Трансперсональная психология. Предмет, методы, принципы и области изучения, основные представители, теории и эксперименты. Понимание личности в трансперсон

Понятие трансперсональной психологии

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю, к космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).

Хотя до конца 1960-х гг. трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, соответствующие тенденции в психологии существовали к тому времени уже несколько десятилетий. Основателями этого направления можно считать К. Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, поскольку их идеи о коллективном бессознательном, о «высшем Я», о бессознательном влиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности послужили основой для становления трансперсональной психологии.

Коллективное бессознательное Г. Юнга выступает как мощное информационное поле, посредством которого каждый человек бессознательно связан со всем человечеством (прошлым, настоящим и будущими поколениями), со всей Вселенной.

Важный вклад внес А. Маслоу. Он провел исследование опыта людей, у которых были спонтанные мистические или, как он их называл, «пиковые переживания». В традиционной психиатрии к любому такому опыту обычно относятся как к серьезной психопатологии. В своем исследовании Маслоу показал, что спонтанные «пиковые переживания» часто оказывались благотворными для испытавших их людей, впоследствии они выказывали отчетливую тенденцию к «самореализации» или «самоактуализации». Он предположил, что этот опыт относится к категории «выше нормы», а не ниже или вне ее, и тем самым заложил основы для психологии, исходящей из этой предпосылки.

Другим важным аспектом работы Маслоу был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов. Он считал, что высшие потребности представляют важный аспект человеческой личности, что их нельзя рассматривать как производные от низших инстинктов. По его мнению, высшие потребности играют существенную роль в психическом здоровье и развитии болезней.

Высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны природе человека; признание этого факта необходимо для любой теории человеческой личности. Высшие потребности в понимании смысла жизни, в самореализации и самоактуализации, в духовности свойственны природе человека, и лишь неблагоприятные факторы социальной и индивидуальной жизни на какое-то время заглушают их и отодвигают на задний план.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

Культурная жизнь охватывает две фазы общественной динамики – будни и праздники. Праздничное событие активизирует и интенсифицирует культурную жизнь, прежде всего потому, что в это время, свободное от привычных обязанностей, проявляются, актуализируются и открыто пропагандируются основные ценности, придающие смысл человеческой жизни и характерные для данного социума и этапа его развития, ...

Таким образом, истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Мощным рычагом для нового движения послужили клинические исследования с применением методов голотропного погружения и ребефинга (С. Грофф).

В трансперсональном мировоззрении выделяют следующие уровни:

· Физический — неживой материи, энергии.

· Биологический — живой, чувствующей материи/энергии.

· Психологический — ума, эго, логики.

· Тонкий — парапсихологических и архетипических явлений.

· Причинный — характеризующийся совершенной трансценденцией.

· Абсолютное сознание — Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагностика, видение на расстоянии,предвидение будущего и т. д.).

Трансперсональный подход к человеку С. Гроффа

Эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека дали тридцатилетние исследования С. Гроффа. Он доказал, что в сфере человеческого сознания нет четких пределов и ограничений.

По мнению Гроффа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом (взаимоотношение, в настоящее время непостижимое), когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, а сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства.

Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям и в некотором смысле является одновременно всей космической сетью и бесконечно малой ее частью, отдельной и незначительной биологической сущностью.

6 стр., 2915 слов

Историческое развитие сознания у человека

План Введение. 1. Историческое развитие сознания у человека. 2. Развитие и обучение. 3.  Развитиесознания ребенка. Заключение. Список литературы. Введение. Первой предпосылкой человеческого сознания было развитиечеловеческого мозга. Но сам мозг человека и вообще его природные особенности –продукт исторического развития. В процессе становления человека отчетливовыступает основной закон ...

Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что оно не является продуктом центральной нервной системы и что как таковое присуще не только людям, а представляет собой первостепенную характеристику существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика соразмерна всей Вселенной и всему существующему.

Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять к их телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает пределы пространства, времени и линейной причинности.

Рассмотрим более подробно результаты исследований, полученные Гроффом. Как уже отмечалось, он обнаружил, что когда человек от уровня сознания начинает проникать в область своей бессознательной психики, то обнаруживает следующие уровни:

· сенсорный барьер;

· индивидуальное бессознательное;

· уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы);

· трансперсональная область.

Большинству людей доступны переживания на всех четырех уровнях. Эти переживания можно наблюдать во время сеансов с психоделическими препаратами или в экспериментальной психотерапии, когда задействуются дыхание, музыка (это ребефинг, голотропное погружение), работа с телом. Этому способствуют самые разнообразные религиозные обряды, восточные духовные практики. Много случаев такого рода можно наблюдать во время спонтанных эпизодов неординарных состояний сознания.

Всякая техника, дающая возможность эмпирически, т. е. опытным путем, войти в сферу бессознательного, будет вначале активировать органы чувств:

· разнообразные физические ощущения в теле (физический барьер);

· безадресные, по-видимому, ранее часто сдерживаемые эмоции (человеку хочется плакать или смеяться без какого-либо конкретного повода — эмоциональный барьер);

5 стр., 2420 слов

Таблица возрастного развития от рождения до конца жизни

17 Таблица возрастного развития от рождения до конца жизни. Возрастной период Признаки возрастного этапа Социальная ситуация развития Характеристика ведущей деятельности Кризисные проявления Основные новообразования Характеристика познавательной, мотивационно-потребностной, эмоциональной сфер развития Особенности поведения Ведущие направления жизнедеятельности 1. Новорождённость (1-2 мес.) ...

· зрительные образы (цветные пятна, геометрические формы, какие-либо пейзажи могут мелькать в поле зрения за закрытыми веками — образный барьер).

Изменения в слуховой зоне могут проявляться как звон в ушах, жужжание, звуки высокой частоты, это сопровождается необычными осязательными ощущениями в разных частях тела и т. п. Все эти сенсорные переживания и представляют тот сенсорный барьер, который необходимо преодолеть, прежде чем начнется путешествие в бессознательную сферу психики.

