БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
по курсу «Геоэкология человека»
(2 часа)
Преподаватель:
доц. Зарубов А.И.
МИНСК
2004 Генофонд человека и факторы среды
Типологические особенности высшей нервной деятельности человек получает по наследству. В связи с этим генетическое консультирование стало необходимым при диагностике ряда болезней – рак, болезнь Вильсона [крупнопластинчатое шелушение кожи], поликистоз почек [наличие в почке множественных кист – полостей, стенки которых образованы фиброзной (волокнистой соединительной) тканью и часто выстланы эпителием; находятся в паренхиме почки и содержат серозную (вырабатываемую стенками почки) или геморрагическую (в результате кровотечения) жидкость] и др. Выяснение латентной формы заболевания у родственников может спасти жизнь, если сопровождается соответствующим лечением. Таким образом, составление генеалогических таблиц расширяет возможности здравоохранения.
Неоднократно предпринимались попытки подтвердить наследование гениальности или особых талантов. Например, в качестве доказательства наследственной одаренности приводились родословные знаменитых музыкантов и ученых – Баха, Дарвина, Бернулли. В частности, Ф. Гальтон в своей монографии «Наследственная гениальность» (1869) впервые описал людей, чьи достижения по стандартам их общества рассматривались как выдающиеся. Он показал, что люди, которых в британском обществе считали выдающимися, имели среди близких родственников мужского пола во много раз больше знаменитостей, чем можно было бы ожидать при случайном распределении высокой одаренности. Однако во всех случаях тесно переплетены наследственность и влияние окружающей среды.
Эргономичность системы «человек-машина-среда»
... учета характеристик системы «человек - машина», согласования свойств ее человеческого и машинного звеньев с целью достижения требуемого (заранее заданного) качества деятельности. СЭОРЭ планомерно ... В эргономике под человеком-оператором понимается человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте ...
К генетически детерминированным свойствам личности Айзенк относит экстраверсию-интроверсию и нейротизм. Эти свойства составляют тип высшей нервной деятельности (ВНД), или темперамент.
Тип высшей нервной деятельности – это совокупность индивидуальных особенностей психики и поведения, которые характеризуются силой, выраженностью и подвижностью нервных процессов возбуждения и торможения, экстраверсией-интроверсией, эмоциональной стабильностью – нейротизмом.
Наиболее разработанным на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. Экстраверт по сравнению с интровертом труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т.п. типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, любит развлечения и риск, остроумен, не всегда обязателен.
У интроверта преобладают иные особенности поведения. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманы и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.
Нейротизм включает два типа людей. На одном его полюсе (высокие оценки) находятся нейротики, отличающиеся нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также неустойчивостью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Другой полюс нейротизма (низкие оценки) – это эмоционально стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.
Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и противоположны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих свойств создает неповторимое своеобразие личности. Обычно характеристики большинства людей располагаются между полюсами чаще всего близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств. Связь аналитического описания личности с 4 классическими типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) отражается в «круге Айзенка»: по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.
Для каждого типа свойственны характерные генетически определенные особенности поведения. Индивидуальность каждого человека определяет тип личности, который является результатом взаимодействия в ходе онтогенеза генотипа и внешней среды. Пластичность генетически определенных типов высшей нервной деятельности обуславливает формирование темперамента и характера. Темперамент – это совокупность формальных, динамических характеристик поведения. Его основными свойствами являются общая активность и эмоциональность, которые (как и внешность) могут изменяться в ходе онтогенеза.
Ход работы
На предлагаемые вопросы необходимо отвечать быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция на вопросы опросника Айзенка. Следует отвечать на вопросы только «да» или «нет», знаком «+» отмечая в соответствующей графе ответного листа.
Опросный лист:
№№ |
Ответы |
№№ |
Ответы |
№№ |
ответы |
|||
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
|
|
20 |
|
|
39 |
|
|
2 |
|
|
21 |
|
|
40 |
|
|
3 |
|
|
22 |
|
|
41 |
|
|
4 |
|
|
23 |
|
|
42 |
|
|
5 |
|
|
24 |
|
|
43 |
|
|
6 |
|
|
25 |
|
|
44 |
|
|
7 |
|
|
26 |
|
|
45 |
|
|
8 |
|
|
27 |
|
|
46 |
|
|
9 |
|
|
28 |
|
|
47 |
|
|
10 |
|
|
29 |
|
|
48 |
|
|
11 |
|
|
30 |
|
|
49 |
|
|
12 |
|
|
31 |
|
|
50 |
|
|
13 |
|
|
32 |
|
|
51 |
|
|
14 |
|
|
33 |
|
|
52 |
|
|
15 |
|
|
34 |
|
|
53 |
|
|
16 |
|
|
35 |
|
|
54 |
|
|
17 |
|
|
36 |
|
|
55 |
|
|
18 |
|
|
37 |
|
|
56 |
|
|
19 |
|
|
38 |
|
|
57 |
|
|
Личностный опросник
1.Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться» и испытать возбуждение?
