3-ий вопрос госов

Сын не убирается, хотя может. — идентификация с отцом, который не убирается и следовательно перенятие от него «роли мужчины в семье»

— не правильной мотивации к деятельности (мама дает задание убраться, ребенок не выполняет, и мама сама убирается)

— стиль воспитания (гиперопека)

— протест (напряжение в семейных отношениях)

Диагностика стиля воспитания в семье (опросник родительского отношения ОРО – Варга, Столин)

Рекомендации родителям

Замотивировать ребенка

Ставить конкретные задачи (протри пол, убери игрушки на места, разбери одежду) и постепенно переходить к общей уборке.

Девочка в 1 классе с третьей четверти плохо стала учиться

Причины:

— грипп (получение органических нарушений)

— проблемы в семье

— проблемы в классе

— пропускали ли уроки (не может наверстать материал)

— социометрия (проблемы в классе)

стиль воспитания в семье (PARI исследование родительских установок и реакций)

— направить на медицинское обследование чтобы исключить органические повреждения

-Беседа с родителями и учителями

неприличная фраза в сторону ученицы со стороны ученика.

— Провести беседу с классом (терпимость, толерантность, вежливость, взаимоуважение)

— Мини упражнение (разыграть сложившуюся ситуацию)

— Провести беседу с девочкой (как она относиться к ситуации, успокоить, если расстроена сложившийся ситуацией)

Ребёнок (8лет) интерес быстро проподает к секции

— Поиск себя, познавательный интерес (не может понять, что ему нравиться больше)

— Гиперактивность (диагноз ставиться только при поступлении в школу, неспособен долго сосредотачиваться на предмете и занятии)

— Особенности темперамента (высокая подвижность пси процессов)

— Диагностика интересов (в каких секциях уже был)

Диагностика:

Конфликт подроста с родителями из-за музыки

Причины:

— стиль музыкальных пристрастий (родители слушают классическую музыку а подросток эстрадную)

— беспокоят не только музыкальные пристрастия но и соответствующий стиль поведения (субкультура)

— не устраивают громкость и время прослушивания

1. Провести беседу с родителями о взаимном уважении

2. Беседа с подростком о причине обращения к субкультуре:

протестные реакции на взаимоотношения с родителями – стиль взаимоотношений в семье

трудности социализации (со сверстниками) – развитие коммуникативных навыков и коррекции самооценки

истероидная акцентуация характера – потребность подростка в привлечении внимания – показать более адаптивные способы привлечения внимания (театральная деятельность или СМИ)

3. Возможна эгоцентричная позиция подростка. Возможно из-за стиля воспитания кумир семьи – проинформировать родителей о причинно-следственной связи стиля воспитания и поведения. Дать рекомендации.

Школьная неуспеваемость

Причины:

— недостаток развития познавательных процессов

— педагогическая запущенность (отклонение в развитии вследствие плохого воспитания и обучения)

— пассивность интеллектуальная (недостаточное обучение и воспитание)

— отсутствие адекватной мотивации

— нарушение отношений в семье, в классе с учителем

— не готовность к школе

— большая загруженность класса

Диагностика

-Тест интеллектуального потенциала (Ржичан) 30 осн заданий и 4 пробных. Картинки с последовательными рисунками нужно дополнить одной из предложенных картинок

— Каррикатурная проба (Бурдон) – устойчивость внимания

— Тест Шульте (таблици с цифрами от 1 до 25, найти цифры) – переключаемость внимания

— Прогрессивная матрица Ровенна (доставить недостающую часть картинки) – сформированность процессов анализа и синтеза

— Проективная методика Рисунок семьи животных, Я в школе

— Социометрия

— беседа с родителями и педагогами

— Методика определения направленности личности (достижения успеха/избегания неудач) (Реан)

— Диагностика готовности к школе Ю.В. Филипповой

№1.

Мальчику 3 года. Ходит на насочках, размахивая руками. Часами может сидеть перекладывать что-то с места на место, откручивать-прикручивать пробки на бутылке. Запоминает номера машин, троллейбусов. Нормально ходить начал в 1, 5 года. Разговаривает, но с интанационными нарушениями.

Решение: Это ни ДЦП, ни аутизм, ни ЗПР, ни олигофрения точно. речевая болезнь центра,что-то типа поражения речевого центра в головном мозге…такое бывает в жизни…сначала ребенок нормально развивается, а потом происходит что-то и вот такой вот регресс… Мышечная дистония представляет собой ситуацию, когда мышечный тонус неравномерно распределен по стопе, в каких-то группа мышц он оказывается повышенным, а в каких-то – пониженным. Одной из причин может быть такое состояние нервной системы, как пирамидальная недостаточность. К пирамидальной недостаточности могут привести родовые травмы, Большая напряженность спины в зоне плечевого пояса также может привести к мышечной дистонии и хождению на носочках. хождение на цыпочках является одним из признаков детского церебрального паралича. Лучшими средствами для нормализации мышечного тонуса являются специальная гимнастика и лечебный массаж.