Следующее — область индивидуального бессознательного (биографический уровень).

Это все что угодно из жизни человека: какой-то неразрешенный конфликт, вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание, всплывающее из бессознательного, любые события или обстоятельства жизни с момента рождения человека до настоящего момента, имеющие высокую эмоциональную значимость как переживания. Все это реально переживаются заново.

Воспоминания проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания — системы конденсированного опыта (СКО).

Это — динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа. Психологические и телесные травмы, пережитые в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств — на депрессию, тревожность, фобии, сексуальные нарушения, мигрени, астму и т. п. Психотравмы, сопряженные с опасностью для жизни, оставляют неизгладимый отпечаток.

Если на биографическом уровне индивидуального бессознательного с опасными для жизни ситуациями предстоит во время самоисследования встретиться только тем, кто в действительности пережил схватку со смертью, то на следующем уровне вопрос смерти универсален для каждого человека, поскольку при рождении все находились хотя бы долю мгновения на грани смерти. Пусть полный спектр переживаний, связанный с этим уровнем, нельзя свести к повторному проживанию биологического рождения, родовая травма составляет саму суть процесса. Поэтому Грофф назвал эту сферу бессознательного перинатальной.

11 стр., 5358 слов

Возрастная психология. Начало жизни человека

... переживаний на состояние психики человека. Понятие психической травмы рождения сформулировал Отто Ранк, развил эту тему Станислав Гроф. Практический опыт ... о целесообразности образовательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества ... ребенка, как бы нанося "узоры" на "золотую матрицу" его индивидуальности. Вместе с тем псалмопевец, обращаясь ...

Переживания смерти и нового рождения, отражающие перинатальный уровень бессознательного, весьма разнообразны и сложны. Проявляется такой опыт в четырех «базовых перинатальных матрицах» (БПМ), которые сформировались во время четырех клинических стадий биологического рождения.

Перинатальные матрицы — это глубинные структуры бессознательной психики, в которых содержится информация о переживаниях и ощущениях организма с момента зачатия до завершения рождения.

В обычных условиях они не осознаются человеком, хотя способны существенным образом влиять на его здоровье, психику, поведение и жизнь. С помощью специальных психологических методик (голотропное дыхание, ребефинг) каждый из нас может «проникнуть» в эти матрицы и осознать содержащуюся в них информацию и переживания в символической или реальной форме.

Биологическая основа первой перинатальной матрицы (БПМ-1) — опыт исходного симбиотического единства плода с материнским организмом во время внутриматочного существования. Приятные и неприятные воспоминания о пребывании внутри матки способны проявиться в конкретной биологической форме. Это могут быть переживания комфорта, безопасности, единения с матерью, с миром, удовлетворенности и спокойствия.

Вторая перинатальная матрица (БМП-II) закладывается в самом начале родов, когда плод периодически сжимается маточными спазмами, но шейка матки закрыта и выхода еще нет. Эту биологическую ситуацию во время само-исследования можно пережить снова или совершенно реально, или на эмоционально-символическом уровне: появляются ощущения возрастающей тревоги и надвигающейся смертельной опасности, могут возникнуть образы ужасного спрута или питона, который сжимает, сковывает все тело, либо образы подземелья, из которого невозможно найти выход, и т. п. Ситуация представляется невыносимой, безнадежной. Среди стандартных компонентов этой матрицы — мучительные ощущения одиночества, беспомощности, безнадежности, отчаяния и вины. БПМ-II притягивает воспоминания СКО о ситуациях, в которых пассивная и беспомощная личность попадает во власть могучей разрушительной силы и становится ее жертвой без шансов на спасение.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание Г.К. Абдалиева Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.467-478 Этнопедагогика основывается на устойчивых традициях в хозяйственно-бытовом укладе и миросозерцании любого народа.Кыргызская этнопедагогика не является в этом ...

Третья перинатальная матрица (БПМ-Ш) отражает ту стадию биологического рождения, когда сокращения матки продолжаются, но шейка ее уже открыта и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, порой удушье. На конечной стадии родов плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами, как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча. Во время сеансов исследования себя помимо истинных реальных ощущений, связанных с борьбой в родовом канале, человек может испытывать и символические эмоциональные переживания: элементы титанической борьбы, образы стихийных бедствий, войн, схваток с дикими животными, столкновение с огнем, кровавые жертвоприношения, сильное сексуальное возбуждение, агрессию и пр. Тот факт, что на перинатальном уровне сексуальное возбуждение происходит в контексте смертельной угрозы, страха, агрессии и биологического материала, по мнению Гроффа, становится ключом к пониманию сексуальных отклонений. Во время третьей перинатальной матрицы ситуация уже не кажется безнадежной и человек принимает активное участие в происходящем, чувствует, что страдание имеет определенную направленность и цель, этот опыт борьбы смерти—возрождения представляет собой границу между агонией и экстазом, иногда слияние того и другого.

Четвертая перинатальная матрица (БПМ-IV) связана с непосредственным появлением на свет человека, когда мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следуют внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом дня или операционной. Как и в других матрицах, некоторые относящиеся к этой стадии переживания представляют точное воспоминание и переживание реальных биологических событий, происходящих при рождении, а кроме того, вспоминаются те специальные акушерские приемы, которые реально применялись при рождении данного человека.

Символическим выражением последней стадии родов является опыт смерти—возрождения: проход от БПМ-Ш к БПМ-IV влечет за собой чувство полного уничтожения — физической гибели, эмоционального краха, интеллектуального поражения, мгновенного уничтожения всех прежних опорных точек в жизни человека. За этим опытом немедленно следует видение ослепительного белого или золотого цвета сверхъестественной яркости и красоты. Человек испытывает чувство духовного освобождения, спасения и чувствует себя свободным от тревоги, депрессии, вины, и это сопровождается потоком положительных эмоций, имеющих отношение к самому себе, другим или существованию вообще. Мир кажется прекрасным и безопасным местом, и интерес к жизни отчетливо возрастает.

20 стр., 9926 слов

Психология восприятие и прошлый опыт человека

... опыт человека зарождается не только с медицинской но и философских точек зрения. Ведь человек, опирается на сознательную и бессознательную жизни. В сознательной жизни, мы накапливаем опыт ... в организме ("кипение крови"), субъективные, душевные переживания (например, гнев), вторичны. Без эмпирической ткани ... что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Платон скупал сочинения Демокрита с целью ...

Таким образом, перинатальный уровень бессознательного представляет собой многогранное и богатое вместилище эмоциональных состояний, телесных ощущений и мощной энергии. По-видимому, он функционирует как универсальная и относительно недифференцированная потенциальная матрица для развития большинства форм психопатологии.

В той мере, в какой перинатальные матрицы отражают действительную травму рождения, можно ожидать существенного варьирования общего объема негативных элементов в разных случаях. Конечно же, есть разница между стремительными родами в лифте или в такси по пути в родильный дом и родами продолжительностью в пятьдесят часов с применением щипцов и других экстренных мер.

Рождение травмирует не только потому, что ребенок от райских безопасных условий в чреве матери переходит к неблагоприятным условиям внешнего мира, но и потому, что само прохождение через родовой канал связано с чрезвычайно высоким эмоциональным и физическим стрессом и неимоверной болью. Понятно, что среди индивидов, чье рождение было схожим, одни могут быть относительно нормальны, тогда как другие будут проявлять психопатологию различного вида и разной степени. Резерв тяжких эмоций и телесных ощущений, вытекающих из родовой травмы, представляет только потенциальный источник ментальных нарушений; разовьется ли психопатология, какую специфическую форму она примет и насколько будет серьезной — все это решающим образом определится индивидуальной постнатальной историей и, следовательно, природой и динамикой систем конденсированного опыта (СКО).

Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи, — вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы. Обнаруживается глубокая связь обстоятельств и паттернов рождения человека с общим качеством всей его жизни. Это выглядит так, что опыт рождения определяет фундаментальные отношения к существованию, мировоззрение, расположенность к другим людям, соотношение оптимизма и пессимизма, всю стратегию жизни, даже такие специфические черты, как доверие к себе и способность справляться с проблемами и проектами. Если ситуация рождения прошла без эксцессов и истощения, а постнатальный уход был правильным и чутким, человек остается с «почти клеточным» ощущением веры в себя в борьбе с препятствиями и в их преодолении. Те же, кто рождался при тяжелой общей анестезии, нередко отмечают, что они способны мобилизовывать достаточно энергии на ранних стадиях при большом начинании, но потом теряют сосредоточенность и чувствуют, что энергия рассеивается и исчезает, в результате им никогда не доводится испытать полную завершенность своего проекта.

Мануальное вмешательство или применение щипцов для ускорения родов приводит к образованию в чем-то схожего паттерна. Обладатели такого опыта способны работать с адекватной энергией на начальных стадиях проекта, но теряют веру в себя перед самым его завершением и вынуждены опираться на внешнюю помощь для «последнего рывка». Физиологический опыт рождения без анестезии подготавливает индивида к будущим серьезным превратностям и создает глубокую веру в свою способность справиться с ними. Но при патологических обстоятельствах «трудных родов» без серьезной фармакологии, которая могла бы облегчить страдания матери и младенца, рождение способно заложить паттерн тенденции к самоубийству.

Тяжелая анестезия, в свою очередь, способна запрограммировать индивида на поиски облегчения стрессов в наркотических состояниях и алкогольном опьянении. Так, тяжелое и длительное протекание начальной стадии родов (БПМ-II) может служить основной причиной склонности человека к депрессии, тревоге, отчаянию, отсутствию инициативы, потере интереса ко всему, к неспособности радоваться существованию, к подавленному сексуальному желанию, к отсутствию оргазма, к общей двигательной заторможенности. Типичные соматические проявления депрессии (проявления БПМ-II) — ощущения сдавленности, зажатости и ограниченности, удушья, напряжения и давления, головные боли, мигрень, запоры, сердечные расстройства, потеря интереса к еде и сексу. Биохимики открыли, что у людей, страдающих подавленной депрессией, в составе крови повышено содержание катехоламинов и стероидных гормонов, что обусловливает высокий уровень стресса, а это вполне соответствует картине БПМ-II, которая отражает сильную стрессовую ситуацию без внешних действий и проявлений. И если глубинную природу подавленной депрессии можно понять только по динамике БПМ-II, то связанные с ней и способствующие ее развитию С КО включают следующие биографические элементы: отдаление от матери; ее отсутствие или холодность; холод, голод в младенчестве и раннем детстве; ситуации подавления и наказания ребенка в семье, не допускающие сопротивления или избавления; чувство одиночества; ситуации, угрожающие жизни или телесной целостности индивида, когда он играл роль беспомощной жертвы.

Тяжелое, длительное или патологическое протекание родов в той фазе, когда ребенок проходит по родовому каналу (БПМ-Ш), способно привести к различным психопатологическим отклонениям: мазохизму, садизму, некрофилии, сексуальным отклонениям, гомосексуализму, самоувечьям, кровавому самоубийству (броситься под поезд, перерезать вены), изнасилованиям, агрессивности. Агрессивность крайних степеней связана с трудным процессом рождения как реакция на чрезмерную физическую и эмоциональную боль, удушье и угрозу жизни. Подобная жестокость по отношению к животному на воле привела бы его к вспышкам ярости и двигательной буре. А у ребенка, зажатого в узком пространстве родового канала, нет способа вывести поток эмоциональных и моторных импульсов, так как он не может двигаться, сопротивляться, выйти из ситуации и даже кричать. Понятно поэтому, что огромный запас агрессивных импульсов и общего напряжения будет оставаться внутри организма в ожидании высвобождения.

Этот громадный резервуар задержанной энергии может позднее послужить основой не только агрессивности и насильственных импульсов, но и различных моторных явлений, которыми обычно сопровождаются многие психиатрические нарушения, такие как общее мышечное напряжение, тремор, судороги, тики и припадки. Перинатальные матрицы задействованы и в патогенезе серьезных психосоматических заболеваний, бронхиальной астмы, мигрени, головных болей, псориаза, желудочной язвы, гипертонии.

Чтобы излечиться и от указанных болезней, и от психопатологических отклонений, в чем убедился на своем 30-летнем врачебном опыте С. Грофф, пациенту нужно снова прожить исходную стрессовую ситуацию во всей ее полноте, полностью ее осознавая, т. е. добиться чтобы природа и интенсивность сознательного переживания в точности совпали с бессознательным гештальтом-опытом, и тогда проблема будет решена, наступит излечение. Но переживание видоизмененной копии исходной стрессовой ситуации без доступа к тому уровню бессознательного, к которому она принадлежит, только отягощает проблему, а не решает ее. Повторное проживание своего рождения с помощью методов ребефинга, голотропного погружения или психоделической терапии дает устойчивое излечение психосоматических заболеваний и психопатологических отклонений.

Патогенные последствия рождения определяются не только объемом и характером родовой травмы, но и тем уходом, который получает ребенок сразу после появления на свет. И это еще не все: эмоционально важные события последующей жизни также влияют на то, в какой мере динамика перинатальных матриц перейдет в проявленную патологию. Хороший материнский уход, удовлетворенность, безопасность и общее преобладание позитивных переживаний в детстве могут создать динамическую буферную зону, предохраняющую индивида от прямого возмущающего воздействия перинатальных эмоций, ощущений и энергии. И наоборот, продолжающаяся травматизация не только не дает этого защищающего экрана, но еще и добавляет материал к негативным эмоциям и ощущениям, накопленным на перинатальном уровне. Поэтому детские психологические травмы очень сильно влияют на всю последующую жизнь человека, на его поведение, ведут к болезням, психологическим отклонениям и проблемам. Из-за дефекта в защитной системе перинатальные элементы могут впоследствии прорваться в сознание в виде психопатологических синдромов.

Вместе с тем эмоциональные, психосоматические и межличностные проблемы имеют не только биографический и перинатальный элементы, но уходят корнями и в трансперсональную область. По мнению Гроффа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом. Можно предположить, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно-качественный скачок, когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства. Трансперсональные переживания интерпретируются испытавшими их как возвращение в прошлые исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений. Это предполагает не только преодоление временных барьеров, но и пространственных ограничений. Сюда относится опыт слияния с другим человеком в состоянии двуединства (т. е. чувство слияния с другим организмом в одно состояние без потери собственной самоидентичности) или опыт полного отождествления с ним, подстройка к сознанию целой группы лиц или расширение сознания до такой степени, что кажется, будто им охвачено все человечество. Сходным образом индивид может выйти за границы чисто человеческого опыта и подключиться к тому, что выглядит как сознание животных, растений или даже неодушевленных объектов и процессов.

Важной категорией трансперсонального опыта с трансценденцией времени и пространства будут разнообразные явления экстрасенсорного восприятия — например, опыт существования вне тела, телепатия, предсказание будущего, ясновидение, перемещение во времени и пространстве, опыт встреч с душами умерших или со сверхчеловеческими духовными сущностями (архетипические формы, божества, демоны и т. п.).

В трансперсональных переживаниях люди часто получают доступ к детальной эзотерической информации о соответствующих аспектах материального мира, которая далеко превосходит их общую образовательную подготовку и специфические знания в данной области. Так, сообщения людей, испытавших это и переживших эпизоды эмбрионального существования, момент оплодотворения и фрагменты сознания клетки, ткани и органа, содержали медицински точные сведения об анатомических, физиологических аспектах происходивших процессов. Подобным образом наследственный опыт, элементы коллективного бессознательного (согласно Юнгу) и «воспоминания прошлых воплощений» часто содержат примечательные детали исторических событий, костюмов, архитектуры, оружия, искусства или религиозной практики древних культур (о чем человек знать никак не мог).

Трансперсональный опыт иногда включает события из микро- и макрокосма, из областей, недостижимых непосредственно человеческими органами чувств, или из периодов, исторически предшествовавших появлению Солнечной системы. Земли, живых организмов. Эти переживания ясно указывают, что каким-то необъяснимым пока образом каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, у каждого есть потенциальный эмпирический доступ ко всем ее частям.

При трансперсональных переживаниях люди часто извлекают яркие и сложные эпизоды из других культур и других исторических периодов, проживают свои предыдущие жизни. По мере развертывания этих переживаний испытывающий их обычно узнает, что определенные лица в его настоящем напоминают важных участников из кармических ситуаций его прошлых жизней. В этом случае межличностные напряжения, проблемы и конфликты с этими людьми часто узнаются и интерпретируются как прямые следствия деструктивных кармических паттернов.

Повторное проживание и разрешение подобных кармических ситуаций-воспоминаний приводит к облегчению, освобождению от тягостных «завязок». Чувства же и поведение людей, в которых индивид во время трансперсональных переживаний увидел действующих лиц его прошлых воплощений, имеют тенденцию изменяться в специфическом направлении, совпадающем с курсом событий во время трансперсональных переживаний при ребефинге или голотропном погружении. Важно подчеркнуть, что эти изменения происходят совершенно независимо, даже если причастные к ним лица находятся за тысячи километров и отсутствовали контакт и общение с этими лицами. Это как раз проявление той синхроничности, о которой писал еще Юнг.

