Большинство людей считают себя совершенно здоровыми, если у них более или менее нормально функционируют физиологические системы. Тем не менее, они могут быть больны вплоть до неизлечимых хронических болезней, которые не выявляются тестами оценки физического здоровья и связаны с нарушением их психики.
Психически здоровый человек, это человек, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а также сохранена возможность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производственной и другой деятельности.
Наиболее важным критерием психического здоровья исследователи считают психическое равновесие. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее возможностями адаптироваться к окружающим условиям. От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и условий его жизни, его приспособленность к ним.
К другим критериям психического здоровья принято относить:
— способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков;
— целеустремленность, работоспособность, активность;
— полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
— критический подход к обстоятельствам жизни;
— автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);
— независимость и естественность поведения;
— чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке;
— самообладание и способность радоваться.
К психическому нездоровью обычно относят:
— чувственную тупость;
‑ беспричинную злость;
— враждебность, агрессивность;
— повышенную тревожность;
Психологические условия поддержки психического здоровья старшеклассника ...
... ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1.1 Основные подходы в исследовании проблемы психического здоровья в психологии Психическое здоровье - совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют ... работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования ...
— снижение умственной активности;
‑ хаотичность и категоричность мышления;
— повышенную внушаемость;
— уход от ответственности за себя;
— зависимость от вредных привычек;
— «духовное» нездоровье;
— утрата веры в себя, свои возможности.
Психическое здоровье — состояние психики, обеспечивающее гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое функционирование в трудных ситуациях (выбор операциональных характеристик полноценного психического функционирования человека зависит от общего представления о личности и механизмах ее развития, принятых в той или иной психологической школе).
Российские психологи (Б. Д. Карвасарский, А. М. Громбах, А. Ш. Тхостов, В. В. Лебединский и др.) выделяют четыре основные группы людей с разными показателями психического здоровья:
1) совершенно здоровые, жалоб нет;
2) легкие функциональные нарушения, о чем свидетельствуют эпизодические жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией;
3) люди с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации;
4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации.
Основной критерий разделения людей на группы уровня их психического здоровья — наличие жалоб самого человека на трудности жизни среди людей. Эти жалобы связаны с тем мифом о здоровье, который осваивает человек в конкретных социальных условиях. В этом понимании здоровья-нездоровья решается традиционная задача отделения психической нормы от патологии.
ВОЗ в качестве критериев психического здоровья рассматривает следующие:
а) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
б) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
в) критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
г) соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
д) способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
е) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;
ж) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Б. С. Братусь выделил три уровня психического здоровья: (1) уровень психофизиологического здоровья (определяется особенностями нейрофизиологической организации психических процессов); (2) уровень индивидуально-психологического здоровья (характеризуется способностью к использованию адекватных способов реализации смысловых устремлений; (3) уровень личностного здоровья (это наивысший уровень, который определяется качеством смысловых отношений человека).
Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр
... этом складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого-педагогического ... Г.В. ЖАРКОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ. Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам применения ...
И. В. Дубровина разделяет понятия «психическое здоровье» (относится к психическим процессам и механизмам) и «психологическое здоровье» (характеризует личность в целом в непрерывной связи с проявлениями человеческого духа).
При этом подходе решается задача разделения «психической нормы» и «психического здоровья» (здоровья личности).
Здоровая личность отличается от «нормальной», у которой отсутствуют серьезные психопатологические симптомы. По мнению Шобена, здоровые личности характеризуются самоконтролем, личной ответственностью, демократизмом и наличием идеалов. Джерард отмечает, что здоровые личности (а) постоянно расширяют свое осознание самих себя, других людей и окружающего мира; (б) развивают свою компетентность в удовлетворении базовых потребностей и в реагировании на опасность; (в) вырабатывают реалистические и отвечающие их потребностям ролевые и межличностные отношения.
Психоаналитическая теория рассматривает любого человека изначально как невротика (испытывает трудности в удовлетворении инстинктивных импульсов и затрачивает много времени на непродуктивную активность), но одних людей в меньшей степени, чем других. «Нормальный» невротик отличается от невротика (1) сбалансированностью подсистем личности, (2) своими защитными тактиками (эго нормального человека содержит больший, чем у невротика, запас сублимированной энергии и тем самым обладает большим количеством социально одобряемых паттернов поведения).
З. Фрейд предлагал в качестве критерия здоровья рассматривать способность личности продуктивно работать (ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении) и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения (способность наслаждаться широким спектром эмоций без чувства угрозы, привносить созидательные элементы в удовлетворение сексуальных и агрессивных побуждений).
