Тема 1.1. Общее понятие методологии науки

Тест «Методологические основы психологии»

Всего 127 вопросов

1. Методология:

-: представляет собой результат процесса познания

+: определяет способы достижения и построения знания

-: является предметной поддержкой учебной деятельности

-: является процессом, в холе которого возникают новые формы поведения и деятельности

2. В настоящее время методологической основой психологической науки является … психология.

-: практическая

+: теоретическая

-: системная

3. Отрасль психологии, являющаяся методологической основой психологии.

-: практическая

+: теоретическая

-: системная

4. Предметом методологии является саморефлексия психологической науки, выявляющая и исследующая:

+ категориальный строй науки;

— психику;

+ объяснительные принципы.

5. Частями методологии являются:

+ учение об исходных принципах

— учение об эволюции психического отражения

+ учение о приемах и способах исследования.

6. Область челове­ческой деятельности, основная функция которой — получение знаний о мире и их систематизация, на основе которой возможно построение научной кар­тины мира и научно обоснованной практики – это …

— методология

+ наука

— мировоззрение

— философия

7. Научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания – это …

— методология

— наука

— мировоззрение

+ философия

8. Сис­тема «взглядов на объективный мир и место в нем че­ловека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе – это …

— методология

— наука

+ мировоззрение

— философия

9. Видами мировоззрения являются …

+ обыденно-житейское

— культурно-историческое

+ философское

+ религиозное

10. Исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного по­знания – это…

— нормативная методология

+ дескриптивная методология

11. Вид методологии, которая играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследователь­ской деятельности

+ нормативная методология

— дескриптивная методология

12. Совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения – это …

8 стр., 3919 слов

Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение

... предметом игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат. ... науки, имеющим важное теоретическое и прикладное значение. Анализ проблемы общения ведётся с позиций различных научных подходов. Одни исследователи рассматривают его как частный случай, особый вид деятельности. ...

— субъект исследования

+ предмет исследования

— объект исследования

13. Основными методами исследования в методоло­гии науки являются:

— исторический анализ развития науки,

— логический анализ имеющегося научного зна­ния,

— методологический эксперимент,

+ все ответы верны

14. Высшая форма теоретического знания – это …

— концепция

— учение

+ теория

15. Теория включает в себя:

— исходную эмпирическую основу;

— базис;

— логику теории;

— множество выведенных в теории утверждений;

+ все ответы верны

16. На осно­вании того, каким образом были построены теории, выделяют их следующие виды:

+ категорически-дедуктивные

+ гипотетико-дедуктивные

— формальные

17. Исходные положения … составляют формальные логи­ческие выражения — аксиомы.

+ категорически-дедуктивные

— гипотетико-дедуктивные

18. Исходными положениями … являются содержательные предложе­ния — принципы и постулаты.

— категорически-дедуктивных

+ гипотетико-дедуктивных

19. Определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения – это …

+ концепция

— учение

— теория

20. Теоретиче­ское знание, полученное путем умозрения и не под­лежащее верификации – это …

— концепция

+ учение

— теория

Тема 1.2. Историзм теоретико-психологического анализа

1. Ученый, использовавший диалог как диалектический метод поиска истины

— Платон

+ Сократ

— Аристотель

2. Ученый, в качестве строго научного метода познания предложивший теорию ана­литического силлогизма

— Платон

— Сократ

+ Аристотель

3. Со­гласно этому принципу понятия, несводимые к инту­итивному знанию и не поддающиеся проверке в опы­те, должны быть удалены из науки: «сущности не надо умножать без надобности».

— воронка Шеррингтона

+ бритва Оккама

— канон Ллойда Моргана

4. Качественное различие материи и неделимой мыслящей субстанции – это суть принципа …

— детерминизма

+ дуализма

— монизма

5. Методологические подходы начали появляться в науке …

— в середине 18 века

+ в середине 19 века

— в начале 20 века

6. Первым в истории методологическим подходом стал…

— дуализм

+ позитивизм

— эмпиризм

7. Мировоззрение, в основе которого — представление о научном знании как высшей ценности и достаточном условии ориента­ции человека в мире, называют …

— антисциентизм

+ сциентизм

— позитивизм

8. Принцип, согласно которому подлинно научное высказывание дол­жно быть логически выводимо из данных чувствен­ного опыта, зафиксированного в научном наблюде­нии …

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... иной деятельности, например, педагогической науке, педагогическом исследовании). Методология - это учение о системе методов науки, в том числе, о системе методов научного исследования. (Кохановский В.П.) Выбор ... целостные научные теории, учения. Методологические исследования – получение не частнопредметного нового знания, а формирование знаний об общих принципах и методах любой науки, в том числе, ...