Таким образом, обнаруживается, что человек может функционировать как поле сознания, которое преодолевает границы пространства, времени и линейной причинности. Для того чтобы описать человека всесторонним способом, мы должны признать парадоксальный факт, что он одновременно и материальный объект, и обширное поле сознания. Люди могут осознавать себя самих с помощью двух различных модусов опыта. Это — хилотропическое и холотропическое сознание.

Хилотропическое сознание присуще всем людям: оно подразумевает знание о себе как о вещественном физическом существе с четкими границами и ограниченным сенсорным диапазоном, которое живет в трехмерном пространстве и линейном времени, в мире материальных объектов. Переживания этого модуса систематически поддерживают следующие базовые предположения: материя вещественна; два объекта не могут одновременно занимать одно и то же пространство; прошлые события безвозвратно утеряны; будущие события эмпирически недоступны; невозможно одновременно находиться в двух и более местах.

Другой, эмпирический, модус — холотропическое сознание (присуще немногим людям, имевшим «пиковые» и трансперсональные переживания).

Он подразумевает поле сознания без определенных границ, которое имеет опытный доступ к различным аспектам реальности без посредства органов чувств. Переживания в холотропическом модусе систематически поддерживаются противоположными (в отличие от хилотропического модуса) предположениями: вещественность и непрерывность материи являются иллюзией; время и пространство в высшей степени произвольны; одно и то же пространство одновременно может быть занято многими объектами; прошлое и будущее возможно эмпирически перенести в настоящий момент; можно иметь опыт пребывания в нескольких местах сразу.

До сих пор традиционная психиатрия рассматривает всякое чистое переживание холотропического модуса как проявление патологии. Но этот подход устарел и неверен, ибо в природе человека отражена фундаментальная двойственность между опытом отдельного существования как материального объекта и опытом безграничного существования как недифференцированного поля сознания, т. е. и хилотропический, и холотропический модусы естественны. А психопатологические проблемы возникают из-за столкновения и негармоничного смешения этих двух модусов, когда ни один из них не переживается в чистом виде, не интегрируется с другим в переживание высшего порядка.

Эмоциональные, психосоматические и межличностные проблемы могут быть связаны с любым уровнем бессознательного (биографическим, перинатальным, трансперсональным), а иногда коренятся во всех. Существует множество симптомов, которые сохраняются до тех пор, пока личность не встретит, не переживет и не интегрирует те перинатальные и трансперсональные темы, с которыми связаны симптомы. Для таких проблем биографическая работа любого вида и продолжительности окажется неэффективной. Бывают также серьезные эмоциональные и психосоматические симптомы, которые не удается разрешить на биографическом и даже перинатальном уровне, в этом случае требуются трансперсональные переживания: повторное проживание попыток аборта, материнских болезней или эмоциональных кризисов во время беременности, переживание нежеланности своего рождения, опыта своих прежних воплощений, событий из жизни близких и далеких предков, — ибо именно эти события явились первопричиной теперешних бед и проблем человека.

Трансперсональная концепция В. Уилбера

Большой вклад в трансперсональную психологию внес В. Уилбер. Процесс эволюции сознания, согласно Уилберу, включает наружную дугу (движение от подсознания к самосознанию) и внутреннюю дугу (от самосознания к сверхсознанию).

Описание, которое дает этот исследователь наружной дуге, начинается со стадии плеромы, недифференцированного сознания новорожденного, в котором нет времени, пространства и объектности, которое не знает разницы между самостью и материальным миром. Следующая стадия — уробороса — тесно связана с питательными функциями и предполагает первое, примитивное и незавершенное различение субъекта и материального мира. Стадия тифона характеризуется появлением обособленности и независимости своего тела, т. е. возникает самость тела — эго с доминантой принципа удовольствия и инстинктивных побуждений.

Далее, с обретением слова, мыслительных и концептуальных функций начинается стадия речевого участия. Здесь самость отделяет себя от тела, становится ментальным и вербальным существом («Я мыслю и говорю», «Я мыслю, следовательно, я существую»).

Этот процесс продолжается потом на ментально-эгоистической стадии, относящейся к развитию абстрактного и понятийного мышления и к идентификации с представлением о самом себе. Развитие личности завершается на стадии кентавра, т. е. высокоупорядоченной интеграции Эго, тела, личности.

Уровень кентавра — самый высокий уровень сознания, который признается западной механической наукой, в то время как любые другие более высокие состояния сознания либо не считаются существующими, либо их называют патологическими. Но уилберовская модель эволюции сознания не заканчивается стадией кентавра. В этом он видит переходную форму, ведущую к трансперсональным сферам бытия, которые так же далеки от эго-разума, как тот далек от тифона.

Первой из этих сфер эволюции сознания является нижний тонкий уровень, включающий астрально-медиумическую область. Здесь сознание, отделяя себя от разума и тела, способно превзойти обычные способности ума. Сюда относятся опыт «оставления тела», оккультные явления, аура, астральные путешествия, предвидение, телепатия, ясновидение, телекинез и т. п.

Высший тонкий уровень — область подлинной интуиции, символического видения и архетипических форм. За высшим тонким уровнем лежит каузальная сфера. Ее нижний уровень включает божественное сознание, источник архетипических форм. В высшей каузальной сфере происходит коренная трансценденция всех форм, которые соединяются в безграничном слиянии Бесформенного Сознания.

На уровне предельного единства сознание полностью пробуждается к своему изначальному состоянию, которое есть основа, сущность всего существования — грубого, тонкого и каузального. «В этой точке весь мировой процесс проявляется от момента к моменту как собственное бытие носителя сознания, вне которого и прежде которого нет ничего». Это предельное состояние, к которому тяготеет вся космическая эволюция.

Согласно модели Уилбера, феноменальные миры создаются из первоначального единства путем постепенной редукции и прогрессивного свертывания высших структур в низшие (из каузальных структур в тонкий мир, оттуда — в наш мир грубой материи).

