Тема 2: «античная психология»

ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ»

1. В развитии историко-психологического направления выделяют несколько этапов: а) два этапа: первый этап (середина XIX в. — 30-ег. XX в.) и второй этап (40-егг. XX в.- по настоящее время); б) два этапа: первый этап(начало XX в. — 30-е г. XX в.) и второй этап (40-е гг. XX в. — по настоящее время); в) два этапа: первый этап (40-е гг. — 80-е гг. XX в.) и второй этап (90-е гг. XX в. — по настоящее время).

2. Уровень развития психологических знаний, характеризующий представления людей о психике, возникающие в их реальной жизненной практике: а) уровень житейской психологии; б) уровень канонической психологии; в) уровень научной психологии.

2. Психология как самостоятельная наука возникла: а) во второй половине XIX в.; б) в начале XX в.; в) в первой половине XХl в.

3. Смена предметов психологии в истории науки: а) душа – сознание – поведение – психика; б) душа – внутренний опыт – поведение – сознание; в) душа – рефлекс – поведение – деятельность.

1. Кто из античных философов выдвинул идею о всеобщем одушевлении материи и способности души к подвижности?

а) Фалес; б) Пифагор; в) Платон.

2. Кому принадлежит идея о количественной закономерности природы и душевных проявлений? а) Демокрит; б) Пифагор; в) Гиппократ.

3. Кто рассматривал душу как продукт распределения атомов в теле?

а) Демокрит; б) Платон; в) Гиппократ.

4. Кто из античных философов является родоначальником диалектики как метода отыскания истины? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель.

5. Кто первый из мыслителей античности стал рассуждать о внутреннем мире человека и его образе жизни? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель.

6. Кому принадлежит учение об идеях?

а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель.

7. Кто из античных ученых считал, что ум «действует ради чего-нибудь» — цели? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель.

8. Кто из античных ученых понимал под сознанием обусловленные ощущением формы? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель.

9. Кому принадлежит теория об эволюции развития мира?

а) Демокрит; б) Платон; в) стоики.

10. Кого считают «отцом философской медицины»?

а) Гален; б) Гиппократ; в) Алкмеон.

11. Кто из античных ученых вывел классификацию человеческих типов на соматической основе? а) Демокрит; б) Гиппократ; в) Эпикур.

9 стр., 4148 слов

Психология у Аристотеля

... души бессмертно. Большое значение для развития психологии имеют исследования Аристотеля в области гносеологии–теории познания. Философ ... член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение в Ликее ... этап познания и восхождения от познания частного к познанию общему * Структура человеческой души * Разумная часть души 5. Этика Аристотеля ...

12. Кому принадлежит открытие «2-х дорожек», ведущих от мозга к глазным впадинам, и утверждение, что мозг — орган мышления?

а) Алкмеон; б) Гален; в) Гиппократ.

13. Кто из ученых дифференцировал «психическую» пневму на периферическую и центральную? а) Алкмеон; б) Гален; в) Гиппократ.

14. Кому принадлежит первая система психологических знаний?

а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель.

15. По хронологическим рамкам античный период охватывает а) VII в. до н. э. — IV в. н.э.; б) VI в. до н. э. — V в. н.э.; в) II в. н. э. — VI в. н.э.

Тема 3: «психология в средние века»

1. Кто из ученых средневековья явился последовательным сторонником Аристотеля, особенно в использовании медицинских подходов к изучению психики человека? а) Авиценна; б) Ибн Рушд; в) Аврелий Августин.

2. Кто из ученых средневековья понимал разум как активную творческую силу — инструмент познания вселенной?

а) Авиценна; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон.

3. Кто из ученых исследовал эмоциональный комплекс по изменениям

в вегетативной сфере?

а) Авиценна; б) Пьер Абеляр; в) Ибн Рушд.

4. Кто из ученых считал, что в процессе развития людей необходимо учитывать не только физиологический рост, но и изменения психических особенностей человека?

а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Авиценна.

5. Кто из ученых средневековья делает заключение о том, что источником психики человека является мозг? а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Авиценна.

