Рабочая тетрадь студента по изучению курса »Психология развития и возрастная психология»
______________________________________________________________________________________
ТЕМА 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
- СТРАНИЦА «ОРИЕНТИРОВКА В ТЕМЕ»
- ГЛОССАРИЙ
- Периодизация психического развития.
- Критерии периодизации. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности. Возрастные новообразования.
- Возрастные кризисы. Динамика (фазы) кризиса. Виды кризиса: кризис отношений, кризис самосознания
- ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
- Критерии периодизации в зарубежной и отечественной возрастной психологии.
- Возрастные кризисы детства и ведущий вид деятельности в периодизации Д.Б. Эльконина.
- Возрастные кризисы детства как следствие изменения социальной ситуации развития.
- ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Составьте тезисный план работ Л.С. Выготского ‘’Проблема возраста’’ и А.Н. Леонтьева ‘’К теории развития психики ребенка’’, выделите основные понятия изучаемой темы (см. Глоссарий).
- В рамках Практикума профессиональной подготовки проведите изучение социальной ситуации развития ребенка школьного возраста, используя методику »Мой круг общения» (см.
Приложение к теме).
- Литература
- Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка //Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж, 2001, с. 173 – 179.
- Вересов Н.Н. Ведущая деятельность в психологии развития: понятие и принцип //Культурно-историческая психология. 2005. №2. С. 76-85.
- Выготский Л. С. Проблема возраста. // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 2005. С. 27-50.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2006.
- Кравцова Е.Е. Понятие возрастных психологических новообразований в современной психологии развития //Культурно-историческая психология. 2005. №2. С. 87-93.
- Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка. // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 2005. С. 92-101.
- Пиаже Ж. Теория стадий //История психологии. ХХ в. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н.
4 стр., 1649 слов
Развитие личности донаучн. период
... до н.э.), давая объяснение развитию, соответствующим образом представил и первую возрастную периодизацию, состоящую из трех этапов: ... ные изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное ... изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О ...
Ждан. М., 2003. С. 732 – 738.
- Эльконин Д. Б.К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Избранные психологические труды. М., 1995, с. 60 – 77.
-
Работа с понятиями
|
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Социальная ситуация развития
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Ведущий вид деятельности
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Возрастные новообразования
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Фазы кризиса
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Кризис отношений |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Кризис самосознания
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Страница «исследовательские умения»
-
Теоретический анализ
Выделите специфику понимания социального фактора в психическом развитии ребенка в работах Л.С. Выготского и Ж Пиаже.
-
Моделирование
Опишите варианты благоприятной и неблагоприятной социальной ситуации развития ребенка школьного возраста (младшего школьного или подросткового).
Дайте графическое »описание» содержания социальной ситуации развития ребенка в каждом из 6 периодов детства (по периодизации Д.Б. Эльконина).
Для определения соотношения »близкого» и »дальнего» социального окружения в жизни ребенка на каждом возрастном этапе используйте соответствующие средства обозначения (символы, цвет, пространство).
Подсказка: имейте в виду специфику ведущего вида деятельности того
или иного возраста
Младенец |
Преддошкольник |
Дошкольник |
Младший школьник |
Младший подросток |
Старший подросток |
-
Качественный анализ результатов обследования ребенка
Сделайте вывод об особенностях социальной ситуации развития на основе качественного анализа хода и результатов обследования по методике »Мой круг общения».
Качественный анализ беседы включает:
- сравнение полноты взаимодействия ребенка с окружающими в разных сферах общения;
- сравнение характера переживаний ребенком своего взаимодействия с окружающими в разных сферах, выявление личностно значимых отношений, их анализ с точки зрения задач возрастного развития;
- выявление отношения ребенка к себе как к субъекту общения (принятие себя, позиция в общении и др.);
- выделение зоны неблагополучия в социальной ситуации развития (отсутствие или дефицит взаимодействия, трудности, конфликтность общения и др.).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Интерпретация результатов обследования ребенка
Выскажите предположение о ресурсах возрастного и личностного развития обследуемого Вами ребенка на данном возрастном этапе.
Предложите возможные пути перестройки социальной ситуации развития (при неблагоприятном ее варианте).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СТРАНИЦА РЕФЛЕКСИИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К МОЕМУ ОБУЧЕНИЮ»
Культурный контекст рефлексии (имена, события, факты, книги, пословицы, поговорки…) |
Направление и содержание рефлексии |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
»Я чувствую»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
»Я теперь знаю» Новое знание для меня …. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
»Я теперь могу»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
»Я хочу»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
»Я-концепция»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Страница самоконтроля «ай, да я!»
Задание 1.
Перед Вами 8 возрастных ситуаций, отражающих область тех или иных отношений и определяющих развитие на том или ином этапе жизни человека (по Э. Эриксону).
А. Ребенок __?_ — родители, братья, сестры |
Б. _____?____ __?_ — сослуживцы (профессия), родственники |
В. ___?___ _?__ — друзья |
Г. Ребенок _?__ — мать или ее заместитель |
Д. ___?___ _?__ — учителя, соседи |
Е. ___?___ __?_ — человечество, ближние |
Ж. ___?___ _?__ __ — группа сверстников |
З. Ребенок _?_ — родители |
Установите порядок смены ситуаций развития, попытайтесь обосновать его
ситуация 1 – карточка Г – (0 – 1) – полная физическая и психологическая зависимость от матери или тех, кто ее замещает в силу разных обстоятельств жизни
ситуация 2 – ___– _________________________________________________________
______________________________________________________________
ситуация 3 – ___–_________________________________________________________
______________________________________________________________
ситуация 4 – ___–_________________________________________________________
______________________________________________________________
ситуация 5 – ___–_________________________________________________________
______________________________________________________________
ситуация 6 – ___–_________________________________________________________
______________________________________________________________
ситуация 7 – ___–_________________________________________________________
______________________________________________________________
ситуация 8 – ___–_________________________________________________________
______________________________________________________________
В пропусках впишите возраст человека, выделите хронологические границы каждой ситуации.
Задание 2
Какие психологи предложили и использовали в своих исследованиях выделенные ниже критерии периодизации. Подчеркните свой выбор.
|
Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин |
|
Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин |
|
Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин |
Задание 3
Заполните пропуски в следующем высказывании.
В рамках периодизации Д.Б.Эльконина переход от эпохи к эпохе связан с ___________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; переход от периода к периоду связан с__________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 4
Что выступает субъективной составляющей структуры социальной ситуации развития ребенка? Приведите пример.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Соотнесите конкретные показатели результатов беседы »Мой круг общения» (список слева, цифровое обозначение) и возможные гипотезы трудностей возрастного развития подростка (список справа, буквенное обозначение)
1. Мало »заселенный» круг общения в секторе круга »Сверстники» |
А. Показатель интенсивного роста самосознания в подростковом возрасте, способности критической оценки отношений |
2. Предпочтение подростком общения с детьми младшего возраста |
В. Поведенческая реакция эмансипации как стремление подростка освободиться от опеки, контроля |
3. Круг общения »Взрослые в школе» окрашен отрицательно |
С. Трудности взросления, инфантильность |
4. Круг общения »Взрослые вне школы» окрашен отрицательно. |
D. Трудности становления возрастной идентичности. |
-
Строки ответов для самопроверки
1 |
А |
В |
С |
D |
2 |
А |
В |
С |
D |
3 |
А |
В |
С |
D |
4 |
А |
В |
С |
D |
-
Придумай свою задачу по этойтеме!
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ»
- БЕСЕДА «МОЙ КРУГ ОБЩЕНИЯ»
Источник:Андрущенко Т.Ю. Беседа »Мой круг общения» в диагностике социальной ситуации развития //Журнал практического психолога, 1998, № 4 , с.86 – 91.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Данная процедура дает возможность выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми, т.е. собственно психологическую сторону социальной ситуации развития. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с задачами развития в тот или иной период его жизни, психолог, социальный работник может определить меру благополучия складывающихся условий возрастного и личностного становления.
МАТЕРИАЛ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Стандартный лист с изображением большого и двух меньших кругов, пересеченных двумя — горизонтальной и вертикальной – линиями, два цветных карандаша (темный и светлый).
Лист является протоколом дальнейшей беседы (см. в конце приложения).
На основании графических приемов (цвет, интенсивность штриховки и др.), в беседе выявляется круг и характер взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями. Беседа строится в следующем направлении.
Этап беседы |
Высказывания – побуждения психолога |
Действия психолога |
Установление контакта |
»Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомого. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразитьтвою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты». |
Организация сотрудничества с ребенком, снятие настороженности, присущее началу общения. |
Построение круга (»дома») общения |
»Давай представим, с кемигдетебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место (»дом») в этом круге твоего общения». |
|
»Заселение» круга общения |
»Теперь надо »заселить» каждый »дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко, это могут быть и симпатичные тебе люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам». |
|
Выявление круга симпатий — антипатий |
»Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает. Давай будем использовать два карандаша: темный — »недобро-желательный», »неприятный» и светлый — »радостный», »приветливый». |
|
Выявление меры взаимопринятия участников общения с точки зрения ребенка. |
»Давай в большом круге нарисуем еще два круга, один — в середине и еще один маленький, в центре, здесь поместим тебя, напишем твое имя. С помощью двух карандашей давай покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен». |
|
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Студент описывает особенности социальной ситуации развития ребенка на основе протокола »графической беседы».
Протокол беседы
КРУГ ОБЩЕНИЯ __________________________
С В Е Р С Т Н И К И
В З Р О С Л Ы Е
55