Уилбер показывает, что мотивирующей силой на всех стадиях эволюции является целенаправленное стремление человека к исходному космическому единству. Из-за врожденных ограничений этот процесс идет такими путями, которые приводят лишь к неудовлетворительным компромиссам, что порождает отказ от ранее использованных уровней и трансформацию на следующей стадии. Каждый новый уровень высшего порядка становится еще одной подменой, пусть и более близкой к Реальному, — до тех пор, пока душа не укоренится в сверхсознании, а это единственное, чего она желала с самого начала.

Концепция психосинтеза Р. Ассалжиоли

Концепция психосинтеза разработана итальянским психиатром Р. Ассаджиоли и является прикладной, не претендуя на собственную методологию, опирающейся на методологию других школ (глубинная, гуманистическая и трансперсональная психология).

Эта система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал. Структура личности, по Ассаджиоли, сложна и складывается из семи динамических составляющих.

Низшее бессознательное управляет базовой психологической активностью, примитивными инстинктивными потребностями и эмоциональными комплексами. Среднее бессознательное, ассимилирующее опыт, прежде чем он достигнет сознания, соответствует в общих чертах подсознанию Фрейда. Сфера сверхсознания — местонахождение высших чувств и способностей, таких, например, как интуиция и вдохновение. Поле сознания включает анализируемые чувства, мысли, побуждения. О точке ясного осознавания говорится как о сознательной самости, а высшая самость — это тот аспект индивидуальности, который существует отдельно от сознания, ума и тела. Все эти элементы входят в коллективное бессознательное.

1. Низшее бессознательное — подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.

2. Среднее бессознательное — это область, где пребывают все наши психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.

3. Высшее бессознательное, или сверхсознание, — эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.

4. Поле сознания — непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу,

5. Сознательное личное Я — центр сознания, личности, но он исчезает, когда человек засыпает, находится под наркозом.

6. Высшее надличное истинное Я (или Свое), которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Высшее Я — совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной, в то время как личное, сознательное Я — лишь частичное отражение высшего, его проекция на поле личности.

7. Коллективное бессознательное (по Юнгу, «коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны»).

Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

8. Воля, с помощью которой Я может управлять своими психическими функциями.

9. Ощущения.

10. Эмоции-чувства.

11. Импульсы-желания.

12. Воображение.

13. Мышление.

14. Интуиция.

15. Субличности (психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве личности).

Каждая субличность ведет собственный стиль жизни, имеет собственные движущие желания, мотивы, мысли, чувства, поступки, модель мира.

Пустые круги на рисунке означают содержание сознания: чувства, ощущения, идеи и т. д. Точка — это Я, которое на протяжении дня непроизвольно переходит от одного отождествления к другому: «Я зол», «Я счастлив», «Я устал».

Я может отождествиться с любым содержанием сознания, но может и отделиться от любого из них. Сознавая себя как Я, человек имеет свободу выбора.

Важным элементом в психосинтезе является понятие субличностей — динамических, энергетических смысловых подструктур, которые обладают относительно независимым существованием. Субличность — это совокупность установок, поведенческих стереотипов, влечений, мнений, которые обретают целостную различимую форму в сознании человека.

Каждая из них обладает энергией, т. е. это не только смысловое образование, но и энергетическое. У нее свой стиль жизни, свои движущие мотивы, желания, мысли, чувства, формы поведения. Самые привычные субличности — те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни, например сына, отца, любимого, врача, учителя или служащего. Каждая строится на основе какого-то желания целостной личности, выражает определенные жизненно важные устремления и цели человека.

В каждом человеке есть большой набор субличностей, отличающихся от таких же образований у других людей. Можно их выделить, проанализировать и дать всем им «свое имя». Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная крошка, Знаток, Одинокое сердце, «Что подумают люди», Критик, Саботажник и пр. Игры, в которые играют эти субличности, внутренние голоса человека, становятся деструктивными в том случае, если он не осознает их или не принимает мер для примирения конфликтных сторон внутри себя самого. Субличности становятся вредными, когда контролируют человека.

Одна из целей самонаблюдения — больше понять центр, сущность собственного Я, усилить его, чтобы оно было способно разрешить конфликты между субличностями. Будьте уверены, что оно не станет прогонять или игнорировать их, поскольку те фактически отражают потребности целостной личности, каждая субличность — это часть вас и выполняет важные для вас функции.

Когда мы воспринимаем мир и самих себя, то отождествляем себя с той или иной субличностью. Их много, и они могут сменять одна другую. Так, Обвинитель легко превращается в Жертву, и наоборот. Как правило, это неосознаваемый процесс. Но как только человек научается осознавать их голоса, он начинает по-настоящему изучать себя, узнавать сущность своего Я. «Не зная и не понимая себя, нельзя управлять собой», — подчеркивает Ассаджиоли.

Чтобы постичь истинное, высшее Я, необходимо осуществить терапевтический процесс психосинтеза, который включает четыре стадии:

· глубокое познание своей личности;

· достижение контроля над различными элементами личности;

· постижение своего истинного Я, выявление или создание объединяющего центра, в результате подъем от личного к высшему Я;

· психосинтез, формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

На первой стадии человек узнает о различных составляющих своей личности, познает субличности. Простейшее средство осознать наиболее сильные из них — ответить 20 раз на вопрос «Кто Я?» Некоторые могут быть более близки к осознанию, другие — более удалены от него, часть находятся в нижней бессознательной области, иные — в области сверхсознания, многие — среднего бессознательного.

Не следует осуждать свою субличность, ибо этим мы способствуем ее дальнейшему отпадению от истока, ухудшению. Важно выяснить основное ценное качество каждой субличности, необходимое человеку в его жизни. Даже у «трудных» есть здоровое ядро, ее главное качество. Например, субличность Лентяй первоначально несет положительное свойство сохранения, защиты здоровья и сил своего хозяина. Выявив такую сущность субличности, можно интегрировать ее в свою жизнь, воссоединить с другими частями.

