Опросник Плутчика Келлермана Конте. Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI). Тест для диагностики механизмов психологической защиты.

Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «Life Style Index» (LSI) (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте, адаптация Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников)

Шкалы: механизм психологической защиты отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Назначение теста

Выявление особенностей функционирования механизмов психологической защиты индивида (группы).

Описание теста Тест-опросник для измерения степени использования индивидом (группой) различных механизмов защиты был разработан Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Р.Контом в 1979 году. Механизмы психологической защиты понимаются как производные эмоций, поскольку каждая из основных защит онтогенетически развивалась для сдерживания одной из базисных эмоций. Предполагается, что существует восемь базисных защит, которые тесно связаны с восемью базисными эмоциями психоэволюционной теории. Эти защиты должны иметь специфические отношения сходства — различия друг с другом. Более того, существование защит должно обеспечить возможность косвенного измерения уровней внутриличностного конфликта, т.е. дезадаптированные индивиды должны использовать защиты в большей степени, чем адаптированные испытуемые. Материал: бланк обследования, авторучка или карандаш. Унифицированный бланк обследования включает графы, предназначенные для фамилии, инициалов, возраста и пола испытуемого, а также текущей даты. Они заполняются самим испытуемым. Если проводится анонимное групповое исследование, фамилия и инициалы записываются по желанию. Затем следует инструкция по заполнению бланка, которую, кроме того, сообщает экспериментатор.

Тест содержит 97 стимульных утверждений, расположенных в бланке в два столбца сверху вниз под соответствующими номерами. При прочтении экспериментатором очередного стимульного утверждения испытуемому предлагается сделать отметку напротив соответствующего номера в левой крайней графе «Нет», если утверждение не характерно для него. Если испытуемый считает, что данное утверждение характерно для него, ему следует сделать отметку в одной из находящихся правее колонок «Да», помеченной скобками и находящейся на одной пунктирной линии с соответствующим номером. Бланк обследования является одновременно и ключом, поскольку восемь колонок «Да» соответствуют восьми шкалам механизмов защиты, накапливающим только утвердительные ответы. В правом верхнем углу бланка имеется таблица для суммарных «сырых» баллов по каждой шкале, соответствующих средненормативным показателям и процентильным шкальным оценкам, которые определяются по таблице процентилей, рассчитанных на базе данных выборки стандартизации. Инструкция к тесту Вам будут предъявляться утверждения, касающиеся состояния вашего здоровья и вашего характера. Читайте каждое утверждение и решайте, верно ли оно по отношению к вам. Не тратьте времени на раздумье.

17 стр., 8469 слов

А.Я. Психология >> Описания психологических тестов. Ориентировочная ...

... физике. 65. Готовить растворы, взвешивать реактивы. 66. Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, телевизор, магнитофон). 67. Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, ... бы наниматься тем, что предлагается в утверждении, то поставьте в соответствующей клетке бланка ответов "++". Если просто нравится, любите или хотели бы "+" Если не знаете, ...

Наиболее естественна та реакция, которая первой приходит в голову. Если вы решили, что утверждение верно, поставьте справа от номера вопроса число «1»; если утверждение по отношению к вам неверно, поставьте справа от номера вопроса число «0». При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным. Процедура тестирования: после сообщения инструкции экспериментатор должен убедиться, что она адекватно понята, и в случае необходимости сделать дополнительные пояснения. Затем экспериментатор в среднем темпе поочередно зачитывает стимульные утверждения теста, наблюдая за действиями испытуемого/испытуемых и оказывая помощь в случае затруднений. Время тестирования 15–30 минут. Возрастной диапазон применения: от 14 лет и выше.

