Лучший друг истины — время
К.Колтон
- История психологии: ее предмет и задачи.
История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки. Научная психология изучает факты, закономерности и механизмы той формы жизни, которую обычно называют психической. (Примеры). Однако, предмет психологии менялся на протяжении истории. Научная и житейская психология. Так чем же отличается предмет истории психологии.
Предметом психологии является одна реальность (ощущения, восприятие, память, воля, эмоции, характер), то предметом истории психологии является другая реальность, а именно – деятельность людей, занятых познанием психического мира. Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и закономерности открывались человеку.
(Персонологический, территориально-хронологический и категориальный подходы к изучению истории науки. Научная деятельность: три аспекта – когнитивный, социальный, личностный).
Задачи истории психологии:
- изучить закономерности знаний о психике (в русле последовательности смены основных «формаций» научного мышления (стилей, структур), каждая формация имеет типичную для данной эпохи картину психической жизни, преобразование одних категорий и понятий в другие);
- раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения;
- выяснить взаимосвязь зарождения и восприятия знаний от социокультурного аспекта, от идеологического влияния на научное знание, т.е. от запросов общества;
- изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.
(По мнению М.Г. Ярошевского, задачи истории науки сводятся к: 1) изучению внутренних закономерностей смены категорий, понятий и методического аппарата науки; 2) выявлению зависимости процессов порождения, восприятия и передачи знаний от «социального запроса», характерного для того времени, когда автор разрабатывал свои идеи; 3) реконструкции личностной неповторимости (мотивов, картины мира, стиля мышления, черт характера и т.д.) конкретных ученых прошлого. История психологии в системе трех координат: историологической, социальной и личностной.)
Психология как наука: объект, предмет, методы исследования. Место ...
... 2.ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики ... и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в ... человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. История ...
- Историческое развитие предмета психологии. Развитие исторических знаний в рамках философии.
Античная психология. Основные положения ученых о душе в античной психологии.
«Познай самого себя» — это изречение, приписываемое спартанскому мудрецу Хилону, было по преданию начертано на стенах храма Аполлона в Дельфах. Собственно всю дальнейшую историю развития психологических воззрений древних греков можно рассматривать как применение и развитие данного принципа.
Само понятие «душа» далеко не однозначно. Во-первых, душа может быть понята как космологическая категория, одна из субстанций мироздания (при дуалистическом подходе) или особая форма существования единой субстанции (при монистическом подходе).
Во-вторых, о душе говорят как об особой бессмертной сущности, «одушевляющей» тело. В-третьих, термин «душа» используют для обозначения внутреннего мира человека. Эти три толкования мы встречаем уже в античной философии.
Попытки понять, объяснить психическое существуют столько, сколько и сам род человеческий. Но только с выделением науки как отдельной сферы человеческой деятельности в античном Средиземноморье фрагменты психологического знания стали носить научный характер. Первое упоминание этого термина в рационально-философском контексте встречается у Аристотеля в трактате «О душе», где он ссылается на Фалеса Милетского, жившего в 640—546 гг. до н.э. на территории современной Турции. Согласно Аристотелю, Фалес «полагал душу двигательным началом, раз он говорил, что магнесийский камень (магнит) имеет душу, так как движет железо».
Таким образом, мы можем считать, что с самых первых шагов античной философской мысли душа трактовалась как движущая сила. Душа как особая причина неоднозначного, вариативного поведения при одинаковом воздействии продолжает в дальнейшем оставаться в науке как объяснительная категория.
В основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора (570—500 до н.э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах (как в людях, так и в животных) в соответствии с определенными числовыми закономерностями. Именно в пифагорействе коренится субстанциональное различение души и тела, получившее свое развитие в дуализме Платона.
Дуалистического толкования соотношения душевного и телесного придерживался Анаксагор (акме — ок. 462 — 432 до н.э. — период творческого расцвета античного философа).
Он предполагал наличие отдельной субстанции — «ум» («нус»), которая входит в состав живых существ и отличает их от неживой материи. Нус в одинаковой мере присутствует в организации как человека, так и животных. Видимое интеллектуальное превосходство человека над животными объясняется тем, что человек располагает оптимальными возможностями для реализации нуса через свое тело (он обладает руками).
Другими словами, определенное телесное устройство позволяет проявиться психическому в большей или меньшей степени, но не оказывает на него принципиального влияния.
Взгляды различных философов о душе
... всего с мозгом: духовное вообще не существует за гранью телесного. Душа, таким образом, физически организованного человека, то ... картины мира. У философов Фалеса, Анаксимена и Гераклита душа трактуется как оживотворяющая людей и животных ... до которых дошло глубокомыслие человечества (теория атома). Данной материалистической концепции души в античности противостояла ее идеалистическая интерпретация ...
Концепции дуализма, географически связанной с Италией, можно противопоставить традицию ионийской натурфилософии, в которой душа и психические явления, рассматривались в одном ряду с явлениями природы, генетически выводились из них.
Так, первая развернутая философская концепция души принадлежит Гераклиту Эфесскому (акме — 500 до н.э.).
