Термины по СКД 21

Термины по СКД

Активность субъекта – способность субъекта осуществлять социально значимые действия и поступки, на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении. (Обществоведение. 9-11 классы. Более 1000 понятий и терминов ст. 11).

Антропология — (от греч. Anthropos – человек и logos – знание, слово) – 1)раздел философского знания, изучающий природу человека как деятельного существа, особенности его социальных и биологических задатков и способностей; 2)совокупность научных дисциплин, направленных на всесторонний анализ феномена человека как биологического вида и форм социального взаимодействия в исторической динамике эпох; 3) учение о человеке. (Обществоведение. 9-11 классы. Более 1000 понятий и терминов ст.15).

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации(http://ru.wikipedia.org/wiki/Глобализация).

Глобализация (глобализм) – возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран( http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/GLOBALIZATSIYA.html).

Духовная культура – 1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность 2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.).

(Гуревич П. Словарь по культурологии, 1996 г.)

Закономерности социально-культурной деятельности- система объективно существующих, внутренне обусловленных, непреложно проявляющихся устойчивых целевых установок, связей и отношений, складывающихся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html).

Идеология — система политических, правовых, нравственных, философских, религиозных, художественных и иных сложившихся в обществе или социальной группе взглядов и идей( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html).

Индивид — конкретный человек как единица общества; продукт фило- и онтогенеза; единство врожденного и приобретенного.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Индивидуум – ( от лат. Individum – неделимый ) – отдельный индивид, человек среди других людей. См. индивид (Обществоведение. 9-11 классы. Более 1000 понятий и терминов ст. 70).

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... тесно смыкалось с понятием «личина», скрывающая истинное лицо человека и считалось ругательством, обвинением в лицемерии. В положительном смысле личность в Греции понималась сквозь термин soma – тело,человеческая ... из этих граней.   Хотя каждая личность является одновременно человеком и гражданином, но далеко не каждый человек, индивид в своих общественных связях и поведении проявляет себя как ...

Индивидуальная культурная деятельность – культурная деятельность индивидуального субъекта по:1. Созданию культурных ценностей;2 саморазвитию личного духовного и физического потенциала;3.освоению знаний, норм, умений культурного использования ценностей культуры и природы.

Индивидуализация- создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество. (‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Инкультурация — вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры. ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Искусство – 1) форма общественного сознания и специфический тип человеческой деятельности, направленной на отображение действительности и внутреннего мира человека в форме художественных образов; 2) особая форма человеческой деятельности, которая проявляется в создании художественных образов, запечатленных в художественных произведениях; 3) сфера общественной жизни, в которой создаются художественные образы. (Обществоведение. 9-11 классы. Более 1000 понятий и терминов ст. 78).

Искусство — единственный инструмент культуры, с помощью которого человек воспроизводит самого себя, в реальной целостности своего уникально-природно-социально-культурного существования, и, тем самым, расширяет свое жизненное пространство. дополняя свой реальный жизненный опыт иллюзорным опытом жизни в художественной реальности.(Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996)

Культура-совокупность культурных ценностей, ориентированных на удовлетворение духовных потребностей людей и созданных в результате деятельности человека или тесно связанных с такой деятельностью (Закон «О культуре» РБ, глава 1, статья 1)

Культура- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации и качестве деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.( Советский энциклопедический словарь. М., 1982)

Культура — социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.(Философский словарь / Под ред.И.Т. Фролова. М., 1987)

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... четырехтомном словаре русского языка отмечается семь основных значений этого слова. Это деятельность, занятие людей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения ... и, по сути, разведывательный характер. Мы полагаем, что основные параметры игровой деятельности взрослого человека были нами предварительно описаны. Было показано, что игра - важнейшая часть ...