Каждая субличность обладает энергией, уничтожить которую нельзя, ее можно лишь преобразовать. Отметим следующее:

· человек не только узнает разнообразные стороны своей личности, но признает,принимает все свои части, не изгоняя их в бессознательное;

· учится освобождаться из-под контроля властвующих над ним сил субличностей, поднимает уровень своей внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей;

· может возвести свою субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей, постепенно приближаясь к выявлению своего истинного Я.

Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами и приобретение способности их контролировать. Эффективным методом для достижения контроля над различными субличностями служит разотождествление, базирующееся на следующем психологическом принципе: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили». Например, когда человек говорит: «Я устал» «Я раздражен», «Я в унынии», он отождествляет себя с усталостью, гневом, депрессией (Я = усталость, Я = раздражение) и в этом случае не может бороться с этими негативными проявлениями своих субличностей.

Но если человек отделит себя от указанных субличностей, например: «Меня пытается поглотить волна уныния, усталости или раздражения», «Мной пытается овладеть вспышка гнева», то в этом случае Я не потерпит их вторжения.

Человек должен осознать: он не то же, что эмоции, мысли, тело, ощущения, что он есть центр чистого сознания и чистой воли и поэтому способен управлять и эмоциями, и мыслями, и телом, и субличностями.

После того как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно добиться психосинтеза и интеграции всех самостей вокруг него. Некоторые субличности в ходе исследования человеком себя с использованием ребефинга, методики контролируемого дыхания и музыки отражают древние, филогенетические, расовые и реинкарнационные матрицы или опыт вхождения в сознание других людей, животных и пр. Таким образом, индивидуальная психика не только шутя комбинирует человеческие, животные или природные символические формы, но, по-видимому, способна получать голографическую записанную информацию обо всем феноменальном мире — о его настоящем, прошлом и будущем.

Стадия собственно психосинтеза включает такие этапы:

· определение своего представления о том, какой личностью хочет стать человек;

· использование всех имеющихся в распоряжении энергий, развитие недостающих качеств или сторон личности методами самовнушения и вызывания, тренировкой неразвитых психических функций;

· достижение согласия и взаимодействия между субличностями, достижение целостности личности;

· согласование и соподчинение различных психических функций, создание устойчивой структуры личности.

Для неблагоприятных субличностей следует осуществить их «возвышение», ибо они «падшие» проявления архетипов высших качеств (любые содержания психики могут быть низведены на низкую ступень проявления: например, смышленость — в хитрость, и наоборот, любые содержания психики могут возвыситься, вернуться от извращенного проявления к первоначальному позитивному архетипу), потому и надо выявить и усилить позитивное сущностное качество субличностей.

Взаимодействия последних можно достичь с помощью ряда методов, среди которых: заключение договора между противодействующими субличностями либо сближение, уподобление их друг другу, в результате чего достигается интеграция, целостность личности.

Психотерапевтические методы в трансперсональной психологии

В трансперсональной психологии в качестве экспериментальных методов исследования, самоисследования и психотерапии выступают психотехнологии ребефинга, голотропного дыхания, медитации.

Термин ребефинг можно перевести с английского как «второе рождение», «возрождение». Это верно не только в переносном смысле (человек освобождается от того, что было сделано в его жизни неправильно, что подавлено, он получает новый приток энергии, активности, как бы заново рождается), но и в прямом: человек заново может пережить те реальные ощущения и ситуации, которые он испытывал во время своего действительного рождения, и тем самым нейтрализовать те глубинные бессознательные причины, которые негативно влияли на его жизнь, здоровье, поведение, состояние.

Метод ребефинга — способ вскрытия и поиска потаенных бессознательных комплексов (подавленных переживаний, психологических травм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира, путь физического и душевного оздоровления, метод погружения в личное и коллективное бессознательное, выхода в трансперсональную область, общемировое информационное поле.

Для вытеснения из сознания и удержания в области бессознательного (в подавленном заторможенном состоянии) «нежелательных переживаний» тратится определенное количество психической энергии. Чем больше таких «подавленных очагов», тем больше жизненной энергии человека отвлекается на эту блокировку, в результате чего личность может испытывать определенный ее недостаток для своей жизнедеятельности, что проявляется в неудовлетворительном психическом и физическом самочувствии, в ослаблении активности и потере интереса, радости от жизни, в увеличении проблем, конфликтов и трудностей. Метод ребефинга позволяет вскрыть и устранить «скрытые очаги подавленных переживаний», освободить психическую энергию и направить ее для текущей деятельности, получая заряд активности, радости и наслаждения, великолепного самочувствия.

Ребефинг — это современный метод самопомощи. Он предполагает применение определенной техники дыхания для того, чтобы дать человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле, эмоциях, в результате сознается, что же содержится в подсознании. Так вскрываются «очаги подавления», и сознание интегрирует, преобразует подавленное (то, что человек делал как-то неправильно) в общее чувство активности и хорошего самочувствия. Ребефинг дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности, быть здоровым, ощутить внутреннюю гармонию личности.

Чтобы овладеть этим методом, надо пройти под контролем опытного специалиста 5-10 сеансов, а затем человек может заниматься совершенно самостоятельно. Процедура ребефинга базируется на 5 элементах:

1. Циклическое, связное дыхание (без пауз между вдохом и выдохом).

2. Полное расслабление (мышечное и психическое).

3. Внимание к деталям, тотальное объемное внимание, не контролируемое сознанием, а отпущенное, свободное, внимание к тем ощущениям, которые приходят к вам от тела в данный момент времени, поддерживая контакт с телом.

4. Интеграция в радости, гибкость контекста. Интеграция — продвижение от негативного контекста к позитивному, от негативного восприятия и оценки ситуации к иному, гибкому, более положительному взгляду на ситуацию. Связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста (способа восприятия реальности).

