Общая психология Программа 1 семестра

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологической науки и практики

Лекция 1. Современная психология, ее задачи и место в системе других наук.

Задачи курса. Психология как наука о происхождении, развитии и функционировании психики. Развитие психологии в системе наук. Психология и философия. Психология и естествознание. Психология и общественно-исторические науки. Психология и научно-технический прогресс. Задачи психологической науки и практики.

Лекция 2. Проблема предмета психологии

Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии. Психические явления и их классификация. Психологические факты. Психологические понятия. Соотношение предмета и метода в психологии.

Лекция 3. Основные методы психологии и их варианты .

Наблюдение (внешнее, внутреннее, свободное, стандартизованное, включенное, стороннее).

Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизованный).

Тесты (тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты).

Эксперимент (естественный, лабораторный, констатирующий, развивающий).

Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).

Сравнительно-генетический и сравнительно-патологический методы. Применение математических методов в психологическом исследовании.

Лекция 4. Отрасли психологии.

Деление отраслей психологии на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Общая психология — фундаментальная теоретическая основа всех других отраслей. Специальные отрасли психологии: генетическая психология, психофизиология (нейропсихология), дифференциальная психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, медицинская психология, патопсихология, юридическая психология, психодиагностика, психотерапия и др.

Тема 2. Эволюция взглядов на предмет психологии в истории науки

Лекция 5. Возникновение и развитие психологических представлений в античной философии.

Представления древних философов о душе: материалистические и идеалистические тенденции. Вопрос о природе души. Душа как особая сущность. Взаимоотношения души и тела — этические выводы. Судьба психологических воззрений древних в эпоху средневековья.

2 стр., 951 слов

Исправительная психология (пенитенциарная). Лекция 10

... общественности к причинам преступности и проблемам ее профилактики. Исправительная психология (пенитенциарная). Лекция 10. Пенитенциарная психология изучает: Проблемы эффективности уголовного наказания динамику личности осужденного ... Влияние суда на психологию граждан -способствует формированию правосознания граждан -создает уверенность в неотвратимости наказания ...

Лекция 6. Преобразование психологических знаний с середины XIX до начала XX века

Экспериментальное исследование психических явлений в лаборатории В. Вундта. Выделение психологии в самостоятельную науку. Явления сознания как предмет психологии. Объективные и субъективные элементы сознания. Поток сознания. Неоднородность поля сознания. Понятия ассоциации и апперцепции. Объем сознания и объем внимания. Соотношение предмета и метода в психологии сознания. Интроспекция и проблема самонаблюдения. Кризис психологии сознания, его причины и сущность.

Лекция 7. Возникновение новых направлений в психологии начала XX столетия .

Бихевиоризм как наука о поведении. Отношение бихевиоризма к сознанию. Требования объективного метода. Программа бихевиоризма. Основная единица поведения: S-R. Теоретические задачи и экспериментальные исследования. Необихевиоризм. Понятие промежуточной переменной: S-V-R. Заслуги и недостатки бихевиоризма.

Лекция 8. Возникновение новых направлений в психологии начала ХХ столетия (продолжение).

Новые направления в психологии как попытки ответить на вопросы: является ли поведение врожденным или приобретенным? Какими факторами оно детерминируется внешними или внутренними? Ориентировано ли оно в определенных направлениях или формируется в зависимости от обстоятельств? Биологический подход, когнитивный подход, гуманистический подход, социально-психологический подход.

Лекция 9. Несознаваемые психические процессы как предмет психологии.

Несознаваемые механизмы сознательных действий. Первичные автоматизмы и навыки. Навыки и сознание. Явления несознаваемой установки. Несознаваемые сопровождения сознательных действий и психических состояний

Лекция 10. Несознаваемые психические процессы как предмет психологии (продолжение).

Несознаваемые побудители действий. Фрейд и его представления о бессознательном. Формы проявления бессознательного. Методы психоанализа. «Надсознательные процессы». Сознание и несознаваемое психическое. Методы выявления несознаваемых процессов. Критика Фрейда. Неофрейдизм и его вклад в понимание предмета и метода психологии (К.Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм и др.).

