Тема 15. Познавательная сфера личности Образовательные задачи:

14

–       Осознание взаимосвязи познавательных процессов с понятиями “субъектность”, “индивидуальность”, “личность”, “способности”.

–       Освоение системы теоретических знаний о сущности и природе познавательных психических процессов.

–       Осознание места и роли познавательных психических процессов в жизни человека.

–       Формирование у студентов профессионально важных умений и навыков или ключевых компетенций (связанных с когнитивными процессами), обеспечивающих профессиональную готовность к педагогическому труду.

Содержание

1.       Познание и познавательная деятельность, человек как субъект познания. Познавательные процессы.

2.       Психология восприятия и ощущения. Свойства и виды, функции ощущений и восприятия.

3.       Мышление: свойства, виды, функции.

4.       Внимание, его функции, свойства и виды.

5.       Речь как познавательный процесс, виды и функции речи.

6.       Воображение, его виды, свойства, функции.

7.       Память, её функции и свойства. Виды памяти.

1. Познание и познавательная деятельность, человек как субъект познания. Познавательные процессы

Психика – это сложная отражательная деятельность мозга. Но окружающий мир может отражаться по-разному. Например, о форме предмета мы узнаём, взглянув на него или ощупав, а для того, чтобы проникнуть в структуру атома, надо провести длительное исследование и построить сложную систему рассуждений. В первом случае говорят о непосредственном отражении, во втором – об опосредованном. В первом случае результатом отражения будет наглядный образ, а во втором – понятия и умозаключения.

Для приспособления к окружающему миру психика должна получать и перерабатывать информацию о свойствах реальности, производить анализ и синтез этой информации. Таким образом, познание – высшая форма психического отражения действительности [4].

6 стр., 2898 слов

Память как психический познавательный процесс

... и во многом другом подобном проявляется такая память. А функция мышления является важнейшим познавательным процессом, обслуживающим общение человека. Здесь большое значение имеют и аналитические ... В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения информации выделяют следующие виды памяти. Сенсорная (следовая), или непосредственная память обеспечивает сохранение воспринятого образа ...

Психология начала своё существование в качестве экспериментальной науки с исследования преимущественно отдельных “актов познания” – познавательных психических процессов. Предметом исследования стали ощущение и восприятие, внимание, память, а позднее воображение и мышление.

Без такого расчленения невозможно конкретно изучить психическую деятельность человека. В любой науке, чтобы изучить явление, надо его как бы остановить и разложить на составные части. И всегда такая операция таит в себе опасность: порой легко забыть, что на самом деле в реальной действительности отдельных частей нет, а есть целостное единое явление, которое только мысленно разделено. В психологии эта опасность особенно велика. В жизни не бывает так, чтобы человек сначала ощущал, потом воспринимал, потом запоминал, потом переходил к размышлению. Всё это сливается в единый поток психической жизни, где всё взаимосвязано, друг от друга зависит. А главная сложность в том, что и направление, и сила, и скорость, и все остальные характерные особенности этого потока, психики конкретного человека зависят от строения его личности, от мотивов и целей его деятельности. Даже самые на первый взгляд простые проявления психики зависят от особенности всей, целостной личности.

2. Психология восприятия и ощущения. Свойства и виды, функции ощущений и восприятия

Первую ступень чувственного познания мира составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия. Характерная особенность ощущений – их сиюминутность, непосредственность. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Благодаря ощущениям мы познаём отдельные качества и свойства предметов и явлений. Но в реальной жизни трудно выделить ощущения в “чистом виде”. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления.

Ощущение входит в структуру более сложного психологического процесса – восприятия. Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Продуктом восприятия является образ воспринимаемого явления. Ощущение и восприятие неразрывно связаны друг с другом.

Физиологическим аппаратом ощущений служат анализаторы, которые состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т. д.), нервных путей и соответствующего участка мозга. Раздражение – физический процесс, но под его воздействием в нервных клетках возникает возбуждение (физиологический процесс), которое по афферентным нервным волокнам передаётся в соответствующий участок мозга. Только здесь физиологический процесс превращается в психический, и человек ощущает то или иное свойство предмета или явления.

Итак, физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трёх частей:

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... движению губ (“считывают с губ”). Формирование сферы ощущений и восприятий у чело­века при высоком уровне развития его головного мозга проходит под влиянием трудовой деятельности, опыта всей ... психических забо­леваниях. При этом у больных одновременно отмечаются изменения в сфере чувств и в поведении. Нарушения сложных познавательных процессов назы­ваются агнозиями. Различают зрительные, ...

1.       Периферический отдел, называемый рецептором.

2.       Проводящие нервные пути.

3.       Корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, т. к. определённым рецепторам соответствуют определённые участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, но не исчерпывающей.

Систематическая классификация ощущений, предложенная английским физиологом Ч. Шеррингтоном, разделяет группы ощущений на три основных типа:

1.       Интероцептивные, объединяющие сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма (благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренним органам).

2.       Проприоцептивные, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивающие регуляцию наших движений (эта группа включает ощущения равновесия или статическое ощущение, а также двигательное или кинестетическое ощущение).

3.       Экстероцептивные, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира и создающие основу для нашего сознательного поведения; всю группу принято разделять на две подгруппы: контактные (вызывающиеся непосредственным воздействием объекта на органы чувств) и дистантные (отражающие качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств) [1].

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определённого физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или модальности.

Существуют ощущения, которые не связаны с какой-либо определённой модальностью (интермодальные ощущения).

К ним относится вибрационная чувствительность (чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом).

Особое практическое значение приобретает при поражениях зрения и слуха.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. К основным свойствам относятся:

         качество (модальность ощущений – свойство, характеризующее основную информацию);

         интенсивность (количественная характеристика, зависящая от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора – если у вас насморк, то интенсивность запахов может быть искажена);

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... пианистов и скрипачей неодинакова. У кого чувствительность выше? Чем объясняется это различие в уровне звуковысотной чувствительности? № 5 Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере? А. ... продолжается 0,5 сек, испытуемый узнает форму фигуры. № 2 От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой способностью современная электронная ...

         длительность ощущения – его временная характеристика, определяемая длительностью воздействия раздражителя и функциональным состоянием анализатора;

         пространственная локализация – характеристика, позволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя; дистантные ощущения содержат информацию о расположении источника раздражения в пространстве, а контактное ощущение соотносится с той частью тела или точкой на его поверхности, на которую воздействует раздражитель.

К основным закономерностям ощущений принято относить следующие:

1)     существование порогов чувствительности (минимальная величина раздражителя, необходимая для возникновения ощущения – нижний порог абсолютной чувствительности; наибольшая сила раздражителя, при которой ещё существует ощущение данной модальности – верхний порог абсолютной чувствительности); наряду с абсолютным выделяется порог различения – дифференциальный порог, который характеризует минимальное различение между двумя раздражителями или минимальное изменение свойств одного раздражителя, вызывающее изменение ощущения;

2)     сенсорная адаптация – изменение чувствительности анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей;

3)     взаимодействие ощущений – изменение чувствительности анализатора при раздражении других органов чувств (общая закономерность в том, что слабые раздражители в одной анализаторной системе способствуют повышению чувствительности другой системы, а сильные – снижают её (сильный шум снижает остроту центрального зрения, а слабый повышает); сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора в результате взаимодействия нескольких анализаторов или длительных упражнений; синестезия – возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модальности [2].

Восприятие позволяет получить целостный образ предмета во всей совокупности его инвариантных свойств. Восприятие – психический процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие всегда встроено в структуру определённой деятельности или общения и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Процесс восприятия представляет собой систему так называемых перцептивных (воспринимающих) действий, направленных на выделение информативных признаков объекта и построение на этой основе его образа.

Восприятие характеризуется через специфические свойства, принципиально отличающие его от процессов ощущения. К таким свойствам принято относить следующие:

        Целостность. Восприятие – это целостный образ предмета; всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые элементы этого целого в данный момент невозможно наблюдать (например, тыльная сторона вещи).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... Вызывает инициативу, самостоятельное мышление, побуждает к дискуссии 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

        Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине независимо от меняющихся условий восприятия.

        Структурность. В акте восприятия мы фактически выделяем абстрагированную от непосредственных ощущений обобщённую структуру (слушая музыку, воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию; узнаём её тогда, когда воспроизводит один инструмент, человеческий голос или оркестр).

        Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (или их частей) по сравнению с другими. Выделяемый и в силу этого более отчётливо отражаемый объект восприятия выступает в качестве “фигуры”, тогда как остальные образуют “фон”.

        Активность. Восприятие всегда встроено в структуру определённой деятельности и подчинено соответствующим целям и задачам. Поэтому оно является активным по своей сущности. Образ порождается субъектом в процессе особой активности, направленной на воспринимаемый объект. Без такой активности субъекта образ не формируется.

        Предметность. Свойство образа  быть отнесённым к воспринимаемому предмету называется предметность восприятия. Все впечатления и сведения, получаемые из внешнего мира, связываются с конкретными объектами (даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как нечто предметно оформленное – лицо, собака, облако и т. д.).

        Адекватность восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации. Неадекватное восприятие называется иллюзорным (иллюзия движущегося поезда).

        Категориальность (осмысленность) выражается в том, что восприятие носит обобщённый характер, каждый воспринимаемый предмет обозначается словом – понятием и относится к определённому классу. Это достигается с помощью мыслительной деятельности в процессе восприятия.

        Апперцепция – зависимость восприятия от личности воспринимающего и его опыта.

Виды восприятия

Основная классификация построена в зависимости от того, какой из органов чувств является ведущим в формировании субъективного образа. В соответствии с этим выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Но выделенные виды не всегда встречаются в чистом виде. В каждом из образов наряду с основными встречаются и другие по модальности ощущения.

В зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности (формы существования материи) выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в окружающей среде, включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, восприятие глубины и удалённости.

10 стр., 4686 слов

Взаимосвязь мышления и речи в познательной деятельности человека

... на проблему взаимосвязи речи и мышления. Структура работы: Работа состоит из введения,трех глав, заключения и списка литературы. Глава 1. Мышление 1.1. Содержание понятия Ощущение и восприятие дают нам ... также не приносит успеха. Чтобы устранить дефект, человеку нужно решить задачу. Основными составляющими задачи считаются: цель, сформулированная в виде требования или вопроса, условия, в которых она ...

Восприятие времениесть отражение объективной длительности явлений, процессов и событий. Чувство времени не врождённое, оно развивается в процессе накопления опыта.

Восприятие движенияпредставляет собой субъективное отражение физического перемещения объектов в пространстве.

В зависимости от способа актуализации, восприятие может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно и стихийно. Оно актуализируется либо некоторыми особенностями самих объектов (новизной, яркостью, необычностью, контрастностью), либо соответствием их потребностям и интересам субъекта. Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели – что-то воспринять, заметить. Оно формируется у человека в период младшего школьного возраста.

3. Мышление: свойства, виды, функции

Мышлениев психологии определяется как психическая деятельность, направленная на обобщённое и опосредованное познание объективной действительности путём раскрытия связей и отношений, существующих между познавательными предметами и явлениями. Восприятие обеспечивает непосредственное познание мира, а мышление – опосредованное познание того, что не может быть познано непосредственно.

Основная единица мышления – мысль, представляет собой когнитивное действие (т. е. познавательное), направленное на анализ и сопоставление различных фактов по признакам “различие – сходство”, “причина – следствие”, “действительное – возможное”.

Основные операции мыслительной деятельности:

        сравнение (мысленное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различия);

        анализ (мысленное расчленение предмета или явления, выделение в нём конкретных элементов, признаков и свойств);

        синтез – противоположная анализу операция, мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое;

        абстрагирование – мысленное отвлечение от второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта;

        конкретизация – мысленный переход от общего к частному, т. е. противоположное абстрагированию;

        обобщение – основанное на анализе выделение свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов и явлений;

        классификация – разделение и последующее объединение познаваемых объектов или феноменов по каким-либо критериям;

        систематизация – разделение и последующее объединение, но уже не отдельных объектов познания, а их групп и классов.

4 стр., 1910 слов

Речь человека

... Нормальную силу звучания голоса должен определить собеседник 4. Гладкость (плавность, непрерывность) речи Человек произносит речь плавно, не прерываясь, не делая ненужных пауз, порождающих излишнее ожидание и ... разногласия по поводу конкретного вопроса перерастают в разрушительный межличностный конфликт. Темп речи. Люди говорят быстро: когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо; когда говорят о ...

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление– вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Генетически наиболее ранний и простейший вид мышления.

Наглядно-образное мышление– вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление (вербальное) осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Понятие как основной инструмент мышления этого типа охватывает не единичные объекты и явления, но их группы и классы и позволяет фиксировать посредством вербального кода общие и отличительные свойства всех объектов конкретного класса. Содержание понятий раскрывается в суждениях – высказываниях, содержащих определённую мысль. Логическая форма мышления называется умозаключением (серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание).

Известны два основных вида умозаключения – индукция (где общее заключение выводится из частных посылок, конкретных случаев) и дедукция (умозаключение, позволяющее получить частный вывод на основании общих положений).

В зависимости от характера познаваемой реальности различают предметное и психологическое мышление. Предметное направлено на познание физических и биологических предметов и явлений, обеспечивает ориентировку человека в окружающей предметной среде (должно быть хорошо развито у инженеров, биологов, механиков, географов, физиков и т. д.).

Психологическое мышление позволяет понимать людей, направлено на понимание индивидуальных психологических особенностей другого человека.

Различают также репродуктивное (воспроизводящее) мышление и продуктивное (творческое).

Репродуктивное не создает нового знания и основано на решении задач по известной схеме. Творческое связано с открытием принципиально нового.

Человек в процессе своей деятельности и общения использует одновременно различные виды мышления. В реальной практической деятельности все виды мышления взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Мыслительная деятельность имеет индивидуальные особенности, зависящие от личного опыта, особенностей развития речи, уровня овладения мыслительными операциями. К индивидуальным особенностям мышления относятся:

        широта – способность охватить весь вопрос в целом, не упуская в то же время частностей;

        глубина – умение проникнуть в сущность сложных вопросов;

        самостоятельность – умение самостоятельно выдвигать новые задачи и решать их своими силами;

        быстрота, оперативность – индивидуальный темп мыслительной деятельности;

        гибкость – свобода от сковывающего влияния закреплённых в прошлом приёмов и способов решения задач;

        критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Мышление человека можно целенаправленно развивать, совершенствовать с помощью специальных обучающих методик и приёмов.

4. Внимание, его функции, свойства и виды

Процессы психического отражения характеризуются предметностью, избирательностью и направленностью. В обыденном языке эта направленность сознания на материальный или идеальный объект передаётся с помощью оборотов: я думаю, я хочу и т. д. В психологии избирательный, направленный характер психической активности связывается с особым свойством психики – вниманием. Внимание – это направленность психики на определённые объекты или явления, соответствующие потребностям субъекта, целям и задачам его деятельность.

В отличие от познавательных психических процессов внимание не имеет своего специфического содержания. Физиологической основой внимания является общая активизация деятельности мозга.

Избирательность внимания находит объяснение в свете представлений открытого И. П. Павловым закона индукции нервных процессов. Согласно этому закону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других её областях. И, наоборот, торможение в одной части коры влечёт за собой повышения возбуждения в других (очаг повышенной возбудимости – светлое пятно).

Психологический смысл закона индукции выражается в том, что концентрация внимания на каком-либо объекте деятельности требует торможения побочной, конкурирующей активности и игнорирование внешних воздействий, несоответствующих актуальным потребностям и задачам объекта.

Процесс внимания характеризуют следующие свойства:

        направленность;

        активность (степень включения сознания и воли субъекта в процесс внимания);

        концентрация (степень сосредоточения на объекте);

        устойчивость (длительность концентрации на определённом объекте и способность сохранения качеств внимания во времени);

        переключаемость (скорость переключения внимания с одного объекта на другой);

        объём и возможность распределения (на несколько объектов одновременно).

Объём внимания определяется количеством одномоментно (в пределах 0,1 секунды) отчётливо воспринимаемых объектов и обычно принимается равным 3–5 (редко 6) объектам у взрослого человека и от 2–4 – у младших школьников.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения внимания выделяют следующие виды внимания:

1.       Непроизвольное и непреднамеренное внимание.

2.       Произвольное (сознательно регулируемое внимание).

3.       Послепроизвольное внимание (опосредованное сознательными целями и задачами деятельности, но не требующее для своего поддержания волевых усилий и повышенного психического напряжения); эта разновидность связана либо с личностной значимостью и ценностью объекта, либо с увлечённостью и интересом к самому процессу деятельности, и обеспечивает его высокую продуктивность.

5. Речь как познавательный процесс, виды и функции речи

Речь– одна из высших психических функций человека, опосредованная особой системой знаков – языком и имеющая коммуникативную направленность, т. е. ориентированная на общение, взаимопонимание между людьми.

В психологии принято разделять понятия “язык” и “речь”. Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность человека (система условных символов).

Речь – это язык в действии, процесс общения людей посредством языка.

Речь человека имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух видов речи: устной или письменной. При этом оба вида имеют определённое сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

Виды устной речи:

1.      Основным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической. Её главная особенность в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развёрнутого выражения, т. к. собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чём идёт речь. В подобных случаях слово может заменять собой целую фразу.

2.      Монологическая речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют (речь оратора, лектора, докладчика).

Монологическая речь психологически более сложна. Она требует от говорящего умения связно, последовательно излагать свои мысли.

Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически. Письменную речь можно строить более произвольно, т. к. написанное всегда перед нашими глазами. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи, т. к. требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей.

Следует отметить еще один вид речи – кинетическую речь, которая сохранилась у человека с давних времён. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи – жестов.

Существует ещё одно общее деление речи на два основных вида:

1)      внутренняя, прежде всего связанная с обеспечением процесса мышления, обеспечивающая взаимосвязь речи и мышления;

2)      внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией.

Любой вид речи, в том числе устная или письменная, имеет своё предназначение, т. е. выполняет определённые функции. Основными функциями речи являются следующие:

         функция выражения (человек высказывает своё отношение к определённому предмету или явлению);

         функция воздействия (с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определённому действию или формируем определённую точку зрения на какое-то явление); как правило, данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение;

         функция сообщения (обмен мыслями и информацией между людьми с помощью слов); данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми;

         функция обозначения (способность давать названия предметам и явлениям); благодаря этой функции мы в состоянии мыслить отвлечённо с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другими людьми.

6. Воображение, его виды, свойства, функции

Воображение– это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности на основе имеющихся впечатлений и представлений. Важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятельности до начала её осуществления.

Воображение – это всегда отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Воображение представляется важнейшим инструментом общения и межличностного понимания. На основе воображения осуществляется понимание художественной литературы и многих учебных предметов. Поэтому оно является очень важным фактором учебной деятельности.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими процессами и состояниями, настраивать организм на предстоящую деятельность. Процесс воображения свойствен только человеку. Однако оно не задано ему генетически, а формируется в процессе обучения и воспитания.

Виды воображения

Как одна из форм психической деятельности, воображение может быть преднамеренным или непреднамеренным со стороны субъекта. В соответствии с этим критерием выделяют два основных вида воображения:

1.      Непроизвольное. Связано с непреднамеренным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Типичным примером могут служить мечты, фантазии, сновидения, грёзы.

2.      Произвольное. Характеризуется тем, что человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создаёт новые образы. Оно характерно для деятельности художников, конструкторов и др. творческих профессий.

В зависимости от уникальности создаваемого продукта выделяют два вида воображения: репродуктивное (воссоздающее) и продуктивное (творческое).

В репродуктивном воображении реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, так, как она была воспринята субъектом. Продуктивное (творческое) воображение предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных субъективных продуктов.

Основанием следующей классификации воображения являются мотивы, побуждающие человека к созданию новых образов. Этот критерий позволяет выделить два вида воображения: прагматическое и гедонистическое.

1.      Прагматическое воображение имеет чёткую практическую ориентацию. Оно выступает для субъекта как инструмент решения конкретных жизненных задач (художник-модельер создаёт новые образы модной одежды для того, чтобы воплотить их в реальную практику, кулинар придумывает образ праздничного торта, чтобы испечь его).

2.      Мотивы гедонистического воображения лежат в самом процессе фантазирования и творчества. Это характерно для подлинных художников, учёных, писателей. Чаще всего движущей силой гедонистического воображения являются сугубо личностные потребности и мотивы, которые по разным причинам не могут быть удовлетворены.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами, осуществляясь с помощью особых психических действий, которые называют приём создания образов. К ним относятся следующие:

         агглютинация (комбинирование) – “склеивание” различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, частей (например, образ кентавра, крылатого человека, русалка, автомобиль-амфибия);

         аналогия – создание нового по сходству с известным; этот приём широко применяется в техническом творчестве (летательные устройства, подводная лодка);

         гиперболизация – мысленное увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей (образ Гулливера, мальчика с пальчик);

         типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (образы Наташи Ростовой, Евгения Онегина);

         придача – приписывание объекту не свойственных ему (чаще всего мистических) качеств (сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковёр-самолёт);

         перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть. Приём широко используется для понимания других людей, в художественном творчестве [3].

Функции воображения

Как один из познавательных процессов воображение выполняет различные f-цели.

1.       Первая функция состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи; эта функция связана с мышлением и включена в него.

2.       Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен отчасти удовлетворять многие свои потребности, снимать порождаемую ими напряжённость.

3.       Участие воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью вызываемых в воображении образов человек может обращать внимание на нужные события, управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4.       Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5.       Планирование и программирование деятельности, составление программ действий, оценки их правильности, процесса реализации.

7. Память, её функции и свойства. Виды памяти Филиппов Евгений

В психологии память понимается как познавательный (когнитивный) процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретённого опыта, а также в развитии и существовании человека как субъекта и как личности. Выполнение этих функций требует от человека особой психической активности, которая получила название мнемической деятельности.

Многочисленные исследования позволили установить, что память лежит в основе любого психического явления. Без её включения в акт познания ощущения и образы восприятия будут переживаться как впервые возникающие, что сделает невозможным ориентировку в мире и его познание. Разрушение памяти равноценно распаду личности: человек превращается в “живой автомат”, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.

В структуре памяти выделяют четыре относительно самостоятельных процесса и соответствующие им функции: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

1.      Запоминание – процесс запечатления (фиксирования) информации, представленный в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий и актов общения. На его основе происходит накопление и расширение жизненного опыта, психическое развитие человека. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избирательность – далеко не вся информация подлежит запечатлению. Большая часть информации используется для оперативной регуляции текущей деятельности и общения и по мере выполнения своего функционального назначения навсегда теряется.

2.      Сохранение – процесс удержания информации, её переработки и преобразования. Предметом его выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования. Сохранение следует понимать как активный мнемический процесс, в ходе которого субъективные образования подвергаются непрерывным изменениям.

3.      Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведения может иметь следующие формы: узнавание, собственно воспроизведения и припоминание. Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется автоматически без специального намерения. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. Если же не удаётся вспомнить то, что необходимо, приходится делать активные поиски, преодолевая определённые трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.

4.      Забывание – это процесс освобождения человека от ненужного жизненного опыта. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. В большинстве случаев забывание бывает непреднамеренным и неосознаваемым процессом. Процесс забывания имеет свои закономерности. Забывание зависит от времени и особенно интенсивно протекает сразу после заучивания. В течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через 6 дней остаётся менее 20 %.

Виды памяти

Память – это очень сложная система психических процессов. Поэтому существует несколько оснований для классификации её видов.

По характеру психической активности выделяют:

        образную память, которая, в свою очередь, подразделяется на зрительную, вкусовую, обонятельную и осязательную;

        эмоциональную память, которая связана с эмоциями, чувствами, переживаниями и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей;

        словесно-логическую память, содержанием которой выступают мысли, идеи, т. е. любые продукты мыслительной деятельности, выраженные в вербальной форме;

        двигательную (моторную) память, характеризующуюся запоминанием, сохранением и воспроизведением различных по сложности движений.

По продолжительности закрепления и сохранения материала различают:

        мгновенную (или иконическую) память, где информация из внешнего мира хранится от 0,1 до 0,5 секунд, характеризующуюся удержанием информации органами чувств без её переработки (необходимое условие перевода материала из мгновенной в кратковременную память – обращение на него внимания);

        кратковременную память, где длительность удержания информации составляет примерно 20 секунд и сохраняется не полный, а лишь обобщённый образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

        оперативную память (куда поступает информация из кратковременной памяти), которая поддерживает конкретные действия и операции во время их осуществления;

        долговременную память, обеспечивающую продолжительное – от часов до десятилетий – удержание знаний, сохранение умений и навыков и характеризующуюся огромным объёмом сохраняемой информации.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на произвольную (связанную с осознанной целью запомнить и требующую волевого усилия) и непроизвольную (характеризующуюся отсутствием осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить).

По степени осмысления запоминаемого материала память бывает механической (осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей) и смысловой (предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями).

Резюме

В психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, мышление, внимание, речь, воображение, память.

Каждый из познавательных психических процессов выполняет свои особенные функции, но все они являются частью единой системы – познавательной сферы личности.

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.

Психическая жизнь человека целостна и неразделима; познавательные психические процессы имеют личностный характер.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.       Какую функцию выполняет познавательная сфера личности?

2.       Назовите основные виды ощущений.

3.       Охарактеризуйте основные свойства восприятия.

4.       Дайте характеристику основным видам памяти.

5.       В чём выражается взаимосвязь мышления и речи?

6.       Охарактеризуйте основные виды внимания.

Библиографический список

1.       Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков; под общ. ред. Е. Строганова. – СПб., 2005.

2.       Петровский, А. В. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; под общ. ред. Э. В. Мазнина. – 4-е изд., стер. – М., 2005.

3.       Романов, К. М. Практикум по общей психологии: учеб. пособие / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина; под ред. К. М. Романова. – Изд. 2-е, стер. – М. [и др.], 2002.

4.       Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко; под общ. ред. Э. А. Юсупянц. – 12-е изд. – Ростов н/Д, 2005.