Развитие ценностных ориентаций подростков средствами театральной деятельности

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского колледжа Арбат

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Развитие ценностных ориентаций

подростков средствами театральной деятельности

Специальность — 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Смирнова Татьяна Вячеславовна

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущностные характеристики ценностей и ценностных ориентаций

1.2 Психолого-педагогические аспекты особенностей подросткового возраста

1.3 Ценностные ориентации подростков

1.4 Театральная деятельность как средство развития ценностных ориентаций подростков

Вывод

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

2.1 Общие методические подходы к разработке режиссерской экспликации музыкально-поэтического спектакля

2.2 Методы и приемы развития ценностных ориентаций подростков в постановочном процессе

Вывод

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Значимость человека для себя и общества в целом определяется, прежде всего, степенью сформированности его духовно-нравственных ценностных ориентаций. Проблемы современного общества обернулись существенной деформацией самых глубинных нравственных оснований духовного мира человека. Кардинальные изменения в политической, экономической и духовной сферах повлекли за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Более всего это проявилось в сознании современной молодежи: неустойчивая психика, подверженность постороннему влиянию, отсутствие истинных идеалов и веры в добро и справедливость нередко приводит к формированию негативных качеств личности.

Для становлений личности, закрепления в ней нравственно-эстетических установок, их осмысления и обогащения наиболее важен подростковый возраст. Дети-подростки требуют особого внимания со стороны взрослых: этот возраст является переходным, и от того, какие ценности предпочтет ребенок, во многом зависит его будущее, а, следовательно, и будущее всего общества.

8 стр., 3604 слов

Коррекция ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя

... разработке коррекционной программы, направленной на соответствие ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя ценностям, принятым в обществе. Данная работа состоит из введения, 2 ... «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением целей скорее к мотивационной либо смысловой сферам. Ценностные образования, рассматриваемые ...

Проблема развития ценностных ориентаций является междисциплинарной и имеет богатую историю развития. Она изучалась философами: Н.А.Бердяевым, Н.О. Лосским, А.А. Лосевым, М.Каганом социологами: У. Томасом, Ф. Знаменским, М.Вебером, психологами: А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, Л. И. Божович и педагогами: В. А. Караковским, В.А. Сластениным, И.Я Лернером, И.Л. Федотенко. Несмотря на значительный литературный материал по проблеме, вне поля зрения ученых оставался такой аспект как развитие ценностных ориентаций во внеурочной деятельности.

Ценностные ориентации относятся к наиболее сложному социально-психологическому образованию личности, оказывающему существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношение к явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обусловливая направление и содержание развития личности.

Формирование и развитие ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте — этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Всё вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы работы.

Театральная деятельность имеет особое влияние на развитие личности подростка и его нравственных ценностных ориентаций. Театр является яркой, эмоционально-насыщенной средой, в которой весь процесс построения спектакля влияет на развитие ума, характера и воли, на формирование ценностных ориентаций, мировоззрения подростка, во многом определяет его систему убеждений, обеспечивает нравственное развитие, раскрывает творческие способности учащихся, подчеркивая индивидуальность каждого. Театр — искусство коллективное. В процессе репетиций участники понимают, что только благодаря сотворчеству всего коллектива может получиться гармоничный целостный результат. На этом этапе работы происходит процесс персонализации и самореализации, приходит осознание подростком своих способностей и своего места в общем, деле, проявляется умение доводить работу до конца, приходит осознание ценности любого вида труда, ценности труда другого человека. Во время работы над ролью подросток начинает лучше понимать себя и других, у него формируются новые стереотипы межличностных отношений, стилей поведения, вырабатываются критерии нравственных ценностей.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что тема данной выпускной квалификационной работы «Развитие ценностных ориентаций подростков средствами театральной деятельности» является актуальной, так как в настоящее время обращение к вопросу формирования гражданской позиции современного подростка занимает приоритетные позиции.

6 стр., 2745 слов

Ценностные ориентации и самоактуализация человека в различные периоды жизни

В нашей работе мы рассмотрели, как ценности и самоактуализация участвуют в жизни человека на разных возрастных этапах. Ценностные ориентации и самоактуализации человека Для исследования ценностных ориентаций, самоактуализации, самореализации и самооценки мы выбрали следующие ...

Цель выпускной квалификационной работы: теоретически обосновать и практически подтвердить влияние театральной деятельности на развитие ценностных ориентаций у подростков.

Объект выпускной квалификационной работы: развитие ценностных ориентации подростков как педагогическая проблема.

Предмет выпускной квалификационной работы: театральная деятельность как средство развития ценностных ориентаций подростков.

Задачи работы:

— проанализировать сущностные характеристики ценностей и ценностных ориентаций подростков;

— раскрыть психолого-педагогические особенности подросткового возраста;

— изучить степень влияния театральной деятельности на развитие ценностных ориентаций у подростков.

— разработать методический комплекс по подготовке музыкально — поэтического спектакля, посвященного Дню Великой победы.

спектакль ценностный подросток психологический

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущностные характеристики ценностей и ценностных ориентаций

Ценность — представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении. В узком значении под ценностью понимаются требования, нормы, выступающие в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. Можно сказать, что от ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности. [9]

Ценности обычно понимаются двояко: во-первых, как атрибут, как ценность чего-то, а во-вторых, как объект или предмет, т.е. как нечто, ценное само по себе. В первом случае понятие «ценности» иногда используется тождественно понятиям «смысл», «значимость», «убеждения». В этом аспекте можно говорить о смысле жизни как необходимой для человека ценности, потеря которой является угрозой его психическому, а иногда и физическому благополучию. Одна из важнейших форм ценностей — это идеал. Ценность в качестве идеала переживается как объективно желательное положение вещей. Идеал видится как нечто недостижимое и непостижимое, но при этом линия поведения человека выстраивается в соответствии с тем, как он представляет этот идеал. [30]

Ценностные ориентации — это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».[8]

9 стр., 4142 слов

Ценностные ориентации личности и их влияние на поведение человека

... Понятие ценностных ориентаций личности Понятие «ценностные ориентации» используют применительно к отдельному человеку или группе лиц, но не к обществу в целом. В процессе целостного анализа общества используют понятия «ценности культуры», «духовные ценности ...

В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности. [10]

Виды ценностных ориентаций:

1. Интеллектуально-образовательные ценности

Ценности подрастающего поколения следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния подрастающего поколения. Так, свои интеллектуальные, творческие способности подростки оценивают весьма низко. Только 19% из них считают эти способности высокими, 22% называют себя талантливыми. Столь низкая самооценка характеризует их неверие в свои силы, и это, естественно, негативно отражается на их притоке в сферу интеллектуального труда.

2. Нравственные и культурные ценности

Нравственные ценности тесно связаны с такими нравственными качествами, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло, человеколюбие, уважение к индивидуальности личности и мнению окружающих, уважение и почитание старших, бережное отношение к памяти прошлого, проявление чувства долга, ответственность за свои решения, честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание, трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других, совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

Среди данной возрастной категории началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время молодые люди интересуются «масскультовским» и авангардистским искусством, которое является своего рода стимулятором социокультурных ценностей.