7 стр., 3397 слов

Психология Лекции

... проявления психических явлений (феноменов) (деятельность, сознание) Психика – свойство головного мозга, обеспечивая ... сознания переключились на поведение бихевиоризм- стимул реакции поведенческая психология- вся психическая активность это внутренний мир гештальтпсихология- психика и психология не пересекается психоанализ- влияние на развитие ... формируется, 7лет достраивается. Психология Лекции - Стр 2 ...

Тема 3. Представление о психике в отечественной психологии: конкретно-психологическая реализация

Лекция 11. Становление и современное состояние психологической науки в России.

Развитие отечественной психологической мысли в XIX веке. Попытка преобразования психологии после Октябрьской социалистической революции. Основные направления, школы и достижения психологической мысли до конца 70-х годов ХХ века. Критика марксизма и ее значение для психологии. Начало перестройки психологической науки и ее современное состояние.

Лекция 12. Психологическая теория деятельности.

Основные понятия и принципы. Виды человеческой деятельности. Строение деятельности. Действие как единица деятельности. Действия внешние и внутренние. Зависимость действий от общих особенностей деятельности. Процессы целеобразования. Способы (операции) выполнения действия. Относительная самостоятельность операций и их переносы из одних действий в другие. Умственные операции. Психофизиологические функции.

Лекция 13. Психологическая теория деятельность (продолжение).

Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Потребности. Мотивы. Собственные деятельности. Мотивы и сознание. Мотивы и личность. Развитие мотивов. Внутренняя деятельность. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет современной психологии.

Лекция 14. Физиология движений.

Механизмы организации движений по Н.А.Бернштейну. Принцип сенсорных коррекций. Понятие об обратной афферентации и «акцепторе действия». Схема рефлекторного кольца. Теория уровней.

Лекция 15. Физиология активности .

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном. Конкретно-физиологический, общебиологический и философский аспекты.

Тема 4. Зарождение и эволюция психики в филогенезе.

Лекция 16. Психика и отражение.

Понятие отражения. Формы отражения в живой и неживой природе. Теории Опарина и Кастлера о происхождении жизни на Земле. Поиск критериев психики в истории психологии: панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм. Субъективные и объективные критерии наличия психики. Гипотеза В.А.Вагнера о раздражимости как элементарной форме психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении чувствительности и ее экспериментальная проверка. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира.

11 стр., 5231 слов

Проблема деятельности в психологии: понятие «деятельность» в творчестве Л.С. Выготского

Проблема деятельности в психологии: понятие «деятельность» в творчестве Л.С. Выготского Реферат по курсу: «Методологические проблемы психологии» выполнил студент V курса 51 группы Мячин И.В ... мы видим, к тому периоду уже складывались определенные подходы, рассматривающие психику человека как культурный феномен. Основной заслугой Выготского является создание целостного единого ...

Лекция 17. Усложнение организмов, форм отражения и поведения в филогенезе

Эволюция организмов — от инфузории до обезьяны. Развитие форм отражения — от раздражимости до перцептивной психики. Эволюция поведения — от тропизмов до орудийной деятельности. Сотношение инстинкта и научения. Язык и общение животных.

Тема 5. Происхождение и развитие психики человека. Лекция 18. Общественно-историческая природа психики человека.

Гипотеза о происхождении сознания: роль труда и речи. Вопрос о психике человека. Культурно-историческая теория Л.В. Выготского: человек и природа; человек и его собственная психика.

Формирование психики человека в онтогенезе. Строение высших психических функций. Генетические аспекты. Превращение интерпсихических отношений в интрапсихические. Практические выводы. Усвоение общественно-исторического опыта — генеральный путь онтогенеза человеческого индивида.

Психофизическая проблема (открытые вопросы во взглядах на природу и функционирование психики животных и человека).

