Тест «Методологические основы психологии»
Всего 127 вопросов
1. Методология:
-: представляет собой результат процесса познания
+: определяет способы достижения и построения знания
-: является предметной поддержкой учебной деятельности
-: является процессом, в холе которого возникают новые формы поведения и деятельности
2. В настоящее время методологической основой психологической науки является … психология.
-: практическая
+: теоретическая
-: системная
3. Отрасль психологии, являющаяся методологической основой психологии.
-: практическая
+: теоретическая
-: системная
4. Предметом методологии является саморефлексия психологической науки, выявляющая и исследующая:
+ категориальный строй науки;
— психику;
+ объяснительные принципы.
5. Частями методологии являются:
+ учение об исходных принципах
— учение об эволюции психического отражения
+ учение о приемах и способах исследования.
6. Область человеческой деятельности, основная функция которой — получение знаний о мире и их систематизация, на основе которой возможно построение научной картины мира и научно обоснованной практики – это …
— методология
+ наука
— мировоззрение
— философия
7. Научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания – это …
— методология
— наука
— мировоззрение
+ философия
8. Система «взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе – это …
— методология
— наука
+ мировоззрение
— философия
9. Видами мировоззрения являются …
+ обыденно-житейское
— культурно-историческое
+ философское
+ религиозное
10. Исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания – это…
— нормативная методология
+ дескриптивная методология
11. Вид методологии, которая играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности
+ нормативная методология
— дескриптивная методология
12. Совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения – это …
Основные виды человеческой деятельности: труд, игра, учение, общение
... животные; предметом игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат. ... Глава 2. Общение Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки, имеющим важное ...
— субъект исследования
+ предмет исследования
— объект исследования
13. Основными методами исследования в методологии науки являются:
— исторический анализ развития науки,
— логический анализ имеющегося научного знания,
— методологический эксперимент,
+ все ответы верны
14. Высшая форма теоретического знания – это …
— концепция
— учение
+ теория
15. Теория включает в себя:
— исходную эмпирическую основу;
— базис;
— логику теории;
— множество выведенных в теории утверждений;
+ все ответы верны
16. На основании того, каким образом были построены теории, выделяют их следующие виды:
+ категорически-дедуктивные
+ гипотетико-дедуктивные
— формальные
17. Исходные положения … составляют формальные логические выражения — аксиомы.
+ категорически-дедуктивные
— гипотетико-дедуктивные
18. Исходными положениями … являются содержательные предложения — принципы и постулаты.
— категорически-дедуктивных
+ гипотетико-дедуктивных
19. Определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения – это …
+ концепция
— учение
— теория
20. Теоретическое знание, полученное путем умозрения и не подлежащее верификации – это …
— концепция
+ учение
— теория
Тема 1.2. Историзм теоретико-психологического анализа
1. Ученый, использовавший диалог как диалектический метод поиска истины
— Платон
+ Сократ
— Аристотель
2. Ученый, в качестве строго научного метода познания предложивший теорию аналитического силлогизма
— Платон
— Сократ
+ Аристотель
3. Согласно этому принципу понятия, несводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки: «сущности не надо умножать без надобности».
— воронка Шеррингтона
+ бритва Оккама
— канон Ллойда Моргана
4. Качественное различие материи и неделимой мыслящей субстанции – это суть принципа …
— детерминизма
+ дуализма
— монизма
5. Методологические подходы начали появляться в науке …
— в середине 18 века
+ в середине 19 века
— в начале 20 века
6. Первым в истории методологическим подходом стал…
— дуализм
+ позитивизм
— эмпиризм
7. Мировоззрение, в основе которого — представление о научном знании как высшей ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называют …
— антисциентизм
+ сциентизм
— позитивизм
8. Принцип, согласно которому подлинно научное высказывание должно быть логически выводимо из данных чувственного опыта, зафиксированного в научном наблюдении …
— научности
+ верифицируемости
— доказательности
Психология наука о психике или учение о душе Братусь
... что они не стыкуются, не совместимы с наукой, требованиями объективности исследования, его экспериментальной проверки, повторяемости и др. Богословы, ... заблуждение бесовское» и нужна лишь православная аскетика и святоотеческое учение о душе, был задан вопрос из зала: «Если ... филос. 1992. №10. С. 140—141).. Итак, в начале ХХ века потеря психологией души рождала споры, недоумения, сожаления. Ныне же — ...
