употреблении, отраженная и сопряженная речь;
б) особое произнесение слов с интонационным выделением звука, сравнение звуков с песенками, произнесение изолированного звука и выделение первого звука, дифференциация твердых и мягких согласных, использование кукол в синем и зеленом костюмчике;
в) рассказы-драматизации с игрушками, игры с элементами движений и звукоподражаниями, дидактические игры и упражнения, чистоговорки и скороговорки, показ артикуляции и пояснения к ней.
25.Кто из психологов разработал методику обучения звуковому анализу?
а) Д.Б. Эльконин;
б) Н.Х. Швачкин;
в) М.Е. Хватцев.
26.Каковы особенности обучения полному звуковому анализу слов в старшей группе?
а) интонационное выделение звуков, моделирование звуковой структуры слова, определение места каждого звука в слове, характеристика всех звуков, выделение ударного гласного и ударного слога, подбор слов к предложенным моделям;
б) рассказы-драматизации с игрушками, игры с элементами движений и звукоподражаниями, дидактические игры и упражнения, чистоговорки и скороговорки, показ артикуляции и пояснения к ней;
Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)
... и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997) Цель: снять вербальную агрессию, помочь ... из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь ...
в) игры-драматизации с игрушками, дидактические игры, образец трудной грамматической формы, упражнение детей в ее употреблении, отраженная и сопряженная речь.
27.Каковы методы и приемы ознакомления со слоговым строением слов?
а) рассказы-драматизации с игрушками, игры с элементами движений и звукоподражаниями, дидактические игры и упражнения, чистоговорки и скороговорки, показ артикуляции и пояснения к ней;
б) игры-драматизации с игрушками, дидактические игры, образец трудной грамматической формы, упражнение детей в ее употреблении, отраженная и сопряженная речь;
в) создание речевых ситуаций с протяжным произнесением слогов в слове, обучение приемам выделения слогов (слогов столько, сколько раз откроется рот, сколько раз подбородок коснется ладони), графическое изображение слогоделения, дидактические игры, подсчет слогов в слове, «Живые слоги».
28. Каковы способы выделения ударного слога в словах?
а) хоровое и индивидуальное произнесение двухсложного слова с ударением на первом слоге, графическое изображение ударного слога, нахождение ударного слога в слове с опорой на схему, прием попеременного перенесения ударения на каждый из слогов в слове, показ ударения на слоговой линейке;
б) такие же методы и приемы, которые используются при воспитании звуковой культуры речи;
в) такие же методы и приемы, которые используются при формировании лексико-грамматических представлений.
29.Что предусматривает подготовка детей к письму?
а) обучение правильной устной речи и речевому общению;
б) интеллектуальное и речевое развитие, формирование фонематического восприятия речи, развитие способности к осознанию явлений языка и речи, подготовка к овладению техникой письма;
в) овладение уровнем письма, которое позволяет выполнять диктанты.
30.Каковы задачи подготовки к письму, связанные с точностью зрительного восприятия детей?
а) развитие глазомера, умения вычленять элементы из целого и объединять их в целое, развитие точности пространственной дифференцировки, ориентировки в пространстве по разным направлениям;
б) специальные задачи подготовки к письму в ДОУ не предусматриваются;
в) задачи формирования пространственного словаря у детей.
31.Какие задачи обучения ориентированы на ознакомление с правилами письма?
а) задачи физического развития детей;
б) задачи сохранения психического и физического здоровья;
в) писать слева направо и сверху вниз, последовательно заполнять страницу, сохранять одинаковую величину элементов и равное расстояние между ними.
32. Каковы специальные гигиенические требования к обучению письму?
а) специальные гигиенические правила не требуются;
б) освещенность места, мебель соответственно росту, расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила удерживания ручки, карандаша, фломастера;
в) воспитание бытовых гигиенических навыков у детей.
33. В чем состоит подготовка руки ребенка к письму?
а) тренировка мелкой мускулатуры рук, выработка умения управлять своими движениями соответственно задаче, овладение различными графическими приемами (штриховкой, обводкой контуров, рисованием бордюров и орнаментов), упражнения в написании элементов букв;
Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре.
... Помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре. 3. Наблюдение за игрой детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей; участвует в создании и ... журнала, карт звёздного неба и других атрибутов для сюжетно-ролевых игр Линия развития сюжета - подготовка отряда космонавтов, мед. осмотр; - запуск ракеты; - выход в космос, работа ...
б) особая подготовка руки не требуется;
в) подготовка руки ведется в рамках общего физического развития детей.
34.Какие элементы рисования связаны с освоением письма?
а) изобразительная деятельность детей не имеет значения;
б) любые способы рисования важны для письма;
в) рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажков, кружков, огурцов, удочек), бордюров и орнаментов, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых и изогнутых линий с соблюдением границ строки или клеточки.
35.С каким ближайшим разделом по развитию речи связана подготовка к обучению грамоте?
а) лексико-грамматическим строем речи;
б) воспитанием звуковой культуры речи;
в) развитием связной речи и речевого общения.