2.Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут одобрить или утешить?
3.Вы человек беспечный?
4.Не находите ли Вы, что Вам очень трудно отвечать «нет»?
5.Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?
6.Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно Вам это или нет)?
7.Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
8.Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9.Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин?
10.Сделали бы Вы почти все, что угодно, на спор?
11.Возникает ли у Вас чувство робости и ощущение стыда, когда Вы хотите завести разговор с незнакомым человеком?
12.Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?
13.Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
14.Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-то такое, что не следовало бы делать или говорить?
15.Предпочитаете ли Вы обычно книги (компьютер) встречам с людьми?
16.Легко ли Вас обидеть?
17.Любите ли Вы часто бывать в компании?
18.Бывают ли у Вас иногда мысли, которые хотели бы скрыть от других?
19.Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20.Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких Вам?
21.Часто ли Вы мечтаете?
22.Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
23.Часто ли Вас беспокоит чувство вины?
24.Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
25.Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26.Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27.Считают ли Вас человеком живым и веселым?
28.Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать лучше?
29.Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30.Вы иногда сплетничаете?
31.Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
32.Если Вы хотите узнать о чем-нибудь, то Вы предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?
33.Бывают ли у Вас сердцебиения?
34.Нравится ли Вам работа, которая требует постоянного внимания?
35.Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36.Всегда ли Вы платили за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
37.Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
38.Раздражительны ли Вы?
39.Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действий?
40.Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо неприятных событий, которые могли бы произойти?
41.Вы ходите медленно и неторопливо?
42.Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43.Часто ли Вам снятся кошмары?
44.Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая поговорить с незнакомым человеком?
45.Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46.Вы чувствовали себя очень несчастным, если длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47.Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
48.Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
49.Можете ли Вы сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?
50.Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?
51.Вы считаете, что трудно получить удовольствие от вечеринки?
52.Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53.Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54.Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55.Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56.Любите ли Вы подшучивать над другими?
57.Страдаете ли Вы от бессонницы?
Ключ
Экстраверсия: вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53,56 – да; вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51 – нет.
Нейротизм: вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 – да.
Ложь: вопросы 6, 24, 36 – да; вопорсы 12, 18, 30, 42, 48, 54 – нет.
Круг Айзенка
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
Угрюмый Обидчивый
Тревожный Неспокойный
Ригидный Агрессивный
Трезвый Возбудимый
Пессимистичный Переменчивый
Замкнутый Импульсивный
Необщительный Оптимистичный
Тихий Активный
Пассивный Общительный
Осторожный Открытый
Рассудительный Разговорчивый
Мирный Доступный
Сдержанный Беспечный
Надежный Живой
Ровный Беззаботный
Спокойный Лидирующий
СТАБИЛЬНОСТЬ
Обработка результатов и выводы
Используя ключ, подсчитайте баллы по показателям: Э – экстраверсия, Н – нейротизм, Л – ложь. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Результаты запишите в протокол.
-
-
Экстраверсия
Нейротизм
Ложь
-
С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определите тип темперамента и оцените характеристики показателей. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.
Экстраверсия-интроверсия: 12 – среднее значение; более 15 – экстраверт; более 19 – глубокий экстраверт; менее 9 – интроверт; менее 5 — глубокий интроверт.
Нейротизм: 9-13 – среднее значение; более 15 – высокий уровень; более 19 – очень высокий уровень; менее 7 – низкий уровень.
Ложь: 4 – норма; более 4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности человека на социальное одобрение.
На основании полученных данных пишется заключение и по возможности дается рекомендация, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо чрезмерно высокими, либо крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения, и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать излишнюю импульсивность своего поведения.
Литература:
Алексеев А.А., Громова Л.А. Психометрия для менеджеров. – Л, 1991.
Ауэрбах Ш. Наследственность. Введение в генетику для начинающих. – М.: Мир, 1983.
Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. – М: Владос, 2003.
Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1997.
Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Т. 1-3. – М., 1989-1990.