3. Политические ценности

Об отношении населения, в том числе подростков, к власти, к тем или иным политическим и общественным деятелям часто судят по политическим рейтингам, число которых в период предвыборных кампаний значительно увеличивается. Сегодня в их сознании происходят сложные процессы, идет мучительный поиск дороги к новому обществу. Резкая смена оценок (с положительной на отрицательную и, наоборот), с одной стороны, свидетельствует о том, что сознание еще не освободилось от стереотипного мышления, а с другой — об идущей непростой переоценке ценностей, которые долгое время большинством молодежи воспринимались вполне однозначно в русле официальной идеологии. Таким образом, проблема индивидуального политического выбора многомерна и многоаспектна.

Подростковый возраст является наиболее важным периодом политической социализации, потому что он связан с профессиональным и гражданским становлением, физическим и интеллектуальным развитием личности. Политическая социализация происходит в процессе взаимодействия с обществом, характер которого обусловлен, прежде всего, соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы, или модели политической социализации человека

3 стр., 1309 слов

Проблема развития ценностных ориентаций в ранней юности

... отечественных исследованиях. 2. Охарактеризовать ценностные ориентации как составляющую личности человека, феноменологию и виды ценностных представлений. 3. Проанализировать особенности развития ребенка в юношеском ... многие ценности, существующие в этот период перестали быть значимыми. Произошла резкая переоценка многих ценностных установок. Особенно это повлияло на развитие ценностной сферы ...

4. Семейные ценности

Место любви и брака в системе жизненных ценностей подросткового поколения различается в зависимости от возраста. Так, если в качестве наиболее значимых ценностей подростками 13-16 лет обозначаются «родные и близкие», «здоровье», «друзья», то среди респондентов возрастной группы от 17 и старше первые позиции были отданы «любви» и «браку».

Представления подростков о любви и браке отличаются от взглядов старшего поколения. Данный вывод подтверждается тем обстоятельством, что треть из них считает регистрацию своих отношений для создания семьи совсем не обязательной, треть допускают такую возможность при наличии определенных обстоятельств, остальные придерживаются традиционной точки зрения.

Достаточно высокий рейтинг семьи среди прочих ценностей подтверждается тем, что многие подростки субъективно испытывают острую потребность в сохранении или создании семьи. Однако сегодня семья находится в сложном кризисном состоянии. Об этом говорит огромное число разводов. [12]

Ценности свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей не воспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. [29]

С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете, имеющем цену. Не смотря, на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».[24; с.97]

Ценностная система в структуре личности имеет качественные и количественные характеристики. Причем качественный показатель определен компонентами и содержанием смысловых клеше и эмоциональной окраской. Количественный — местом в ранге значений в нравственной сфере личности конкретной ценности. Функциональный номинал каждой ценности зависит от онтогенеза духовного развития, от степени развития нравственной сферы, от уровня сформированности самосознания личности. Все феномены самости проецируются сквозь конкретные ценности. Мы из результатов теоретического анализа можем выделить несколько стадий ценностного развития личности:

11 стр., 5304 слов

Использование рисуночных методик как средство диагностики развития ...

... и опосредованного запоминания отвлеченных понятий", направленные на диагностику развития личности детей подросткового возраста. Задачи педагогического исследования: ·        Изучить литературу по ... использует современный психолог-диагностик: .Целостный подход к оценке человека. . Создание экстремальных ситуаций. .Тестирование имеет социальную направленность ...

— «адаптированный контакт» — период подбора соответствующей стратегии реагирования на социальную, психологическую или физиологическую ситуацию развития.

— «формирование» — признание востребованных ценностей и переброска в блок доминирования в процессе организации поведения.

— «замещение» — разрушение или ретуширование не востребованных ценностей, перестройка установок на ценностные ориентации личности, активное внедрение адаптивных форм реагирования, активация блоков психологической защиты, демонстрация востребованных ценностей.

— «паттернизация» — создание стойких или временных паттернов в сознании человека, ценностная рефлексия, создание адекватных программ поведения, активная демонстрация стратегии «свой среди чужих, свой среди своих».

— «гармонизация» — стремление к гармонии межличностных отношений, консерватизм в подражании поведению значимых других, покой, переоценка ценностного материала и переучет психологического ресурса.

— «принятие» — стабильность и равновесие психологического ресурса, включение в свой арсенал реагирования новых стратегий, генерация ценностной сферы в поведение и сознание личности. Интеграция общечеловеческих ценностей в этнические и далее в личностные.

— «развитие» — интенсивное нравственное развитие, рост духовности, повышение уровня всех видов самосознания, укрепление силы духа.

Источником гармоничного развития личности является доброжелательное отношение к общечеловеческой культуре и этнокультуре, в частности, приобретенное через богатство и разнообразие социальных связей. В арсенале средств, позволяющих оптимизировать психологическую ценностную зрелость личности, находятся приемы нравственно-ориентированного обучения, умения и навыки адекватного развития общей стратегии, но важнейшим из них выступает целостная система психолого-педагогических воздействий на личность на уровни рационального и иррационального поля восприятия. Ценности служат основой мировоззрения и сознания человека. [18]

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетания этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Человек в свете современных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной.

23 стр., 11172 слов

Развитие психики человека в онтогенезе

... описывая тем самым в основном развитие психосексуальное. В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения ...

Ценности — это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности, они культурны по своей природе. Ценности являются целью и основой воспитания в любом обществе.[5]

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский[16] полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса. Из предложенных общечеловеческих ценностей по Караковскому, мы выделили для себя два основных, на которые ориентировались при работе с подростками:

1) Человек.

«Человек — абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей»». [16; c. 80 -83] Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.

Справедливости ради надо сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, ученика еще только начинается, так что не следует предаваться преждевременной эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Важно, чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека — это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ... деятельность недостаточно сформирована в этом оценочном звене, а подростки, ориентируясь больше на мнение сверстников, не прини­ ... переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ...

2) Труд.

Труд — основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность. Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медленно преодолеваются формализм и примитивизм, отрыв от природы ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физический труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога — одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента. [16]

1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости.

Рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста — это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве.

Вторая особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка — открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находится и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту — это большое значение, которое подростки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. Но с возрастом на первый план выступают другие свойства личности — умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими. [31]

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Появляется способность логически мыслить, оперировать абстрактными категориями, фантазировать. Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, посещать театральные студии, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению.

Развиваются такие познавательные процессы, как: формирование абстрактного, теоретического мышления, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, творческого мышления, дискурсивное (рассуждающее) мышление, умение соотносить теорию и практику, проверять умозаключения практическими действиями, появление рефлексии, которая позволяет развиваться новому уровню самосознания.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам этой группы.

Уходит на второй план общение с родителями и родственниками. Напряженные отношения с родителями, избегание общения с ними, отдавая предпочтение сверстникам, возникают в случаях, когда родители не готовы относиться к подростку как к самостоятельному, взрослому человеку, уважая его взгляды и чувства.

Необходимость как можно более полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что обязательно для полноценного перехода к взрослости.

Желание принять на себя обязанности и права взрослых. Потребность к ответственности и самостоятельности.

