Бермус А

Бермус А. Г. Естественнонаучная парадигма в психологии: выбор ориентиров, 98’4 с.79

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА В ПСИХОЛОГИИ: ВЫБОР ОРИЕНТИРОВ

Статья Е. Д. Хомской «О методологических проблемах современной психологии» (Вопр. психол. 1997. № 3) ставит принципиальные вопросы для актуального развития психологии как науки и гуманитарной практики, о чем свидетельствуют и рецензии, опубликованные в том же номере, при всей разноречивости оценок и суждений.

И Е. Д. Хомская, и ее уважаемые оппоненты высказывают опасение за судьбу научной психологии, захлестываемой «потоками интеллектуальной мути», к потреблению и воспроизводству которой особенно склонно молодое поколение деятелей интеллектуальной сферы (будем пользоваться этим гораздо менее претенциозным эвфемизмом ко многому обязывающего имени «ученый»).

Именно это беспокойство вместе с любезным приглашением Н. И. Чуприковой к дискуссии, адресованной «молодым ученым», позволяет надеяться, что изложение некоторых позиций их единичных представителей (едва ли кто-то может взять на себя ответственность в современных условиях

говорить «от имени и по поручению», тем более от лица поколения) является, по крайней мере, небесполезным.

Сразу оговоримся: поставленная в статье проблема методологических, а конкретнее естественнонаучных, подходов в интерпретации сложнейших психологических проблем, кажется, дает возможность быть услышанными тем, кто, имея базисное естественнонаучное образование (в моем случае — физический факультет Ростовского государственного университета), в данный момент в большей степени связан с исследованиями в области общих проблем педагогики и педагогической психологии (кафедра педагогики Ростовского государственного педагогического университета).

Первое, что хотелось бы отметить в статье Е. Д. Хомской, — это некоторая понятийная и смысловая жесткость позиций автора, связанная с выделением «детерминизма психических явлений, его роли в психологии» как «центрального во всех случаях вопроса». Более того, само разделение «методологий психологии» на естественнонаучные и гуманитарные проводится именно по этому основанию: естественнонаучные суть детерминистские (номотетические), гуманитарные суть индетерминистские (идиографические).

Тут же автор говорит о различном «качестве» детерминизма в разных психологических системах, однако сама антитеза не снимается.

9 стр., 4325 слов

Тема 1. Предмет психологии, ее методология, взаимосвязь с педагогикой ...

... ним. Особенности гуманитарных наук. Специфика социального познания. Проблемы соотношения гуманитарного и естественнонаучного подходов к изучению человека.      Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста. Изучение психологии и педагогики как фактор ...

Не будем скрывать, что такая постановка вопроса вызывает достаточно серьезные возражения. Во-первых, само понятие детерминизма, тем более в столь однозначной связи с естественнонаучной парадигмой, предполагает достаточно высокую степень ясности относительно того, чтоґ является «субстратом» детерминистского объяснения (явление, процесс, теория), какие факторы и причины действуют в этом пространстве, и только лишь на основе максимально полного и четкого представления о том, что, как и когда действует, мы можем ставить действительно научную проблему детерминизма в описании: возможно ли, зная все эти факторы и их изменения во времени, однозначно предсказать эволюцию системы?

Едва ли найдется хоть один психолог, сколь угодно высоко оценивающий заслуги естественнонаучного подхода к описанию и анализу явлений психики, который согласился бы подобным образом рассуждать о предмете своего исследования. Слишком многообразна, сложна психическая реальность, чтобы даже в условиях самого «чистого» эксперимента вычленить все факторы (включая настроение экспериментатора и желудочные ощущения испытуемого), влияющие на полное детерминистское описание явлений его психики.

Во-вторых, и это является не менее значимым, хотя, возможно, более дискуссионным возражением против однозначной связки «материализм — естественнонаучный подход — детерминизм», окружающий человека мир неизбежно является человеческим миром, т. е. «нагруженным» огромным по объему и значимости идеальным содержанием. Не будем вдаваться сейчас в проблему идеального, тем более метафизических проблем первоосновы, однако факт «двусторонности» (событийности материального и идеального начала в тех формах, с которыми имеет дело человек), кажется, не оспаривается никем.

Наконец, в-третьих, ни в цитатах, приведенных в тексте статьи, ни тем более в аутентичных текстах мы не находим подтверждения высказанного Е. Д. Хомской предположения о том, что А. Р. Лурия и Л. С. Выготский «не сомневались в возможности строго материалистического объяснения мозговых механизмов не только отдельных сознательных актов (в виде высших психических функций), но и всего сознания в целом».

Действительная проблема, которая, по-видимому, определяет большую часть полемических высказываний представителей как естественнонаучной, так и гуманитарной парадигм в психологии, лежит несколько в другой плоскости. Мы в самом деле, как совершенно справедливо утверждают «естественники» в психологии, не можем построить психологию

как науку, если будем ограничиваться гуманитарными метафорами типа «личность», «самореализация», «духовность». Этот тезис едва ли нуждается в доказательстве. Однако принципиальным недостатком статьи оказалась невыясненность другой проблемы: оставаясь в рамках естественнонаучного подхода, «берущего начало от работ И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева», мы не можем объяснить огромного множества явлений психики, в числе которых та самая личность, вера и т. д.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

...   мозговой деятельности)   Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; -мальчики ... общиеспециальные,теоретические-практические,учебныетворческие, кобщению-предметно-деятельностные. индивидуально-психологическиеразличия – особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга (дифференциальная психология). Темперамент – ...

