1.Модернизация российской системы образования в 21 веке

Оглавление

Введение

1.Модернизация российской системы образования в 21 веке

2.Дошкольное образование

3.Среднее и дополнительное образование

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В связи с продолжающейся в России реформой системы образования, а также с учетом постепенной интеграции нашей страны в единое европейское образовательное пространство особую актуальность приобретают проблемы реализации конституционных гарантий права граждан на получение образования. Целью настоящего доклада является предоставление гражданам Российской Федерации обобщенной информации о существующей системе образования, этапах, перспективах и альтернативах ее реформирования, а органам государственной власти — рекомендаций Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный), подготовленных на основе анализа поступающих к нему обращений граждан, экспертных оценок, данных статистики и публикаций в средствах массовой информации.

Повышение доступности и эффективности образования является одним из важнейших стратегических ресурсов социально-экономического и общественно-политического развития России в XXI веке. Зрелая демократия, общественная стабильность, высокое качество экономического роста в стране, ее инвестиционная привлекательность и обороноспособность в конечном счете немыслимы без передовой и подлинно общенародной системы образования, финансируемой в приоритетном порядке и развивающейся темпами, опережающими другие сферы жизнедеятельности.

Следует особо подчеркнуть, что современное образование должно способствовать формированию мировоззренческой устойчивости личности и общества на основе гуманизма и толерантности, а также стать действенным средством профилактики экстремизма.

Особую роль модернизация системы образования призвана сыграть в нашей стране, волею исторических обстоятельств оказавшейся в сложном социально-экономическом положении. При этом важно понимать, что у сегодняшней России существует не только острая потребность, но и в какой-то мере уникальная возможность совершить качественный прорыв в сфере образования. Причина в том, что, с одной стороны, беспрецедентно благоприятная конъюнктура на мировом рынке энергоносителей при наличии должной политической воли позволяет изыскать для этого необходимые средства, а с другой — методы, традиции и профессиональные ресурсы, накопленные в системе образования в предшествующие периоды, еще не полностью исчерпаны. Ясно, что от справедливо критикуемых недостатков советской системы образования необходимо решительно избавляться. Однако не попытаться использовать ее позитивный потенциал на благо новой России было бы неосмотрительно и нерационально.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

16 Раздел «Физиология сенсорных систем» Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов. Сс-комплекс нервных структур, обеспечивают восприятие и анализ сенс инф из внеш и внутр среды организма. Строение сс – 3 отдела: периферический(рецептор, орган чувств), проводниковый (афф волокна, ганглии и нц-проведение и ...

Модернизация и улучшение материально-технической и методологической базы, обеспечение доступа к сети Интернет, создание новых университетских комплексов, учреждение индивидуальных грантов для школьников, студентов, молодых специалистов, повышение заработной платы преподавателей, введение дополнительных денежных поощрений, обеспечение непрерывности образования — далеко не полный перечень задач, поставленных Президентом РФ и требующих реализации в ближайшие годы.

http://elementy.ru/Library9/Doclad.htm?context=28887

Меняющаяся роль образования и его задач в современном обществе — стратегический вопрос, широко обсуждаемый в мире. Лидеры крупнейших держав определяют подходы в сфере образования и задают контуры общенациональных дискуссий. На наших глазах образование превращается в важнейшую социальную ценность и один из главных пунктов борьбы за социальную справедливость, достоинство и права человека.

В конце прошлого века в России произошли огромные изменения, которые не могли не затронуть образование — его принципы, организацию, содержание курсов и учебных предметов. Система отечественного образования сравнительно давно отреагировала на мировые и российские вызовы: была признана необходимость реформ, и в 2001 году принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Через весь текст этого документа «красной линией» проходит мысль о реформировании системы на основе обеспечения государственных гарантий доступности и бесплатности качественного образования, сохранении его фундаментальности и «соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Об «улучшении материального положения и повышении социального статуса работников образования» говорится как об одном приоритетных направлений. В Концепции специально подчеркивается, что модернизация образования не может осуществляться как «ведомственный проект», поскольку речь идет о «политической и общенациональной задаче». Эта задача решается при активном участии общества – «граждан России, семьи и родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессионально-педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов».

4 стр., 1814 слов

Современные технологии начального математического образования в начальной школе

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы современных технологий математического образования 5 1.1. Понятие технологии 5 1.2. Метод проектов как современная технология 13 1.3. Информационные технологии 24 Глава 2. Использование технологий на уроках математики 32 2.1. Особенности применения информационных технологий на уроках математики 32 2.2. Пример применения информационных технологий на уроке ...

Российская система образования переживает серьезный кризис, о чем свидетельствуют негативные тенденции, начавшиеся в предыдущем десятилетии. На это все более остро реагирует общественное мнение: по данным опросов ведущих социологических центров, подавляющее большинство граждан глубоко обеспокоены тем, что происходит с образованием в России. Крайнюю тревогу вызывают ключевые вопросы финансирования, доступности и качества образования:

По оценкам Рособразования, совпадающими с оценками Общественной палаты и ведущих экспертов, образование финансируется примерно вполовину от минимальной потребности.

