Тема 2. Основные исторические этапы формирования мировой и отечественной психологии

Лекционное занятие

Курс «Психология и Педагогика»

  1. Зарождение психологии. Развитие психологии в рамках философии.
  2. Особенности развития психологии в средние века и эпоху возрождения.
  3. Возникновение научной психологии в России.
  4. Основные направления и представители психологии 20 века в России и за рубежом.

Периодизация развития психологии (Ждан А.Н.)

Хронология

Содержание

Итоги

Развитие психологии в рамках философии

6 в. до н.э. – 5 в. до н.э.

Первые научные представления о психике

Материализм Идеализм. Соотношение души и тела.

5 — 13 века

Развитие на базе философии и медицины

Томистская психология. Опыты как метод исследования.

14 — 16 века

Развитие на базе анатомии и физиологии

Термин психология.

17 – середина 19 века

Познание как предмет исследования. Теоретические основы психологии.

Эпмирическая, интроспективная и ассоцианистская психология. Бессознательная психика.

Хронология

Содержание

Итоги

Развитие психологии как самостоятельной науки

1800 – 1860

Психология как самостоятельная наука

Эксперименты (нервная система и органы чувств)

Психофизика, психометрия, теория ощущения и восприятия

1860 — 1900

Первоначальное развитие

Эксперименты. Теоретические программы. Прикладные исследования. Новые области.

1910 – 1935

Открытый кризис психологии

Школы: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и др. Советская психология.

1920 – 1930

Становление советской психологии.

Теоретические основы на базе марксистской философии.

1930 – 1950

Затухание кризиса.

Необихевиоризм. Неофрейдизм. Новые отрасли.

1960 – настоящее

Поиск новых подходов

Новые отрасли. Гуманистическая когнитивная и др. психологии. Дискуссии по проблемам бессознательного.

Основные картины мира

  • Мир и человек едины. Это единство достигается либо за счет акта Творения, либо за счет эволюции.
  • Мир состоит из собственного мира иногда чуждого и враждебного человеку и собственно человека. Отношения между ними варьируются.
  • Современная картина мира. В ней человек выступает как субъект жизнедеятельности. Мир как и среду и обстоятельства надо изменять. Мир нужно не столько описывать, сколько объяснять и преобразовывать.
  • Футуристическая (футурологическая) картина мира. Рассматривает человека как системообразующий и смыслообразующий фактор. Это мир жизни человека, мир ноосферы представленный в работах В.В.Вернадского, Л.М.Гумилева, Шардена и других ученых.

Периоды развития психологии

  • Описательный период (6 в. до н.э. – 1850)
  • Эмпирический период (1860 — 1920)
  • Научно-экспериментальный период (1920 – наст. время)

  • Психологические представления формировались со 2-ого по 1-ое тысячелетие до нашей эры.
  • Два мыслителя: Конфуций и Лао Цзы.

Конфуций ( 551 до н.э. – 479 до н.э.)

Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун,忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленная на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, что не желаешь себе».

Пять постоянств благородного человека:

  • Жэнь(仁)— «человеколюбие». КакЛиследует изИ, такИследует изЖэнь. СледоватьЖэньзначит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянстваЖэньсталоДерево.
  • И(义[義]) — «справедливость». Хотя следованиеЛииз собственных интересов не является грехом, справедливый человек следуетЛи, поскольку понимает, что это правильно.Иосновано на взаимности: так, следует почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качествоЖэньи сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость.Ипротивостоит эгоизму. «Благородный человек ищетИ, а низкий — выгоды». ДобродетельИвпоследствии была увязана сМеталлом.
  • Ли(礼[禮]) — буквально «ритуал», соблюдение церемоний и обрядов, а также почтение к родителям и правителям. В более общем смыслеЛи— любая деятельность, направленная на создание идеального общества.Огонь.
  • Чжи(智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качествоИ, предупреждая упрямство.Чжипротивостоит глупости.Чжив конфуцианстве ассоциировалась с элементомВоды.
  • Синь(信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность.СиньуравновешиваетЛи, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элементЗемли.

Изречения Конфуция:

  • В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться; в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры.
  • Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
  • Не печалься о своём несовершенстве; Не печалься, что тебя никто не знает, Но стремись к тому, чтоб заслужить известность.
  • Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.
  • Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.
  • Кто не меняет путь отца три года после его смерти, тот может называться почитающим родителей.
  • Незыблемая середина — эта добродетель наивысшая из всех, но давно уже редка среди людей.

Вклад Конфуция в психологию

  • Формирование рациональной этики требует знания человека и его поведения.
  • Наблюдения за аффективной и интеллектуальной деятельностью человека с элементами практической характерологии.
  • Конфуций полагал, что у человека есть врожденные и приобретенные социально психологические свойства.

Лао Цзы

Легендарный основатель даосизма, полагал, что в основе всего сущего, в том числе и человеческой души лежит высший духовный принцип «ДАО» (Путь сущего).

Путь человека определен судьбой – Дао, поэтому главное для человека – это вырабатывать спокойствие. Он интересовался характерологией. А свои психологические взгляды излагал в виде кратких афоризмов.

Изречения Лао Цзы

  • Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.
  • Для того чтобы что-то уменьшить, безусловно, следует сначала увеличить его. Для того чтобы взять, сначала, безусловно, следует дать.
  • Будь согнутым, и ты останешься прямым. Будь незаполненным, и ты останешься полным. Будь изношенным, и ты останешься новым.
  • Знающий людей разумен. Знающий себя просветлён. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.
  • Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало.
  • Человек высшей учёности, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учёности, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает. Человек низшей учёности, узнав о дао, подвергает его насмешке.

О психологических взглядах Древней Индии стало известно в 15 веке до н.э.

В основе имеют Веды (особый сборник молитв, религиозных предписаний, преданий и магических формул).

Самая древняя Ригведа.

Согласно Ведам, душа человека имеет две функции:

  • Жизненную – Асу
  • Психическую – Манас

Индивидуальная душа (Атман) является воплощением мировой души.

Человеческая деятельность регулируется Кармой (действием)

Мир – совокупность физических и психических явлений.

Душа есть сознание.

Жизнь человека – звено мирового движения, цепи воплощений и перевоплощений (Сансары), порвать можно только лишь интеллектуальными усилиями.

Весь мир – источник страдания для человека, избавиться от которых, он может только благодаря психике, сознанию.

Развитие психологических взглядов с 7-6 веков до н.э.

Известные мыслители:

  • Фалес из Милета
  • Анаксимен
  • Пифагор
  • Гераклит
  • Сократ
  • Платон
  • Аристотель
  • и др.

Платон (428 до н.э. – 348 до н.э.)

Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Излагал свои воззрения в форме диалога

  • Федон
  • Федр

Существует два мира:

  • Мир идей – создан Демиургом, который существует вне времени и пространства и представляется как неизменный.
  • Мир людей – возникающий и гибнущий, который является лишь отблеском истинного мира.

Идея – сущность независимая от материального мира, но присутствующая в явлениях. (Например: идея прекрасного содержится в прекрасной вещи)

Кроме мира идей существует мир душ, тоже создан и является частью мировой души.

Мировая душа управляет миром посредством столкновения противоположностей добра и зла, порядка и хаоса.

Мировая душа не развивается, она совершенна, остальные души – людей, растений, животных – развиваются.

Человек = Бессмертная душа + преходящая материя

Первоначально человек был совершенен, но из-за аморальной жизни был ввергнут в круг метапсихоза (душевной дегенерации)

Душа это нематериальная субстанция она бессмертна, но не вечна, потому что была сотворена.

Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.)

Древнегреческий философ и  учёный. Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

  • Материя— «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
  • Форма— «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель).

    Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

  • Действующая причина(начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
  • Цель— «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Основа психики – праматерия.

Душа – энтелехия природного тела, она бестелесна. Душа не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.

Все природные тела являются орудием души имеющей функции:

  • Питающую и плодородную – растительная душа.
  • Двигательную, воспринимающую и чувствующую – животная душа
  • Мыслящую действующую – человеческая душа

Функции дают ступени развития душевной деятельности:

  • Вегетативной
  • Ощущающей
  • Интеллигибельной (познающей умом).

Разум – важнейший элемент человеческой души, к нему относятся:

  • Понятийное мышление
  • Возвышенные чувства
  • Мышление и ощущения, связанные с образотворчеством

Низшая форма познания – мнение.

Воля возникает благодаря устремлениям, связанным с разумом.

  • Период характеризуется утверждением нового мировоззренческого и социального движения – христианства.
  • Яркие представители: Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1225-1284)

Аврелий Августин Блаженный (354-430)

Епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории.

Существует две вещи, которые человек должен познавать – Бога и душу.

В своей душе, являющейся микрокосмосом, человек находит весь мир и, прежде всего Бога.

Человек состоит из тела и бессмертной души, которая находиться в теле и его оживляет.

Душа имеет три способности и свойства:

  • Память
  • Мышление
  • Воля (Впав в первородный грех, человек потерял дар свободной воли и стал рабом чувственности и влечения)

Внутренняя психическая жизнь человека обеспечивает самопознание и обретение Бога.

Фома Аквинский (Аквинат)

(1225 — 7 марта 1274)

Философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев;

С 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.

Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

Человек создан Богом.

Человек находится между природой и духовным миром.

Душа временно пребывает в его теле, будучи в отличие от него бессмертной.

Она является для тела формирующим принципом. Вегетативные и чувственные элементы души возникают вместе с телом.

Часть души, которая является душой разумной, внедряется самим Богом.

Человек находится между животными и ангелами

  • Ангелы — интеллект
  • Животные — чувственность

Жизнь – это поиск равновесия между разумом и чувствами. Естеством и сверхестеством, соединяющимся в человеке.

Возрождение античных взглядов характерных для Платона и Аристотеля.

Бурное развитие естественных наук, медицины и искусства, что приводит к отказу от прежних метафизических позиций.

Эмпирический период (1860 – 1920гг)

Психология приобретает статус самостоятельной науки.

Первая психолаборатория под руководством Вильгельма Вундта (1832-1920)

Заложены основы современной физиологической психологии.

Экспериментально-психологические исследования.

Установлены функции некоторых отделов головного мозга.

Формирование национальных психологических школ.

Русская научная психология.

Основоположник Иван Михайлович Сеченов, физиолог и психолог

Заложил основы естественнонаучного направления в русской психологии

Открытие Сеченовым процесса центрального торможения (до этого существовало лишь возбуждение)

Основной метод – объективное наблюдение за развитием психических процессов

Создание первого психологического института под руководством Челпанова Георгия Ивановича.

Владимир Михайлович Бехтерев (18571927)

Выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.

Павлов Иван Петрович (1849 —  1936)

Один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».

Научно-экспериментальный период (1920 – наст. время)

Бихевиоризм (англ. Поведение)

Ведущее направление. Широко распространено в США.

Предмет не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями.

Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

Методы

Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотрите, например, гуманистический подход).

Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

(S) стимул и ответная реакция (R)

Зная силу действующих стимулов и учитывая прошлый опыт человека, можно исследовать процессы научения.

При этом сознание не играет никакой роли в научении, новые формы поведения рассматриваются как рефлексы.

Отказались от классической формулы (S)-(R)

Учитывают сознание как реальную детерминанту.

Промежуточный активный процесс обработки информации между S и R

Глубинная психология

Ряд школ и учений

Ведущая роль у бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов)

База – учение З.Фрейда

Психоанализ (Фрейдизм)

Психоанализ (греч. душа – разложение)

Исследует бессознательное и его взаимосвязь с сознательным.

Обрел большое влияние во всем мире

Характерно объяснение психологических явлений через бессознательное

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)

Австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

Действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания

Метод психоанализа, с его помощью можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими

Основа психоанализа сбор свободных ассоциаций, сновидений, описок и оговорок

Корни поведения человека – в его детстве

Основополагающая роль отводиться сексуальным инстинктам

Альфред Адлер (1870 — 1937)

Австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников  неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии.

В основе поведения лежат не сексуальные влечения, а чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

Юнг, Карл Густав(1875 – 1961)

Швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений 

Неофрейдизм

Неофрейди́зм (др.-греч. νέος — новый + фрейдизм) — направление в психологии, развившееся в 2030-е годы XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. Психоанализ Фрейда (фрейдизм) состоял в систематизированном объяснении бессознательных связей через ассоциативный процесс. Фрейд предложил новую структуру психики человека, разделив ее на эго («Я»), суперэго («сверхЯ») и Ид («оно»).

Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события, и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Также Фрейд ввел такое понятие, как либидо (бессознательное стремление к наслаждению) и сублимация (вытеснение и преобразование сексуальных влечений в иные виды деятельности).

Он говорил о конфликте бессознательного либидо с «принципом реальности», к которому приспосабливается сознание. То есть Фрейд уделял большое внимание сексуальной природе человека.

Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Основными представителями неофрейдизма являются Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм. К неофрейдистам нередко также относят А. Кардинера, Ф. Александера и некоторых других представителей психоанализа. К примеру, К. Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Таким образом, неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной эмоциональной мотивации человеческой деятельности, но выдвигают утвреждение о том, что психопатология относительна и специфична для каждой культуры.

Идеи Фрейда получили широкое развитие в трудах его последователей. Так, один из его ближайших учеников Альфред Адлер (1870-1937) перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и взаимоотношений социальных групп. Другой его ученик и близкий сподвижник Карл Густав Юнг (1875-1961) развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп. Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни (1885-1952) , Эрих Фромм (1900-1980) и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры. По их мнению, социокультурные условия жизни людей в немалой степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

Таким образом, можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, «великие люди», отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост.

Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейсты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

Гештальтпсихология

Гештальт-психология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Основные теоретические положения

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт» (Карл Дункер).[1]

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу ВертгеймеруКурту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
  • Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.
  • Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
  • Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Гештальт качества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот, Фигура всегда важнее основы. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта бывают различных рангов. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, а может теряться, даже если все элементы сохраняются, или в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности. Прегнантность (от лат. рrаеgnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константы восприятия

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным. Константность формы: заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным. Константность яркости: воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон.(Lamme 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Вклад

Гештальт-психология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду сфеноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Гуманистическая психология

Ряд направлений в современной психологии, ориентированных на изучение личности

Основные предметы:

Высшие ценности

Самоактуализация личности

Творчество

Любовь

Свобода

Ответственность

Межличностное общение

Генетическая психология

Изучает происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возрасте

Концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма, через децентрацию, к объективной позиции путем экстерио- и интериоризации

Критическая психология

Исследует социогенез психики личностей, социальных общностей

Способность к действию как способность индивида за счет реализации определенной общественной роли контролировать условия своей жизни

Когнитивная психология

Когнити́вная психоло́гия — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памятивниманиячувствпредставления информациилогического мышлениявоображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности в информационных единицах не очень велики и составляют по экспериментальным данным порядка 120 бит/чел.час. Когнитивный процесс подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах.

Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Здесь главная роль отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания.

Представим действия, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять» (У. Найссер).

В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.

История

11 сентября 1956 в Массачусеттском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж МиллерГерберт Саймон, Аллен Ньюэлл, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.

22 августа 1966 была опубликована книга Джерома Брунера «Изучение когнитивного развития» (англ. «Studies in Cognitive Growth»).

Для написания этой книги в Центре когнитивных исследований при Гарвардском Университете объединились 11 соавторов.