Тест по Психологии развития и возрастной психологии
Раздел 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психики развития
- Возрастная психология – это
А. отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики
Б. отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности
В. раздел современной психологии, изучающий развитие человека в семейном окружении, психологические особенности внутрисемейных взаимоотношений, психологические механизмы адаптации семьи в социуме
2. Возрастная психология изучает:
А. законы формирования эмоциональных состояний, физиологические основы эмоций, их функции, динамику и многое другое
Б. психические процессы и состояния
В. развития человека с момента рождения до глубокой старости, динамику развития отдельных психических процессов и свойств формирования качеств личности
3. Типы возрастных преобразований:
А. эволюционные, революционные
Б. ситуационные, эволюционные
В. эволюционные, революционные, ситуационные
4. Возникновение возрастной психологии:
А. начало 17 века
Б. конец 19в.- начало 20века
В. конец 18в.- начало 19века
5. Возраст это — …
А. своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями
Б. психическое развитие, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями
В. изменения в физическом и психологическом состоянии
6. Кто из авторов занимался исследованием возрастной психологии:
А. Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец
Б. З. А. Янкова, А.И. Антонова
В. З. Фрейд, Л.С. Выготский
7. Название возраста, который начинается с момента зачатия и количеством прожитого человеком времени:
А. психологический
Б. хронологический
В. биологический
8. Автор периодизации возрастных кризисов (кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский.):
Исторические этапы развития возрастной и педагогической психологии.
... К.Д. Ушинский (1824–1870). Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882). В начале XX века в практику стали внедряться ... и внешней жизни, весь ход ее развития в данный период. Основные психологические характеристики кризисов возрастного развития. Современные психологи выделили следующие виды ведущей ...
А. Л.С. Выготский
Б. Ж.Пиаже
В. Д.Б. Эльконин
9. Автор периодизации (беззубое детство, молочное – зубое детство, период смены зубов, стадия прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство):
А. П.П. Блонский
Б. С. Холл
В. Л.С. Выготский
10. Механизмы психического развития:
А. интеграция
Б. социальная ситуация
Б. половая типизация
11. Сензитивный период — это …
А. понятие, разработанное А.В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов
Б. созревание психики и поведения человека
В. возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира
12. Виды возраста:
А. биологический
Б. безусловный
В. личностный
13. Проблемы современной возрастной психологии:
А. проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
Б. не могут исследовать
В. проблема обучения и воспитания в современной семье
14. Стратегия исследования раннего детства в возрастной психологии: А.формирующий эксперимент Б. эксперимент В. наблюдение
15. Вид наблюдения, при котором фиксируются только некоторые особенности поведения ребенка: А. сплошное Б. выборочное В. все ответы не верны
16. Назовите автора, кто ввёл понятие «социальная ситуация»:
А.Ж.Пиаже
Б. Д.Б.Эльконин
В. Л.С. Выготский
17. Критерии зрелости по (Б.Г. Ананьеву):
А. соматическая зрелость
Б. психологическая зрелость
В. трудовая зрелость
18. Механизмы формирования высших психических функций (по Л.С.Выготскому):
А. усвоение культурных знаков
Б. орудийная деятельность
В. воспитание
19. Признаки развития по Л.С.Выготскому
А.перестройка связей между процессов
Б. появление новых элементов в развитии
В. дифференциация
20. Факторы онтогенетической эволюции по Б.Г. Ананьеву:
А. обучение
Б. общение
В. знаковые системы
Раздел 2. Историческое становление возрастной психологии и психологии развития.
- Год становления возрастной психологии, как самостоятельной научной дисциплины:
А. конец 17в. — начало 18 века
Б. конец 19в. — начало 20 века
В. конец 18в. – начало 19 века
2. Область исследования в психологии Л. С. Выготским:
А. психологию сознания
Б. психологию познания
В.психологию развития
3. Детство – это …
А. период становления личности
Б. возраст развития
В. период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной психологической зрелости
4. Авторы, занимающиеся вопросом об историческом происхождении периода детства:
А. В. Штерн
Б. Д. Б. Эльконин
В. Ж. Пиаже
5. Год введения А.С. Симоновичем систематического наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет:
А. 1861
Б. 1876
Развитие психологии в средневековый период и эпоху Возрождения
... (VI-XVI вв.). Общественно-исторические условия развития научной и философской мысли в этот период. Общая направленность развития психологии в Средние века. Психологические знания о душе в трудах арабо ... Леонардо да Винчи? -Как рассматривал соотношение теории и практики Леонардо да Винчи? 4.2. Самостоятельная работа по теме: Письменно укажите авторов представленных ниже известных изречений Какие идеи ...