Тест

1. Я человек, с которым очень легко поладить. 2. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать. 3. Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить. 4. Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком. 5. Мне противны непристойные кинофильмы. 6. Я редко помню свои сны. 7. Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство. 8. Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену. 9. Меня сильно раздражает, когда люди рисуются. 10. В своих фантазиях я всегда главный герой. 11. У меня не очень хорошая память на лица. 12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней. 13. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре. 14. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь. 15. Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же. 16. Многое во мне восхищает людей. 17. Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь. 18. Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство. 19. Друзья почти никогда не подводят меня. 20. Мне случалось думать о самоубийстве. 21. Меня оскорбляют непристойные шутки. 22. Я всегда вижу светлые стороны вещей. 23. Я ненавижу недоброжелательных людей. 24. Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.

25. Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей. 26. Я склонен к излишней импульсивности. 27. Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость. 28. Я ни к кому не отношусь с предубеждением. 29. Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно. 30. Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям. 31. Иногда мне хочется увидеть конец света. 32. Порнография отвратительна. 33. Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного. 34. У меня нет врагов. 35. Я не очень хорошо помню свое детство. 36. Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым. 37. В своих фантазиях я совершаю великие дела. 38. Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны. 39. Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение. 40. У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения. 41. Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим. 42. Я не скоро замечаю дурное в людях. 43. Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня. 44. Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать. 45. Я испытываю сильную потребность в комплиментах. 46. Сексуальная невоздержанность отвратительна.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... впечатления дня и желание от них отрешиться, и обычно первое побеждает... Дневное психическое состояние человека накладывает на сны ... редко они сознают себя в условиях Тонкого Мира. Иногда выделение тонкого тела приносит некоторое познание жизни в ... уникальных письмах: 1. Физическое тело. 2. Эфирный двойник (иногда называемый низшим астральным телом). Многие феномены на спиритических сеансах ...

47. Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом. 48. Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею. 49. Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня. 50. В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи людей. 51. Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком. 52. Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры. 53. Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения. 54. Я склонен часто противоречить людям. 55. Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют. 56. По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи. 57. В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем. 58. Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать. 59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи. 60. Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование. 61. Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится. 62. В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны. 63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания. 64. Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.

65. В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях. 66. Меня не слишком раздражает детский плач. 67. Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги. 68. Я всегда оптимистичен. 69. Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания. 70. Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране. 71. Я часто испытываю чувство ревности. 72. Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм. 73. Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять. 74. Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление. 75. Я никогда не бывал панически испуган. 76. Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик. 77. Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей. 78. Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние. 79. Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют. 80. Я никогда не позволяю себе терять самообладание. 81. Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох. 82. Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить. 83. Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.

84. Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно. 85. Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы. 86. Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски. 87. Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах. 88. Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому. 89. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня. 90. Я легко переношу критику и замечания. 91. Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи. 92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня. 93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку. 94. К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей. 95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться. 96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи. 97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.

10 стр., 4749 слов

Тема 13. Социальная защита людей пожилого и старческого возрастов

... Республике Беларусь сегодня проживает более чем 2,5 миллиона пенсионеров. Поэтому социальная защита пожилых людей и ветеранов в Беларуси является одним из приоритетных направлений социальной ... доходов в случае возникновения основных социальных рисков с помощью механизмов социального страхования; предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся ...

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала                                     № вопроса (подсчет только ответов «да») А — Отрицание                   1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 В — Подавление                  6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89, С — Регрессия                    2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95, D — Компенсация                3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74, Е — Проекция                     7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96, F — Замещение                   8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 G — Интеллектуализация     4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87, H – Реактивное образование5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79, После подсчета суммарных «сырых» баллов по каждой шкале экспериментатор может сравнить их со средненормативными показателями по выборке стандартизации (x ± стандартное отклонение) или по таблице процентилей перевести «сырые» баллы в процентильные оценки и определить условное место испытуемого в выборке стандартизации.