Формирование самооценки ребенка, способность оценить как свои положительные, так и отрицательные черты.

Для максимально эффектного взаимодействия с подростками нужно учитывать то, что подростковый возраст — это время становления ответственного действия. [32]

Классификация подросткового возраста.

Выделяют три периода подросткового возраста — младший подросток (10-12 лет), средний подросток (13-15 лет), старший подросток (15-17 лет).

Основные характеристики младшего подросткового возраста.

В психическом развитии детей младшего подросткового возраста наблюдаются резкие качественные изменения. Эти изменения касаются разных сторон развития и проявляются в поведении, рядом признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию.

В младшем подростковом возрасте начинает складываться структура личностной идентичности, на которую особое влияние оказывают взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

В 10-12 лет происходит переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому и от непосредственной памяти к памяти логической. В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11-14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Период 10-12 лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных интересов. Большой интерес вызывает человек во всех его проявлениях, значительное место занимают вопросы, имеющие личностный смысл.

Особенно важным для совладеющего поведения являются такие личностные ресурсы, как Я — концепция, включающая самооценку и отношение к себе. Эти ресурсы являются очень важными для развития младшего подростка. [33]

Основные характеристики среднего подросткового возраста.

Дети среднего подросткового возраста стремятся включиться во взрослую жизнь и претендуют на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется чаще всего во внешнем облике и манерах.

Внешний вид ребенка часто становится источником конфликтов в семье. Отсутствие какой-либо вещи (такой же, как у всех в компании) подросток может переживать, как трагедию. В это время отмечается желание слиться с группой, ничем не выделяться. Психологи рассматривают это как механизм психологической защиты, так как группа принимает его безоценочно.

В 13-15 лет дети склонны к имитации поведения того человека, который для него является образцом. Порой этот объект подражания не является положительным. В это же время отмечается склонность к риску, так как подросток неспособен, верно, оценить ситуацию и предвидеть последствия.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе, как к взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием.

Чувство взрослости — это особая форма самосознания. Это чувство проявляется, прежде всего, в желании, чтобы все относились к ребенку, как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Также оно проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается внешности и отношений со сверстниками. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

К 15 годам ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я — концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Эти образы разнообразны, они отражают все богатство его жизни; это представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способности в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качеств. Все это образует «Я — концепцию».

В это время наблюдается развитие волевых качеств подростка. Это начальный момент самовоспитания, так как у подростка развивается саморегуляция. Но не все подростки способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к своему идеалу. [34]

Основные характеристики старшего подросткового возраста.

Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности.

Основным новообразованием в 15-17 лет традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем.

Развитие личности происходит через межличностные отношения; в частности наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них важно свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересны значимой для него группы. Ощущать, что при это он не теряет свою индивидуальность и может высказывать свои мысли и выражать чувства. Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим. «Героем» является активный, целеустремленный, успешный человек.

Главное новообразование этого возраста — открытие «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности.

Важнейшими процессами в старшем подростковом возрасте являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, возникновение новых ценностей и потребностей.

Самосознание подростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей.

На основе созревания своего «Я» происходит пересмотр ценностных представлений. Молодые люди принимают многие ценности, свойственные их культурному окружению.

По мере взросления цели развития подростков приобретают более оформленный и социальный характер.

Общее эмоциональное созревание — переход к конструктивным чувствам, уравновешенности, к объективной интерпретации ситуации и решению конфликтов.

Социальное созревание — достижение уверенности в группе сверстников, находчивость в обществе, согласие с обществом.

Освобождение от опеки родителей — опора на собственные силы.

Выбор профессии — адекватная оценка своих возможностей и выбор соответствующей профессии. [35]

В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели — это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости.

Тем не менее, подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.[7]

Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях. В раннем подростковом возрасте понятия «кем быть», и «каким быть» еще, как правило, не дифференцируются. Главное — быть хорошим человеком, героем, а вопрос, как это осуществить, еще не ставится. Для подростка характер на завышенность уровня притязаний, что в определенном смысле полезно, так как стимулирует его к преодолению жизненных трудностей. Но тот же завышенный уровень в других условиях может способствовать развитию эгоизма, вседозволенности, а нередко — формированию асоциального поведения. [20]

Неотъемлемой частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания, определенным образом связанное с возрастом. Если ребенок в своем поведении ориентируется преимущественно на внешнюю систему правил (можно — нельзя), то у подростка вырабатываются осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит от внешних влияний, подросток же в своих поступках все чаще ориентируется на внутренние убеждения, собственную совесть. Психологи давно обратили внимание, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Такое противоречие объясняется, с одной стороны, психологической, и, прежде всего интеллектуальной, незрелостью, а с другой — поисками осознанных моральных принципов. Для ребенка незрелость морального сознания — своего рода защитная реакция, ограждающая его от внутренних сомнений. Подростки, в отличие от детей, все чаще сомневаются в правильности слов, осознают относительность существующих в мире взрослых «норм» поведения. Отсюда психологическая потребность в «свержении» авторитетов, «разрушении» существующих правил и традиций.[3]

Формирование морального облика человека — чрезвычайно сложный и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст — один из наиболее важных его этапов. [28]

1.3 Ценностные ориентации подростков

Ценностные основы начинают складываться ещё в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте.

Большинство исследователей придают подростковому возрасту особое значение в формировании ценностей и ценностных ориентаций, и это понятно, так как формирующееся у подростков абстрактное мышление открывает перед ними новые возможности. Ж. Пиаже считал, что подросток получает способность рассуждать не только о реально существующих предметах и явлениях, но и о потенциально возможных, гипотетических. Кроме того, существенно расширяется его социальный опыт, который даёт материалы для анализа ценностей и его последующего обобщения. [17]

Как полагает Х. Ремшмидт, ценности формируются посредством подражания и идентификации. С этим можно согласиться, имея в виду идентификацию не только с конкретными физическими лицами или социальными группами, но и с культурными и научными ценностями: например, подросток «впитывает» определённые ценности, читая книги, слушая музыку, знакомясь с произведениями художников, скульпторов и т.п. [30]

Выделим определенную возрастную динамику в преобладающем влиянии разных источников на ценности подростка. Младший подросток ориентируется в основном на ценности, принятые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьёй, могут отторгаться. В среднем подростковом возрасте преобладающее влияние начинают оказывать ценности общества в целом, транслируемые через средства массовой информации. В это время подросток начинает осваивать культурные ценности своего народа: литературу, музыку, театр и др. Перед старшим подростком встает проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формулировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственную жизнь.

Как видим, для подростков большое значение имеет присвоение культурных ценностей той общности, которую он признает своей.

Обсуждая ценности подростка, нужно мысленно представить всю его последующую жизнь, основанную на имеющихся ценностях, и гипотетически предположить итог его жизненного пути.