9. Согласно данному критерию, подлинно научным может считаться лишь такое высказывание, которое в принципе может быть опровергнуто
— верифицируемости
+ фальсифицируемости
— экстраполяции
10. Автор критерия фальсифицируемости
+ К. Поппер
— М. Мамардашвили
— Л. Витгенштейн
Тема 1.3. Развитие методологии науки. Уровни методологического знания.
1. Картина мира в … характеризуется детерминистическими представлениями о причинно-следственных связях.
+ классической науке
— неклассической науке
— постнеклассической науке
2. Философской основой … стал дуализм Декарта.
+ классической науки
— неклассической науки
— постнеклассической науки
3. Философской основой классической науки являлось …
— учение Аристотеля
+ учение Декарта
— диалектический материализм
4. К классической науке относятся исследования …
— психофизиологов
— ассоцианистов
— бихевиористов
+ все ответы верны
5. К неклассическому этапу развития науки относятся:
— Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
— деятельностный подход А.Н. Леонтьева
— субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна
— психология установки Д.Н. Узнадзе
+ все ответы верны
6. Картина мира в неклассической науке характеризуется … детерминацией.
— механической
+ вероятностной
— линейной
7. Этап развития науки, где в исследованиях не учитывается личность ученого
+ классическая
— неклассическая
— постнеклассическая
8. В .. научным признается результат, не имеющий опоры на органы чувств
— классической психологии
+ неклассической психологии
— постнеклассической психологии
9. Постнеклассическая наука формируется …
— в 20-х годах 20 века
— в 50-х годах 20 века
+ в 70-х годах 20 века
10. В постнеклассической науке ведущим принципом является…
— механицизм
+ системность
— детерминизм
11. Уровень … методологии представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами
+ философской
— общенаучной
— конкретнонаучной
12. К общенаучным концепциям относят…
+ концепцию о ноосфере В.Вернадского
— культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского
+ теорию систем Л. фон Берталанфи
Раздел 2. Категории психической реальности
Тема 2.1. Теоретическое и категориальное в системе науки.
1. В каком году М.Г. Ярошевский выдвинул понятие «категориальный строй психологической науки».
-: 1946
+: 1971
-: 1986
2. Наиболее фундаментальные определения, охватывающие наиболее существенные свойства изучаемых явлений.
+: категории
-: понятия
-: закономерности
3. Категории, указывающие на явления, которые могут быть изучены объективными методами, «извне».
-: протопсихологические
-: социоцентрические
Личность как психологическая категория
... большей устойчивостью и большим постоянством. К психическим свойствам личности относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития ... и исторически обусловлены. С точки зрения гуманистической психологии сама сущность человека постоянно движет его в ... движущих сил развития личности в теориях, так или иначе связанных с персонологическим подходом к личности (А. Маслоу, Г. ...
+: биоцентрические
4. Психологические категории, включающие явления, доступные интроспекции.
-: метапсихологические
-: протопсихологические
+: базисные
5. Отличительная черта отечественной психологии — использование категории:
+: деятельности
-: бессознательного
-: подкрепления
-: интроспекции
6. Категории, которые заключают в себе то, что в философии обозначается как ноумены — умопостигаемые сущности. Каждый из соответствующих объектов не дан наблюдателю непосредственно.
+: протопсихологические
-: социоцентрические
-: биоцентрические
7. К экстрапсихологическим категориям относят…
— образ
+ личность
+ идеал
— мотив
8. К протопсихологическим категориям относят…
+ рефлекс
— организм
+ ощущение
— сознание
9. К базисным психологическим категориям относят…
+ субъект
+ действие
— сигнал
— я
10. К метапсихологическим категориям относят…
— субъект
— действие
+ деятельность
— сигнал
+ я
2.2 Отражение и образ в психологии
1. Назовите базовый уровень психического отражения
+ сенсорно-перцептивный
— представлений
— вербально-логическое мышление
2. С.Д. Смирнов выделил в структуре образа две части:
+ ядерную
— внутренняя
+ поверхностная
3. Процессы непосредственного восприятия объектов в различных модальностях включает в себя структура …
— ядерная
— внутренняя
+ поверхностная
4. Структура, которая включает особенности символической знаковой репрезентации мира, формируется в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности – это…структура
+ ядерная
— внутренняя
— поверхностная
5. Перечислите уровни психического отражения
+ сенсорно-перцептивный
— интеллектуальный
— когнитивный
+ представлений
2.3. Категории действия и мотива в психологии
1. Ученый, который впервые выделил такой важнейший признак действия, как его предметность
— Платон
+ Аристотель
— Демокрит
2. Ученый, который определил мысль как заторможенный рефлекс
— Р. Декарт
+ И.М. Сеченов
— И.П. Павлов
3. Вставьте пропущенное слово: «Посредством … как «общественных органов» из низших (натуральных) психических функций развиваются высшие».