6. Кто из ученых средневековья считал, что основу души образует воля, а не разум? а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Авиценна.

7. Автор книги «Исповедь».

а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Авиценна.

8. Кто из ученых средневековья разрабатывал идею о внутреннем опыте? а) Ар-Рази; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон.

9. В учении какого ученого средневековья заложены идеи структурности и иерархичности? а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон.

10. Какие виды души Ф. Аквинский выделил в своем учении? а) простейшая, человеческая, божественная; б) растительная, животная, разумная; в) вожделеющая душа, яростный дух и разумная душа.

11. В учении какого ученого средневековья заметное место получило понятие интенции (направленности сознания на объект?

а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон.

12. Кто из ученых вывел формулу количественно-качественного анализа «опыт — эксперимент — математика»?

а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон.

13. Кто из ученых исследовал зрительные ощущения, опираясь на оптико-механическое обоснование образов? а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон.

14. В эпоху Средних веков учение о душе развивается в рамках: а) богословия и физики; б) богословия и анатомо-физиологического знания; в) богословия и астрономии.

5 стр., 2135 слов

Политическая мысль Августина Аврелия и Фомы Аквинского

... политической идеологии Фомы Аквинского, а, стало быть, идеологии средневековья в Западной Европе, в странах католического мира, являются: «О правлении государей», «Сумма теологии», «Сумма против язычников». аврелий аквинский политический ... на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Взгляды Августина на политическую жизнь изложены в его главном трактате «О граде Божием». ...

15. По хронологическим рамкам период средневековья охватывает: а) VI в. до н. э. — XIII в. н.э.; б) VI в. н. э. — XIII в. н.э.; в) II в. н. э. — XVII в. н.э.

Тема 4: «психологическая мысль в эпоху возрождения» 1. Кто из ученых эпохи Возрождения высказал мысли о геометро-механистической картине мира? а) н. Кузанский;б) а. Везалий;в) Леонардо да Винчи

2. Николай Кузанский выделил 4 ступени процесса познания: а) чувственное, рассудочное, синтетическое, интуитивное; б) чувственное, рассудочное, аналитическое, синтетическое; в) интуитивное, рассудочное, разумное, мистическое.

3. Кто из ученых для трактовки эмоциональных и мыслительных процессов применял описательно-эмпирический подход?

а) Х.Л. Вивес;б) Б. Телезио;в) Дж. Бруно.

4. Кто из ученых эпохи Возрождения утверждал, что в положительных аффектах проявляется сила души, а в отрицательных — ее слабость?

а) Х.Л. Вивес;б) Б. Телезио;в) Т. Кампанелла.

5. Согласно чьим взглядам, познание основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий?

a) Б. Телезио; б) П. Помпонацци;в) Т. Кампанелла.

6. Кто из ученых эпохи Возрождения провозглашает идею о всеобщей одушевленности природы? а) Х.Л. Вивес; б) Б. Телезио;в) Дж. Бруно.

7. Кто из ученых эпохи Возрождения утверждает идею всеобщего развития, которому подчинены все душевные проявления человека?

а) Х,Л,. Вивес;б) Б. Телезио;в) Дж. Бруно.

8. Кто из ученых эпохи Возрождения устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую поэтому всякое познание сводится к познанию самого себя? б) Б. Телезио;а) П. Помпонацци;в) Т. Кампанелла.

9. Психологические теории эпохи Возрождения утвердили: а) детерминированность психики божественной душой;

б) детерминацию психики человека от его тела и окружающей среды; в) детерминацию психики человека от его «Я».

10. По хронологическим рамкам эпоха Возрождения охватывает: а) V в. н. э. -XVII в. н.э.;б) XIII в. н. э. -XVI в. н.э.; в) VII в. н. э. — XVII в. н.э.

Тема 5: «новое время»

1. Учение,объясняющее явление одного уровня, более высокого, в терминах явлений более низкого уровня.

а) редукционизм; б) материализм; в) механицизм.

2. Учение, основывающееся на утверждении, что все естественные процессы определены на механическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики и химии: а) редукционизм; б) материализм; в) механицизм.

