Тема: Ощущение

Темы занятий по курсу «Психология и педагогика»

  1. Определение ощущения
  2. Виды по Щеррингтону ::экстерорецептивные (дистантные, контактные, промежуточные), интерорецептивные, проприорецептивные
  3. Пороги ощущений
  4. Латентный период
  5. Адаптация
  6. Депривация
  7. Сенсибилизация. Синестезия

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем проявляется взаимосвязь различных видов ощущений?
  2. Как действует на человека сенсорная изоляция?
  3. Какой сенсорный канал получения информации преобдадает лично у вас? Обоснуйте свои предположения.
  4. Почему человек не ощущает пылинок, которые падают на его лицо?
  5. В романе Э.Л. Войнич «Овод» есть эпизод: Джулии, жена брата Артура, отчитывает своего родственника. « От ее тонкого пронзительного голоса, — замечает автор, — у Артура стало кисло во рту». Является ли это замечание психологически верным?
  6. Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?
  7. Заполните таблицу: Классификация ощущений

Место расположения

На поверхности тела

В мышцах, сухожилиях и суставах

Во внутренних тканях и органах

Степень контакта с раздражителем

Непосредственный контакт

Удаленность от раздражителя

Возможность и контакта и удаленности

Что отражает

Механические воздействия

Звуковые колебания

Электромагнитные колебания

Литература

1. стр. 58-63

2. стр. 132-139

3. стр. 164-200

4. стр. 40-43

5. стр. 203-217

6. стр.

Тема: Восприятие

  1. Определение восприятия
  2. Отличия восприятия от ощущений
  3. Свойства восприятия
  4. Операции или уровни восприятия
  5. Апперцепция
  6. Восприятие пространства, движения, времени
  7. Галлюцинации. Иллюзия и ее виды

Контрольные вопросы и задания

  1. Чем отличается восприятие от ощущений?
  2. Каково соотношение объективной и субъективной реальности?
  3. Что вы знаете о теориях распознавания образов?
  4. Расскажите о физиологических основах восприятия. В чем заключается рефлекторная суть восприятия?
  5. Какие вы знаете классификации форм восприятия?
  6. В чем проявляются индивидуальные различия в восприятии?
  7. Почему восприятие глубины возможно даже при взгляде одним глазом? Какие признаки глубины и удаленности при этом доступны воспринимающему?
  8. Заполните таблицу: Свойства восприятия

Свойства восприятия

Определение

Целостность

Константность

Структурность

Осмысленность

Избирательность

Литература

1. стр. 63-72

2. стр. 139-150

3. стр. 200-234

4. стр. 44-48

5. стр. 217-235

6. стр.

Тема: Внимание

  1. Определение внимания
  2. Внимание как процесс и как состояние
  3. Функции внимания
  4. Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение, интенсивность)
  5. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, социальное , природное, интеллектуальное, чувственное, непосредственное, опосредованное, внешнее, внутреннее)
  6. Методики развития внимания

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие вы знаете теории и концепции, рассматривающие феномен внимания?
  2. Какие модели внимания существуют в рамках когнитивной психологии?
  3. Возможна ли разумная деятельность без внимания?
  4. Какие виды и качества внимания проявляются в человеке?
  5. Каковы механизмы возникновения послепроизвольного внимания?
  6. Какие методы изучения внимания вы знаете?
  7. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного, а какие- для непроизвольного внимания.

А. Постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.

Б. Особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная и относительная сила, контраст между ними, изменение в раздражителях.

В. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.

Г. Наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности.

Д. Использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал.

Е. Постановка существенно значимых целей и задач.

8. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, который следовал за генералом и напряженно размышлял: «Он не слыхал звуков пуль, визжащих со всех сторон, и снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него». Как можно объяснить, что Пьер Безухов не воспринимал столь сильные раздражители? Можно ли назвать Пьера Рассеянным человеком?

