Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела, темы дисциплины | Номер формируемой компетенции | Содержание раздела, темы |
Общая характеристика юридической психологии как науки. | ОК-4 | 1. Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. 2. Цели и задачи юридической психологии. 3. Методы юридической психологии. 4. Структура юридической психологии. | |
История возникновения и развития юридической психологии. | ОК-4 | 1. Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии. 2. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в XX столетии. 3. Развитие отечественной юридической психологии в советский и постсоветский периоды/ 4. Психологическая служба в правоохранительных органах/ | |
Зарождение и развитие правонарушающего поведения. | ОК-4 | 1. Системный подход к анализу поведенческих явлений. 2. Влияние биологических факторов на формирование противоправного поведения. 3. Влияние социальных факторов на формирование противоправного поведения. | |
Психология личности правонарушителя.
Типология преступников. |
ОК-4 ПК-3 | 1. Психологические особенности личности правонарушителя. 2. Психологическая классификация правонарушителей по различным основаниям. 3. Типологические схемы личности преступника. 4. Методы психологической диагностики личности правонарушителя. 5. Психокоррекция поведения правонарушителя и методы его исправления. | |
Психология преступных групп и преступных организаций. | ОК-4 ПК-3 ПК-11 | 1. Понятие преступной группы. Специфика формирования и функционирования преступных групп. 2. Классификация преступных групп. Преступная группа и преступная организация. 3. Социально-психологические явления в преступных группах. Особенности расследования преступлений, совершенных группами. | |
Учет психологических явлений в деятельности юриста. | ОК-4 ПК-11 | 1. Характеристика восприятия и его особенности. 2. Закономерности мнемических процессов. Влияние криминогенной обстановки, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. 3. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности.
4. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания. |
|
Психологический анализ различных видов правоохранительной деятельности. | ОК-4 ПК-11 | 1. Психологический подход к анализу различных видов правоохранительной деятельности. 2. Составление профессиограмм работников, осуществляющих различные виды правоохранительной деятельности. 3. Психология профилактической и оперативно-розыскной деятельности. 4. Психология судебного разбирательства. 5. Психология деятельности по охране общественного порядка и безопасности. | |
Психология личности юриста. | ОК-4 ПК-3 | 1. Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. 2. Основные факторы профессиональной пригодности. 3. Индивидуальная профессиональная концепция работника органов правопорядка и его правосознание. 4. Профессионально-психологическая подготовленность и готовность к выполнению профессиональных задач. | |
Психология профессионального общения работников органов правопорядка. | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1. Основные стороны профессионального общения в решении задач правоохранительной деятельности.
2. Нормативная регламентация общения. 3. Психотехнология профессионального общения. 4. Причины возникновения межличностных конфликтов. Способы разрешения конфликтов. |
|
Психологический портрет лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов. . | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1. Значение составления психологического портрета лиц и групп, представляющих интерес для решения профессиональных задач. 2. Требования к психологическому портрету субъектов правоприменительной деятельности. 3. Способы составления психологического портрета. 4. Психологическая идентификация. | |
Психологические основы производства отдельных следственных действий. . | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1.Психологическая характеристика следствия и судебного разбирательства. 2.Информационная природа доказывания. 3.Психологические условия версионной работы. 4.Психология сбора и оценки доказательств по уголовному делу. | |
Психология участников следственных действий. . | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1. Психология коммуникативной деятельности юриста. 2. Взаимодействие юриста с обвиняемым. Защитные тактики. 3.
Система приемов правомерного психологического воздействия на лиц, препятствующих расследованию. 4. Психология потерпевшего. 5. Приемы освежения следов памяти свидетеля. |
|
Делинквентное поведение несовершеннолетних. | ПК-7 | 1. Делинквентное поведение как вид отклоняющегося поведения. 2. Мотивационная сфера подростков с делинквентным поведением. 3. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних. | |
Основы пенитенциарной психологии. | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников. 2. Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания. 3. Социально-психологические явления в среде осужденных и профилактика их негативных влияний. 4. Психологические программы и методы изучения личности, групп и коллективов осужденных. | |
Психология действий юриста в экстремальных ситуациях. | ПК-7 | 1. Понятие и психологическая характеристика экстремальной ситуации. 2. Воздействие экстремальной ситуации на человека. 3. Особенности деятельности людей в экстремальных ситуациях. 4. Психологическая готовность к экстремальным ситуациям. | |
Судебно-психологическая экспертиза и ее роль в предварительном следствии и судебном разбирательстве. | ОК-4 ПК-3 ПК-7 | 1. Формы использования специальных психологических знаний в экспертизе. 2. Виды судебно-психологической экспертизы. 3. Специфика и порядок назначения судебно-психологической экспертизы. 4. Организация проведения судебно-психологической экспертизы. |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет юридической психологии.
2. Понятие правосознания, формы и уровни правосознания и правоисполнительного поведения.
3. Функции и структура правосознания.
4. Мотивация в структуре личности работника юридического труда.
5. Методы изучения психики в юридической психологии.
6. Психодиагностика в профессиональной деятельности юриста.
7. Психология управления в юридических организациях.
8. Психологический отбор в юридических организациях.
9. Характеристика профессионально значимых черт юриста.
10. Социально-психологические характеристики профессиональной деятельности юриста.
11. Речь в профессиональной деятельности юриста.
12. Познавательные психологические процессы и особенности их протекания в юридической деятельности.
13. Эмоционально-волевая устойчивость работника юридического труда.
14. Волевые психологические процессы и особенности их протекания в юридической деятельности.
15. Психологические истоки преступного деяния.
16. Организационный подход в юридической психологии.
17. Психология личности преступника.
18. Психология преступной группы.
19. Структура организованных преступных формирований.
20. Особенности психологии организованной преступности.
21. Механизмы сплочения и разобщения преступных групп.
22. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
23. Психологическая характеристика профессионально важных качеств следователя.
24. Психологическая характеристика допроса как получения и закрепления личных доказательств.
25. Способы активизации памяти допрашиваемых лиц.
26. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.
27. Психология осмотра места происшествия.
28. Психология проведения обыска.
29. Психология предъявления для опознания.
30. Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверки показаний на месте).
31. Психология подозреваемого и обвиняемого.
32. Психология потерпевшего и свидетеля.
33. Предмет судебно-психологической экспертизы, основания и поводы ее назначения.
34. Компетенция судебно-психологической экспертизы, основные вопросы, решаемые психологом-экспертом.
35. Психологические особенности прокурора на судебном процессе.
36. Психологические основы гражданского судопроизводства.
37. Психологические особенности деятельности адвоката.
38. Психология отношений между адвокатом и подзащитным.
39. Психология деятельности адвоката в суде.
40. Психолого-правовая характеристика судебной деятельности.
41. Психологические особенности принятия решений судьей
42. Психология осужденного.
43. Социально-психологическая характеристика общности осужденных.
44. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
45. Психология участников гражданского процесса в зависимости от вида гражданского дела.
46. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе.
47. Экстремальные ситуации в деятельности юриста.
Тесты для проведения текущего контроля, а также для контроля самостоятельной работы студента
1. Укажите, какой из разделов не входит в структуру юридической психологии:
А. правовая психология
Б. криминальная психология
В. психология профессиональной деятельности юриста
Г. все варианты правильные
2. Укажите, какие задачи не призвана решать юридическая психология:
А. анализ профессионального мастерства и разработка рекомендаций по его совершенствованию
Б. вырабатывать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества
В. защищать права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений
Г. способствовать быстрому и полному раскрытию преступлений
З. Укажите, какое из перечисленных свойств не относится к восприятию:
А. предметность
Б. целостность
В. структурность
Г. чувственность анализатора
4. Укажите вариант ответа не относящийся к теоретическим подходам при описании личности:
А. биологический
Б. социальный
В. индивидуальный
Г. гуманистический
5. Ощущение — это…
А. психический процесс
Б. чувствительный процесс
В. психологический процесс
Г. мыслительный процесс
6. Ощущения бывают:
А.слабые
Б. сильные
В. мелкие
Г. устойчивые
7. Сенсорная сфера психики человека — это…
А. совокупность всех рецепторов
Б. совокупность интерорецептивных ощущений
В. совокупность проприорецептивных ощущений
Г. совокупность всех анализаторов
8. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущения — это…
А. верхний абсолютный порог чувствительности
Б. абсолютный порог чувствительности
В. нижний абсолютный порог чувствительности
Г. зона чувствительности анализатора
9. В каком году была проведена первая судебно-психологическая экспертиза в России:
А. 1883г.
Б. 1789г.
В. 1834г.
Г. 1850г.
10. Какого типа акцентуации характера не существует:
А. циклоидный
Б. шизоидный
В. гипертимный
Г. все типы акцентуации существуют
11. Фобия — это разновидность…
А. страха
Б. стресса
В. тревожности
Г. фрустрации
12. Какая дисциплина вводится в качестве обязательной во всех юридических вузах нашей страны в 1964г.:
А. судебная психология
Б. психология профессиональной деятельности юриста
В. тюремная психология
Г. юридическая психология
13. Какому типу темперамента соответствует слабый тип нервной системы:
А. сангвиник
Б. флегматик
В. холерик
Г. меланхолик
14. Какие свойства нервной системы выделил И.П.Павлов:
А. сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов
Б. сила, активность, подвижность нервных процессов
В. сила, уравновешенность, активность, самостоятельность
Г. инертность, экстравертированость, ригидность
15. Какому требованию должен отвечать тест:
А. валидность
Б. самостоятельность
В. предметность
Г. индивидуальность
16. Психология — дочерняя наука…
А. философии
Б. криминологии
В. психиатрии
Г. криминалистики
17. Кем впервые был описан тематический апперцептивный тест (ТАТ):
А. Г.Роршахом
Б. Г. Мерреем
В. М.Люшером
Г. С. Розенцвейгом
18. Укажите, какой из нижеперечисленых признаков не относится к вниманию:
А. устойчивость
Б. переключаемость
В. самостоятельность
Г. произвольность
19. Какого вида памяти не существует:
А. образная
Б. двигательная
В. личностная
Г. непроизвольная
20. К основным видам способностей человека относятся:
А. природные, специфические
Б. природные, творческие, общие
В. Естественные, гениальные
Г. общие, одаренные
21. Что характеризуют данные признаки: концентрированность и распределяемость:
А. мышление
Б. воображение
В. внимание
Г. память
22. Какой фактор профессионально-психической пригодности юриста к правоохранительной деятельности напрямую связан с нормативностью поведения:
А. социальная адаптация
Б. нервно-психическая устойчивость
В. познавательная активность
Г. коммуникативная компетентность
23. Укажите сколько нужно времени человеку, чтобы следы памяти прочно закрепились:
А. 5 минут
Б. 10-15 минут
В. 30-40 минут
Г. 25-ЗО минут
24. При определении профессиональной пригодности человек юридической деятельности не учитывается:
А. высокая переключаемость с одного вида деятельности на другой
Б. устойчивость к длительным однообразным воздействием и эмоциональным перенапряжениям
В. способность устанавливать психологические контакты в общении Г. опыт организационной работы
25. В каком году был создан первый в мире Государственный институт по изучению преступности и преступника в г. Москве:
А. 1905г.
Б. 1869г.
В. 1963г.
Г. 1925г.
26. Юридическая деятельность включает в себя:
А. социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную, удостоверительную
Б. поисковую, творческую, организационную
В. практическая, духовная, поисковая
Г. коммуникативную, прогностическая, ценностно-ориентировочная
27. Укажите, какое название в психологии получило моментальное, одномоментное узнавание:
А. сукцессивное
Б. симультанное
В. саккадическое
Г. операционное
28. Какие вопросы запрещается задавать во время допроса свидетеля:
А. напоминающие
Б. наводящие
В. уточняющие
Г. риторические
29. В основе какого научного принципа познания лежит идея о единстве сознания, психики и деятельности:
А. принцип детерминизма
Б. принцип системности в изучении и объяснении психических явлений
В. принцип изучения психики, сознания в развитии, в единстве сознания и деятельности
Г. принцип объективного исследования психики
30. Какой подструктуры не существует в динамической структуре личности Н.Н.Платонова:
А. подструктура направленности
Б. подструктура опыта
В. подструктура восприятия
Г. подструктура психических форм отражения
31. Какого метода изучения личности не существует:
А. беседа
Б. экспериментальный метод
В. метод моделирования
Г. биографический метод
32. Компонентами какого состояния эмоциональной напряженности является стыд и вина:
А. страха
Б. тревожности
В. стресса
Г. фрустрации
33. Существуют следующие виды тревожности:
А. личностная и переменная
Б. ситуативная и личностная
В. переменная и постоянная
Г. постоянна и временная
34. Решения, основанные на суждениях, принимаются на основе…
А. знаний, приобретенного жизненного и профессионального опыта
Б. ощущений, интуиции, что они правильные
В. внутренней убежденности
Г. логической убежденности
35. Эмоциональная реакция на конкретную, реальную угрозу – это…
А. стыд
Б. страх
В. фрустрация
Г. фобия
36. Риск — это…
А. мера ожидаемого неблагополучия
Б. опасное действие, грозящее какой-то потерей, утратой чего-либо
В. ситуация выбора между возможными вариантами поведения
Г. все ответы правильные
37. Перцептивная сторона общения заключается…
А. в обмене информации между людьми
Б. в организации совместных действий
В. во взаимопонимании
Г. в убеждении собеседника в правильности своей позиции
38. Как называется явление, когда под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения, характерные для других раздражителей, не воздействующих на данный момент:
А. синестезия
Б. сенсибилизация
В. адаптация
Г. фрустрация
39. Как называется ситуация, когда предпочитаются опасные варианты поведения безопасным, не преследуя при этом извлечения каких-либо для себя благ:
А. надситуативный риск
Б. риск утраты
В. сдвиг риска
Г. Отвага
40. Ретроградная амнезия — это…
А. полное забывание событий
Б. забывание тех событий, которые следовали за потерей сознания
В. правильного ответа нет
Г. фрагментарное забывание событий
41. Как называется свойство восприятия, состоящее в способности перцептивной системы воспринимать объекты с определенным, близким к реальному постоянством их формы, величины, цвета, независимо от условий, в которых это происходит:
А. константность
Б. апперцепция
В. иллюзия
Г. галлюцинации
42. Как называются знания, возникающие как бы неосознанно за пределами привычных стереотипов мышления:
А. убеждение
Б. интуиция
В. иллюзия
Г. предчувствие
43. «Эффект Зейгарника» заключается в том, что:
А. прерванные действия не запоминаются
Б. незавершенные действия, запоминаются в два раза реже, чем законченные
В. незавершенные действия, запоминаются в четыре раза чаще, чем законченные
Г. незавершенные, прерванные действия, запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные
44. Факт принадлежности человека к человеческому роду фиксируется понятием:
А. индивидуальность
Б. личность
В. индивид
Г. субъект деятельности
45. Сенсорный голод – это…
А. своеобразные переживания человека, возникающие в результате недостатка притока раздражителей первой сигнальной системы.