Экономисты говорят об «особой» политике российских властей в сфере образования, суть которой заключается в экономии бюджетных средств на оплату учительского труда. Это волнует учителей и родителей даже в Москве, где положение, в целом, существенно лучше, чем в других регионах. Ситуация с оплатой учительского труда усугубляется бюджетными проблемами, существующими в конкретных регионах и переводом школ на частичное самофинансирование — как следствие, в 2010 году зарплаты учителей во многих российских регионах заметно снизились. Подсчитано, что труд педагога в РФ недооценивается в 5–10 раз по сравнению с развитыми странами, а результатом подобной «особой политики» является то, что учителя деградируют как профессионалы и в массе своей уже не могут считаться представителями среднего класса.

О снижении общего уровня подготовки учащихся свидетельствуют не только низкие оценки международной программы PISA, полученные российскими школьниками. По данным, приведенным, например, ректором Высшей школы экономики Я.И.Кузьминовым, примерно 40% из семи миллионов российских студентов не могут учиться, поскольку у них нет достаточных базовых компетенций, чтобы освоить программу, на которую они поступили.

Более 60% молодых людей уверенно говорят о прямой связи платежеспособности учащихся и их возможностей получить качественное образование, от которого непосредственно зависит будущая работа выпускников вузов. Так, по данным Высшей школы экономики, с 2005 года доля работодателей, различающих бренды вузов, понимающих, что есть «хорошие» и «плохие» вузы, и определяющих в зависимости от этого более высокую заработную плату, увеличилась с 15% до 33%. В то же время сами молодые люди считают, что главная проблема высшей школы — непомерная плата за учебу и ее несоответствие качеству получаемого студентами образования.

3 стр., 1149 слов

Урок окружающего мира в 1-м классе и методика его проведения в образовательной системе Начальная школа 21 века

Департамент Образования города Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования г.Москвы Педагогический колледж №5 Урок окружающего мира в 1-м классе и методика его проведения в образовательной системе «Начальная школа ХХI века» Выпускная итоговая работа слушателя программы профессиональной переподготовки «Преподавание в начальной школе» (группа ...

Малодоступность качественного образования — одна из главных причин распространенности «эмигрантских настроений» среди молодежи, ориентированной на учебу и профессиональную карьеру. В свою очередь, проблемы, затрудняющие доступ к образованию, резко усиливают опасность роста радикальных и агрессивных настроений среди тех молодых людей, которые чувствуют себя «лишними», не видя возможностей профессионализации и мобильности в российском обществе.

Традиционно на протяжении многих лет российское образование не без оснований гордилось такими качествами, как фундаментальность, универсальность, бесплатность и доступность. До сих пор российские специалисты в ряде важных областей представляют повышенный интерес для зарубежных работодателей, в Россию продолжают приезжать иностранные граждане в целях получения образования.В то же время экономическая и социальная нестабильность последних лет существования СССР, а в еще большей степени потрясения начального этапа российских реформ, сопровождавшиеся резким сокращением бюджетного финансирования системы образования, безусловно, сказались на ее состоянии.Фактически предоставленная самой себе старая система образования начала разрушаться задолго до того, как государство всерьез задумалось о создании новой. Как следствие, присущие советской системе образования недостатки проявились в переходный период особенно остро.Снижались качество и популярность как основного общего, так и высшего образования по многим специальностям, считавшимся прежде «элитными». Одновременно возрастал своего рода «инфляционный» спрос на образование по модным «рыночным» специальностям.

Спрос стимулировал предложение образовательных услуг нередко весьма низкого качества, а также рост их «теневой» стоимости.Размывались образовательные стандарты, «на скорую руку» писались зачастую весьма конъюнктурные учебники-однодневки по общественным дисциплинам. Старели преподавательские кадры, опытные преподаватели были вынуждены взваливать на себя запредельные нагрузки или совсем уходить из профессии. Таким образом, российская система образования надолго застряла в переходном периоде и оказалась не вполне готова к наметившемуся во второй половине 90-х годов повсеместному возрождению привлекательности образования как основы жизненного успеха.В настоящее время качество образовательных услуг является не столько низким, сколько чрезвычайно неровным. Система образования не отстроена должным образом, преобразования разрозненны и осуществляются с постоянным запаздыванием. В государстве и обществе по-прежнему отсутствует единое представление о том, какой должна быть новая система образования. Сфера образовательных услуг остается коррумпированной и непрозрачной.

4 стр., 1801 слов

Высшего профессионального образования. Образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ Образовательное учреждение высшего профессионального образования «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»   филиал АлтГУ в г. Камень-на-Оби   Выполнил(а) студент(ка): __ курса, группа ___ И.О. Ф. _______________________________ (подпись) Научный руководитель: ученая степень, звание И.О. Ф. ...