3. Учение, утверждающее, что все события в мире предопределены событиями в прошлом:

а) редукционизм; б) материализм; в) механицизм.

4. Ф. Бэкон определял душевные наклонности по: а) физиогномике; б) манере поведения; в) характеру заболеваний.

3 стр., 1155 слов

Аврелий Августин (Aurelius Augustinus) | Биография

... Это первое произведение христианской историологии, которое пользовалось огромным авторитетом, особенно в эпоху средневековья. А. был также автором сочинений: О вере и символе (De fide et ...

5. Два вида души в концепции Ф. Бэкона: а) чувствующая и рациональная; б) божественная и рациональная; в) разумная и животная.

6. Универсальный методологический подход объяснения и познания Ф. Бэкона основан на идеях: а) схоластики; б) механицизма; в) позитивизма.

7. Рационализм Р. Декарта основывается на применении следующих методов познания: а) математического, дедукции, интеллектуальной интуиции;

б) математического, индукции, интеллектуальной интуиции; в) дифференциации, дедукции, логики.

8. В теории рефлекса Р. Декарта мышечные реакции и различные психические состояния возникают: а) автоматически и производятся душой; б) автоматически и производятся телом; в) произвольно и производятся волей.

9. Какие виды идей выделил Р. Декарт в своем учении? а) врожденные и интуитивные; б) врожденные, приобретенные и изобретенные; в) врожденные и приобретенные.

10. Какой методический прием впервые Р. Декарт применил в целях философско-научного исследования? а) сомнение; б) интеллектуальная интуиция; в) интроспекция.

11. В своем представлении о слиянии Бога и природы, которые вечны и существуют в соответствии с объективными закономерностями, Б. Спиноза опирается на идеи: а) пантеизма; б) механицизма; в) семиотики.

12. По мнению Б. Спинозы, при познании высшего рода возникает новый аффект: а) любовь к человечеству; б) героизм; в) интеллектуальная любовь к миру.

13. Б. Спиноза утверждал, что существует три побудительных силы человеческого поведения как многообразие чувств (аффектов): а) влечение, радость и печаль; б) потребность, грусть и любовь; в) желание, страх и наслаждение.

14. Г. Лейбниц является основоположником: а) эмпирической теории познания; б) теории рефлекторной деятельности; в) доктрины психофизического параллелизма.

15. Концепция Г. Лейбница, в которой воплощены системные пpинципы: а) семиотика; б) методологический монизм; в) монадология;

Тема 6: «формирование эмпирической и ассоциативной психологии» 1. Дж. Локк является основоположником: а) позитивизма;б) механицизма;в) эмпирической теории познания

2. В теории Дж. Локка опыт разделяется на: а) внешний и внутренний;б) простой и сложный;в) врожденный и приобретенный.

3. Родоначальник семиотики, основоположник социологии Нового времени и систематизатор науки: а) Р. Декарт;б) Т. Гоббс;в) Б. Спиноза.

4. Кто из ученых Нового времени провозгласил идею о равенстве способностей людей? а) Р. Декарт;б) Т. Гоббс;в) Б. Спиноза.

5. В своей концепции Т. Гоббс выделяет два состояния во взаимоотношениях людей: а) рациональное и альтруистическое;б) естественное и общественное; в) иррациональное и рациональное.

6. В своей концепции Д. Юм выделил типы ассоциаций: а) пространственные, временные, полярные, обусловленные; б) по подобию во времени, по смежности в пространстве, полярные; в) по сходству, по смежности, по причинности, по контрасту.

7. Какие виды аффектов выделял в своей теории Д. Юм? а) пассивные, активные и аффект «симпатии»; б) спокойные, бурные и аффект «симпатии»; в) индивидуальные, общественные и универсальные.

8. В своих исследования Д. Гартли один из первых применил к изучению психической жизни: а) опытно-индуктивный метод и дедуктивные приемы;б) метод интроспекции;в) метод эксперимента.

9. Д. Гартли представлял психический мир человека в виде: а) вибраторной машины;б) часового механизма;в) божественного сознания.

