Отрасли психологии разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Предмет психология. Отрасли психологического знания.

Психоло́гия (от др.-греч. — «душа»; — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

Отрасли психологии разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля, рефлексия), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния.

Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, психология развития, дифференциальная психология, социальная психология, клиническая психология, юридическая психология, психология спорта и многие другие[2].

Педагогическая психологияимеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология развития исследует психику и ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология.

Дифференциальная (сравнительная) психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки в процессе формирования. Применение индивидуальных и групповых тестов.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения в обществе, в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей ... соответствующим средним физическим возрастом. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия ...

Клиническая психологияисследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. отношение между врачом и больным, медицинской сестрой и больным, врачом — медицинской сестрой — больным Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.

Психология спорта изучает как биология, психология, поведение и социальные факторы влияют на здоровье человека и его болезни. Данная область преследует цель исследования мер по укреплению здоровья человека, а также профилактике и лечению болезней и недугов.

 

 

7.Задатки, способности, талант.

Задатки — наследственные свойства центральной нервной системы человека. Могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Даже самые прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. Группы задатков: физические, интеллектуальные, эмоционально-чувствительные. Задатки даны человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того, чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности, динамика овладения знаниями, умениями, навыками. Способности развиваются в процессе деятельности человека.
Способности — индивидуальные качества личности, обеспечивающие успех в деятельности.

Талант

высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

2 стр., 801 слов

Психология развития.Что такое психический процесс.Определение: внимание, память, мышление, речь, воображение, ощущение, эмоции, чувства

... воображение, ощущение, эмоции, чувства. Внимание - это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью ... в деятельности и определяются ей. Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Речь - это способность общаться ...

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства – очень близкие понятия, часто используются как синонимы.

Эмоции кратковременны и ситуативны: «я раздражен», «я в восхищении», «обожаю тебя» — обычно это реакции на какую-то конкретную ситуацию. А чувства

более стабильны и говорят больше о самом человеке, нежели об особенностях конкретной ситуации.

Разница между эмоциями и чувствами – в скорости и длительности процессов.

Эмоции – это быстрые и короткие элементы чувств. Чувства – это длящаяся и более устойчивая основа вспыхивающих эмоций↑.

Эмоции, если только человек их специально не прячет — очевидны. Эмоции видны на лице, они насыщены, они ярко проявляются и иногда похожи на взрыв. А чувства — всегда немного загадка. Это нечто более сглаженное, глубинное и по крайней мере вначале их нужно разгадывать — и окружающим, и самому человеку.

Эмоции же – это интенсивные субъективные переживания, которые касаются значимых для человека ситуаций и событий. В их основе – потребности, поэтому то, что человеку безразлично не затрагивает его эмоций. Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет.Основные эмоции:

эмоция радости переживание удовлетворенности ситуацией, которая значима для человека

эмоция страха является защитной реакцией организма в ситуации опасности для жизни, здоровья и благополучия человека.

волнение является той самой эмоцией, которая сопровождает самые значимые моменты нашей жизни.

Интерес или другими словами познавательный аспект эмоциональной сферы личности. Многие психологи придерживаются мнения о том, что интерес имеет врожденный характер.

Удивление – это переживание, которое отражает некое противоречие между имеющимся и только что полученным новым опытом. Знак этого переживания может быть как позитивным, так и негативным.

3 стр., 1057 слов

Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Критерии оценки эмоциональных процессов

... из главных механизмов внутренней регуляции психической активности человека и, в конечном счете, поведения служат эмоции (чувства), которые отражают в форме субъективного переживания значимость ... "окрашивают" в те или иные тона интеллект, интересы, искания человека. Эмоция или чувство способны существенно повлиять на течение других психических процессов, ускорить или ...

обида как эмоциональное состояние чаще переживается людьми с неадекватной самооценкой. Такие личности нередко сталкиваются с переживанием несправедливости по отношению к ним

Гнев, ярость и злость Эти эмоции отрицательные направлены против ощущения несправедливости, которое испытывает человек.

смущение. Это переживание по поводу того, какое впечатление человек произвёл или произведёт собой и своими действиями на других значимых для него людей. В обыденной жизни смущение может проявляться в виде застенчивости, стыда или стеснительности.

Жалость Она представляет собой некий эмоциональный всплеск, причиной которого являются страдания другого человека, образно воспринимаемые как свои собственные.

Чувства отражают устойчивое эмоциональное отношение человека к реальному объекту. Они всегда субъективны. Любые чувства вырастают из практики взаимодействия человека с окружающими.

 

Виды чувств человек

Любовь – это все. И это всё, что мы о ней знаем.

зависть чувства возникают по отношению к чему-то или кому-то.

Чувство горя связано в первую очередь с переживанием утраты чего-то или кого-то

чувства вины, неотъемлемыми компонентами которого являются самообвинение и самоосуждение. В некотором роде чувство вины – это агрессия, которая направлена на самого себя.

Среди наиболее актуальных чувств можно также назвать чувство справедливости, чувство долга, чувство ответственности, чувство преданности, небезызвестное чувство стыда, чувство юмора, наконец. Но напоследок хотелось бы остановится на одном очень тонком чувстве … чувстве творческого вдохновения.