Главной проблемой российского образования является его хроническое недофинансирование. И это несмотря на то, что с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями роста расходов на данную сферу. Если в 2000 году расходы бюджетной системы Российской Федерации на образование составляли 2,8% ВВП, то в 2005 году они увеличились практически до 4%. Между тем в развитых странах на образовательную сферу выделяется не менее 5,3 — 5,5%, а в Японии, Южной Корее и Китае — 15 — 25% ВВП.Можно констатировать, что государство не вкладывает в образование средств, необходимых для обеспечения его должного качества. В результате уже сейчас остро проявляются проблемы дефицита педагогических кадров, не всегда высокой квалификации преподавателей, неудовлетворительного, а порой и просто низкого уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений. В сложившейся ситуации преподаватели имеют существующий уже более 10 лет совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. Уже осуществленное в 2005 году повышение заработной платы на 20% и даже запланированное к 2008 году ее повышение в 2 раза не представляются достаточными.

По всей видимости, при сохранении прежних параметров отток преподавательских кадров продолжится, а процесс их обновления замедлится еще больше. Следствием этого будет дальнейшее снижение качества получаемого образования.В настоящий момент средний возраст работников системы образования составляет 40,1 года, хотя российские педагогические вузы ежегодно готовят достаточное количество выпускников-педагогов. Молодые специалисты крайне неохотно идут работать в учебные учреждения из-за очень низкого уровня заработной платы. В вузах ситуация еще более сложная. Структура профессорско-преподавательского состава значительно сдвинута в сторону старшего, а нередко и преклонного возраста.В связи с этим в ближайшее время необходимо не только воссоздать, но и повысить престиж профессии педагога, позитивно изменить мотивацию преподавателей и учителей в первую очередь к педагогическому труду, а также к плодотворному участию в модернизации отечественной системы образования в целом.Вызывает озабоченность и степень износа основных фондов учебных учреждений, которая превышает 37%, коэффициент их обновления (в сопоставимых ценах) составляет лишь 1,2% в год.Очевидно, что до сих пор государство не определилось в вопросе о степени своего участия в развитии системы образования.

11 стр., 5477 слов

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа

18 Лекция 19 (2). Информатика в ФГОС и Примерной основной образовательной программе основного общего образования Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования 11.3. Математика и информатика Изучение предметной области «Математика и информатика» должно  обеспечить: осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; ...

С одной стороны, государство стремится расширить свои контрольные функции в образовательной сфере, с другой — не готово к наращиванию затрат в образовательной среде в необходимых объемах, что ведет к снижению участия государства в обеспечении образовательных прав граждан. Назревает реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией РФ и законодательством об образовании. Эта тенденция вступает во все более заметное противоречие как с Конституцией РФ, так и с фундаментальными интересами российского общества.Серьезное опасение с точки зрения обеспечения качества получаемого образования вызывает и такая «особенность» современного российского образовательного процесса, как коррупция. Поборы и злоупотребления утвердились на всех уровнях российской образовательной иерархии, являясь «уродливой изнанкой» базового недофинансирования. Нередко они носят латентный характер. Родителей школьников и студентов настойчиво призывают к оказанию посильной материальной помощи учебному заведению. Широко практикуются также и переэкзаменовки на коммерческой основе. Подобного рода практика не только подрывает доверие к отечественному образовательному сообществу, но и выступает непреодолимым препятствием для соглашения с ведущими европейскими странами о взаимной конвертации дипломов государственного образца. В настоящее время за рубежом котируются дипломы лишь около десяти российских высших учебных заведений.Для того чтобы переломить ситуацию, требуются последовательные жесткие и бескомпромиссные меры административного и дисциплинарного характера. Установленные коррупционеры и взяточники должны подвергаться уголовному преследованию. Особое внимание следует при этом уделить элитным школам и университетам, где коррупция принимает зачастую особенно широкий размах, а взятки исчисляются тысячами и десятками тысяч долларов. Ясно, однако, что проблему коррупции в системе образования не решить одними только мерами устрашения или даже энергичной кампанией нетерпимости к этому социальному злу. Вся система образования должна быть перестроена таким образом, чтобы по возможности исключить или хотя бы минимизировать условия для существования «теневого» рынка образовательных услуг. В связи с этим искоренение коррупции в системе образования можно рассматривать как одну из задач ее модернизации. Только так можно реально защитить конституционное право граждан России на образование.В этом же контексте можно рассматривать перспективу введения в образовательных учреждениях всех уровней института уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Сейчас такие уполномоченные действуют в некоторых вузах, в частности в МГИМО(У), в ряде школ Москвы и других регионов. При масштабном введении этого института уполномоченный мог бы выступать посредником в случае разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между учащимися, их родителями, преподавателями и администрацией. Вместе с тем это был бы дополнительный способ общественного контроля над учебными заведениями, их деятельностью, непосредственно над процессом обучения.В настоящее время нередко имеет место ситуация, когда в образовательных учреждениях некоторых субъектов РФ вводится преподавание «религиозных предметов» («Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры» и т.д.).