Врач: неврапотолог, Направления на эти процедуры выписывает педиатр, детский невролог или врач-физиотерапевт, нужно только обратиться к ним.

ММД — полное наименование минимальная мозговая дисфункция. В эту категорию рекомендовано относить детей с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, но с нормальным интеллектом и легкими неврологическими нарушениями, которые не выявляются при стандартном неврологиче­ском обследовании, или с признаками незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций. Характерными признаками ее является повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные (рассеянные) легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

2.

Ряд методик для выявления детско-род отношений.

Решение: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.

Методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова Посредством методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке).

Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова).

В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.

«Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях) назначение теста — изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

-Столин. тест — опросник родительского отношения (ОРО)- на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

-Волкова А.Н. Ролевые ожидания и притязания в браке

-Шкала психологического благополучия-выявляет актуальное благополучие человека на данном жизненном этапе.

3.

Ребенок 9 лет, с помощью методик нужно отличить гипердинамический синдром от олигофрении.

Решение: гипердинамический синдром- (нарушения поведения и проблемы с обучением, трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности и т.д.) Олигофрения — Проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в расстройстве эмоциональной сферы, эмоц.переживания отличаются неустойчивостью, поверхностью, кратковременностью, случайностью. Идиотия-самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически отсутствует речь. Имбецильность- более легкая в срав.с идиотией. Словарный запас крайне беден, усвоение отдельных несложных трудовых навыков. Дебильность –наиболее легкая степень умственной отсталости. У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, аграмматизма. Ответ: рисуночные тесты, тесты на запоминание слов, Вообщем суть в том чтобы продиагностировать ВСЕ высшие псих функции и из этого мы поймем это дефект ЦНС или нет.

4.

Что нужно узнать о подростке и условиях его жизни чтобы выяснить причины девиантного поведения.

Решение: там по вопросу о девиантном поведении шла… по причинам…. то есть диагностика его биологических отклонений есть ли… потом отношения социальные: родители учителя, нарушения в воспитании возможно.. потом материальные трудности есть ли, и психологические особенности, то еть акцентуация.. ну и есть ли аддикции. там выбрала на все, где может бвть причина: акцентуация.. взаимоотношения, психологическое состояние и т.д)

5.

Назвать методики к.т отличают зпр от олигофрении

Решение: ЗПР – задержка психического развития (ребенок может обучаться); Олигофрения – Проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в расстройстве эмоциональной сферы, эмоц.переживания отличаются неустойчивостью, поверхностью, кратковременностью, случайностью. Идиотия-самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически отсутствует речь. Имбецильность- более легкая в срав.с идиотией. Словарный запас крайне беден, усвоение отдельных несложных трудовых навыков. Дебильность –наиболее легкая степень умственной отсталости. У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, аграмматизма. Ответ: методика собери картинку из отдельных частей! Они ее не соберут вместе, но ЗПР, если ему объяснить соберет, а олигофрен нет. ЗПР: диагностика памяти (-Диагностика А.Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание» (5-7 лет, 8-12 лет) -исследовать ассоциативную, логическую память, особенности мышления.ВЕКСЛЕРА ПАМЯТИ ШКАЛА— методика психометрической оценки памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций); мышление (ВЫГОТСКОГО—САХАРОВА ТЕСТ — методика, предназначенная для исследования мышления, способности формирования понятий) и т.д.

6.

Мать пришла на консультацию с проблемой: ребенок подросток в алкогольном опьянении совершил попытку суицида. Мать после этого начала опекать ребенка, везде ходить за ним, провожать в школу, встречать со школы и т.д. После этого ребенок сообщил матери что с таким отношением он еще раз прибегнет к самоубийству. Опишите последовательность действий психолога?

Решение: нужно собрать как можно больше информации о ребенке у матери и в дальнейшем провести индивидуальное консультировнаие с ребенком (контакт, выявление проблемы, гипотезы, альтернативные варианты решения, и оценка эффективности) Но еще нужно в первую очередь проводить работу непосредственно с матерью, так как ребенок не хочет этой гиперопеки и во избежании второго суицида нужно изменить отношение матери к ребенку, соответственно рассказать про подростковый возраст и т.д. А чтобы узнать проблему первого суицида должна проводиться уже работа с ребенком, гипотез у меня было много, такие как гиперопека, неразделенная любовь, межличностный конфликт, внутриличностный конфликт, и т.д. там их можно море написать)))

7.