Какие же ценности могут привести к удовлетворенности жизнью в последующие возрастные периоды и к счастливой старости? А. Маслоу, рассматривая потребности человека как самоценности, в качестве высшей потребности называет самоактуализацию, т.е. движение в направлении спонтанного выражения всех своих внутренних ресурсов и возможностей, выносящее вклад в общий прогресс жизни на земле. [14]

А В. Франкл выделяет ценности творчества, отношения и переживания. Ценности творчества реализуются через умение человека внести творческое начало в любую деятельность, которой он занимается. Как говорил В. Франкл, «просто человек, который действительно выполнил конкретные задачи, поставленные перед ним профессией и семьёй, несмотря на свою «маленькую» жизнь, достиг большего и стоит выше, чем, например, какой-нибудь большой государственный муж, во власти которого одним росчерком пера решаются судьбы миллионов людей, но который, однако, принимает недобросовестные решения». [26; с. 37-38]

Ценности переживания, согласно В. Франклу, реализуются в умении воспринимать красоту окружающего мира: природу, музыку и т.п., ощущать своё единство с ними, испытывать душевный трепет и принадлежность к вечному движению.

Наиболее сложными для понимания обычного человека могут оказаться ценности отношения, т.е. отношения человека к тем аспектам своей судьбы, которые хотелось бы, но невозможно изменить, наличие мужества, терпеливо, без зависти к окружению «нести свой крест», принимая ответственность за собственное бытие на самого себя. Причём, если возможности реализации ценностей творчества и переживания могут быть ограничены, всегда есть возможность реализовать ценности отношения.

По нашему мнению, можно объединить взгляды А. Маслоу и В. Франкла, включив в них обобщенное понятие духовных ценностей. Очень важно, чтобы в подростковом возрасте сформировались в той или иной форме духовные ценности и соответственно духовные потребности.

Однако говорить о формировании ценностной основы мировоззрения подростков будет не совсем точно, поскольку ценности во многом выбираются самой личностью. Как отмечает А. Маслоу, «растущая личность смутно видит перечень исходов, из которых она выбирает в соответствии с существующими возможностями, культурным одобрением и неодобрением и т.д., и она постепенно создаёт себя (выбирая? В выборе?), например, решив стать врачом» [13; с. 144]. Таким образом, очень важно, чтобы подросток ясно осознавал многообразие исходов человеческой жизни, реализуемых в соответствии с тем или другим человеческим сценарием. Например, если главную ценность для меня представляет моё самоутверждение, стремление к высокому социальному статусу, то, что я буду иметь, идя по этому пути, в 30, 40, 50, 60, 70 лет?

Подростки представляют себя вечно молодыми, к этому они так активно стремятся. Но для того чтобы подростки имели возможность осознать перспективы своего жизненного пути, они должны обладать способностью к развитой рефлексии. В. Франкл отмечал, что для полноценного бытия человека необходимо осмысление им всех трёх групп ценностей.[27]

Каковы ценностные ориентации у подростков? С помощью методики М. Рокича исследовались ценности двух видов: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Подросткам предлагалось проранжировать два списка ценностей, расположенных по мере убывания их значимости (всего 18): ценности-цели и ценности-средства. Оказалось, что среди основных ценностей-целей (1-14 места) старшеклассники придают первостепенное значение таким категориям, как здоровье, наличие друзей, любовь, уверенность в себе, а также счастливая жизнь и материальная обеспеченность. Обращает на себя внимание тот факт, что среди второстепенных целей (15-18 места) они выделяют творчество, возможность приобщения к красоте природы и искусства, счастье и благополучие других. Таким образом, в полученной иерархии просматривается стойкая направленность на себя, на собственное благополучие. [21]

В исследовании И.В. Дубровиной получены противоположные результаты: ценность счастья и благополучия других занимали абсолютно первые места. В списке инструментальных ценностей первостепенное значение получили следующие ценности-средства: жизнерадостность, воспитанность, ответственность. Наименее ценными подростки считают непримиримость к своим и чужим недостаткам, высокие запросы, чуткость. По мнению современных старшеклассников, обладая чувством юмора, хорошими манерами, умением держать слово, будучи способным, действовать самостоятельно, можно достигнуть таких особенно значимых ценностей, как здоровье, наличие друзей, уверенность в себе и т.п. [9]

Итак, можно сделать следующие выводы: в условиях кризиса сегодняшние старшеклассники рассчитывают, в основном, только на себя и заботятся, прежде всего, о личном благополучии. Таким образом, молодые люди, вступая в самостоятельную жизнь, имеют размытую ценностную основу и, следовательно, не обладают внутренними ресурсами для преодоления стрессовых ситуаций, сохранения душевного равновесия, обретения смысла жизни. [30]

1.4 Значение театральной деятельности в развитии ценностных ориентаций подростков

Театрализованная деятельность — это деятельность по условному воспроизведению коммуникативной деятельности, в результате чего возникает феномен удвоения ценностных ориентаций и других личностных образований участников театрализации, а также источников ценностей, под которыми понимаются значимые элементы коммуникативной деятельности.

В качестве основной особенности театрализации рассматривается феномен «удвоения действительности». В театрализации разворачиваются два пласта действительности: «реальная» действительность (действительность Актера) и условная действительность (действительность Героя).

Актер, как субъект театрализованной деятельности, воспроизводит деятельность другого субъекта (Героя).

При этом Актер присваивает отдельные черты личности Героя («входит в роль»).

Таким образом, личность и деятельность рассматриваются как основные компоненты действительности, удваивающиеся в театрализации. В контексте данного проекта под деятельностью субъектов театрализации понимается коммуникативная деятельность, а в качестве основной характеристики личности рассматривается система ценностных ориентаций. [6]

Модель формирования ценностных ориентаций подростков в педагогически организованной театрализованной деятельности предполагает совместную деятельность двух субъектов театрализованной деятельности (педагога и подростка), каждый из которых выполняет два выше обозначенных вида задач (практические и воспитательные).

К практическим задачам педагога относятся:

1. мотивирование подростков к участию в театрализации;

2. формирование у подростков умений театрализованной деятельности;

3. организация рефлексии театрализованной деятельности.

К воспитательным задачам педагога относятся:

4. организация «соприкосновения» участников театрализации с источниками ценностных ориентаций (выбор актуальной темы для деятельности школьников);

5. помощь в процессе освоения воспитанниками способов общения;

6. организация взаимодействия ребят в группе;

7. организация педагогических воздействий, основанных на ценностных ориентациях самого педагога;

8. организация рефлексии и динамики ценностных ориентаций среди участников театрализации.

Роль подростка в педагогически организованной театрализации также двойственна. При участии подростка в создании театрализации рассматриваются мотивы его участия в совместной деятельности, его работа по освоению умений театрализованной деятельности, рефлексия собственного участия в этой работе. Динамика ценностной сферы старшего подростка обеспечивается «соприкосновением» с источниками ценностей в процессе театрализованной деятельности и участием в рефлексии динамики своих ценностных ориентаций. [11]

Театральная деятельность включает в себя различные виды выступлений:

— спектакль

— тематический концерт

— композиции

— этюды

— миниатюры

— поэтический вечер.

Для практического исследования развитий ценностных ориентаций подростков средствами театральной деятельности наиболее перспективным видом является спектакль.

Спектакль многогранен, он включает в себя различные виды искусств: поэзию, музыку, танец. Расширяя диапазон знаний в области литературы, музыки, танца, театр приобщает подростка к мировой культуре, учит его посредством этих искусств познавать, ощущать мир.