Литература

1. стр 123-127

2. стр.150-157

3. стр. 354-373

4. стр. 48-51

5. стр. 187-203

6. стр.

Тема: Память

  1. Определение памяти
  2. Виды памяти : по длительности (мгновенная, кратковременная, оперативная, промежуточная, долговременная, генетическая), по цели ( непроизвольная, произвольная), по анализаторам (образная, двигательная, эмоциональная, вербальная), по характеру запоминания материала (механическая, смысловая)
  3. Процессы и законы памяти ( эффект Зейгарника, реминисценция, закон Рибо, закономерности Эббингауза)
  4. Влияние памяти на мышление и способности
  5. Нарушения памяти: гиперфункция, память совести, ослабленная избирательная репродукция, амнезия

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте характеристики памяти как познавательному психическому процессу.
  2. Какие теории памяти вы знаете?
  3. Раскройте взгляды Аристотеля на проблему ассоциаций.
  4. Расскажите об исследованиях памяти, проведенных Г. Эббингаузом.
  5. Какие вы знаете основные приемы и способы произвольного запоминания?
  6. В чем разница между процессом воспроизведения и узнавания?
  7. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
  8. Как проявляются расстройства памяти?

Литература

1. стр. 96-103

2. стр. 157-170

3. стр. 247-283

4. стр. 54-61

5. стр. 235-262

6. стр.

Тема: Воображение

  1. Определение воображения
  2. Виды воображения (пассивное, активное, воссоздающее, антиципирующее, творческое)
  3. Стадии процесса творчества ( по Г. Уоллесу)
  4. Уровни творчества ( по Г.С. Альтшуллеру)

Контрольные вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.
  2. Каковы физиологические механизмы воображения?
  3. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.
  4. Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.
  5. Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.
  6. Раскройте роль воображения в решении творческих задач
  7. Заполните таблицу : Классификация видов воображения

Степень сознательности и активности к процессу создания новых образов

Новина и самостоятельность создаваемых образов

Соотношение с действительностью

  1. Из приведенных определений выберите те, которые характеризуют мышление человека, воображение человека. Какие еще процессы отражения характеризуются здесь?

А. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира.

Б. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений

В. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей

Г. Преобразованное отражение того, что прежде воспринималось

Д. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений

Е. Отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств

Ж. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи

Литература

1. стр. 92-96

2. стр. 193-198

3. стр. 283-296

4. стр.

5. стр. 291-309

6. стр.

Тема: Теории личности

  1. Поведенческая концепция Б.Скиннера
  2. Теория социального научения
  3. Фрейдизм, психоанализ
  4. Когнитивный подход к личности Д. Келли
  5. Феноменологический подход Роджерса
  6. Аналитическая психология К.Юнга
  7. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
  8. Психогенетический подход Ч.Тойча

Контрольные вопросы и задания

Как вышеперечисленные авторы отвечают на следующие вопросы :

  1. Каков характер главных источников развития личности- врожденный или приобретенный?
  2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
  3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности- сознательные или бессознательные?
  4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
  5. Является ли внутренний мир человека субъективным, или он объективен?

Литература

1. стр. 145-147

2. стр. 46-132

3. стр. 490-510

4. стр.

5. стр.

6. стр.

Тема: Мотивация деятельности

  1. Деятельность
  2. Мотивация
  3. Виды мотивов (осознанные и неосознанные)
  4. Потребности
  5. Классификация потребностей по Маслоу
  6. Динамики выживания

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем вы видите психологический смысл исследования деятельности?
  2. В чем сходство и различие учебной и трудовой деятельности?
  3. Почему досуг относят к одному из видов деятельности?
  4. В чем состоят особенности девиантного поведения?
  5. Какие причины лежат в основе делинквентного поведения?
  6. Объясните суть понятия «мотив»
  7. Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека
  8. Какое значение имеют самооценка и уровень притязаний в процессе мотивации?
  9. Что вы знаете о теории биологических потребностей человека?
  10. Какие мотивационные концепции второй половины 20 века вы знаете?
  11. Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н.Леонтьева

Литература

1. стр.