Б. своеобразные переживания человека, возникающие в результате неудовлетворения двигательной потребности.
В. переживания человеком недостатка положительных эмоций.
48. Г. переживания человека, возникающие вследствие физической травмы.
46. Мышление – это…
А. процесс познания с помощью органов чувств.
Б. процесс создания новых образов.
В. ступень познания, раскрывающая суть вещей, явлений.
Г. все суждения верны.
47. Психические процессы – это…
А. настроение
Б. темперамент
В. стресс
Г. восприятие
48. Привычка – это…
А. способность осознанно выполнить определенное действие, составляет основу мастерства.
Б. действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.
В. способ выполнения действия.
Г. элемент деятельности.
49. Структуру личности составляют:
А. психические состояния
Б. индивидуальность
В. мотивы
Г. опыт, знания, умения
50. Импульсивные действия – это…
А. действия, совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые сознанием.
Б. действия, связанные с решением задач.
В. действия, формирующиеся в процессе неоднократного выполнения и ставшие потребностью.
Г. привычки.
Вопросы для самопроверки
Раздел 1 Введение в юридическую психологию
Юридическая психология как наука, ее место в системе различных научных знаний
Предмет юридической психологии, ее структура и содержание
Задачи, решаемые юридической психологией
История развития и становления юридической психологии
Методологические основы, принципы научного познания, психических явлений в юридической психологии
Методы познания в юридической психологии, их классификация
Теория деятельности. Понятие деятельности, поведения, действия, их соотношение
Раздел 4 Психология профессиональной деятельности юриста
Социально-психологические особенности правоохранительной деятельности
Основные структурные компоненты профессиональной деятельности юриста
Психологическая структура и профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста
Понятие, классификация и оценка способностей юриста к профессиональной деятельности
Психология осмотра места происшествия
Психология предъявления для опознания
Психология предъявления для опознания
Психологические особенности проведения следственного эксперимента (проверка показаний на месте)
Понятие, структура и виды профессионального общения юриста
Общие социально-психологические закономерности профессионального общения
Социально-психологические условия ведения допроса
Психологические особенности допроса в бесконфликтной и конфликтной ситуациях
Психология лжи. Психологические приемы и методы разоблачения лжесвидетельства
Психология допроса на очной ставке
Психологические особенности допроса несовершеннолетних
Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры судебной деятельности
Психологические особенности принятия решений судьей
Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности
Коммуникативная подструктура деятельности суда
Практические занятия по темам
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Занятие к теме 4. Диагностика личности правонарушителя. Решение юридических задач.
1. Цель:Сформировать навыки диагностики личности преступника.
2. Используемые методы обучения: исследовательский и проблемного изложения.
3. Используемые средства обученияне предусмотрены.
4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии:карточки с заданиями.
5. Практические задачи, задания, упражнения:
Вариант 1
Задания:
1. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего кражу личного имущества из квартиры в составе группы, которые необходимо изучить и учитывать для:
а) оценки личности в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;
б) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;
в) индивидуального подхода к осуществлению его исправления в период исполнения наказания.
Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.
2. Проведите анализ ниже прилагаемого описания личности преступника и выделите психологические особенности личности человека, совершившего это преступление, т.е. укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший такого рода преступное деяние. Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.
1. «Рассказ Б., 42 лет, имеющего среднее специальное образование, судимого четыре раза за кражи личного имущества граждан.
2. «Родился на Украине. Отец погиб на фронте, мать умерла, когда мне было шесть лет. Жил вначале у бабушки, но она со мной не справлялась, и меня отдали в детский дом. Оттуда я часто убегал и просто так, и к бабушке. Там закончил 10 классов, там же стал употреблять водку. Закончил военное училище, стал офицером. В 1968 г. женился, в 1970 г. родился сын. Служил в Иркутске, но в армии мне не нравилось, так как не было свободного времени, и я уволился в запас. Жили мы у тещи, работал инженером по снабжению, а затем заместителем директора птицефабрики. Имея свободный доступ к материальным средствам, стал злоупотреблять этим, скопил капиталец, но часто пил. Уволился оттуда сам, так как почувствовал, что рано или поздно все вскроется и меня могут посадить за хищения. Уехал с семьей в Харьков. Там получил квартиру и вначале жил хорошо. Устроился работать в фотографию, ездил по селам и брал заказы. Затем стал странствовать и очень много пить.
3. Как-то приехал в Улан-Удэ, познакомился с женщиной, поселился у нее. Запил сильно, дошел «до ручки», познакомился с подобными себе и в основном общался с ними, нигде не работал. Во время одного запоя пошел в фотоателье погреться. Там лежала куртка клиента. Я надел ее и вышел, но был задержан и осужден. После освобождения вернулся к сожительнице (с семьей отношений давно не поддерживал), но на работу не устраивался и вообще уже никогда больше не работал. Она иногда меня корила. Пил каждый день, в том числе одеколон, настойки, политуру и другие заменители. Изо дня в день воровал на рынке мясо и другие продукты. Как-то, пьяный, зашел к знакомому и, пока тот ходил в магазин за водкой, украл у него куртку и транзистор, понес продавать их на рынок. Однажды с сожительницей встречали Новый год у ее матери. Там я похитил мельхиоровую посуду на 12 персон, все спиртное и унес домой. Были и другие случаи краж в состоянии сильного опьянения, подробностей обычно не мог вспомнить. Спал в подъездах и других местах, у малознакомых женщин, заразился сифилисом.
4. Стал я спиваться еще в армии, но она все-таки удерживала. Если бы остался с женой, ничего бы не случилось, но я не стал с ней жить, не стремился вернуться к ней. Почему — не знаю».
Вариант 2
Задания:
1. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо изучить и учитывать для:
а) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;
б) определения вины в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;
в) индивидуального подхода при исправлении в период исполнения наказания.
Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении примите сами в качестве допущения.
2.Проведите анализ ниже прилагаемого описания личности преступника и выделите психологические особенности личности человека, совершившего это преступление, т.е. укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший такого рода преступное деяние. Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.
5. П., 43 лет, образование 8 классов, ранее не судим, в 1981 г. осужден за изнасилование своей девятилетней дочери: хронический алкоголик. Родился в 1944г. в Германии, куда его мать была угнана с Украины. Отцом, со слов матери, был поляк, также угнанный немцами, но П. допускает, что его отцом мог быть кто-нибудь из местных немцев. Во всяком случае никаких достоверных сведений об отце у него нет, и он его не помнит. После окончания войны мать с ним вернулась в Одесскую область, где вышла замуж; от этого брака она родила еще четверых детей. Жили все вместе. П. до службы в армии закончил 6 классов, в армии — еще два. Со сверстниками был в основном дружен, но вспоминает, что они его дразнили «немцем». Мать разошлась с мужем, оба брата погибли — один в автомобильной катастрофе, а второй отравился этиловым спиртом. Сестры остались жить с матерью, но с ней очень часто конфликтуют. Старшая вышла замуж, но живет с мужем плохо, время от времени они расходятся; младшая «нажила ребенка от кого-то, нигде не работает, гуляет». По словам П., с матерью у него всегда были хорошие отношения.
6. В 1962 г. П. вступил в брак с Л., в 1963 г. у них родилась дочь, и он вскоре ушел в армию. За время его службы Л. с дочерью куда-то (куда — не знает) уехала, и с тех пор он жену не видел; сам же стал проживать с матерью. В 1977 или в 1976 г. (точно не помнит) дочь ненадолго приехала к нему со своим «парнем», она была беременна, через 2 года она еще раз приехала, с ребенком, пояснила, что с тем парнем разошлась. Через некоторое время дочь с ребенком уехала, после П. ее не видел и, где она, не знает. В 1968 г. он вступил в фактические брачные отношения с Н. В 1972 г. у них родилась Марина (ее он и изнасиловал), в 1974 или в 1975 г. — Света, через год — Жанна. Однако П. считает себя отцом только Марины, поскольку Н. «гуляла», остальные двое детей родились от каких-то неизвестных ему мужчин. Тем не менее он с женой окончательно не расходился. В последний раз он вновь сошелся с ней потому, что ему негде было жить, так как его из дома выгнала старшая сестра. Н. написала ему письмо в колонию, что «теперь живет с одним мужиком, но он ее бьет. Пишет, что будет ждать меня». За изнасилование Марины не упрекает. Отметим, что после изнасилования П. неоднократно вступал с ней в половую связь.
Вариант 3
Задания.
1. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений о возможных мотивах совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и обстоятельств ситуации могут возникать такие побуждения.
2. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния насильственного типа. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и попробуйте мысленно определить те свойства личности и обстоятельства ситуации, которые могут служить предпосылками возникновения таких мотивов.
3. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и определите, что необходимо выяснить при сборе информации и общении с лицом, совершившим его, чтобы проверить, действительно ли этот мотив имел место.
7. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия:
1. Изложите социально-психологические теории преступного поведения.
2. Дайте типологию личности преступника.
3. Выделите психологические особенности личности человека, совершившего это преступление.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Занятие к теме 10. Построение психологического портрета лица, представляющего интерес для правоохранительных органов.
1. Цель: Составить психологический портрет лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов.
2. Используемые методы обучения:исследовательский.
3. Используемые средства обучения:не предусмотрены.
4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии:карточки с заданиями.
5. Практические задачи, задания, упражнения:
Задание 1.
1. Отметьте положительные черты, характеризующие мотивацию поведения ГИПЕРТИМА:
1. Усиленная жажда деятельности, стимулирующая их инициативу для достижения производственных и творческих успехов.
2. Стремление отстаивать свои интересы в споре до конца.
3. Оптимизм, помогающий преодолевать грусть, плохое настроение, справляться с неудачами.
4. Умение мобилизовать свои силы для достижения успеха.
5. Стремление к лидерству и умение подчинить деятельность других людей своим интересам.
6. Ассоциативное нестандартное мышление, способствующее порождению множества неординарных идей.
7. Постоянное желание быть в центре внимания и умение быть прекрасным собеседником с образной, выразительной, остроумной речью.
8. Инициатива в достижении справедливого решения, отсутствие боязни «вызвать огонь на себя».
2. Отметьте положительные черты, характеризующие мотивацию поведения ЭПИЛЕПТОИДА:
1. Усиленная жажда деятельности, стимулирующая их инициативу для достижения производственных и творческих успехов.
2. Стремление отстаивать свои интересы в споре до конца.
3. Оптимизм, помогающий преодолевать грусть, плохое настроение, справляться с неудачами.
4. Умение мобилизовать свои силы для достижения успеха.
5. Стремление к лидерству и умение подчинить деятельность других людей своим интересам.
6. Ассоциативное нестандартное мышление, способствующее порождению множества неординарных идей.
1. Постоянное желание быть в центре внимания и умение быть прекрасным собеседником с образной, выразительной, остроумной речью.
2. Инициатива в достижении справедливого решения, отсутствие боязни «вызвать огонь на себя».
3. Отметьте отрицательные черты, характеризующие мотивацию поведения ГИПЕРТИМА:
1. Постоянное нарушение этических норм, так как эти люди в определенный момент утрачивают чувство долга и способность к раскаиванию.
2. Часто пускаются в сомнительные авантюры, рискуя потерять имущество и авторитет.
3. Капризность, стремление нарочито изводить окружающих в личностно- значимых ситуациях.
4. Резкие перепады настроения от излишней веселости до гневливости.
5. Поиск повода, пусть даже незначительного, для скандала.
6. Бесплодно разбрасываются: за многое берутся и не доводят до конца.
7. Склонность к «суицидальному шантажу».
8. Взрывчатость, напряженность инстинктивной сферы.
4. Отметьте отрицательные черты, характеризующие мотивацию поведения
ЭПИЛЕПТОИДА:
1. Постоянное нарушение этических норм, так как эти люди в определенный момент утрачивают чувство долга и способность к раскаиванию.
2. Часто пускаются в сомнительные авантюры, рискуя потерять имущество и авторитет.
3. Капризность, стремление нарочито изводить окружающих в личностно- значимых ситуациях.
4. Резкие перепады настроения от излишней веселости до гневливости.
5. Поиск повода, пусть даже незначительного, для скандала.
6. Бесплодно разбрасываются: за многое берутся и не доводят до конца.
7. Склонность к «суицидальному шантажу».
8. Взрывчатость, напряженность инстинктивной сферы.
5. Отметьте отрицательные черты, характеризующие мотивацию поведения ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕУСТОЙЧИВОГО ТИПА:
1. Не любят обязанностей, долга, контроля.
2. Трусливы, недостаточно инициативны, живут настоящим, равнодушны к будущему, не стремятся к лидерству.
3. Отличаются бегством в болезнь, возможна суицидальная демонстрация.
4. Интересы отмечены стремлением не к индивидуальной, а к групповой деятельности негативного характера — азартные игры в карты, кости и подобное.
5. Самооценка далека от объективности, часто бравируют.
6. Не любят, когда при них хвалят других.
7. Легко поддаются влиянию, их нетрудно охватить «преступной романтикой».
8. Беспредельный эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей персоне.
6. Отметьте отрицательные черты, характеризующие мотивацию поведения ИСТЕРОИДА:
1. Не любят обязанностей, долга, контроля.
2. Трусливы, недостаточно инициативны, живут настоящим, равнодушны к будущему, не стремятся к лидерству.
3. Отличаются бегством в болезнь, возможна суицидальная демонстрация.
4. Интересы отмечены стремлением не к индивидуальной, а к групповой деятельности негативного характера — азартные игры в карты, кости и подобное.
5. Самооценка далека от объективности, часто бравируют.
6. Не любят, когда при них хвалят других.
7. Легко поддаются влиянию, их нетрудно охватить «преступной романтикой».
8. Беспредельный эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей персоне.
7. Отметьте положительные черты, характеризующие мотивацию поведения ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕУСТОЙЧИВОГО ТИПА:
1. Стремятся акцентировать внимание прежде всего на положительных чертах — им свойствен позитивный способ познания окружающей действительности.
2. Стремятся выявить в сложившейся ситуации все потенциальные возможности для решения возникшей проблемы.
3. Склонны искать развлечения, получать максимум удовольствия в любой, даже неприятной обстановке.
4. Прилагают все силы к улаживанию возникшего конфликта. Стремятся избегать конфронтации.
5. Постоянный поиск новых возможностей, не любят «стоять на месте».
6. Им свойственно здоровое соперничество, их деятельность сопровождает дух соревнования.
7. Инициативны в моделировании алгоритмов и иных заданий подобного типа.
8. Им свойствен информативно-коммуникативный тип увлечения: компьютерные игры, футбол, хоккей.
8. Отметьте положительные черты, характеризующие мотивацию поведения ИСТЕРОИДА:
1. Стремятся акцентировать внимание прежде всего на положительных чертах — им свойствен позитивный способ познания окружающей действительности.
2. Стремятся выявить в сложившейся ситуации все потенциальные возможности для решения возникшей проблемы.
3. Склонны искать развлечения, получать максимум удовольствия в любой, даже неприятной обстановке.
4. Прилагают все силы к улаживанию возникшего конфликта. Стремятся избегать конфронтации.
5. Постоянный поиск новых возможностей, не любят «стоять на месте».
6. Им свойственно здоровое соперничество, их деятельность сопровождает дух соревнования.
7. Инициативны в моделировании алгоритмов и иных заданий подобного типа.
8. Им свойствен информативно-коммуникативный тип увлечения: компьютерные игры, футбол, хоккей.
9. Отметьте положительные черты, характеризующие мотивацию поведения АСТЕНИКА:
1. Стремятся акцентировать внимание, прежде всего, на положительных чертах — им свойствен позитивный способ познания окружающей действительности.
2. Строгий самоанализ и самоконтроль.
3. Склонны искать развлечения, получать максимум удовольствия в любой, даже неприятной обстановке.
4. Рассудительность, стремление во всем убедиться самому.
5. Озабоченность состоянием своего здоровья, интерес к медицинской литературе.
6. Им свойственно здоровое соперничество, их деятельность сопровождает дух соревнования.
7. Инициативны в моделировании алгоритмов и иных заданий подобного типа.
8. Тактичность, осторожность, обязательность.
10. Отметьте отрицательные черты, характеризующие мотивацию поведения АСТЕНИКА:
1. Не любит обязанностей, долга, контроля.
2. Трусливы, недостаточно инициативны, живут настоящим, равнодушны к будущему, не стремятся к лидерству .
3. Отличаются «бегством в болезнь», возможна суицидальная демонстрация.
4. Чрезмерная педантичность, опасливость.
5. Робость, пугливость, постоянное чувство неловкости.
6. Не любят, когда при них хвалят других.
7. Раздражительность, слабость.
8. Стремление к преуменьшению и недооценке своих достоинств и возможностей.
Задание 2.
1. Определите свойственный разным типам акцентуантов психологический механизм совершения кражи:
ЭПИЛЕПТОИДУ, ИСТЕРОИДУ, ГИПЕРТИМУ, АСТЕНИКУ,ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕУСТОЙЧИВОМУ
1. Обычно совершает ее далеко от дома или дома свих знакомых, возможны «гастроли»; может совершать кражу недалеко от места проживания своих недругов, чтобы их скомпрометировать. Кражу чаще всего совершает вечером или ночью, обычно из госучреждений или зданий общественных организаций.
2. Обычно совершает кражу недалеко от места проживания или места работы; в первой половине дня. Чаще всего это продуманные квартирные кражи, крадет только необходимые ему вещи.
3. Может совершить кражу в присутствии хозяев или на торжестве ради удовлетворения своих амбиций. Предпочтение отдает одежде, обуви, украшениям, предметам искусства и подобным.
4. Предпочитает квартирные кражи, для исполнения которых продумывает свои действия, а не ждет благоприятную ситуацию.
5. Совершает кражи из госучреждений или зданий общественных организаций при сложившейся независимо от него благоприятной ситуации.
2. Определите свойственный разным типам акцентуантов мотив угона транспортных средств:
1. С целью завладеть и разукомплектовать на запчасти
2. С целью покататься, а в некоторых случаях — скрыться с места происшествия.
3. С целью испытать острые ощущения, азарт, риск, чувство скорости.
4. С целью снять дефицитные запчасти, продать их и рассчитаться по долгам.
5. С целью продемонстрировать другим свое умение водить машину, мотоцикл или иное транспортное средство.
3. Определите свойственный разным типам акцентуантов психологический механизм совершения насильственных действий:
1. Имея умысел на насилие, будет использовать различные предлоги для знакомства. Перед совершением преступления возможен диалог с жертвой. Телесные повреждения глубокие, но не многочисленные — нанесены не в жизненно важные центры.
2. Длительно вынашивает умысел на насилие (жертва и насильник могут давно друг друга знать) — между конфликтом и совершением преступления могут пройти годы. Жертве наносит несколько сильных и точных ударов в жизненно важные центры ( в их распределении отражается опыт и интеллект преступника).
3. Имея умысел на насилие, постарается войти в доверие, создать впечатление нудного человека. Отличается изощренными и хитроумными способами совершения преступления.
4. Насильственные преступления совершает в экстремальной для себя ситуации из превентивных соображений. Наносит обычно не множество, а 2-3 удара в жизненно важные центры. Удары скорее точны, а не сильны.
5. Насильственные преступления почти всегда совершает с применением оружия. Жертва насилия — обычно лицо, вызвавшее конфликт. Насилие чаще всего совершается в момент конфликта. Жертве наносится множество хаотичных ударов, в которых важны не сила и точность ударов, а их количество. Нередко глумится над трупом.