Формулировка проблемы. Принцип психофизического взаимодействия и психофизического параллелизма. Доводы «за» и «против». Предлагаемые решения проблемы: «D-мир», «М-мир» и «синдром Пигмалиона» по Дж. Стингу. Снятие проблемы. Ограничения объяснения психического со стороны физиологии. Собственные единицы анализа и закономерности психологической науки.

Вопросы к экзамену

  1. Общая характеристика психологии как науки. Два значения слова «психология»
  2. Психология и житейская практика. Психология внутри философии.
  3. Сознание как первый предмет научной психологии. Содержание, свойства и элементы сознания.
  4. Возможности и ограничения метода интроспекции.
  5. Сравнительная характеристика научного и «житейского» психологического знания.
  6. Особенности психологии как науки.
  7. Формы сотрудничества научной и «житейской» психологии
  8. Отрасли психологии.
  9. Предмет и задачи психологии поведения. Классификация поведенческих актов.
  10. Общее представление о научении и его видах. Закономерности классического обусловливания.
  11. Законы формирования навыков.
  12. Инструментальное (Торндайк) и оперантное (Скиннер) научение. Факторы оперантного научения.
  13. Понятие промежуточной переменной и когнитивных карт.
  14. Виды и механизмы научения. Принцип активности субъекта в физиологии (Н.А.Бернштейн).
  15. Заслуги и недостатки бихевиоризма.
  16. Несознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы, установки, сопроводители).
  17. Проблема бессознательного в психоанализе.
  18. Понятие аффективного комплекса. Работа с невротической симптоматикой в классическом психоанализе.
  19. Сновидения и работа с ними в классическом психоанализе. Ошибки обыденной жизни как артефакты.
  20. Строение психики и структура личности по З.Фрейду.
  21. Множественность подходов к определению бессознательного.
  22. Понятие гештальта. Законы гештальтпсихологии.
  23. Гештальтпсихология и гештальттерапия: основоположники, основные положения и закономерности, примеры исследований.
  24. Надсознательные психические процессы. Способы стимулирования творчества.
  25. Зарождение теории деятельности в отечественной психологии (основоположники, исторический фон, предпосылки, основные постулаты).
  26. Отличительные особенности деятельности человека от активности животного. Принципы теории деятельности.
  27. Структура деятельности. Операционально-технические компоненты деятельности.
  28. Понятие потребности и ее предмета. Характеристика потребностного состояния.
  29. Опредмечивание потребности. Импринтинг как исходный мехинизм научения.
  30. Понятие мотива в психологии (разные подходы к его определению).
  31. Проблема возвышения потребностей. Функции мотивов.
  32. Сравнительная психологическая характеристика этапов жизни потребности.
  33. Понятие особенного вида деятельности. Проблема распознания и классификации мотивов.
  34. Внешняя (интерпсихическая) и внутренняя (интрапсихическая) деятельность. Процессы интериоризации и экстериоризации.
  35. Понятие об общении, его средствах и видах.
  36. Средства неречевого общения.
  37. Речь, язык, виды речи и их психологическая характеристика.
  38. Виды речевого общения. Развитие речи в онтогенезе.
  39. Проблема критерия психического. Основные гипотезы о возникновении психики в истории науки.
  40. Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении чувствительности и ее экспериментальная проверка.
  41. Общие закономерности развития психики.
  42. Стадии развития психики и поведения животных.
  43. Сравнительная характеристика психики человека и животных.
  44. Роль труда и речи в возникновении сознания.
  45. Различные подходы к пониманию природы человеческой психики в истории науки.
  46. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Понятие высшей психической функции.
  47. Социокультурная регуляция деятельности (краткие сведения из социологии, механизмы усвоения социальных ролей)
  48. Отрасли психологии.
  49. Методы современной психологии (общий обзор).
  50. Классификация психических явлений: процессы, состояния, свойства, психические образования.

Ключевые понятия и термины

Психология, психика, отражение, субъект, сознание, менталитет, индивидуальность, общая психология (неск. определений), дифференциальная психология, парадоксальная интенция, интроспекция, рефлексия, научение, отучение, угашение, обусловливание (механизм), инструментальное или оперантное научение, когнитивное научение, когнитивная карта, понятие оперантной переменной, обратная афферентация или сенсорная коррекция, несознаваемое, бессознательное, надсознательное, установка, понятие аффективного комплекса, вытеснение, сопротивление, идеосинкразия, понятие особенного вида деятельности, действие, цель, операция, психофизиологические (натуральные) функции, задача, потребность, предмет потребности, опредмечивание потребности, мотив, импринтинг, фрустрация, личностный смысл, мотивы-цели, мотивы-стимулы, общение, речь, язык, биотические и абиотические раздражители, раздражимость, чувствительность, понятие высшей психической функции, интериоризация и экстериоризация, интерпсихическая и интрапсихическая деятельность, опредмечивание и распредмечивание деятельности, социальная позиция, социальная норма, социальное ожидание, социальная роль.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... психологии управленческого воздействия в про­цессе общения, предполагает рассмотрение общетеоретических подхо­дов, преломленных через конкретику практической деятельности ... учет характеристик объектов воздействия: степень самооценки человека. Люди с низкой самооценкой зачастую медленно понимают ... ражения, вся проблема в конституциональных особенностях психики каждого, то есть каково соотношение ...

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

... с его именем связано становление психологии как целостной науки. В своем труде «Основы физиологической психологии» Вундт утверждал, что психика состоит из определенных элементов, которые ... при исследовании психики нельзя ограничиваться сиюминутными переживаниями, но нужно учитывать и опыт и ассоциации. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. Вильгельм Вундт ...

4 стр., 1555 слов

Влияние наркотиков на психику человека

... изменение функционирования организма и, возможно, его структуры». Влияние наркотиков на психику человека. При длительном приеме наркотических веществ, проявляется “патохарактереологический сдвиг”. Наряду с ... любого мелкого конфликта в серьёзную проблему. Рассмотрим, влияние наркотиков на психику человека, на примере подростков. Нарушение поведения подростка углубляется и трансформируется. Чаще ...

Тексты лекций

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологической науки и практики

Лекция 1. Современная психология, ее задачи и место в системе других наук.

Задачи курса. Психология как наука о происхождении, развитии и функционировании психики. Развитие психологии в системе наук. Психология и философия. Психология и естествознание. Психология и общественно-исторические науки. Психология и научно-технический прогресс. Задачи психологической науки и практики.

1. Задачи курса.

Традиционно задачами обучения психологии являются следующие:

1) освоение системы понятий, составляющих содержание психологических знаний;

2) освоение основных проблем психологии;

3) освоение совокупности психологических фактов;

4) освоение методов психологического исследования;

5) ознакомление с выдающимися психологами.

2. Психология как наука о происхождении, развитии и функционировании психики.

Слово психология имеет два значения:

1. Психология — это характеристика психики конкретного человека, а именно его характера, темперамента, личности, интеллекта.

2. Психология — это наука. Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на получение и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и синтез новых знаний в форме обобщений, описывающих изучаемые явления и дающих им причинные объяснения. Наука в целом складывается из отдельных наук или отраслей науки.

Каждая наука характеризуется объектом и предметом изучения.

Объект науки- это некоторый фрагмент реальной действительности, который изучается данной наукой. Объект психологии ясен из названия самой науки. Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает«наука о душе»(гр. psyche — «душа» + logos — «слово», «учение»).

В наше время вместо слова «душа» используется понятие «психика», которым обозначается совокупность душевных или психических явлений. Отсюда психология определяется как наука, которая изучает психику.

Предмет науки- та сторона объекта, которая интересует данную науку. Предмет науки определяется тем представлением об объекте, которое сложилось в науке.

В современной отечественной психологии психика как объект изучения рассматривается следующим образом.

Психика — это субъективный образ объективного мира.