Так же его отличительной особенностью является наличие ролей, как главных, так и второстепенных (массовка).

Участник спектакля пропускает через себя определенный отрезок жизни своего героя. В процессе такой работы подросток начинает лучше понимать себя и других, у него формируются новые стереотипы межличностных отношений, стилей поведения, вырабатываются критерии нравственных ценностей.

Не менее важным является то, что спектакль — это результат деятельности многих людей. В процессах репетиций участники понимают, что только благодаря взаимодействию друг с другом, проявлению поддержки, помощи и уважения, получается качественный, достойный «продукт» деятельности.

Вывод

На сегодняшний день вопрос развития ценностных ориентаций подростков освещен досконально. Большой круг философов, психологов и педагогов работали над данной проблемой, поэтому в поисках нужной информации трудностей не возникло. Собрав всю информацию о подростковом возрасте и развитии ценностных ориентаций в этот возрастной период, и изучив особенности данной проблематики, можно приступать к практической части работы, которая будет посвящена разработке методического комплекса, направленного на подготовку музыкально-поэтического спектакля. Данная деятельность имеет особое влияние на развитие личности подростка и его нравственных ценностных ориентаций. Наиболее перспективным видом театральной деятельности для развития таких ценностей, как доброта, честность, справедливость, уважение к окружающим, ответственность, искренность, трудолюбие, бережное отношение к труду другого, способность слушать «голос совести», уважение и почитание старших и бережное отношение к памяти прошлого, является спектакль.

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

2.1 Общие методические подходы к разработке режиссерской экспликации музыкально-поэтического спектакля

Перед тем, как приступить к постановочному процессу, который будет способствовать формированию нравственных ценностных ориентаций подростков, предстоит пройти определенный путь подготовки.

Первым этапом является выбор темы спектакля. Мы выбрали тему Великой Отечественной войны, так как именно в этот страшный отрезок жизни, людям как никогда важно было проявлять такие нравственные ценностные качества человека, как проявление чувства долга, доброту, честность, справедливость, уважение к окружающим, преданность, ответственность, заботливость, сострадание, трудолюбие, бережное отношение к труду другого, способность слушать «голос совести». Данная тема актуальна, так как подрастающее поколение зачастую, поверхностно относится к истории Великой Отечественной войны, к тому, что пережили наши предки, чтобы завоевать мирное небо для нас, не испытывает должного уважения и почитания старших.

Второй этап — режиссерская экспликация. Разработка литературного сценария, которая включает в себя несколько шагов. Первый шаг — выбор основных составляющих спектакля. Составляющими спектакля были выбраны поэзия и музыка.

Слово — один из важнейших элементов театрализованного представления. Поэзия оказывает огромное влияние на человека. Читая стихотворение, человек проживает описанное событие вместе с поэтом, вкладывая туда свой смысл, свои чувства, эмоции и ценности. Поэзия помогает человеку по-другому взглянуть на мир и духовно обогащает.

Музыка — второй важный элемент театрализованного представления почти любого жанра. Музыка оказывает большое воздействие на восприятие человека. Она создает атмосферу спектакля и эмоциональное настроение какой-либо сцены. Воздействует на творческое состояние актера. Характеризует героя.

Вторым и главным шагом, при разработке сценария, является — подборка литературного, музыкального материала, который подходил бы под возрастную категорию участников, максимально погрузил бы их в атмосферу военных лет и нес в себе те моральные устои, тот замысел, который способствует формированию нравственных ценностных ориентаций.

За основу были взяты стихотворения Щипачёва С.П., Пузырёвской Л., Орлова В.Н., Ахматовой А.А., Авдеева В.Б., Суворова К., Прокофьева А.А., Исаковского М.В. и музыкальное сопровождение Рахманинова С.В., Александрова А.В., Я. Тьерсена, Таривердиева М.Л., Молчанова К.В., А. Вивальди и Мартынова Е.Г. Для подростков, которые выходят на сцену впервые, выбранное направление оптимальное для постановки.

После компиляции материала переходим к третьему шагу — продумывание фабулы спектакля. Хронология спектакля была разбита на пять блоков, в каждом из которых присутствуют литературные, музыкальные материалы и документальные видеоролики военных лет. Первый блок «Если завтра война» олицетворяет мирную жизнь, накануне самого страшного события в жизнях людей. Второй блок «Прощание» посвящен началу войны и прощанию женщин со своими близкими мужчинами, уходящими на фронт. Третий блок «Битва за Москву (мужская сцена)» демонстрирует фронтовую жизнь солдат, в самом эпицентре поля боя, за несколько минут до их гибели. Четвертый блок «Женщина и война» рассказывает о женщинах, об их тяжелых военных буднях в тылу. Пятый блок «Память» обращается к памяти тех, кто 71 год назад добыл ценой своей жизни мирное небо для нас.

Четвертым шагом является формулирование идеи. Основная идея постановки — показать значение ценностных ориентаций в жизни человека.

Шаг пятый — режиссерский замысел. Так как наша постановка носит стиль условного театра, то художественным образом спектакля являются фронтовые письма, через которые и происходят все события. Начинается постановка с пролога, демонстрирующего современное время. Мальчик случайно находит когда-то оставленные фронтовые письма в книгах и начинает их читать. В последующем все сцены разворачиваются, иллюстрируя написанное в письмах.

Особенность постановки заключается в том, что основой композиции является литературный материал в сочетании с пластическими вставками. Также перед блоками зрители увидят документальные видеоролики, определяющие тематику блока.

Шестой шаг — задачи.

Задачи проекта:

— познакомить с творчеством таких поэтов, как Щипачёв С.П., Пузырёвская Л., Орлов В.Н., Ахматова А.А., Авдеев В.Б., Суворов К., Прокофьев А.А., Исаковский М.В. и таких композиторов, как Рахманинов С.В., Александров А.В., Я. Тьерсен, Таривердиев М.Л., Молчанов К.В., А. Вивальди и Мартынов Е.Г.

— содействовать в формировании у участников чувства сопричастности к истории Великой Отечественной войны за счет погружения их в атмосферу того времени:

— развивать межличностные отношения учащихся на занятиях театральной деятельности;

— воспитывать в подростках такие качества как: уважительное отношение друг к другу, уважение и почитание старших, бережное отношение к памяти прошлого, проявление чувства долга, честность, справедливость, ответственность, чуткость к людям, сострадание, толерантность, внимательность, коммуникативность, доброжелательность, трудолюбие, уважительное отношение к труду другого.

Седьмой шаг — подбор декораций и реквизита.

На протяжении всех сцен на заднике размещен экран.

1 сцена — (Предисловие-стол и стул).Стол и 2 стула.

3 сцена — Стол, бумага и 2 карандаша.

4 сцена — Стол, 2 стула и скатерть.

5 сцена — Письмо.

После того, как декораций подобраны, составляется характеристика персонажей — шаг восьмой.

Юлька — дочь Надежды — 18 лет, стройная, среднего роста, выпускница школы, отличница.

Надежда — мать Юльки — 40 лет, среднего роста, учительница начальных классов.

Гриша — жених Юльки — 18 лет, худой, высокого роста, выпускник школы.