Его единственное сочинение дошло до нас в виде разрозненных фрагментов, попытки синтеза которых стали предприниматься лишь в XIX в. При этом смысл многих высказываний Гераклита казался туманным даже его современникам. Недаром Гераклит заслужил прозвище Темный. В основе мироздания, по Гераклиту, лежит огненный Логос — вечный и неизменный творческий принцип. Этот принцип скрыт от непосредственного познания. Большая часть людей не способна воспринимать вещи такими, какие они есть на самом деле из-за того, что их души «варварские», «влажные». Из несовершенства душ следует недостоверность чувственного восприятия («Глаза и уши — дурные свидетели для людей, если души у них варварские»).
Именно к изменчивости чувственного опыта человека относится знаменитое изречение Гераклита «Все течет, все изменяется». Гераклит предложил первую типологию душ. Он различал «влажные» и «сухие» души. Чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть. «Влажная» душа, наоборот, присуща слабым и порочным людям. «Невозмужалый отрок ведет опьяневшего мужа, который шатается и не замечает, куда идет, ибо душа его влажна», — читаем мы в одной из дошедших до нас работ Гераклита.
В другом фрагменте мы читаем: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубок ее Логос». Замечательным достижением Гераклита была мысль о сопричастности индивидуальной души и мирового Логоса — Огня и, следовательно, принципиальной познаваемости последнего посредством анализа его воплощения в собственной душе.
Натурфилософ — атомист Демокрит (акме — ок. 420 до н.э.) примечателен как автор первых в мировой истории психологических сочинений. Диоген Лаэртский указывает, что ему принадлежали два сочинения: «Об уме» и «О чувствах», объединенные под общим заглавием «О Душе». Демокрит полагал, что все состоит из атомов мельчайших, неделимых материальных частиц. Между атомами имеется пустое пространство, и они находятся в постоянном закономерном движении. Существует бесконечное множество разновидностей атомов, которые отличаются друг от друга формой и размером. В этом и заключается подлинная природа мироздания; все же качественные, чувственно воспринимаемые характеристики вещей существуют лишь в человеческом восприятии: «качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота».
При этом человеческая душа принципиально не отличается от материальных вещей: она точно так же состоит из атомов. Атомы души и атомы огня родственны: им присущи сферическая форма и самые малые размеры. Психические процессы представляют собой движение, т.е., по сути, материальны. Чисто материальными причинами Демокрит объясняет, например, зрительное восприятие: «Видим мы оттого, что в нас попадают и остаются «видности» (eidolai), т.е. особые мельчайшие частицы».В учении Демокрита важен принцип детерминизма («Все возникает по неизбежности»).
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... понять их взаимосвязь. Делили на тело и на душу, на дух, душу и тело, на животного и духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и более сложное деление ... узреть и огненное величие, которое Мир плоти может постигать лишь в редчайших случаях. Даже лучшие духи лишь иногда могут вспомнить свои земные существования, но совсем редко ...
Впоследствии Эпикур усложнил представления о механистической обусловленности душевных явлений, введя в сферу психического фактор случайности.
Наряду с попытками описать происхождение и онтологический статус души, возникает интерес к внутренней жизни субъекта. Складываются классификации психических процессов, описания их свойств и возможностей управления психическими феноменами. Важную роль в постановке этих проблем сыграло учение о темпераментах Гиппократа, а также психологические воззрения Сократа и софистов («учителя мудрости»).
Гиппократ (460 — 370 до н.э.) развил представления Гераклита о «жидкостной» природе различий между людьми. В его учении простейшая модель Гераклита (влажная — сухая душа) была усложнена введением четырех психических типов, каждый из которых связывался с преобладанием той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло тип сангвиника, желтой желчи — холерика, черной желчи — меланхолика, а флегмы (скорее всего, имелась в виду лимфа) — флегматика. Рассматривая учение Гиппократа, можно провести параллель с воззрениями Анаксагора, так как аналогично его построениям Гиппократ усматривал в особенностях телесной организации условие конкретного воплощения универсальной души. Поскольку Гиппократ был не философом, а практикующим врачом, он рассматривал человека сквозь призму конкретных медицинских задач. Сохранившиеся сведения об основоположнике греческой медицины интересны не только теоретическими построениями, но и практическими рекомендациями и приемами. Так, видимо, к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.
Софисты, виднейшими представителями которых были Протагор и Горгий, обратились к изучению речевого поведения в связи со своими профессиональными задачами. Софисты («учителя мудрости») учили искусству аргументации и спора вне зависимости от содержания выступления. Можно сказать, что основным предметом их исследования были формы публичной коммуникации, трактуемой, в том числе и со стороны психологического воздействия. Знаменитое изречение Протагора «Человек — мера всех вещей» имеет не столько этический смысл, сколько фиксирует роль говорящего в оценке явлений объективного мира.
Сократ (470 — 399 до н.э.), акцентируя диалогический характер мышления, предложил особый педагогический метод — майевтику (дословно — повивальное искусство).
Суть метода заключалось в том, чтобы путем умело поставленных вопросов побуждать собеседника «породить» истинное знание. При этом предполагалось, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собеседника. Ему остается лишь «припомнить». Философские беседы Сократа, не оставившего письменных сочинений, легли в основу творчества его ученика Платона (428 — 348 до н.э.).
В платоновском диалоге «Менон» Сократ для иллюстрации своего учения о врожденности знания заставляет мальчика-раба, заведомо не обладавшего никакими познаниями в геометрии, «вспомнить» геометрическую теорему. Но тем, же самым методом, по мысли Сократа, мы можем пользоваться и для решения этических и политических проблем. В учении Сократа зарождается, гуманитарная составляющая научного знания о мире, в который с необходимостью включен и сам человек. Человек начинает мыслиться одновременно и как объект, и как субъект научного познания.
В своих диалогах Платон обосновал универсальность метода майевтики, выдвинув теорию припоминания. В соответствии с ней мы узнаем путем воспоминания то, что наши души уже знали, будучи причастными, миру идей. «Знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом, — вот что с необходимостью следует из этого довода. Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе» (диалог «Федон», 72е).
Эффективное воспоминание требует стороннего вмешательства, которое лучше всего осуществлять, придерживаясь принципов метода майевтики. Только философ способен к самостоятельному «припоминанию», разворачивая этот процесс в форме внутреннего диалога. Таким образом, в концепции Платона припоминание становится центром психической жизни человека, вытесняя другие процессы на периферию. Платон — пожалуй, один из самых влиятельных философов в истории — заложил основы теории познания, которая включала в себя два основных тезиса. Во-первых, в концепции Платона полагалось существование двух «миров», каждый из которых обладал субстанциональностью — мира идей и мира вещей. Функция души двояка. С одной стороны, она причастна миру идей и поэтому потенциально способна приобрести истинное знание. Во-вторых, душа пленена телом и обслуживает его практические нужды. «У философа тело не в почете», — говорит Платон, подразумевая, что телесность ограничивает познавательные возможности души. Восприятия, которые душа может почерпнуть из опыта, представляют собой лишь «мнения» и неизбежно затемнены искажающим воздействием наших органов чувств. Для описания данного положения Платон использует притчу о пещере. Вообразим человека, который заключен в пещеру (подразумевается плен телесной оболочки).
За спиной заключенного разведен костер, но он закован и не может обернуться, чтобы посмотреть, что, же происходит позади него. Он видит только пляску теней на стене пещеры и, рассматривая причудливые отсветы огня, пытается постичь истину. Только «припоминая» истинные сущности, душа может вернуться к знаниям, которые лишь фрагментарно представлены в видимом мире. Так, например, существует понятие «красота». Однако никто из людей не обладает красотой в полном смысле этого слова. Встречаясь со множеством людей, каждый из которых красив лишь отчасти, познающий может извлечь идею непогрешимой красоты, припоминая ту абсолютную красоту, с которой его душа соприсутствовала в ином мире.
Платон также предложил структурное представление о психике. Для описания различных соподчиненных частей души он использовал миф о вознице, управляющем парой коней (диалог «Федр»), Возница — это воля, а кони — разум и низшие чувственные побуждения. По этой причине душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт. В движении неоплатонизма противопоставление души и тела приобрело еще более фатальный характер.
Аристотеля (384 — 322 до н.э.) можно считать основателем функционального подхода к психике. Он понимал душу как «форму тела», т.е. как функцию и вместе с тем причину телесной организации человека. «Если бы у глаза была душа, то его душой было бы зрение», — говорил Аристотель. В книге «О Душе» Аристотель рассматривает душу как связанную с телом («Итак, душа неотделима от тела»).
Аристотель предлагал свой вариант деления души на составляющие ее части. Он выделял душу разумную и неразумную. Неразумная душа разделялась им на растительную (вегетативную) и страстную (животную).
Соответственно, только разумная часть души, по Аристотелю, может претендовать на бессмертие. Аристотель также ввел в научный обиход понятие целевой (конечной) причинности. В отличие от механистической причинности Демокрита принцип целевой причинности подразумевает развитие в стремлении к некоторой еще не осуществленной цели, существующей в виде замысла или образца.
Параллельно умозрительным рассуждениям о природе и структуре души разворачивается эмпирическое медицинское исследование физиологических основ психики. Мы уже упомянули типологию темпераментов врача Гиппократа. Врач Алкмеон (VI в. до н.э.) предположил, что органом души является мозг. Гален (II в.) установил роль нервной системы как «проводника» воздействий души на тело. Заслуга Галена состоит также в том, что он предположил двусторонний характер взаимодействия соматического и психического: не только душа через нервные пути осуществляет контроль над телесными проявлениями, но и телесные изменения оказывают влияние на течение душевных процессов.
Идея совершенствования души через особые педагогические воздействия была развита представителями двух «практических» философских школ — стоиками и эпикурейцами. Ранние стоики — Зенон, Клеанф, Хрисипп разработали подробную концепцию чувственного восприятия. В их гносеологии ключевым термином является так называемое «схватывающее восприятие». «Он считал, что схватывание чувственных данных является верным и надежным, и не потому, что оно схватывает все свойства вещи, а потому, что не упускает ничего из того, что ему доступно, и природа сама установила его как некую норму знания и естественную основу, откуда в душах потом запечатлеваются общие представления о вещах», — сказано о Зеноне во Второй Академике Цицерона. Данное описание практически точно повторяет феномен «гештальтности» восприятия, т.е. целостного схватывания явлений, который в начале XX в. поднимут на щит создатели гештальтпсихологии.
Стоики, подразделявшие философское знание на логику, физику и этику, основное значение придавали именно этическим вопросам, рассматривая учения о природе и о человеческом познании как вспомогательные. Целью человеческой жизни они считали достижение бесстрастия (apathia) и душевной невозмутимости (ataraxia).