2 стр., 788 слов

4573 психология. Определение сознания. Современные представления ...

... структура эмоций. 1.Определение сознания. Современные представления о структуре человеческого сознания. Свойства и функции сознания. Сознание человека в психологии — это ... Фактически, сознание едино и его невозможно разобрать на части. Но учёные относят к сознанию то, ... Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например ...

10. Какой термин предложил Т. Браун вместо термина «ассоциация»? а) суггестия;б) иллюзия;в) сравнения.

11. Джеймс Милль считал, что сознание — это своего рода: а) ментальная машина;б) ментальная химия;в) вибраторная машина.

12. Джон Стюарт Милль считал, что сознание — это своего рода

а) ментальная машина;б) ментальная химия;в) вибраторная машина.

13. Г. Спенсер объяснял процесс ассоциаций на основе принципа: а) адаптации;б) развития;в) причинности.

14. Концепцию ассоцианизма Г. Спенсера называют: а) механистический ассоцианизм;б) радикальный феноменолизм;в) эволюционный ассоцианизм.

15. И. Кант считал, что человек мыслит и обобщает чувственные представления посредством категорий: а) причинность, время, пространство;б) преемственность, время, пространство;в) пространство, время, энергия.

Тема 7: «содержание эволюционных естественнонаучных концепций 19 в.»

1. Психология заимствовала из естествознания методы исследования: а) клинический метод; б) метод интроспекции; в) эксперимент.

2. Классический раздел общей психологии, объясняющий многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний различиями физических ситуаций, вызывающих их. а) эмпирическая психология; б) психометрия; в) психофизика.

3. Основная идея учения Ч. Дарвина: а) идея естественно-эволюционного происхождения человека; б) идея божественного происхождения человека; в) идея биологического происхождения человека.

4. В своем учении Ч. Дарвин утвердил принцип: а) макросоциального детерминизма; б) биологического детерминизма; в) психического детерминизма.

5. Фактор в учении Ч. Дарвина, указывающий на выживание opraнизмов в постоянно угрожающей их существованию среде: а) биологический отбор; б) естественный отбор; в) социальный отбор.

6. В учении Ч. Дарвина психика рассматривается как: а) социальный феномен; б) универсальный элемент природы; в) элемент адаптации организма к окружающей среде.

7. Какая сила, по мнению Ч. Дарвина, способна видоизменять жизнедеятельность человека? а) биологическая среда; б) внутренняя (психическая) среда организма; в) окружающая среда.

8. Кто из ученых открыл скорость прохождения импульса по нерву?

а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Э. Вебер.

9. Кто из ученых экспериментально установил, что кожа обладает разной чувствительностью в зависимости от локализации прикосновения? а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Э. Вебер.

10. Кто из ученых сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения

между психическим и физическим,душой и телом?

а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Э. Вебер.

11. Кто из ученых обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты? а) Г. Фехнер; б) Г. Гельмгольц; в) Ф. Дондерс.

12. Предметом какой области психологического познания стало измерение скорости протекания психических процессов: простейших ассоциаций, ощущений и восприятий? а) психофизики; б) психометрии; в) психофизиологии.

15 стр., 7115 слов

Психология мотивации человека

... сознанием человека. Все перечисленные концепции можно разделить на два блока с названиями: «теория социальных потребностей» и «гуманистическая теория» [12; С., 14]. В отечественной психологии тоже пытались решить проблему мотивации человека. ... века теорию принятия решения, которая объясняет на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррациональной основе ...

13. Кто из ученых ввел термин «время реакции»? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге.

14. Кто из ученых в конце XIX в. исследовал различие между сенсорной и моторной реакциями? а) Ф. Дондерс; б) 3. Экснер; в) Л. Ланге.