5. Полное доверие к процессу ребефинга: в каждом процессе происходит именно то, что необходимо в этот момент данному человеку, полное доверие к себе, к своим ощущениям, к той пользе, которую они принесут здоровью и жизни. Не надо сознательно что-то контролировать, чем-то управлять, пусть ребефинг идет спонтанно, и он протекает именно так, как наиболее полезно для конкретного человека в данный момент.

Связное дыхание — это главный инструмент доступа к информации, находящийся в бессознательной части психики. В процессе ребефинга используются 4 типа дыхания; глубина, интенсивность и скорость течения психологических процессов напрямую зависят от глубины и частоты дыхания.

1. Глубокое и медленное дыхание. Оно используется для мягкого введения в процесс ребефинга. Может применяться не просто медленный вдох, а как бы растянутый. При таком дыхании тело расслабляется. В повседневной жизни его полезно использовать в самом начале какого-то негативного состояния, для нейтрализации неприятных чувств.

2. Глубокое и частое дыхание. Оно примерно в два раза чаще и глубже, чем обычное. Это основное дыхание при ребефинге, используется для подхода к комплексам бессознательного. Выдох расслаблен и не контролируется. Если вдох делается через рот, то и выдох тоже через рот, лучше дышать именно так. Форсирование или сдерживание выдоха, контролирование его может вызывать «тетанию» — напряжение и сокращение мышц рук, ног, лица, что является проявлением внутреннего сопротивления и боязни. Следует напомнить человеку, что не нужно ничему сопротивляться, пусть все идет спонтанно, а выдох должен быть расслабленным или перейти к третьему типу дыхания.

3. Быстрое и поверхностное дыхание. Оно похоже на «собачье», позволяет как бы расщеплять, дробить переживания на кусочки, ослабить и быстро преодолеть неприятные и болезненные переживания и ощущения. Этот тип дыхания — универсальный помощник в экстремальных ситуациях, когда эмоция доведена до предела и необходимо быстро ее «проскочить».

4. Поверхностное и медленное дыхание. Используется при выходе из ребефинга. Надо любить себя и не спешить «выскочить» из процесса, а выходить из него медленно, бережно.

Использование всех типов дыхания позволит достичь «интеграции», психологического облегчения и удовольствия. Необходимо помнить, что чем более расслаблен выдох, тем выше качество процесса: для того, чтобы расслабить выдох, можно сделать вдох более резким. Дыхание необходимо осуществлять грудной клеткой, так как в ее мышцах «оседает» много эмоций.

В процессе ребефинга все пять описанных выше элементов должны задействоваться одновременно, реализуя трехэтапный принцип ведения процесса:

· исследуйте тончайшие изменения в своем теле;

· погружайтесь в самое сильное чувство;

· получайте удовольствие от этого чувства как можно сильнее.

Эффективному ребефингу способствует специально подобранная музыка.

Более резким и мощным способом проникновения в область бессознательного является метод голотропного дыхания, разработанный Гроффом. В процессе голотропного дыхания или ребефинга у человека могут возникать переживания следующих уровней:

1. Биографического: становятся доступными события вашей жизни, которые происходили с самого рождения и оказали наиболее значимое, часто негативное, воздействие на вашу психику и поведение, «всплывают» психологические комплексы, недозволенные желания, психотравмы, неприятные проблемы, вытесненные из области сознания в область бессознательного.

2. Перинатального: следы в бессознательной психике переживаний в период внутриутробного развития и рождения.

3. Трансперсонального: переживания прошлых жизней, исторических моментов прошлого, жизни предков и связи своих проблем с проблемами тех людей, происходит осмысление истинных ценностей жизни, своего предназначения, а также единства и связи с космосом, человечеством.

Медитация в переводе с латинского означает размышление. Это умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности. Сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов. Методы медитации многообразны.

Медитативная практика на Востоке существует практически во всех религиях: японское название медитации — дзен, китайское — чань. Она играет важную роль в индийской философии и йоге.

Медитация— особое состояние сознания, измененное по желанию человека. Все ее виды преследуют одну цель — сосредоточить внимание, чтобы ограничить поле своего сознания настолько, что мозг будет ритмично реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился человек. Есть несколько способов достижения этого: можно сконцентрироваться на мыслях или физических ощущениях или на овладении телесными позами и дыханием, как в йоге. Существует и разновидность трансцендентальной медитации, которая основана на использовании мантры.

Мантра, обычно выбираемая «учителем» для ученика, состоит из таких звуков как О, М, Н, У, которые легко вступают в резонанс с электрической активностью мозга. Человек, удобно сидя или лежа в спокойном месте, закрыв глаза и глубоко дыша через нос, на каждом вздохе произносит мантру сначала вслух, потом все тише, думая только о слове, которое срывается с его губ, и ни о чем другом. Мантра произносится про себя до тех пор, пока человек не достигнет состояния полной расслабленности и «чистого сознания», из которого исключены все события и восприятия внешнего мира и которое граничит, по мнению приверженцев этой техники, с ощущением вечности. Это состояние называют самадхи, или озарение, просветление, которое дарит человеку новое понимание всей Вселенной, своей связи с ней. Регулярные занятия медитацией позволяют человеку познать себя, понять смысл своей жизни, отрешиться от бытовых проблем и негативных эмоций, развить скрытые способности человека, такие как ясновидение, телепатия, умение исцелять людей.

Все миры взаимопроникают друг в друга, и мы живем во всех них одновременно. Но у обычного человека сознание не подготовлено к тому, чтобы охватить все пласты Вселенной. Указанная методика позволяет даже не очень тренированному человеку, погружаясь в определенные состояния и отключаясь от более грубых, инертных миров, постепенно дойти до погружения в нирвану. Благодаря медитации перед человеком открываются неограниченные возможности внутреннего роста, духовной эволюции. Но следует предупредить, что, прежде чем заняться медитацией, следует по возможности в более полном объеме изучить историю, философскую базу и методы медитации. В противном случае даже долгие годы занятий ею не принесут ощутимых результатов.