В. 1882
6. Первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей:
А. в начале 18 века
Б. в начале 17 века
В. в начале 19 века
7. В концепции учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В.В. Давыдова разрабатывалось:
А. формирование психических функций
Б. формирование личности
В. формирование психики
8. Метод З. Фрейда для создания структурной теории личности:
А. психоанализ
Б. сноведение
В. психосексуальное развитие
9. Название метода, который исследовал Ж. Пиаже и его последователи:
А. метод клинической беседы
Б. метод психической беседы
В. метод сноведения
10. Автор — основатель теории «научения»:
А. А. Маслоу
Б. Дж. Люкк
В. Э. Торндайк
11. Дискриминационное научение – это …
А. последовательность, избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату
Б. последовательность, подкрепление и поощрение, ведущий к не желаемому результату
В. пропорциональное поощрение, отрицательное подкрепление с помощью его нельзя ни чему научиться
12. Автор теории «когнитивного развития»:
А. А. Маслоу
Б. Ж. Пиаже
В. Х. Вернер
13. Автор концепции социального научения:
А. В.Штерн
Б. Дж.Брунер
В. А. Бандура
14. Автор теории привязанности:
А. Дж.Боулби
Б. Б. Скиннер
В. Дж. Брунер
15. Автор теории морально-нравственного развития:
А. Л.С.Выготский
Б. Л.Кольберг
В. А.В.Петровский
16. Стадия формирования Супер-Эго (по З.Фрейду):
А. анальная стадия
Б. латентная стадия
В. фаллическая стадия
17. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребёнка служит:
А. книга В.Прейна «Душа ребёнка»
Б. книга Э.Эриксона «История жизни и исторический момент»
В. книга Э.Фромма « Социальные детерминанты личности»
18. С помощью лонгитюдного метода:
А. длительно прослеживается ход психического развития
Б. исследуется неравномерность психического развития
В. исследуются сходство и различия людей
19. Стадии развития личности по теории Э.Эриксона называются:
А.психосоциальные
Б. психосексуальные
В. эпигенитические
20. Предпосылки развития человека:
А. задатки
Б. наследственность
В. функциональная организация мозга
Раздел 3. Жизненный путь человека. Проблема периодизации в психологии.
- Первая попытка создания системного анализа в России:
А. Д. Б. Эльконин
Б. Л.С. Выготский
В. А.Н. Леонтьев
2. В основе системного анализа содержится:
А. культурно-историческая концепция
Б. теория объективных отношений
В. теория влечений
3. Стадия «младенчества» по З.Фрейду:
А. анальная
Б. латентная
В. оральная
4. С точки зрения психоанализа в основе развития психики лежит:
А.сексуальность
Б. идентичность
В.самостоятельность
5. Стадия возраста от 6 до 13 лет по З.Фрейду:
А. анальная
Б. генитальная
В. латентная
6. Автор, которому принадлежит следующая цель: «Выявить генетические возможности для преодоления психологических жизненных кризисов».
Графический диктант как средство развития мелкой моторики детей ...
... является средством умственного графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические процессы и ... использования графического диктанта; . проведение диагностик уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения; .& ...
А. З. Фрейд
Б. Э. Эриксон
В. А. Фрейд
7. Особенность развития психики человека в младшем школьном возрасте?
А. учебная деятельность
Б. развитие «Я»
В. принятие роли
8. Основной вид деятельности взрослого человека?
А. игра Б. труд
В. учение
9. Труд – это …
А. процесс физического напряжения
Б. процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества;
В. процесс психического развития, освоением мира взрослых
10. Стадия отрочества в периодизации у Д.Б. Эльконина длится:
А. до 14 лет
Б. до 17 лет
В до 18 лет
11. Кризис — это …
А. превращения из ребенка во взрослого человека
Б. острая ситуация для принятия какого-то решения, важнейший момент в жизни человека
В. ситуация жизненная, когда человек не может справиться с собственной проблемой и находится в тупиковой ситуации
12. Первая, крупная и самая знаменитая работа Э. Эриксона:
А. психоанализ
Б. детство и общество
В. норма и патология детского развития
13. Ведущая деятельность в младшем подростковом возрасте по Д.Б. Эльконину:
А. учебная деятельность
Б. учебно-профессиональная деятельность
В. личностное общение
14. Кризис раннего детства по Д.Б. Эльконину:
А. в 3 года
Б. в период младенчества
В. в 7 лет
15. Автор, которому принадлежат следующие слова: «Прежде чем приступить к постройке, надо было заложить фундамент»:
А. П.Я. Гальперин
Б. Л.С. Выготский
В. Д.Б. Эльконин
16. Стадии развития по Э.Эриксону:
А. десять
Б. шесть
В. восемь
17. Сенситивный период развития воли:
А. дошкольный период
Б. подростковый возраст
В. младший школьный возраст
18. Особенности геронтегенеза:
А. усиление чувства одиночества
Б. эгоцентризм
В. изменение характера
19. Упорядочение внешних событий в субъективную картину представлений — это:
А. социализация
Б. сублимация
В. ассимиляция
20. Автор теории конвергенции двух факторов:
А. А.Геккель
Б. В.Л.Штерн
В. В. Валлон
Раздел 4. Психологические аспекты изучения пренатального этапа развития человека.