 Надо было назвать методики диагностирования ценностно-смысловой сферы личности.

( Морфологический тест жизненных ценностей  Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности.

Опросник «Установки на военную службу»   Опросник предназначен для диагностики социальных установок на военную службу и включает в себя две шкалы: отношение к военной службе по призыву и отношение к военной службе по контракту. Кроме того, имеется суммарная шкала, предназначенная для определения отношения к военной службе в целом (по призыву и по контракту).

Ориентационная анкета   Направленность на себя. Направленность на общение. Направленность на дело.

СЖО   Бланк методики СЖО — смысло-жизненные ориентации.

Самоактуализационный тест (САТ)   Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.

Тест Рокича «Ценностные ориентации»   Одной из самых популярных является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.)

8.

 ребенку 8 лет, учится в общеобразовательной школе. хроническая неуспеваемость. надо назвать методики.

Решение: назвала Бурдон на интенсивность и концентрацию внимания. Тест Пьера-Рузера на переключение, распределением внимания. Интеллект Амтхауэр. Хван сказал, что сначала надо посмотреть как он ведет себя на уроке, с ним пообщаться, а потом все остальное.

9.

Девочке 6 лет, когда она приходит в школу, то либо садится под парту и сидит там до конца учебного дня, либо ходит по классу на учителя не реагирует.  школьную программу она не тянет, но может рассказать достаточно большой стих, когда захочет, а когда её просят рассказать, то она не рассказывает что это может быть и какого специалиста можно посоветовать???

Решение: гипотеза-1: возможно ЗПР, поэтому не тянет программу школы, но длинный стих опровергает, что ли эту гипотезу, но допустим. гипотеза-2: высокая тревожность, из-за чего прячется под парту и боится рассказывать стих когда ее об этом попросят провести консультацию индвидуальную и далее надо провести тест на интеллект, может там чего не так, если всех игнорит, программу школы не тянет, это для начала, может просто ЗПР, второе — можно еще на тревожность проверить методикой Филипса.  Возможен аутизм, описание почти подходит — память отличная, но не со всеми идёт на контакт, сидит под партой и просто ходит во время урока по классу всех игнорируя, находясь при этом в своем мире.

10.

Обратились родители девочки Оли, 11 лет. Девочка украла у одноклассницы телефон, чтобы проучить свою подругу, которая говорила неправду в адрес Оли. Через некоторое время у мальчика пропал телефон. и все считают, что это сделала Оля. Потом выяснилось, что мальчик потерял телефон вне школы. Но в классе к Оле по-прежнему относятся негативно. Что нужно сделать в такой ситуации? 

Решение: тренинг — универсальное решение. А что там еще делать, тестики всякие проводить? этим не решить проблему, надо действовать, а тренинг подходящий выбор, так как там лучше все узнают друг друга и поймут как всё есть на самом деле. в идеале.

11.

Там девочка пошла в 1 класс, у нее начали проявляться головные боли, неуспеваемость, кровь носом, бла бла бла… в 2 года какая то там задержка развития была, в перенатальный период гиппоксия, при рождении крик не сразу, что то еще какие то физеологические отклонения. с родителями перечит если заставляют что то длать. в общем там много медицинских терминов и отклонений. и в конце вопрос: Дать рекомендацию родителям и учителям?

Решение:  это по краней мере на данный момент не в моей компетенции и что с такими физеологическими проблемами нужно к врачу а не к психологу, они спросили к какому врачу, я предположила трех врачей, один их них был психеатр(мне сказали, за что ты бедную девочку к психиатру то:DD)потом мне зайцев говорит. ну смотри, к врачу сходит, таблеток выпишут, ну а в школу то ходить дальше будет, типо дети нынче не позволено болтаться, все дела. я говорю, нууу, раз девочка, все таки придет в школу:D то учителям не нужно наее поведении акценттирвать внимание и при всех не ругать и не хвалить особо… ну и так далее… а родительнице что бы не заставляла насильно а как то косвенно, издалека , или перенаправляа внимание. он говорит, ну вот смотри, надо делать уроки. мама заставляет, а девочка говорит не хочу не буду, что делать…. Я говорю, уменя были такие ситуации с племянником. и мы с ним поиграли в ролевую игру, поменялись местами, я была учеником а он учителем, я делала все как он, психовала, и отнекивалась, в конце концов он со стороны понял какой он, рассмеялся и все начал делать. хван сказал что хороший выход из ситуации и все.

12.

 Какие методы нужны для анализа психического состояния, в дошкольном возрасте. описать полное обследование.

Решение:  методы игровые и рисуночные. ну а дальше просто ход консультации описал.