Для сравнения показателей двух групп необходимо подсчитать средние баллы и стандартные отклонения по каждой шкале в обеих группах и затем оценить статистическую значимость различий с помощью критерия Стьюдента. Механизмы защиты Студенты колледжа (США)   Студенты МПГУ (РФ)                                                М x     Ж x          r        М x       Ж x       r Отрицание                      3.47    4,00    -1,26    5.87    5,41     0,78 Подавление                     3.34    2,15    3,48*    4,17    2,86    3.45* Регрессия                       5,05    5,17    -0,19    5,10    5,77    -1.03 Компенсация                   4,37    4.40    -0,08    4,63    4.56     0,15 Проекция                        5,66    5.42    0.39     8,47    8,60    -0,24 Замещение                      3.45    2.94    1,25     4,37    3,90     0,85 Интеллектуализация         6,26    6,35    -0,23    6,70    6,23    1,04 Реактивное образование    2,60    2,91   -0,64    2.83    4,41    -3,93* Числа степеней свободы 102; 106 * p < 0.001

Источники

Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.

Опросник Плутчика Келлермана Конте — Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI) был разработан Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Р.Контом в 1979 году. Тест используется для диагностики различных механизмов психологической защиты.  Механизмы психологической защиты развиваются в детстве для сдерживания, регуляции определенной эмоции; все защиты в своей основе имеют механизм подавления, который первоначально возник для того, чтобы победить чувство страха. Предполагается, что существует восемь базисных защит, которые тесно связаны с восемью базисными эмоциями психоэволюционной теории. Существование защит позволяет  косвенно измерить уровни внутриличностного конфликта, т.е. дезадаптированные люди должны использовать защиты в большей степени, чем адаптированные личности.

Защитные механизмы  стараются свести до минимального негативные, травмирующие личность переживания. Эти переживания в основном связанны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Механизмы защиты помогают нам сохранить стабильность своей самооценки, представлений о себе и о мира. Так же они могут выступать в роли буферов, стараясь не допустить очень близко к нашему сознанию слишком сильные разочарования и угрозы, которые приносит нам жизнь. В тех случаях, когда мы не можем справиться с тревогой или страхом, защитные механизмы искажают реальную действительность с целью сохранения нашего психологического здоровья и нас самих как личность.

Опросник Плутчика Келлермана Конте. / Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI).

/ Тест для диагностики механизмов психологической защиты:

Инструкция.

Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+».

Вопросы теста Р. Плутчика.

1. Со мной ладить очень легко 2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю 3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим 4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия 5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется 6. Я легко краснею 7. Одно из самых больших моих достоинств — это умение владеть собой 8. Иногда у меня появляется настойчивое желание пробить стену кулаком 9. Я легко выхожу из себя 10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить 11. Я редко запоминаю свои сны 12. Меня раздражают люди, которые командуют другими 13. Я часто бываю не в своей тарелке 14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком 15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее 16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих 17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды 18. Мне говорят, что я хвастун 19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве 20. Почти все мною восхищаются 21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью 22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают 23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни 24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность 25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир 26. Я человек, у которого нет предрассудков 27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным 28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими 29. Очень не люблю недоброжелательных людей 30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть 31. Я из тех, кто редко плачет 32. Пожалуй, я много курю 33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит 34. Я плохо помню лица 35. Я иногда занимаюсь онанизмом 36. Я с трудом запоминаю новые фамилии 37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому 38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей 39. Люди мне никогда не надоедают 40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время 41. Я мало, что могу вспомнить из своего детства 42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей 43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать 44. Другие считают меня излишне доверчивым 45. Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства 46. Плохое я стараюсь выбросить из головы 47. Я не теряю никогда оптимизма 48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей 49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры 50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным 51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях 52. Я легко принимаю брошенный другим вызов 53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы 54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания 55. Другие считают, что я равнодушный человек 56. Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь 57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности 58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль 59. Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом 60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу. 61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит 62. Я грызу ногти 63. Другие говорят, что я избегаю проблем 64. Я люблю выпить 65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство 66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами 67. Я не люблю карьеристов 68. Я много говорю неправды 69. Фильмы для взрослых вызывают у меня отвращение 70. Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера 71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей 72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние 73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения 74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение 75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок 76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам 77. Покойники меня не «трогают» 78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания 79. Многие люди вызывают у меня раздражение 80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка. 81. Я с трудом произношу непристойные слова 82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим 83. Я хочу, чтобы меня считали чувственно привлекательным 84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело 85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным 86. Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых 87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники 88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают 89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет 90. Я часто влюбляюсь 91. Другие считают, что я излишне объективен 92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека

Ключ к методике Роберта Плутчика. Обработка результатов теста Плутчика Келлермана Конте.