Алешка — сын Надежды — 20 лет, среднего телосложения, среднего роста, работает на заводе.

Заключительный шаг девятый — создание атмосферы (видеоролики, звуки, музыка).

1сцена:

Свет — Дневное освещение.

Видеоролик — «На фронт уходили все»

Звуковая среда — Звук «Тиканье часов»;

Музыкальное сопровождение:

1. С.В.Рахманинов — Романс «Как мне больно» Op.21, No.12;

2. С.В.Рахманинов — Vocalice (Нежность);

3. С.В.Рахманинов — П.И.Чайковский — Колыбельная;

4. «Священная война» — Музыка: А.Александров. Слова: В.Лебедев — Кумач.

2 сцена:

Свет — Дневное освещение.

Видеоролик — «Битва за Москву»

Звуки — «Гул вокзала», «Гудок поезда»;

Музыкальное сопровождение:

1. Yann Tiersen — Coma;

2. «До свидания, мальчики» Музыка: Микаэл Таривердиев. Слова: Булат Окуджава.

3 сцена:

Свет — Дневное освещение.

Видеоролик — «Письма с фронта»

Звуки — «Стук двери», «Взрыв», «Выстрелы», «Грохот танков»;

Музыкальное сопровождение:

1. Альфред Шнитке — Симфония № 8;

2. «Жди меня». Музыка К. Молчанова, стихи К. Симонова.

4 сцена:

Свет — Дневное освещение.

Видеоролик — «Женщина и война»

Музыкальное сопровождение —

1. А.Вивальди — Adagio.

5 сцена:

Свет — Дневное освещение.

Презентация с фактами Великой Отечественной войны.

Музыкальное сопровождение:

1. « Письмо отца». Слова: А.Дементьев, Д.Усманов. Музыка: Е.Мартынов.

Литературный сценарий музыкально — поэтического спектакля, посвященного Дню Великой победы «22-09»,представлен в Приложении 1.

Третий этап подготовки к постановочному процессу — составление графика репетиций.

Перед началом составления графика необходимо определить дату показа, к которой готовиться спектакль, сколько времени отведено на весь постановочный процесс и сколько будет длиться каждая репетиция. После того, как время и дата были определены, составляется график.

График репетиций:

На постановку мероприятия отведено 26 часов.

Каждая репетиция — 2 часа.

Всего-13 репетиции.

1. Беседа о замысле будущего мероприятия, действенный и смысловой анализ драматургической основы. Беседа на тему «Человеческие ценности». Участвуют все.

2. Беседа на тему ««Правила поведения на сцене и за кулисами». Распределение ролей, читка по ролям.

3. Индивидуальная беседа с главными героями. Разбор стихотворений.

4. Репетиция в «выгородке», построение мизансцен массовых сцен(1 «Если завтра война», 2 «Прощание»).

Участвует массовка + главные герои.

3.Репетиция в «выгородке», построение мизансцен массовой сцены(5 «Память»), репетиция вокального номера и работа над финальной композицией. Участвует массовка и мальчик.

4.Репетиция сцен «Если завтра война» и «Прощание». Построение мизансцены. Поиск взаимоотношений персонажей. Работа над пластикой персонажей и над эмоциональным окрасом роли. Участвуют: Юлька, Алешка, Надежда, Гришка + Сцена «Предисловие» — Мальчик.

5. Репетиция сцены «Битва за Москву». Поиск взаимоотношений персонажей. Построение мизансцены. Работа над пластикой персонажей и над эмоциональным окрасом роли. Участвуют: Гришка, Алешка и почтальон.

6. Репетиция сцены «Женщина и война». Поиск взаимоотношений персонажей. Построение мизансцены. Работа над пластикой персонажей и над эмоциональным окрасом роли. Участвуют: Надежда и Юлька.

7. Репетиция 1 сцены «Если завтра война» + пластическая вставка «Священная война» в костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением. Участвуют: главные герои, массовка +Сцена «Предисловие» — Мальчик.

8. Репетиция 2 сцены «Прощание» + пластическая вставка «До свидания, мальчики» в костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением. Участвуют: главные герои + массовка.

10. Репетиция 3 сцены «Битва за Москву» + инсценировка песни «Жди меня» в костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением. Участвуют: Алешка, Гришка и почтальон.

11. Репетиция 4 сцены «Женщина и война» в костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением. Участвуют: Надежда и Юлька.

12. Репетиция вокального номера + пластической вставки «Письмо отца» в костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным оформлением. Участвуют: Мальчик + массовка.

13. Генеральный прогон — показ всех сцен без перерыва, в костюмах, с полным сценическим, световым, музыкальным и шумовым оформлением. Участвуют все.

Четвертым этапом является разработка монтажного листа, который отражает точный ход всего спектакля и предстает в табличной форме. Данная таблица состоит из следующих компонентов:

— номер

— название сцены

— действенная линия

— время

— участники

— реквизит/декорации

— музыкальное сопровождение

— условный сигнал

— звуковое сопровождение

— условный сигнал

— проектор

— условный сигнал.

Монтажный лист составляется для людей, которые отвечают за музыку, свет и видео спектакля. (Приложение 2)

Заключительным этапом подготовки к постановочному процессу является составление конспектов репетиций и занятий. Первым идет титульный лист. На втором листе указывается тема занятия/репетиции, возраст детей, продолжительность занятия, цель, задачи и предполагаемые результаты. С третьего листа начинается основная часть конспекта. Она составляется в форме таблицы, которая включает в себя:

— номер

— этапы занятия/репетиции

— содержание: деятельность педагога и участников

— методы и средства.

После того, как все материалы подготовлены можно приступать к постановочному процессу.

2.2 Методы и приемы развития ценностных ориентаций подростков в постановочном процессе

База преддипломной практики — ГБОУ Школа №1416 Структурное подразделение 1.

Возраст учащихся- 16-17 лет (10 «В» класс)

Перед началом реализации постановки мы пришли к 10 «В» классу, чтобы познакомиться с учениками, рассказать им идею и фабулу постановки и собрать всех желающих участвовать. Ребята заинтересовались постановкой, ранее никто из них не участвовал в театральной деятельности, поэтому откликнулись все 16 человек. Так же в этот день мы проводили беседу с подростками о том, что в их понимании означают человеческие ценности и насколько они важны в жизни. Мы предложили каждому участнику ответить на вопросы, «Какие качества вы цените в людях и что нужно человеку для хорошей, счастливой жизни?», чтобы проанализировать ценностные ориентации современной молодежи. По итогам ответов на первый вопрос можно сделать вывод, что наиболее ценными качествами, которыми должен обладать человек, являются доброта, искренность, устремленность, преданность (60%), на втором месте честность, наличие чувства юмора, ум, ответственность (45%) и наименее ценные качества — смелость, уважение к людям и стремление не быть похожим на других (20%).

По итогам второго вопроса, для счастливой и хорошей жизни первостепенное значение получили следующие ценностные ориентации — материальное благополучие и наличие друзей (80%).

Также для большинства подростков не менее важным является семья (60%), заниматься любимым делом (работа) (57%), любовь (50%), здоровье (50%), признание в обществе и наличие статуса (35%).