2. стр. 37-46, 369-380

3. стр. 511-534

4. стр. 103-105

5. стр. 102-129

6. стр.

Тема: Способности

  1. Определение способностей
  2. Виды способностей
  3. Задатки, одаренность
  4. Талант, гениальность

Контрольные вопросы и задания

  1. Что вы знаете о способностях человека? Дайте определение способностей по Б.М.Теплову
  2. Какие вы знаете классификации способностей?
  3. В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?
  4. Какие уровни развития способностей вы знаете?
  5. Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально обусловленных качеств человека и их роли в формировании способностей?
  6. Что такое потенциальные и актуальные способности?
  7. Какие теории и концепции способностей вы знаете?
  8. Раскройте роль игры в формировании способностей
  9. Как особенности семейного воспитания влияют на развитие способностей?

Литература

1. стр. 152-158

2. стр. 273-276

3. стр. 535-551

4. стр. 81-83

5. стр. 419-444

6. стр.

Тема: Темперамент

  1. Определение темперамента
  2. История вопроса
  3. Типы темперамента по И.П.Павлову
  4. Свойства темперамента
  5. Темперамент и деятельность

Контрольные вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте темперамент как свойство личности. Дайте определение темпераменту по Б.М.Теплову
  2. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?
  3. Что вы знаете о типологии темперамента Э.Кречмера и У.Шелдона
  4. Каковы основные свойства и характеристики темперамента по Б.М.Теплову и В.Д.Небылицыну?
  5. Что является физиологической основой темперамента?
  6. Определите свой тип темперамента по личностному опроснику Айзенка. Согласны ли вы с результатами?
  7. Какие качества личности следует отнести к свойствам темперамента?
  8. В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности и общения?

Литература

1. стр. 149-152

2. стр. 276-298

3. стр. 553-565

4. стр. 84-86

5. стр. 379-392

6. стр.

Тема: Характер

  1. Определение характера
  2. Чем характер отличается от темперамента?
  3. История вопроса ( гороскопы, физиогномика, хиромантия, графология)
  4. Свойства характера
  5. Классификации характера

Контрольные вопросы и задания

  1. Что входит в структуру характера?
  2. Каково соотношение личности и характера?
  3. Как формируется характер?
  4. Какие акцентуации характера встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?
  5. Как характер проявляется через деятельность?
  6. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни?
  7. Из приведенных ниже определений выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер», дайте обоснование своего решения.

А. Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях

Б. Черты характера проявляются лишь в соответствующих или типичных обстоятельствах

В. Свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам деятельности

Г. Свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий

Д. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются

Е. Характер индивидуально своеобразен

Ж.Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны

З. Характер — отражение общественных отношений

Литература

1. стр. 158-161

2. стр. 298-369

3. стр. 567-581

4. стр. 90-94

5. стр. 392-419

6. стр.

Тема: Эмоции и воля

  1. Определение эмоций
  2. Виды эмоций
  3. Основные теории эмоций
  4. Определение воли
  5. Виды воли

Контрольные вопросы и задания

  1. Расскажите о соотношении понятий «эмоции» и «чувства»
  2. Раскройте основные характеристики эмоций
  3. В чем заключается амбивалентность эмоций?
  4. Как рассматривалась проблема эмоций в 18-19 веках?
  5. Назовите факторы, обуславливающие формирование положительных и отрицательных эмоций
  6. Какой мир отражают эмоциональные процессы – внешний или внутренний?
  7. Назовите этапы сложного волевого акта
  8. Какие психологические черты характеризуют волевые качества личности?
  9. Почему воспитанному человеку легче осуществлять волевое действие?

Литература

1. стр. 109-123, 127-131

2. стр. 233-251

3. стр. 354-392

4. стр. 95-102

5. стр. 334-379

6. стр.