14 стр., 6987 слов

Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Соликамский государственный педагогический институт" Кафедра педагогики Курсовая работа по специальности "050711 - Социальная педагогика" Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей ...

Единства мнений относительно целесообразности такой новации пока нет ни в обществе, ни среди представителей российских конфессий.Между тем Конституция РФ и Федеральный закон от 26.09.97 N 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливают светский характер государства, а также государственной и муниципальной школы. Это со всей очевидностью указывает на недопустимость обязательного преподавания «религиозных предметов» как совокупности знаний и представлений с точки зрения только одной конкретной церкви с целью формирования у школьника определенной конфессиональной ориентации с неизбежным и вполне определенным отношением к иным религиям и мировоззренческим взглядам. (Руководствуясь такой же логикой, государство считает, например, невозможным преподавание в государственных и муниципальных школах атеизма.)Нельзя вместе с тем не сказать и о том, что религиозные ценности являются неотъемлемой частью культуры, истории и современной жизни мировой цивилизации в целом и каждой нации в отдельности. Нехватка понимания, а порой и элементарного знания того, как формировались разные религии, какую роль они играют сегодня, никак не способствует межнациональной и межконфессиональной толерантности. В принципе информация об основных мировых религиях содержится во всех школьных учебниках по истории и другим гуманитарным дисциплинам. Достаточна ли эта информация? Не следует ли ее расширить, возможно, введя в школьные программы дополнительный предмет? Ответ на эти вопросы должны дать органы образования и эксперты. Ясно лишь, что учащимся государственных и муниципальных школ рассказывать о религиях должны историки, культурологи и религиоведы, а не служители культа.В настоящее время идет работа над составлением специального учебника для школьников «Мировые религии». Он будет иметь научный и светский характер и станет базовым для школ. Таким образом, учащиеся смогут получить необходимые сведения о самых разнообразных религиях в дополнение к той информации, что содержится в других школьных учебниках.Как известно, российское законодательство допускает преподавание «религиозных предметов» в общеобразовательных школах вне рамок обязательной школьной программы. Пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» устанавливает такую возможность в связи с просьбами родителей, согласием детей, а также по согласованию с органом местного самоуправления и при контроле со стороны органов управления образованием. Конечно, это компромисс. В первую очередь, он отражает то обстоятельство, что на момент принятия закона у религиозных организаций зачастую просто не было необходимых помещений, где можно было проводить религиозное обучение и взрослых, и детей. Теперь ситуация коренным образом изменилась. Поэтому представляется, что религиозным организациям стоит впредь брать на себя ответственность за организацию конфессиональных образовательных учреждений (например, «воскресных школ»).