— научности

+ верифицируемости

— доказательности

9. Согласно данному критерию, подлинно научным может счи­таться лишь такое высказывание, которое в принципе может быть опровергнуто

— верифицируемости

+ фальсифицируемости

— экстраполяции

10. Автор критерия фальсифицируемости

+ К. Поппер

— М. Мамардашвили

— Л. Витгенштейн

Тема 1.3. Развитие методологии науки. Уровни методологического знания.

1. Картина мира в … характеризу­ется детерминистическими представле­ниями о причинно-следственных связях.

+ классической науке

— неклассической науке

— постнеклассической науке

2. Философской основой … стал дуализм Декарта.

+ классической науки

— неклассической науки

— постнеклассической науки

3. Философской основой классической науки являлось …

— учение Аристотеля

+ учение Декарта

— диалектический материализм

4. К классической науке относятся исследования …

— психофизиологов

— ассоцианистов

— бихевиористов

+ все ответы верны

5. К неклассическому этапу развития науки относятся:

— Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

— деятельностный подход А.Н. Леонтьева

— субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна

— психология установки Д.Н. Узнадзе

+ все ответы верны

6. Картина мира в неклассической науке характеризуется … детерминацией.

— механической

+ вероятностной

— линейной

7. Этап развития науки, где в исследованиях не учитывается личность ученого

+ классическая

— неклассическая

— постнеклассическая

8. В .. научным признается результат, не имеющий опоры на органы чувств

— классической психологии

+ неклассической психологии

— постнеклассической психологии

9. Постнеклассическая наука формируется …

— в 20-х годах 20 века

— в 50-х годах 20 века

+ в 70-х годах 20 века

10. В постнеклассической науке ведущим принципом является…

— механицизм

+ системность

— детерминизм

11. Уровень … методологии представляет собой философские знания, полученные при помо­щи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами

+ философской

— общенаучной

— конкретнонаучной

12. К общенаучным концепциям относят…

+ концепцию о ноосфере В.Вернадского

— культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского

+ теорию систем Л. фон Берталанфи

Раздел 2. Категории психической реальности

Тема 2.1. Теоретическое и категориальное в системе науки.

1. В каком году М.Г. Ярошевский выдвинул понятие «категориальный строй психологической науки».

-: 1946

+: 1971

-: 1986

2. Наиболее фундаментальные определения, охватывающие наиболее существенные свойства изучаемых явлений.

+: категории

-: понятия

-: закономерности

3. Категории, указывающие на явления, которые могут быть изучены объективными методами, «извне».

9 стр., 4065 слов

Психология наука о психике или учение о душе Братусь

... даже вредна. Те же, кто находится на стороне научного познания, понимают психологию иначе — как науку о психическом отражении мира, о психических функциях и процессах, об особом ... экспериментальных, опытных исследованиях. Итак, в одном случае психология понимается как учение о душе, или душесловие. Практическое применение такого подхода относится к области душепопечения, целью которого в ...

-: протопсихологические

-: социоцентрические

+: биоцентрические

4. Психологические категории, включающие явления, доступные интроспекции.

-: метапсихологические

-: протопсихологические

+: базисные

5. Отличительная черта отечественной психологии — использование категории:

+: деятельности

-: бессознательного

-: подкрепления

-: интроспекции

6. Категории, которые заключают в себе то, что в философии обозначается как ноумены — умопостигаемые сущности. Каждый из соответствующих объектов не дан наблюдателю непосредственно.

+: протопсихологические

-: социоцентрические

-: биоцентрические

7. К экстрапсихологическим категориям относят…

— образ

+ личность

+ идеал

— мотив

8. К протопсихологическим категориям относят…

+ рефлекс

— организм

+ ощущение

— сознание

9. К базисным психологическим категориям относят…

+ субъект

+ действие

— сигнал

— я

10. К метапсихологическим категориям относят…

— субъект

— действие

+ деятельность

— сигнал

+ я

2.2 Отражение и образ в психологии

1. Назовите базовый уровень психического отражения

+ сенсорно-перцептивный

— представлений

— вербально-логическое мышление

2. С.Д. Смирнов выделил в структуре образа две части:

+ ядерную

— внутренняя

+ поверхностная

3. Процессы непосредственного восприятия объектов в различных модальностях включает в себя структура …