Тема: Невербальные средства общения

  1. Вербальные и невербальные средства общения
  2. Мимика
  3. Жесты
  4. Характеристики голоса
  5. Визуальный контакт
  6. Положение тела в пространстве
  7. Прикосновения
  8. Личное пространство
  9. Внешний вид

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие науки изучают невербальные средства общения?
  2. Какие группы жестов вы знаете?
  3. Расскажите о национальной специфике невербальных средств общения
  4. Почему внешний вид человека оказывает существенное влияние на весь процесс общения?

Литература

1. стр.

2. стр. 399-403

3. стр.

4. стр.

5. стр. 171-173

6. стр.

Тема: Проведение деловой игры «Совещание»

  1. Составление( по группам) бизнес- плана
  2. Подготовка к выступлениям
  3. Проведение игры
  4. Обсуждение вербальных и невербальных средств общения, использованных во время игры

Все участники разбиваются на группы 5-7 человек, группы образуют какие-либо фирмы. Каждой производственное совещание главные специалисты, с которыми будут обсуждаться фирме за 10-15 минут нужно придумать название, разработать бизнес-план производства определенного товара, назначить главного специалиста.

Затем приглашаются на производственное совещание главные специалисты, с которыми будут обсуждаться проблемы финансирования их проектов. Каждый главный специалист должен изложить суть проекта своей фирмы, оценить ценность других проектов и в ходе обсуждения выбрать наилучший проект, который получит финансирование.

При подготовке к защите проекта команда должна ответить на следующие вопросы:

  1. Какую продукцию вы выпускаете или какие услуги оказываете?
  2. Ваша стратегия на перспективу? Конкурентен ли ваш товар? Какова система сбыта ваших товаров?
  3. Какова платежеспособность вашей фирмы, источники финансирования? Какое финансирование требуется?

Участники совещания должны оценить проекты, предварительно выбрав ведущего совещания. Наблюдатели фиксируют ход совещания, анализируют его этапы, позиции «взаимодействия» участников и ведущего, характер конфликта мнений и исход совещания.

Контрольные вопросы и задания

  1. Чем отличается конфликт от спора и дискуссии?
  2. Какова стратегия поведения в конфликтной ситуации?
  3. Что такое конструктивный и деструктивный конфликт?
  4. Правила поведения в условиях конфликта

Литература

1. стр. 187-204

2. стр. 421-473

3. стр.

4. стр. 175-177

5. стр.

6. стр.

Тема: Основные дидактические концепции

  1. Концепции образования
  2. Теории учения и обучения
  3. Теории воспитания
  4. Средства и методы педагогического воздействия на личность

Контрольные вопросы и задания

  1. Сопоставьте теории образования, обучения и воспитания
  2. Выделите преимущества и уместность каждой образовательной концепции
  3. Какие теории образования, обучения, воспитания, на ваш взгляд, реализуются в современной практике российского образования?
  4. Сопоставьте понятия научение, обучение, учение, учебная деятельность и выделите то, что отличает одно понятие от другого
  5. В чем различия между задачей и учебной проблемой?
  6. Какова структура учебной деятельности?
  7. На какие группы можно подразделить методы педагогического воздействия?
  8. Какую роль в убеждении играет личный пример педагога

Литература

1. стр. 232-247

2. стр. 530-532

3. стр.

4. стр. 200-215

5. стр.

6. стр. 99-119

Тема: Педагогический процесс

  1. Структура педагогического процесса
  2. Содержание образования
  3. Методы обучения
  4. Методы контроля
  5. Средства обучения
  6. Организационные формы обучения

Контрольные вопросы и задания

  1. Перечислите компоненты педагогического процесса
  2. Каковы пути формирования целей педагогического процесса7
  3. Опишите основные способы построения содержания образования. Укажите, в чем преимущества и недостатки каждого из них
  4. С какими методами обучения и контроля вы сталкивались в собственном процессе обучения?
  5. В чем разница между оценкой и отметкой?
  6. Перечислите достоинства и недостатки различных форм обучения
  7. Охарактеризуйте направления инновационного обучения

Литература

1. стр. 248-270

2. стр. 495-547

3. стр.