Не следует ли в связи с этим подумать о внесении в указанный Закон поправок, которые бы исключили преподавание «религиозных предметов» в стенах государственных и муниципальных школ?Немалую тревогу вызывает также едва ли не повсеместное нарушение принципа общедоступности образования. Это в высшей степени уродливое и социально опасное явление обусловлено целым рядом как объективных, так и субъективных причин.Принцип общедоступности и бесплатности нарушается уже на уровне дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг. В частности, только в Москве за последние пять лет количество детских садов сократилось на одну тысячу. В связи с этим необходимо дополнительно установить законодательные и финансовые гарантии функционирования дошкольных учреждений, которые бы позволили гражданам реализовать свое конституционное право на бесплатность и общедоступность дошкольного образования.Такое же положение существует и при приеме в младшие и старшие классы общеобразовательных учреждений. Между тем использование при приеме в общеобразовательные учебные заведения конкурсов, собеседований и разного рода «самопальных» тестов, равно как и введение платы, например под видом «спонсорского взноса», есть прямое нарушение норм российского законодательства.Нельзя также не отметить неуклонно обостряющееся в последние годы противопоставление так называемых элитарных общеобразовательных учреждений «обычным» школам. Общепризнанно, что качество образовательных услуг, предоставляемых «обычными» школами, в лучшем случае не повышается, а скорее постепенно снижается. При этом, впрочем, престиж таких школ падает гораздо быстрее, чем качество предоставляемых ими услуг. Одновременно растет престиж, а значит, и востребованность «элитарных» общеобразовательных учреждений — разного рода лицеев, гимназий при достаточно сомнительном уровне обучения в них.Весьма похожее явление имело место в советский период. Однако, во-первых, сам его масштаб был неизмеримо меньше, а во-вторых, поступление в так называемые специальные общеобразовательные школы советских времен было гораздо более доступно, чем сегодня в «элитарные», и далеко не всегда зависело от финансового и общественного положения родителей. В целом, существование «специальных» общеобразовательных учреждений мало влияло на престиж «обычных» школ или на качество предоставляемых ими образовательных услуг. Напротив, в современных условиях, когда услуги «элитарных» общеобразовательных учреждений рекламируются как товар, практически недоступный для ребенка из среднестатистической российской семьи, право граждан России на общедоступное и бесплатное основное общее образование существенно обесценивается. Тем самым российская система образования на деле постепенно утрачивает свою первейшую конституционно закрепленную социальную функцию.К сказанному следует добавить, что вопреки закрепленному в российском законодательстве принципу обязательности основного общего образования, едва ли не впервые в истории нашей страны растет количество детей, не посещающих школу и соответственно остающихся полностью или частично неграмотными. Согласно существующим экспертным оценкам, уже сегодня в России насчитывается никак не меньше двух миллионов неграмотных детей. В самом лучшем случае многим из них уготована незаслуженно тяжелая судьба.Право на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе со всей очевидностью относится к категории фундаментальных. В нашей стране оно было впервые декларировано Конституцией СССР 1936 года, подтверждено Конституцией СССР 1977 года и в последующем Конституцией РФ 1993 года. Однако механизм реализации этого права, политизированный и далеко не эффективный еще в советское время, в наши дни, в основном утратив свою политическую доминанту, резко прибавил во взяткоемкости, но заметно потерял в качестве предоставляемых услуг, в организации и социальной справедливости.В частности, всем известно, что обучение в образовательных учреждениях детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов I и II групп и некоторых других категорий требует дополнительных затрат. Поэтому уже на этапе вступительных экзаменов администрации вузов порой осознанно изобретают неформальные преграды для молодых людей этих категорий. Таким образом, ущемляются права как раз тех граждан, о которых общество должно проявлять повышенную заботу. С этим явлением необходимо вести борьбу всеми доступными средствами, стремиться к тому, чтобы каждый человек чувствовал заботу со стороны государства и защищенность при реализации своих прав. Уполномоченный полагает возможным ввести, в частности, меры поощрения руководителей тех образовательных учреждений, которые создают равные условия для реализации прав всем без исключения категориям граждан.Помимо этого, совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации предлагается организовать «горячую линию» (телефон доверия) по вопросам приема в образовательные учреждения различных уровней, провести информационно-разъяснительную работу с населением о существовании такого способа защиты от неправомерных действий и организовать работу профильного подразделения по восстановлению нарушенных прав граждан и пресечению подобной практики ущемления прав в образовательной сфере.Принято считать, что государственные высшие учебные заведения дают студентам более качественное образование. Насколько справедливо такое утверждение, сказать трудно. Можно лишь предположить, что в основном в силу объективных причин государственные вузы более строго соблюдают существующие государственные образовательные стандарты в части составления и выполнения учебных программ, оценки знаний студентов и т.д. Ясно также, что лучшие государственные вузы, имея долгую историю и богатые традиции, не могут не заботиться о поддержании своей высокой репутации. Напротив, подавляющему большинству негосударственных вузов, где обучение является платным, еще только предстоит такую репутацию завоевать. Однако проблема состоит в том, что по крайней мере в современных условиях сосуществование с негосударственными вузами не идет на пользу государственным.Для того чтобы выжить в условиях неадекватного финансирования, государственные вузы, как известно, вправе принимать абитуриентов, выдержавших конкурсные испытания, для обучения не только на бесплатной, но также и на платной основе. Такое положение почти неизбежно стимулирует коммерциализацию государственных вузов, что не может не сказываться как на качестве преподавания, так и на отношении к учебе самих студентов. Кроме того, со всей очевидностью растет и взяткоемкость государственных вузов, а сам процесс предоставления «теневых» услуг абитуриентам и студентам приобретает все более четкие логику, структуру и прейскурант.Описанное явление преступно и аморально, а его кумулятивный эффект крайне деструктивен. Речь при этом должна, видимо, идти не только о прогрессирующем нравственном разложении всех участников процесса, но прежде всего о размывании системы бесплатного высшего образования.Ситуация, сложившаяся в образовательной сфере, и, в первую очередь, снижение объемов государственного финансирования позволяют прогнозировать увеличение в ближайшие годы числа лиц, обучающихся на контрактной основе. В настоящее время около половины всех российских студентов получают знания за свои собственные средства. Между тем средняя стоимость обучения, например в московских вузах, составляет 2 — 5 тыс. долларов в год. Семья далеко не каждого российского абитуриента может позволить себе такие расходы. Следовательно, возникает проблема поиска финансовых средств. Выходом из сложившейся ситуации могли бы стать образовательные кредиты, выдаваемые как государственными, так и негосударственными банками. К сожалению, такие программы кредитования имеют всего несколько российских банков. Что же касается условий кредитования, то они по сути кабальны: от 10 до 20% годовых при максимальном сроке возврата кредита в 10 лет и максимальной сумме кредита в 25 тыс. долларов.Статистические данные свидетельствуют о том, что количество студентов, обучающихся подобным образом, невелико. И это понятно. Ведь при таких высоких процентных ставках образовательные кредиты являются недоступными для многих российских граждан. В данном случае уместна аналогия с ипотечным кредитованием жилья, где также действуют непосильные для большинства людей условия получения кредитов. Совершенно очевидно, что государство должно всемерно поощрять развитие программ образовательного кредитования, доступного для большинства граждан. Такая система предоставления кредитов на получение образования существует в большинстве европейских государств.Необходимость реализации конституционного права граждан России на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе в государственных учебных заведениях не вызывает сомнения. Причем не только потому, что, согласно имеющимся оценкам, около четверти населения нашей страны живет сегодня за чертой бедности и, естественно, просто не может позволить себе оплату высшего образования. Со временем жизненный уровень россиян, хочется верить, существенно возрастет. Однако и тогда конституционное право на бесплатное высшее образование на конкурсной основе останется одним из важнейших инструментов социальной справедливости, залогом динамичного развития общества и государства, одной из важнейших гарантий гражданских прав.получение бесплатного высшего образования для лучших, наиболее способных и целеустремленных выпускников средних образовательных учреждений. Простой ответ — путем резкого увеличения государственного финансирования высшей школы — в свою очередь, ставит вопрос об источниках такого финансирования. Более сложные ответы, очевидно, предполагают не только увеличение государственного финансирования, но также разработку и внедрение разнообразных мер государственного поощрения частного спонсорства системы бесплатного высшего образования.