ТЕМА 8: «ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ» 1. В каком году В. Вундт организовал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии? а) 1867 г.; б) 1879 г.; в) 1897 г. 2. Предметом и методом экспериментальной психологии стали: а) сознание, эксперимент и интроспекция;

б) структура сознания и наблюдение;

в) функции сознания и интроспекция. 3. Книга, в которой В. Вундт описал опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры: а) «Лекции о душе человека и животных»;

б) «Основания физиологической психологии»;

в) «Психология народов». 4. Какой термин ввел В. Вундт для обозначения «внутренней силы сознания», которая проявляется в мыслительной активности субъекта? а) психический контраст; б) апперцепция; в) творческий синтез. 5. На какой основе была разработана В. Вундтом трехмерная модель чувств? а) на основе данных сеансов самоанализа; б) на основе экспериментальных данных; в) на основе наблюдения за испытуемыми. 6. Для экспериментального изучения процессов сохранения и воспроизведения выученного материала Г. Эббингауз изобрел особый объект: а) набор слов; б) бессмысленные слоги; в) набор словосочетаний. 7. Система Э. Титченера, согласно которой психология имеет дело с сознательным , зависимым от индивида опытом: а) культурно-историческая концепция; б) структурализм; в) функционализм. 8. Э. Титченер выделил три категории элементов в структуре сознания: а) ощущение, образ, чувство;

б) ощущение, представление, чувствительность;

в) ощущение, эмоциональный образ, убеждение.

9. Научное направление в психологии, занимающееся проблемами, связанными с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды: а) культурно-историческая концепция; б) структурализм; в) функционализм. 10. Кто является автором книги «Наследственный гений» (1869)?

а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) Р. Вудвортс. 11. Какой термин ввел У. Джеймс, рассматривая сознание как средство приспособления к среде? а) поток сознания; б) структура сознания; в) элемент сознания. 12. Кто из ученых в 20-х гг. XX в. ввел в формулу «стимул — реакция» переменную — организм? а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) Р. Вудвортс. 13. Кто из ученых понятие «коэффициент интеллекта» соотносил с «умственным» и хронологическим возрастом человека? а) Г. Спенсер; б) Ф. Гальтон; в) А. Бинэ. 14. Какой термин предложил О. Кюльпе для выявления зависимости процесса решения задачи от возникающего предварительно состояния? а) суггестия; б) установка сознания; в) убеждение. 15. Научная школа, в которой был разработан метод «систематической экспериментальной интроспекции»: а) Вюрцбургская школа психологии; б) Французская школа психологии; в) Немецкая школа структурализма.

Тестовые задания 1. 1. Каково основное отличие французской эмпирической психологии от английского асспианизма? a) Отсутствует понятие ассоциации. b) Гораздо больше внимания уделяется активности субъекта в процессе восприятия окружающего мира. c) Исследования носят более описательный характер. d) Более механистична.

1 стр., 354 слов

Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...

... факты, формулирую закономерности, строя гипотезы и теории, психология вынуждена помнить об общности психики животных и человека. В первую очередь это касается общей психологии. Необходимость удерживать общее приводит либо ... индивида как в различных жизненных ситуациях, так и в совместной деятельности. ____________________ "Основы психологической антропологии" В. И. Слободчиков Е. И. Исаев

2. Первым понятие потребности в психологию ввел

a) Ж. Ламетри. b) Э. Кондильяк. c) Д. Локк. d) К.А. Гельвеции.

3. В теории познания Э. Кондильяка душа имеет только одну первичную способность, а все остальные развиваются на ее основе. Какая это способность? a) Мышление. b) Память. c) Восприятие. d) Ощущение.

4. В чем основное отличие теории Э.Б. Кондильяка от теории Дж. Локка? a) Теория Дж. Локка основана на материалистических началах, а Кондильяка на идеалистических. b) Теория Дж. Локка основана на идеалистических началах, а Кондильяка на материалистических. c) Дж.Локк доказывает происхождение содержания сознания из опыта, а Кондильяк делает это по отношению к психическим функциям. d) Дж. Локк делит весь наш опыт в зависимости от происхождения на внутренний и внешний, а в теории Кондильяка весь опыт внешний.

5. Кто из французских материалистов оказал значительное влияние на развитие ассоциативной психологии? a) Ж. Ламетри. b) Ш. Бонне. c) П. Кабанис. d) Д.Дидро.