Итак, альтернатива, подспудно присутствующая в каждой строчке статьи, — «естественнонаучный (материалистический) или гуманитарный (идеалистический подход)?» — должна быть переформулирована иначе: «традиционная антитеза «материализм — идеализм» в объяснении психической реальности, соответствующая веку XIX, или системное видение бытия «человека в мире», соответствующее достижениям как естественных, так и гуманитарных наук века XX?»

Перед тем как продолжить обсуждение этой альтернативы, сделаем небольшое, почти лирическое отступление.

Дело в том, что в современной микрофизике, базирующейся на основе самой что ни на есть «естественнонаучной» квантовой механики, существует некоторый объект, обозначение которого знакомо психологам едва ли не лучше, чем физикам, а смысл которого едва ли не столь же темен: y — волновая функция. Парадокс в том, что волновая функция, будучи основной категорией целой области научного знания, является в то же время принципиально ненаблюдаемым и неизмеримым объектом. Любые аналогии станут очевидными, если добавить, что вся квантовая наука строится как система вероятностных предсказаний относительно результатов тех или иных измерений и взаимосвязей между ними, при которых волновая функция оказывается в роли вспомогательной величины, подлежащей частичной реконструкции через результаты измерений. Согласимся, что, учитывая несколько более сложную природу «y-психологического» по отношению к «y-физическому», в принципе трудно рассчитывать на получение более точной, «детерминированной» информации.

При кажущейся формальности установленной аналогии мы приобретаем мощнейший методологический аппарат анализа, который если и не дает нам конструктивных методов однозначного решения возникающих проблем, то помогает осознать большинство поставленных вопросов именно в контексте научного, а не богословского или бульварного знания.

Первый вопрос, на который мы можем получить достаточно ясный ответ, — это вопрос о психологическом содержании. Действительно, в любом разговоре о методологических основах науки трудно обойти эту фундаментальную неясность: что есть психологическое содержание. Ответ в принципе предсказуем для любого человека, знакомого с культурно-исторической концепцией: психологическая реальность «вообще» безотносительно к взаимодействию с окружающим миром есть такая же «вещь в себе», как «Мировой Разум», «Истина», «Добро» и т. д. Единственное, что может и должно являться предметом науки, — это сложная двусторонняя взаимосвязанная реальность «психического» и «психологического», внутреннего и внешнего, еще раз подчеркнем: совместный, событийный характер этой реальности, но никак не «психика + теоретическая наука + методы исследования + жизненная ситуация +… «. Говоря языком, более привычным для физиков, мы апеллируем к введенному Н. Бором принципу целостности, суть которого сводится к утверждению принципиального единства и взаимоопределенности субъекта и объекта в их взаимодействии, а также принципиальной неполноты знания первого о втором. Другими словами, нет иной реальности, кроме как «здесь и теперь», но эта реальность есть в полном смысле слова «наша реальность» (воспользуемся сделанным М. Г. Ярошевским приглашением «вспомнить о Канте»).

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... пословицами и поговорками. 2.Общая характеристика методологических принципов и методов психологии. Классификация методов психологического исследования. Методология – это система принципов организации теоретической и практической ... изучают с разных сторон одну и ту же реальность, являющуюся объектом психологии. В общем задачи психологии сводятся к следующим: • научиться понимать сущность ...

Говоря на более привычном для психологов языке, этот принцип может быть генетически возведен к предложенному Л. С. Выготским подходу «анализ психики по единицам, а не по элементам». Вдумаемся, ведь знаменитые диады, принадлежащие школе Выготского — «мышление и речь», «внимание и память», «деятельность и сознание», — суть не что иное, как попытки выделения в качестве основных объектов анализа двуединств «внешнего», аффицирующего и аффицируемого, и «внутреннего», интроспективного. Именно эти целостности, единства и обладают тем свойством системности, которое стало в некотором смысле «bon mot» современной психологии.

Принятие принципа целостности имеет вполне значимые последствия. Например, уже упомянутая неполнота проявляется как вероятностность предсказаний или суждений любой части целостной системы (в частности, субъекта психологического исследования) о другой ее части (об объекте психологического исследования).

Именно в этом пункте мы начинаем осознавать определенную «фантомность» любых вопросов о детерминизме или индетерминизме: и тот и другой суть лишь две стороны единого психологического процесса (в том числе исследования).

Детерминизм ситуации (условная определенность субъекта и объекта) предполагает сложную индетерминированную реальность их взаимодействия (традиционная для проективных методов проблема интерпретации), детерминизм взаимодействия предполагает сложности в выделении субъект-объектных отношений (стандартные процедуры валидизации тестов множественного выбора).