— ядерная

— внутренняя

+ поверхностная

4. Структура, которая включает особенности символической знаковой репрезентации мира, формируется в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности – это…структура

+ ядерная

— внутренняя

— поверхностная

5. Перечислите уровни психического отражения

+ сенсорно-перцептивный

— интеллектуальный

— когнитивный

+ представлений

2.3. Категории действия и мотива в психологии

1. Ученый, который впервые выделил такой важнейший признак действия, как его предметность

— Платон

+ Аристотель

— Демокрит

2. Ученый, который определил мысль как заторможенный рефлекс

— Р. Декарт

+ И.М. Сеченов

— И.П. Павлов

3. Вставьте пропущенное слово: «Посредством … как «общественных органов» из низших (натуральных) психических функций развиваются высшие».

+ знаков

— слов

— образов

4. Понятие установки в концепции Д.Н. Узнадзе трактуется как …

+ неосознаваемая установка

— осознаваемая установка

— социальная установка

5. Мотивацию через потребности организма стали трактовать в связи с исследованиями

— Ч. Дарвина

+ К.Бернара

— И.М. Сеченова

6. Фрейд перевел с биологического языка на психологический идею … о инстинкте.

20 стр., 9598 слов

Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального ...

... работе, а именно развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами коллективной творческой деятельности. Цель : определить эффективность развития эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности Объект – эмоциональная сфера дошкольников Предмет – Гипотеза предполагается, что коллективная творческая деятельность является эффективным средством развития ... относят также ...

+ Ч. Дарвина

— К.Бернара

— И.М. Сеченова

7. Мотивация с точки зрения З. Фрейда – это …

+ влечения

— бессознательное

— защитные механизмы

2.4. Категории отношения и личности в психологии

1. С точки зрения А.Ф. Лазурского эндо- и экзопсихика образуют систему …

— детерминант

— связей

+ отношений

2. Какие исследования А.Ф. Лазурского позволили выделить феномен отношений в психологии

— введение в психологию естественного эксперимента

+ выделение эндо- и экзопсихики

3. Теория отношений (В.Н. Мясищев и др.) склонна считать производными от системы отношений:

+ свойства личности,

+ мотивы,

— познавательные процессы

4. Категории отношения присущи такие признаки, как

+ избирательность,

— адаптивность

+ установка на оценку

5. Автор теории отношений в отечественной психологии

— А.Ф. Лазурский

+ В.Н. Мясищев

— И.П. Павлов

6. Свойства человека, которые подвержены действию биологических законов наследственности и изменчивости называют

+ индивидными

— личностными

— индивидуальными

7. Свойства человека, которые характеризуют его как субъекта отношений с окру­жающим миром и формируются во взаимоотноше­ниях с миром, называют — индивидными

+ личностными

— индивидуальными

8. Анализ личности по принципу «по элементам» наблюдается в теориях:

+ факторных (Кеттел, Айзенк)

+ теории личности К.К. Платонова

— в психоанализе

9. Анализ личности по принципу «по единицам» наблюдается в теориях:

+ теория В.Н. Мясищева

— теория А.Г. Асмолова

— теория В.С. Мерлина

10. К структурным моделям личности относят:

+ транзактный анализ Э. Берна

+ психосинтез Р. Ассаджиоли

— гуманистическая психология К.Роджерса

11. К функциональным моделям личности относят:

— транзактный анализ Э. Берна

+ психоанализ Э. Фромма

— психосинтез Р. Ассаджиоли

+ гуманистическая психология К.Роджерса

12. Дополните утверждение: «Психогенетическая концепция индивидуальности, при исследовании происхождения индивидуальных психологических особенностей человека выясняет роль … … в их формировании, используя главным образом близнецовый метод.

+ генотипа и среды

— биологического и социального

13. Психогенетическая концепция индивидуальности основным методом считает

— естественный эксперимент

— наблюдение

+ близнецовый

14. Концепция развивающейся личности А.В. Петровского рассматривает следующие структурные компоненты личности:

— эндопсихика

+ интраиндивидная

+ метаиндивидная

— экзопсихика

15. Предлагаемый подход выделяет в качестве системообразующего основания, обеспечивающего развитие личности и способствующего его конкретно-исторической специфике в той или иной культуре, опосредствующий фактор — совместную предметную деятель-

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... 42. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ 44 1. Общее представление о мышлении. Основные проблемы психологии мышлен. В психологии мышление в широком смысле понимается как активная познавательная деятельность субъекта, ...