4. стр.

5. стр.

6. стр. 15-74

Тема: Современные тенденции в образовании

  1. Непрерывное образование
  2. Андрогогика
  3. Компетентностный подход

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем заключаются особенности непрерывного образования?
  2. В чем причина возникновения новой отрасли педагогики- андрогогики?
  3. Назовите основные различия между традиционным обучением и компетентностным подходом
  4. Какую из четырех основ образования – профессионально-методическую, компетентность в сфере деятельности, социально-коммуникативную, компетентность в плане личности, — на ваш взгляд, наиболее сложно реализовать в педагогической практике?

Литература

1. стр. 291-305

2. стр.

3. стр.

4. стр.

5. стр.

6. стр.

Тема: Воспитание и его закономерности

  1. Содержание и направления воспитательного процесса
  2. Задачи и методы воспитания
  3. Семейное воспитание

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем различие в понимании воспитания как общественного явленич, условия становления личности, педагогического процесса?
  2. Освоение какой, на ваш взгляд культуры ( физической, социально-психологической, духовной ) наиболее сложно для человека?
  3. С какими методами воспитания вы чаще всего сталкивались в учебных заведениях?
  4. Какие концепции воспитания вы склонны принять?
  5. Возможно ли воспитание без самовоспитания?
  6. К какой модели семьи вы можете отнести ту, в которой воспитывались сами?
  7. Сформулируйте свои представления о семье

Литература

1. стр. 271-289

2. стр. 561-592

3. стр.

4. стр. 241-252

5. стр.

6. стр. 172-186

Тема: Управление образовательными системами

  1. Общая характеристика образовательных систем
  2. Характеристика управленческой деятельности
  3. Управление образовательным процессом
  4. Управление развитием воспитательной системы
  5. Управление учением как самоуправляемой системой
  6. Управление качеством образовательных систем

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое педагогическая система?
  2. В чем суть основных теорий управления персоналом?
  3. В чем суть традиционных и инновационных подходов к управлению человеческими ресурсами? Докажите их сходство с традиционной и инновационной педагогикой
  4. Рассказать об уровнях управления образовательным процессом
  5. Назовите способы и средства управления развитием воспитательной системы
  6. Какие подходы к управлению учением вам известны?
  7. В чем суть рефлексивного управления учением?
  8. Что такое качество?
  9. Рассказать о критериях оценки качества образовательных систем

Литература

1. стр.

2. стр. 527-530

3. стр.

4. стр.

5. стр.

6. стр. 5-10, 232-266

Основная литература

  1. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов.- М.: Гардарики, 2007.-335с.
  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону; «ФЕНИКС», 2001.-672 с
  3. .Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003.-592с.
  4. Психология и педагогика. Под. ред. Радугина А.А.-М.: Центр, 2000.-254с
  5. Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций- М.:ВЛАДОС,2000.-448с.
  6. Управление образовательными системами: учеб пособие для студентов высш. учебн. заведений/ под ред. Шамовой Т.И.- М.: изд. центр «Академия», 2007.- 384с.

Дополнительная литература

  1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов вузов. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.; «Владос», 1998.-687 с.
  2. Основы инженерной психологии. Учебник для вузов. Под ред. Ломова Б.Ф. – М.; « Высшая школа», 1986.-448 с.
  3. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.-М.; «Наука», 1989.-456 с.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. – М.; «Юристь», 1997.-507 с.
  5. Программа. Обновление гуманитарного образования в России. Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Жукова Ю.М. – М.: «Наука»,1994 г.,-255 с.
  6. Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. Дружинина В.Н. – СПб.: Питер,2002.-672с.
  7. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. — М.: Пед. общество России,1999.-430с.
  8. Практическая психология в тестах. Сост. Р. Римская, С. Римский.- М.:иАСТ-ПРЕСС,2001.-376с.
  9. Ihtik.lib.ru

Реан А.А., БордовскаяН.В., РозумС.И. Психология и

педагогика.СПб.:Питер,2000.-432с.