6. Теория разумного эгоизма Чернышевского во многом была основана« мыслях: a) К. Гельвеция. b) Д.Дидро. c) Э. Кондильяка. d) Ж. Ламетри.

7. Говоря о природосообразном характере воспитания ребенка Ж.Ж.Руссо имел ввиду a) Внешнее подражание природе. b) Воспитание, основанное на принципе следования естественному ходу развития внутренней природы ребенка. c) Воспитание на лоне природы. d) Воспитание призванное активизировать природные процессы развития ребенка.

8. Кто из французских материалистов выделил внимание как отдельный психический процесс? a) К. Гельвеция. b) Д.Дидро. c) Ж. Ламетри. d) Э. Кондильяка.

9. В своей психологической концепции К.А. Гельвеции рассматривает ум, дарование и добродетель как a) Продукт воспитания и развития врожденных способностей, которые одинаковы у всех здоровых людей. b) Только результат работы человека над собой. c) Прирожденные качества человека, присущие разным людям в разной степени. d) He придерживался ни одной из этих точек зрения.

10. Предметом дискуссии между К.А. Гельвецием и Д.Дидро являлся вопрос a) О происхождении содержания сознания. b) О человеческих способностях и роли в их развитии природных задатков, с одной стороны, и воспитания, с другой. c) О первичности материального и идеального в психике человека. d) О существовании бессознательного в психике человека.

11. Cточки зрения Ж. Ламетри порядок в процесс познания вносит а) Внимание.Ь) Память. c) Мышление. d) Ощущение.

12. Трактат «Человек-машина» был написан Ж. Ламетри в a) 1747 г. b) 1783 г. c) 1772 г. d) 1758 г.

13. Труд А.К. Гельвеция «Об уме» вышел в свет в a) 1772 г. b) 1783 г. c) 1758 г. d) 1808 г.

14 . Шоте Бонне написал свою работу «Опыт психологии» в a) 1783 г. b) 1797 г. c) 1715 г. d) 1754 г.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы. ... опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии ...

Тестовые задания 2.

1. Скорость прохождения нервного импульса впервые была измерена a) Г. Гельмгольцем. b) Э. Вебером. c) Г.Т. Фехнером. d) Ф. Гальюном.

2. Из перечисленных разработок, оказавших большое влияние на дальнейшее развитие психологии, отметьте то, которое не принадлежит Г. Гельмгольиу. a) Определение скорости прохождения нервного импульса. b) Наличие двухточечного порога тактильных ощущений. c) Теория бессознательных умозаключений. d) Учение о слуховых ощущениях.

3. Г.Фехнер определял психофизику как a) Область знаний, изучающую соотношение физиологии и психики и для работы в этой области создал экспериментальные методы. b) Область знаний, изучающую соотношение между физическим и психическим мирами. c) Совокупность внутренней (соотношение физиологии и психики) и внешней (соотношение физического и психического) психофизики. Разработал внешнюю. d) Область знаний, изучающую время реакции человека на внешний раздражитель.

4. Для проведения психофизических измерений Фехнер разработал тр. метода. Отметьте лишнее:

a) Метод едва заметных различий. b) Метод средних ошибок. c) Метод удаления. d) Метод постоянных раздражителей.

5.Психометрия это

a) Раздел психологии, посвященный экспериментальному изучению! времени психических реакций

на внешний раздражитель. b) Раздел психологии, посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей. c) Ранний этап развития психологии труда и инженерной психология, главной проблемой которого

была научная организация труда. d) Раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений

Тестовые задания 3.

1. Механизм ассоциации трактуется как универсальный закон психической жизни в учении a) Т.Гоббса. b) Р.Декарта. c) Б.Спинозы. d) Г.Лейбница.

2. В теории субъективного идеализма Беркли ощущения имеют в психической жизни человека следующее функциональное значение: a) Ощущения имеют прагматическую значимость, помогая нам выстраивать адекватное поведение. b) Ощущения дают нам истинные знания о мире. c) В основе мышления лежат ощущения. d) Ощущения лежат в основе формирования эмоциональной оценки явлений внешнего мира.