+ знаков
— слов
— образов
4. Понятие установки в концепции Д.Н. Узнадзе трактуется как …
+ неосознаваемая установка
— осознаваемая установка
— социальная установка
5. Мотивацию через потребности организма стали трактовать в связи с исследованиями
— Ч. Дарвина
+ К.Бернара
— И.М. Сеченова
6. Фрейд перевел с биологического языка на психологический идею … о инстинкте.
+ Ч. Дарвина
— К.Бернара
— И.М. Сеченова
7. Мотивация с точки зрения З. Фрейда – это …
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения ... отражающий саморегуляцию индивида. Социальная психология личности исследует закономерности и причины поведения личности в контексте реальной группы, ... сторону активности. К ним относят необходимые для выполнения деятельности орудия, а также соответствующие знания, ...
+ влечения
— бессознательное
— защитные механизмы
2.4. Категории отношения и личности в психологии
1. С точки зрения А.Ф. Лазурского эндо- и экзопсихика образуют систему …
— детерминант
— связей
+ отношений
2. Какие исследования А.Ф. Лазурского позволили выделить феномен отношений в психологии
— введение в психологию естественного эксперимента
+ выделение эндо- и экзопсихики
3. Теория отношений (В.Н. Мясищев и др.) склонна считать производными от системы отношений:
+ свойства личности,
+ мотивы,
— познавательные процессы
4. Категории отношения присущи такие признаки, как
+ избирательность,
— адаптивность
+ установка на оценку
5. Автор теории отношений в отечественной психологии
— А.Ф. Лазурский
+ В.Н. Мясищев
— И.П. Павлов
6. Свойства человека, которые подвержены действию биологических законов наследственности и изменчивости называют
+ индивидными
— личностными
— индивидуальными
7. Свойства человека, которые характеризуют его как субъекта отношений с окружающим миром и формируются во взаимоотношениях с миром, называют — индивидными
+ личностными
— индивидуальными
8. Анализ личности по принципу «по элементам» наблюдается в теориях:
+ факторных (Кеттел, Айзенк)
+ теории личности К.К. Платонова
— в психоанализе
9. Анализ личности по принципу «по единицам» наблюдается в теориях:
+ теория В.Н. Мясищева
— теория А.Г. Асмолова
— теория В.С. Мерлина
10. К структурным моделям личности относят:
+ транзактный анализ Э. Берна
+ психосинтез Р. Ассаджиоли
— гуманистическая психология К.Роджерса
11. К функциональным моделям личности относят:
— транзактный анализ Э. Берна
+ психоанализ Э. Фромма
— психосинтез Р. Ассаджиоли
+ гуманистическая психология К.Роджерса
12. Дополните утверждение: «Психогенетическая концепция индивидуальности, при исследовании происхождения индивидуальных психологических особенностей человека выясняет роль … … в их формировании, используя главным образом близнецовый метод.
+ генотипа и среды
— биологического и социального
13. Психогенетическая концепция индивидуальности основным методом считает
— естественный эксперимент
— наблюдение
+ близнецовый
14. Концепция развивающейся личности А.В. Петровского рассматривает следующие структурные компоненты личности:
— эндопсихика
+ интраиндивидная
+ метаиндивидная
— экзопсихика
15. Предлагаемый подход выделяет в качестве системообразующего основания, обеспечивающего развитие личности и способствующего его конкретно-исторической специфике в той или иной культуре, опосредствующий фактор — совместную предметную деятель-
Принцип развития в психологии 2
... значимой деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется ... посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, «кризисные» ...
ность.
— подход А.В. Петровского
+ подход А.Г. Асмолова
— подход В.Н. Мясищева
16. Предлагаемый подход выделяет в качестве системообразующего основания, обеспечивающего развитие личности и способствующего его конкретно-исторической специфике в той или иной культуре, опосредствующий фактор – …
+ совместную предметную деятельность
— орудийную деятельность
— общественную деятельность
Раздел 3. Основные принципы психологии.
Тема 3.1. Принцип детерминизма в психологии.
1. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно и принципу:
-: индетерминизма
-: развития
+: детерминизма
-: системности
2. Перечислите виды детерминизма в порядке их возникновения в истории науки:
1) биологический
2) механический
3) предмеханический
4) микросоциальный
5) психический
6) макросоциальный
Ответ: 3, 2, 1, 5, 6, 4
3. К предмеханическому детерминизму относят …
— теорию функциональных систем П.К. Анохина
+ учение Аристотеля
— учение об установке Д.Н. Узнадзе
— механистическое учение Декарта
4. К механическому детерминизму относят…
— теорию функциональных систем П.К. Анохина
— учение Аристотеля
— учение об установке Д.Н. Узнадзе
+ механистическое учение Декарта
5. К психическому детерминизму относят…
— теорию функциональных систем П.К. Анохина
— учение Аристотеля
+ концепцию деятельности А.Н. Леонтьева
6. К биологическому детерминизму относят …
+ теорию функциональных систем П.К. Анохина
— учение Аристотеля
— механистическое учение Декарта
7. Детерминация будущим является признаком … детерминизма
— механического
+ биологического
— психического
8. Период развития психического детерминизма:
— Античность
— Возрождение
— 19 век
+ 20 век
9. Период развития биологического детерминизма
— Античность
— Возрождение
+ 19 век
— 20 век
10. В … детерминизме ведущими причинами выступали формы социальной культуры, общества.
— биологическом
+ макросоциальном
— микросоциальном
Тема 3.2. Принцип единства сознания и деятельности
1. Психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека согласно принципу…
— детерминизма
— развития
+ единства сознания и деятельности
— системности
2. Принцип единства сознания и деятельности был сформулирован …
— Л.С Выготским
+ С.Л. Рубинштейном
— А.Н. Леонтьевым
3. Принцип единства сознания и деятельности был сформулирован С.Л. Рубинштейном в …
— 10-е годы 20 века
— 20-е годы 20 века
+ 30-е годы 20 века
4. Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность — внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания согласно принципу …
Предмет, задачи, структура социальной психологии.История развития ...
... 2. История развития социальной психологии Историю развития социальной психологии можно разделить на ... продуктов деятельности; 2) методы обработки информации в социальной психологии: а) ... привычка (Джеймс), инстинкт (Макдугалл), «коллективное сознание» (Дюрк-гейм). - социальный дарвинизм: акцент ... принципы, построение гипотез и теорий. Как и в других гуманитарных науках, теории в социальной психологии ...
— детерминизма
— развития
+ единства сознания и деятельности
— системности
5. Принцип единства сознания и деятельности был сформулирован С.Л. Рубинштейном на основе исследований…
— Р. Декарта
— Ч. Дарвина
+ К.Маркса
6. Вставьте пропущенное слово: «По С.Л. Рубинштейну, психика не возникает, не порождается в деятельности, а … и развивается в ней».
+ формируется
— проявляется
— опосредуется
7. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности в философии построил
— К.Маркс
+ Гегель
— И.Кант
8. Истоки проблемы деятельности были заложены в
+ немецкой классической философии
— диалектическом материализме К.Маркса
— ассоцианизме
9. Рубинштейн особенно акцентирует внимание на том, что любая деятельность есть именно деятельность субъекта, она является самостоятельной и … .
— индивидуальной
+ творческой
— общественной
10. Ученый, который рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще».
— С.Л. Рубинштейн
+ А.Н. Леонтьев
— Л.С. Выготский
11. Чувственно-предметная, материальная деятельность с точки зрения А.Н. Леонтьева
— внутренняя
+ внешняя
12. … — это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.
+ внутренняя
— внешняя
Тема 3.3. Принцип развития в психологии
1. Принцип … предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.
— единства сознания и деятельности
— детерминизма
+ развития
2. Перечислите особенности процесса развития
— обратимость
+ неравномерность
+ иерархичность
3. Существуют следующие направления в исследовании роли наследственности и среды:
— биологизаторское
— социологизаторское
— конвергенции двух факторов
+ все ответы верны
4. Процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в нее отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов.