6. Задания студентам для самостоятельной работы:
1. Закономерности протекания и ведения допроса.
2. Психологическое противоборство на допросе.
3. Психотехника нейтрализации противоборства допрашиваемых преступников.
7. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия: не предусмотрены.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Занятие к теме 13. Оказание психологической помощи в экстремальных ситуациях. Саморегуляция.
1. Цель: Получить навыки поведения в экстремальных ситуациях.
2. Используемые методы обучения:эвристический, исследовательский.
3. Используемые средства обучения:не предусмотрены.
4. Перечень (образцы) раздаточного материала, используемого на занятии:карточки с заданиями.
5. Практические задачи, задания, упражнения:
Изучение рекомендаций по действиям в экстремальных ситуациях.
Поступление угрозы по телефону.
В настоящее время телефон является основным каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.
Как правило, фактор внезапности, возникающее паническое, а порой и шоковое состояние, да и сама полученная информация приводят к тому, что человек оказывается не в состоянии правильно отреагировать на звонок, оценить реальность угрозы и получить максимум сведений из разговора.
Звонки с угрозами могут поступить лично Вам и содержать, например, требования выплаты значительных сумм денег.
Если на Ваш телефон уже раннее поступали подобные звонки или у Вас есть основание считать, что они могут поступить, в обязательном порядке установите на телефон автоматический определитель номера (АОН) и звукозаписывающее устройство.
При наличии АОНа сразу запишите определившийся номер телефона, что позволит избежать его случайные утраты.
При наличии звукозаписывающей аппаратуры сразу же извлеките кассету (минидиск) с записью разговора и примите меры к её сохранению. Обязательно установите на её место другую.
Помните, что без номера звонившего и наличии фонограммы разговора у правоохранительных органов крайне мало материала для работы и отсутствует доказательная база для использования в суде.
При отсутствии звукозаписывающей аппаратуры и АОНа правоохранительным органам значительную помощь для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников окажет следующие Ваши действия:
• Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге;
• По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (её) речи: голос громкий/тихий, низкий/высокий, темп речи: быстрая/медленная; произношение: отчётливое/искаженное/с заиканием/шепелявое/с акцентом или диалектом; манера речи: развязная/с издёвкой/с нецензурными выражениями;
• Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомобиля или ж.д. транспорта, теле-радио аппаратуры, голоса и др.);
• Отметьте характер звонка- городской или междугородный;
• Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
Необходимо в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
• Куда, кому по какому телефону звонит этот человек;
• Какие конкретные требования он/она выдвигает;
• Выдвигает требования он/она лично, выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц;
• На каких условиях он/она или они согласны отказаться от задуманного;
• Как и когда с ним/с ней можно связаться;
• Кому Вы можете или должны сообщить об этом звонке.
Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами решений или совершения каких-либо действий.
Не бойтесь запугиваний преступников, по окончании разговора немедленно сообщите о нём в правоохранительные органы. Если есть опасения, что ваш телефон прослушивают преступники, то перезвоните с другого номера телефона. Практика работы показывает, что сокрытие факта подобных угроз значительно осложняет положение и способствует безнаказанному совершению преступления.
Кроме угроз, выдвигаемых по телефону лично вам, преступники могут использовать ваш номер телефона для сообщения информации, которую вы должны будете передать в правоохранительные органы. Например, на ваш телефон поступит звонок, в котором неизвестный сообщает, что ваш дом заминирован. При ведении разговора такого рода старайтесь следовать изложенным выше рекомендациям и получить максимально возможную информацию. По его окончании немедленно сообщите эту информацию в правоохранительные органы.
10. Поступление угрозы в письменной форме.
Угрозы в письменной форме могут поступить к вам как по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации, записанной на дискете и т.п.).
После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно.
Постарайтесь не оставлять на нём отпечатков своих пальцев.
Не мните документ, не делайте на нём отметок. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет в отдельную жёсткую папку.
Если документ поступил в конверте – его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.
Сохраняйте всё: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, ничего не выбрасывайте.
Не расширяйте круг лиц, знакомившихся с содержанием документа.
Анонимные материалы направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чём исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.
Практические рекомендации по психологической самозащите
Любой человек должен иметь сильную волю, крепкие нервы и «всегда быть в боевой форме». В этом ему помогает психологическая самозащита. Она подразделяется на активную и пассивную.
Пассивной самозащитой обладает каждый человек. Она зависит от психологических свойств его личности, особенностей высшей нервной деятельности.
Прежде всего – это защита от стрессов по типу невосприимчивости информации. Она возникает уже на уровне восприятия и характеризуется тем, что человек просто не воспринимает, не слышит негативную информацию. Эти люди производят впечатление невнимательных, рассеянных.
Другой тип психологической защиты – рационализация – более распространен. Это неосознанный перевод дистресса в эустресс (приятный стресс), своего рода подсознательное рациональное поведение. Этот способ позволяет активно преодолевать конфликты, имеет большие возможности, но иногда его недостаточно, и организм использует особый тип защиты – вытеснение.
Под вытеснением понимается удаление из сознания в сознание одного из конкурирующих мотивов. Удаляется информация, которая может его активизировать. Однако мотив не может исчезнуть полностью. Оставаясь в подсознании, он требует удовлетворения, вызывая чувства внутреннего напряжения, беспокойства (невротической тревоги).
Все это тяжело переживается субъективно, вызывает бессонницу, немотивированную утомляемость. Примером может служить испытанная ранее серьезная неудача, деятельности, оставляющая след на годы. Но зато если вы достигли успеха – психотравмирующая ситуация исчезает без следа. Имеются и другие формы пассивной психологической защиты.
Активная самозащита включает три группы приемов и методов. К первой группе приемов и методов относится идейно-волевая настроенность человека, позволяющая создать преграду стрессу: Это результат его собственных убеждений, внутренней культуры, работы над собой. В свою очередь, идейно-волевая настроенность создается методами самоактивизации, самообладания (самоконтроля) и самовоздержания.
К приемам самоактивизации относятся самопоощрения (кончил работу – поощри себя развлечением, сходи в кино и т.д.), самонаказания (получил выговор от начальника – откажись от удовольствия, выполни неприятную работу), самостимуляция (это нужно для моей работы, это важно для отдела и т.д.), самоодобрения (сейчас не получилось – получится потом и т.д.), самообязательство (умственное и письменное), постановка перед собой определенных задач (выполнение плана, индивидуальных обязательств и т.д.).
Самообладание подразумевает самоконтроль, самопроверку и самооценку сделанного. К приемам самообладания относятся самоприказ (возьми себя в руки, я должен это сделать во чтобы то ни стало!), самоуспокоение (расслабится! Не трать попусту нервы! Не выходи из себя!), самопрезрение (учись делать любую работу! Любишь кататься люби и саночки возить!).
Особый прием самовнушение: это своего рода «разговор» с подсознанием включающий в себя комбинацию приемов самоактивизации и самообладания, построенных в утвердительной форме, в виде самоприказов, самоодобрения и др.