Культура — совокупность программ духовной деятельности людей, несущих в себе накопленный народом ценностно-организационный опыт, идеалы жизни, нравственности, социальных отношений, общения. (Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. М., 1991)

Культурная деятельность — деятельность по созданию, возрождению, сохранению, охране, изучению, популяризации, использованию и распространению культурных ценностей, эстетическому воспитанию, художественного и культурологического образования, организации культурного отдыха (свободного времени) населения (Закон «Об культуре в Республике Беларусь»)

Культурная деятельность — целенаправленная и осознанная активность человека, обеспечивающая создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие духовных и материальных ценностей. (‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Культурная компетентность личности — это совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих осознанно воспринимать процессы и явления культурной жизни, адекватно учитывать требования общественной регуляции отношений, проявлять социальную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в социально-культурной деятельности.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Культурное наследие — непреходящие ценности культуры, закрепленные в идеалах, языке, искусстве, традициях, памятниках истории и других передаваемых из поколения в поколение атрибутах совокупного духовного опыта человечества.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Культурные процессы — Изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами (http://mirslovarei.com/content_fil/processy-kulturnye-1136html)

Культурные события – это конкретно исторически частные случаи протекания культурных процессов, обстоятельств их протекания. (http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%E2%80%A2…)

Культурные ценности — вещественные памятники достижений человечества в производственной, духовной и общественной жизни, способные удовлетворять духовные и эстетические потребности человека и одновременно содержащие в себе художественную, научную, мемориальную или иную ценность.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Культурное творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. (Обществоведение. 9-11 классы. Более 1000 понятий и терминов ст. 101).

Культурология — это наука о культуре во всем ее многообразии и единстве; область гуманитарного знания о сущности, природе и закономерностях возникновения, становления, развития и функционирования культуры.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_7.html)

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. (ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

11 стр., 5238 слов

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной ...

... труду, достижению высшего уровня профессионализма [3]. Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность которых ... психологии и физиологии труда проблема адаптации человека к производственным условиям, т.е., к условиям, определяемым профессиональной деятельностью, занимает одно из центральных мест. ...

Личность — «человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса» (Тугаринов В.П. Личность и общество. М., 1965. С.88).

«

Личность — интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое» (Парыгин Б.П. Основы социальной психологической теории. М., 1971. С.100).

Массовая культура -точно так же, как и авангард, существовали в искусстве всегда. Народное искусство, искусство карнавала, искусство ярмарки, искусство балагана — это массовая культура, продолжающая оплодотворять высокую культуру современности. (Лихачев Д.С. Достоинство культуры //Огонек. 1985. № 48. С.11)

Материальная культура – 1) включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Материальная культура оценивается с точки зрения создаваемых ею средств и условий совершенствования самого человека 2) это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, то есть артефакты – все, что сделано руками 3) культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства, физическая культура. (Гуревич П. Словарь по культурологии, 1996 г.)

Методология (от метод игреч. — слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе.

dic.academic.ru›Философская энциклопедия

Методология — тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов (см. Метод) в различных сферах духовной и практической деятельности.

www.terme.ru›Новая философская энциклопедия. — 2003

Методология — 1. Учение о научном методе познания, расширенно — о методах познания вообще. 2. Совокупность методов, применяемых в некоей науке, области знания.

vocabulary.ru›Головин С. Словарь практического психолога

Методы социально-культурной деятельности — система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач. (‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Общество — совокупность людей:

6 стр., 2931 слов

Общение в педагогической деятельности как социально психологическое ...

... сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что ... литературы Вопрос 1. Общение в педагогической деятельности, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса Неоспоримый факт, что «конечный продукт» педагогической деятельности учителя — духовный мир его ...

— объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;

— характеризующаяся (1) устойчивостью, (2) целостностью, (3) саморазвитием и (4) наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Общество — человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу. Общество есть продукт взаимодействия людей.