http://www.gorby.ru/presscenter/news/show_28465/

http://elementy.ru/Library9/Doclad.htm?context=28887

2.Дошкольное Образование

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %).

Основными причинами отказа от детского сада является неплатежеспособность родителей и, реже, состояние здоровья ребенка. Вместе с тем дети даже в обеспеченных семьях, не посещающие детские сады, как правило, не получают должного воспитания, воспитательные функции перекладываются на телевизор, компьютер.Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад — родители могут работать и учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т.е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена.А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции).

Этого не может восполнить ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество – важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его дальнейшее беспроблемное продвижение на пути обучения и социальных контактов. Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей “педагогическую запущенность”, которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения. “Педагогически запущенный ребенок” фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования.В настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду — “детский сад” добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных — для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В дошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и целостность развития.Наличие же высших и низших категорий, присваиваемых дошкольным учреждениям разных видов по итогам аттестации, изначально ставит детей в неравные стартовые условия развития и нарушает права ребенка на получение доступного и качественного образования. Поскольку в учреждениях низшей категории соответствующие и образовательные услуги.Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании).Система дошкольного воспитания обновилась и содержательно. Детские сады работают теперь не по единой, как это было раньше, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными авторами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов. Вместе с тем, программы часто прямо противоположны по принципиальным подходам к воспитанию и развитию детей: в одних преобладает обучение и мало внимания уделяется самостоятельной деятельности детей и их воспитанию, в других – обучение отрицается, и все дидактические задачи решаются только в игре, что разрушает и саму игру как ведущую деятельность в этом возрасте, и мало результативно в смысле обучения детей. Многие педагогические технологии не учитывают возрастных особенностей детей, завышают требования к ним, перегружают детей различными обязательными занятиями, что приводит к нарушению нормального режима дня, к систематическому утомлению и, как следствие, ухудшению и без того плохого состояния здоровья детей.По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН лишь 5-7 % дошкольников здоровы, до 25 % страдают хроническими заболеваниями, свыше 60 % имеют функциональные отклонения. Все это усугубляется завышенными требованиями школы к будущим первоклассникам. Часто, родители, желая отдать своего ребенка в престижную школу или гимназию, вынуждены четырех- пятилетних детей – воспитанников детского сада в вечернее время водить на дополнительные занятия, которые организуют школы. Родители боятся, что их дети, в противном случае, не пройдут вступительное тестирование.В соответствии с проводимой реформой образования дети должны идти в школу с 6,5- 8 лет, исходя из уровня их готовности к обучению, состояния здоровья и пожеланий родителей. Вместе с тем в ряде регионов проводится политика убеждения родителей отдавать детей в школу с шести лет в массовом порядке, независимо от уровня зрелости ребенка, компетентности учителей в отношении работы с детьми этого, еще не школьного, возраста, наличия в школе необходимых условий – для игр, прогулок, самостоятельной деятельности детей и др.Давление школы оказало существенное влияние и на саму организацию жизни детей в детском саду. Самоценность дошкольного детства ушла на второй план, во главу угла стала узконаправленная подготовка к школе. Жизнь детей становится строго регламентированной, а функции воспитателя, который раньше был для ребенка главным человеком, стали выполнять дополнительно работающие педагоги: экологи, инструкторы по физкультуре, преподаватели изобразительной деятельности, режиссеры и др. При таком сугубо школьном подходе теряется сама сущность детского сада, места, где ребенок может быть самим собой, заниматься под руководством воспитателя, хорошо его знающего, интересными развивающими делами (играть, конструировать, рисовать, слушать музыку, придумывать сказки и др.); разрушается детское сообщество.Важно то, что в детской садах повышенной категории предусмотрено расширенное штатное расписание за счет введения в него дополнительных педагогов, специализирующихся в той или иной области. Что по сути неоправданно существенно удорожает для государства содержание детей в таких учреждениях. Заметим, что всю образовательную работу в детскому саду прекрасно могут вести воспитатели и музыкальный работник (как было всегда раньше).Сегодня широкое распространение в системе образования получило тестирование. Ему подвергают детей практически с трехлетнего возраста, не говоря уже о шести- семилетках. Используются самые произвольные системы диагностических методик, порой не выдерживающие никакой критики. При этом не учитывается мировой опыт, показавший недостоверность прогностических возможностей теста в отношении развития маленьких детей. Тестирование проводится практическими психологами, часто получившими недостаточное психологическое образование как дополнительное за 3-6-9 месяцев.Однако наличие большого числа программ и технологий свидетельствует о пестромразнообразии, а не о вариативности.Для выстраивания вариативного образования необходимо, в первую очередь, определить инвариант, т.е. обязательное сущностное ядро содержания образования. В его качестве выступают стандарты. При этом они не должны быть сведены к минимуму «подвального” уровня: ниже – провал. Они должны быть наполненными настолько, чтобы каждый ребёнок имел возможность взбираться и выше, “к чердаку с большим окном”, через которое видна перспектива дальнейшего развития.Такие стандарты фактически заложены в Примерной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанной по заказу Министерства образования РФ авторским коллективом Центра “Дошкольное детство” им. А.В. Запорожца, которая призвана стать ориентиром при создании вариативных программ. Она основана на деятельностном подходе, имеет развивающий характер, рассчитанный на потенциальные возможности ребенка, реализует принцип системности и здоровьесберегающий подход. Особое значение имеет воспитывающая направленность программы: ее содержание вводит в мир родной культуры и культуры других народов. Мультикультурное воспитание способствует формированию с малых лет патриотизма и толерантности. Программа позволяет поставить на место монологической педагогики педагогику диалога.В ней представлены также интегральные показатели детского развития, позволяющие самому воспитателю, который постоянно находится рядом в детьми, оценивать, как растет и развивается ребенок (в один год, в три года, в пять лет, в шесть-семь лет) без привлечения традиционного психологического тестирования, строить в соответствии с индивидуальностью каждого ребенка свою педагогическую работу.Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам – достойную зарплату.В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объема образовательных услуг детских садов. Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому).

Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования.Оптимальным решением является определение процента от общей стоимости содержания ребенка в детском саду, который составил бы размер оплаты, доступный большинству родителей при адресной поддержке малообеспеченных семей.Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.).Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием, достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

3.Среднее и дополнительное образование

Дополнительное образование в России и его развитие является в настоящее время одним из наиболее актуальных направлений образовательной деятельности образовательных учреждений. Это обусловлено сложными социально-экономическими процессами, которые радикально изменили российское общество. Образовательные учреждения все чаще рассматриваются как «экономические корпорации», и, следовательно, с них как бы снимается особый статус — статус просветительского центра. При этом все чаще используется новый термин — «полезное знание». Специфика «полезного знания» заключается в том, что оно ограничено в принципе, сфокусировано на конкретике и нацелено — на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду. Это знание оформляется в некие комбинации (программы, курсы, циклы, специализации) практических умений и технологий с ограниченной зоной социальной ответственности, которые и определяют содержание образовательных услуг.

К приоритетным направлениям модернизации российской системы образования отнесено: законодательное обеспечение новаций в образовании, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг. Важным для модернизации образовательного пространства России является развитие непрерывного профессионального образования. Речь идет о непрерывности процессов в системах начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Дополнительное образование в России как формальное, так и неформальное в диапазоне возрастов от 16 до 65 лет включает в себя: повышение квалификации, переподготовку и подготовку специалистов. В диапазоне возрастов от 30 до 60-65 лет образование выполняет заказы рынка труда и сводится к образованию взрослых.

На современном этапе можно утверждать, что в системе формального образования обучающиеся не получают знания в том объеме и форме (качестве), которые требует рынок труда. Это означает, что, во-первых, получаемое до 30 лет образование не является «судьбоносным» для слушателей и они воспринимают его только с точки зрения владения дипломом государственного образца, обеспечивающего условный карьерный старт, во-вторых, задача приобретения «полезных знаний» возлагается на дополнительное профессиональное образование.

В сфере дополнительного профессионального образовании в России существует очевидное отставание России от мирового уровня, обусловленное недостаточностью понимания в обществе происходящих процессов и, в частности, непониманием необходимого уровня образования для каждого индивида, который требуется для поддержания продуктивной рабочей силы и института гражданского общества в целом. Очевидно, что только путем обучения индивида в течение всей жизни возможно поддержание его ключевых компетенций на уровне, обеспечивающем его конкурентоспособность и высокий уровень жизни.

Удовлетворение дополнительных потребностей в знаниях обучающихся и обеспечение их личной «образовательной траектории» должно осуществляться путем дополнительного образования (профессионального и непрофессионального образования).

У дополнительного образования в России есть интересная особенность: «образование на заказ» ограничено короткими программами дополнительного образования (менее 1000 часов).