Именно этот аспект их учения получил развитие в поздней Стое, полностью утратившей интерес к логико-гносеологической проблематике. Поздние стоики стремились научить человека сохранять мужество под ударами судьбы, жить согласно Логосу (мировому закону).
«Смотри всегда на человеческие дела как на нечто однодневное, ничтожное: вчера ты слизь, а завтра -набальзамированное мясо или пепел. Итак, проведи этот короткий отрезок времени сообразно природе и отделись кротко, как падает созревшая оливка, благословляя выносившую ее землю и чувствуя благодарность к взрастившему ее дереву», — наставлял философ и император Рима Марк Аврелий (121 — 180).
Эпикур (342 — 270 до н.э.) и его последователи создали философию, предназначенную для того, чтобы обеспечить счастливую жизнь. Удовольствие, которое Эпикур полагал высшей и более чем достойной целью любой жизни и проповедовал в своем учении, заключалось скорее в отсутствии страдания, чем в активном поиске наслаждений. Одним из самых непереносимых страданий Эпикур считал страх смерти. Поэтому всю свою теоретическую силу он направил на формулировку аргументации для преодоления страха смерти. Следуя Демокриту, Эпикур считал, что душа материальна и состоит из атомов. Атомы души распределены по всему телу. Ощущения вызываются особыми нитями, которые, исходя от объектов, соприкасаются с атомами души. Сновидения возникают в том случае, если нити объектов еще существуют, в то время как сами объекты уже исчезли. В момент смерти атомы души рассеиваются и, теряя связь с телом, утрачивают способность к ощущениям и страданию. Таким образом, нет никаких оснований бояться смерти, ведь «смерть не имеет никакого отношения к нам: то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет отношения к нам».
Плотин (204 — 270) видел в оторванности души от своего источника в потустороннем мире непреодолимую преграду истинному познанию. Порфирий в работе «Жизнь Плотина» назвал его «философом, который стыдится того, что он оказался в теле». Плотин ввел также проблематику рефлексии, т.е. выделил процессы обращенности души на саму себя. От Плотина через труды Августина выкристаллизовывается традиция суждения о душе как антиподе, тела.
Вклад ученых античности в познание души
Авторы |
Основные психологические идеи |
Фалес |
Душа как активное начало |
Гераклит |
Подобие индивидуальной души и мирового Логоса |
Демокрит |
Детерминизм: все возникает по необходимости |
Монистический материализм: объяснение психического из физического |
|
|
|
Анаксагор |
Роль телесной организации в проявлении психического |
Гиппократ |
Учение о темпераментах |
Софисты (Горгий, Протагор) |
«Человек — мера всех вещей»; интерес к коммуникативным аспектам поведения человека |
|
|
Сократ |
Диалогический характер мышления и метод диалога в педагогике; майевтика |
|
|
Платон |
Проблематика универсальных форм мышления |
Диалогичность познания Конфликт как неотъемлемая характеристика психической жизни |
|
|
|
|
|
Аристотель |
Целевая детерминация развития человека |
Функциональный подход к душе Уровневая структура души |
|
|
|
Стоики |
Способы совладания с жизненными кризисами |
Эпикурейцы |
Категория случайности в психической жизни |
Психотерапевтическая позиция в отношении страха смерти |
|
|
|
Плотин |
Явление самосознания |
Гален |
Обнаружение роли нервной системы
|
- Развитие психологии в средние века и эпоху Возрождения
Средние века
Ориген (185 — 253), первый из церковных писателей, имевший систематическое философское образование, обогатил христианскую мысль сокровищами античной учености. Будучи последовательным платоником, он резко противопоставляет душевное и телесное. Целью человеческой жизни является созерцание Бога. Оно достигается путем систематической борьбы со страстями и освобождением от них. Под страстями Ориген понимал подчинение всему, что не есть Бог. В соответствии с этой целью выделяется задача тщательного изучения страстей и разработки психотехнических практик овладения своими желаниями и помыслами. Они реализуются в корпусе аскетической литературы, основателем которой был образованный египетский монах IV в. Евагрий Понтийский. Уже в его сочинениях мы сталкиваемся с детальным и эмпирически точным описанием целого ряда психологических феноменов. Пожалуй, самую строгую и полную таксономию страстей создает Иоанн Синаит — автор книги, известной в славянском переводе как «Лествица», оказавшей колоссальное влияние на дальнейшую историю контроля человека над своим душевным миром.
Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350 — 430) соединил аристотелевское представление об иерархической организации души с христианской теологией. Кроме введенных Аристотелем вегетативной, животной и разумной души он различал разные уровни совершенства последней. Разумная душа включала в себя уровень совершенства души, на котором она начинает стремиться к благу; уровень очищенной души, свободной от страха смерти; уровень чистого стремления к Богу и наивысшую ступень — душу, поглощенную божественным, т.е. погруженную в непосредственное созерцание Божества. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При этом он наследовал взгляды Платона, считая Память самой значительной из частей души, в которой заключена идея Бога. Эту идею невозможно познать эмпирически, но можно «припомнить» в абсолютно платоновском смысле. Августин предложил метод интроспекции (в христианской трактовке — исповеди) в качестве основного средства познания души и этим во многом определил пути психологической мысли.
Среди ключевых фигур исламской науки Средневековья выделяют Ибн-Сину (Авиценна, 980 — 1037) и Ибн-Рушда (Аверроис, 1126 — 1198).
Оба они были видными комментаторами Аристотеля. Авиценна вывел формулу, описывающую процесс индуктивного познания: «Мышление выводит всеобщее из отдельных вещей». Аверроис полагал, что истина может быть постигнута одним разумом без привлечения откровения.
Арабо-язычные ученые не ограничивали свои изыскания исключительно умозрительными построениями, что было типично для европейских современников. Их интересы лежали и в практической плоскости, прежде всего в области медицины. Поэтому в работах представителей арабского мира зачастую наблюдается причудливый параллелизм метафизического истолкования души и естественнонаучной направленности в описании психических феноменов. Например, Ибн-аль-Хайсам (Альгазен, 965 — 1038) начинает изучение зрительного аппарата человека, основываясь на рассмотрении глаза как оптического прибора. Впоследствии именно оптика становится «мостиком» между физиологией и психологией, воплощаясь в разнообразные концептуальные формы: учение о «перспективе» Роджера Бэкона (1214 — 1294), науку живописи Леонардо да Винчи (1452 — 1519), учение о восприятии цвета Гёте. Общим для всех этих теорий является то, что психический феномен зрения объясняется через физические законы построения образа в оптической системе глаза.
В Европейской мысли преемником Аристотеля можно считать схоласта Фому Аквинского (1225 — 1274).
Фома развил идеи Аристотеля, предложив учение о «лестнице форм», на которой в иерархически соподчиненном порядке располагаются растительная, животная и разумная типы души, каждая из которых соответственно отвечает за порождение различных психических явлений: ощущения, представления и понятия. Фома Аквинский конкретизирует термин «рефлексия» Плотина, описывая его, как последовательно сменяющие друг друга фазы познания внешнего объекта, осознания акта познания и позиционирования души как метафизической сущности через преломление этого осознания. Разумная душа обладает бессмертием, в то время как растительная и животная смертны. Однако в земной жизни все три типа души неразрывно связаны.
Схоластическая наука Средневековья на новом витке осмыслила конфликт «линии Платона» и «линии Аристотеля» в вопросе об источниках человеческого познания. Этот спор получил название «спора об универсалиях». Одна из позиций — реализм (от лат. realis — вещественный) — заключалась в принятии положения о первичности неких абстрактных универсальных форм (идей), которые осваиваются человеком преимущественно в форме божественного дара откровения. Другая — номинализм (от лат. «nomina» — имена) — признавала только эмпирической путь получения знаний. Полагалось, что знание формируется абстракцией значимых качеств из многократно повторяющегося опыта. Например, человек встречает много белых объектов — молоко, снег, облака и, в конце концов, абстрагирует понятие белизны. Фома различал два типа познания — естественное и сверхъестественное, занимая, таким образом, промежуточное положение в споре об универсалиях.
Эпоха Возрождения.
Эпоха Возрождения, которую можно назвать уникальной интеллектуальной субкультурой в рамках Средневековья, снова воскресила круг «сократических» вопросов: каков человек, какое место в мире соответствует его достоинству, каковы пределы педагогического воздействия на сущность человека?
Философы эпохи Возрождения называли себя гуманистами (от лат. «humanus» — человечный).
Хотя основным занятием представителей Возрождения была филология (отсюда самоназвание — «граждане страны Словесности»), основная заслуга философов Возрождения заключалась в том, что они вернули в научный обиход доаристотелевские представления о материальном основании души и подкрепили их обширными открытиями в сфере анатомии и техники. Труженики и творцы эпохи Возрождения, будучи активно задействованными в практической деятельности — архитектуре, живописи, педагогике, — заложили основы эмпиризма, который расцвел в Новое время. Так, например, Леонардо да Винчи — наиболее универсальный человек своего времени — создал систематику аффектов, в которой все многообразие человеческих эмоциональных состояний могло быть сведено к четырем «базовым» аффектам: радости, горю, распре и усилию. Важно, что в основу классификации были положены не гипотетические предположения, а данные наблюдений и анатомических исследований. Леонардо пытался моделировать движения живых существ в технических устройствах (например, конструировал крылья), учитывая ведущую роль нервной системы в построении движений. Можно утверждать, что он предвосхитил биомеханику — одну из бурно развивавшихся в XX в. отраслей знания.
Таким образом, делая шаг назад в метафизике, Возрождение (особенно в лице своих титанов) совершило прорыв в подведении психических явлений под общие законы физического мира.
Вклад ученых Средневековья и периода Возрождения в познание души
Вклад ученых Средневековья и периода Возрождения в познание души
Авторы |
Основные достижения |
Ориген
Августин, Аврелий
Авиценна, Аверроис
Альгазен
Реалисты / номиналисты Фома Аквинский
Гуманисты Леонардо да Винчи |
Таксономия страстей души и психотехники их преодоления
Интроспекция
Открытие трудов Аристотеля для средневекового мира, обоснование индуктивного метода познания
Исследование зрительной системы, выведение психологического феномена зрения из структурных свойств зрительного аппарата
Постановка проблемы индуктивного и дедуктивного способа познания
Структура души в соответствии с психическими функциями: ощущение, представление, понятие Понимание рефлексии как продукта осознания явлений внешнего мира
Возврат к «сократическим» вопросам: место человека в мире, проблема личности
Классификация аффектов Предпосылки создания психофизиологии двигательных актов |
- Психологические проблемы в Новое время. Развитие психологических знаний в рамках представлений о сознании.
Фигурой, стоящей у истоков Нового времени с его гносеологическим оптимизмом и призывом к опытному изучению психики, является Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626).
Бэкон предложил рассматривать душу и тело в единстве. Вслед за томистами (последователями Фомы Аквинского) Бэкон все еще придерживался традиционного деления души на рациональную божественную душу и нерациональную чувствующую душу. Рациональная душа с помощью индукции (восхождения от частного к общему) преобразовывает данные чувствующей души и таким образом познает. Критически важным для верного познания Бэкон считал индуктивный метод, который противопоставлялся дедуктивному (нисхождение от общего к частному).
Именно поэтому его основной труд, как бы бросая вызов дедуктивной методологии Аристотеля, получил название «Новый органон» (работа Аристотеля называлась «Органон»), Однако, несмотря на преимущества индукции, Бэкон достаточно скептически оценивал возможности человеческого познания. Препятствия на пути к адекватному познанию Бэкон определил как «идолы». Различаются идолы рода — ложные восприятия, обусловленные самой природой человека; идолы пещеры — заблуждения человека, связанные с обстоятельствами его индивидуальной жизни (здесь ясно видна аналогия с образом пещеры у Платона); идолы площади — результат неверного образования понятий, и идолы театра, которые Бэкон обозначает, как ошибки теорий и методов доказательства истины, опирающихся на слепую веру в авторитет. Очевидно, что идолы могут быть преодолены. Например, идолов рода можно победить развитием технических средств познания (использование увеличительного стекла делает более объективным зрение), идолов пещеры — продуманной педагогикой и т.д.
Уже Бэкон совершает переход от отождествления души и психического к трактовке психики как сознания.
Развитие психологических знаний в рамках представлений о сознании.
Окончательно этот шаг был сделан Рене Декартом (1596 — 1650).
Декарт — дуалист, поскольку он рассматривает материальное и идеальное в качестве двух разнородных субстанций. Атрибутом идеального является мышление, а атрибутом материального — протяженность. В своем знаменитом «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую») Декарт зафиксировал сознание как предмет психологической рефлексии. Логика его рассуждения такова: человек может сомневаться во всем, но, даже сомневаясь, он переживает свое сомнение как психологическое явление. Таким образом, сомнение является единственным «несомненным» знанием. Сомнение — это акт мышления. Отсюда, мышление понимается как неотъемлемый атрибут идеальной субстанции и одновременно основание существования души-сознания. Мышление полагается Декартом независимым от тела. Однако тело и душа «соприкасаются». Мозг и нервная система являются частями телесной «машины» и не имеют отношения к сознанию. Тело действует по принципу рефлекса. Все функционирование организма человека и животного определяется движением «животных духов» (сейчас мы бы назвали их «нервными импульсами») от органов чувств к мозгу и в обратном направлении. Например, если человек дотрагивается до горячего предмета, «животные духи» устремляются к мозгу, который направляет усиленный поток «животных духов» обратно к руке (мы бы сказали, что мозг при этом «перерабатывает информацию»), в ответ рука отдергивается. Сознание не принимает в этом акте участия, он совершается рефлекторно. Сознание, однако, способно «наблюдать» за деятельностью тела и даже корректировать его. В свою очередь, и сознание может оказывать влияние на тело. Декарт поместил сознание в эпифиз (шишковидную железу в глубине мозга). Если сознание «хочет» чего-либо от тела, оно начинает «раскачивать» эпифиз, заставляя тем самым «животные духи» выполнять свои команды. Тело может существовать без души (так и происходит у животных), как и душа — без тела. Душа способна познавать как себя, так и тело, которое является частью материального мира. Таким образом, дуализм Декарта носит не до конца последовательный характер. На деле оказывается, что имеет место как минимум взаимодействие сознания и телесных явлений, которое будто бы ничем не мотивировано (зачем душе вызывать у тела реакции, если она к нему безразлична?!).
Потомки многократно возвращались к концепции Декарта, изгоняя метафизические представления о различной субстанциональности материального и идеального (которые определяют противоречивость самой теории Декарта) и сохраняя ее достижения. Проблема отношения психического и физического, заявленная Р. Декартом, получила название «психофизической проблемы» (сам Декарт решил ее в духе взаимодействия психического и физического).
Дуализм Декарта был преодолен в первую очередь психологической концепцией Б. Спинозы (1632-1677).
Бенедикт Спиноза предположил, что существует только одна единая субстанция, а мышление и протяженность являются ее атрибутами. Тогда душа и тело неразрывно связаны и являются сторонами одного и того же явления. Когда мы говорим о протяженности, то мыслим телесную сторону явления, а когда говорим о мышлении, то открываем душевную сторону явления. Душа и тело не воздействуют друг на друга, а соответствуют друг другу. Отсюда становится понятным главный тезис Спинозы о том, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Спиноза решает психофизическую проблему в духе единства. Спиноза дает классификацию познавательных функций психики в зависимости от способа познания, который в них реализуется. Случайное познание существует в форме образа и соответствует мнению и воображению. Познание от общего положения к частному случаю (дедуктивное) приводит к формированию абстрактных понятий. Интуитивное постижение сущности вещей дает истинное знание, в котором соединяется существенное и индивидуальное. Спиноза также создал теорию аффектов, понятых как естественные проявления человеческой природы. Любой аффект образуется из трех первичных аффектов: удовольствия, неудовольствия и желания. Развитие личности идет по пути укрощения аффектов, освобождения из их рабства.
Решение психофизической проблемы в духе параллелизма предложил Г.В. Лейбниц (1646 — 1716).
Сам он называл свою теорию гипотезой «предустановленной гармонии», полагая, что существуют два «царства» — мир тел и мир душ, каждое из которых подчинено своим собственным законам. Никакого воздействия на душу извне быть не может. Душа представляет собой «монаду» (от греч. «единое»).
Отсюда название концепции Лейбница «монадология». Монада — это зеркало всей Вселенной, которая стремится к совершенству. Душа-монада способна воспринимать все, что происходит во Вселенной, и поэтому ее восприятия могут носить неосознаваемый характер. Лейбниц вводит понятие «преформы», т.е. некоторого божественного замысла о каждой душе — монаде (Бог, кстати, определяется им как «монада всех монад»).
Т. Гоббс (1588 — 1679) вернулся в своей философии к материалистической трактовке души, лишив психическую жизнь своеобразия и сводя психические явления к проявлению движения. Психика для Гоббса — эпифеномен (явление, сопутствующее другим явлениям и не имеющее собственных функций).
Для пояснения данного толкования часто приводят метафору человека и его тени: тень, конечно, существует, но не в состоянии влиять на то, что человек делает. Мышление — смена теней физических воздействий на организм, другими словами, цепь ощущений. Объяснение же мышления заключается в законе простейшей ассоциации (от лат. «associatio» — соединение).
Таким образом, сознание можно легко объяснить, но оно не имеет никакой объективной ценности.
Средневековый спор об универсалиях во многом перекочевал в Новое время, обосновавшись здесь под именем дилеммы рационализма — эмпиризма. Рационалисты (среди них Декарт, Спиноза и Лейбниц) были уверены в том, что абстрактное знание невозможно вывести из опыта. Предполагалось наличие в психике некоторых врожденных форм мышления или «идей», в чем рационалисты были близки реалистам (правда, перенеся мир идеальных форм извне вовнутрь).
В философии позицию рационализма отстаивал И. Кант (1724 — 1804), который постулировал наличие врожденных доопытных категорий («априорных форм»), через которые реализуются конкретные акты мышления. Эмпиристы (Т. Гоббс, Д. Локк), наоборот, считали, что все знание может быть выведено из опыта.
Ярчайшим представителем эмпиризма был Джон Локк (1632 — 1704).
Его интересовал вопрос о том, как опыт формирует сознание человека. Локк предположил, что новорожденный представляет собой в познавательном смысле «чистую доску» (tabula rasa), на которой прижизненно складывается все многообразие форм мышления. Существует два источника опыта: 1) из ощущения, 2) из рефлексии. Сначала ребенок улавливает простые идеи (знания) из эмпирически наблюдаемых фактов. К простым идеям относятся такие, как, например, «желтизна», «горячее» и т.д. Источником простых идей является информация, полученная от органов чувств. Простые идеи преобразуются в сложные путем соединения идей, сравнения и установления отношений между ними и процесса абстрагирования. Примерами сложных идей, имеющих источник в ощущении, могут быть «отношение», «равенство» и т.д. Опыт второго типа извлекается из наблюдения души за ее собственной деятельностью. К рефлексивным идеям относятся такие идеи, как «познание», «желание», «восприятие», т.е. собственно психические феномены. Отсюда следует понимание интроспекции как основного метода познания психики («Если я мыслю, но об этом не знаю, никто другой не может знать этого»).
Локк определяет сознание, которое становится предметом психологии на последующие два столетия, через его субъективную доступность — «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». В мире психики правит бал закон ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту).
Именно за счет ассоциаций происходит связывание идей в целостные представления. По мнению Локка, крайне важно, чтобы ребенок устанавливал ассоциации между идеями под руководством наставника. Иначе могут сформироваться ложные связи. Например, няньки, которые пугают своих воспитанников привидениями, создают ошибочную ассоциацию между темнотой и вымышленными существами, так что ребенка начинают мучить необоснованные страхи.
Вклад ученых Нового времени в формирование психологического знания
Авторы |
Основные достижения |
Ф. Бэкон |
Апология индуктивного метода познания, классификация препятствий на пути реализации индуктивного метода («идолы») |
Сознание как предмет психологии |
|
Декарт |
Психофизическая проблема: решение в духе взаимодействия |
Рефлекторный принцип функционирования тела |
|
|
Регуляторная функция психики |
Мышление — центр психической жизни |
|
Спиноза |
Психофизическая проблема: решение в духе единства |
Классификация познавательных процессов |
|
Классификация аффектов на основе сведения к трем простейшим — удовольствие, неудовольствие, желание |
|
Лейбниц
|
Психофизическая проблема: решение в духе параллелизма Введение проблематики неосознаваемого познания |
Гоббс |
Психика как эпифеномен Разработка понятия ассоциации |
Рационалисты/ эмпиристы |
Дедуктивный или индуктивный способ познания |
Локк |
Теория преобразования сенсорного опыта в понятия Разработка законов ассоциаций Интроспективный метод |
- Эпоха Просвещения (XVIII в.)
В эпоху Просвещения (XVIII в.) происходит дальнейшее усиление интерпретации психологического знания как эмпирического по своей сути и интроспективного по способу получения. Учения о сознании все больше смыкаются с механикой, как образцом научности данного исторического периода. Основное внимание уделяется действию механизма ассоциации. Именно поэтому XVIII в. для психологии был веком ассоцианизма. Ассоцианизм воспринял учение Локка и творчески преобразовал его.
Например, Д. Гартли (1705 — 1757) как представитель материалистического ассоцианизма развивал учение о психике как продукте деятельности мозга. Психическое включает в себя три простейших типа содержаний: ощущения, идеи ощущений и аффективные тона. Механизм ассоциации организует три основные формы психического в сложное течение душевной жизни. Ассоциации являются пассивными «дубликатами» нервных связей в мозге, которые возникают за счет одновременной вибрации различных областей мозга под воздействием внешних стимулов. Так, память для Гартли — это воспроизведение прошлых ощущений по ассоциации с раздражителем, который воздействует на вспоминающего в настоящий момент («Вид человека наводит на идею о его имени»).
Французские материалисты-просветители в целом разделяли взгляд на психику как конфигурацию ощущений, возникших в нервном субстрате в ответ на внешние воздействия на организм, которые постепенно усложняются по принципу ассоциации, образуя поток внутреннего опыта (Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро).
Противоположную позицию относительно сущности ассоциаций занимали идеалистические ассоцианисты Д. Беркли (1685 — 1753) и Д. Юм (1711 — 1776).
Не сомневаясь в том, что именно закон ассоциации управляет душевной жизнью человека, они предположили в качестве их источника не мозг, а сознание. Беркли выдвинул тезис «быть — значит быть в восприятии». При этом вопрос об объективном существовании материального мира отклонялся как неразрешимый.
XIX в. ознаменовался переходом от механистической к физиологической трактовке психики. Открыто различие между чувствительными и двигательными нервными путями (И. Прохазка, Ф. Мажанди, Ч. Белл), что привело к формулировке представления о «рефлекторной дуге». Ф. Галль (1758 — 829) создал «карту головного мозга», которая связывала определенные участки мозга с локализованными в них способностями. Джон Стюарт Милль (1806 — 1873) создал «ментальную химию» — учение о сложных психических явлениях как результате взаимодействия простых психических форм, но несводимых к ним (аналогично тому, как вода является результатом реакции водорода и кислорода, но обладает совершенно новыми свойствами).
Милль заявил о необходимости поиска «атомов» сознания. И. Гербарт (1776 — 1841) расширил представление о психическом за рамки сознания и пытался с помощью математических формул описать законы взаимоперехода сознательных и неосознаваемых явлений. Огромным шагом вперед стало появление психофизики — дисциплины, изучающей взаимное соответствие между физическими стимулами и субъективными ощущениями. Г. Гельмгольц (1821 — 1894) пришел к выводу об особой психологической причинности, которая не может быть редуцирована ни к механической, ни к химической, ни к биологической, ни к физиологической. Описывая процесс зрительного восприятия, он установил, что субъект не пассивно подчиняется воздействию внешних стимулов, а активно перерабатывает поступающую на его сенсорные поверхности стимуляцию.
Подъем этнографических исследований пробудил интерес к межкультурным различиям и разделению универсального и специфического в психике человека. Начала разворачиваться так называемая «психология народов» (М. Лацарус, X. Штейнталь, 1860), вызвавшаяся исследовать «народный дух», понимаемый как система языка, религии, морали, способов воспитания и определяющий индивидуальные особенности представителя той или иной культуры. Нельзя обойти вниманием также революцию в интерпретации функций психики в животном мире, которая была предрешена книгой Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859).
Принцип эволюции, обоснованный Дарвиным на огромном эмпирическом материале, заставил ученых принять гипотезу об адаптивном значении психики (иначе она бы исчезла в результате отбора).
Таким образом, к последней трети XIX в. сложились предпосылки для выделения психологии в самостоятельную науку.
Вклад ученых XIX в. В психологию
Авторы |
Основные достижения |
Гартли |
Механистический ассоцианизм: ассоциации — дубликаты нервных связей в мозге |
|
|
Прохазка, Мажанди, |
Различение чувствительных и двигательных нервных путей, развитие учения о рефлексе |
Белл |
|
Галь |
Карта головного мозга: локализация психических функций в определенных областях мозга |
|
|
Д.С. Милль |
Ментальная химия: учение о несводимости сложных психических явлений к простейшим ощущениям |
|
|
Фехнер |
Психофизика: установление соответствия между физическим стимулом и субъективным ощущением |
|
|
Гельмгольц |
Принцип психологической причинности |
Активность субъекта в акте восприятия |
|
Лацарус, |
Психология народов: учет фактора культуры |
Штейнталь |
в формировании психических свойств |
Дарвин |
Принцип биологического детерминизма |
Принцип эволюции Адаптивная функция психики |
|
|