- Пренатальное развитие – это …
А. период развития младенца
Б. период от оплодотворения до рождения
В. период от рождения и до конца жизни
2. Период внутриутробного развития, когда ребенок начинает открывать рот:
А. 7,5 неделя
Б. 11 неделя
В. 10 неделя
3. Создание национальной ассоциации пренатального воспитания Андре Берти:
А. 1986 год
Б. 1982 год
В. 1987 год
4. Автор, занимающийся проблемой влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка:
А. А.Б. Пальчик и О. А. Соколова
Б. Т. Верни и Р. Шелдрейк
В. Ж. Пиаже и Дж. Гипсон
5. Срок образование зародыша из оплодотворенной яйцеклетки:
А. 3 недели
Б. 1 месяц
В. 2 месяца
6. Неделя внутриутробного периода, когда у ребёнка функционируют все органы чувств:
II. Энергетическая биоматрица по году и месяцу рождения
... Балл Примечание Важны ли для вас родственные отношения, постоянное общение с родственниками, детьми, помощь им? Если очень важны – ставьте 9; Если ... 1, остальное – в промежутке. Важно ли для вас иметь своих детей? Если очень, если вы не представляете себе жизнь без ... детей, ставьте 9. Если они совсем не нужны вам, ставьте 1. ...
А. к 22 неделе
Б. к 20 неделе
В. К 18 неделе
7. Система, отвечающая за положение тела в околоплодной жидкости на протяжении всего внутриутробного периода:
А. вестибулярная система
Б. нервная система
В. сенсорная система
8. Неделя внутриутробного периода, когда у ребенка развивается слуховая чувствительность:
А. 20 неделя
Б. 18 неделя
В. 16 неделя
9. Предзародышевая стадия длится:
А. 3-4 дня
Б. около 3-х недель
В. От 0 до 2 недель
10. Эмбриональная стадия – это …
А. Зародыш
Б. Зачатие
В. Плод
11. Перинатальный период – это …
А. период зачатия
Б. период рождения ребенка
В. Период развития плода
12. Автор, исследующий формирование психики ребенка:
А. О. Ранк
Б. Ж. Шарон
В. Т. Верни
13. Автор, исследующий время формирования личности ребенка в утробе матери:
А. Р. Шелдрейк
Б. Даминик Пурпур
В. Т. Верни
14. Автор «концепции матриц сознания»:
А. С. Гроф
Б. Т. Верни
В. Р. Шелдрейк
15. Автор утверждавший, что у ребенка остается в памяти момент рождения:
А. Ж. Шарон
Б. Т. Верни
В. С. Гроф
16. На каком месяце пренатального периода можно разглядеть глаза,уши, нос:
А. на первом
Б. на третьем
В. на пятом
17. Плод способен слышать, плакать, сильно сжимать руку в кулачок на:
А. на втором месяце
Б. на шестом месяце
В. на девятом месяце
18. Формирование жировой клетчатки у плода заканчивается к:
А.к седьмому месяцу
Б. к восьмому месяцу
В. к моменту рождения
19. Факторы, влияющие на отклонения в развитии плода:
А. переедание женщины
Б. разного рода зависимости
В. режим дня женщины
20. Факторы, влияющие на позитивное развитие плода:
А. эмоциональная устойчивость женщины
Б. разнообразное, множественное питание
В. неподвижность женщины
Раздел 5 . Психосоциальное развитие младенца.
- Первый критический период в развитии ребенка по Д. Б. Эльконину:
А. кризис 1 года
Б. кризис новорожденности
В. кризис 3-х лет
2. Новорожденность – это …
А. период жизни между его рождением и достижением годовалого возраста
Б. период жизни ребенка когда он проходит обучение в начальных классах
В. возрастной период от рождения до достижения четырех-шести месяцев
3. Месяц появления социальной улыбки:
А. конец 1 месяца
Б. конец 2 месяца
В. конец 3 месяца
4. В психической жизни новорождённого имеют место:
А. ощущения
Б. эмоции
В. впечатления
5. Безусловные рефлексы новорождённого:
А. рефлекс запаха
Б. рефлекс барахтания
В. ориентировочный рефлекс
6. Сильный синаптогинез у младенца проходит:
А. от 1-2 месяцев
Б. от 2-4 месяцев
В. от 4-6 месяцев
7. Ведущий вид деятельности в младенческом возрасте:
А. сюжетно-ролевая игра
Б. эмоционально-непосредственное общение
В. орудийно-предметная деятельность
8. Первый объект, выделяемый ребенком из окружающей действительности:
Периоды развития теории управления
... предприятия, подразделения. Менеджер выполняет функции: определяет цели деятельности, планирование и способы достижения; осуществляет распределение работ, координация этих работ; контроль за подчиненными Менеджмент ... – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ...