Другим следствием принятия принципа целостности является столь же принципиальный отказ от попыток найти универсальную методологию психологии (или любой другой науки).

Действительно, если мы говорим о единстве объекта и субъекта hic et nunc, то (опять-таки в полном соответствии с идеями Л. С. Выготского) любой психологический эксперимент постольку научный, поскольку он является формирующим по отношению к некоторой новой психической реальности. Именно поэтому нет нужды доказывать, что разные способы осуществления психологической реальности приведут к различным результатам ее исследования, как практического, так и теоретического.

Однако предположим, что мы так или иначе определились с ситуацией («целостностью»), в рамках которой осуществляется исследование. Тогда встает следующий вопрос: а какие же именно психологическая теория и терминология будут наиболее адекватны спонтанно или организованно реализующейся практике? На этом этапе перед нами возникает другой методологический ориентир в виде принципа дополнительности, гласящего о сущностной неизбыточности любого описания целостной системы. Существует более полное и последовательное изложение этого принципа в математике, известное как теорема Геделя о неполноте, однако вряд ли подробности могут что-то прояснить. Фундаментальным является лишь утверждение того, что исследование любой ситуации может быть проведено разными способами, а выводы сделаны в рамках различных терминологических систем. Любой другой язык дает не исключающую, но дополнительную картину происходящего — задача не в том, чтобы бесплодно доказывать неадекватность тех или иных языков, а в том, чтобы создавать на их основе наиболее полные описания.

14 стр., 6835 слов

Трансперсональная психология. Предмет, методы, принципы и области ...

... психологии является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания. Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования ... с космосом (взаимоотношение, в настоящее время непостижимое), когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, а ...

Наконец, третий принцип — принцип соответствия — задает общую методологическую рамку всей естественнонаучной парадигмы. Действительно, выделяя целостности, мы еще не сказали ни слова о том, что будет их внешней мерой, определяющей взаимосвязь и взаимопревращение. На самом деле эта мера — время, физическое и культурное пространство, социальный контекст, в котором разыгрывается драма человеческой жизни и психики. Здесь кроется еще одно принципиальное возражение против любых попыток создать единую психологию: психология личности, объект которой проходит весь жизненный цикл в течение краткого исторического мига — нескольких десятилетий, всегда будет говорить на другом языке, чем нейропсихология, а тем более нейрофизиология, объект которой совершенствовался тысячелетия. Более того, одна и та же личность, включенная в различные контексты, будет не только демонстрировать разные реакции, но и описываться «разными психологиями».

Подводя итоги сказанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что едва ли удастся решить безусловно громадные проблемы, стоящие перед современной теоретической и практической психологией, оставаясь в рамках весьма условного противопоставления двух смысловых рядов «материализм — естественнонаучная парадигма — детерминизм» и «идеализм — гуманитарная парадигма — индетерминизм». Осмелимся утверждать, что коренные вопросы психологии лежат между этими плоскостями и путь дальнейшего развития психологии будет пролегать через установление конкретных взаимосвязей различной степени общности и глубины между этими пространствами.

И наконец, одно замечание по поводу использования понятия «редукционизм», которое не всегда произносится, но подспудно присутствует в диалогах между представителями различных школ в психологии. Особенно зримо это слово-клеймо проступает в дискуссиях представителей «старой» психологии, так или иначе опирающейся на рационалистическую парадигму познания мира и представителей «новой, неортодоксальной» науки, апеллирующей к словарю и методологии «философии жизни». По-видимому, их «взвешенный судьбою» спор является некоторой смысловой оппозицией, характерной для нашего времени (и не только для нашего).

Наверное, каждому так или иначе приходится занимать определенную позицию по ту или иную сторону баррикады, однако при всей естественной ангажированности любого дискутанта своими индивидуальными научными или не вполне научными убеждениями и отношениями все же более осмысленной выглядит спокойное понимание того обстоятельства, что любая концепция есть результат редукции реальности к ее описанию. Попытка парапсихологически объяснить предметные действия обречена так же, как и поиск когнитивных оснований Патетической симфонии П. И. Чайковского. Это не значит, что подобные объяснения не могут существовать в принципе — классический пример использования психоанализа в интерпретации художественных произведений является хорошо известной иллюстрацией обратного. Дело, однако, в том, что каждое из объяснений, будучи редукционистским в самой своей основе, может воспроизводить, отображать, совершать (отсутствие подходящего термина здесь вполне объяснимо) то, чтоґ составляет особенность, неповторимость того или иного феномена (целостности), а может разрушить его. Вероятно, именно в этом проявляется высший смысл гуманитарности как фундаментальной оппозиции строгому научному знанию: понять, почувствовать, чтоґ окажется губительным для конкретной данности, а чтоґ сможет ее наполнить значением и смыслом.

19 стр., 9421 слов

Психология ребенка первого года жизни

... новых впечатлениях), и, наконец, социальной потребностью, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, ... психическое развитие ребенка будет на достаточно высоком уровне. Объект исследования: выступили 6 семей, имеющие ребенка до года. ... говорить, но и думать, чувствовать, управлять своим поведением. Иначе говоря, не только практическое, но и психологическое ...