12
Психологический тренинг как форма активного обучения
1. Психологическая коррекция в структуре психологической практики
2. Виды психологической коррекции.
3. Принципы построения психокоррекционных программ.
4. Социально-психологический тренинг как средство коррекции
1. Психологическая коррекция в структуре психологической практики
Понятие «психологическая коррекция» (корректив, фр. correkif поправка, частичное исправление, изменение; корректировать, лат. correcturs выправленный; вносить поправки, поправлять что-либо) определяет целевое содержание психопрактики.
Психокоррекция в современных источниках определяется «… как целенаправленное изменение психологии или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи, посредством методов психологического воздействия на него; совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков в психологии или поведении у физически здорового лица; предполагает организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастной нормой психического развития» [4, с. 41]. Из этих определений можно выделить три ключевых слова, которые специфицируют психокоррекционную помощь: норма психического развития; целенаправленное, организованное изменение; исправление показателей развития.
В зависимости от контекста высказывания рассматриваемое понятие имеет достаточно широкий смысл: «изменения» «исправления», в более узком, специфическом смысле — узкое поле действия в отношении к различным дефектам, нарушениям психического развития (прежде всего, детей).
В первом случае коррекционный эффект является в принципе целью всех моделей психопрактики, и понятие, в его самом общем смысле «изменения», включается в описание психотерапевтического, и консультативного процесса. Во втором случае — коррекция — результат специальных способов обучения, где коррекция прямо связана с такими параметрами, как «возрастная норма психического развития» и «индивидуальный темп ее освоения».
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... изменение функционирования отдельных мозговых структур или мозга в целом. Авторы разработали специальные методы нейропсихологи-ческой диагностики и нейропсихологической коррекции. К исследованию особенностей психического развития ... формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо ...
В этом специализированном смысле понятие выполняет функцию выделения работы психопрактика и включает целерациональные стратегии психологической помощи и организованный (директивный) характер взаимодействий, основанных на достаточно четко зафиксированных, диагносцируемых нормах психического развития. Однако это не исключает коммуникативных стратегий как необходимого условия контакта, хотя задачи «исправления», «изменения» конкретных показателей требуют более жестко фиксированных технологий, чем в некоторых видах терапий и консультировании. Большой спектр оказания психологической помощи в психокоррекции у психолога не только в детских учреждениях, но и в школах, особенно в развитии познавательной сферы, эмоциональной дезадаптации.
В настоящее время остается дискуссионным вопрос о разделении таких сфер психологической помощи, как психологическая коррекция, психотерапия, психологический тренинг.
Так, например, по мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Соответственно, сторонники данной точки зрения утверждают, что различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств), а психокоррекция, которую осуществляет психолог, имеет дело не с аномалиями психики и поведения людей, проявляющихся в заболеваниях, а с похожими явлениями, которые не носят патологический характер. При этом людей, обращающихся за помощью к психотерапевту/тренеру, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, называют клиентами. Похожей точки зрения придерживаются В.Т. Кондратенко и Д.И. Донской. Под психотерапией они понимают систему лечебного воздействия, через психику — на весь организм и поведение больного.
По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование1. При этом подчеркивается, что термин «психотерапия» (Psychotherapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Действительно, по мере развития психологической науки данная точка зрения становится все более популярной. Тем более, что основанием для этого могут служить сходные требования, предъявляемые как в психокоррекции, так и в психотерапии к личности специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам. Как в психотерапии, так и в психокоррекции:
10 Методы социально-психологического воздействия. Социально-психологический ...
... пассивно "отсидеться". Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное ... указывает… По лекциям Белинской, к методам воздействия относятся тренинги, (личностного роста, коммуникации, поведенческих навыков), моделирование ... содержанию тренинговые группы: исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении; ...
- используются одинаковые процедуры и методы;
- предъявляются одинаковые требования к клиенту;
• помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.