А. человеческое лицо
Б. игрушки
В. яркие цвета
9. Комплекс оживления – это …
А. движение, связанное с выделением какого-то элемента из окружающей среды
Б. означает, что кора мозга «включена»
В. Эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движением и звуками
10. Автор, занимающийся исследованием младенчества:
А. Н.М. Щелованов и М. И. Лисина
Б. А.В. Запорожец и А.Р. Лурия
В. М.В. Осорина и С.Н. Карпова
11. Автор слов: «События первого года жизни формируют у ребенка основу доверия или недоверия».
А. М. П. Денисова
Б. Э. Эриксон
В. М. И. Лисина
12. Период младенческого возраста, состоящийт из двух подпериодов:
А. 1 п. – от 0 до года и 2 п. – от года до 1.5 года
Б. 1п. – 3-7 месяцев и 2 п. – 7-12 месяцев
В. 1п. – до 5-6 месяцев и 2 п. – от 5-6 до 12 месяцев
13. Интенсивным развитием в первое полугодие жизни является:
А. сенсорные механизмы
Б. поведенческий акт
В.манипулирование
14. Этап функциональных действий возникает:
А. от 4-7 месяцев
Б. от 10-14 месяцев
В. в 8 месяцев
15. Ведущий вид деятельности у ребёнка во втором полугодии жизни становится:
А. сюжетно-ролевая игра
Б. личностное общение
В. предметно- манипулятивная деятельность
16. Термин «совокупная деятельность» принадлежит:
А. Д.Б. Эльконину
Б. Дж. Брунеру
В. Л. С. Выготскому
17. Ребенок начинает ходить (самый ранний возраст):
А. к 12 месяцам
Б. к 9 месяцам
В. к 8 месяцам
18. Развитие аффективной сферы начинается:
А. до рождения
Б. в первый месяц рождения
В. к концу первого года
19. Потребность в новых впечатлениях возникает:
А. к трём месяцам
Б. к 1 месяцу
В. 3-5 неделя рождения
20. Синдром патологии детского психического и личностного развития называется:
А. госпитализм
Б. задержка психического развития
В. запущенность
Раздел 6. Психическое развитие ребенка раннего возраста.
- Ранний возраст – это …
А. стадия онтогенетического развития
Б. период жизни ребенка, когда он проходит обучение в начальных классах
В. стадия психического развития ребенка от 1 года до 3-х лет
2. Социальная ситуация ребёнка первого года:
А. ребенок-взрослый
Б. ребенок-школа
В. ребенок-предмет
3. Ведущий тип деятельности в раннем возрасте:
А. сюжетно-ролевая игра
Б. личностное общение
В. предметная деятельность
4. Исследованием слепоглухих детей занимался:
А. Р. Сирс и Б. Скиннер
Б. И.А. Соколянский и А. И. Мещеряков
В. П.П. Блонский и А.И. Леонтьев
5. Первое языковое «открытие» у ребёнка описал:
А.В. Штерн
Б. И.Х. Швачкина
В. А.Н. Леонтьев
6. В предметной деятельности ребёнка раннего возраста происходит:
А. развитие сосательных рефлексов
Б. развитие восприятия
В. развитие мировоззрения
7. Основная ведущая деятельность ребёнка:
А.подражание
Б. сюжетная игра
В. предметно-манипулятивная
8. Следующие слова «Ребенок начинает раньше взаимодействовать с предметом, а потом уже дает ему игровое название» принадлежат:
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... Развитие бытовой деятельности в раннем детстве Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью - предметной. В этот период ... полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила ...
А. Ф. И. Фладкиной
Б. П. Я. Гальперину
В. С. Л. Новоселовой
9. Местоимение «Я» появляется в речи у ребёнка в возрасте:
А. 2 года
Б. 3 года
В. 1,5 года
10.Четыре стадии развития интеллекта у ребенка исследовал:
А. Д.Б. Эльконин
Б. Ж. Пиаже
В. Л.С. Выготский
11. При переходе от ручных действий к орудийным у ребёнка зарождается новое качество:
А. воспитание
Б. память
В. наглядно-действенное мышление
12. На основе предметного действия у ребенка формируется:
А. самостоятельность, мышление
Б. память, восприятие
В. все формируется сразу
13. Значение слов ребёнок начинает понимать:
А. со слов-указаний
Б. со слов-названий
В. с контекстной речи
14. Первое «языковое» открытие сделал:
А. К. Бюлер
Б. В. Штерн
В. А.Н. Гвоздев
15. По мнению В. Келера, наглядно-действенное мышление ребенка похоже на животное:
А. мышка
Б. собака
В. обезьяна
16. Большую трудность восприятия в раннем детстве представляет:
А. восприятие времени
Б. восприятие музыки
В. восприятие взрослых
17. Особенностью развития языка ребёнка является:
А. она зависит от умения говорить
Б. она привязана к деятельности
В. она отвлечена от конкретной ситуации
18. В раннем возрасте (от 1 до 3) преобладает развитие психического познавательного процесса:
А. восприятие
Б. мышление
В. воображение
19. Дифференциация эмоциональной сферы происходит в:
А. 1-3 года
Б. 3-4 года
В. . 6-7 лет
20. Особенность возрастного периода раннего детства:
А. зарождение мотивационных форм поведения
Б. зарождение чувства самоуважения
В. зарождение самоутверждения
Раздел 8. Психическое развитие младшего школьника
- Дошкольный возраст – это …
А. период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школе
Б. этап психического развития от 3 до 6–7 лет
В. стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет.