Эти компоненты формируют сегодняшнее представление молодежи о счастливой и хорошей жизни и составляют общую картину ожидаемой жизни в будущем.

На втором занятии была проведена беседа на тему «Правила поведения на сцене и за кулисами», входе которой ребята проявили активность в обсуждении того или иного правила. Данная беседа способствовала проявлению у ребят чувства «настоящего артиста», чтобы в ходе репетиционного процесса они серьезно и ответственно отнеслись к выполнению всех заданий. После беседы, мы приступили к распределению ролей. Первым этапом было узнать пожелания ребят. Четверо их них проявили особое желание быть главными героями, остальные были более заинтересованы в участии в пластических вставках, и один мальчик проявил желание спеть. Так же четверо ребят из массовки проявили желание прочитать финальную композицию. Опираясь на пожелания ребят, основное распределение было сделано. Вторым этапом была работа над сценарием, в ходе которой распределялись роли среди главных героев. Каждая из девочек читала за обеих героинь, также делали и мальчики. В ходе читки мы разбирали каждого персонажа. Возраст, деятельность, характер, мировоззрение, взаимоотношения между ними. Данный разбор помог ребятам проанализировать их сходство с персонажами, и роли были распределены.

На третьем занятии проводилась индивидуальная беседа с главными героями на тему «Война и человек» и разбор стихотворений. (Приложение 3)

В ходе беседы мы обсуждали историю Великой Отечественной войны, персонажей, их поступки, какие человеческие качества они проявили. Ребята рассказывали, что в их понимании значит война, как бы они поступили, оказавшись в данной ситуации, какие бы свои качества проявили, какие человеческие качества важно было проявлять людям по отношению друг к другу и важно ли проявление этих качеств человека в наше время. Подводя итоги беседы, ребята ответили на вопрос, «Какое же все-таки отношение заслуживают наши предки, и какие из качеств, которые сегодня были произнесены, вы для себя выделили?». Во время обсуждения ребята были очень активны и аргументировали свои позиции. Данная беседа помогла выявить уровень ценностных ориентаций участников, их взгляды и отношение к Великой Отечественной войне и к жизненным ситуациям героев.

Ребята в основном воспринимают войну с точки зрения техники, а не самого человека. Ранее они не задумывались о том, что же по-настоящему значит война и их отношение к прошлому, к ветеранам было поверхностным. После проведенной беседы ребята проявили особый интерес к истории Великой Отечественной войны, к тому, как жили люди в этот отрезок времени, что им пришлось пережить, чтобы завоевать мирное небо для нас и попросили у меня назвать книги, которые могли бы помочь им это узнать. Так же беседа на тему «Война и человек», стала толчком в формировании у ребят нравственных ценностных ориентаций. Это проявилось, когда ребята отвечали на итоговый вопрос, где они сделали вывод о том, какое отношение заслуживает история и ее участники, и отметили важность проявления нравственных качеств человека.

После беседы мы приступили к логическому, эмоционально-смысловому разбору стихотворений. Данный разбор состоит из вопросов, которые проходили по следующей схеме:

— Кто ты?

— Где ты находишься?

— Кому ты это говоришь?

— Зачем ты это говоришь? Что ты хочешь донести людям этими словами?

После такого разбора ребята стали больше понимать своего героя и смысл того, что они говорят.

С четвертого занятия начинается работа в «выгородке» на сцене « в предлагаемых обстоятельствах». Так как в начале постановочного процесса ребята были зажаты, неуверенны и стеснялись проявлять свои возможности перед одноклассниками, мы решили их разделить и репетировать отдельно с главными героями, отдельно вокальный номер с мальчиком и отдельно с массовкой. Данное разделение способствовало их раскрепощению, вере в себя и свои возможности.

Начали мы с репетиций массовых сцен, потому что это те сцены, которые затрагивают больше всего усилий со стороны участников и режиссера, поэтому нужно начинать работать над ними в первой стадии постановочного процесса. В ходе репетиций мы выстраивали мизансцены. Сначала ребята выполняли действия по моему сигналу, после прогоняли несколько раз без моих подсказок, потом накладывали на музыкальное сопровождение и несколько раз прогоняли. (Приложение 4)

После того, как массовые сцены были поставлены, мы перешли к репетиции стихотворений с главными героями. На данных репетициях мы выстраивали мизансцены, анализировали взаимоотношения персонажей, работали над пластикой и над эмоциональным окрасом роли. После прогоняли всю сцену с музыкальной подложкой, декорациями и реквизитом. (Приложение 5)

Далее мы репетировали каждую сцену, где объединяли стихотворения и массовку, под музыкальное и звуковое сопровождение. Начинали мы репетицию с прогона стихотворений и пластической вставки отдельно. После соединяли и прогоняли с музыкальным и звуковым сопровождением, декорациями и реквизитом.

Заключительной репетицией был генеральный прогон всего спектакля. На генеральной репетиции мы прогоняли весь спектакль без остановок с музыкальным, звуковым, видео сопровождением, декорациями, реквизитом и в костюмах. (Приложение 6)

После показа музыкально — поэтического спектакля, посвященного Дню Великой победы «22-09», с ребятами была проведена рефлексия. Ребята делились своими впечатлениями о проделанной работе, рассказывали о том, что в процессе подготовки вызвало у них затруднение, с чем они справились самостоятельно, и хотелось бы им заниматься сценической деятельностью в дальнейшем. Так же в ходе беседы ребята ответили на вопросы: «Важно ли человеку знать историю Великой Отечественной войны и почему?»; «Как вы относитесь к нашим предкам?»; «Какие человеческие качества являются наиболее ценными для вас?». Ответы на итоговые вопросы меня удивили, так как, практически все участники изменили свое отношение к истории прошлого, к людям, завоевавшим для нас победу и ценным качествам человека, основываясь на проделанной работе, на полученных результатах в процессе театрализованной деятельности.

Вывод

Обобщая результаты, можно отметить, что ценностно-нравственная сфера личности современного подростка формируется в сложных и противоречивых социальных условиях, что приводит к внутренней неопределенности и спутанности, духовные ценности, хотя и существуют, но не актуализированы, размыты, и конечно, за такой короткий период невозможно их развить. У подростка есть желание стать популярным, успешным, необыкновенным, но совершенно нет ни ответственности, ни представлений о том, что это долгий и требующий усилий путь, пройти который может далеко не каждый. Такая размытость нравственных ориентиров формирует у подростка нечеткое представление о себе и окружающей действительности, в результате чего он ориентируется на максимум удовольствия при минимуме усилий, неоднозначен и непоследователен в своих поступках и суждениях, демонстрирует конформное поведение, открыт самым разнообразным влияниям, если только они обещают ему достижение желаемого комфорта.

В начале постановочного процесса ребята были зажаты, неуверенны и стеснялись проявлять свои возможности перед одноклассниками. Мы разделили участников, и репетировали отдельно с главными героями, отдельно вокальный номер с мальчиком и отдельно массовые сцены. Данное разделение способствовало их раскрепощению, вере в себя и свои возможности.