Другие психологические теории личности адресуются к структурным и динамическим качествам здоровой личности. С точки зрения структуры здоровую личность можно рассматривать в контексте процесса непрерывных изменений, а не как сложившуюся жестко зафиксированную систему. В ходе такого развития личностные структуры стремятся к обретению все большей гармонии. Идея самоактуализации, разделяемая большинством гуманистических психологов, подразумевает, что источники прогрессивного развития находятся внутри человека. По Маслоу, для нормального личностного роста требуется сдвиг относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потребности безопасности) к наиболее возвышенным и наиболее «человеческим» (в истине и красоте, добре).
Самоактуализирующаяся личность достигает гармонично функционирующей иерархии мотивов, в которой не существует конфликта, и где более высокие мотивы больше не блокируются требованиями мотивов более низкого порядка.
Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического ...
... человека; биоритмы ее психической активности; психическое и психосексуальное развитие; личность и здоровье; сознательное и несознательное в норме; психическое здоровье; ... времени и окружающей реальности, - характеризуют способность ориентироваться в собственном лице, времени, месте нахождения, ... факту беседы с психологом (раздражение, агрессия, стремление вызывать к себе симпатию, оборонная позиция, ...
В. Франкл в качестве центральной характеристики подлинно человеческого стремления рассматривает самоопределение личности. Прогресс в направлении самоопределения зависит от приобретения все большего контроля над своей жизнью. Эриксон рассматривал последовательные периоды в жизненном цикле как череду экзистенциальных по своему содержанию конфликтов. Для здоровой личности характерна прогрессирующая интеграция фундаментальных видов переживаний в более широкую систему. Здоровая личность, находящаяся на определенном этапе своего жизненного пути, разрешила экзистенциальные конфликты предыдущих стадий, и, следовательно, способна к конструктивному разрешению фундаментальной проблемы текущей стадии.
К. Юнг рассматривал проблему прогрессирующей интеграции в развитии личности как прогрессивное движение на пути согласования собственного личного опыта с универсальным человеческим опытом. Цель развития в высвобождении возможностей коллективного бессознательного и ассимиляции их в «Я» (процесс индивидуации).
В результате субъект приобретает способность думать, чувствовать и действовать в большей степени на человеческом, нежели на личном (эго-защитном), уровне.
13 критериев психологического здоровья по Эллису (Ellis А.)
- Интерес к самому себе: чувствительный и эмоционально здоровый человек ставит свои интересы немного выше интересов других, в некоторой степени жертвует собой ради тех, о ком заботится, но не полностью.
- Общественный интерес: если человек поступает безнравственно, не отстаивает интересы других и поощряет социальный отбор, маловероятно, что он построит себе мир, в котором сможет жить уютно и счастливо.
- Самоуправление (самоконтроль); способность брать на себя ответственность за свою жизнь и одновременно стремление к объединению с другими без требования значительной поддержки.
- Высокая фрустрационная устойчивость: предоставление права себе и другим совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого.
- Гибкость: пластичность мысли, открытость изменениям; человек не ставит себе и другим жестких неизменных правил.
- Принятие неопределенности: человек живет в мире вероятностей и случая, в котором никогда не будет существовать полной определенности.
- Ориентация на творческие планы: творческие интересы занимают большую часть существования человека и требуют с его стороны вовлеченности.
- «Научное» мышление: стремление быть более объективным, рациональным. Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования и оценивания их последствия в соответствии со степенью их влияния на достижение близких и далеких целей.
- Принятие самого себя: отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки со стороны других; стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя («Я люблю себя уже за то, что я живу и имею возможность радоваться »).
- Риск: эмоционально здоровый человек склонен рисковать оправданно и стремится делать то, что он хочет, даже когда существует возможность неудачи; он стремится быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым.
- Длительный гедонизм: человек ищет удовольствия как от текущего момента, так и от возможного будущего; он считает, что лучше думать как о сегодняшнем дне, так и о завтрашнем, и не одержим немедленным получением удовлетворения.
- Нонутопизм: отказ от нереалистичного стремления к всеохватывающим счастью, радости, совершенству или к полному отсутствию тревоги, депрессии, унижения своего достоинства и враждебности.
- Ответственность за свои эмоциональные нарушения: склонность принимать на себя большую часть ответственности за свои поступки, а не стремление с целью защиты обвинять других или социальные условия.