2. Ведущим типом деятельности в младшем школьном возрасте является:
А. предметная деятельность
Б. учебная деятельность
В.личностное общение
3. Основным психическим процессом у ребенка в начале школьного обучения, по мнению Л.С. Выготского, является:
А. мышление
Б. внимание
В. память
4. Социальная ситуация развития дошкольника:
А.ребёнок- ребёнок
Б.ребёнок — взрослый
В. отделение ребёнка от взрослого
5. Особенности умственного пересказа у младших школьников исследовал психолог:
А. В. Д. Шадриков
Б. Л. В. Черемошкина
В. А. И. Липкина
6. В учебной деятельности у младших школьников формируется:
А. внимание
Б. произвольное поведение
В. память
7. Основным мотивом деятельности в младшем школьном возрасте является :
А. достижение успеха
Б. авторитет сверстников
В. интерес к противоположному полу
Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...
... задачи развития в поздней взрослости. 1. Взаимосвязь психологического и физического старения 1.1Физиологическое обоснование ухудшения памяти В психологии нет чёткого определения границ позднего периода жизни. Как ... с гормональной перестройкой . Чаще всего прогрессирующее снижение памяти в пожилом возрасте является проявлением болезни Альцгеймера (БА). Риск возникновения БА обусловлен прежде всего ...
8. Социаальной нормой к концу младшего школьного возраста для последующего обучения является:
А. способность к сопереживанию
Б. способность дружить
В.желание учиться и верить в свои силы
9. Речь дошкольника, содержащая инструкции, объяснения, указания, называется:
А. контекстной речью
Б. ситуативной речью
В. объяснительной речью
11. Одним из проявлений кризиса 7-ми лет является:
А. неестественность поведения
Б. атономная детская речь
В. упрямство
12. Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту особенно остра:
А. в первом классе
Б. в пятом классе
В. в седьмом классе
13. Важной возрастной особенностью в этом возрасте является:
А. подражаемость
Б. импульсивность
В. плаксивость
14. В своих исследованиях Н. Б. Андрианова выделила количество типов школьников:
А. 6 типов
Б. 5 типов
В. 4 типа
15. Исследованием способностей младших школьников занимался:
А. Р. Селман
Б. Б. М. Теплов
В. Ж. Пиаже
16. Основная линия отношений для социальной ситуации развития младшего школьника:
А.ребёнок — родители
Б. ребёнок – ближайшее окружение
В. ребёнок-учитель
17. Основной мотив развития младшего школьника:
А.учебный
Б.социальный
В. позиционный
16. Достижения возраста в когнитивной сфере:
А. внеситуативность мышления
Б. связные формы речи
В. развитие произвольности познавательных процессов
17. Достижения периода в эмоциональной сфере:
А. обобщение переживаний
Б. освоение социальных форм выражения чувств
В. эмоционально-положительное отношение к себе
18. Достижения возраста мотивационной сфере:
А. выстраивание иерархии мотивов
Б. способность мотивировать самооценку
В. потребность в приобретении знаний
19. Достижения в развитии личности:
А. критическое отношение к оценке взрослого и сверстника
Б. переживание своей уникальности, своей «самости»
В. осознание себя во времени
20. Достижения в поведении и деятельности:
А. освоение широкого круга видов деятельности
Б. формирование произвольного поведения
В. подчинение авторитету старших
Раздел 9. Психические особенности подростка.
- Подростковый возраст – это …
А. период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школе
Б. стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь
В. период становления личности
2. Внутренние органы у подростков растут:
А. медленнее, чем скелет
Б. быстрее, чем скелет
В. с той же скорость, что и скелет
3. Система внутренне согласованных представлений о себе – это:
А. нравственный облик человека
Б. этический кодекс
В. «Я-концепция»
4. Социальная дезадаптация при акцентуации характера в подростковом возрасте:
Критические периоды развития личности
... периодов в жизни человека, чтобы помочь ему узнать, что в результате любого кризиса появляется новообразование в развитии ... характеризующая единство целей и средств их достижения обеспеченная повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью ... развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, ...