Отражающийся мир двойной и включает в себя: 1) объективный мир (изучается естественными науками), 2) моей отражение (изучается психологией).

Объективный мир включает в себя окружающий меня мир и меня как часть его.

Высшей формой психики является сознание. Сознание — представление субъекта о мире и своем месте в нем, связанное со способностью давать отчет о своем внутреннем опыте и необходимое для разумной регуляции совместной деятельности с другими людьми.

2. Психика это особое — функциональное свойство высокоорганизованной материи — мозга. Это обстоятельство придает психике идеальный характер.

3. Психика — результат развития материи. Она возникает лишь на ступени живой природы — у животных, обладающих нервной системой.

4. Психика выполняет в деятельности человека и поведении животных две функции — отражательную и регулирующую. Отражая окружающий мир в форме психического образа человек или животное осуществляют регуляцию своего взаимодействия с этим миром.

5. Психика представляет собой внутреннюю активность, которая имеет свое строение, свои механизмы собственно психологические и мозговые механизмы.

В соответствии с этим представлением о психике, предмет психологии составляют следующие вопросы:

1. Что представляет собой то или иное психическое явление, в чем его суть? Обычно при определении сути психического явления исходят из того, что отражает данное психическое явление и в чем заключается регулирующая функция данного психического явления.

2. Как возникает и развивается данное психическое явление? При этом различают два аспекта развития:

— развитие в онтогенезе, т. е. от рождения до смерти отдельной особи;

— развитие в филогенезе, т. е. в ходе развития данного вида животного (развитие человека от первобытного состояния до нашего времени).

3. Каковы механизмы данного психического явления?(руки на разном расстоянии от глаз, но нам они все равно кажутся одинаковыми. Это константность восприятия. Каков механизм этой константности?).

4. Как психические явления участвует в регуляции поведения животных и деятельности человека, то есть как функционирует психика?

5. Каковы мозговые или физиологические механизмы, лежащие в основе тех или иных психических явлений.

Таким образом можно дать следующее определение психологии. Психология — это наука изучающая факты, закономерности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики в деятельности человека и поведении животных.

2. Развитие психологии в системе наук. Психология и философия

Психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях» и др.) Свое название психология получила лишь в XVI в.: тогда она была разделом философии — учением о душе.

Новая эпоха в развитии психологии была открыта Р. Декартом: он отверг представление о душе как двигателе тела и объяснил зависимость психического от материального с позиций механистического детерминизма. Ему же принадлежит идея интроспекции и интроспективная концепция сознания. Среди самых значительных философских учений XVII — первой половины XIX вв. выделяются: учение об ассоциациях, об аффектах, о бессознательной психике и апперцепции, о зависимости личности от ее интересов и воздействий социальной среды.

Отделение психологии от философии произошло со 2-й половины XIX в. Почву этому подготовили крупные сдвиги в биологии, в том числе учение Ч. Дарвина. Развитие собственного научно-категориального аппарата способствовало отделению психологии от философии и физиологии. С тех пор психология и философия начинают существовать и развиваться как бы независимо, но сохраняя тайную и явную глубинную связь. Обе сохраняют отпечаток особости х знака глубинной связи с основами основ; обе тесно связаны с мировоззрением х с одной стороны, из него исходя, с другой х его формируя.

Психология и естествознание.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз с естествознанием, начало которому было положено еще во второй половине XIX в. Особую роль в этом сыграл выход в свет книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В ней было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они являются результатом рефлекторной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И.М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, а также в работах А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили и др., составила естественнонаучную основу психологических знаний. В настоящее время это естественнонаучное обоснование науки усиливается за счет углубленного изучения нейрофизиологических механизмов психической деятельности.

Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии оказали эволюционные идеи великого естествоиспытателя Ч. Дарвина, изложенные в книге «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859).

Дарвин применил идею эволюции всего живого для объяснения происхождения инстинктов животных. Он показал, что основным фактором биологического развития является естественный отбор, который не только определяет изменение строения тела и отдельных его органов, но также является движущей силой психического развития в филогенезе.