Несмотря на схожесть психотерапии и психокоррекции, важно выделить их отличия. Так, под психокоррекцией может пониматься система мероприятий (комплексное воздействие на личность), направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Под психотерапией можно понимать специфические методы воздействия (исходя из западной трактовки понятия), затрагивающие глубинные личностные процессы и психику человека. Психотерапия (как и психокоррекция) ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы и жалобы невротического характера.
Таким образом, можно сказать, что понятие психокоррекции является более широким и комплексным и включает в себя психотерапию.
Что касается понятия «психологический тренинг» (чаще используется понятие СПТ — социально-психологический тренинг), то необходимо отметить следующее. Чаще всего под тренингом понимают средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в межличностном общении. Тренинг определяется как «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека» (С.И. Макшанов).
Также тренинг определяется как метод развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением (Ю.Н. Емельянов).
Очевидно, что тренинг, так же как и психотерапия, является средством воздействия на личность с целью ее развития. И в групповом психологическом тренинге, и в групповой психотерапии довольно часто используются одни и те же процедуры. Как отмечает И.В. Вачков, в последние десятилетия обнаружилась тенденция к сближению тренинга и психотерапии. Психологический тренинг взял на себя функцию оказания психотерапевтической помощи. Однако при наличии подобных тенденций, тем не менее, необходимо выделить специфические черты психологического тренинга, отличающие его от психотерапии.
Во-первых, в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько формированию навыков саморазвития личности в целом.
Во-вторых, психотерапия зачастую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.
В-третьих, тренинговая работа тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова. Однако психологический тренинг невозможно свести только к обучению, потому что наряду с когнитивным компонентом большое внимание уделяется эмоциональному опыту.
Обобщая сказанное, можно заключить, что и психотерапия, и психологический тренинг могут рассматриваться как специфические методы воздействия на человека, осуществляемого в рамках психокоррекционного процесса.
1. Физическая природа шума и его воздействие на организм человека
... это совокупность звуков различной частоты и интенсивности, которые воспринимаются органами слуха человека и вызывают неприятное субъективное ощущение. Шум как физический фактор представляет собой ... гипертония, туберкулез, язва желудка); - травмирующий (резко нарушает физиологические функции организма человека). Характер производственного шума зависит от вида его источников. В зависимости от вида ...
Таким образом, специфические черты, психокоррекционного процесса включают в себя и характеристики психотерапии, и характеристики психологического тренинга.
- Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
- Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
- В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
- Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь.
- В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
- Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
- Психокоррекция, с одной стороны, имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, с другой — может способствовать формированию психологических качеств человека при их недостаточном развитии.
Описывая, соответственно, клиента процесса психокоррекции, можно выделить следующие его характеристики.
Клиент — нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.
В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность или группа (организация).
2. Виды психологической коррекции
Выделяют различные виды психокоррекции, в основе которых лежат разные основания для классификации.
Основанием для выделения различных видов психокоррекции могут стать направленность процесса, количество участников, содержание работы, ее форма и т.д. Остановимся на некоторых из них.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- симптоматическую;
- каузальную.
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают коррекцию;
Рефлекторная теория психики и психическое развитие личности умственно ...
... монографий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время происходит дальнейшее изучениеособенностей психического развития личности умственно отсталых детей.Этоизучение дает возможность анализировать сущность умственной ... личности ихарактера умственно отсталых детей.Важным событием в истории психологии умственноотсталого ребенка было издание монографии под редакцией Ж.И. Шиф - Особенности умственного развития ...
- познавательной сферы;
- личности;
- аффективно-волевой сферы;
- поведенческих аспектов;
- межличностных отношений:
— внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
— детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:
- индивидуальную;
- групповую:
— в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
- в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
- смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ:
- программированную;
- импровизированную.
5. По характеру управления корригирующими воздей- ствиями:
- директивную;
- недирективную.
6. По продолжительности:
- сверхкороткую (сверхбыструю);
- короткую (быструю);
- длительную;
- сверхдлительную.