Восемь механизмов психологической защиты личности формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные выше утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле n/N х 100 %, где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале. Тогда общая напряженность всех защит (ОНЗ) подсчитывается по формуле n/92 х 100%, где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.

Норма значений  теста Плутчика.

По данным В.Г. Каменской (1999), нормативные значения этой величины для городского населения России равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный рубеж, отражает реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты.

 

Названия защит

Номера утверждений

n

1

Вытеснение

6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92

10

2

Регрессия

2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84

17

3

Замещение

8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89

10

4

Отрицание

1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90

11

5

Проекция

12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88

12

6

Компенсация

3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85

10

7

Гиперкомпенсация

17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86

10

8

Рационализация

4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91

12

Интерпретация  Индекса жизненного стиля.

Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу.

Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вытеснению как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. Примечательно, что авторы методики ИЖС объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизма отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Вытеснение. З.Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, вытеснение – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, – становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-ибо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты – изоляции. При изоляции психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.

Регрессия. В классических представлениях регрессия рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. К этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознаванию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Компенсация. Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

Ряд авторов обоснованно считают, что компенсацию можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно, здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или сверхудовлетворения в других сферах. – например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение в унижении обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых компенсация является наиболее характерным типом психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

Тест защитные механизмы — Стр 2

Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).

Замещение. Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.Василюка, состоит в том, что она, по существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. В шкалу интеллектуализации – рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Изоляция — это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживании. Замена ситуации происходит как бы неосознанно, по крайней мере не связывается с собственными переживаниями. Все происходит как будто с кем-то другим. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок в игре может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п. Сублимация — это наиболее распространенный защитный механизм, когда мы, стараясь забыть о травмирующем событии (переживании), переключаемся на различные виды деятельности, приемлемые для нас и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Интроспекция — это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как происходящее внутри. Так, маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей, выдавая в последующем это за свое мнение.

Образование механизмов защиты. 

Эмоции

Спонтанное выражение

Результат

Страх и его социализированные формы

Механизмы защиты

Переоценка стимулов

Страх

Обесценивание

Стыд

Подавление

«Мне это незнакомо»

Гнев

Месть, наказание, обесценивание

Страх, стыд

Замещение

«Вот кто во всем виноват»

Радость

Наказание, отвержение

Страх, стыд

Реактивное образование

«Все, связанное с этим, отвратительно»

Печаль

Результат отсутствует. Отвержение

Страх, чувство неполноценности

Компенсация

«Зато я… Все равно я… Когда-нибудь я…»

Принятие

Равнодушие отвержение

Чувство неполноценности

Отрицание

Оценка отсутствует

Отвержение

Отвержение

Страх самонеприятия

Проекция

«Все люди порочны»

Ожидание

Обесценивание

Растерянность, паника, чувство вины

Интеллектуализация

«Все объяснимо»

Удивление

Обесценивание

Чувство вины, страх самостоятельности и инициативы

Регрессия

«Вы обязаны мне помочь»

Согласно исследованиям Романовой Е.С., Гребенникова Л.Р.,  порядок  образования механизмов защиты в онтогенезе происходит в следующем порядке:

Тенденция к присоединению: от 0 до 1,5–2 лет

Отрицание

Проекция

Тенденция к отделению: от 1 ,5–2 до 11 лет

Регрессия

Замещение

Подавление

Интеллектуализация

Тенденция к присоединению: от 11 до 13 лет

Реактивное образование

Компенсация

Психоэволюционная теория эмоций Роберта Плутчика.