В России идеи Дарвина об эволюции психики животных получили развитие в трудах многих ученых, и прежде всего А.Н. Северцова и В.А. Вагнера. А.Н. Северцов рассматривал два чпочоба приспособления животных к изменяющимся условиям жизни — изменение строения тела и его органов и изменение поведения. Он показал, что эволюция приспособлений посредством изменения поведения у животных пошла двумя разными путями. У членистоногихпрогрессивно эволюционировали наследственные изменения поведения (инстинкты).

достигнув у насекомых наиболее высокого уровня. У насекомых образовались необыкновенно сложные и совершенные, приспособленные ко всем деталям образа жизни инстинктивные действия. Но инстинкты вырабатываются в течение длительной эволюции и не могут обеспечить приспособление к быстрым изменениям среды. У хордовыхпреимущественно эволюционировали не инстинкты, а индивидуальная изменчивость поведения. Это обеспечило им высокую степень возможности приспособления к быстро меняющимся условиям жизни.

Некоторые физиологи и психологи утверждают, что психика является простым бездействующим придатком (эпифеноменом) физиологических процессов Подход к психике животных и человека с позиций эволюционного учения позволяет понять, что это не так. В соответствии с эволюционным учением, естественный отбор устраняет все ненужное живому существу, бездействующее, бесполезное. Это означает, что рассмотрение психики в качестве эпифеномена физиологических процессов, явно противоречит принципам и законам эволюции.

Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, много дали исследования психологов-клиницистов (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия и др.), разработавших основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психологии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в разработке вопросов, связанных с восстановлением здоровья и профилактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болезни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, мнительность и т. д.), а с другой само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воздействия, делает необходимым объединение усилий врача и психолога. Вместе с тем клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых областей коры мозга, например височных долей, дают новые данные для понимания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клиницист, выяснив характер психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага поражения в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.

Таким образом, психология опирается на прочную естественно-научную основу. Серьезное изучение психологии предполагает познание законов естествознания (общей биологии, физиологии, неврологии, эволюционного учения и т. д.).

Ряд отраслей психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология и некоторые другие, являются вместе с тем разделами естествознания и медицины.

Психология и общественно-исторические науки

Психология имеет тесную связь с общественными науками. Так, социальная психологияв тесном союзе с социологией изучает конкретные особенности психологии людей, обусловленные их включением в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. При этом в социальной психологии группы принято делить на большие и малые. К большим социальным группам относятся классы, нации и пр., к малым — группа в детском саду, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т. д. По определению известного отечественного психолога Г. М. Андреевой, малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

В последнее время чрезвычайную остроту приобрел вопрос о межнациональном общении. Известно, что многие межнациональные конфликты обусловлены различием психологии участвующих в этих конфликтах людей. Эти различия призвана изучать этнопсихология, которая изучает особенности образа мира у представителей разных этносов, сᴨецифику национального характера, этнических стереотипов и др. Этнические особенности образа мира проявляются, в частности, в художественной литературе, в народной поэзии, сказках, обычаях и т. п., в связи с этим для реконструкции образа мира различных народов необходимо использовать, наряду с психологическими, методы других гуманитарных дисциплин, занимающихся этой же проблемой, например этнографии и литературоведения.

Историческая психологияизучает особенности потребностно-мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох. В тесном контакте с историей и другими дисциплинами она пытается реконструировать образ мира людей, от котоҏыҳ остались лишь тексты разного рода — рукописи, произведения искусства, оружие, предметы быта и т. п. Одной из основных ее проблем является проблема разработки методов изучения текстов с целью реконструкции психологии создававших их авторов и их современников.

К конкретным общественным наукам (экономике, юриспруденции, политологии и пр.) имеют отношение также относительно недавно возникшие психологические дисциплины, которые занимаются проблемами «психологического обесᴨечения» деятельности людей в сфере политических отношений (политическая психология), в сфере права (юридическая психология), в экономике (экономическая психология) и др.