ность.

— подход А.В. Петровского

+ подход А.Г. Асмолова

— подход В.Н. Мясищева

16. Предлагаемый подход выделяет в качестве системообразующего основания, обеспечивающего развитие личности и способствующего его конкретно-исторической специфике в той или иной культуре, опосредствующий фактор – …

+ совместную предметную деятельность

— орудийную деятельность

— общественную деятельность

Раздел 3. Основные принципы психологии.

Тема 3.1. Принцип детерминизма в психологии.

1. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно и принципу:

-: индетерминизма

-: развития

+: детерминизма

-: системности

2. Перечислите виды детерминизма в порядке их возникновения в истории науки:

1) биологический

2) механический

3) предмеханический

4) микросоциальный

5) психический

6) макросоциальный

Ответ: 3, 2, 1, 5, 6, 4

3. К предмеханическому детерминизму относят …

— теорию функциональных систем П.К. Анохина

+ учение Аристотеля

— учение об установке Д.Н. Узнадзе

— механистическое учение Декарта

4. К механическому детерминизму относят…

— теорию функциональных систем П.К. Анохина

— учение Аристотеля

— учение об установке Д.Н. Узнадзе

+ механистическое учение Декарта

5. К психическому детерминизму относят…

— теорию функциональных систем П.К. Анохина

— учение Аристотеля

+ концепцию деятельности А.Н. Леонтьева

6. К биологическому детерминизму относят …

+ теорию функциональных систем П.К. Анохина

— учение Аристотеля

— механистическое учение Декарта

7. Детерминация будущим является признаком … детерминизма

— механического

+ биологического

— психического

8. Период развития психического детерминизма:

— Античность

— Возрождение

— 19 век

+ 20 век

9. Период развития биологического детерминизма

— Античность

— Возрождение

+ 19 век

— 20 век

10. В … детерминизме ведущими причинами выступали формы социальной культуры, общества.

— биологическом

+ макросоциальном

— микросоциальном

Тема 3.2. Принцип единства сознания и деятельности

1. Психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека согласно принципу…

— детерминизма

— развития

+ единства сознания и деятельности

— системности

2. Принцип единства сознания и деятельности был сформулирован …

— Л.С Выготским

+ С.Л. Рубинштейном

— А.Н. Леонтьевым

3. Принцип единства сознания и деятельности был сформулирован С.Л. Рубинштейном в …

— 10-е годы 20 века

3 стр., 1260 слов

Предмет, задачи, структура социальной психологии.История развития ...

... физикой. 2. История развития социальной психологии Историю развития социальной психологии можно разделить на ... продуктов деятельности; 2) методы обработки информации в социальной психологии: а) ... исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном ... принципы, построение гипотез и теорий. Как и в других гуманитарных науках, теории в социальной психологии ...

— 20-е годы 20 века

+ 30-е годы 20 века

4. Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность — внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания согласно принципу …

— детерминизма

— развития

+ единства сознания и деятельности

— системности

5. Принцип единства сознания и деятельности был сформулирован С.Л. Рубинштейном на основе исследований…

— Р. Декарта

— Ч. Дарвина

+ К.Маркса

6. Вставьте пропущенное слово: «По С.Л. Рубинштейну, психика не возникает, не порождается в деятельности, а … и развивается в ней».

+ формируется

— проявляется

— опосредуется

7. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности в философии построил

— К.Маркс

+ Гегель

— И.Кант

8. Истоки проблемы деятельности были заложены в

+ немецкой классической философии

— диалектическом материализме К.Маркса

— ассоцианизме

9. Рубинштейн особенно акцентирует внимание на том, что любая деятельность есть именно деятельность субъекта, она является самостоятельной и … .

— индивидуальной

+ творческой

— общественной

10. Ученый, который рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще».

— С.Л. Рубинштейн

+ А.Н. Леонтьев

— Л.С. Выготский

11. Чувственно-предметная, материальная деятельность с точки зрения А.Н. Леонтьева

— внутренняя

+ внешняя

12. … — это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

+ внутренняя

— внешняя

Тема 3.3. Принцип развития в психологии

1. Принцип … предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.

— единства сознания и деятельности

— детерминизма

+ развития

2. Перечислите особенности процесса развития

— обратимость

+ неравномерность

+ иерархичность

3. Существуют следующие направления в исследовании роли наследственности и среды:

— биологизаторское

— социологизаторское

— конвергенции двух факторов

+ все ответы верны

4. Процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входя­щих в нее отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов.