Самовоздержание включает в себя следующие приемы: самоограничение (не лезь на рожон! Не плюй в колодец пригодится!), самоотказ (я не имею права на слабость, мне нельзя этого делать!).
Вторая группа методов психологической самозащиты – «профилактика стресса радостью» умение радоваться, мажорный самонастрой – важный показатель психического здоровья. Радость – одно из самых эффективных лекарств. Жизнерадостность, радостное восприятие жизни происходит за счет органов чувств. Двигательные эмоциональные ощущения реализуются через мышечно-суставную чувствительность. Отсюда две формы «профилактика радостью» – «чувственная радость» и «мышечная радость».
При дефиците новых впечатлений, эмоциональной серости, будничности жизни необходима мобилизация самочувствия с интенсивным использованием всех средств, повышающих жизненный тонус: музыка, аромат цветов, зарядка, гимнастика, тонизирующего точечного и общего массажа, психостимулирующей аутогенной тренировки и т.п.
При отличном состоянии самочувствия и работоспособности эти средства можно умеренно принять, преимущественно по утрам, для поддержания естественного ритма бодрствования.
6. Задания студентам для самостоятельной работы:
1. Понятие экстремальной ситуации.
2. Виды экстремальных ситуаций в деятельности юриста.
3. Воздействие экстремальной ситуации на человека.
4. Оказание первой психологической помощи в экстремальной ситуации.
7. Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия:
1. Что понимают под экстремальной ситуацией?
2. Какие бывают экстремальные ситуации?
3. Чем опасны социальные экстремальные ситуации?
4. Относится ли захват заложников к экстремальной ситуации?
5. Обозначьте сферы влияния экстремальной ситуации на человека.
6. Существует ли положительное влияние экстремальной ситуации на личность?
7. В чем заключается психологическая готовность к экстремальными ситуациям?
8. Какая первая психологическая помощь возможна при экстремальной ситуации?
9. Какие методы психологической самозащиты вы знаете?
Рекомендуемая литература:
1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений. — М.: Юрист, 1996.
2. Аминов И. И. Юридическая психология. М., 2007.
3. Волков, В.Н. Юридическая психология : учебник [Электронный ресурс] / В.Н. Волков. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 422 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118971
4. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб.: Питер, 2000.
5. Еникеев М.И. Психология следователя. М., 1993.
6. Еникеев М.И. Юридическая психология, Учебник. Издательство НОРМА, Москва, 2008.
7. Еникеев М.И. Энциклопедия по юридической психологии. – М., 2001.
8. Юридическая психология / Под ред. Т.Н. Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001.
9. Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н., Цветков В.Л. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности: Учебное пособие. М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001.
10. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
11. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей — М.: ВШ ММО СССР, 1997.
12. Столяренко А.М. Психологические приемы в работе юриста. — М.: изд-во «Юрайт», 2000.
13. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 2009.
14. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М.: Зерцало-М, 2006.
Дополнительная литература:
1. Алексеева Л. В. Юридическая психология: практическое пособие. М.: Проспект,2010.
2. Баранов П. П., Курбатов В. И. Юридическая психология. М.: Феникс, 2004.
3. Еникеев М. И., Черных Э. А. Психология допроса. — М., 1994.
4. Еникеев М. И., Черных Э. А. Психология обыска и выемки. — М., 1994.
5. Еникеев М. И., Черных Э. А. Психология осмотра места происшествия. — М., 1994.
6. Еникеев М. И., Черных Э. А. Психология следователя. — М., 1994.
7. Зорин Г. А., Танкевич О. В. Криминалистическая характеристика транснациональных преступных групп. — Гродно, 1997.
8. Кивайко В. Н. Юридическая психология. М.: ТетраСистемс, 2009.
9. Козлов Ю. Г., Слинько М. И. Организованная преступность: структура и функции // Изучение организованной преступности: российско-американский опыт. -М., 1997.
10. Кони А. Ф. Обвиняемые и свидетели // Избр. про-изв: В 4 т. — М., 1968.
11. Коновалова В. Е. Правовая психология. — Харьков, 1997.
12. Коченов М. М. Судебно-психологическая экспертиза. — М., 1977.
13. Криминальная мотивация / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986.
14. Лебедев С. Я. Традиции, обычаи и преступность. — М., 1995.
15. Радутная Н В. Народный судья. Профессиональное мастерство и подготовка. — М., 1977.
16. Ратинов А. Р. Судебная психология следователей. — М„ 1967.
17. Романов В. В. Юридическая психология. — М., 1999.
18. Саблина Л. С. Методы исследования несовершеннолетних, отбывающих наказание // Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. — М., 1979.
19. Сермин П. Искусство роли на суде. — М., 1980.
20. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. – М., 2000.
21. Соркин В. С. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам. — Гродно, 1997.
22. Смирнов В. Н. Юридическая психология. М.: Юнити-Дана,2010.
23. Ярочкин В. И. Организованная преступность. — М., 1995.
Эссе, рефераты или доклады по теме
ТЕМАТИКА
1. Предмет юридической психологии.
2. Этапы развития юридической психологии.
3. Психология преступного поведения.
4. Психология личности преступника.
5. Психологические особенности отдельных категорий преступников.
6. Социально-психологические теории преступности.
7. Психология группового преступного поведения.
8. Мотивы совершения преступлений.
9. Психологические особенности личности следователя.
10. Психология расследования преступлений.
11. Психологические особенности участников предварительного следствия (обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетелей).
12. Психология отдельных следственных действий.
13. Психологический контакт в следственной деятельности.
14. Приемы правомерного психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию.
15. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
16. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.
17. Психология допроса на предварительном следствии.
18. Психология осмотра места происшествия.
19. Психология обыска и выемки.
20. Диагностика и изобличение ложности показаний.
21. Психология допроса несовершеннолетних.
22. Психологические особенности судебной деятельности.
23. Психология судебного следствия.
24. Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии.
25. Психология судебных прений и судебной речи.
26. Психологические особенности деятельности прокурора в суде. Речь прокурора.
27. Психология деятельности адвоката. Речь адвоката.
28. Психологические аспекты оценки преступления судом и назначения уголовного наказания.
29. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных.
30. Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества.
31. Психология гражданского судопроизводства.
32. Социально-психологические аспекты деятельности арбитража, нотариата и юридических консультаций.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Волков, В.Н. Юридическая психология : учебник [Электронный ресурс] / В.Н. Волков. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 422 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118971
Юридическая психология : учебник [Электронный ресурс] / И.И. Аминов, Н.А. Давыдов, К.Г. Дедюхин, А.В. Кокурин, В.Л. Кубышко, Н.Д. Эриашвили. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 416 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118590
Юридическая психология : учебник [Электронный ресурс] / И.Б. Лебедев, В.Ф. Родин, В.Л. Цветков, В.Я. Кикоть, Н.Д. Эриашвили. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 480 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118974
Аминов, И.И. Юридическая психология : учебное пособие [Электронный ресурс] / И.И. Аминов. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 416 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118969
Смирнов, В.Н. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Н. Смирнов, Е.В. Петухов. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 208 с. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117074
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Чуфаровский, Ю.В.
Юридическая психология : учебник / Ю. В. Чуфаровский. — 3-е изд. ; доп. и перераб. — М. : Проспект, 2010. — 480 с. — ISBN 978-5-392-00812-4. 2010
Еникеев, М.И.
Юридическая психология : учебник / М. И. Еникеев. — М. : Проспект, 2007. — 336 с. 2007
Еникеев, М.И.
Юридическая психология : краткий учебный курс / М. И. Еникеев. — М. : Норма, 2005. — 256 с. 2005
Васильев, В.Л.
Юридическая психология : общий курс : учебник / В. Л. Васильев. — 5-е изд. ; доп. и перераб. — СПб. : Питер, 2005. — 655 с. — Гриф. 2005
Баранов, П.П.
Юридическая психология : учебное пособие / П. П. Баранов, В. И. Курбатов. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 576 с. 2004
Еникеев, М.И.
Общая, социальная и юридическая психология : учебное пособие / М. И. Еникеев. — М. : Приор, 2002. — 400 с. 2002
Еникеев, М.И.
Юридическая психология : энциклопедия / М. И. Еникеев. — М. : Приор, 2001. — 352 с. 2001
Аминов, И.И.
Психологический практикум для юристов : учебное пособие / И. И. Аминов. — М. : Эксмо, 2001. — 144 с. 2001
Периодические издания
· Государство и право
· Российская юстиция
· Российский судья
· Российский следователь
· Законность
· Правоведение
· Уголовное право
· Российская газета
Интернет–ресурсы
1. (сайт посвящен проблемам юридической психологии)
2.ГАРАНТ Платформа F1 [Электронный ресурс]: справочно–правовая система – объем информационного банка более 1500000 документов и комментариев к правовым актам: еженедельное пополнение составляет около 7000 документов. / Разработчик ООО НПП «ГАРАНТ–Сервис», 119992, Москва, Воробьевы горы, МГУ, 2006 – Режим доступа к системе ОГУ: \\fileserver\GarantClient\garant.exe
3. Специальная подборка правовых документов и учебных материалов[Электронный ресурс]: Программа информационной поддержки Российской науки и образования «КонсультантПлюс:
Методические рекомендации студентам по организации самостоятельного изучения дисциплины, выполнения самостоятельной работы
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального обучения предусматривается выделение в учебных планах ВУЗов времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Главное в её правильной организации – планирование, задаваемое тематическими планами и последовательностью изучения экономических дисциплин. Известно, что в процессе обучения в ВУЗе удельный вес самостоятельной работы достаточно велик. Поэтому для студента крайне важно овладеть её правильной методикой.
Краткие рекомендации по тем видам самостоятельной работы, которые могут быть использованы при изучении данного курса. К таким видам относятся:
Þ работа над лекционным материалом;
Þ работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой;
Þ изучение и конспектирование нормативного материала;
Þ подготовка к семинарам;
Þ написание рефератов;
Þ подготовка к зачету или экзамену.
Рассмотрим некоторые их них подробнее.
Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции. Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.).
Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать. При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту.
Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к зачету. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности, консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический экономический словарь, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам, содержание которых студент представляет себе весьма туманно, хотя они ему и знакомы.
Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в учебно-методическом комплексе по данной дисциплине. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены недостаточно полно или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Как видно из примерного тематического плана курса, на сессии будут прочитаны лекции не по всем вопросам курса. Часть тем будет вынесена на самостоятельное изучение студентами, прежде всего с помощью учебных пособий. Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным пограничным чтением текста. Она должна быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к зачету. Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изданиях.
Все, сказанное выше, в равной степени относится и к работе в монографической литературой и научной периодикой. При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, как это в других темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, ибо в таком случае повышается опасность «утонуть» в обилии материала, упустить центральные проблемы. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах.
Работа с периодикой и монографиями также не должна состоять из сквозного чтения или просмотра текста. Она должна включать вначале ознакомительное чтение, а затем поиск ответов на конкретные вопросы. Основная трудность для студентов заключается здесь в необходимости-усвоения, понимания и запоминания значительных объемов материала. Эту трудность, связанную, прежде всего, с дефицитом времени, можно преодолеть путем усвоения интегрального алгоритма чтения.
Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов, деловых игр и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры видеокассет с записью лекций преподавателя, использование иной аудиовизуальной техники.
В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Беседа студента и преподавателя может дать многое — это простой прием получения знаний. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем науки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат(от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или краткое изложение книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.
Таким образом, реферат — это сокращенный пересказ содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.
Написание реферата практикуется в учебном процессе вуза в целях приобретения студентом необходимой профессиональной подготовки, развития умения и навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. С помощью рефератов студент глубже постигает наиболее сложные проблемы курса, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу, докладывать результаты своего труда. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести полемику.
Процесс написания реферата включает:
• выбор темы;
• подбор нормативных актов, специальной литературы и иных источников, их изучение;
• составление плана;
• написание текста работы и ее оформление;
• устное изложение реферата.
Рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В них на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопоставляются различные взгляды авторов, и определяется собственная позиция студента с изложением соответствующих аргументов.
Темы рефератов должны охватывать и дискуссионные вопросы курса. Они призваны отражать передовые научные идеи, обобщать тенденции юридической практики, учитывая при этом изменения в текущем законодательстве. Студент при желании может сам предложить ту или иную тему, предварительно согласовав ее с научным руководителем.
Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой (прочтение соответствующего раздела учебника, учебного пособия, конспектов лекций).
После этого необходимо изучить нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако перечень источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать произведения, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии в библиотеке. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за журнальными статьями. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы.
Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержащего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.
Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные науке конституционного права, избегать непривычных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Рекомендуется включать в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объем работы.
Работа может быть представлена к защите в рукописном или печатном виде. Ее объем должен составлять 10-15 страниц Roman, размер 14, интервал 1,5, поля 2,5 см со всех сторон.
На титульном листе студент указывает название института, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководителя, а в самом конце — дату написания работы и личную подпись.
Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой).
Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или соответствующее положение. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера (или выпуска).
При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативного акта, дату его принятия и редакции, а также изменений и дополнений. При этом обязательными являются название, год, номер и статья официального издания, где был опубликован нормативный акт. Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщательной проверке. Ошибки и описки как в тексте, так и в цитатах и в научно-справочном аппарате отрицательно сказываются на оценке.
Содержание реферата студент докладывает на семинаре, кружке, научной конференции. Предварительно подготовив тезисы доклада, студент в течение 7—10 минут должен кратко изложить основные положения своей работы. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты, которые заранее познакомились с текстом реферата, и отмечают его сильные и слабые стороны. На основе обсуждения студенту выставляется соответствующая оценка.
Также реферат является основным контрольным документом перед сдачей экзамена или зачета (является допуском к экзамену, зачету).