Психология и научно-технический прогресс.

XX столетие характеризуется исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики, освоением новых видов транспорта, работающих на сверхзвуковых скоростях, и т. д. Все это предъявляет огромные требования к психике человека, имеющего дело с современной техникой.

В современной промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, т. е. возможностей, заключенных в психических познавательных процессах восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т. п. Так, в условиях нервно-психической напряженности, вызванной необходимостью принимать ответственные решения в минимально короткие сроки (ситуации, во многом типичные для современной сверхзвуковой авиации, для работы диспетчеров-операторов крупных энергосистем и т. п.), оказывается чрезвычайно существенным наличие некоторых качеств личности, позволяющих осуществлять деятельность без особых ошибок и срывов. Отсутствие же этих качеств ведет к авариям.

Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии. Инженерная психология, занимающаяся решением проблемы «человек-машина» (вопросы взаимодействия человека и техники), как и психология труда вообще, теснейшим образом соприкасается с многими разделами техники.

На дальнейшее развитие психологии существенное влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, считавшихся уникальным достоянием человеческого сознания функции накопления и переработки информации, управления и контроля стали выполнять электронные устройства. Для этого потребовалось создание логико-математических моделей этих функций на основе их психологического изучения. В связи с этим в психологии стали использоваться теоретико-информационные понятия и модели, новые логико-математические методы.

В то же время автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в изучении и эффективном использовании функций, которые не могут быть переданы электронным устройством, прежде всего творческих способностей.

Задачи психологической науки и практики

Цель любой науки состоит в получении новых знаний об объекте исследования. Она достигается за счет решения ряда частных задач. Задачи психологии как науки можно разделить на две группы.

А. Методологические задачи, связанные с развитием психологии как науки. К ним относятся:

1. Разработка методологических основ психологии как науки (предполагает опору на философию и использование ее положений о соотношении материального мира и сознания, познаваемости мира, методах познания).

2. Изучение истории развития психологии. Это позволяет привести психологические знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, помогает объяснить зарождение той или иной научной проблемы, выявить испытанные в практике продуктивные подходы к ее решению и избежать движения в тупиковом направлении.

3. Разработка теоретических представлений о сущности изучаемых психических явлений. От этих представлений зависит определение предмета исследования и выбор методов исследования.

4. Разработка методов психологического исследования, то есть способов получения новых психологических знаний.

Б. Исследовательские задачи психологии, круг которых определяется кругом выделяемых психических явлений.

К их числу относят:

1) исследование познавательных психических процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи) как регуляторов деятельности и их развития в деятельности;

2) изучение психологической структуры, механизмов и развития деятельности человека;

3) исследование закономерностей развития личности процессе совместной деятельности и общения людей, а также детерминации развития личности наследственным и социальным факторами;

4) изучение основных индивидуально-психологических свойств (способностей, темперамента и характера) личности как факторов ее общения и деятельности;

5) изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора ее деятельности и общения;

Лекция 2. Проблема предмета психологии

Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии.

Психические явления и их классификация. Психологические факты. Психологические понятия. Соотношение предмета и метода в психологии.

1. Особенности психологии как науки.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном» (8, с. 371).

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе. Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.Если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек с помощью мышления начал исследовать само мышление. В психологии научное сознание человека становится егонаучным самосознанием.

В-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии выражаются в том, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

2. Научная и житейская психология

У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями: он может понять другого,повлиять на его поведение,предсказать его поступки,учесть его индивидуальные особенности,помочь ему и т. п.

Житейские психологические знания имеют пять отличий от научных психологических знаний.

1. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология стремится к обобщениям. Для этого она используетнаучные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Научные и житейские психологические понятия выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Дети обладают хорошей психологической интуиции, которая достигается путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. В ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.

Часто этим же путем идут педагоги и тренеры, экспериментируя и находя эффективные способы воспитания, обучения, тренировки в ходе практических проб.