Общество — целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.( http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?ROh$lxyiu)

Опыт — знание, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений. Одно из основных понятий теории познания.( http://ru.wikipedia.org/wiki/Опыт)

Потребность — объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие, это определенное состояние психики человека, отражающее недостаток веществ, энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функционирования человека.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Принципы социально-культурной деятельности — наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Природа — — англ. nature; нем. Natur. Совокупность естественных и истор. условий существования человека и человеческого общества. Различают: П. первичную — совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества; П. вторичную — совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям. http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/p/priroda.html ()

Самовоспитание — сознательная работа личности над собой в целях обогащения знаний, умений и навыков, формирования определенных качеств и устранения осознанных недостатков.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EC%FC%FF )

Социально – культурные институты – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации.( http://ya-simkina.narod.ru/R4-7.htm )

Социальная организация (от франц. organisation, от позднелат. organizo- сообщаю стройный вид, устраиваю) — исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.(http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/659/СОЦИА… )

5 стр., 2235 слов

Профессиональная деятельность воспитателя и его психологическая культура

... уровень развития учащихся, понимать их, вводить в мир духовной культуры, организовывать духовно насыщенную деятельность, формировать социально-ценностные ориентации. Прежде чем определиться, в ... уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности. По самой глубокой своей сущности гуманитарная культура выражает гуманистические ценностные ориентации личности. Другими словами, ...

Социальная установка — ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/11… ) Содержание социально-культурной деятельности — комплекс специально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, в которой происходит ИКД и СКД.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Сознание — (сознательное) — форма отражения объективной действительности в психике человека — высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому. Характерно тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.( С.Ю. Головин. «Словарь практического психолога.»)

Социализация — процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций. (‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Социально-культурная активность — интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры. ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html )

Социальная культурная деятельность – культурная деятельность социальных субъектов(профессиональных и непрофессиональных социальных групп вплоть до общества в целом) по:

  1. Отбору культурных ценностей
  2. Развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности
  3. Коммуникации т.е. сохранению, распространении. И культурному использованию культурных ценностей

Социально-культурная деятельность — это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html )

Социальное творчество — высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.(http://mirslovarei.com/content_soc/socialnoe-tvorche…)

Социальная деятельность — наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.(http://mirslovarei.com/content_soc/socialnoe-tvorche…)

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Социально-культурные институты – совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию, необходимых для существования и развития общества в целом. (Обществоведение. 9-11 классы. Более 1000 понятий и терминов ст. 208).

Социально-культурное творчество — это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения.(http://www.modernstudy.ru/pdds-937-1.html)

Социальная установка — ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/11… )

Средства социально-культурной деятельности — это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Субъект культурной деятельности — профессионально организованные группы людей, обладающие определенными знаниями, навыками и опытом. (Обществоведение. 9-11 классы. Более 1000 понятий и терминов ст. 214)

Субъекты культуры — носители активности в области создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего развития духовных и материальных ценностей.

(‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_7.html)

Сущность – внутренняя основа (содержание) объекта (предмета, вещи, явления).

(Обществоведение. 9-11 классы. Более 1000 понятий и терминов ст. 216).

Теория СКД – это раздел прикладной культурологи, сложная саморазвивающаяся социальная система, исследующая СКД, как совокупность материальных и духовных ценностей, приемов и способов непрерывного воспроизводства, культурного и социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации. (http://www.vss.nlr.ru/archive_catalog.php?rid=2119

Творческая деятельность — вид культурной деятельности, которая включает в себя художественное творчество и другую интеллектуальную деятельность, которая завершается появлением нового, не существовавшего раньше самостоятельного результата интеллектуальной деятельности в области культуры. (Закон о культуре в Республике Беларусь.)

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Творческий субъект – субъекты, которые связаны с производством и воспроизводством культурных ценностей.( http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978… )

Традиции — исторически сложившиеся, наиболее устойчивые, передающиеся из поколения в поколение обычаи, ритуалы, взгляды, чувства людей.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Факторы выбора средств – цель, вид деятельности, материальная основа, уровень квалификации менеджмента, идеологические составляющие, морально – этические принципы, количество и характер художественно-постановочных задач.(http://www.edu-support.ru/?statya=333 )

Формы социально-культурной деятельности — утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Функции социально-культурной деятельности — категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Хоминизация индивида — процесс приобщения новорожденного к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, элементарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.( ‘turologija__monografija__izd_-_2__spb___2001__561_s_8.html)

Человек — особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/753/ЧЕЛОВЕК)