Именно это дает шанс малым предприятиям, начинающим бизнесменам получить необходимые знания в короткий период, и, следовательно, облегчает инновационный путь развития бизнеса. В свою очередь, это определяет интерес к инвестициям в экономику — инвестор в стране с высоким уровнем образования получает преимущества — он нанимает уже подготовленный персонал, оплачивая только его текущее содержание. Доход от инвестиций в дополнительное образование в России наиболее велик.

В заключение следует отметить, что в соответствии с современными тенденциями развития образования в условиях становления новой экономики дополнительное образование в России становится основным сегментом образовательного рынка.

-Общее среднее образование (школы, лицеи, интернаты и др.):

рост учебной и информационной нагрузки за последние 15 лет в школах и негативное влияние на здоровье школьников в связи с сохранением обязательного 9-летнего образования;

увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного образования;

утрата позиций российской школы в уровне подготовки учащихся по ряду предметов (по данным международных сравнительных исследований);

сокращение рождаемости населения, рост наркомании, преступности среди малолетних в стране;

низкая и несвоевременная оплата труда и старение преподавательского состава в школах;

слабая материально-техническая база учебных заведений, особенно в сельских школах и депрессивных регионах;

снижение количества учащихся в расчете на одного преподавателя, что приводит к росту необходимых затрат на образование в школах.

-Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи):

недостаточное государственное финансирование из бюджета и контроль за процессом реструктуризации среднего профессионального образования (либеральная реформа);

сокращение подготовки специалистов для отраслей материального производства — около 500 тыс. человек за 90-е гг.;

рост платного обучения по гуманитарно-экономическим специальностям, что приводит к потере отраслевой направленности учебных заведений СПО;

низкая и несвоевременная оплата труда преподавательского состава, изменение профессиональной специализации преподавателей в связи с массовой «гуманитаризацией» техникумов;

старение материально-технической базы учебных заведений, недостаточная компьютеризация и информатизация образования, особенно в депрессивных отраслях народного хозяйства.

Заключение

1. Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематических знаний, умений и навыков с целью их использования в профессиональной деятельности. Система образования России является сложным комплексом, включающим 78 тыс. учебных заведений, 28,8 млн. учащихся, с ежегодным выпуском учащихся и студентов 3,08 млн. чел. и общей численностью преподавательского состава 2,2 млн. чел.

2. Международные сравнения в области образования показывают, что Россия имеет сопоставимые с развитыми странами «семерки» показатели по индексу уровня образования — 0,92, уровню грамотности населения (99 %), валовому показателю поступивших в учебные заведения 1, 2 и 3-го уровней — 77 %, числу ученых и специалистов, занимающихся НИИОКР, на 1000 населения — 4,2 чел. Значительные отставания от стран «семерки» имеются по показателям ожидаемой продолжительности жизни населения (66,6 в России и 80,0 лет в Японии), реальному ВНП на душу населения в тыс. долларов США (2,68 в России и 38,16 в Японии), расходам на образование в млрд. долларов США (16,19 в России и 420,29 в США), расходам на образование из госбюджета (3,5 % в России и 14,4 % в США).

3. Система управления образованием России характеризуется громоздкостью, бюрократизацией, нарушением норм управляемости, сложностью процесса лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений. Предлагается реформировать систему образования в период 2000 — 2010 гг. в направлении усиления регионального звена управления образованием. В частности, передать на этот уровень финансирование и управление высшими и средними профессиональными учебными заведениями (вузы и техникумы), а на уровень муниципального управления передать учреждения начального профтехобразования (ПТУ, УПК).

4. Разработаны три стратегических сценария развития системы образования России на период до 2025 г. (пессимистичный, реалистичный и оптимистичный) исходя из анализа внешней и внутренней среды и рекомендуемых стратегий менеджмента. Сделан прогноз развития некоторых социальных показателей России на период до 2010 г. (ВВП, численность населения, численность и выпуск учащихся, численность преподавателей).

В расчете не прогнозируется снижения указанных выше показателей к уровню 1998 г. Основой реалистичной стратегии реформирования является национальная доктрина образования в России, принятая на Всероссийском совещании 15.01.2000 г. в Москве.

5. Показано, что вуз является центром реформы образования в России. Проведены расчеты по укрупнению учебных заведений высшего и среднего профессионального образования в России по критерию среднесписочной численности студентов. Показано, что путем укрупнения государственных вузов с 580 до 200 к 2010 г. можно повысить среднесписочную численность студентов с 5 771 до 24 000 студентов. Предложена структура управления крупного регионального государственного университета.

6. Рассмотрена концепция стратегии развития учебного заведения в условиях кризиса на основе проведения диагностического анализа, деловой игры «Стратегия» и разработки стратегического проекта реформирования учебного заведения. НИМБ имеет опыт выполнения 21 стратегического проекта для различных организаций.

Список использованной литературы:

1.Беляков С. А. Образовательная политика и управление образованием // Университетское управление: практика и анализ. 2008.

2.Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура: Научная монография. М.: Канон+, Реабилитаци

3.Емельянов С.А. Модернизация России: социально-философский анализ

4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]

5.Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Модернизация российской системы образования