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.
Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
- общую;
- частную;
- специальную.
Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующие процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.
Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Развитие личности донаучн. период
... периода, как детство, привело к необходимости научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности воспитания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. Коменским, ... известной является позиция Жан Жака Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». Интересно отметить, что ...
Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или # индивидуальной работы.
Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, ме-» тодик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли,боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).
Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.
Независимо от вида психокоррекции принято выделять основные компоненты психокоррекционной ситуации. Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
- Клиент — человек, который имеет проблемы различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции.
- Психолог — человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь.
- Теория, которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
- Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Еще одним элементом в психокорреционной ситуации (в случае если речь идет о групповой психокоррекции) является группа. Группа определяется как совокупность людей, испытывающих сходные переживания в связи с актуальной проблемой, объединенных общей (психокоррекционной) целью, системой тесных эмоциональных и межличностных отношений, что оказывает поддержку всем участникам психокоррекционного процесса.
3. Основные принципы составления психокоррекционных программ
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска — это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
изучить основные принципы общения.
... Цель работы - изучить основные принципы общения. Задачи работы: - изучить общие представления об общении; - рассмотреть основные аспекты педагогического общения. Проблема общения изучается широко: социальными, гуманитарными, ... В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в ...
Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
- профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
- развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).
Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.
Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.
Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.
Особенности развития общения в дошкольном возрасте
... развития общения является развитие произвольности поведения, умения действовать по правилу. Условием успешного развития общения являются определенные особенности познавательной сферы. Общение ... важен не результат, а процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер. Основное ... общение. Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях ...
Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например — высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.
4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности — с другой. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.
Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его «самости».
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.
«Общее понятие о физических способностях. Принципы развития физических ...
... «Физические способности и их развитие»………………………….. 81 Литература…………………………………………………………….. 87 ТЕМА 2.1. «Общее понятие о физических способностях. Принципы развития физических способностей» Контрольное задание 4: ... Подготовьте эссе по теме: «Движения - ведущий фактор развития физических способностей человека» ...
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.
Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
8. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.
11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированное™ того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
12. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.
4. Социально-психологический тренинг как средство коррекции
В широком смысле слова под социально-психологическим тренингом (СПТ) понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции.
СПТ направлен на овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей персонала, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.
Тренинг проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реально существующими группами, а также в семьях. Если в первом случае чаще преследуются индивидуальные психокоррекционные цели, то во втором задачи заключаются в улучшении социально-психологического климата в коллективе.
Социально-психологический тренинг — один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников группы. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия в виде возможности получить обратную связь на поведение каждого участника от тренера, членов группы, просмотра видеоматериалов.
Общая цель СПТ- повышение компетентности в сфере общения конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен СПТ, он может приобретать различные формы:
1. Ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например, умения вести деловую беседу, решать межличностные конфликты и т.д.;
2. Углублять опыт анализа ситуаций общения, например, коррекция формирования развития установок, необходимых для успешного общения, развития способности адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.
Основные задачи, решаемые в ходе социально-психологического тренинга, можно разделить на пять групп:
1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия, приемы эффективного общения.
2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании и т.д., т.е. обогащение техники и тактики общения.
3. Коррекция коммуникативных установок, таких как: партнерство — взаимодействие с позиции силы, искренность — манипуляция, вовлеченность — избегание общения, настойчивость — соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.
4. Адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения.
5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальных проблем.
Перечисленные задачи отражают основную составляющую деятельности профессионального коммуникатора, ее психологический коммуникативный аспект. Атмосфера психологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга, позволяют участникам проявить набор поведенческих эмоциональных стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во взаимодействии с людьми, возможности других, более продуктивных подходов к общению, приобрести новые навыки взаимодействия. Каждый тренинг в той или иной мере решает все перечисленные задачи и эта мера зависит не только от тренинга, но и от мотивации, целей, личных проблем участников группы.
СПТ проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку.
Обычный цикл занятий рассчитан на 30-50 ч, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости от характера решаемых задач. В то же время опыт показывает, что непродолжительные занятия (менее 20-24 ч) не позволяют в полной мере реализовать оптимальную программу СПТ и снижают ее эффективность.
Занятия могут проводиться с интервалами в 1-3 дня и средней продолжительностью каждого занятия 3 ч. Но более эффективной формой организации работы является марафон- несколько занятий подряд по 8-10 ч непрерывной работы.
В процессе СПТ применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевая игра, невербальные упражнения и т.д. Использование в ходе занятий видеозаписи существенно повышает эффективность СПТ, предоставляя участникам (наряду с обратной связью, полученной от других членов группы) объективную обратную связь.
СПТ получил широкое распространение в первую очередь как составная часть подготовки специалистов различного профиля: руководителей, педагогов, врачей, психологов, социальных работников и т.д.
Подготовка специалистов в области психокоррекции, предполагающих использовать групповые формы в своей работе, также включает СПТ, так как, наряду с теоретическими знаниями, специалист должен владеть практическими навыками, а именно: быть компетентным в общении (это один из существенных компонентов успешной профессиональной деятельности в специальностях, ориентированных на социальное взаимодействие); уметь устанавливать эмоциональный контакт; организовывать пространство общения; идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения; создавать благоприятный климат общения; выслушивать и понимать клиента; контролировать собственное экспрессивное поведение, позу, мимику, жестикуляцию; аргументированно высказывать свою точку зрения; разрешать конфликтные проблемные ситуации.
Овладение данными навыками и приобретение опыта более эффективного их применения на практике и является задачами СПТ для психологов. На групповых занятиях с помощью игр могут выявляться и анализироваться ошибки, допускаемые в общении с клиентом, приобретается опыт ведения беседы, осуществляется коррекция собственного эмоционального состояния.
Не менее важная задача СПТ, решаемая в системе подготовки психологов, — выявление поведенческих стереотипов, свойственных участникам группы. Очевидно, что стереотипы, затрудняющие успешное общение, мешают профессиональной деятельности психолога. Однако стереотипы в обычном общении, способствующие успеху, должны быть отрефлексированы, так как в профессиональной деятельности могут оказаться нежелательными.
Во время занятия группы СПТ, в процессе непосредственного группового взаимодействия приобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений, складывающихся между людьми; развиваются способности адекватно и полно воспринимать себя и других; повышается чувствительность к групповым процессам; вырабатываются навыки использования этого опыта в своей профессиональной деятельности.
Результативность СПТ в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Основные из них: активность на занятиях, принцип открытой обратной связи, принцип «здесь и теперь», доверительность в общении.
Активность на занятиях. Принцип активности на занятиях означает следующее. Предметом изучения и анализа являются различные аспекты социально-психологического взаимодействия человека с окружающей ценностно-нормативной средой, реальным ее носителем. Общение в ситуациях, моделирующих или воспроизводящих различные аспекты этого взаимодействия, и коррекция личного смыслового поля, стратегии взаимодействия могут осуществляться в результате реагирования на тот или иной стиль внешнего воздействия, общения или решения психологической задачи. Следовательно, все члены группы должны активно участвовать в работе, если хотят получить информацию о том, как они реагируют, ведут себя, мыслят, чувствуют и общаются в конкретной ситуации, а также о том, что можно сделать для оптимизации личностной стратегии взаимодействия. Принцип активности тесно связан с принципом обратной связи.
Открытая обратная связь. Под обратной связью здесь следует понимать краткое, аргументированное и конструктивное высказывание каждым членом группы своих соображений о смысле, способах разрешения различных проблем, собственном стиле деятельности и общения, о сравнительной эффективности тех или иных способов поведения в специально смоделированных игровых ситуациях, об успешности выполнения поставленных на занятиях задач.
Именно благодаря активному использованию обратной связи участники тренинга получают уникальную возможность узнать, как воспринимаются глазами других людей их манера общения, стиль индивидуальной беседы, рассуждения, мысли, те или иные индивидуальные поведенческие реакции. Здесь коммуникативное личностное поле смысла, особенности оценок, умения, навыки каждого участника тренинга оцениваются не абстрактно, а применительно к его поведению в проблемных ситуациях, моделирующих его стиль взаимоотношения с окружающей средой. Все это создает предпосылки для коррекции навыков и умений общения, а шире — для взаимодействия в ходе тренинга.
Чтобы обратная связь выполняла названную функцию, к ней предъявляются определенные требования. Прежде всего она должна носить конструктивный характер, т.е. быть такой, чтобы тот, кому она адресована, мог воспринять ее и найти в ней позитивные для себя моменты. Для этого надо избегать прямых оценок, категоричности суждений. Важно ориентироваться и опираться на лучшее в человеке, не прикреплять ярлыки, а помогать члену группы найти способы совершенствования своих навыков и умений.
Реализуя в ходе тренинга принцип обратной связи, руководитель должен тщательно контролировать высказывания участников, стремясь скорректировать их содержание от оценочных категорий к описательным.
Еще одно требование к обратной связи — ее неотсроченность, т.е. мнения должны высказываться по ходу или сразу после выполнения упражнения или задания.
Принцип «здесь и теперь». Следование принципу «здесь и теперь» связано с ограничениями, которые психолог вводит на групповом занятии. Обсуждению подлежат лишь те личностные проявления, характеристики общения участников, которые можно наблюдать в ходе занятия. Соблюдение одного из главных принципов СПТ ориентирует участников на предметную, целенаправленную, совместную работу, дает возможность обсуждать материал, значимый для всех членов группы, а не только участника случая. Это позволяет повысить эмоциональную включенность и мотивацию к занятиям.
Действие принципа «здесь и теперь» исключает психологический уход кого-либо из участников групповой работы, его отчужденно отстраненную позицию по отношению к высказыванию или критике в свой адрес. Отдельные члены группы, настраивающие себя на фантазирование и рассмотрение случаев и историй, свидетелями которых они не были, должны блокироваться группой.
Доверительность в общении. От соблюдения принципа доверительности в общении во многом зависит обучающий эффект тренинга. Лишь доверительная, доброжелательная атмосфера в группе создает возможность для ненормативных и искренних высказываний участников по всем обсуждаемым проблемам. Доверительность здесь не только выступает в качестве коллективного эксперта по отношению к каждому участнику, но и призвана скорректировать общение, личный стиль взаимодействия участников в ходе выполнения упражнений, моделирующих те или иные стороны профессиональной деятельности.
Следовательно, создание и поддержание в группе климата максимального психологического доверия и открытости — одна из центральных задач руководителя тренинга. Ее решению может способствовать специальная организация группового пространства в ходе проведения занятий. Обычно в работе используется прием кругового расположения участников лицом друг к другу. Руководитель занятий как равный участник СПТ находится в общем кругу. Цель такого расположения — изменение у членов коррекционной группы стереотипных установок и представлений о том, как должны проводиться и организовываться занятия, какую роль должен играть в них руководитель.
Кроме отмеченных основных принципов, обусловливающих успешность проведения СПТ, важно соблюдать и те, которые отражают особенности участников во взаимосвязи и взаимодействиях в процессе совместной работы. К ним можно отнести:
добровольность и конфиденциальность участия в СПТ;
равенство позиций, признание личностных норм каждого человека;
безопасность участников и защищенность их от грубости;
беспристрастность и осознание личностных блокирующих ролей;
одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга и экологичность коммуникаций, интеллектуальный и эмоциональный риск;
гибкость ролевой тактики и др.
Соблюдение принципов СПТ позволяет решить двойную организационную задачу. С одной стороны, обеспечить позицию каждого участника занятия, которая характеризуется активностью, партнерством, объективацией поведения и исследовательской направленностью, с другой — предоставить руководителю возможность избрать оптимальную тактику проведения занятия. Здесь наиболее продуктивными вариантами занятия признается ориентирование группы на руководителя, центрирование группы на участника, поддержание совместной ответственности. Отдельный избранный вариант или их сочетание обеспечивает максимально эффективную реализацию возможностей социально-психологического тренинга.
Занятие методом социально-психологического тренинга включает четыре этапа:
1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).
2. Проведение дискуссий, игры, полилога или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.
3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.
4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Каждый этап, в свою очередь, предполагает соответствующие фазы:
определение целей, темы дискуссии, характера проблемы, ориентацию на них участников занятия;
круговую дискуссию по обсуждаемой проблеме, сбор информации, суждений, мнений, новых идей, предложений от всех ее участников;
упорядочение информации и ее обсуждение;
обоснование альтернатив и совместная их оценка;
подведение итогов дискуссии, совместное резюмирование;
сопоставление целей занятия с полученным результатом;
снятие психологической нагрузки, подведение итогов занятия.
Все методы СПТ ориентируются на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия, включение в сценарий занятия элемента сотворческого поиска, широкого применения различных видов моделирования.
Наиболее распространены групповая дискуссия и игровой метод.
Групповая дискуссия используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа.
Формы игрового метода могут быть различными. Чаще всего используются следующие:
1. Психотехнические игры, цель которых — снятие психической напряженности, развитие внутренних психических сил конкретного человека; среди основных типов психотехнических игр можно выделить:
игры-релаксации,
адаптационные игры,
игры-формулы,
игры-освобождения.
Регулярное выполнение каждым членом группы психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать и эффективно управлять собой.
2. Игровые методы разрешения конфликта. Эти методы основываются на всемерном развитии способности обучаемых рефлексии, т.е. воспроизведению в сознании мыслей и чувств партнеров по общению (хотя бы и конфликтному), а также эмпатии, представляющей из себя технику проникновения во внутренние переживания другого человека.
3. Игры-защиты от манипулирования. Для повседневной практики психолога неоценима роль игр, защищающих от манипулирования и развивающих интуицию.
4. Игры для развития интуиции.
5. Позиционные игры. Эффективно зарекомендовали себя позиционные игры, которые проводятся на основе концепции трансактного анализа Э. Берна. В ходе этих игр каждый клиент учится занимать позицию, оптимальную для общения с партнером. Наиболее продуктивное обогащение возможно, если психолог в любом клиенте видит и признает субъекта общения. В этом случае он способен строить общение, используя параллельные трансакции — элементарное взаимодействие равных партнеров. Эти трансакции наиболее плодотворны в отличие от трансакций, провоцирующих обучаемых на сопротивление психолого-педагогическому воздействию.
6. Игры-коммуникации. Чтобы осуществить принцип горизонтального общения, необходимо: во-первых, мысленно ставить себя рядом с клиентом, а во-вторых, таким образом представлять идею, занимать такую позицию при проведении занятий, чтобы не возвышаться над группой или отдельным человеком, не смотреть на него в момент общения «сверху вниз». Несоответствие позиций контакта предполагает и приверженность к определенному способу изложения материала, который на подсознательном уровне воспринимается аудиторией как средство для самовыражения и самоутверждения психолога, с одной стороны, и как недостаточное внимание к слушателям — с другой.
Используя монолог, трудно формировать аттракцию — это первое условие успешного вхождения в контакт и дальнейшего эффективного общения.
В целях проведения качественного и количественного замеров хода и итогов тренинга могут использоваться: самоотчеты участников тренинга (ощущение ими психологического комфорта и решение задач социально-психологического взаимодействия), экспертные оценки руководителей СПТ (оценка применимости отдельных методик тренинга).
1Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000. — 512 с.