— развитие
+ рост
— прогресс
5. Представления о развитии как росте характерны для …
+ бихевиоризма,
Принцип развития
... пространстве и времени, становясь актуальным фактором, в свою очередь изменяющим универсум. "...В принципе развития содержится и то, что в основе лежит внутреннее определение, существующая в себе ... является периодом формирования, для отдельных ее элементов является этапом развития. Категория развития достаточно разработана в философии и психологии, чтобы мы смогли опереться на нее в процессе ...
— гештальтпсихологии
+ классического психоанализа,
6. … характеризуется прежде всего качественными преобразованиями, ломкой старых форм психической организации и появлением на их месте новых.
+ развитие
— рост
— прогресс
7. Отечественный психолог, сформулировавший понятие «социальная ситуация развития».
-: В.А. Вагнер
-: С.Л. Рубинштейн
+: Л.С. Выготский
8. Автор книги «Деятельность. Сознание. Личность.», где рассматривается принцип развития.
-: М.Я. Басов
-: С.Л. Рубинштейн
+: А.Н. Леонтьев
Тема 3.4. Системный подход в психологии
1. Системный подход в науке получил широкое распространение начиная с
— 20-30-х гг. XX в.
— 30-40-х гг. XX в.
+ 50-60-х гг. XX в.
2. В основе системного подхода были различные общеметодологические теории и схемы, прежде всего
+ общая теория систем
+ кибернетика
— системный подход Б.Ф. Ломова
3. В психологии принцип … заключается в подходе к изучению психических явлений, при котором они рассматриваются как система, несводимая к сумме своих элементов и обладающая структурной организацией.
+ системности
— развития
— детерминизма
4. Автор тезиса: Душа — системообразующий принцип жизни тела.
— Платон
— Демокрит
+ Аристотель
5. Принцип научного познания, исследующий явления в их зависимости от внутренне связанного целого.
-: детерминизм
+: системность
-: развитие
6. Основная идея И.М. Сеченова, соответствовавшая развитию принципа системности в психологии.
-: постоянство внутренней среды организма
+: рефлекторный характер активности организма, обусловленный возбуждением и торможением
-: адаптация к окружающей среде
7. Возникновение системного подхода в отечественной психологии многие ученые связывают с
+ Б.Ф. Ломовым
— А.Р. Лурией
— Л.С. Выготским
4. Ключевые проблемы психологии
Тема 4.1. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии
1. Проблема в научной психологии, которая трактуется как соотношение между душой и телом
+ психофизическая
— психофизиологическая
— психогностическая
2. Исследования в какой науке позволили подойти к проблеме соотношения души и тела как к конкретнонаучной
— психофизиология
+ психофизика
— психология
3. Психофизиологическая проблема в психологии трактуется как соотношение …
— души и тела
— сознания и организма
+ нервного и психического
4. Суть данного подхода заключается в противопоставлении независимо существующих психики и мозга (души и тела).
— психофизиологическое взаимодействие
+ психофизиологический параллелизм
— психофизиологическая идентичность
5. Данный подход представляет собой крайнюю форму физиологического редукционизма. Основой для этого подхода послужило открытие Д. Хьюбелом и Т. Визелем клеток-детекторов, реагирующих лишь на определенные стимулы.
Психофизиологическая и психофизическая проблема
... подход к осмыслению категорий бытия и сознания как обозначений материального и духовного, равно как и самого их отношения. 2 2. Психофизиологическая и психофизическая проблема Психофизиологическая проблема ... к материи бытию, в идеализме - принцип тождества мышления и бытия. Конечно, здесь ... вещественности телесности, понимание его как предмета тела, физического существующего во плоти, обладающего в ...
— психофизиологическое взаимодействие
— психофизиологический параллелизм
+ психофизиологическая идентичность
6. Психическое и физиологическое имеют разные сущности, этот подход допускает определенную степень взаимодействия и взаимовлияния с точки зрения …
+ психофизиологического взаимодействия
— психофизиологического параллелизма
— психофизиологической идентичности
Тема 4.2. Психогностическая проблема
1. Поле исследований данной проблемы — это познавательные процессы (ощущение, восприятие, воображение, мышление) и их продукты.
— психофизическая
— психофизиологическая
+ психогностическая
2. Психологическая категория, которая явилась основой для становления психогностической проблемы.
+ образ
— действие
— сознание
3. Основной способ постижения сути по мнению Декарта
+ саморефлексия
— механика
— физика
4. Психогностическая проблема в современной психологии решается в направлении
— бихевиоризм
+ когнитивная психология
— гештальтпсихология