Лекция 4 тема: личность и межличностные отношения

  1. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМА И СОДЕРЖАНИЯ ЭТИХ ПОНЯТИЙ. (АНАНЬЕВ Б.Г. О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ. С209 — 211)
  2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
  3. ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Вопрос 1. Индивид, личность, индивидуальность: соотношение объема и содержания этих понятий.

КОРЕННЫМ ИЛИ РОДОВЫМ ИСХОДНЫМ ПОНЯТИЕМ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОНЯТИЕ «ЧЕЛОВЕК».

  1. ЧЕЛОВЕК — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО, ПРИНАДЛЕЖАЩЕЕ К МЛЕКОПИТАЮЩИМ РОДА HOMO SAPIENS. ЧЕЛОВЕК КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ САМЫМИ СУЩЕСТВЕННЫМИ ПРИЗНАКАМИ, КОТОРЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ :
  • ПРЯМОХОЖДЕНИЕ,
  • НАЛИЧИЕ РУК, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ К ПОЗНАНИЮ И ТРУДУ,
  • БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ ЧЕРЕПА С ВЫСОКОРАЗВИТЫМ МОЗГОМ.

ФАКТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ РОДУ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ В ПОНЯТИИ «ИНДИВИД». ЧЕЛОВЕК РОЖДАЕТСЯ ИНДИВИДОМ. ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА (НОРМАЛЬНОГО, АНОМАЛЬНОГО, ШИЗОФРЕНИКА, ПАРАНОИКА, ОЛИГОФРЕНА И Т.Д.) ВСЕ — РАВНО НАЗЫВАЮТ ИНДИВИДОМ.

ИНДИВИД — ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, СВОЙСТВЕННЫХ ЛЮДЯМ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ПРИСУТСТВУЮТ ИЛИ ОТСУТСТВУЮТ ОНИ У ДАННОГО КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА.

ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА 2 КЛАССА :

  1. ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ СВОЙСТВА :
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ,
  • ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ,
  1. ИНДИВИДНО-ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА :
  • КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (ОСОБЕННОСТИ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ),
  • НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ),
  • ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИЕЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

НАИВЫСШЕЙ ИНТЕГРАЦИЕЙ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ ЯВЛЯЮТСЯ ТЕМПЕРАМЕНТ И ЗАДАТКИ.

2. РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА В СОЦИУМЕ ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ В ПОНЯТИИ «ЛИЧНОСТЬ». И РЕЗУЛЬТАТ ЭТОГО РАЗВИТИЯ ЗАВИСИТ НЕ ТОЛЬКО ОТ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ, НО И ОТ ИНДИВИДНЫХ СВОЙСТВ (Т. Е. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВАЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗАДАТКИ, НО ЧТОБЫ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ РАЗВИТИЯ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, НЕДОСТАТОЧНО ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, НАПРИМЕР, МУЗЫКОЙ, НУЖНО, ЧТОБЫ У НЕГО БЫЛИ ЗАДАТКИ К ЭТОМУ)

12 стр., 5969 слов

Возрастные особенности формирования свойств внимания

... регуляторов во внутренние, позволяющий индивиду полноценно развиваться. Объект исследования: свойства внимания. Предмет исследования: особенности формирования и развития свойств внимания в периоды ранней и ... следующие моменты: завершение получения высшего образования, овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, формирование ...

Т.О. ЛИЧНОСТЬ — ЭТО ИНДИВИД, ВЗЯТЫЙ В СИСТЕМЕ ТАКИХ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, КОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕНЫ, ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПО ПРИРОДЕ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ, ЯВЛЯЮТСЯ УСТОЙЧИВЫМИ И ОПРЕДЕЛЯЮТ ПРАВИЛЬНЫЕ, СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВА, ПОСТУПКИ ЧЕЛОВЕКА.

КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ПОНЯТИИ «ЛИЧНОСТЬ», ТО НЕОБХОДИМО ЗАТРОНУТЬ ДВА ВАЖНЫХ МОМЕНТА: ПОТРЕБНОСТИ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ И СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ.

ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ — ЭТО ЗНАЧИТ ОКАЗАТЬСЯ И ОСТАВАТЬСЯ В МАКСИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРЕДСТАВЛЕННЫМ ЗНАЧИМЫМИ ДЛЯ СЕБЯ КАЧЕСТВАМИ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНА СОВОКУПНОСТЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И КАЧЕСТВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОВЕРШАТЬ ДЕЯНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ.

ИСТОЧНИКАМИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ :

  • АКТИВНОСТЬ САМОЙ ЛИЧНОСТИ,
  • ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЬЮ ИНДИВИДА В ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ И ОБЪЕКТИВНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ РЕФЕРЕНТНОЙ ДЛЯ НЕГО ОБЩНОСТИ ПРИНИМАТЬ ЛИШЬ ТОЛЬКО ТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЮТ НОРМАМ И УСЛОВИЯМ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.

3. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — НЕ ЕСТЬ ЧТО-ТО НАД- ИЛИ СВЕРХЛИЧНОСТНОЕ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - ЭТО ЛИЧНОСТЬ В ЕЕ СВОЕОБРАЗИИ. ЭТО ПОНЯТИЕ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ЛИШЬ ТЕ ИНДИВИДНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА, ТАКОЕ ИХ СОЧЕТАНИЕ, КОТОРОЕ ДАННОГО ЧЕЛОВЕКА ОТЛИЧАЕТ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ИМЕЮТ В ВИДУ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. ЧАЩЕ ВСЕГО СЛОВОМ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОДЧЕРКИВАЮТ КАКУЮ-ЛИБО ВЫСТУПАЮЩУЮ ОСОБЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ДЕЛАЮЩУЮ ЕЕ КОНТРАСТНОЙ, НЕ ПОХОЖЕЙ НА ОКРУЖАЮЩИХ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ В ЛЮБОЙ СФЕРЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

3 стр., 1335 слов

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Возрастная периодизация психического развития человека Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования Ключевые понятия Кризис новорожденности От ... как к члену общества. Благоприятные условия (сензи-тивность) для проявления индивидуальности Интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин) Общение в общественно ...

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ — УМЕНИЕ ВИДЕТЬ ТО, ЧТО НЕ ЗАМЕЧАЮТ ДРУГИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, Т.Е. УМЕНИЯ СТАВИТЬ ПРОБЛЕМЫ И РЕШАТЬ ИХ.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ — ЧРЕЗМЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ОДНОГО ИЗ ЧУВСТВ, ПОДВИЖНОСТЬ ЭМОЦИЙ.
  • ВОЛЕВОЙ — СИЛА ВОЛИ, УДИВИТЕЛЬНОЕ МУЖЕСТВО ИЛИ САМООБЛАДАНИЕ.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ В СВОЕОБРАЗНОМ СОЧЕТАНИИ СВОЙСТВ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРИДАЮЩЕМ ОСОБЫЙ КОЛОРИТ ЕГО ПОВЕДЕНИЮ ИЛИ ДЕЙСТВИЯМ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЛИЧНОСТЬ КОНКРЕТНЕЕ, ДЕТАЛЬНЕЕ И ТЕМ САМЫМ ПОЛНЕЕ.

Вопрос 2. Формирование и развитие личности

С МЫСЛЬЮ О ТОМ, ЧТО ЛИЧНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕК НЕ РОЖДАЕТСЯ, А СТАНОВИТСЯ, СОГЛАСНЫ СЕЙЧАС БОЛЬШИНСТВО ПСИХОЛОГОВ. ОДНАКО, ИХ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ТО, КАКИМ ЗАКОНАМ ПОДЧИНЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ, ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСХОДЯТСЯ. ЭТИ РАСХОЖДЕНИЯ КАСАЮТСЯ :

  • ПОНИМАНИЯ ДВИЖУЩИХ СИЛ РАЗВИТИЯ,
  • ЗНАЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА И РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,
  • ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ,
  • НАЛИЧИЯ, СПЕЦИФИКИ И РОЛИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ КРИЗИСОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ,
  • ВОЗМОЖНОСТЕЙ УСКОРЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ И ДРУГИХ ВОПРОСОВ.

С КАЖДЫМ ТИПОМ ТЕОРИЙ СВЯЗАНО СВОЕ ОСОБЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ УСИЛИВАЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ, ЦЕЛОСТНОМУ РАССМОТРЕНИЮ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ РАЗНЫХ ТЕОРИЙ И ПОДХОДОВ. ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ КОНЦЕПЦИЙ СТАЛА ТЕОРИЯ АМЕРИКАНСКОГО ПСИХОЛОГА Э. ЭРИКСОНА, НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ВКЛАД КОТОРОГО В ТЕОРИЮ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВЫДЕЛЕНИИ 8 ЖИЗНЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ, НЕИЗБЕЖНО НАСТУПАЮЩИХ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА :

  1. КРИЗИС ДОВЕРИЯ — НЕДОВЕРИЯ (В ТЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ),
  2. АВТОНОМИЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ СОМНЕНИЯМ И СТЫДУ (В ВОЗРАСТЕ 2 — 3 ЛЕТ),
  3. ПОЯВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ В ПРОТИВОВЕС ЧУВСТВУ ВИНЫ (ПРИМЕРНО ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ),
  4. ТРУДОЛЮБИЕ В ПРОТИВОВЕС КОМПЛЕКСУ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ (В ВОЗРАСТЕ ОТ 7 ДО 12 ЛЕТ),
  5. ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СЕРОСТИ И КОНФОРМИЗМУ (ОТ12 ДО 18 ЛЕТ),
  6. ИНТИМНОСТЬ И ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ В ПРОТИВОВЕС ЛИЧНОСТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ (ОКОЛО 20 ЛЕТ),
  7. ЗАБОТА О ВОСПИТАНИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ «ПОГРУЖЕНИЮ В СЕБЯ» (МЕЖДУ 30 И 60 ГОДАМИ),
  8. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОЖИТОЙ ЖИЗНЬЮ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ОТЧАЯНИЮ (СТАРШЕ 60 ЛЕТ).

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ ЭРИКСОНА ПОНИМАЕТСЯ КАК СМЕНА ЭТАПОВ, НА КАЖДОМ ИЗ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ КАЧЕСТВЕННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА И РАДИКАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОГО ОН КАК ЛИЧНОСТЬ ПРИОБРЕТАЕТ НЕЧТО НОВОЕ, ХАРАКТЕРНОЕ ИМЕННО ДЛЯ ДАННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ И СОХРАНЯЮЩЕЕСЯ У НЕГО В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ.

6 стр., 2724 слов

Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы социально-психологического воздействия

... как процесс информационный, взаимодействие и отношение людей друг к другу, как процесс взаимовлияния друг на друга и процесс сопереживания и взаимопонимания. ... аргументов, ориентированных на критически настроенную личность. Убеждения - активная жизненная позиция человека. Оно построено на том, ... зрения и подходы в отношении феномена конфликта, знать основные стадии развития конфликта, а также его ...

САМИ ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ, ПО ЭРИКСОНУ, ВОЗНИКАЮТ НЕ НА ПУСТОМ МЕСТЕ. ИХ ПОЯВЛЕНИЕ НА ОПРЕДЕЛЕННО СТАДИИ ПОДГОТОВЛЕНО ВСЕМ ПРОЦЕССОМ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. НОВОЕ В НЕЙ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ И УТВЕРДИТЬСЯ, ЛИШЬ КОГДА В ПРОШЛОМ УЖЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО ЭРИКСОНУ :

  1. РАННЕЕ МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА).

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОЧТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОБЩЕНИЕМ С НИМ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ МАТЕРИ. НА ЭТОЙ СТАДИИ УЖЕ МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ ПРЕДПОСЫЛКИ К ПОЯВЛЕНИЮ В БУДУЩЕМ СТРЕМЛЕНИЯ К ЛЮДЯМ ИЛИ ОТСТРАНЕНИЯ ОТ НИХ.

  2. ПОЗДНЕЕ МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ).

    ОПРЕДЕЛЯЕТ ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЕНКА ТАКИХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. ИХ ФОРМИРОВАНИЕ ЗАВИСИТ ОТ ХАРАКТЕРА ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ.

  3. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОКОЛО 3 — 5 ЛЕТ).

    ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ.

  4. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 5 ДО 11 ЛЕТ).

    ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И ТРУДОЛЮБИЯ.

  5. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, ПОДРОСТНИЧЕСТВО И ЮНОСТЬ (ОТ 11 ДО 20 ЛЕТ).

    8 стр., 3635 слов

    Восприятие и понимание людьми друг друга

    ... все-таки доминирует потребность в понимании человека человеком. Без умения людей понимать друг друга невозможно представить успешность межличностного общения. Так же эффективность совместной деятельности ... восприятия людьми друг друга Одной из главных психологических потребностей человека как социального индивида является потребность в понимании природных явлений, поступков людей, отношений между ...

    УЧЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, АКТИВНЫЙ ПОИСК СЕБЯ

  6. РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 20 ДО 45 ЛЕТ).

    СТРЕМЛЕНИЕ К КОНТАКТАМ С ЛЮДЬМИ. РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ЛЮБОВЬ И РАБОТА.

  7. СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (ОТ 40−45 ДО 60 ЛЕТ).

    ТВОРЧЕСТВО. ЗРЕЛАЯ ПОЛНОЦЕННАЯ И РАЗНООБРАЗНАЯ ЖИЗНЬ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

  8. ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (СВЫШЕ 60 ЛЕТ).

    ПОЛНОТА ЖИЗНИ, ОЦЕНКА ПРОЖИТОЙ ЖИЗНИ, ЕЕ ПОЛЕЗНОСТИ.

Вопрос 3. Понятие межличностных отношений, их роль в жизни человека

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ УДЕЛЯЕТСЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМ ЧЕЛОВЕКА С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ — ОБЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ. ОНИ ДЕЛЯТСЯ НА :

  • ОФИЦИАЛЬНЫЕ И НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ,
  • ОТНОШЕНИЯ РУКОВОДСТВА И ПОДЧИНЕНИЯ (В ЧАСТНОСТИ, ЛИДЕРСТВА),
  • ДЕЛОВЫЕ И ЛИЧНЫЕ,
  • РАЦИОНАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ.

ОФИЦИАЛЬНЫМИ НАЗЫВАЮТ ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ НА ДОЛЖНОСТНОЙ ОСНОВЕ. ОНИ ФИКСИРУЮТСЯ ЗАКОНОМ, РЕГУЛИРУЮТСЯ ПОЛОЖЕНИЯМИ, УТВЕРЖДЕННЫМИ ОФИЦИАЛЬНО, СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ПРАВИЛАМИ И НОРМАМИ.

НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА БАЗЕ ЛИЧНЫХ, ИЛИ ЧАСТНЫХ, ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ. ДЛЯ НИХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ, ОБЩЕПРИНЯТЫХ ЗАКОНОВ, ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ.

ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ В СВЯЗИ С СОВМЕСТНОЙ РАБОТОЙ ИЛИ ПО ЕЕ ПОВОДУ, А

ЛИЧНЫЕ — КАК ОТНОШЕНИЯ, СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ НЕЗАВИСИМО ОТ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ.

В РАЦИОНАЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫСТУПАЮТ ЗНАНИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ О ДРУГЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ, КОТОРЫЕ ИМ ДАЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — ЭТО, НАПРОТИВ, ОЦЕНКИ СУБЪЕКТИВНЫЕ, ОСНОВАННЫЕ НА ЛИЧНОМ, ИНДИВИДУАЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ. ТАКИЕ ОТНОШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО СОПРОВОЖДАЮТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ. ОНИ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ОСНОВАНЫ НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ, ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ЧЕЛОВЕКЕ.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В :

  • СТАТИКЕ — В ТОМ ВИДЕ, В КАКОМ ОНИ СФОРМИРОВАЛИСЬ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ. ЗДЕСЬ АНАЛИЗИРУЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ,
  • ДИНАМИКЕ — В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ. ЗДЕСЬ АНАЛИЗИРУЮТСЯ ЗАКОНЫ ИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ.

ЭТИ ДВА ПОДХОДА ЧАСТО СОСЕДСТВУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ, ВЗАИМНО ДОПОЛНЯЯ ДРУГ ДРУГА

7 стр., 3188 слов

1. Восприятие человека человеком в общении

1. Восприятие человека человеком в общении Восприятие человека человеком начинается с оценки лица. По лицу все люди давно узнают этническую принадлежность, пол, возраст ... . Нужно заметить, что маска отафуку отражает общее отношение японцев к эмоциональным переживаниям: радостно тебе или грустно ... Если при этом мизинец и большой палец прикасаются друг к другу, то это означает любовную сцену. Когда же ...

ОТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ ЗАКОНОМЕРНО ИЗМЕНЯЮТСЯ. СНАЧАЛА, НА ИСХОДНОМ ЭТАПЕ, ОНИ БЫВАЮТ ОТНОСИТЕЛЬНО БЕЗРАЗЛИЧНЫМИ (ЛЮДИ, НЕ ЗНАЮЩИЕ ИЛИ СЛАБО ЗНАЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА, НЕ МОГУТ ОПРЕДЕЛЕННО ОТНОСИТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ), ЗАТЕМ МОГУТ СТАНОВИТЬСЯ КОНФЛИКТНЫМИ, А ПРИ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В КОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ. ВСЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ ОБЫЧНО ЗА СРАВНИТЕЛЬНО КОРОТКИЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО ЛЮДИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГРУППУ НЕ МОГУТ ИЗМЕНИТЬСЯ КАК ЛИЧНОСТИ .

ФИКСАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ, КОТОРОЕ ЗАНИМАЕТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ИНДИВИД В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НАЗЫВАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. У КАЖДОГО ИНДИВИДА ВСЕГДА НЕСКОЛЬКО СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ ВНУТРИ КАЖДОГО ВИДА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (СИСТЕМА СЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТЬЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ).

СОДЕРЖАНИЕМ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ВИД ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, Т.Е. ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА. ЗДЕСЬ ВАЖНЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ — ФИКСАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, А В СИСТЕМЕ ГРУППОВЫХ СВЯЗЕЙ, ПРИЧЕМ НЕ НА ОСНОВЕ ЕГО ОБЪЕКТИВНОГО МЕСТА В ЭТОЙ СИСТЕМЕ, А МЕСТА, ВОЗНИКШЕГО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ. (НАПРИМЕР, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ: «РУБАХА — ПАРЕНЬ», «СВОЙ В ДОСКУ», «КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ» И Т.Д.) ИСПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ ВЫЗЫВАЕТ В ДРУГИХ ЧЛЕНАХ ГРУППЫ ОТВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ И ТАКИМ ОБРАЗОМ В ГРУППЕ ВОЗНИКАЕТ ЦЕЛАЯ СИСТЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ЧЕРТА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ — ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА, Т.Е. ОНИ ВОЗНИКАЮТ И СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧУВСТВ, РОЖДАЮТСЯ У ЛЮДЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ.

ОБА РЯДА ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА: И ОБЩЕСТВЕННЫЕ, И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ, РАСКРЫВАЮТСЯ И РЕАЛИЗУЮТСЯ В ОБЩЕНИИ. Т.О., КОРНИ ОБЩЕНИЯ ЛЕЖАТ В САМОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩЕНИЕ И ЕСТЬ РЕАЛИЗАЦИЯ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... пятен» в сфере межличностных отношений и вопросов, которые нуждаются в ответе. Чаще всего, люди, сталкиваясь с ложью, ... гимназия-лаборатория» Реферат Психологические проявления лжи в общение людей Выполнила: ученица 9 класса «Б» Меркулова ... др.) ложь относится к крайне распространенным социально-общественным явлениям. Теоретические основы исследования социально-психологических особенностей ...

КАЖДЫЙ РЯД ОТНОШЕНИЙ РЕАЛИЗУЕТСЯ В СПЕЦИФИЧЕСКИХ РАМКАХ ОБЩЕНИЯ.

В РЕАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ ДАНЫ НЕ ТОЛЬКО МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ, Т.Е. ВЫЯВЛЯЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИВЯЗАННОСТИ, НЕПРИЯЗНЬ И ПРОЧЕЕ, НО В ТКАНЬ ОБЩЕНИЯ ВОПЛОЩАЮТСЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ, Т.Е. БЕЗЛИЧНЫЕ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ ОТНОШЕНИЯ.

3-КОМПОНЕНТНУЮ СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ:

  1. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА — ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ,
  2. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА — ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОБЩАЮЩИМИСЯ ИНДИВИДАМИ, Т.Е. ОБМЕН ДЕЙСТВИЯМИ,
  3. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА — ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ ДРУГ ДРУГА ПАРТНЕРАМИ ПО ОБЩЕНИЮ И УСТАНОВЛЕНИЕ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ.

3 Функции общения :

  1. ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАТИВНАЯ,
  2. РЕГУЛЯЦИОННО — КОММУНИКАТИВНАЯ,
  3. АФФЕКТИВНО — КОММУНИКАТИВНАЯ

КАЖДАЯ СТОРОНА ИЛИ ФУНКЦИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ОТДЕЛЬНО. ВСЕ ЭТИ СТОРОНЫ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ ВЫЯВЛЯЮТСЯ В СЛУЧАЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ, Т.Е. В УСЛОВИЯХ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО КОНТАКТА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector