изучить основные принципы общения.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

1 Теоретические основы общения 8

1.1 Общие представления об общении 8

1.2 Стили, тон, техника и такт общения 13

1.3 Культура общения 16

1.4 Типы собеседников и уровни общения 20

2 Педагогическое общение 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34

ВВЕДЕНИЕ

Владение искусством общения имеет для человека огромное практическое значение: формирует его личность, обеспечивает обмен опытом, мыслями, знаниями, чувствами. Через общение человек познает самого себя и окружающий мир, оценивает свои поступки и мысли, обретает новые идеи.

Но прирожденных и приобретенных с опытом навыков общения зачастую совершенно недостаточно для грамотного, полноценного общения человека в разных сферах его деятельности.

Многие люди принимают собственные стереотипы, сложившиеся в результате воспитания, влияния социальной среды, индивидуальных особенностей и т.д., за объективную реальность, полагая, что они ведут себя в данной ситуации единственно возможным образом. Отсюда, ставшие в наши дни обычным явлением, разводы, конфликты на работе, в транспорте, с соседями т.д.

Искусство общения подразумевает способность и желание человека понимать людей; учитывать их интересы; корректно выражать свое отношение к жизненным взглядам и мнениям, отличающимся от собственных; ясно выражать чувства и мысли в приятной для восприятия форме.

В основе всего этого должно быть доброжелательное отношение к людям и умение их слушать, искренне ими интересоваться, не скупясь на одобрение и восхищение. Ведь не умея слушать другого человека, не понимая его чувств и эмоций, по-своему их истолковывая, легко выражать негативную реакцию в виде раздражения и злости, не задумываясь об опасных последствиях.

Научные исследования и практический опыт (Н.А. Морева, В.Н. Панкратов, С.Н. Самыгин, Л.Д. Столяренко и другие) показывают, что каждый из представителей профессий, основанных на взаимоотношениях с коллективом, каждый член семьи, каждый, осуществляющий производственные и личностные взаимоотношения с близкими и далекими по менталитету людьми, с воспитуемыми и учащимися в своей жизни сталкивается со сложными конфликтными ситуациями, которые осложняют жизнь ему и окружающим, затрудняют взаимопонимание общающихся сторон, снижают работоспособность, эмоциональный жизненный тонус. Практика взаимоотношений убедительно показывает, что только одного стремления человека к сохранению эмоционального комфорта по отношению к другим людям недостаточно, нужны знания и конкретные умения в области психологии и педагогики общения. Ибо тот же практический жизненный опыт показывает, что каждый человек, независимо от служебного положения, может считаться истинно интеллигентной личностью, если достиг совершенства в сфере общения, где особенно ярко раскрывается его подлинная образованность и воспитанность [7].

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

ГОУ Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Реферат Психологические проявления лжи в общение людей Выполнила: ученица 9 класса «Б» Меркулова Анастасия Научный руководитель: Савина Ольга Олеговна Москва 2011 г. Оглавление . Введение. 3 Глава 1. Теоретические подходы и исследования лжи в психологии. 6 § 1. Ложь. Обман. Неправда. 6 §2. Ложь и чувства. 11 §3. Ложь и ...

В научных трудах и учебно-методических разработках педагогическое общение в основном определяется как совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагогов и учащихся [3].

Цель работы — изучить основные принципы общения.

Задачи работы:

— изучить общие представления об общении;

— рассмотреть основные аспекты педагогического общения.

Проблема общения изучается широко: социальными, гуманитарными, техническими науками и различными научными дисциплинами. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». Например, общение как сторона предметной деятельности индивида; общение как один из видов социальной деятельности личности; общение и деятельность как две стороны общественного бытия человека, представляющих одно целое; общение как совокупность различных видов психологических контактов между людьми; общение как сторона совместной деятельности, в которой происходит обмен информацией и действиями в целях понять намерение собеседника и т.д.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

1.1Общая характеристика общения

Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация — чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и везде.

Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращение людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществления ими деятельности.

28 стр., 13511 слов

Место общения в системе отношений человека

... . Действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий - инициативные и ответные. Содержание общения - информация, которая ... . 52стр 12. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. - М., 1982. 13. Энциклопедия этикета/Сост. О.И. ...

Существование множества различных определений понятия общения связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека». А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен, субъект которого следует рассматривать не изолировано. Точка зрения А.А. Леонтьева на общение как вид деятельности поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов [11].

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.) [8].

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

16 стр., 7848 слов

Бакалавр «Психология и социальная педагогика»

... подростка 18 0,72 Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 2001 1 Специальная педагогика: Учеб. Пособие/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е ... книга практического психолога.- 2002 4 Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие.- М.: Академия, 2008 3 Шепелева Л.Н. Программа социально-психологических ...

Содержание общения может быть различным:

— передача информации;

— восприятие друг друга;

— взаимооценка партнерами друг друга;

— взаимовлияние партнеров;

— взаимодействие партнеров;

— управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В.Н. Панферов выделяет их шесть:

— коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

— информационная (обмен информацией между людьми);

— когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии);

— эмотивная (проявление эмоциональной с……..

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Самохвалова, А.Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Учебное пособие / А.Г.Самохвалова. — СПб.: Речь, 2012. — 333 с.

2 Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.

3 Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения/ В.М. Целуйко. — М.:Владос, 2007. — 295 с.

4 Павлова, Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие/ Л.Г. Павлова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 320 с.

5 Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

6 Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.

7 Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 544 с.

8 Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. — Ростов-на-Дону: Феникс, ТетраСистемс, 2004. — 304 с.

9 Панферов, В.Н. Психология человека/ В. Н. Панферов. — СПб., 2000. — 160 с.

10 Поваляева, М.А. Психология и этика делового общения: Учебное пособие / М.А. Поваляева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 347 с.

11 Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. — 600 с.

3 стр., 1154 слов

Кейс № 34 Коммуникативная сторона педагогического общения. Психология педагогической оценки.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. В педагогическом общении выделяются следующие стадии или этапы: 1) моделирование предстоящего общения (прогностический этап); 2) организация общения (начальный этап, называемый также коммуникативной атакой); 3) управление ...

12 Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С, И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432с.

13 Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Аксенова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия,2007.

14 Милорадова Н. Г. Психология и педагогика: учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 335с.

15 Педагогика: учеб. Пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.