Теория эмоций  разрабатывалась в виде монографического исследования в 1962 году. Она получила международное признание и использовалась в раскрытии инфраструктуры групповых процессов, позволяла сформировать представление о внутриличностных процессах личности и механизмах психологических защит. В настоящее время основные постулаты теории включены в известные психотерапевтические направления и психодиагностические системы. Основы теории эмоции изложены шестью постулатами:

1. Эмоции — это механизмы коммуникации и выживания, основанные на эволюционной адаптации. Они сохраняются в функционально эквивалентных формах через все филогенетические уровни. Коммуникация происходит за счет восьми базисных адаптивных реакций, являющихся прототипами восьми базисных эмоций:

  • Инкорпорация — поедание пищи или принятие благоприятных раздражителей вовнутрь организма. Этот психологический механизм ещё известный как интроекция.
  • Отвержение — избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее.
  • Протекция — поведение, призванное обеспечить избегание опасности или вреда. Сюда включается бегство или любое другое действие, которое увеличивает расстояние между организмом и источником опасности.
  • Разрушение — поведение, призванное разрушить барьер, который препятствует удовлетворению важной потребности.
  • Воспроизводство — репродуктивное поведение, которое может быть определено в терминах приближения, тенденции к сохранению контакта и смешивания генетических материалов.
  • Реинтеграция — поведенческая реакция на потерю чего-либо важного, чем обладали или наслаждались. Его функция в обретении вновь опеки.
  • Ориентация — поведенческая реакция на контакт с неизвестным, новым или неопределенным объектом.
  • Исследование — поведение, обеспечивающее индивиду схематичное представление о данной окружающей среде.

2. Эмоции имеют генетическую основу.

3. Эмоции — это гипотетические построения, основанные на очевидных явлениях различных классов.

4. Эмоции — это цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул.

5. Отношения между эмоциями могут быть представлены в виде трехмерной (пространственной) структурной модели (см. рис. в начале статьи).

Вертикальный вектор отражает интенсивность эмоций, с лева на право вектор сходства эмоций, а ось спереди на зад характеризует полярность противоположных эмоций. Этот же постулат включает положение о том, что некоторые эмоции являются первичными, а другие — их производными или смешанными.

6. Эмоции соотносятся с определенными чертами характера или типологиями. Диагностические термины, например, «депрессия», «маниакальность», «паранойя» рассматриваются как крайние выражения таких эмоций, как печаль, радость и отвержение (см. Колесо эмоций Роберта Плутчика.).

Нежелательная для психики информация на пути к сознанию искажается. Искажение реальности по средствам защит может происходить следующим образом:

  • игнорироваться или не восприниматься;
  • будучи воспринятой, забываться;
  • в случае допуска в сознание и запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом.

Проявления механизмов защиты зависит от возрастного развития и особенностей когнитивных процессов. В целом, они образуют шкалу примитивности-зрелости .

  • Первыми возникают меха­низмы, в основе которых перцептивные процессы (ощущения, восприятия и внимания).

    Имен­но перцепция несет ответственность за защиты, связанные с неведением, непониманием информации. К ним относят отрицание и регрессию, являются наиболее примитивными и характеризуют «злоупотребляющую» ими личность как эмоционально незрелую.

  • Далее возникают защиты, связанные с памятью, а именно с забыванием информации, это вытеснение и подавление.
  • По мере развития процессов мышления и воображения, формируются наиболее сложные и зрелые виды защит, связанные с переработ­кой и переоценкой информации, это рационализация.
  • Механизм психологической защиты, играет роль регулятора внутриличностного баланса, за счет гашения доминирующей эмоции.

Колесо эмоций Роберта Плутчика.

Резюмируя, механизмы защиты — это способ, с помощью которых мы защищаем себя от внутренних и внешних напряжений. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся нашими внутренними характеристиками, то есть теми или иными защитными формами поведения. Следует заметить, что человек часто применяет не одну защитную стратегию для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а несколько. Но несмотря на различия между конкретными видами защит их функции сходны: они состоят в обеспечении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.