После нескольких репетиций по отдельности, ребята проявили огромное желание показать результат одноклассникам, что в результате укрепило взаимоотношения между ними. В ходе совместных репетиций выделились лидеры, которые помогали ребятам в процессе постановки. В классе сложилось полное взаимопонимание. Участники поддерживали и с уважением относились друг к другу. Конфликтных ситуаций ни разу не возникло. Возросла активность в деятельности, ребята проявляли огромный интерес, просили меня прорепетировать с ними дополнительно и еще раз повторить поставленные сцены, а порой и оставались без педагога.

Вспоминая начальный этап постановочного процесса, хочется сказать, что, не смотря на проявление интереса и желания выступить на сцене, ребята не прилагали особых усилий. Только спустя несколько репетиций, подростки осознали, что для того, чтобы получился достойный и качественный «продукт» деятельности нужно много работать, делать и пробовать. Это способствовало тому, что ребята смогли перебороть свои страхи, поверили в себя и в свои возможности. В ходе репетиций участники стали отмечать, что благодаря взаимодействию друг с другом, к ним пришло понимание того, как важно помогать, поддерживать, прослушиваться друг к другу и в любых ситуация оставаться Человеком. Осознали, как важно не сдаваться, пробовать, пытаться, уметь добиваться поставленных целей и задач. Поняв это, ребята стали оставаться репетировать, пробовать, анализировать без педагога. С каждым разом у них получалось все лучше и лучше, и в результате они добивались поставленных целей. Так же в ходе беседы о войне и человеке, и за счет погружения ребят в атмосферу того времени, они стали серьезнее относиться к тематике спектакля и начинали выделять важные нравственные качества человека.

В результате проделанной работы, практика показала толчок в развитии ценностных ориентаций через наблюдение и деятельность участников. Была заметна динамика в отношении к истории, человеку, труду и работе подростков, ярко было выражено понимание важности выстраивания приоритетов, способности жертвовать личными интересами во благо общего дела — спектакля. Из чего следует вывод, что подростку необходима помощь в создании атмосферы, в которой он сможет проявить себя как личность, что поможет выявить уровень его ценностных ориентаций и грамотно направить в деятельность, для формирования и развития ценностных ориентаций.

Будущее общество может стать миром разочарованных людей, несчастных, запутавшихся, ведущих непрекращающуюся гонку за новыми атрибутами материального успеха. Но подростковый возраст — это период развития и становления личности. И от того, какие ценности будут сформированы у подростков, что для них окажется значимым, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ценность — представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.

Ценностные основы начинают складываться ещё в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте.

Вопрос о развитии ценностных ориентаций подростков актуален на сегодняшний день. Подростковый возраст — это период развития и становления личности. И от того, какие ценности будут сформированы у подростков, что для них окажется значимым, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.

Театральная деятельность имеет особое влияние на развитие личности подростка и его нравственных ценностных ориентаций.

На начальном этапе постановки музыкально — поэтического спектакля, посвященного Дню Великой победы, у подростков в приоритете было материальное благополучие и наличие друзей. Мало кто назвал важным такие качества человека, как доброта, честность, смелость, уважение.

Постановочный процесс способствовал формированию нравственных ценностных ориентаций подростков, так как за такой короткий период развить их невозможно. Благодаря тому, что участники работали единым коллективом к ним пришло понимание того, как важно помогать, поддерживать, прослушиваться друг к другу и в любых ситуация оставаться Человеком. В ходе репетиций участники осознали, что для того, чтобы получился достойный и качественный «продукт» деятельности нужно много работать, делать и пробовать. С помощью бесед и погружения ребят в атмосферу военного времени, практически все участники изменили свое отношение к истории прошлого, к людям, завоевавшим для нас победу, и ценным качествам человека, основываясь на проделанной работе, на полученных результатах в процессе театрализованной деятельности.

На практике я убедилась в том, что театральная деятельность создает эффективные условия для формирования и развития ценностных ориентаций подростов. Поставленная цель и задачи были выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 26 декабря 2012.

2) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 педагогика дополнительного образования; 1 января 2010.

3) Баева Л.В., Баев Л.В. «Ценности молодежи в глобализирующемся пост неклассическом обществе»; — М., Философия образования. — 2005.

4) Бакиров В., Рущенко И.; «Молодежь: потребности и возможности»; — М., Современное общество. — 2006.

5) Боринштейн Е.Р. «Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации»; — М., Гранi. — 2005.

6) Венецианова М.А. « Мастерство актера в терминах Станиславского»; — М.: Санкт — Петербургская государственная академия театрального искусства, 2010.

7) Выготский Л.С. « Педология подростка»; Собр. соч.: в 6 т. — М., 2007.

8) Добрынина В., Кухтевич Т. «Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи»; — М., Alma mater. — 2009.

9) Дубровина Л.А.; Кошутина Е.В.; Константинова А.С. «Ценностные ориентации подростков и старшеклассников»; — Обучение и воспитание: методики и практика, Номер 10 / 2013.

10) Запесоцкий А.С. «Дети эпохи перемен: их ценности и выбор»; — М., Социол. исслед. — 2006.

11) Кнебель М.О. « Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли»; — М.: Российский университет театрального искусства — «ГИТИС», 2010.

12) Кузнецова Е.Г. «К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков»; — Вестник Оренбургского государственного университета, Номер 2 (121) / 2011.

13) Маслоу А. «Дальние пределы человеческой психики»; — СПб., Евразия, 2008.

14) Маслоу А. «Мотивация и личность. 3-е издание»; — СПб., Питер, 2016

15) Мурзина К.Е. «Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников»; — Концепт, Номер s1 / 2015.

16) Наумова Н.Ф. «Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения»; — М., 2005.

17) Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка»; — М., Римис, 2008.

18) Пирмагомедова Э.А. «Развитие межэтнических и межкультурных взаимодействий, как аспект ценностных ориентаций человека»; — Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, Номер 28 / 2012.

19) Потапова И.И. «Система ценностных ориентаций и направленность личности»; — Научные исследования в образовании, Номер 6 / 2010.

20) Под ред. Д.И, Фельдштейна « Психология современного подростка»; — М.: Педагогика, 2005.

21) Рокич М. «Методика «Ценностные ориентации»»; — М., 2009.

22) Сапогова Е.Е. « Психология развития человека: Учебное пособие. » — М.: Аспект Пресс, 2008.

23) Сапронов А., Кравчук П. «Молодежь в современной социокультурной ситуации»; — М., Высш. образование в России. — 2007.

24) Учебное пособие для студентов и преподавателей под редакцией Рубинштейна «Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности»; — М: Сфера, 2006.

25) Учебное пособие для педагогических вузов «Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия»; — М., 2011.

26) Франкл В. «Психотерапия на практике»; — СПб.: Речь, 2007.

27) Франкл В. «Воля к смыслу»; М.: Эксмо — пресс, 2010.

28) Фролов Ю.И. «Психология подростка. Хрестоматия»; — М.: Российское педагогическое агентство, 2008.

29) Фельдштейн Д.И. «Психология становления личности»; — М.: Международная педагогическая академия, 2006.

30) Хухлаева О.В. «Психология подростка. 2-е издание. Высшее профессиональное образование. Учебное пособие. Психология»; — М. 2005

Размещено на