3. Кто предпринял первую попытку создания материалистической теории бессознательного? a) Г. Лейбниц. b) Д.Юм. c) Д. Гартли. d) Б.Спиноза.

4. Впервые идея порога ощущения появляется в работах

a) Т. Фехнера. b) Э. Вебера. c) И.Ф. Гербарта. d) В.Вундта.

5. Кто из перечисленных ниже философов вводит в науку термин «ассоциация»? a) Аристотель. b) Д. Локк. c) Р. Декарт. d) Т. Гоббс.

6. В концепции Д.Юма понятие «Я» определяется: a) Сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. b) Как совокупность организованных сил, которая контролирует слепые бессознательные влечения. c) Как совокупность наиболее значимых черт и качеств. d) Как совокупность единичных перцепций, в основе которой лежит ассоциация по причине.

13 стр., 6100 слов

Теории в психологии

... не есть «отношение к действительности», а есть «отношение в самой действительности», «совокупность отношений в системе других отношений», оно «не имеет индивидуального существования или ... категория представляет собой «развертку» этих латентных образований. Взаимоотношения между базисными категориями психологии можно сравнить со взаимоотношениями лейбницианских монад: каждая отражает каждую. Если же ...

7. С точки зрения Д. Гартли психическое развитие ребенка, прежде всего определяется a) Различиями в индивидуальных способностях. b) Материалом для ассоциаций, который ему поставляют окружающие. c) Активностью обучаемого ребенка. d) Заложенной от природы внутренней программы развития.

8. Какая из перечисленных концепций разработана Дж. Стюартом Миллем?

a) Ментальная химия. b) Теория статики и динамики представлений. c) Ментальная физика. d) Вибрирующий человек.

9. Кто считается основателем ассоцианизма как первой самостоятельной психологической школы? a) Д. Гартли. b) Д.Юм.с) Д.Беркли. d) Ф Т.Браун.

10. К важнейшим нововведениям в ассоциативную психологию на рубеже XVI1I-XIX вв,следует отнести идею Т.

Брауна a) О проприорецептивных ощущениях, сигнализирующих о состоянии мышц, сухожилий и других элементов двигательного аппарата. b) О включении в ассоциативные комплексы особых ощущений, порождаемых работой мышц. c) О мышечном чувстве, которому присуща «способность объективировать впечатления». d) О творческой ассоциации.

11. При реализации в поведении субъекта модели «проб и ошибок» желаемое поведение достигается в результате a) Спонтанного слепого отбора нужных поведенческих образцов из набора случайных. b) Целенаправленного отбора нужных поведенческих реакций, осуществляемого извне. c) Сознательного поиска субъектом нужных поведенческих образцов из набора случайных. d) Тренировки.

12. Какое из положений теории Дж. Локка Д.Беркли взял за основу в своей концепции? a) Понятие о внутреннем опыте. b) Положение о внешнем чувственном опыте. c) Идею о прижизненном формировании опыта сознания. d) Идею о существовании первичных, вторичных и третичных качествах вещей.

13. В основу своей теории Д. Гартли помимо идеи Локка об опытном характере знаний положил a) Принципы теории эволюции. b) Принципы механики Ньютона. с| Идею психофизического параллелизма. d) Принцип химического синтеза.

14. Кто автор теории ментальной физики? a) И.Ф. Гербарт. b) Дж. Ст. Милль. с) Т.Браун. d) Дж. Милль.

Тестовые задания 4.

1. Какое изобретение Г. Эббингауза кардинально изменило изучение процесса обучения, и било названо Титченером самым заметным шагом в данной области со времен Аристотеля? a) Тест незаконченных предложений. b) Эффект избыточного запоминания. c) Список бессмысленных слогов в качестве материала для заучивания. d) Интерференционная теория забывания.

2. Открытие лаборатории экспериментального изучения сознания В. Вундтом произошло a) 1879г. b) 1874г.c) 1873г. d) 1870г.

3. Вундтовское определение апперцепции: a) Сознание и самосознание. b) Область ясного сознания (определение связано процессом восприятие c) Процесс организации элементов мышления. d) Бессознательные психические процессы.

11