В отличие от этого научные психологические знания рациональныиосознанны. Обычный путь их получения состоит в выдвижении гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3. Житейский опыт от старшего поколения к младшему передается, как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Это связано с конкретным и интуитивным характером житейского психологического опыта. Конкретный характер житейских знаний снижает их ценность из-за их применимости только в данной конкретной ситуации, а интуитивный характер делает эти знания трудно вербализуемыми и понятными для другого человека.

В то же время в научные знания, имеющие обобщенный и рациональный характер, применимы в широком круге различных ситуаций, фиксируются в научной литературе и легко передаются с помощью вербальных средств.

4. Четвертое отличиесостоитв методахполучения знаний. Житейские психологические знания получаются путем наблюдений, размышлении и догадок. В научной психологии к этим методам добавляетсяэксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода психология, оформилась в самостоятельную науку.

5. Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях обнаруживаются различные стадии и уровни психического развития животных и человека, дефекты и болезни психики, необычные условия труда — условия стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода. Здесь психолог сталкивается с новыми психическими явлениями и это расширяет круг его исследовательских задач. При этом рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Таким образом, научная психология имеет ряд преимуществ перед житейской психологией. Но это не означает, что житейская психология бесполезна для науки: научная психология, во-первых,опирается на житейский психологический опыт;во-вторых, извлекает из него свои задачи;в-третьих, проверяется им на истинность.

Из сказанного следует, что научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен.

3. Психические явления и их классификация

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного, опыта. Внутренний или субъективный опыт обнаруживается, если обратить взор «внутрь себя». Это наши ощущения, мысли, желания, чувства.

Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное — элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Фундаментальное свойство субъективных явлений — их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но изнаем, что видим, чувствуем, мыслим; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но изнаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. По отношению к событиям внутреннего мира мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию побудила некоторых ученых связать с ней решение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии. Психология, считали они, должна заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений — самонаблюдение. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии.

Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг своего рассмотрения. Среди них — факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций представлений о ее предмете.

В нескольких последующих лекциях мы подробно рассмотрим, как в процессе развития психологии расширялся круг изучаемых ею феноменов. Этот анализ поможет нам освоить целый ряд основных понятий психологической науки и составить представление о некоторых ее основных проблемах.

Психологические факты. Психологические понятия.

Под психическими явлениямипонимаются элементы внутреннего опыта субъекта. Подпсихологическими фактамиподразумевается широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Лекция 3. Основные методы психологии и их варианты .

Наблюдение (внешнее, внутреннее, свободное, стандартизованное, включенное, стороннее).

Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизованный).

Тесты (тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты).

Эксперимент (естественный, лабораторный, констатирующий, развивающий).

Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).

Сравнительно-генетический и сравнительно-патологический методы. Применение математических методов в психологическом исследовании.

(По учебнику р.С. Немова)

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны инадежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIXв. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законыБугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а такжеабсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIXв.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методыматематической статистики.

Впоследствии, уже в XXв., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIXв. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В. Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В началеXXв. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение иопрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.

В табл. 2 представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т. е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Таблица 2

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированн ый

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Ки бер нетическое

Наблюдение

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспек-тирование по его заданию.

Свободное наблюдениене имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Опрос

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение1. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Эксперимент

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперименторганизуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный экспериментпредполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное™. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептронов — машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам1. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методыкачественного анализа.

Лекция 4. Отрасли психологии

Деление отраслей психологии на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Общая психология — фундаментальная теоретическая основа всех других отраслей. Специальные отрасли психологии: генетическая психология, психофизиология (нейропсихология), дифференциальная психология, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, медицинская психология, патопсихология, юридическая психология, психодиагностика, психотерапия и др.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 2) исследуетиндивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Рис. 2. Структура общей психологии

Специальные отрасли психологиивключают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а такжепсихотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи.Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

Далее см. Лекции ю.Б. Гиппенрейтер (во втором файле)

37

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector