Темы занятий по курсу «Психология и педагогика»
- Определение ощущения
- Виды по Щеррингтону ::экстерорецептивные (дистантные, контактные, промежуточные), интерорецептивные, проприорецептивные
- Пороги ощущений
- Латентный период
- Адаптация
- Депривация
- Сенсибилизация. Синестезия
Контрольные вопросы и задания
- В чем проявляется взаимосвязь различных видов ощущений?
- Как действует на человека сенсорная изоляция?
- Какой сенсорный канал получения информации преобдадает лично у вас? Обоснуйте свои предположения.
- Почему человек не ощущает пылинок, которые падают на его лицо?
- В романе Э.Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джулии, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. « От ее тонкого пронзительного голоса, — замечает автор, — у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?
- Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?
- Заполните таблицу: Классификация ощущений
Место расположения |
На поверхности тела |
|
В мышцах, сухожилиях и суставах |
||
Во внутренних тканях и органах |
||
Степень контакта с раздражителем |
Непосредственный контакт |
|
Удаленность от раздражителя |
||
Возможность и контакта и удаленности |
||
Что отражает |
Механические воздействия |
|
Звуковые колебания |
||
Электромагнитные колебания |
Литература
1. стр. 58-63
2. стр. 132-139
3. стр. 164-200
4. стр. 40-43
5. стр. 203-217
6. стр.
Тема: Восприятие
- Определение восприятия
- Отличия восприятия от ощущений
- Свойства восприятия
- Операции или уровни восприятия
- Апперцепция
- Восприятие пространства, движения, времени
- Галлюцинации. Иллюзия и ее виды
Контрольные вопросы и задания
- Чем отличается восприятие от ощущений?
- Каково соотношение объективной и субъективной реальности?
- Что вы знаете о теориях распознавания образов?
- Расскажите о физиологических основах восприятия. В чем заключается рефлекторная суть восприятия?
- Какие вы знаете классификации форм восприятия?
- В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?
- Почему восприятие глубины возможно даже при взгляде одним глазом? Какие признаки глубины и удаленности при этом доступны воспринимающему?
- Заполните таблицу: Свойства восприятия
Свойства восприятия |
Определение |
Целостность |
|
Константность |
|
Структурность |
|
Осмысленность |
|
Избирательность |
Литература
1. стр. 63-72
2. стр. 139-150
3. стр. 200-234
4. стр. 44-48
5. стр. 217-235
6. стр.
Тема: Внимание
- Определение внимания
- Внимание как процесс и как состояние
- Функции внимания
- Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, интенсивность)
- Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, социальное , природное, интеллектуальное, чувственное, непосредственное, опосредованное, внешнее, внутреннее)
- Методики развития внимания
Контрольные вопросы и задания
- Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?
- Какие модели внимания существуют в рамках когнитивной психологии?
- Возможна ли разумная деятельность без внимания?
- Какие виды и качества внимания проявляются в человеке?
- Каковы механизмы возникновения послепроизвольного внимания?
- Какие методы изучения внимания вы знаете?
- Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие- для непроизвольного внимания.
А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.
Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.
В. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
Г. Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности.
Д. Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал.
Е. Постановка существенно значимых целей и задач.
8. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, который следовал за генералом и напряженно размышлял: «Он не слыхал звуков пуль, визжащих со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него». Как можно объяснить, что Пьер Безухов не воспринимал столь сильные раздражители? Можно ли назвать Пьера Рассеянным человеком?
Литература
1. стр 123-127
2. стр.150-157
3. стр. 354-373
4. стр. 48-51
5. стр. 187-203
6. стр.
Тема: Память
- Определение памяти
- Виды памяти : по длительности (мгновенная, кратковременная, оперативная, промежуточная, долговременная, генетическая), по цели ( непроизвольная, произвольная), по анализаторам (образная, двигательная, эмоциональная, вербальная), по характеру запоминания материала (механическая, смысловая)
- Процессы и законы памяти ( эффект Зейгарника, реминисценция, закон Рибо, закономерности Эббингауза)
- Влияние памяти на мышление и способности
- Нарушения памяти: гиперфункция, память совести, ослабленная избирательная репродукция, амнезия
Контрольные вопросы и задания
- Дайте характеристики памяти как познавательному психическому процессу.
- Какие теории памяти вы знаете?
- Раскройте взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.
- Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.
- Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?
- В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?
- Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
- Как проявляются расстройства памяти?
Литература
1. стр. 96-103
2. стр. 157-170
3. стр. 247-283
4. стр. 54-61
5. стр. 235-262
6. стр.
Тема: Воображение
- Определение воображения
- Виды воображения (пассивное, активное, воссоздающее, антиципирующее, творческое)
- Стадии процесса творчества ( по Г. Уоллесу)
- Уровни творчества ( по Г.С. Альтшуллеру)
Контрольные вопросы и задания
- Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.
- Каковы физиологические механизмы воображения?
- Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
- Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
- Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
- Раскройте роль воображения в решении творческих задач
- Заполните таблицу : Классификация видов воображения
Степень сознательности и активности к процессу создания новых образов |
||
Новина и самостоятельность создаваемых образов |
||
Соотношение с действительностью |
||
- Из приведенных определений выберите те, которые характеризуют мышление человека, воображение человека. Какие еще процессы отражения характеризуются здесь?
А. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.
Б. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений
В. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей
Г. Преобразованное отражение того, что прежде воспринималось
Д. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений
Е. Отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств
Ж. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи
Литература
1. стр. 92-96
2. стр. 193-198
3. стр. 283-296
4. стр.
5. стр. 291-309
6. стр.
Тема: Теории личности
- Поведенческая концепция Б.Скиннера
- Теория социального научения
- Фрейдизм, психоанализ
- Когнитивный подход к личности Д. Келли
- Феноменологический подход Роджерса
- Аналитическая психология К.Юнга
- Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
- Психогенетический подход Ч.Тойча
Контрольные вопросы и задания
Как вышеперечисленные авторы отвечают на следующие вопросы :
- Каков характер главных источников развития личности- врожденный или приобретенный?
- Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
- Какие процессы являются доминирующими в структуре личности- сознательные или бессознательные?
- Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
- Является ли внутренний мир человека субъективным, или он объективен?
Литература
1. стр. 145-147
2. стр. 46-132
3. стр. 490-510
4. стр.
5. стр.
6. стр.
Тема: Мотивация деятельности
- Деятельность
- Мотивация
- Виды мотивов (осознанные и неосознанные)
- Потребности
- Классификация потребностей по Маслоу
- Динамики выживания
Контрольные вопросы и задания
- В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности?
- В чем сходство и различие учебной и трудовой деятельности?
- Почему досуг относят к одному из видов деятельности?
- В чем состоят особенности девиантного поведения?
- Какие причины лежат в основе делинквентного поведения?
- Объясните суть понятия «мотив»
- Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека
- Какое значение имеют самооценка и уровень притязаний в процессе мотивации?
- Что вы знаете о теории биологических потребностей человека?
- Какие мотивационные концепции второй половины 20 века вы знаете?
- Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н.Леонтьева
Литература
1. стр.
2. стр. 37-46, 369-380
3. стр. 511-534
4. стр. 103-105
5. стр. 102-129
6. стр.
Тема: Способности
- Определение способностей
- Виды способностей
- Задатки, одаренность
- Талант, гениальность
Контрольные вопросы и задания
- Что вы знаете о способностях человека? Дайте определение способностей по Б.М.Теплову
- Какие вы знаете классификации способностей?
- В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?
- Какие уровни развития способностей вы знаете?
- Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловленных качеств человека и их роли в формировании способностей?
- Что такое потенциальные и актуальные способности?
- Какие теории и концепции способностей вы знаете?
- Раскройте роль игры в формировании способностей
- Как особенности семейного воспитания влияют на развитие способностей?
Литература
1. стр. 152-158
2. стр. 273-276
3. стр. 535-551
4. стр. 81-83
5. стр. 419-444
6. стр.
Тема: Темперамент
- Определение темперамента
- История вопроса
- Типы темперамента по И.П.Павлову
- Свойства темперамента
- Темперамент и деятельность
Контрольные вопросы и задания
- Охарактеризуйте темперамент как свойство личности. Дайте определение темпераменту по Б.М.Теплову
- В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?
- Что вы знаете о типологии темперамента Э.Кречмера и У.Шелдона
- Каковы основные свойства и характеристики темперамента по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицыну?
- Что является физиологической основой темперамента?
- Определите свой тип темперамента по личностному опроснику Айзенка. Согласны ли вы с результатами?
- Какие качества личности следует отнести к свойствам темперамента?
- В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности и общения?
Литература
1. стр. 149-152
2. стр. 276-298
3. стр. 553-565
4. стр. 84-86
5. стр. 379-392
6. стр.
Тема: Характер
- Определение характера
- Чем характер отличается от темперамента?
- История вопроса ( гороскопы, физиогномика, хиромантия, графология)
- Свойства характера
- Классификации характера
Контрольные вопросы и задания
- Что входит в структуру характера?
- Каково соотношение личности и характера?
- Как формируется характер?
- Какие акцентуации характера встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?
- Как характер проявляется через деятельность?
- В чем проявляется трансформация характера в течение жизни?
- Из приведенных ниже определений выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер», дайте обоснование своего решения.
А. Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях
Б. Черты характера проявляются лишь в соответствующих или типичных обстоятельствах
В. Свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам деятельности
Г. Свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий
Д. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются
Е. Характер индивидуально своеобразен
Ж.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны
З. Характер — отражение общественных отношений
Литература
1. стр. 158-161
2. стр. 298-369
3. стр. 567-581
4. стр. 90-94
5. стр. 392-419
6. стр.
Тема: Эмоции и воля
- Определение эмоций
- Виды эмоций
- Основные теории эмоций
- Определение воли
- Виды воли
Контрольные вопросы и задания
- Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства»
- Раскройте основные характеристики эмоций
- В чем заключается амбивалентность эмоций?
- Как рассматривалась проблема эмоций в 18-19 веках?
- Назовите факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций
- Какой мир отражают эмоциональные процессы – внешний или внутренний?
- Назовите этапы сложного волевого акта
- Какие психологические черты характеризуют волевые качества личности?
- Почему воспитанному человеку легче осуществлять волевое действие?
Литература
1. стр. 109-123, 127-131
2. стр. 233-251
3. стр. 354-392
4. стр. 95-102
5. стр. 334-379
6. стр.
Тема: Невербальные средства общения
- Вербальные и невербальные средства общения
- Мимика
- Жесты
- Характеристики голоса
- Визуальный контакт
- Положение тела в пространстве
- Прикосновения
- Личное пространство
- Внешний вид
Контрольные вопросы и задания
- Какие науки изучают невербальные средства общения?
- Какие группы жестов вы знаете?
- Расскажите о национальной специфике невербальных средств общения
- Почему внешний вид человека оказывает существенное влияние на весь процесс общения?
Литература
1. стр.
2. стр. 399-403
3. стр.
4. стр.
5. стр. 171-173
6. стр.
Тема: Проведение деловой игры «Совещание»
- Составление( по группам) бизнес- плана
- Подготовка к выступлениям
- Проведение игры
- Обсуждение вербальных и невербальных средств общения, использованных во время игры
Все участники разбиваются на группы 5-7 человек, группы образуют какие-либо фирмы. Каждой производственное совещание главные специалисты, с которыми будут обсуждаться фирме за 10-15 минут нужно придумать название, разработать бизнес-план производства определенного товара, назначить главного специалиста.
Затем приглашаются на производственное совещание главные специалисты, с которыми будут обсуждаться проблемы финансирования их проектов. Каждый главный специалист должен изложить суть проекта своей фирмы, оценить ценность других проектов и в ходе обсуждения выбрать наилучший проект, который получит финансирование.
При подготовке к защите проекта команда должна ответить на следующие вопросы:
- Какую продукцию вы выпускаете или какие услуги оказываете?
- Ваша стратегия на перспективу? Конкурентен ли ваш товар? Какова система сбыта ваших товаров?
- Какова платежеспособность вашей фирмы, источники финансирования? Какое финансирование требуется?
Участники совещания должны оценить проекты, предварительно выбрав ведущего совещания. Наблюдатели фиксируют ход совещания, анализируют его этапы, позиции «взаимодействия» участников и ведущего, характер конфликта мнений и исход совещания.
Контрольные вопросы и задания
- Чем отличается конфликт от спора и дискуссии?
- Какова стратегия поведения в конфликтной ситуации?
- Что такое конструктивный и деструктивный конфликт?
- Правила поведения в условиях конфликта
Литература
1. стр. 187-204
2. стр. 421-473
3. стр.
4. стр. 175-177
5. стр.
6. стр.
Тема: Основные дидактические концепции
- Концепции образования
- Теории учения и обучения
- Теории воспитания
- Средства и методы педагогического воздействия на личность
Контрольные вопросы и задания
- Сопоставьте теории образования, обучения и воспитания
- Выделите преимущества и уместность каждой образовательной концепции
- Какие теории образования, обучения, воспитания, на ваш взгляд, реализуются в современной практике российского образования?
- Сопоставьте понятия научение, обучение, учение, учебная деятельность и выделите то, что отличает одно понятие от другого
- В чем различия между задачей и учебной проблемой?
- Какова структура учебной деятельности?
- На какие группы можно подразделить методы педагогического воздействия?
- Какую роль в убеждении играет личный пример педагога
Литература
1. стр. 232-247
2. стр. 530-532
3. стр.
4. стр. 200-215
5. стр.
6. стр. 99-119
Тема: Педагогический процесс
- Структура педагогического процесса
- Содержание образования
- Методы обучения
- Методы контроля
- Средства обучения
- Организационные формы обучения
Контрольные вопросы и задания
- Перечислите компоненты педагогического процесса
- Каковы пути формирования целей педагогического процесса7
- Опишите основные способы построения содержания образования. Укажите, в чем преимущества и недостатки каждого из них
- С какими методами обучения и контроля вы сталкивались в собственном процессе обучения?
- В чем разница между оценкой и отметкой?
- Перечислите достоинства и недостатки различных форм обучения
- Охарактеризуйте направления инновационного обучения
Литература
1. стр. 248-270
2. стр. 495-547
3. стр.
4. стр.
5. стр.
6. стр. 15-74
Тема: Современные тенденции в образовании
- Непрерывное образование
- Андрогогика
- Компетентностный подход
Контрольные вопросы и задания
- В чем заключаются особенности непрерывного образования?
- В чем причина возникновения новой отрасли педагогики- андрогогики?
- Назовите основные различия между традиционным обучением и компетентностным подходом
- Какую из четырех основ образования – профессионально-методическую, компетентность в сфере деятельности, социально-коммуникативную, компетентность в плане личности, — на ваш взгляд, наиболее сложно реализовать в педагогической практике?
Литература
1. стр. 291-305
2. стр.
3. стр.
4. стр.
5. стр.
6. стр.
Тема: Воспитание и его закономерности
- Содержание и направления воспитательного процесса
- Задачи и методы воспитания
- Семейное воспитание
Контрольные вопросы и задания
- В чем различие в понимании воспитания как общественного явленич, условия становления личности, педагогического процесса?
- Освоение какой, на ваш взгляд культуры ( физической, социально-психологической, духовной ) наиболее сложно для человека?
- С какими методами воспитания вы чаще всего сталкивались в учебных заведениях?
- Какие концепции воспитания вы склонны принять?
- Возможно ли воспитание без самовоспитания?
- К какой модели семьи вы можете отнести ту, в которой воспитывались сами?
- Сформулируйте свои представления о семье
Литература
1. стр. 271-289
2. стр. 561-592
3. стр.
4. стр. 241-252
5. стр.
6. стр. 172-186
Тема: Управление образовательными системами
- Общая характеристика образовательных систем
- Характеристика управленческой деятельности
- Управление образовательным процессом
- Управление развитием воспитательной системы
- Управление учением как самоуправляемой системой
- Управление качеством образовательных систем
Контрольные вопросы и задания
- Что такое педагогическая система?
- В чем суть основных теорий управления персоналом?
- В чем суть традиционных и инновационных подходов к управлению человеческими ресурсами? Докажите их сходство с традиционной и инновационной педагогикой
- Рассказать об уровнях управления образовательным процессом
- Назовите способы и средства управления развитием воспитательной системы
- Какие подходы к управлению учением вам известны?
- В чем суть рефлексивного управления учением?
- Что такое качество?
- Рассказать о критериях оценки качества образовательных систем
Литература
1. стр.
2. стр. 527-530
3. стр.
4. стр.
5. стр.
6. стр. 5-10, 232-266
Основная литература
- Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов.- М.: Гардарики, 2007.-335с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону; «ФЕНИКС», 2001.-672 с
- .Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003.-592с.
- Психология и педагогика. Под. ред. Радугина А.А.-М.: Центр, 2000.-254с
- Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций- М.:ВЛАДОС,2000.-448с.
- Управление образовательными системами: учеб пособие для студентов высш. учебн. заведений/ под ред. Шамовой Т.И.- М.: изд. центр «Академия», 2007.- 384с.
Дополнительная литература
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов вузов. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.; «Владос», 1998.-687 с.
- Основы инженерной психологии. Учебник для вузов. Под ред. Ломова Б.Ф. – М.; « Высшая школа», 1986.-448 с.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.-М.; «Наука», 1989.-456 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. – М.; «Юристь», 1997.-507 с.
- Программа. Обновление гуманитарного образования в России. Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Жукова Ю.М. – М.: «Наука»,1994 г.,-255 с.
- Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер,2002.-672с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. — М.: Пед. общество России,1999.-430с.
- Практическая психология в тестах. Сост. Р. Римская, С. Римский.- М.:иАСТ-ПРЕСС,2001.-376с.
- Ihtik.lib.ru
Реан А.А., БордовскаяН.В., РозумС.И. Психология и
педагогика.СПб.:Питер,2000.-432с.
- Ihtik.lib.ru
Богданов И.В. Психология и педагогика
Метод.рек .по изуч. курса- 317с.
- Аванесов В.С. Применение тестов в учебном процессе Автоматизация тестирования в системе экономического образования-М.: ФА, 1996, с. 3-6.
- Самолаев Ю.Н., Блашковская И.В. Методические рекомендации по разработке тестовых заданий -М.: РТА, 1996.15с
- Коломиец Б.К. «Категория качество образования» Восьмой симпози ум: квалиметрия человека и образования М.: 1999, с. 170-174.
- А.И. Субетто, Н.А. Селезнева Качество образования как синтеза тор… Качество образования: концепции, проблемы. Материалы III Меж дународной научно — методической конференции. -Новосибирск. Изд — во НГУ, 2000. -380 с. с.15 — 16.
- Субетто А.И. Качество человека как объект квалиметрии образова- ния.Восьмой симпозиум: квалиметрия человека и образования., М.: 1999, ЧастьI.
- Скок Г.Б. Формулирование Ценностей, целей, норм как основа по строения системы качества образование.с.25-30
- Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века-М.:1998.-608с.
- Горбунова Е.И. , Шевченко К.К. Отчет «Оценка стратегии стандарти зации высшего профессионального образования»,МЭСИ, 2000г.
- Татур Ю.Г. Обеспечение качества в высшем образовании РФ.- М.:ИЦПКПС.2000,117с.
- Педагогика. Под. ред. П.И. Пидкасистого-М.: ПОР,1998. — 640с 11 .Чернилевский Д.В. Технологии обучения в ВШ.-М.: «Экспедитор», 1996.-288с.
- Качество образования в Новосибирском госуниверситете М.: ИЦПКПС,2000.-77с.
- Талызина Н.Ф.и др. Пути разработки профиля специалиста — Саратов: Изд. саратовского ун. 1987.-176с.
- Рубин Ю.Б. Образовательная система как объект стандартизации. Материалы конференции «Проблемы нормативно — правового обеспечения открытого образования», 31 января 01 февраля 2001 г, г.Москва. МЭСИ.
- Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа -М.: ИЦПКПС,1999.-278с.
- Фокин Ю.Г. Обучение и воспитание в вузе. -М.: АКАДЕМИЯ, 2002
- Государственные приоритеты в науке и образовании. Отв ред А.И. Ракитов -М.: РАН ИНИОН. 2002.-232с.
- Зайцева Ж.Н. Открытое образование. -М.: МЭСИ
- Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе — М.: Академия,2001.
- Ю. Кулюткин, С.Тарасов Образовательная среда и развитие личности. //Новые знания №1, 2001. с.6-7.
- Основы открытого образования Т.1 Под ред В.И. Солдаткина НИИЦ РАО-676с.
- Плотинский Ю.М. Теоретичесие и эмпирические модели социальных процессов-М.: ЛОГОС, 1998. 280с
- Основы открытого образования Под ред. В.И. Солдаткина
- АндреевА.А., Рубин Ю.Б. Титарев Л.Г. Кафедра в системе открытого образования Материалы конференции «Образование в информационную эпоху» -М.: МЭСИ, 2001, с.90-100
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии -М.: Педагогика, 1989. -192с.
- Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в ВШ,-М.: «Экспедитор»1996. -288с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии -М.: Педагогика, 1989. -192
- Ильин Г.Л.Философия и история образования. -М.: ИЦПКПС, 1999. -45с.