А. бывает длительной
Б. бывает постоянной
В. бывает непродолжительной
5. В подростковом возрасте память становится:
А. интеллектуализированной
Б. произвольной
В. непроизвольной
6. Основная цель в психическом развитии у подростка:
А. найти цель в жизни
Б. установление взаимоотношений с окружающими
В. хорошо учиться в школе
7. Стремление подростка:
А. к взрослости
Б. к учителям
В. к родителям
8. Исследованием подростков занимался:
А. З. Фрейд
Б. Л. И. Божович
В. В. Штерн
9. При организации учебно-воспитательной работе с подростками необходимо учитывать:
А. существенное мнение играет мнение родителей
Б. существенное мнение играет мнение учителей
В. существенное мнение играет мнение товарищей
10. Поведение и деятельность подростка определяет:
А. самооценку
Б. доверие к окружающей среде
В. сексуальные установки
11. При конфликтах с окружающими, у подростка проявляется самооценка:
А. адекватная
Б. завышенная
В. низкая
12. Исследователь феномена интересов у подростков:
А. Г. И. Щукина
Б. Л.А. Головей
В. А. Е. Личко
13. Для эмоционального благополучия подростка необходимо:
А. отношения в коллективе
Б. эмоции и самостоятельность
В. одинаковая оценка и самооценка
- Период завершения сексуальной ориентации:
А. ранняя юность
Б. подростковый период
В. зрелый возраст
15. Когнитивная особенность подросткового возраста:
А. способность анализировать
Б. способность фантазировать
В. способность ставить цели
16. Достижения возраста в когнитивной сфере:
А. увеличение признаков и свойств в образах воображения
Б. освоение системы научных понятий
В. интеллектуализация психических процессов, их осознание
17. Достижения возраста в эмоциональной сфере:
А. сдержанность в выражении эмоций
Б. новые оттенки в выражении чувств: ирония, насмешка, сомнение
В. длительность и устойчивость эмоциональных отношений
18. Достижения возраста в мотивационной сфере:
А. личностные интересы
Б. выстраивание иерархии мотивов
В. насыщение мотивов новым социальным содержанием
19. Достижения возраста в развитии личности:
А.стремление утвердить себя среди взрослых
Б. интерес к себе как к личности, к своим способностям, возможностям
В.развитие ответственности
20. Достижения возраста в поведении и деятельности:
А. стремление к нормативному поведению
Б. стремление к поведенческой автономии
В. потребность соответствовать положительному эталону поведения
Раздел 10.Психология ранней юности
1.Границы ранней юности:
А. от14 -18 лет
Б. от 16 -18 лет
В. от 18 — 21 года
2. Юношеский возраст – начальный этап:
Тест Возр.псих._по темам — Стр 2
А.социальной зрелости
Б. физической зрелости
В.личностной зрелости
3. Задачи юношеского периода:
А.общение со сверстниками
Б.погружение в учёбу
В. вовлечение во взрослую жизнь
4. Показатели интеллектуальной зрелости в юности:
А. сформированность теоретического мышления
Б. сформированность произвольного внимания
В. сформированность процесса воображения
5. Ведущая деятельность в ранней юности:
А.общение
Б. учёба
В.профессиональное определение
6. Основным предметом учебной деятельности старшеклассника является:
А.развитие способностей
Б.систематизация индивидуального опыта
В. формирование коммуникации
7. Показатель развития нравственности старшего подростка:
А.уважение родителей
Б. уметь ответить
В. ответственность
8. Нравственный идеал юноши:
А.эмоционально окрашенный образ
Б.идеал родителей
В.идеал товарища
9. Достижения юношеского возраста в когнитивной сфере:
А.развитие установки на размышление
Б.формирование индивидуального стиля умственной деятельности
В.умение формулировать и выражать мысли своими словами
10. Достижения юношеского возраста в эмоциональной сфере:
А. умения скрывать и маскировать свои чувства
Б. длительность и устойчивость в эмоциональных отношениях
В. активное развитие социальных эмоций
11. Достижения юношеского возраста в мотивационной сфере:
А. аффилиативная потребность в принадлежности к группе
Б. личностные интересы
В. потребность в глубокой эмоциональной привязанности
11. Достижения юношеского возраста в развитии личности:
А. «способность к целеполаганию, рождение жизненной перспективы»
Б. психологическая устойчивость личности
В. адекватность самооценки
12. Достижения юношеского возраста в поведении и деятельности:
А. саморазвитие
Б. полоролевое поведение
В. стремление к поведенческой автономии
13. Основные новообразования возраста:
А. изменения в мировоззрении
Б. чувство взрослости
В. ориентация на нормы в коллективной жизни
14. Название кризиса возраста:
А. кризис противоречий
Б. кризис новых надежд
В. кризис падений и взлётов
15. Социальная ситуация юношеского возраста:
А. стремление приобщиться к миру взрослых
Б. ориентация на поведение взрослых и их нормы
В. переход к самостоятельной взрослой жизни
16. Юность – возраст:
А. эмоциональной сенситивности
Б. эмоциональной неустойчивости
В. эмоционального развития
17. Юношеская мечта:
А. дружба
Б. любовь
В. игра
18. Эмоциональная направленность возраста:
А. аккизитивная направленность
Б. альтруистическая направленность
В. моральная направленность
19. Мотивы делинквентного поведения в юношестве связаны:
А. с направленностью личности, её взглядами
Б. с конкретной ситуацией
В. психическим состоянием субъекта
20.Одна их важнейших особенностей этого периода является:
А. повышенный интерес к профессиональной деятельности
Б. повышенный интерес к учебе
В. повышенный интерес к вопросам полового развития
Раздел11. Психология зрелого возраста
- Период взрослости как психологический период:
А. наиболее продолжительный период онтогенеза
Б. в развитых странах составляет две четверти человеческой жизни
В. нет определенных критерий достижения стадии взрослости
- Понятия «взрослость» и «зрелость»:
А. не тождественны
Б. тождественны
В. это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности личности
- Б.Г. Ананьев подчеркивает, что психология среднего возраста:
А. сравнительно новая отрасль возрастной психологии
Б . оказалась в центре психологического познания
В. есть нечто среднее между началом и финалом индивидуально — психического развития человека
4. Включение во все виды социальной активности, получение профессионального образования, образование семьи – характеристика критериев:
А. взрослости
Б. средней взрослости
В.поздней взрослости
5. В период взрослости ведущим типом деятельности является:
А. труд
Б. создание семьи
В. стремление человека к высшим нравственным и интеллектуальным достижениям
6. «Акмеологией» называют:
А. специальный раздел возрастной психологии, изучающий закономерности развития человека
Б. представление о взрослости Н.А. Рыбникова в 1940-х г
В. самостоятельная научная дисциплина, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости.
7. К определению возрастных кризисов взрослости можно отнести следующее высказывание:
А. хронологические сроки нормативных возрастных кризисов имеют весьма приблизительный характер
Б. момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрослости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни
В. среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют резкие изменения состояния здоровья, экономические и политические события, смену условий, требований, социальных ожиданий.
8. Кризис середины жизни — это:
А. период от 30 до 40 лет
Б. кризис 4 0 — л е т и я
В. период наивысшей работоспособности и отдачи.
9. Дает ли знание о кризисах преимущество человеку, переживающему их:
А. да, человек осознает, что не стоит винить посторонние препятствия
Б. знание определенных процессов не устраняет необходимости при столкновении с ними пережить и перестрадать их
В. знание о кризисе не поможет переосмыслить себя, понять свое новое предназначение, «желанный лейт-мотив» жизни
10. Г. Шихи показала специфику возрастных кризисов:
А. женщин в отличие от мужчин
Б. детских кризисов в отличие от кризисов взрослости
В. середины жизни от кризиса средней взрослости
11. Зрелая личность – это:
А. личность, лишенная противоречий и трудностей
Б. личность, способная принимать, осознавать и оценивать противоречия, но не способная продуктивно разрешать их самостоятельно
В. личность, не лишенная противоречий и трудностей, но способная принимать и осознавать эти противоречия, и продуктивно разрешать
12. Выявлены следующие особенности механизмов развития психических функций:
А. после 26 лет начинает активно проявляться специализация психофизиологических функций
Б. с 30 лет специализация доминирует, это связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства
В. развитие психофизиологических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня, отдельных функций и познавательных способностей
13. Выберите правильное утверждение:
А. в период 30-33 года наблюдается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам
Б. после 35 лет увеличивается возможность новообразований функциональной основы интеллектуальной деятельности под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями
В. в микропериод 41-50 лет отмечается статистически значимое повышение уровневой оценки мышления по сравнению с 36-40 годами
14. Большое влияние на сохранность познавательных функций взрослых оказывает:
А. активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации
Б. желание не останавливаться на достигнутом, совершенствование профессиональной квалификации
В. установка на самосовершенствование, систематическое обращение к специальной литературе
15. Современные исследования в области когнитивной сферы периода взрослости, в том числе и лонгитюдные, доказали:
А. когнитивное развитие у взрослых не заканчивается
Б. совершенствование профессиональной памяти может совпадать с общим ухудшением мнемической функции
В. к старости уменьшается объем вербального запечатления долговременной памяти, увеличивается объем кратковременной памяти
16. Кризис среднего возраста:
А. 28-30-33 лет
Б. 40-45 лет
В. 55-65 лет
17. Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:
А. в зрелом возрасте основные виды деятельностей (трудовая, семья, общение и т.д)остается постоянной в отличие от периода детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей
Б. кризисы зрелости возникают чаще, с меньшим временным разрывом, и в большей степени привязаны к определенному хронологическому возрасту
В. кризисы зрелости проходят не осознанно, скрытно, недемонстративно для окружающих
18. Какие из перечисленных профессиональных циклов относятся к периоду средней взрослости(30-45 лет):
А. цикл приобретения основных трудовых навыков и формирование трудолюбия
Б. становление профессионала
В. размышление продуктивной и ответственной жизни.
19. Б. Ливехуд о личностном кризисе в зрелом возрасте говорит следущее:
А. это «особый шанс продвинуться в процессе потенциального созревания», ответив на вопрос: «Какова моя действительная задача?»
Б. «Нет ничего общего, что связывает перспективы дальнейшего развития человека с успешностью преодоления кризиса средних лет»
В. «переосмыслить себя, понять свое новое предназначение, легче именно тем, кому в первом периоде жизни удалось утвердиться в личностной установке и увериться в правильности прежней линии»
20. У людей, успешно преодолевших кризис среднего возраста:
А.после 50-60 лет возможно достижение второй творческой кульминации на основе обобщения жизненного опыта
Б. кризис возвращается с новой силой к 50 годам
В. человек с головой погружается в работу, цепляется за административное кресло
Раздел 12: Психология старости
1. Старость рассматривается
А. как сложное биосоциопсихологическое явление
Б. как психологический феномен
В. как асоциальное явление.
2. Как социальное явление старость обычно ассоциируется:
А. с изменением (снижением) социального статуса
Б. с расширением социального мира
В.с приобретением новых важных социальных ролей
3. Основоположник социальной геронтологии:
А. Г. Олпорт
Б. Дж. Холл
В. Б. Ливехуд
4. Среди причин старения населения выделяют:
А. сокращение рождаемости, улучшение здравоохранения
Б.повышение уровня смертности
В. уменьшение индивидуальной продолжительности жизни
5. Наука геронтология это:
А. наука о старении
Б.наука о досуге стариков
В.наука о лечении болезней стариков
6. Старость как биологическаю проблему рассматривали:
А.А.А. Богомолец
Б.И.И. Мечников
В. В.В. Фролькис
7.Старость как социальная проблема рассматривалась в:
А. теории разобществления
Б. теории научения
В.в концепции когнитивного развития
8. Теория разобществления:
А. «выход из игры» обоснован и неизбежен
Б. «новая занятость», активность и удовлетворенность жизнью
В. старость как поле битвы за сохранение прежнего стиля жизни
9. Проблему взаимоотношений старого человека и членов его семьи можно отнести:
А. к биологической проблеме
Б. к социальной проблеме
В. к когнитивной проблеме
10. Когнитивная теория старения рассматривает:
А. каким образом пожилой человек истолковывает происходящие с ним изменения
Б. процесс снижения эмоциональных и интеллектуальных способностей
В. личные переживания, особенности социального статуса, осознание конечности собственного бытия
11. В комплексных теориях старения излагается, что:
А.старение многогранно, оно состоит из нескольких взаимосвязанных биологических, социальных, психологических процессов
Б. это психологический процесс
В. это социальное явление
12. Имеются различные точки зрения на периодизацию человеческой жизни и возрастной отсчет старения, но большинство ученых эмпирически как начало старости выбирают возраст:
А. от 55 лет
Б. от 75 лет
В. от 60-65 лет
13. Процесс старения это:
А. закономерный процесс
Б. процесс, который носит индивидуальный характер
В. дату наступления старости можно определить календарно
14. В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ, долгожительство:
А. с 75 лет
Б. с 85 лет
В. с 90 лет
15. Социально-экономические показатели перехода к старшему возрасту:
А. официальный возраст выхода на пенсию
Б. изменение основного источника дохода
В. изменение социального статуса
16. Причины кризисов в старости:
А. выход на пенсию, потеря важной социальной роли, потеря здоровья
Б. изменение материального положения
В. изменение образа жизни
17. Какие из перечисленных этапов не входят в этапы умирания по К.Росс:
А. потерю важной социальной роли
Б. расширение круга общения
В. обретение значимого места в обществе
18. Период выхода на пенсию:
А. оказывается трудным для большинства стареющих людей
Б. не вызывает негативные эмоциональные переживания
В. имеет индивидуальную выраженность
19. Теорией разобществления занимались:
А. Дж. Розен
Б. Д. Хелмс
В. В. Фролькис
20. Что не входит в задачи развития в поздней взрослости:
А. приспособление к снижению физической силы и здоровья
Б. выполнение социальных и гражданских обязанностей
В. организация досуга