  1. Ihtik.lib.ru

Богданов И.В. Психология и педагогика

Метод.рек .по изуч. курса- 317с.

  1. Аванесов В.С. Применение тестов в учебном процессе Автоматизация тестирования в системе экономического образования-М.: ФА, 1996, с. 3-6.
  2. Самолаев Ю.Н., Блашковская И.В. Методические рекомендации по разработке тестовых заданий -М.: РТА, 1996.15с
  3. Коломиец Б.К. «Категория качество образования» Восьмой симпози­ ум: квалиметрия человека и образования М.: 1999, с. 170-174.
  4. А.И. Субетто, Н.А. Селезнева Качество образования как синтеза­ тор… Качество образования: концепции, проблемы. Материалы III Меж­ дународной научно — методической конференции. -Новосибирск. Изд — во НГУ, 2000. -380 с. с.15 — 16.
  5. Субетто А.И. Качество человека как объект квалиметрии образова- ния.Восьмой симпозиум: квалиметрия человека и образования., М.: 1999, ЧастьI.
  6. Скок Г.Б. Формулирование Ценностей, целей, норм как основа по­ строения системы качества образование.с.25-30
  7. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века-М.:1998.-608с.
  8. Горбунова Е.И. , Шевченко К.К. Отчет «Оценка стратегии стандарти­ зации высшего профессионального образования»,МЭСИ, 2000г.
  9. Татур Ю.Г. Обеспечение качества в высшем образовании РФ.- М.:ИЦПКПС.2000,117с.
  10. Педагогика. Под. ред. П.И. Пидкасистого-М.: ПОР,1998. — 640с 11 .Чернилевский Д.В. Технологии обучения в ВШ.-М.: «Экспеди­тор», 1996.-288с.
  11. Качество образования в Новосибирском госуниверситете М.: ИЦПКПС,2000.-77с.
  12. Талызина Н.Ф.и др. Пути разработки профиля специалиста — Сара­тов: Изд. саратовского ун. 1987.-176с.
  13. Рубин Ю.Б. Образовательная система как объект стандартизации. Материалы конференции «Проблемы нормативно — правового обеспечения открытого образования», 31 января 01 февраля 2001 г, г.Москва. МЭСИ.
  14. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа -М.: ИЦПКПС,1999.-278с.
  15. Фокин Ю.Г. Обучение и воспитание в вузе. -М.: АКАДЕМИЯ, 2002
  16. Государственные приоритеты в науке и образовании. Отв ред А.И. Ракитов -М.: РАН ИНИОН. 2002.-232с.
  17. Зайцева Ж.Н. Открытое образование. -М.: МЭСИ
  18. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе — М.: Академия,2001.
  19. Ю. Кулюткин, С.Тарасов Образовательная среда и развитие личности. //Новые знания №1, 2001. с.6-7.
  20. Основы открытого образования Т.1 Под ред В.И. Солдаткина НИИЦ РАО-676с.
  21. Плотинский Ю.М. Теоретичесие и эмпирические модели социальных процессов-М.: ЛОГОС, 1998. 280с
  22. Основы открытого образования Под ред. В.И. Солдаткина
  23. АндреевА.А., Рубин Ю.Б. Титарев Л.Г. Кафедра в системе открытого образования Материалы конференции «Образование в информационную эпоху» -М.: МЭСИ, 2001, с.90-100
  24. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии -М.: Педагогика, 1989. -192с.
  25. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в ВШ,-М.: «Экспедитор»1996. -288с.
  26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии -М.: Педагогика, 1989. -192
  27. Ильин Г.Л.Философия и история образования. -М.: ИЦПКПС, 1999. -45с.