— развитие

+ рост

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее ... ошибок (Торндайк); при этом наблюдается активная ориентировочная деятельность, включающая анализ ситуации (Толмен), т.е. присуща ... вслед за А.Н.Леонтьевым в современной психологии выделяют три стадии развития психики животных: стадия элементарной чувствительности ...

— прогресс

5. Пред­ставления о развитии как росте характерны для …

+ бихевиоризма,

— гештальтпсихологии

+ классического психоанализа,

6. … характеризуется прежде всего качест­венными преобразованиями, ломкой старых форм психической организации и появлением на их ме­сте новых.

+ развитие

— рост

— прогресс

7. Отечественный психолог, сформулировавший понятие «социальная ситуация развития».

-: В.А. Вагнер

-: С.Л. Рубинштейн

+: Л.С. Выготский

8. Автор книги «Деятельность. Сознание. Личность.», где рассматривается принцип развития.

-: М.Я. Басов

-: С.Л. Рубинштейн

+: А.Н. Леонтьев

Тема 3.4. Системный подход в психологии

1. Системный подход в науке получил широкое рас­пространение начиная с

— 20-30-х гг. XX в.

— 30-40-х гг. XX в.

+ 50-60-х гг. XX в.

2. В основе системного подхода были различные общеметодологические теории и схе­мы, прежде всего

+ общая теория систем

+ кибернетика

— системный подход Б.Ф. Ломова

3. В психологии принцип … заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организа­цией.

+ системности

— развития

— детерминизма

4. Автор тезиса: Душа — системообразующий принцип жизни тела.

— Платон

— Демокрит

+ Аристотель

5. Принцип научного познания, исследующий явления в их зависимости от внутренне связанного целого.

-: детерминизм

+: системность

-: развитие

6. Основная идея И.М. Сеченова, соответствовавшая развитию принципа системности в психологии.

-: постоянство внутренней среды организма

+: рефлекторный характер активности организма, обусловленный возбуждением и торможением

-: адаптация к окружающей среде

7. Возникновение системного подхода в отечествен­ной психологии многие ученые связывают с

+ Б.Ф. Ломовым

— А.Р. Лурией

— Л.С. Выготским

4. Ключевые проблемы психологии

Тема 4.1. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии

1. Проблема в научной психологии, которая трактуется как соотношение между душой и телом

+ психофизическая

— психофизиологическая

— психогностическая

2. Исследования в какой науке позволили подойти к проблеме соотношения души и тела как к конкретнонаучной

— психофизиология

+ психофизика

— психология

3. Психофизиологическая проблема в психологии трактуется как соотношение …

— души и тела

— сознания и организма

8 стр., 3867 слов

Психофизиологический подход к определению сознания

... Сознание и уровни бодрствования. При анализе сознания как психофизиологического феномена необходимо четко разводить два его аспекта. ... У. Найсер, 1976). Таким образом, избирательное внимание в психологии всегда связы­валось с ограничением сознания. Нейрофизиологически избирательное ... для их осоз­нания. Именно поэтому важной проблемой является выяснение условий при которых происходит перевод ...

+ нервного и психического

4. Суть данного подхода заключается в противопоставле­нии независимо существующих психики и мозга (души и тела).

— психофизиологическое взаимодействие

+ психофизиологический параллелизм

— психофизиологическая идентичность

5. Данный подход представляет собой край­нюю форму физиологического редукционизма. Основой для этого подхода послужило открытие Д. Хьюбелом и Т. Визелем клеток-детекторов, реаги­рующих лишь на определенные стимулы.

— психофизиологическое взаимодействие

— психофизиологический параллелизм

+ психофизиологическая идентичность

6. Психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает опре­деленную степень взаимодействия и взаимовлияния с точки зрения …

+ психофизиологического взаимодействия

— психофизиологического параллелизма

— психофизиологической идентичности

Тема 4.2. Психогностическая проблема

1. Поле исследований данной проблемы — это познавательные процессы (ощущение, восприятие, воображение, мышление) и их продукты.

— психофизическая

— психофизиологическая

+ психогностическая

2. Психологическая категория, которая явилась основой для становления психогностической проблемы.

+ образ

— действие

— сознание

3. Основной способ постижения сути по мнению Декарта

+ саморефлексия

— механика

— физика

4. Психогностическая проблема в современной психологии решается в направлении

— бихевиоризм

+ когнитивная психология

— гештальтпсихология